Рабочая программа по предмету «Чтение» (подготовительный класс, коррекционная школа)

5
0
Материал опубликован 2 October 2020 в группе


Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат»





УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы-интерната

____________Самойлик С.А.

                                                                                                    (подпись)


«___» _____________ 2020 г.

                                                                                                              (дата)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Чтение»

(предмет, курс, модуль)

базовый уровень

(уровень программы)

Подготовительный класс

(параллель (класс))











Составитель

рабочей программы:

Кузнецова В.В.







2020 г.



Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Чтение» разработана в соответствии с

-Законом Луганской Народной Республики от 30 сентября 2016 года № 128-II «Об образовании» (с изменениями);

- Типовым положением о специальной (коррекционной) образовательной организации (учреждении) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.02.2017 года № 82, зарегистрированном в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 28.03. 2017 г. за № 148/1199;

- Специальным государственным образовательным стандартом с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 495-ОД от 21 мая 2018 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06. 2018 г. за № 200/1844;

- Уставом школы-интерната, утвержденнымМинистерством образования и науки Луганской Народной Республики от 18.03.2016 года № 86;

- Адаптированной основной общеобразовательной программой ГБОУ ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-инетрнат», утвержденной приказом директора школы-интерната № ____ от «____» _________ 2018 г.

- «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы / Под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2011 г.

- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013;

- Примерной программой для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературному чтению дляI-IV классов (базовый уровень). / Под редакцией Чорной Е.В.- Луганск, 2016., утвержденной приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики 27.12.2016 за №483;

- Методическими рекомендациями «Обучение грамоте. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразоват. программы / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2016.

- Учебником для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь. В 2 ч. / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2017.


Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы, направлено на социализацию личности, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.

Отличительной особенностью программы является ее деятельностный характер, ставящий главной целью развитие и коррекцию личности обучающегося. Чтение как учебный предмет и основа овладения родным языком охватывает все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Это один из видов собственно человеческой речемыслительной деятельности.

Овладение навыком чтения важный этап в жизни каждого ребенка. Овладение навыком чтения детьми с интеллектуальной недостаточностью имеет принципиальную важность, так как эффективность дальнейшего обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Психологи замечали, что прежде дети учатся чтению и письму, а затем посредством чтения и письма.

Обучение в подготовительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как чтение, письмо, математика, являются условными. В этот период основной задачей является подготовка учащихся к овладению грамотой, первоначальными навыками счёта. Большое внимание должно быть уделено общему и общеречевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития. Важным является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.

На условно называемых уроках чтения в подготовительном классе прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умственно отсталых детей широко распространено. У них наблюдаются

дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и нескольких групп.

Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.

Без специальной работы над развитием слухового внимания у умственно отсталых дошкольников к моменту поступления в школу оказывается несформированным речевой и фонематический слух, что затрудняет овладение

детьми звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом. Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.


Цели программы обучения:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания;

- коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за различными явлениями в окружающей среде;

- практическое овладение терминами «слово», «слог», «звук», «предложение», формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2—4 слов, с опорой на выполняемые действия, картинки или проведённые ранее наблюдения;

- знакомство с 6 звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, формирование умения слышать звуки и выделять их в начале слова;

- формирование первоначальных навыков слогового чтения.


Задачи программы обучения:

- формирование у учащихся интереса к уроку чтения и чтению как процессу;

- развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;

- выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребенка;

- подготовка обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения;

- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.


Задачи коррекционной работы:

- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

- формировать выразительную сторону речи;

- корригировать построение устных связных высказываний;

- развивать зрительное восприятие и узнавание;

- развивать пространственные представления и ориентации;

- развивать основные мыслительные операции;

- развивать наглядно - образное и словесно - логическое мышления;

- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;

- обогащать лексический словарь;

- воспитывать культуру речевого общения.


Основные направления коррекционной работы:


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.). Кто и как подаёт голос? (Корова, лошадь, кошка и др.). Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них.

Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолёт летит, рокочет мотор: р-р-р).

Выделение первого звука в слове.

Умение слышать нужный звук в слове.


ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки.

Поддувание ватных шариков, сделанных из фольги корабликов, самолётиков.

Надувание цветных шаров. Специальные упражнения для всех артикуляторных

органов — губ, щёк, языка, нёба (надуть щёки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и), язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).


РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ

Отработка правильного произношения всех звуков входит в понятие «воспитание звуковой культуры речи». Поэтому в подготовительном классе у детей фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков.

Произношение звуков отрабатывается в следующей последовательности.

Произнесение простых по артикуляции согласных —губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т); заднеязычных (к, г, х) и т. д.

Чёткое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с; о, у — м, ж, ч, ш; в, ф — о, з, л; т, д, н — ш, ж, р и др.).

Отработка трудных для произношения звуков (шипящих — ж, ш, ч, щ и сонорных л, р) после индивидуальных логопедических занятий по их постановке и автоматизации.

Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи(словах, фразах).

Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.

Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:

соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу — а-а-а, ёж фыркает — ф-ф-ф);

повторение строчек из народных колыбельных песен

(баю-баю-баю — куколку качаю);

напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та-та — мы везём с собой кота);

повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки жёлтые срывает» — в-в-в);

разучивание коротких стихотворений для детей младшего дошкольного возраста.


В учебном плане ГОУ ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат» предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика», на него отводится 99 часов в год (3 ч в неделю), I семестр – 16 учебныхнедель, II семестр – 17 учебных недель.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучащиеся могут овладеть знаниями о:

- названиях предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;

- названиях основных цветов, форме и размере предметов (большой, маленький);

- названиях дней: вчера, сегодня, завтра;

- названиях частей суток: утро, день, вечер, ночь; своем имени, фамилии, именах и фамилиях родителей, ближайших родственников;

- своем адресе, проезде к дому и к школе;

- значимости языка и речи в жизни людей;

- неречевых и речевых звуках;

- языковых единицах (буква, слово, предложение);

- о пространственном расположении фигур;

- различиях между звуками и буквами;

- местоположении звука в слове (начало и конец слова);

- гласных и согласных звуках, правильном их произношении;

- различии слова и предложения, слова и слога;

- количестве слов в предложении;

- знать наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.

Обучающиеся могут овладеть умениями:

- отвечать на вопрос простой фразой;

- составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

- связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;

- составлять предложения из данных слов;

- составлять предложения по схеме;

- читать по слогам слова, предложения;

- ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;

- понимать различие между звуками и буквами;

- устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);

- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

- различать слово и предложение, слово и слог;

- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

- осознавать слово как единство звучания и значения;

- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре,

- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук; пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета:

осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи;

проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;

положительное отношение к школе, к урокам чтения;

проявление интереса к языковой и речевой деятельности;

расширение представлений о многообразии окружающего мира;

доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание,

отзывчивость и др.;

первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе

выполнения совместной учебной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты освоения:


Коммуникативные учебные действия:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.


Регулятивные учебные действия:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из –за парты и т.д.);

работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;


Познавательные учебные действия:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

устанавливать видо – родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

читать;

наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами

Предметные результаты:

Достаточный уровень:

- выполнять задания по словесной инструкции;

- называть предметы и соотносить их с картинками;

- внятно выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;

- правильно здороваться и прощаться;

- называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;

- читать наизусть 2—3 коротких стихотворения;

- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;

- составлять предложения на основе выполненного действия или по картинке;

- определять количество слов (2—3) в предложении, строить условно-графическую схему предложения из его составляющих;

- делить слова на части (слоги);

- держать ручку, карандаш; «печатать» буквы по oбразцу;

- знать и называть буквы: А.У, О, М, С, Х;

- выделять звуки, которые обозначают эти буквы;

- читать короткие слова с этими буквами.

Минимальный уровень:

- знать и уметь своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей дифференцировать два-три цвета, называя их;

- по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;

- различать, кто как голос подаёт; имитировать голос животных;

- составлять предложения (из 2 слов) по предметной картинке, выделять каждое слово с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;

- правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры;

- выполнять элементарные задания по словесной инструкции;

- показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;

- здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);

- знать и называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена своих ближайших родственников;

- участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений;

- знать и называть буквы: А, У, О. Выделять звуки, которые обозначают эти буквы;

- читать короткие слова с этими буквами.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КУРСА

Программа включает следующие разделы:


Подготовка к усвоению грамоты включает в себя:

1. Подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения:

- развитие слухового внимания, фонематического слуха;

- элементарный звуковой анализ;

- совершенствование произносительной стороны речи;

- формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение»; часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки»;

- деление слов на части;

- выделение на слух некоторых звуков;

- определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

2. Речевое развитие:

- понимание обращенной речи;

- выполнение несложных словесных инструкций;

- называние предметов, подбор слов, характеризующих их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, материалу), подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по определенному признаку;

- обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям;

- активизация словаря;

- составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.);

- расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения;

- формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью, выражение своей просьбы и желания и т.п.;

- слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста;

- рассказывание сказки с помощью учителя с опорой на наглядность;

- разучивание коротких стихотворений с голоса учителя.

3. Изучение букв:

Чтение слогов и слов.


Звук: Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Назови на одном выдохе игрушки на столе (2—3)» и др. Отработка чёткого и выразительно произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем и т. д.

Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приёмов.

Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным знаком например белым кружком или квадратиком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.

Слово: Практическое знакомство со словом («Назови предметы, повтори все слова» и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Чётко различение предмета и слова, его называющего (где предмет, а где «записано» слово). Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графической схемы.

Дифференциация сходных по звучанию слов (Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, мишка — миска Боря — Поля) с показом названных предметов или их изображений.

Выделение слов (2—3) из ряда предложенных на слух с фиксацией каждого слова картинкой и схемой.

Предложение: Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением.

Составление предложений из 2, далее из 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку: Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает. Девочка рисует. Девочка спит. Составление схем предложения «Чтение» каждого предложения.

Деление предложения на слова, фиксация их условно - графической схемой и последующее «чтение».

Различение на слух или по картинке сходных предложений: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря есть машина; Катя держит мишку. Катя держит кошку.

Часть слова (слог): Деление двусложных слов на части А-ня, О-ля, Ви-тя. Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация частей слов (слогов) условно-графическим изображением. «Чтение» слов слогам с опорой на картинку и условно-графическую схем

Дифференциация сходных слогов: ма — мо, со — са - ма — на, ва — фа, бо — по, ту — ду и т. д.


Буква

Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчленённых структур (без называния буквы и соотнесения её со звуком): А У, М, О, X, С. Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга; объединение одинаковых букв, разных по размеру; складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. (Если дети правильно называют букву, учитель поощряет их, но не обязывает запомнить название буквы.)


Звук и буква

Печатание прописных букв: А, У, М, О, Х, С и соотнесение их со звуком. Обозначение звука соответствующей буквой. Фиксация буквой начального звука в схеме слов при назывании предметных картинок. Чтение букв, выделение знакомой буквы среди других.

Слог

Образование и чтение слогов с изученными согласными в данной последовательности: слог, состоящий из одной гласной в словах (а - у, у – а), закрытые двухбуквенные слоги (ам, ум); открытые двухбуквенные слоги (ма, му). Дифференциация сходных звуков в слогах: ам - ан, ма - на, ха - хо. Термин «слог» не используется, используется понятие «часть слова».

Слово

Чтение слов, состоящих из двух слогов с изученными слоговыми структурами: ма - ма, му - ха, у - ха и др. Составление слов из заданных слогов с опорой на картинку, дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов (с опорой на картинку).


Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской

самостоятельности у младших школьников: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. Учитель в подготовительном и первом классах один раз в неделю по 10–15 минут урока читает детям небольшие художественные произведения из детской периодики, детских книг. Рассматривание детской литературы, доступной обучающимся подготовительного и 1 класса.

Промежуточная аттестационная работа по предмету «Чтение» проводится в конце учебного года в виде практической работы, включающей в себя следующие задания:

- Определение места звуков А, У, М, О, Х, С, в словах, обозначающих предметные картинки.

- Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ.

- Чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ, МОХ.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

1.

Добукварный период

48


Представления о себе и ближайшем окружении

2


Развитие фонематического слуха,

слухового восприятия

20


Подготовка к овладению умениями

аудировать (слушать – понимать) и говорить

4


Развитие смысловой стороны речи

8


Усвоение диалогической и монологической речи

14

2.

Букварный период

51


Изучение букв А, У, М, О, Х, С

41


Построение связных высказываний

10


Всего

99

Календарно-тематический план


п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Приме-

чание

по плану

по факту

І СЕМЕСТР

Представления о себе и ближайшем окружении (2 ч)

1

1

Здравствуй, школа! Знакомство с классом, школой. Экскурсия по школьной территории. Режим дня в школе




2

2

Соотнесение собственного имени и фамилии, пол, возраст. Имена и фамилии тех, кто окружает (родители, братья, сестры, учитель, воспитатели, одноклассники).




Развитие фонематического слуха, слухового восприятия (20 ч)

3

1

Различение звуков окружающей действительности. Сказка «Курочка Ряба»




4

2

Понятие «звук». Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи




5

3

Имитация звуков животного мира. Выделение первого звука в слове. Сказка «Колобок»




6

4

Умение слышать нужный звук в слове.




7

5

Увеличение количества определяемых на слух источников звука




8

6

Конструирование реплик по теме. Описание и сравнение предметов по цвету, по форме. По двум признакам (по цвету и форме).




9

7

Запоминание нескольких предметов (от 2 до 4) с опорой на иллюстрации. Сказка «Три медведя»




10

8

Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия.




11

9

Составление простых предложений, называние цветов (осенние краски)




12

10

Рассказывание сказки с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Характеристики речи (ритм, пауза, продолжительность).Сказка «Репка».




13

11

Ритмико-интонационная структура слов (повторение слов с одновременным хлопаньем в ладошки, простукиванием ребром ладони по парте, по столу: та-та, тата, татата). Знакомство с термином «слог»




14

12

Развитие речевого дыхания. Деление слов на слоги




15

13

Продуцирование речи с разной силой голоса. Различие интонации. Сказка «Теремок»




16

14

Продуцирование речи в разном темпе (быстро – в разговорном темпе – медленно).




17

15

Выполнение простых поручений по словесному заданию. Простейшие словесные отчеты по выполненному поручению.




Подготовка к овладению умениями аудировать (слушать – понимать) и говорить (4 ч)

18

1

Понятие «слово» и его условно-графическое изображение. А. Барто «Наша Таня»




19

2

«Подпись» картинки словами с их последующим «чтением» по порядку и вразбивку




20

3

Дифференциация сходных по звучанию слов




21

4

«Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию парами с опорой на картинки. Сказка «Петушок и бобовое зернышко».




Развитие смысловой стороны речи (8 ч)

22

1

Описание предмета по трем признакам (цвет, форма, величина). Составление по вопросам учителя предложений, включающих описание предмета.




23

2

Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя, с элементами драматизации.




24

3

Составление предложений по картинкам, знакомство с понятием «предложение» и его условно-графической схемой (схема предложения без деления на слова).




25

4

Составление предложений в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова)




26

5

Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в условно-графической записи.




27

6

Я и мои товарищи. Подбор одной из двух близких по содержанию картинок к заданному предложению, условно-графическая схема и последующее «чтение».




28

7

Деление предложения из двух слов на слова, условно-графическое изображение предложения. Определение первого слова




29

8

Составление предложений по схеме Кто? Что делает? по ситуационной картинке, по аналогии, по предметной картинке, по условно-графическому изображению.




Усвоение диалогической и монологической речи (14 ч)

Диалогическая речь

30

1

Что такое вежливость. Игра «Доскажи словечко». Дидактическая игра «Назови волшебные слова».




31

2

Нормы русского речевого этикета: просьба, приветствие. Составление реплик диалога. Игра «Угадай вежливое слово»




32

3

Народные игры с диалогами. Игра «Гуси-гуси»




33

4

Домашние дела. Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение».




34

5

Описание действий взрослых в определенных бытовых ситуациях: мама баюкает ребенка, отец косит траву




35


6

Деление данного предложения состоящего из трех слов, на слова. Условно-графическая фиксация слов в предложении. «Чтение» предложения




36

7

Знакомство во дворе. О правилах поведения при знакомстве. Составление диалогов по картинкам.




37

8

Составление предложений из двух-трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение».




38


9

Деление предложений на слова, их условно-графическая запись, «чтение».




39

10

Составление предложений по картине. Беседа на тему «Моя любимая сказка».




Монологическая речь

40

11

Составление предложений по ситуационным картинкам с заданным количеством слов, их условно-графическая фиксация и последующее «чтение»




41

12

Повторение вслед за учителем стихотворения.




42

13

Составление предложений из трёх слов. Определение первого слова.




43

14

Передача интонации речи героев прослушанных сказок. Распространение предложений




Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

44

16

Деление простых по слоговой структуре слов на слоги с помощью выполнения действий. Использование выражения «часть слова».




45

17

Условно графическое изображением слова, разделенного на слоги (вертикальная полоска). Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам.




46

18

Деление слов на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам. Четкое произнесение каждого слога в словах. Слитное «чтение» и «чтение» по слогам




47

19

Дифференциация сходных слов (мак – бак, мишка – миска, осы – косы, рот – крот). Игра «Раз, два, три – повтори и покажи»




48

20

Дифференциация сходных слогов (ма – мо, ту – ду).




ІІ СЕМЕСТР

Букварный период (51 ч)

Изучение букв А, У, М, О, Х, С (41 ч)

49

1

Выделение звука А в начале слова. Схема слова, на которой звук показан в виде пустого квадратика. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах




50

2

Подбор слов, начинающихся со звука А. Условно-графическая запись слова.




51

3

Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.




52

4

Подбор слов, начинающихся со звука У. Условно-графическая запись слова.




53

5

Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.




54

6

Определение первого звука в словах.




55

7

Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова




56

8

Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.




57

9

Дифференциация сходных слов (осы-косы, усы-бусы, рот-крот, лапа-лампа).




58

10

Заучивание с голоса учителя четверостиший, потешек, пословиц, чистоговорок, включающих в себя слоги и слова, сходные по звучанию




59

11

Звук и буква Аа




60

12

Определение места звука А в словах, обозначающих предметные картинки




61

13

Звук и буква Уу




62

14

Определение места звука У в словах, обозначающих предметные картинки




63

15

«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме




64

16

Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА. Восклицательная интонация при чтении.




65

17

Звук и буква М м




66

18

Определение места звука М в словах, обозначающих предметные картинки.




67

19

«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме




68

20

Составление слогов и слов из букв А, У, М




69

21

Определение места звука А, У, М в словах, обозначающих предметные картинки.




70

22

Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении




71

23

Составление и чтение слова МА - МА




72

24

Звук и буква Оо




73

25

Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки




74

26

«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме




75

27

Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки




76

28

Составление слогов и слов из букв А, У, М




77

29

Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ




78

30

Составление и чтение слов с изученными буквами. Составление предложений из трёх слов со звуком [у] по картинке и схеме




79

31

Звук и буква Хх. Определение места звука Х в словах, обозначающих предметные картинки




80

32

«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме




81

33

Составление слогов и слов из букв А,У,М,О,Х.




82


34

Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ,. Работа над восклицательной интонацией при чтении.




83

35

Составление предложений из трёх слов

по картинке и схеме




84

36

Звук и буква Сс. Определение места звука С в словах, обозначающих предметные картинки




85

37

Условно-графическая запись слов и выделение первого звука на слух и в схеме.




86

38

Чтение слогов с буквой С.




87

39

Составление слогов и слов из букв А, У, М, О, Х, С




88

40

Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ.




89

41

Соотнесение предложений с картинкой. Деление предложения на слова. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С




Построение связных высказываний (10 ч)

90

1

Рассказывание содержания картинки




91

2

Составление рассказа по серии сюжетных рисунков




92

3

Описание игрушек




93

4

Описание набора игрушек (посуда, мебель, машинки).




94

5

Рассказ о выполненной деятельности




95

6

Составление связного рассказа об увиденном во время прогулки, экскурсии




96

7

Пересказ содержания мультфильма




97

8

Пересказ содержания прослушанной детской книжки, сказки.




98

9

Повторение пройденного. Чтение слогов

и слов с изученными буквами




99

10

Итоговый урок. Проверка готовности

школьников к овладению чтением





Перечень учебно – методического обеспечения


Учебно-методическое обеспечение

Название, автор, издательство, год издания

Программы

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией И.И.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.

Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературному чтениюдля I-IV классов. / Под редакцией Чорной Е.В.- Луганск: 2016.

Учебная литература

Букварь. 1 класс. Учебник. В 2ч. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова.- М.: Просвещение, 2017.

Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение, 2016.

Дополнительная литература

В. В. Воронкова. Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы / В. В. Воронкова. — М.: ВЛАДОС, 2000 г.

С. Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. — М.: Ось-89, 1999 г.

Дидактический материал. Добукварный период. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. 1 класс.- М.: Просвещение, 2014 г.

Оборудование

Предметные рисунки, сюжетные картинки, опоры-схемы графического изображения слов, предложений, настенные таблицы, магнитная азбука


РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения

учителей начальных классов

от «___»_______ 2020 г. № ______

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по учебной работе

____________________ Кочубей Е.А.

(подпись)


«___» ____________ 2020 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.