Рабочая программа по предмету «Чтение» (подготовительный класс, коррекционная школа)
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы-интерната
____________Самойлик С.А.
(подпись)
«___» _____________ 2020 г.
(дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Чтение»
(предмет, курс, модуль)
базовый уровень
(уровень программы)
Подготовительный класс
(параллель (класс))
Составитель
рабочей программы:
Кузнецова В.В.
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение» разработана в соответствии с
-Законом Луганской Народной Республики от 30 сентября 2016 года № 128-II «Об образовании» (с изменениями);
- Типовым положением о специальной (коррекционной) образовательной организации (учреждении) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.02.2017 года № 82, зарегистрированном в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 28.03. 2017 г. за № 148/1199;
- Специальным государственным образовательным стандартом с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 495-ОД от 21 мая 2018 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06. 2018 г. за № 200/1844;
- Уставом школы-интерната, утвержденнымМинистерством образования и науки Луганской Народной Республики от 18.03.2016 года № 86;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой ГБОУ ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-инетрнат», утвержденной приказом директора школы-интерната № ____ от «____» _________ 2018 г.
- «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы / Под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2011 г.
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013;
- Примерной программой для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературному чтению дляI-IV классов (базовый уровень). / Под редакцией Чорной Е.В.- Луганск, 2016., утвержденной приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики 27.12.2016 за №483;
- Методическими рекомендациями «Обучение грамоте. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразоват. программы / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2016.
- Учебником для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь. В 2 ч. / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2017.
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы, направлено на социализацию личности, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Отличительной особенностью программы является ее деятельностный характер, ставящий главной целью развитие и коррекцию личности обучающегося. Чтение как учебный предмет и основа овладения родным языком охватывает все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Это один из видов собственно человеческой речемыслительной деятельности.
Овладение навыком чтения важный этап в жизни каждого ребенка. Овладение навыком чтения детьми с интеллектуальной недостаточностью имеет принципиальную важность, так как эффективность дальнейшего обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Психологи замечали, что прежде дети учатся чтению и письму, а затем посредством чтения и письма.
Обучение в подготовительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как чтение, письмо, математика, являются условными. В этот период основной задачей является подготовка учащихся к овладению грамотой, первоначальными навыками счёта. Большое внимание должно быть уделено общему и общеречевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития. Важным является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
На условно называемых уроках чтения в подготовительном классе прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умственно отсталых детей широко распространено. У них наблюдаются
дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и нескольких групп.
Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.
Без специальной работы над развитием слухового внимания у умственно отсталых дошкольников к моменту поступления в школу оказывается несформированным речевой и фонематический слух, что затрудняет овладение
детьми звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом. Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
Цели программы обучения:
- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, решении бытовых задач;
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания;
- коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;
- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за различными явлениями в окружающей среде;
- практическое овладение терминами «слово», «слог», «звук», «предложение», формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2—4 слов, с опорой на выполняемые действия, картинки или проведённые ранее наблюдения;
- знакомство с 6 звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, формирование умения слышать звуки и выделять их в начале слова;
- формирование первоначальных навыков слогового чтения.
Задачи программы обучения:
- формирование у учащихся интереса к уроку чтения и чтению как процессу;
- развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
- выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребенка;
- подготовка обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Задачи коррекционной работы:
- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- корригировать построение устных связных высказываний;
- развивать зрительное восприятие и узнавание;
- развивать пространственные представления и ориентации;
- развивать основные мыслительные операции;
- развивать наглядно - образное и словесно - логическое мышления;
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
- обогащать лексический словарь;
- воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционной работы:
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.). Кто и как подаёт голос? (Корова, лошадь, кошка и др.). Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них.
Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолёт летит, рокочет мотор: р-р-р).
Выделение первого звука в слове.
Умение слышать нужный звук в слове.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки.
Поддувание ватных шариков, сделанных из фольги корабликов, самолётиков.
Надувание цветных шаров. Специальные упражнения для всех артикуляторных
органов — губ, щёк, языка, нёба (надуть щёки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и), язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).
РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ
Отработка правильного произношения всех звуков входит в понятие «воспитание звуковой культуры речи». Поэтому в подготовительном классе у детей фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков.
Произношение звуков отрабатывается в следующей последовательности.
Произнесение простых по артикуляции согласных —губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т); заднеязычных (к, г, х) и т. д.
Чёткое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с; о, у — м, ж, ч, ш; в, ф — о, з, л; т, д, н — ш, ж, р и др.).
Отработка трудных для произношения звуков (шипящих — ж, ш, ч, щ и сонорных л, р) после индивидуальных логопедических занятий по их постановке и автоматизации.
Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи(словах, фразах).
Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.
Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:
соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу — а-а-а, ёж фыркает — ф-ф-ф);
повторение строчек из народных колыбельных песен
(баю-баю-баю — куколку качаю);
напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та-та — мы везём с собой кота);
повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки жёлтые срывает» — в-в-в);
разучивание коротких стихотворений для детей младшего дошкольного возраста.
В учебном плане ГОУ ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат» предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика», на него отводится 99 часов в год (3 ч в неделю), I семестр – 16 учебныхнедель, II семестр – 17 учебных недель.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучащиеся могут овладеть знаниями о:
- названиях предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
- названиях основных цветов, форме и размере предметов (большой, маленький);
- названиях дней: вчера, сегодня, завтра;
- названиях частей суток: утро, день, вечер, ночь; своем имени, фамилии, именах и фамилиях родителей, ближайших родственников;
- своем адресе, проезде к дому и к школе;
- значимости языка и речи в жизни людей;
- неречевых и речевых звуках;
- языковых единицах (буква, слово, предложение);
- о пространственном расположении фигур;
- различиях между звуками и буквами;
- местоположении звука в слове (начало и конец слова);
- гласных и согласных звуках, правильном их произношении;
- различии слова и предложения, слова и слога;
- количестве слов в предложении;
- знать наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.
Обучающиеся могут овладеть умениями:
- отвечать на вопрос простой фразой;
- составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
- связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
- составлять предложения из данных слов;
- составлять предложения по схеме;
- читать по слогам слова, предложения;
- ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- различать слово и предложение, слово и слог;
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре,
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук; пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
положительное отношение к школе, к урокам чтения;
проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость и др.;
первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке.
Метапредметные результаты освоения:
Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из –за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• устанавливать видо – родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
• читать;
• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
• применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами
Предметные результаты:
Достаточный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и соотносить их с картинками;
- внятно выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;
- правильно здороваться и прощаться;
- называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;
- читать наизусть 2—3 коротких стихотворения;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения на основе выполненного действия или по картинке;
- определять количество слов (2—3) в предложении, строить условно-графическую схему предложения из его составляющих;
- делить слова на части (слоги);
- держать ручку, карандаш; «печатать» буквы по oбразцу;
- знать и называть буквы: А.У, О, М, С, Х;
- выделять звуки, которые обозначают эти буквы;
- читать короткие слова с этими буквами.
Минимальный уровень:
- знать и уметь своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей дифференцировать два-три цвета, называя их;
- по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;
- различать, кто как голос подаёт; имитировать голос животных;
- составлять предложения (из 2 слов) по предметной картинке, выделять каждое слово с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
- правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры;
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
- показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;
- здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);
- знать и называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена своих ближайших родственников;
- участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений;
- знать и называть буквы: А, У, О. Выделять звуки, которые обозначают эти буквы;
- читать короткие слова с этими буквами.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КУРСА
Программа включает следующие разделы:
Подготовка к усвоению грамоты включает в себя:
1. Подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения:
- развитие слухового внимания, фонематического слуха;
- элементарный звуковой анализ;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение»; часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки»;
- деление слов на части;
- выделение на слух некоторых звуков;
- определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
2. Речевое развитие:
- понимание обращенной речи;
- выполнение несложных словесных инструкций;
- называние предметов, подбор слов, характеризующих их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, материалу), подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по определенному признаку;
- обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям;
- активизация словаря;
- составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.);
- расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения;
- формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью, выражение своей просьбы и желания и т.п.;
- слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста;
- рассказывание сказки с помощью учителя с опорой на наглядность;
- разучивание коротких стихотворений с голоса учителя.
3. Изучение букв:
Чтение слогов и слов.
Звук: Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Назови на одном выдохе игрушки на столе (2—3)» и др. Отработка чёткого и выразительно произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем и т. д.
Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приёмов.
Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным знаком например белым кружком или квадратиком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.
Слово: Практическое знакомство со словом («Назови предметы, повтори все слова» и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Чётко различение предмета и слова, его называющего (где предмет, а где «записано» слово). Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графической схемы.
Дифференциация сходных по звучанию слов (Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, мишка — миска Боря — Поля) с показом названных предметов или их изображений.
Выделение слов (2—3) из ряда предложенных на слух с фиксацией каждого слова картинкой и схемой.
Предложение: Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением.
Составление предложений из 2, далее из 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку: Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает. Девочка рисует. Девочка спит. Составление схем предложения «Чтение» каждого предложения.
Деление предложения на слова, фиксация их условно - графической схемой и последующее «чтение».
Различение на слух или по картинке сходных предложений: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря есть машина; Катя держит мишку. Катя держит кошку.
Часть слова (слог): Деление двусложных слов на части А-ня, О-ля, Ви-тя. Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация частей слов (слогов) условно-графическим изображением. «Чтение» слов слогам с опорой на картинку и условно-графическую схем
Дифференциация сходных слогов: ма — мо, со — са - ма — на, ва — фа, бо — по, ту — ду и т. д.
Буква
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчленённых структур (без называния буквы и соотнесения её со звуком): А У, М, О, X, С. Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга; объединение одинаковых букв, разных по размеру; складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. (Если дети правильно называют букву, учитель поощряет их, но не обязывает запомнить название буквы.)
Звук и буква
Печатание прописных букв: А, У, М, О, Х, С и соотнесение их со звуком. Обозначение звука соответствующей буквой. Фиксация буквой начального звука в схеме слов при назывании предметных картинок. Чтение букв, выделение знакомой буквы среди других.
Слог
Образование и чтение слогов с изученными согласными в данной последовательности: слог, состоящий из одной гласной в словах (а - у, у – а), закрытые двухбуквенные слоги (ам, ум); открытые двухбуквенные слоги (ма, му). Дифференциация сходных звуков в слогах: ам - ан, ма - на, ха - хо. Термин «слог» не используется, используется понятие «часть слова».
Слово
Чтение слов, состоящих из двух слогов с изученными слоговыми структурами: ма - ма, му - ха, у - ха и др. Составление слов из заданных слогов с опорой на картинку, дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов (с опорой на картинку).
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у младших школьников: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. Учитель в подготовительном и первом классах один раз в неделю по 10–15 минут урока читает детям небольшие художественные произведения из детской периодики, детских книг. Рассматривание детской литературы, доступной обучающимся подготовительного и 1 класса.
Промежуточная аттестационная работа по предмету «Чтение» проводится в конце учебного года в виде практической работы, включающей в себя следующие задания:
- Определение места звуков А, У, М, О, Х, С, в словах, обозначающих предметные картинки.
- Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ.
- Чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ, МОХ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
1. | Добукварный период | 48 |
| Представления о себе и ближайшем окружении | 2 |
| Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | 20 |
| Подготовка к овладению умениями аудировать (слушать – понимать) и говорить | 4 |
| Развитие смысловой стороны речи | 8 |
| Усвоение диалогической и монологической речи | 14 |
2. | Букварный период | 51 |
| Изучение букв А, У, М, О, Х, С | 41 |
| Построение связных высказываний | 10 |
| Всего | 99 |
Календарно-тематический план
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Приме- чание | |
по плану | по факту | ||||
І СЕМЕСТР | |||||
Представления о себе и ближайшем окружении (2 ч) | |||||
1 | 1 | Здравствуй, школа! Знакомство с классом, школой. Экскурсия по школьной территории. Режим дня в школе | | | |
2 | 2 | Соотнесение собственного имени и фамилии, пол, возраст. Имена и фамилии тех, кто окружает (родители, братья, сестры, учитель, воспитатели, одноклассники). | | | |
Развитие фонематического слуха, слухового восприятия (20 ч) | |||||
3 | 1 | Различение звуков окружающей действительности. Сказка «Курочка Ряба» | | | |
4 | 2 | Понятие «звук». Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи | | | |
5 | 3 | Имитация звуков животного мира. Выделение первого звука в слове. Сказка «Колобок» | | | |
6 | 4 | Умение слышать нужный звук в слове. | | | |
7 | 5 | Увеличение количества определяемых на слух источников звука | | | |
8 | 6 | Конструирование реплик по теме. Описание и сравнение предметов по цвету, по форме. По двум признакам (по цвету и форме). | | | |
9 | 7 | Запоминание нескольких предметов (от 2 до 4) с опорой на иллюстрации. Сказка «Три медведя» | | | |
10 | 8 | Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия. | | | |
11 | 9 | Составление простых предложений, называние цветов (осенние краски) | | | |
12 | 10 | Рассказывание сказки с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Характеристики речи (ритм, пауза, продолжительность).Сказка «Репка». | | | |
13 | 11 | Ритмико-интонационная структура слов (повторение слов с одновременным хлопаньем в ладошки, простукиванием ребром ладони по парте, по столу: та-та, тата, татата). Знакомство с термином «слог» | | | |
14 | 12 | Развитие речевого дыхания. Деление слов на слоги | | | |
15 | 13 | Продуцирование речи с разной силой голоса. Различие интонации. Сказка «Теремок» | | | |
16 | 14 | Продуцирование речи в разном темпе (быстро – в разговорном темпе – медленно). | | | |
17 | 15 | Выполнение простых поручений по словесному заданию. Простейшие словесные отчеты по выполненному поручению. | | | |
Подготовка к овладению умениями аудировать (слушать – понимать) и говорить (4 ч) | |||||
18 | 1 | Понятие «слово» и его условно-графическое изображение. А. Барто «Наша Таня» | | | |
19 | 2 | «Подпись» картинки словами с их последующим «чтением» по порядку и вразбивку | | | |
20 | 3 | Дифференциация сходных по звучанию слов | | | |
21 | 4 | «Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию парами с опорой на картинки. Сказка «Петушок и бобовое зернышко». | | | |
Развитие смысловой стороны речи (8 ч) | |||||
22 | 1 | Описание предмета по трем признакам (цвет, форма, величина). Составление по вопросам учителя предложений, включающих описание предмета. | | | |
23 | 2 | Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя, с элементами драматизации. | | | |
24 | 3 | Составление предложений по картинкам, знакомство с понятием «предложение» и его условно-графической схемой (схема предложения без деления на слова). | | | |
25 | 4 | Составление предложений в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова) | | | |
26 | 5 | Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в условно-графической записи. | | | |
27 | 6 | Я и мои товарищи. Подбор одной из двух близких по содержанию картинок к заданному предложению, условно-графическая схема и последующее «чтение». | | | |
28 | 7 | Деление предложения из двух слов на слова, условно-графическое изображение предложения. Определение первого слова | | | |
29 | 8 | Составление предложений по схеме Кто? Что делает? по ситуационной картинке, по аналогии, по предметной картинке, по условно-графическому изображению. | | | |
Усвоение диалогической и монологической речи (14 ч) | |||||
Диалогическая речь | |||||
30 | 1 | Что такое вежливость. Игра «Доскажи словечко». Дидактическая игра «Назови волшебные слова». | | | |
31 | 2 | Нормы русского речевого этикета: просьба, приветствие. Составление реплик диалога. Игра «Угадай вежливое слово» | | | |
32 | 3 | Народные игры с диалогами. Игра «Гуси-гуси» | | | |
33 | 4 | Домашние дела. Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение». | | | |
34 | 5 | Описание действий взрослых в определенных бытовых ситуациях: мама баюкает ребенка, отец косит траву | | | |
35 | 6 | Деление данного предложения состоящего из трех слов, на слова. Условно-графическая фиксация слов в предложении. «Чтение» предложения | | | |
36 | 7 | Знакомство во дворе. О правилах поведения при знакомстве. Составление диалогов по картинкам. | | | |
37 | 8 | Составление предложений из двух-трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение». | | | |
38 | 9 | Деление предложений на слова, их условно-графическая запись, «чтение». | | | |
39 | 10 | Составление предложений по картине. Беседа на тему «Моя любимая сказка». | | | |
Монологическая речь | |||||
40 | 11 | Составление предложений по ситуационным картинкам с заданным количеством слов, их условно-графическая фиксация и последующее «чтение» | | | |
41 | 12 | Повторение вслед за учителем стихотворения. | | | |
42 | 13 | Составление предложений из трёх слов. Определение первого слова. | | | |
43 | 14 | Передача интонации речи героев прослушанных сказок. Распространение предложений | | | |
Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | |||||
44 | 16 | Деление простых по слоговой структуре слов на слоги с помощью выполнения действий. Использование выражения «часть слова». | | | |
45 | 17 | Условно графическое изображением слова, разделенного на слоги (вертикальная полоска). Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам. | | | |
46 | 18 | Деление слов на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам. Четкое произнесение каждого слога в словах. Слитное «чтение» и «чтение» по слогам | | | |
47 | 19 | Дифференциация сходных слов (мак – бак, мишка – миска, осы – косы, рот – крот). Игра «Раз, два, три – повтори и покажи» | | | |
48 | 20 | Дифференциация сходных слогов (ма – мо, ту – ду). | | | |
ІІ СЕМЕСТР | |||||
Букварный период (51 ч) | |||||
Изучение букв А, У, М, О, Х, С (41 ч) | |||||
49 | 1 | Выделение звука А в начале слова. Схема слова, на которой звук показан в виде пустого квадратика. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах | | | |
50 | 2 | Подбор слов, начинающихся со звука А. Условно-графическая запись слова. | | | |
51 | 3 | Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | | | |
52 | 4 | Подбор слов, начинающихся со звука У. Условно-графическая запись слова. | | | |
53 | 5 | Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | | | |
54 | 6 | Определение первого звука в словах. | | | |
55 | 7 | Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | | | |
56 | 8 | Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. | | | |
57 | 9 | Дифференциация сходных слов (осы-косы, усы-бусы, рот-крот, лапа-лампа). | | | |
58 | 10 | Заучивание с голоса учителя четверостиший, потешек, пословиц, чистоговорок, включающих в себя слоги и слова, сходные по звучанию | | | |
59 | 11 | Звук и буква Аа | | | |
60 | 12 | Определение места звука А в словах, обозначающих предметные картинки | | | |
61 | 13 | Звук и буква Уу | | | |
62 | 14 | Определение места звука У в словах, обозначающих предметные картинки | | | |
63 | 15 | «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме | | | |
64 | 16 | Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА. Восклицательная интонация при чтении. | | | |
65 | 17 | Звук и буква М м | | | |
66 | 18 | Определение места звука М в словах, обозначающих предметные картинки. | | | |
67 | 19 | «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме | | | |
68 | 20 | Составление слогов и слов из букв А, У, М | | | |
69 | 21 | Определение места звука А, У, М в словах, обозначающих предметные картинки. | | | |
70 | 22 | Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении | | | |
71 | 23 | Составление и чтение слова МА - МА | | | |
72 | 24 | Звук и буква Оо | | | |
73 | 25 | Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки | | | |
74 | 26 | «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме | | | |
75 | 27 | Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки | | | |
76 | 28 | Составление слогов и слов из букв А, У, М | | | |
77 | 29 | Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ | | | |
78 | 30 | Составление и чтение слов с изученными буквами. Составление предложений из трёх слов со звуком [у] по картинке и схеме | | | |
79 | 31 | Звук и буква Хх. Определение места звука Х в словах, обозначающих предметные картинки | | | |
80 | 32 | «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме | | | |
81 | 33 | Составление слогов и слов из букв А,У,М,О,Х. | | | |
82 | 34 | Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ,. Работа над восклицательной интонацией при чтении. | | | |
83 | 35 | Составление предложений из трёх слов | | | |
84 | 36 | Звук и буква Сс. Определение места звука С в словах, обозначающих предметные картинки | | | |
85 | 37 | Условно-графическая запись слов и выделение первого звука на слух и в схеме. | | | |
86 | 38 | Чтение слогов с буквой С. | | | |
87 | 39 | Составление слогов и слов из букв А, У, М, О, Х, С | | | |
88 | 40 | Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ. | | | |
89 | 41 | Соотнесение предложений с картинкой. Деление предложения на слова. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С | | | |
Построение связных высказываний (10 ч) | |||||
90 | 1 | Рассказывание содержания картинки | | | |
91 | 2 | Составление рассказа по серии сюжетных рисунков | | | |
92 | 3 | Описание игрушек | | | |
93 | 4 | Описание набора игрушек (посуда, мебель, машинки). | | | |
94 | 5 | Рассказ о выполненной деятельности | | | |
95 | 6 | Составление связного рассказа об увиденном во время прогулки, экскурсии | | | |
96 | 7 | Пересказ содержания мультфильма | | | |
97 | 8 | Пересказ содержания прослушанной детской книжки, сказки. | | | |
98 | 9 | Повторение пройденного. Чтение слогов и слов с изученными буквами | | | |
99 | 10 | Итоговый урок. Проверка готовности школьников к овладению чтением | | | |
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией И.И.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературному чтениюдля I-IV классов. / Под редакцией Чорной Е.В.- Луганск: 2016. |
Учебная литература | Букварь. 1 класс. Учебник. В 2ч. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова.- М.: Просвещение, 2017. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение, 2016. |
Дополнительная литература | В. В. Воронкова. Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы / В. В. Воронкова. — М.: ВЛАДОС, 2000 г. С. Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. — М.: Ось-89, 1999 г. Дидактический материал. Добукварный период. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. 1 класс.- М.: Просвещение, 2014 г. |
Оборудование | Предметные рисунки, сюжетные картинки, опоры-схемы графического изображения слов, предложений, настенные таблицы, магнитная азбука |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от «___»_______ 2020 г. № ______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной работе
____________________ Кочубей Е.А.
(подпись)
«___» ____________ 2020 г.