Рабочая программа «Всеобщая история для 6 класса»
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №___ от ______. 08. 2021г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ Ю. Е. Новикова ______. 08. 2021г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ________ О. В. Балдакова Приказ №____ от _____. 08. 2021 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«История России. Всеобщая история»
для 6 класса
на 2021 - 2022 учебный год
Уровень общего образования - основное общее образование
Педагог - Галина Л.В.
Количество часов по учебному плану: за уч. год - 68 часов; в неделю - 2 часа
Программа составлена на основе
Учебник - Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. Москва. Просвещение. 2021г
Е.В. Пчёлов, П.В.Лукин История России с древнейших времён до начала XVI века. 6кл. Москва. Русское слово 2016г.
пос. Вычегодский, 2021 год
Курс Всеобщая история. История средних веков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса истории являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом человечества в период Средневековья;
познавательный интерес к прошлому человечества в период Средних веков;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; уважение к народам мира и принятие их культурного многообразия;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.
Метапредметные результаты:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы (с помощью педагога)
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества;
использование сведений из исторической карты как источника информации о государствах, местах важнейших событий;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Средние века, памятников культуры, событий средневековой истории;
поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками;
оценивание поступков, качеств личности на основе осмысления деятельности выдающихся представителей истории Средних веков;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.
Содержание учебного предмета
Повторение (1ч)
Повторение изученного в 5 классе
Стартовая контрольная работа (входное оценивание)
Всеобщая история. История средних веков.
Введение (1ч)
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье(8ч)
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. ***Законы франков. ***«Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV–XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
***Арабы в VI–ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье (9ч)
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни.
Крестьянская община.
Города – центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. ***Ереси: причины возникновения и распространения. ***Преследование еретиков.
Государства Европы в XII–ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII–XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII–XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (***Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII–XV вв.
Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века (2ч)
Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей. ***Положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. ***Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки(1ч)
Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и культурное наследие Средневековья.
Итоговое обобщение (1ч)
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
|
1 |
Повторение. |
1 |
|
2 |
Введение. |
1 |
|
Ранее Средневековье - 8 ч |
|||
3 |
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье. |
1 |
|
4 |
Возникновение и распад империи Карла Великого. |
1 |
|
5 |
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. |
1 |
|
6 |
Британия и Ирландия в ранее Средневековье. |
1 |
|
7 |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. |
1 |
|
8 |
Культура Византии. |
1 |
|
9 |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. |
1 |
|
10 |
Культура стран халифата. |
1 |
|
Зрелое Средневековье - 9ч |
|||
11 |
Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замке. |
1 |
|
12 |
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века. |
1 |
|
13 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. |
1 |
|
14 |
Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. |
1 |
|
15 |
Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии. |
1 |
|
16 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове |
1 |
|
17 |
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Польша и Чехия в XIV - XV веках. |
1 |
|
18 |
Образование и философия. |
1 |
|
19 |
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. |
1 |
|
Страны Востока в Средние века - 2ч |
|||
20 |
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
1 |
|
21 |
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. |
1 |
|
22 |
Государства доколумбовой Америки. |
1 |
|
23 |
Итоговое обобщение. |
1 |
|
ИТОГО: уроков – 23 уроков Р. с. – 0 |
|
Курс история России. От Древней Руси к Российскому государству
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса истории являются:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси.
Метапредметные результаты:
локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной истории Средних веков.
Предметные результаты:
целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать содержащуюся в них информацию; уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности (5ч)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. ***Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. ***Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства; появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество; центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. ***Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. ***Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. ***Античные города-государства Северного Причерноморья. ***Боспорское царство. ***Скифское царство; Дербент.
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Великое переселение народов. ***Миграция готов. ***Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. ***Тюркский каганат. ***Хазарский каганат. ***Волжская Булгария.
Русь в конце X – начале XII в. - 13ч
Образование государства Русь
***Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. ***Формирование новой политической и этнической карты континента.
***Государства Центральной и Западной Европы; первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече.
Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда; ***церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (***Дешт-и-Кипчак). ***Отношения со странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Культурное пространство
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. ***«Новгородская псалтирь». ***«Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. ***«Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в. (6ч)
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. ***Эволюция общественного строя и права. ***Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли в середине XIII – XIV вв.(10ч)
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. ***Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. ***Новгород в системе балтийских связей.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв.
Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. ***Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. ***Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство
***Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке (8ч)
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. ***Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. ***Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. ***Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Региональный компонент
Наш регион в древности и средневековье.
Итоговое повторение и контроль (2ч)
Повторение и систематизация изученного
Контрольная работа за учебный год
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
|
1 |
Введение. |
1 |
|
Народы и государства на территории нашей страны в древности - 5 ч |
|||
2 |
Первобытная эпоха. |
1 |
|
3 |
Р.с. Народы и государства нашей страны в древности. |
1 |
|
4 |
Восточная Европа в середине I тысячелетия. |
1 |
|
5 |
Р.с. Расселение восточных славян. |
1 |
|
6 |
Хозяйство восточных славян. |
1 |
|
Русь в конце X – начале XII в. - 13ч |
|||
7 |
Образование государства Русь (начало). |
1 |
|
8 |
Образование государства Русь (окончание). |
1 |
|
9 |
Первые русские князья (начало). |
1 |
|
10 |
Первые русские князья (окончание). |
1 |
|
11 |
Р.с. Князь Владимир и Крещение Руси. |
1 |
|
12 |
Русь при Ярославе Мудром. |
1 |
|
13 |
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. |
1 |
|
14 |
Древняя Русь: общество и государство. |
1 |
|
15 |
Р.с. Развитие городов и быт жителей Руси. |
1 |
|
16 |
Православная церковь в Древней Руси. |
1 |
|
17 |
Литература Древней Руси. |
1 |
|
18 |
Р.с. Искусство Древней Руси. |
1 |
|
19 |
Контрольная работа по разделам: " Народы и государства на территории нашей страны в древности " и " Русь в конце X – начале XII в." |
1 |
|
Русь в середине XII – начале XIII в. - 6ч |
|||
20 |
Образование самостоятельных русских земель. |
1 |
|
21 |
Земли Южной Руси. |
1 |
|
22 |
Юго-Западная Русь. |
1 |
|
23 |
Р.с. Новгородская земля. |
1 |
|
24 |
Северо-Восточная Русь. |
1 |
|
25 |
Князья Северо-Восточной Руси. |
1 |
|
Русские земли в середине XIII – XIV вв.- 10ч |
|||
26 |
Монгольское нашествие на Русь (начало). |
1 |
|
27 |
Монгольское нашествие на Русь (продолжение). |
1 |
|
28 |
Натиск с Запада. |
1 |
|
29 |
Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII—XV вв. |
1 |
|
30 |
Р.с. Русские земли под властью Золотой Орды |
1 |
|
31 |
Великое княжество Литовское и русские земли |
1 |
|
32 |
Р.с. Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия |
1 |
|
33 |
Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой (начало). |
1 |
|
34 |
Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой (продолжение). |
1 |
|
35 |
Контрольная работа по разделам: " Русь в середине XII – начале XIII в " и " Русские земли в середине XIII – XIV вв." |
|
|
Формирование единого Русского государства в XV веке - 8ч |
|||
36 |
Р.с. Русские земли в конце XIV — первой половине XV в. |
1 |
|
37 |
Р.с.Конец эпохи раздробленности. |
1 |
|
38 |
Конец ордынской власти. |
1 |
|
39 |
Укрепление власти московского князя. |
1 |
|
40 |
Р.с. Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в.(начало) |
1 |
|
41 |
Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в.(продолжение). |
1 |
|
42 |
Русская литература во второй половине XIII —XV в. |
1 |
|
43 |
Р.с. Искусство во второй половине XIII — XV в. |
|
|
Итоговое повторение и контроль - 2ч |
|||
44 |
Повторительно-обобщающий урок по курсу истории. |
1 |
|
45 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
ИТОГО: уроков – 45 уроков Р. с. – 12 |
|
Список литературы:
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Контрольно-измерительные материалы; ВАКО - Москва, 2013. - 112 c.
Игнатов А. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Методические рекомендации; Просвещение - Москва, 2012. - 112 c.