12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванчугова Светлана Михайловна10373
В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников
Россия, Кировская обл., советск
Материал размещён в группе «Учитель и православие»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1

г. Советска Советского района Кировской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ДЛЯ 4 КЛАССА

(автор А. В. Кураев)



 

Автор-составитель:

Ванчугова Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

Советск 2018



 

Пояснительная записка


 

Рабочая программа по Основам православной культуры составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и  авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюк М. Просвещение 2011, , планируемых результатов образования по основам православной культуры(Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009. — 120 с.), фундаментального ядра общего образования (М. Просвещение, 2009).

Цель:

Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним , а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

Знакомство учащихся с основами православной культуры

Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

 

Общая характеристика учебного предмета

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями и должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

- общая историческая судьба народов России;

- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.

 

Место учебного курса в учебном плане

Комплексный курс « Основы религиозный культур « изучается в объёме 1 час в неделю в 4 классе. Всего 34 часа

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения:

- наличие мотивации у труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание , понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской о религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Основное содержание курса « Основы религиозных культур»

Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: ; христианское искусство( иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья м её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Основные виды деятельности:

Пользоваться условными обозначениями учебника, вести учебный, межкультурный диалог, различать способы и средства познания духовных традиций, оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности, понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. Осознавать этническую принадлежность и культурную идентичность гражданина России.

 

2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

28

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать и оценивать работу походу его выполнения. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Ценить и принимать следующие базовые
ценности: «добро», «терпение»,«родина», «природа», «семья», «мир»,«настоящий друг», «справедливость»,«народ»,«национальность» и т.д. Анализировать объекты, явления, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

3.

Духовные традиции многонационального народа России

5

Формировать мотивацию. Развивать познавательную инициативу. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать и оценивать работу походу его выполнения. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Осваивать личностный смысл учения. Определять
самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Осознавать свою учебную деятельность и деятельность класса.

 

Итого

34

 


 

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.

На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.

Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

  1. взаимные вопросы и задания групп,

    взаимообъяснение,

    беседа,

    интервью,

    драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

составление словаря терминов и понятий,

составление галереи образов,

использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

Календарно- тематическое планирование

Название

темы урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Вид и (или)

форма контроля

Домашнее задание

( по выбору учащихся)

По

плану

Факт

1

Россия- наша Родина

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Находить информацию о родном крае. Рассказывать о своей Родине, её национальном достоянии. Актуализировать имеющееся знания о Родине. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронт.

Инд.

-Найти материал об

известном человеке .

Подготовить

рассказ о нём. Объяснить,

почему ты выбрал именно

этого человека.

-Ответить на вопросы в учебнике

стр.5

- Подобрать и записать в тетрадь пословицы о Родине

1неделя

 

2

Культура и религия

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Различать понятия « культура» и « религия», их особенности . Устанавливать взаимосвязи. Работать в паре, заполняя таблицу. Находить информацию в дополнительных источниках. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Прочитать

или пересказать членам

семьи и друзьям статью

обсудить с ними ее

содержание.

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

- Написать эссе « Что значит быть культурным человеком»

2 неделя

 

3

Человек и Бог в православии

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Понимать основы духовной традиции православия. Интервьюировать членов своей семьи. Анализировать полученный материал.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Ответить. на вопросы

стр.11.

-пересказ статьи и обсуждение в семье

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

3 неделя

 

4

Православная молитва

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Актуализировать имеющиеся знания о православной молитве. Рассказывать об особенностях различных видов молитв, проводить аналогию, анализ . Анализировать полученный материал. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронт.

Инд.

-Посмотреть мультфильм « Отче наш», подготовить вопросы одноклассникам

4 неделя

 

5.

Библия и Евангелие

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать определения основных понятий православной культуры. Актуализировать имеющиеся знания о священных книгах. Различать содержательных составляющих священных книг Библии и Евангелие. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы

стр.19,

-Подготовить свои

вопросы по содержанию

статьи.

-Написать эссе « Почему Библию называют Книгой книг?»

5 неделя

 

6

Проповедь Христа

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Устанавливать взаимосвязь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей. Находить информацию в дополнительных источниках: библиотеки, Интернета. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Пересказ стр.21,

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи

-Посмотреть мультфильм « О добром саморянине» , ответить на вопрос « Кто является ближним»?

6 неделя

 

7

Христос и его Крест

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать основы духовной традиции православия. Устанавливать взаимосвязь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Посмотреть мультфильм « Твой крест», подготовить вопросы

-Нарисовать православный крест, объяснить каждую из составляющих его частей.

7 неделя

 

8

Пасха

1

Актуализировать имеющиеся знания о православных праздниках. Описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Обсуждать полученные знания , работая в группе, в паре. Находить информацию в дополнительных источниках :справочниках, энциклопедиях, использовать ресурсы Интернет.

Фронт.

Инд.

Сам. работа

-Ответить на вопросы

стр.31.

-составить кроссворд

-нарисовать рисунок

8 неделя

 

9

Православное учение о человеке

1

Устанавливают взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Распознавать основные содержательные составляющие священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. . Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Пересказ стр.35

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

9 неделя

 

10

Совесть и раскаяние

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Различать через поступки людей понятия: добро и зло; учиться уметь прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам. Обсуждать информацию , работая в паре, группе. Интервьюировать членов семьи по изучаемым вопросам. Моделировать ситуации, анализировать поступки. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Прочитать статью учебника, ответить на вопросы

оставить словарь терминов и понятий

- Написать эссе « Что значит мучает советсть?»

10 неделя

 

11

Заповеди

1

Знать о заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. Излагают своё мнение по поводу значения соблюдения заповедей  в жизни человека. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры, сравнивать их.

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы в

стр.68

-Подобрать примеры из литературных произведений о нарушениях заповедей

11 неделя

 

12

Милосердие и сострадание

1

Учатся толерантному отношению к людям. Осуществляют поиск нужной информации в дополнительных источниках. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Анализируют ситуации и сравнивают понятия милосердие, сострадание, дружба. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

.

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы в

стр.45,

-составить галерею образов

- составить синквейн об Ульяне Муромской

12 неделя

 

13

Золотое правило этики

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать правила этики; учиться формулировать свои правила отношений в обществе. Описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Фронт.

Инд.

Сам. работа

-Ответить на вопросы в

стр.47.

-Прочитать

или пересказать членам

семьи и друзьям статью из

пособия, обсудить с ними ее

содержание.

Написать эссе « Почему главное правило этики называют золотым?»

13 неделя

 

14

Храм

1

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Актуализируют свои знания о храмах России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы

стр.51,

-Подготовить презентацию

« Храмы России» ( по выбору)

- подготовить рассказ о любом храме родного города

14 неделя

 

15

Икона

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Учиться видеть через иконы сокровенный мир души человека. Знать основные термины и понятия: икона, нимб, лик. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

Ответить на вопросы

стр.55,

составить словарь терминов и понятий,

15 неделя

 

16

Обобщающий урок

1

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества.  

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры.

Фронт.

Инд.

тест

Ответить на вопросы в

стр.51.

Прочитать

или пересказать членам

семьи и друзьям статью из

пособия, обсудить с ними ее

содержание

16 неделя

 

17

Презентация творческих проектов учащихся

1

Уметь применять полученные знания

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества.  

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры.

Инд

групповая

 

17 неделя

 

              18

Как христианство пришло на Русь

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Уметь  излагать своё мнение  по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знать основные термины и понятия: Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь.

Фронт.

Инд.

Сам. работа

-Ответить на вопросы

стр.61

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

оставить словарь терминов и понятий

- Посмотреть мультфильм « Князь Владимир», сделать аннотацию

18 неделя

 

19

Подвиг

1

Уметь рассуждать об условиях, при которых расставание становится жертвой. Знать основные термины и понятия: подвиг, Жертва Богу, подвижник. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Подобрать примеры на тему: подвиг ради себя, ради других, ради Бога

-Посмотреть мультфильм « Необыкновенные приключения Серафимы», составить вопросы

19 неделя

 

20

Заповеди блаженств

1

Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры (православной и др.).Знать основные термины понятия: блаженный, Царство небесное.

Фронт.

Инд.

- Посмотреть мультфильм « Василий блаженный» , сделать аннотацию

-Ответить на вопросы в

стр.64.

- написать эссе « Кто такой блаженный»

20 неделя

 

21

Зачем творить добро?

1

Знать основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы в

стр.67

-создать свою копилку добрых дел

и проиллюстрировать их

21 неделя

 

22

Чудо в жизни христианина

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знать развитие православной культуры в истории России. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий . Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

- подготовить рассказ о православном чуде

- прочитать статью учебника с. 69, ответить на вопросы

- написать эссе на тему « Добро ходит по кругу»

22 неделя

 

23

Православие о Божием суде

1

Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Раскаяние. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Рассказать членам семьи и

друзьям о совести, раскаянии, спросить, что нового они узнали, над чем задумались.

- Ответить на вопросы

стр.72.

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

23 неделя

 

24

Таинство причастия

1

Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

Ответить на вопросы в

пособии- стр.76

Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

24 неделя

 

25

Монастырь

1

Уметь приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать основные термины  и понятия: монах. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Фронт.

Инд.

-Ответить на вопросы в- стр.

составить словарь терминов и понятий

- посмотреть видеопритчу

« Истинное предназначение», ответить на вопрос « Почему так названа притча?»

25 неделя

 

26

Отношение христианина к природе

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Уметь приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

-Написать эссе « Христианское отношение к природе»

-Пересказ стр.84

- составить памятку « Отношение человека к природе»

26 неделя

 

27

Христианская семья

1

Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знать основные термины и понятия: семьи, венчание, обручального кольца.

Фронт.

Инд.

Сам. работа

-Посмотреть мультфильм « Пётр и Февронья», составить кластер о героях

-составить галерею образов

27неделя

 

28

Защита Отечества

1

Уметь различать поступки недопустимые даже на войне. Знать основные термины и понятия: Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ

Фронт.

Инд.

-Посмотреть мультфильм « Песвет и Ослябя», составить синквейн о героях

-Пересказ стр.88.

-Подготовить

вопросы по содержанию

статьи.

28 неделя

 

29

Христианин в труде

1

Знать понятия: Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронт.

Инд.

-Подобрать примеры (из

истории, литературы)

беззаветного служения

Отечеству.

оставить словарь терминов и понятий,

29неделя

 

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Знать понятие: любовь и уважение к Отечеству.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронт.

Инд.

:

-составить галерею образов

-подготовить сообщение о полководцах, русских богатырях

30 неделя

 

31

Обобщающий урок

1

Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронт.

Инд.

 

31неделя

 

32

Работа над проектом

1

Повторение  основных содержательных моментов

курса. Уметь участвовать т в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

Фронт.

Инд.

Работать  над проектом (по

индивидуальной теме)

32 неделя

 

33

Защита проектных работ

 

Уметь применять полученные знания

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества.  

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры.

Инд

групповая

 

33 неделя

 

34

Защита проектно- исследовательских работ

 

Уметь применять полученные знания

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни человека и общества.  

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Дают определения основных понятий православной культуры.

Инд

групповая

 

34 неделя

 

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Для учащихся;

Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.

15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006

Для учителя:

1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.

11. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.

12. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.

Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .

Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.

Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.

Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева

Интернет ресурсы.

Материально-техническое обеспечение

Комплекты таблиц, раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по предмету

Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева

Словари, справочники

 

8. Планируемые результаты изучения курса «Основы православной культуры

Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о православной религии народа России, его роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Основы православной культуры
Выпускник научится:

раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное;

-самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования


 

Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»


 

Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других.


 


 

Тематика проверочных работ

Тема работы

урока

1

Христос и его крест

7

2

Заповеди

11

3

Как я понимаю золотое правило этики?

13

4

Икона.

15

5

Христианство на Руси

19

6

Защитники Отечества

11

7

Православные традиции русской семьи

19

Проверочные работы

1.Христос и его крест

Задание 1.

Представь, что поздно вечером тебе надо возвращаться в темную, пустую квартиру. Какие чувства у тебя возникают? _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А если ты возвращаешься в квартиру, где горит свет и тебя давно ждут? ______________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Христос – Свет, Радость и наше Бессмертие.

Задание 2.

Как ты понимаешь слова Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можешь ли ты назвать людей, которые выполнили этот завет? Напиши их имена.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Перед тобой одно из изображений креста.

Подумай, что означают сокращения на перекладине. Аккуратно скопируй и расшифруй их.

___________________________________________________________________________________________

Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.? (По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.)

Объясни значения этих букв.

I. ___________________________________

Н. ___________________________________

Ц. ___________________________________

I. ____________________________________

Заповеди

Задание 1.

Заполни таблицу по образцу:

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

   
   

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

 

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

 
   

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

3.Как я понимаю золотое правило этики

3. Золотое правило этики

Задание 1.

Запиши золотое правило этики.

Задание 2.

Подумай и ответь.

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться______________________

2. При встрече ________________________________________________________________

3. За глаза ____________________________________________________________________

4. В трудной ситуации _________________________________________________________

5. В болезни _________________________________________________________________

6. В играх ___________________________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь __________________________________________________________

8. Когда у меня что-то получается ________________________________________________

9. Чтобы мои товарищи ________________________________________________________

10. Чтобы ____________________________________________________________________

Задание 3.

Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.

4 Икона

Задание 1.

Перед тобой портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? __________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем они отличаются? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Русский поэт и философ Владимир Соловьев написал такие строки:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?...

Как ты думаешь, могли ли эти строки сложиться у поэта в храме? Почему? _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как христианство пришло на Русь

Задание 1.

Подчеркни тех, кто по твоему мнению является членом Церкви.

Христос, звезды и планеты, животные, ангелы, все люди на Земле, христиане, голуби

Задание 2. Найди лишнее слово.

Крещение, Владимир, Днепр, Москва

Задание 3.

Подбери пары к словам и объясни свой выбор.

София Владимир Константинополь

Слова-подсказки: река, «Мудрость», жизнь, Стамбул, Василий, икона.

Задание 4.

За что народ прозвал князя Владимира «Красно Солнышко»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

 

6. Православные традиции русской семьи

 

Выбери, что символизируют брачные венцы.


 

Царство

Мученичество

Награда

Вечность

Богатство

Единство любви и испытаний


 

Напиши, какие в твоей семье есть традиции.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Составь вместе с родителями свое генеалогическое древо.

 

7.Защитники Отечества

 

1. Подпишите портреты императоров, которые были названы в честь святого благоверного князя Александра Невского.


 


 


 

Из предложенного списка имен и фамилий нужно выбрать только те, которые являются фамилиями великих русских полководцев, маршалов, генералов

 

  1. Георгий Жуков, Иван Грозный, Федор Шаляпин;

    Михаил Кутузов, Петр Чайковский, Юрий Гагарин;

    Михаил Ломоносов, Павел Третьяков, Александр Суворов

 

3. Разгадайте кроссворд. Из предложенных ниже слов, характеризующие человека, выберите черты, подходящие защитнику Отечества. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.

ТРУСОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, СЛАБОСТЬ, БДИТЕЛЬНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ХРАБРОСТЬ.


 

                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

4. . Объясни слова святого князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде?», «Если Бог за нас, то кто против нас?». Как ты их понимаешь?

Опубликовано в группе «Учитель и православие»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.