Рабочая программа модуля "Основы православной культуры"
Пояснительная записка
Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)
Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.
Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.
Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».
ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ:
- Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
- Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Принципы обучения:
- диалогическое взаимодействие;
- приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
- актуальность;
- опоры на самостоятельность мышления учащихся;
- вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
- соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
- органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат
Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Место курса в учебном плане
С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (34 ч, 1ч в неделю).
Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.
Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
- Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
- Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
- Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
разговор с замещённым собеседником.
- Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
- Классно-урочные занятия.
- Групповая форма обучения.
- Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
- В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
- Экскурсии.
Средства обучения
Предполагается использовать:
1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев
Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.
Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальности событий.
Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.
Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
2. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др.
3. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.
- 4. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК
Содержание учебника построено с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся;
- новизны и особенностей содержания курса;
- культурологической направленности курса;
- направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
- имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
- возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к личностным результатам освоения курса
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание программы
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Россия – наша Родина | 1 |
2 | Культура и религия | 1 |
3 | Человек и Бог в православии | 1 |
4. | Православная молитва | 1 |
5. | Библия и Евангелие | 1 |
6. | Проповедь Христа | 1 |
7. | Христос и Его крест | 1 |
8. | Пасха | 1 |
9. | Православное учение о человеке | 1 |
10. | Совесть и раскаяние | 1 |
11. | Заповеди | 1 |
12. | Милосердие и сострадание | 1 |
13. | Золотое правило этики | 1 |
14. | Храм | 1 |
15. | Икона | 1 |
16. | Творческие работы учащихся | 1 |
17. | Подведение итогов | 1 |
18. | Как христианство пришло на Русь | 1 |
19. | Подвиг | 1 |
20. | Заповеди блаженств | 1 |
21. | Зачем творить добро? | 1 |
22. | Чудо в жизни христианина | 1 |
23. | Совесть и раскаяние | 1 |
24. | Православие о Божием суде | 1 |
25. | Таинство Причастия | 1 |
26. | Монастырь | 1 |
27. | Отношение христианина к природе | 1 |
28. | Христианская семья | 1 |
29. | Защита Отечества | 1 |
30. | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
31. | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 |
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов | 3 |
Календарно – тематическое планирование
Основы православной культуры 4 «А» класс (по учебному плану:34ч., по КТП:34ч.)
Учитель: Журавлева Т.А.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | материально- техническое обеспечение | Формы, виды контроля на уроке | Дата | |
по плану | по факту | ||||||
1. | Россия – наша Родина | 1 | способствование воспитанию национального самосознания, формированию интереса к изучению предмета. -углубление знания(государственная символика, герои и великие люди России | Уч. : с.4-5 ЭПУ | УО | 06.09 | |
2. | Культура и религия. | 1 | способствование формированию первоначальных представлений о православной культуре и её роли в современности России | Уч. : с 6-7 ЭПУ | ФО | 13.09 | |
3. | Человек и Бог в православии | 1 | способствование формированию первоначальных представлений о Боге и православии | Уч. : с.8-11 ЭПУ | ФО | 20.09 | |
4. | Православная молитва | 1 | ознакомление детей с понятием православная молитва | Уч. : с.12-15 ЭПУ | ФО Работа с материалом учебника | 27.09 | |
5. | Библия и Евангелие. | 1 | ознакомление детей с Библией и Евангелием определения основных понятий православной культуры | Уч. : с 16-19 ЭПУ | УО размышление на тему. | 04.10 | |
6. | Проповедь Христа | 1 | -ознакомление детей с учением Иисуса Христа установление взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Уч. : с.20-23 ЭПУ | ФО | 11.10 | |
7. | Христос и Его крест | 1 | Раскрытие значение православного креста | Уч. : с .24-27 ЭПУ | Работа с материалами | 18.10 | |
8. | Пасха. | 1 | ознакомление детей с православными праздниками и традициями | Уч. : с.28-31 ЭПУ | самостоятельная работа с источниками информации, | 25.10 | |
9. | Православное учение о человеке | 1 | Раскрытие понятие образ Божий в человеке. Знакомство с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | Уч. : с.32-34 ЭПУ | ФО | 08.11 | |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | определение понятий о совести и раскаянии | Уч. : с.36-39 ЭПУ | беседа, комментированное чтение | 15.11 | |
11. | Заповеди | 1 | ознакомление детей с понятием «заповеди» православных, сопоставить заповеди с принятыми нормами в социуме. | Уч. : с. 40-41 ЭПУ | Работа с материалами ЭПУ | 22.11 | |
12. | Милосердие и сострадание | 1 | определение отличий между понятиями милосердие и дружбы. | Уч. : с.42-45 ЭПУ | Работа с дополнительными источниками информации | 29.11 | |
13. | Золотое правило этики | 1 | ознакомление с главным правилом человеческих отношений; что такое осуждение | Уч. : с.46-47 ЭПУ | самостоятельная работа с источниками информации, | 06.12 | |
14. | Храм. | 1 | Изложение своих мнений по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | Уч. : с 48-51 ЭПУ П. № 25 | ФО | 13.12 | |
15. | Икона. | 1 | ознакомление детей со святынями православной культуры Показ отличия иконы от картин | Уч. : с.52-55 ЭПУ | Работа с материалами ЭПУ | 20.12 | |
16. | Творческие работы учащихся | 1 | Участие в диспутах. Повторение основных содержательных моментов курса. | Доклады учащихся | УО Работа с дополнительными материалами | 27.12 | |
17. | Подведение итогов | 1 | Участие в диспутах. Повторение основных содержательных моментов курса. | Доклады учащихся | УО Работа с дополнительными материалами | 10.01 | |
18. | Как Христианство пришло на Русь | 1 | Ознакомление с развитием православной культуры в истории России. Изложение своих мнений по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | Уч. : с.58-61 ЭПУ | беседа, комментирован ное чтение | 17.01 | |
19. | Подвиг. | 1 | Знакомство с понятием подвиг, рассуждения об условиях, при которых расставание становится жертвой. | Уч. : с.62-63 ЭПУ | УО | 24.01 | |
20. | Заповеди блаженств | 1 | Анализирование жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры | Уч. : с.64-67 | ФО Работа с материалом учебника | 31.01 | |
21. | Зачем творить добро? | 1 | формирование у детей представления о добре и зле; раскрытие смысла понятий «добро» и «зло» | Уч. : с 68-69 ЭПУ | Работа с материалами ЭПУ беседа, комментированное чтение | 07.02 | |
22. | Чудо в жизни христианина | 1 | Ознакомление с развитием православной культуры в истории России. | Уч. : с70-71 ЭПУ | Работа с Материалами ЭПУ | 14.02 | |
23. | Совесть и раскаяние | 1 | умение формулировать разницу между понятиями совесть и раскаяние | Уч. : с. 70-71 ЭПУ | самостоятельная работа с источниками информации, | 21.02 | |
24. | Православие о Божием суде. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | Уч. : с.72-75 ЭПУ | ФО Работа с материалом учебника | 28.02 | ||
25. | Таинство причастия. | 1 | Анализирование жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры | Уч. : с.76-79 ЭПУ | беседа, комментированное чтение | 06.03 | |
26. | Монастырь. | 1 | Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. | Уч. : с.80-83 ЭПУ | Работа с материалами ЭПУ | 13.03 | |
27. | Отношение христианина к природе. | 1 | Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. | Уч. : с.84-85 ЭПУ | ФО Работа с материалом учебника | 20.03 | |
28. | Христианская семья. | 1 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | Уч. : с.86-87 ЭПУ | Работа с материалами ЭПУ | 03.04 | |
29. | Защита Отечества | 1 | Учатся различать поступки недопустимые даже на войне. | Уч. : с 88-91 ЭПУ | ФО Работа с материалом учебника | 10.04 | |
30. | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, | Уч. : с.94-95 ЭПУ | самостоятельная работа с источниками информации, | 17.04 | |
31. 32 | Подготовка творческих проектов. | 2 | Повторение основных содержательных моментов курса. | Презен- тации учеников | Работа над проектом | 24.04 08.05 | |
33 34 35 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 3 | Повторение основных содержательных моментов курса, участие в диспутах. | Презен- тации учеников | Презентация творческих проектов учащихся | 15.05 22.05 29.05 |
СОГЛАСОВАНО»
зам. дир. по УВР
«30»____08_______2019_г.
ИСТОЧНИКИ:
http://eparhia.karelia.ru/opk/kur_txt.pdf
https://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-polnyj-tekst-uchebnika/
http://www.school-russia.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20323
Перминова Елена Федоровна