Рабочая программа по предмету «Практика написания сочинений разных жанров» (5–6 классы)

1
0
Материал опубликован 1 June 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г.Мичуринска Тамбовской области




РАССМОТРЕНА:

на заседании ШПОУ

Протокол № ___

от «__»__________20___г.

руководитель ШПОУ

__________/____________/

ФИО


СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора по УВР _____________/____________/

ФИО

«__»____________20___г.


УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ СОШ №7

_________/______________/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20__г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету «Практика написания сочинений разных жанров»


5-6 класс














2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Практика написания сочинений разных жанров» составлена на основе авторской программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, Л. А. Тростенцовой, А. Д. Дейкиной «Русский язык. Рабочие программы 5-9 классы» - М.: «Просвещение», 2011.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 17 июля 2015 г);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями от 5.07.2017 г.)

Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 7.07.2015 г);

Приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 07.06.2017 №506);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);

Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями на 23.12.2016);

Положения о рабочих программах МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 156 от 31.08.2017 г.

Рабочая программа по предмету «Практика написания сочинений разных жанров» предназначена для обучения учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Количество часов:

5 класс: всего – 35, в неделю – 1;

6 класс: всего – 17, в неделю – 0,5.

Срок реализации программы – 2 года.

Цель программы – получить и углубить знания по вопросам теории и практики написания сочинений и сведения, относящиеся к построению речевых произведений различных жанров. Научить передавать в слове свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. Развивать навыки самоорганизации и совершенствования.

Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи:

- формирование навыка анализа текстов разных стилей и жанров;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие творческих способностей ученика;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся через использование групповых и коллективных форм обучения;

- формирование навыков исследовательской работы.


Исходя из задач преподавания предмета «Практика написания сочинений разных жанров», программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков:

- углубление работы по закреплению умений раскрывать тему и основную мысль высказывания на всех этапах обучения сочинениям разных жанров;

- составление плана, тезиса, конспекта художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, умение делать необходимые выписки;

- написание сочинения разных жанров (очерк, эссе, рецензия и др.) и усвоение основных сведений о них;

- умение производить анализ текста.




Перечень учебно-методического обеспечения учебного предмета

п/п

Наименование

Учебники

1.

(ФГОС) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012-2017

(ФГОС) Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012-2017


Методическое сопровождение

1

Т. А. Ладыженская Т. С. Зепалова, “Развивайте дар слова”, “ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ разных жанров”, М., Просвещение, 1990

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 2010.


В соответствии Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012 дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (далее дети с ОВЗ) имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение, оздоровление и воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В программе уделяется внимание детям с ОВЗ. Применяются следующие формы работы: дифференцированный подход, индивидуальные занятия, различные виды письменных работ. Это помогает учащимся усваивать программный материал и чувствовать себя в классе комфортно.
Рекомендации по оптимизации инклюзивного образовательного процесса детей с ОВЗ (Приложение 1), особенности развития детей с задержкой психического развития, с нарушением слуха, нарушением зрения, нарушением опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с РАС (Приложение 2).


Планируемые результаты изучения предмета

«Практика написания сочинений разных жанров»

Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


В результате изучения предмета «Практика написания сочинений разных жанров» учащиеся должны знать определение основных изученных в языковых явлений и речеведческих понятий.

К концу изучения предмета учащиеся должны уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

владеть техникой чтения;

выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

правильно расставлять логические ударения, паузы;

выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя;

подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

создавать письменные высказывания разных типов речи;

составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

делить текст на абзацы;

писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

выражать свое отношение к предмету речи;

находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная инфор­мация и др.);

исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

распределять слова на тематические группы;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

различать прямое и переносное значение слов;

подбирать синонимы и антонимы;

выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

5 класс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(35 часов)

Введение (4 часа)

Речевая коммуникация и её виды. Требования к сочинению. Нормы оценки школьных сочинений. Типы школьных сочинений.

Текст и его основные признаки (5 часов)

Текст и его основные признаки. Тема, проблема, идея. Смысловые и грамматические связи предложений в тексте.

Нормы литературного языка (7 часов)

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Речевые и стилистические ошибки. Виды логических, грамматических и фактических ошибок. 

Композиция сочинения (7 часов)

Композиция сочинения. План и логичность. Последовательность изложения.

Функциональные стили речи (12 часов)

Сферы использования и назначения публицистического, научного и художественного стилей. Язык художественной литературы и его особенности. Изобразительно-выразительные средства языка.




Учебно-тематическое планирование

Сочинений – 2


урока п/п

темы урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты



Предметные

Метапредметные

Личностные



Введение (4 часа)

1.

1.

Речевая коммуникация и её виды

Урок общеметодической направленности

Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания с использованием выделенных слов. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделирование ситуации диалога).

Познакомиться со структурой учебника, приёмами работы с книгой; познакомиться с особенностями ознакомительного и изучающего чтения

Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы учебной с книгой; вести самостоятельный поиск информации в СМИ; извлекать факультативную информацию из текстов

Анализировать себя как слушателя

2.

2.

Требования к сочинению

Урок общеметодической направленности

Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение.

Осознать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка

Адекватно воспринимать на слух информационные тексты; воспроизводить содержание прослушанного текста

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком

3

3

Нормы оценки школьных сочинений

Урок общеметодической направленности

Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение.

Осознать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка. Знать нормы оценивания сочинений

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком

4

4

Типы школьных сочинений.

Урок общеметодической направленности

Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение.

Осознать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка. Познакомиться с разными типами сочинений

Адекватно воспринимать на слух информационные тексты; воспроизводить содержание прослушанного текста

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком



Текст и его основные признаки (5 часов)

5

1

Текст и его основные признаки

Урок развития речи

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Научиться отличать текст от группы предложений, озаглавливать текст, использовать алгоритм для выявления языковых и композиционных особенностей текста.

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование познавательного интереса.

6

2

Тема текста

Урок развития речи

Языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению темы текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Научиться определять тему текста, озаглавливать текст, использовать алгоритм для выявления языковых и композиционных особенностей текста.

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование познавательного интереса.

7

3

Проблема текста

Урок развития речи

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания.

Научиться определять проблему текста.

Формировать навыки

речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки;

формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии;

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.


Стремление к речевому совершенствованию

8

4

Идея текста

Урок развития речи

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания.

Научиться определять основную мысль текста, отражать идею, главную мысль текста в заголовке.


Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

9

5

Смысловые и грамматические связи предложений в тексте.

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания.

Научиться определять способы связи предложений в тексте.


Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.



Нормы литературного языка (7 часов)

10

1

Правильное словоупотребление

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания.

Иметь представление о важности правильного словоупотребления, стремиться к нему

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

11

2

Грамматико-стилистическая грамотность

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания.

Иметь представление о важности грамматико-стилистической грамотности.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

12

3

Соблюдение норм литературного языка

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания.

Иметь представление о важности соблюдения норм литературного языка.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

13

4

Речевые и стилистические ошибки

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания.

Уметь различать речевые и стилистические ошибки, познакомиться с их видами

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

14

5

Виды грамматических ошибок

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания.

Уметь различать речевые и грамматические ошибки, познакомиться с их видами

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

15

6

Виды логических ошибок

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания.

Познакомиться с видами логических ошибок

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

16

7

Виды фактических ошибок.

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания.

Познакомиться с видами фактических ошибок

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.



Композиция сочинения (7 часов)

17

1

Композиция сочинения

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа с интерактивной доской по составлению алгоритма для проведения анализа текста

Получить сведения о композиции текста


Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста



Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

18

2

План и логичность

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение,

работа в парах.

Научиться составлять план творческой работы

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

19

3

Последовательность изложения.

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение,

работа в парах.

Научиться выстраивать композицию сочинения.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования

Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

20

4

Практическая работа по теме «Композиция сочинения»

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение,

работа в парах.

Научиться выстраивать композицию сочинения.

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

21

5

Подготовка к сочинению

Рр Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения по алгоритму.

Научиться выстраивать композицию сочинения.


Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

22

6

Написание сочинения

Рр Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения по алгоритму.

Научиться оформлять план сочинения, выявлять композиционные и языковые особенности текста

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

23

7

Анализ сочинения

Урок рефлексии

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: анализ допущенных ошибок, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению.

Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования ошибок контрольного теста.

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию.



Функциональные стили речи (12 часов)

24

1

Стили речи

Урок развития речи

Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.

Иметь общее понятие о стилях речи и их характеристике; устанавливать принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания

Извлекать фактуальную информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия

Стремление к речевому совершенствованию

25

2

Сферы использования и назначения публицистического стиля

Урок развития речи

Работа с текстом публицистического стиля речи; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.

Иметь общее понятие о публицистическом стиле речи, его характеристике и сферах его употребления.

Извлекать фактуальную информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия

Стремление к речевому совершенствованию

26

3

Сферы использования и назначения научного стиля

Урок развития речи

Работа с текстом научного стиля речи; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.

Иметь общее понятие о научном стиле речи, его характеристике и сферах его употребления. преобразовывать текст художественного стиля в научный

Извлекать фактуальную информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию; строить рассуждение;

Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

27

4

Сферы использования и назначения художественного стиля

Урок развития речи

Работа с текстом художественного стиля речи; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.

Иметь общее понятие о художественном стиле речи, его характеристике и сферах его употребления. преобразовывать текст научного стиля в художественный

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

28

5

Язык художественной литературы и его особенности.

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания:, индивидуальное проектирование выполнения домашнего задания.

Познакомиться с особенностями языка художественной литературы

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

проектировать маршрут

преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

29

6

Изобразительно-выразительные средства языка.

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания:, индивидуальное проектирование выполнения домашнего задания.

Познакомиться с видами изобразительно-выразительных средств языка

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

проектировать маршрут

преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста на предмет употребления в нем иобразительно-выразительных средств языка

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

30

7

Тропы

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания:, индивидуальное проектирование выполнения домашнего задания.

Познакомиться с видами тропов, уметь их различать и находить в тексте.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

проектировать маршрут

преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста на предмет употребления в нем различных тропов

Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

31

8

Стилистические фигуры

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания:, индивидуальное проектирование выполнения домашнего задания.

Познакомиться с видами стилистических фигур, уметь их различать и находить в тексте.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

проектировать маршрут

преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста на предмет употребления в нем различных стилистических фигур

Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

32

9

Подготовка к сочинению

Рр Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения по алгоритму.

Научиться выстраивать композицию сочинения.


Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

33

10

Написание сочинения

Рр Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения по алгоритму.

Научиться оформлять план сочинения, выявлять композиционные и языковые особенности текста

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

34

11

Анализ сочинения

Урок рефлексии

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: анализ допущенных ошибок, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению.

Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования ошибок контрольного теста.

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию.

35

12

Обобщающее повторение

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Научиться применять правила написания гласных и согласных в корне и окончании, определять части речи, определять тему текста, его основную мысль.

Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы, связи и отноошения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.







6 класс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(17 часов)


Функционально-смысловые типы речи (11 часов)

Функционально-смысловые типы речи. Создание собственных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Рецензия как жанр школьного сочинения. Эссе. Отзыв.

Сочинение-рассуждение как тип творческой работы (6 часов)

Сочинение-рассуждение. Тема сочинения. Проблематика текста. Комментарий основной проблемы текста. Выражение и аргументация собственной позиции в сочинении. Вступление к сочинению. Вывод, заключение. Структура сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение по текстам художественного и публицистического стилей.




















Учебно-тематическое планирование

Сочинений - 2


урока п/п

темы урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты



Предметные

Метапредметные

Личностные



Функционально-смысловые типы речи (4 часа)

1.

1.

Функционально-смысловые типы речи.

Урок общеметодической направленности

Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания с использованием выделенных слов. Работа в группах (сочинение продолжения сказки).

Научиться различать типы речи, знать их особенности

Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы учебной с книгой; вести самостоятельный поиск информации в СМИ; извлекать факультативную информацию из текстов

Анализировать себя как слушателя

2.

2.

Описание

Урок общеметодической направленности

Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение (описание)

Знать признаки текста-описания, уметь находить его элементы в текстах

Адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком

3

3

Создание текста-описание

Урок развития речи

Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение.

Научиться создавать текст-описание

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком

4

4

Повествование и его особенности

Урок общеметодической направленности

Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение.

Знать признаки текста-повествования, уметь находить его элементы в текстах

Адекватно воспринимать на слух информационные тексты; воспроизводить содержание прослушанного текста

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком

5

5

Создание текста-повествования

Урок развития речи

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: языковой анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания.

Научиться создавать текст-повествование

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование познавательного интереса.

6

6

Рецензия как жанр школьного сочинения.

Урок развития речи

Языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению темы текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Знать алгоритм написания рецензии

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование познавательного интереса.

7

7

Эссе.

Урок развития речи

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания.

Научиться создавать эссе, знать его особенности

Формировать навыки

речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки;

формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии;

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.


Стремление к речевому совершенствованию

8

8

Отзыв.

Урок развития речи

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания.

Научиться создавать отзыв, знать алгоритм его написания


Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

9

9

Подготовка к сочинению

Рр Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения по алгоритму.

Научиться выстраивать композицию сочинения.


Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

10

10

Написание сочинения

Рр Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения по алгоритму.

Научиться оформлять план сочинения, выявлять композиционные и языковые особенности текста

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

11

11

Анализ сочинения

Урок рефлексии

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: анализ допущенных ошибок, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению.

Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования ошибок контрольного теста.

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию.



Сочинение-рассуждение как тип творческой работы (6 часов)

12

1

Структура сочинения-рассуждения.

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания.

Знать структуру сочинения-рассуждения

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

13

2

Выражение и аргументация собственной позиции в сочинении.

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания.

Уметь выражать свою позицию в сочинении-рассуждении и аргументировать ее.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

14

3

Подготовка к сочинению

Рр Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения по алгоритму.

Научиться выстраивать композицию сочинения.


Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

15

4

Написание сочинения

Рр Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения по алгоритму.

Научиться оформлять план сочинения, выявлять композиционные и языковые особенности текста

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

16

5

Анализ сочинения

Урок рефлексии

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: анализ допущенных ошибок, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению.

Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования ошибок контрольного теста.

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию.

17

6

Обобщающее повторение

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Научиться применять правила написания гласных и согласных в корне и окончании, определять части речи, определять тему текста, его основную мысль.

Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы, связи и отноошения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РЕКОМЕНДАЦИИ

по оптимизации инклюзивного образовательного процесса


Главная задача образовательного процесса для детей с ОВЗ - оптимизация учебной работы, компенсация пробелов в знаниях.

Инклюзивное обучение скорректировано с учетом основных принципов:

Усиление практической направленности материала;

Актуализация основных признаков изучаемых явлений;

Опора на жизненный опыт ребенка, на объективные связи в содержании изучаемого материала;

Соблюдение объема необходимости и достаточности;

Органичное включение в содержание учебных программ коррекционно-развивающего блока.

Важно поставить реально достижимые цели, отобрать те знания и умения, которые помогут обучающимся почувствовать свои силы, пробудят надежду и веру в успешность работы.

В основе успеха работы с детьми с ОВЗ лежит система общения учителя с учащимися. Работа учителя строится в расчете на конкретного ученика, а в целом включает в себя мощное коррекционно-развивающее воздействие на развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся. Обязательным условием является соблюдение охранного режима. Именно организация работы на основе индивидуально-дифференцированного подхода дает возможность избегать физических, психических перегрузок школьника, снять отрицательные факторы неожиданности, растерянности, страха, неуверенности.

Методы и приемы, позволяющие одновременно с обучением вести работы по коррекции:

опорные карты и конспекты на уроках истории;

обращение к непосредственному опыту учащихся;

применение игровых форм, разнообразие заданий на уроках;

постоянная активизация действий каждого учащегося на уроках.

Формированию оптимальной самооценки способствуют:

знакомство учащихся с критериями оценок;

подробная и конструктивная интерпретация выставленной отметки;

включение учеников в оценку результатов своей собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников;

безотметочное оценочное суждение в случае неудачных ответов; в таких случаях учитель должен высказывать оптимистическое суждение относительно возможностей ученика получить лучшую отметку и спросить его в следующий раз.

Необходимо на уроке доказать ребенку его интеллектуальную состоятельность:

Во-первых, показать, что он что-то может в учебном процессе. Пока не так важно, за какую оценку, но может.

Во-вторых, формируется мотив обучения.

В-третьих, формируется адекватное представление о собственных знаниях. Практикуем оценку «авансом».

Контрольно-оценочная деятельность учащегося с ОВЗ:

1. Оценка учащемуся ставится за каждый вид деятельности при соблюдении следующих параметров:

оценка имеет характер психологической поддержки;

не каждая оценка сопровождается отметкой в баллах;

оценка не отсрочена во времени. Обсуждение результатов, разбор и анализ оценки проводится сразу, тогда, когда ученик еще «живет» выполненной работой.

2. Для детей с ОВЗ понятие отрицательной отметки в процессе усвоения знаний должно отсутствовать. Отрицательная оценка – это сигнал для учителя и ученика о том, что данный ученик еще не вышел на нужный для положительной отметки уровень и нуждается в организации некоторой дополнительной индивидуальной работы по овладению данным разделом.

Для переживания эмоционального благополучия детям с ограниченными возможностями на уроках и в школе в целом необходимо:

снятие страха у учащихся перед предстоящей деятельностью;

использование приемов подкрепления, персональной исключительности и других;

развитие в детях веры в собственные силы, создание ситуаций успеха;

создание положительной атмосферы доброжелательности и взаимопомощи в ученическом коллективе;

установление личностного доверительного общения педагогов и учащихся.

ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ при обучении детей с ОВЗ!

Работа в классе

- Наличие индивидуальных правил для учащихся.

- Оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся.

- Поддержание тишины во время интенсивных занятий.

- Отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов).

- Обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ.

- Близость учеников к учителю.

- Предоставление краткого содержания глав учебников.

- Обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня.

- Использование маркеров для выделения важной информации.

- Использование предложений с пропущенными словами.

- Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста.

- Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.

- Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.

Обучение и задания

- Использование указаний, как в устной, так и письменной форме.

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

Письменные задания

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Обеспечение школьника с ограниченными возможностями здоровья копией конспекта других учащихся или записями учителя.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Организация учебного процесса

- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.

- Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.

- Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника.

- Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

- Знания об изменениях в поведении, которые указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Особенности развития детей с ЗПР

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет образовательный процесс.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями памяти, с неустойчивостью внимания, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с отставанием в развитии всех форм мышления, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивности письма, каллиграфии.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку в обучении.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций, слабости техники чтения. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Чаще низкий навык самоконтроля, низкая работоспособность, повышенная истощаемость ЦНС.

При создании определенных образовательных условий, дети с ЗПР способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.


Особенности развития детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети представляют собой неоднородную группу по степени, характеру, времени снижения слуха, уровню общего и речевого развития, наличию (отсутствию) дополнительных нарушений. Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности, большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия, педагогическими условиями, в которых находился ребёнок после появления нарушения слуха; его индивидуальными особенностями. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребёнка.

Внимание детей с нарушением слуха характеризуется рядом особенностей: сниженным объемом, меньшей устойчивостью, высокой утомляемостью, низким темпом переключения, трудностями в распределении внимания (школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушением слуха при этом испытывает серьезные затруднения).

Формирование памяти у детей с нарушенным слухом зависит от специфики мыслительной деятельности. Как правило, у детей данной категории образная память развита лучше, чем словесная, уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка (им требуется гораздо больше времени на запоминание, чем нормально развивающемуся сверстнику).

Мышление человека неразрывно связано с речью. У слабослышащих детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, мыслительная деятельность характеризуется стереотипностью мышления при решении задач различного вида, преобладанием наглядно-образного мышления.

На протяжении всего школьного обучения идет формирование фразовой речи, с правильной расстановкой слов в предложении, с правильным их согласованием и управлением, с использованием нужных окончаний. С трудом осваиваются навыки употребления наречий, союзов и особенно сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих целевые, причинно-следственные и другие логические зависимости. Это оказывается трудным для детей и подростков не только из-за сложности лексико-грамматических зависимостей, но и из-за недостаточного понимания содержания предложений, несформированности у них словесно-логического, понятийного мышления.

Своевременно организованное психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии слабослышащих детей.


Особенности развития детей с нарушение зрения

Категория слабовидящих учащихся неоднородна по составу, в том числе: по индивидуальным зрительным возможностям, уровню компенсаторных возможностей, особенностям психофизического развития, обусловленными особенностями интеллектуальной сферы.

Слабовидение прямо или опосредованно оказывает негативное влияние на формирование школьных навыков. Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затрудненность выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

Развитие внимания у детей данной категории несколько за­медленно во времени, преобладающим является непроизвольное внимание.

При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия.

Слабовидение оказывает отрицательное влияние на скорость и правильность формирования процесса чтения: нерасчлененность зритель­ного восприятия буквенного образца («слияние» двух сходных букв, «перевертывание» буквы слева направо, невосприятие отдельных элементов или добавление лишних), недостаточная сформированность пространственных представлений.

Во время письма детям с нарушением зрения свойственны: искажения, замены, пропуски букв, зер­кальное их написание, неправильное положение букв относительно друг друга в словах, на строках.

Память детей с нарушением зрения характеризуется меньшей продуктивностью запоминания как наглядного, так и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запомина­ния данная категория детей отстают от своих нормально видящих сверстников. Запоминаемый ма­териал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти.

Для речи слабовидящего характерно изменение темпа развития, нарушения словарно-семантической стороны речи. Специфика развития речи также выражается в слабом исполь­зовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их воспри­ятие и делают невозможным использование такого рода вырази­тельных средств.

Как правило, у детей с нарушением зрения отмечаются трудности установления смыс­ловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей данной категории недостаточно развиты наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в раздражительности, замкнутости, негативизме, связанные с неудачами.

При создании определенных образовательных условий, дети с нарушениями зрения способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.


Особенности развития детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: дети с церебральным параличом (ДЦП); с последствиями полиомиелита; с миопатией; с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.

В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.

Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.

Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).

Помимо двигательных расстройств у детей с НОДА могут отмечаться недостатки интеллектуального развития (ЗПР), которые проявляются в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных в астенических проявлениях.

У многих детей отмечается трудность в развитии восприятия и формирования пространственных и временных представлений. Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.

Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия. Так как формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений, то недостаточность психической сферы значительно снижает у детей качество знаний и представлений об окружающем мире.

У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся с тяжелой двигательной патологией (ДЦП) не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.

Практически всегда НОДА влекут за собой различные нарушения речи: отдельные звуки не произносятся, или произносятся искаженно, или заменяются другими, речь теряет плавность и выразительность, голос отличается монотонностью и имеет гнусавый оттенок. У некоторых детей отмечаются разнообразные насильственные движения в речевом аппарате: неестественная улыбка, гримасы, непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед. Иногда эти проявления сочетаются с усиленным слюнотечением, непонятной речью, неадекватной мимикой.

Нарушения мыслительной деятельности проявляются в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано, в первую очередь, с ограниченным практическим опытом ребенка. 

Нарушения умственной работоспособности у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости, который характеризуется повышенной истощаемостью психических процессов, утомляемостью, раздражительностью, плаксивостью, капризностью. Дети с НОДА психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению.

Для развития речи и мышления у детей данной категории имеет большое значение расширение их кругозора, обогащение их жизненного опыта.

При создании определенных образовательных условий, дети с НОДА способны овладеть программой основной общеобразовательной школы.


Особенности развития детей с умственной отсталостью

Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для детей с умственной отсталостью характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности, недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшейдифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость и пассивность восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Мышление у умственно отсталых детей недостаточно сформировано и имеет своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Дети с умственной отсталостью затрудняются определить связи между частями предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет; выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки; затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся.

Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно отсталых детей имеют специфические особенности. Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

У детей данной категории страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.


Особенности развития детей с РАС

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период начального школьного обучения включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:

в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;

выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;

большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;

необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;

может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;

в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания;

периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;

необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;

необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;

в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;

необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;

необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;

ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;

ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;

ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;

необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;

для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;

процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;

ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.