Урок по развитию речевого слуха и формированию произношения для 10 класса (глухих) «Текст "Почему ёлка?"»
Климова Елена Анатольевна
учитель-дефектолог слухового кабинета I квалификационной категории
ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Аннотация: Занятие по развитию речевого слуха и формированию произношения проводилось с ученицей 10 класса (глухих) в индивидуальных цифровых сверхмощных слуховых аппаратах. Слуховой диагноз ученицы: двухсторонняя сенсоневральная глухота.
Методическая разработка урока по развитию речевогослуха
и формированию произношения
Тема: Текст «Почему ёлка» (3-е занятие).
Задачи: опознавать на слух и правильно воспроизводить речевой материал текста «Почему ёлка», обиходно-разговорный словарь по теме «Новый год – семейный праздник»; расширять словарный запас по данной теме; воспитывать навыки самоконтроля за произношением звуков в самостоятельной речи; работать над развитием логического мышления через разгадывание ребуса и кроссворда по теме и тексту.
Ход урока
I. Организационный момент
- [Здравствуй, Света.]1 (Здравствуйте, Елена Анатольевна.)2
- [Я очень рада тебя видеть.] (Я тоже рада вас видеть.)
- [Как у тебя дела?] (У меня все хорошо. Спасибо, у меня все хорошо.)
II. Беседа на тему: «Новый год – семейный праздник»
1. Установка на правильное произношение
- Света, старайся правильно произносить все звуки, соблюдай правила орфоэпии.
2. Ребус
- [Что такое ребус?]
- [Угадай, какая фраза зашифрована] – (новый год – семейный праздник)
3. Работа над логическим ударением
Новый год – семейный праздник.
Новый год – семейный праздник.
Новый год – семейный праздник.
- [Почему новый год – семейный праздник?] (Потому что….)
- [Как отмечают Новый год у тебя в семье?] (В моей семье принято….)
- [Расскажи, как вы украшаете квартиру на новый год?]
- [Почему именно ёлку украшают на новый год?] (Думаю потому что…)
- [Как думаешь, обязательно нужно украшать дома живую ёлку?] (нет)
- [Чем можно заменить живую ёлку?] (искусственной ёлкой, ветками ели)
- Повтори: Живую ёлку можно заменить искусственной ёлкой или еловыми, сосновыми ветками. Деревья нужно беречь!
III. Работа над текстом «Почему ёлка»
- [Какой текст мы читаем?]
- [О чем говорится в тексте?]
- [Составь текст] ученица составляет рассыпной текст
- [Проверь, правильно ли ты составила текст?] ученица воспринимает последовательность предложений в тексте на слух.
Текст: Почему новогодним деревом стала ёлка? Зелёная, пахучая, пушистая красавица ель издавна считается особым деревом.
Древние германцы верили, что в ёлке живёт дух леса (волшебная сила), охраняющий все растения, оберегающий зверей и птиц. Так же думали англичане. Теперь ёлку считают символом неувядающей жизни, вечной молодости и силы. В России новогоднюю ёлку ввёл Пётр I. Специальным указом он велел украсить все дома первого января 1700 года еловыми ветками и друг друга обязательно поздравить с новым годом. В этот день в Москве стреляли из пушек, устраивали фейерверки.
С тех пор без нарядной лесной гостьи не обходится ни один новогодний праздник в нашей стране. Ёлка, украшенная игрушками, радует и малышей и взрослых.
А как же быть в тропиках, где не растёт северная ель?
Там её заменяют южными растениями. Во Вьетнаме, например, - ветви персикового дерева. В Японии – ветви бамбука.
- [Сколько ошибок допустила?]
- [Прочитай текст]
- [Будем отвечать на вопросы]
- [Найди в тексте, что приказал Пётр I 1 января 1700 года.]
- [Прочитай, почему новогодним деревом стала ёлка.]
- [Найди в толковом словаре значение слова фейерверк]
- [Продолжи: Теперь ёлку считают символом...]
[В тропиках ель заменяют…]
- Повтори: [Древние германцы и англичане верили, что в ёлке живёт дух леса.]
[В Москве стреляли из пушек, устраивали фейерверки.]
[Северная ель], [ветви бамбука], [поздравить друг друга], [дерево],
[ёлка], [лес], [растения], [птицы], [символ], [ветки], [фейерверк],
[тропики], [Япония], [Россия]
IY. Работа на голое ухо
- [Света, сними аппарат]
- Нужно разгадать кроссворд.
1П |
о |
з |
д |
р |
а |
в |
и |
т |
ь |
||||
ё |
|||||||||||||
2в |
т |
3у |
к |
а |
з |
||||||||
4ф |
е |
й |
е |
р |
в |
е |
р |
к |
|||||
т |
р |
||||||||||||
к |
5ё |
л |
к |
а |
|||||||||
а |
с |
||||||||||||
м |
6Р |
о |
с |
с |
и |
я |
|||||||
и |
т |
||||||||||||
ь |
По горизонтали:
1. Продолжи: Пётр I обязательно велел 1 января друг друга ….
3. Что это ?
4. Что это? (фрагмент фильма – фейерверк)
5. Новогоднее дерево
6. Где ввел Пётр I новогоднюю ёлку?
По вертикали:
1. Кто ввел в России новогоднюю ёлку?
2. Чем велел Пётр I украсить дома?
3. Что велел сделать Пётр I 1 января в домах?
- Что ты разгадала?
Y. Итог урока
- Над каким текстом мы работали?
- Почему ёлка – новогоднее дерево?
- Почему Новый год – семейный праздник?
- Чем можно заменить на Новый год живую ёлку?
1 Фразы и слова, данные в квадратных скобках, предъявляются ученику на слух за экраном.
2 Фразы и слова, данные в круглых скобках, означают предположительные ответы ученика.