Рабочая программа по предмету «Русский язык» (подготовительный класс)
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы-интерната
___________ Самойлик С.А.
(подпись)
«___» _____________ 2020 г.
(дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
(предмет, курс, модуль)
базовый уровень
(уровень программы)
Подготовительный класс
(параллель (класс))
Составитель
рабочей программы:
Кузнецова В.В.
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с
-Законом Луганской Народной Республики от 30 сентября 2016 года № 128-II «Об образовании» (с изменениями);
- Типовым положением о специальной (коррекционной) образовательной организации (учреждении) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.02.2017 года № 82, зарегистрированном в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 28.03. 2017 г. за № 148/1199;
- Специальным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерстваобразования и науки Луганской Народной Республики № 495-ОД от 21 мая 2018 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06. 2018 г. за № 200/1844;
- Уставом школы-интерната, утвержденнымМинистерством образования и науки Луганской Народной Республики от 18.03.2016 года № 86;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой ГБОУ ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-инетрнат», утвержденной приказом директора школы-интерната № ____ от «____» _________ 2018 г.
- «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы / Подредакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2011 г.
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.:Просвещение, 2013;
- Примерной программой для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по русскому языку для I-IV классов (базовый уровень). / Под редакциейЧорной Е.В.- Луганск, 2016.,утвержденной приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики 27.12.2016 за №483;
- Методическими рекомендациями «Обучение грамоте. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированые основне общеобразоват. программы / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2016.
-Учебником для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь. В 2 ч. / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2017.
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Отличительной особенностью программыявляется ее деятельностный характер, ставящий главной целью развитие и коррекцию личности обучающегося. Чтение как учебный предмет и основа овладения родным языком охватывает все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Это один из видов собственно человеческой речемыслительной деятельности.
Психологи замечали, что прежде дети учатся чтению и письму, а затем посредством чтения и письма.
Обучение в подготовительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как чтение, письмо, математика, являются условными. В этот период основной задачей является подготовка учащихся к овладению грамотой, первоначальными навыками счёта. Большое внимание должно быть уделено общему и общеречевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития. Важным является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
Цели программы обучения:
Определение степени готовности обучающегося к овладению первоначальными навыками письма, выявление оптимальных путей коррекции недостатков общего и речевого развития ребёнка; подготовка к овладению грамотой.
Задачи программы обучения:
- подготовка обучающихся к овладению первоначальными навыками письма;
- привитие интереса к обучению;
- выявление особенностей общего развития каждого ребенка;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие графических навыков;
- совершенствование мелкой моторики рук.
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Задачи коррекционной работы:
- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- корригировать построение устных связных высказываний;
- развивать зрительное восприятие и узнавание;
- развивать пространственные представления и ориентации;
- развивать основные мыслительные операции;
- развивать наглядно - образное и словесно - логическое мышления;
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
- обогащать лексический словарь;
- воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционной работы:
- 1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавание;
- развитие пространственных представлении и ориентировки;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций;
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации.
3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
4. Развитие различных видов мышления;
-развитие наглядно - образного мышления.
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
6. Коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы школьников на основе различных упражнений по формированию слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики, движений кистей рук и пальцев.
В учебном плане ГОУ ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат» предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика», на него отводится 99 часов в год (3 ч в неделю), I семестр – 16 учебных недель, II семестр – 17 учебных недель.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучащиеся могут овладеть знаниями о:
- правильной посадке при письме;
- названиях предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
- различении шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный);
- названиях основных цветов, форме и размере предметов (большой, маленький);
-простейших геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг).;
- значимости языка и речи в жизни людей;
- языковых единицах (буква, слово, предложение);
- о пространственном расположении фигур;
- различиях между звуками и буквами;
- местоположении звука в слове (начало и конец слова);
- гласных и согласных звуках, правильном их произношении;
- различии слова и предложения, слова и слога;
- количестве слов в предложении.
Обучающиеся могут овладеть умениями:
- правильно сидеть при письме;
- правильно держать карандаш;
- обводить по трафарету и шаблону;
- раскрашивать в пределах границ рисунка;
- штриховать в разных направлениях;
- вычерчивать по трафарету геометрические фигуры;
- ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
- понимать различие между звуками и буквами;
- с помощью учителя понимать знаки, символы, элементы букв;
- рисовать линии в разном направлении на нелинованной бумаге;
- «печатать» буквы по образцу;
- пользоваться тетрадью;
- правильно держать ручку;
- орнаментального рисования в тетради,
- писать элементы букв по обводке и самостоятельно, соблюдая строчки;
- выкладывать (с опорой на образец) из полосок различного цвета и величины прописные буквенные знаки печатного шрифта (А, У, М, X, О, С) без их называния.
- подбирать одинаковые фигуры разного цвета или разной величины;
- составлять по образцу комбинации из разных фигур разного цвета;
- составлять из геометрических фигур знакомые предметы (ёлочка, тележка, дом и др.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
положительное отношение к школе, к урокам чтения;
проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость и др.;
первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке.
Метапредметные результаты освоения:
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из –за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо – родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
писать;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень
правильно располагать тетрадь на рабочем месте;
демонстрировать правильное положение ручки, карандаш при письме;
называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации;
выполнять гигиенические правила письма;
дифференцировать два – три цвета; называть их;
по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;
складывать и раскладывать матрёшку, пирамидку;
выполнять пальчиковую гимнастику для развития и координации движений кисти руки, пальцев;
работать мелом на доске, карандашом в альбоме;
вычерчивать горизонтальные, вертикальные и наклонные прямые линии по образцу или по заданным точкам;
обводить по шаблону или трафарету знакомые предметы;
писать наклонные палочки короткие и длинные; палочки с закруглением внизу и вверху (крючки); палочки с петлёй вверху и внизу; писать овалы (о); полуовалы
рисовать («печатать») изученные буквы по образцу после выбора буквы из ряда предложенных, дорисовка буквы.
Достаточный уровень.
правильно располагать тетрадь на рабочем месте;
демонстрировать правильное положение ручки, карандаша при письме;
называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации;
выполнять гигиенические правила письма;
дифференцировать шесть основных цветов;
выкладывать и называть цветные полоски по образцу;
называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).
называть и выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур;
складывать и раскладывать матрёшку, пирамидку;
выкладывать из 4 кубиков или пазлов картинки по образцу;
исключать лишний предмет из ряда предложенных (2 - 3) по заданной характеристике — цвету, форме, величине;
выполнять пальчиковую гимнастику для развития и координации движений кисти руки, пальцев;
работать мелом на доске, карандашом в альбоме;
вычерчивать горизонтальные, вертикальные и наклонные прямые линии по образцу или по заданным точкам;
обводить по шаблону или трафарету знакомые предметы;
обводить, раскрашивать и штриховать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольника овал);
рисовать геометрические фигуры по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка);
рисовать геометрические фигуры по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);
обводить клетки по образцу, по точкам, самостоятельно;
составлять из обведенных клеток орнаментов, раскрашивать их одним цветом, разным цветом;
писать наклонные палочки короткие и длинные; палочки с закруглением внизу и вверху (крючки); палочки с петлёй вверху и внизу; писать овалы (о); полуовалы;
находить предъявленную букву среди других букв, находить одинаковые, разные по размеру; складывать предъявленную букву из палочек, полосок;
рисовать («печатать») изученные буквы по образцу после выбора буквы из ряда предложенных, дорисовка буквы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КУРСА
Знакомство учащихся только с печатным шрифтом при изучении букв объясняется сложностью параллельного усвоения и дифференциации четырех буквенных знаков, обозначающих один и тот же звук, а также теми трудностями, которые возникают у детей при переводе графического образа буквы с печатного на рукописный шрифт. Подготовка учащихся к письму в подготовительном классе не предполагается обучение письму; учащиеся знакомятся с печатными буквами и на уроках письма пишут печатным шрифтом.
Программа включает следующие разделы:
Раздел 1. Пропедевтико – диагностический период:
• Развитие зрительных и пространственных восприятий
Знакомство с наиболее распространёнными цветами (красный,синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный).
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Их последовательное введение.
Выкладывание и называние цветных полосок по образцу учителя. Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок. Различение коротких и длинных полосок.
Составление из полосок по образцу схематического изображения знакомых предметов (лесенка, стол, стул и др.).
Выкладывание (с опорой на образец) из полосок различного цвета и величины прописных буквенных знаков печатного шрифта (А, У, О, М, С, X, Ш, Л, Н, Ы, Р ) без их называния.
Знакомство с простейшими геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг). Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета (сначала из 2 фигур, потом из 3). Составление из геометрических фигур знакомых предметов (ёлочка, тележка, дом и др.).
Выработка умения показывать и называть предметы (2 - 3), их изображения в заданном порядке слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрёшки. Выкладывание из 4 кубиков или пазлов картинки по образцу.
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2 - 3) по заданной характеристике — цвету, форме, величине.
Задания:
- выделение предметов из группы данных;
- выделение предметов из группы однородных (не более трех предметов);
- группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);
- выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры и др.);
- выбор и группировка геометрических форм; конструирование из данных геометрических форм;
- выбор и группировка геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);
- конструирование из данных геометрических фигур;
- выбор и группировка по цвету и размеру палочек или полосок бумаги;
- конструирование из цветных палочек и полосок бумаги;
- конструирование из усвоенных геометрических форм, фигур по предложенному заданию; свободное конструирование.
• Развитие мелкой моторики
– Развитие моторных умений
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Усвоение гигиенических правил письма.
Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев:
сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек,
сжимание пальчиков в кулачок;
разжимание пальчиков всех вместе, по одному;
щёлканье пальчиками;
показ согнутыми пальпации крючков, колечек;
приветствие пальчиков друг с другом и др.
Игра с мозаикой.
Упражнения для развития умения держать карандаш.
– Формирование графических умений
• Работа мелом на доске, карандашом в альбоме;
• вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу или по заданным точкам;
• переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном;
• соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке её прямыми линиями.
• обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.);
• раскрашивание;
• рисование знакомых предметов и их раскрашивание;
• обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);
• рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок; треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.;
• рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка);
• рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);
• обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
• составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом;
• рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);
• соединение палочек в разных сочетаниях;
• орнамент из палочек, их сочетаний;
• орнамент из геометрических фигур.
Раздел 2. Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма (элементы букв), рисование («печатание») изученных букв
• наклонные палочки короткие и длинные;
• палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
• овал (о);
• полуовалы;
• петелька вверху и внизу;
• элемент буквы (е);
• палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.
Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (а, у, в, т, п ).
Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы.
Рисование знакомых предметов и их раскрашивание. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных букв: прямая палочка (заборчик), наклонная прямая палочка (ветер травку качает), овал (слива), полуовал (месяц), прямая вертикальная и горизонтальная соединительная палочки (лесенка), выполнение бордюров из усвоенных элементов.
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчленённых структур (без названия буквы и соотнесения её со звуком): А, У, О, М, С, Х. Нахождение предъявленной буквы среди других букв, нахождение одинаковых, разных по размеру; складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. (Если дети правильно называют букву, учитель поощряет их, но не обязывает запомнить название буквы).
Рисование («печатание») изученных букв по образцу после выбора буквы из ряда предложенных, дорисовка буквы.
Написание схем слова, предложения. Печатание слогов и слов по образцу с протяжным произнесением слога, слова с выделением каждого звука и обозначением его буквой, чтение напечатанного слова.
Печатание прописных букв: А, У, М, О, Х, С и соотнесение их со звуком. Обозначение звука соответствующей буквой.
Упражнения:
- по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);
- по памяти после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же. Сравни»);
- по словесной инструкции (под диктовку).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
1. | Пропедевтико – диагностический период: | 48 |
Развитие зрительных и пространственных восприятий | ||
Развитие мелкой моторики - развитие моторных умений; - формирование графических умений; | ||
2. | Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма (элементы букв), рисование "печатание" изученных букв | 51 |
Всего | 99 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией И.И.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по русскому языку для I-IV классов. / Под редакцией Чорной Е.В.- Луганск: 2016., утвержденная приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 за №483 |
Учебная литература | Букварь. 1 класс. Учебник. В 2ч. / А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова.- М.: Просвещение, 2017. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации. Обучение грамоте. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированые основне общеобразоват. программы / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2016. |
Дополнительная литература | В. В. Воронкова. Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы / В. В. Воронкова. — М.: ВЛАДОС, 2000 г. С. Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении письму / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. — М.: Ось-89, 1999. |
Оборудование | Предметные рисунки, сюжетные картинки, опоры-схемы графического изображения слов, предложений, настенные таблицы, магнитная азбука. Дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счетный материал (цветные палочки, грибочки, яблочки и др.);природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.);геометрические формы (кубики, брусочки, шарики, пирамидки);геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники);полоски бумаги, леготехнологии для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов. |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от «___»_______ 2020 г. № ______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной работе
____________________ Кочубей Е.А.
(подпись)
«___» ____________ 2020 г.