Рабочая программа предмета «Русский язык» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ленска
с углубленным изучением отдельных предметов»
муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)
«Рассмотрено на заседании МО». Протокол №1 от « » августа 2021 г. _________________________
| «Согласовано»: заместитель директора по НМР _________________ «_____» августа 2021 г. | «Утверждаю»: директор МБОУ «СОШ №2 г. Ленска» ___________________ Приказ №______ от «_____» августа 2021 г. |
Рабочая программа предмета «Русский язык»
на 2021 – 2022 учебный год
Класс: 6
Уровень: основное общее образование
Количество часов по учебному плану: 5 часов в неделю.
Учебник: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык. 6 класс – М.: Просвещение, 2019
Автор программы: Курнева Татьяна Тарасовна, учитель русского языка и литературы, квалификационная категория: первая
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 6 класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе нормативных документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании».
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Примерной программы по русскому языку М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского. М. Просвещение 2011, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. Т..Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011), с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
4. Учебника по русскому языку для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой: М.: «Просвещение», 2017.
5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 2 г. Ленска».
6. Учебного плана МБОУ «СОШ №2 г. Ленска» на 2021-2022 учебный год.
7. Положения МБОУ «СОШ №2 г. Ленска» о рабочих программах.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели и задачи его изучения; личностные, предметные, метапредметные результаты изучения русского языка; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; учебный план; календарно-тематическое планирование.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 6 классе в количестве 175 часов (из расчета 5 уроков в неделю). Данная программа рассчитана на 169 ч. Из них на выполнение контрольных работ отведены 11 часов, а также на уроки развития речи - 18 часов. Срок реализации программы – 1 год.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовленности обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные слова.
морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования слов различных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.
морфология:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
орфография:
владеть правильным способом применения изученных правил;
учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений
Содержание учебного курса «Русский язык»
Язык. Речь. Общение
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.
Текст
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Словари русского языка.
Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Фразеология.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология»
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.
Этимология слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).
Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.
Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Морфологический разбор имени числительного.
Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.
Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.
Морфологический разбор глагола.
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.
Повторение и систематизация изученного в 6 классе
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).
К.Р. Контрольный диктант. Итоговый тест.
Тематический план
№ | Содержание | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Количество часов на развитие речи |
1 | Язык. Речь. Общение | 2 | | 1 |
2 | Повторение изученного в 5 классе | 13 | 1 | 1 |
3 | Текст | 10 | 1 | 2 |
4 | Лексика. Культура речи | 12 | 1 | 2 |
5 | Фразеология. Культура речи | 5 | 1 | 1 |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи | 28 | 1 | 4 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | 89 | | |
7.1 | Имя существительное | 17 | 1 | 1 |
7.2 | Имя прилагательное | 22 | 1 | 3 |
7.3 | Имя числительное | 14 | 1 | 1 |
7.4 | Местоимение | 18 | 1 | 1 |
7.5 | Глагол | 18 | 1 | 1 |
8 | Повторение и систематизация изученного материала. | 10 | 1 | |
| | 169 ч. | 11 ч. | 18 ч. |
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Количество часов | Дата (план) | Дата (факт) |
1 четверть | ||||
| Раздел 1. Язык. Речь. Общение (2 ч.) | | | |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | 01.09 | |
2 | Развитие речи. Язык. Речь. Общение. Ситуация общения. | 1 | 02.09 | |
| Раздел 2. Повторение изученного в 5 классе (13 ч.) | | | |
3 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 | 06.09 | |
4 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | 06.09 | |
5 | Части речи | 1 | 07.09 | |
6 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | 08.09 | |
7 | Словосочетание | 1 | 09.09 | |
8 | Простое предложение. Знаки препинания | 1 | 13.09 | |
9 | Сложное предложение | 1 | 13.09 | |
10 | Запятые в сложном предложении | 1 | 14.09 | |
11 | Синтаксический разбор предложений | 1 | 15.09 | |
12 | Прямая речь | 1 | 16.09 | |
13 | Развитие речи. Диалог | 1 | 20.09 | |
14 | Контрольная работа №1 | 1 | 20.09 | |
15 | Работа над ошибками | 1 | 21.09 | |
| Раздел 3. Текст (10 ч.) | | | |
16 | Текст, его особенности | 1 | 22.09 | |
17 | Развитие речи. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 | 23.09 | |
18 | Начальные и конечные предложения текста | 1 | 27.09 | |
19 | Ключевые слова | 1 | 27.09 | |
20 | Развитие речи. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | 1 | 28.09 | |
21 | Основные признаки текста | 1 | 29.09 | |
22 | Текст и стили речи | 1 | 30.10 | |
23 | Официально-деловой стиль речи | 1 | 04.10 | |
24 | Контрольная работа №2 по теме «Текст» | 1 | 04.10 | |
25 | Работа над ошибками | 1 | 05.10 | |
| Раздел 4. Лексика. Культура речи (12 ч.) | | | |
26 | Слово и его лексическое значение | 1 | 06.10 | |
27 | Развитие речи. Собирание материалов к сочинению | 1 | 07.10 | |
28 | Общеупотребительные слова | 1 | 11.10 | |
29 | Профессионализмы | 1 | 11.10 | |
30 | Диалектизмы | 1 | 12.10 | |
31 | Развитие речи. Сжатое изложение (упр. 119) | 1 | 13.10 | |
32 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | 14.10 | |
33 | Новые слова (неологизмы) | 1 | 18.10 | |
34 | Устаревшие слова | 1 | 18.10 | |
35 | Словари | 1 | 19.10 | |
36 | Повторение | 1 | 20.10 | |
37 | Контрольная работа №3 по теме «Лексика» | 1 | 21.10 | |
| Раздел 5. Фразеология. Культура речи (5 ч.) | | | |
38 | Развитие речи. Фразеологизмы | 1 | 25.10 | |
39 | Источники фразеологизмов | 1 | 25.10 | |
40 | Повторение | 1 | 26.10 | |
41 | Контрольная работа №4 по теме «Фразеология» | 1 | 27.10 | |
42 | Работа над ошибками | 1 | 28.10 | |
2 четверть | ||||
| Раздел 6. Словообразование. Орфография. Культура речи (28 ч.) | | | |
43 | Морфемика и словообразование | 1 | 08.11 | |
44 | Словообразование | 1 | 08.11 | |
45 | Развитие речи. Описание помещения | 1 | 09.11 | |
46 | Основные способы образования слов в русском языке | 1 | 10.11 | |
47 | Основные способы образования слов в русском языке | 1 | 11.11 | |
48 | Словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо | 1 | 15.11 | |
49 | Этимология слова | 1 | 15.11 | |
50 | Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | 1 | 16.11 | |
51 | Буквы А и О в корнях -кас-, -кос-. | 1 | 17.11 | |
52 | Буквы А и О в корнях -гар-, -гор- | 1 | 18.11 | |
53 | Буквы А и О в корнях -зар-, -зор-. | 1 | 22.11 | |
54 | Проверочная работа по теме «Правописание букв А и О в корнях с чередованием» | 1 | 22.11 | |
55 | Буквы И и Ы после приставок. | 1 | 23.11 | |
56 | Развитие речи. Написание подробного изложения. | 1 | 24.11 | |
57 | Гласные в приставках пре- и при-. | 1 | 25.11 | |
58 | Гласные в приставках пре- и при-. | 1 | 29.11 | |
59 | Гласные в приставках пре- и при- | 1 | 29.11 | |
60 | Проверочная работа по теме «Гласные в приставках пре- и при- | 1 | 30.11 | |
61 | Соединительные О и Е в сложных словах. | 1 | 01.12 | |
62 | Сложносокращённые слова. | 1 | 02.12 | |
63 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Т. Н. Яблонской «Утро» (упр. 225) | 1 | 06.12 | |
64 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 | 06.12 | |
65 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 | 07.12 | |
66 | Повторение по теме «Словообразование. Орфография». | 1 | 08.12 | |
67 | Повторение по теме «Словообразование. Орфография». | 1 | 09.12 | |
68 | Контрольная работа №5 по теме «Словообразование. Орфография». | 1 | 13.12 | |
69 | Работа над ошибками | 1 | 13.12 | |
70 | Работа с текстом (упр. 238) | 1 | 14.12 | |
| Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи 7.1. Имя существительное (17 ч.) | | | |
71 | Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. | 1 | 15.12 | |
72 | Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. | 1 | 16.12 | |
73 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 | 20.12 | |
74 | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. | 1 | 20.12 | |
75 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | 21.12 | |
76 | Род несклоняемых имен существительных. | 1 | 22.12 | |
77 | Имена существительные общего рода. | 1 | 23.12 | |
3 четверть | ||||
78 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 10.01 | |
79 | Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения. | 1 | 10.01 | |
80 | НЕ с существительными. | 1 | 11.01 | |
81 | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК- и –ЩИК-. | 1 | 12.01 | |
82 | Гласные в суффиксах существительных -ЕК и –ИК. | 1 | 13.01 | |
83 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | 17.01 | |
84 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное». | 1 | 17.01 | |
85 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное». | 1 | 18.01 | |
86 | Контрольная работа №6 по теме «Имя существительное» | 1 | 19.01 | |
87 | Работа над ошибками | 1 | 20.01 | |
| 7.2. Имя прилагательное (22 ч.) | | | |
88 | Обобщение и систематизация изученного об имени прилагательном в 5 классе. | 1 | 24.01 | |
89 | Развитие речи. Описание природы. | 1 | 24.01 | |
90 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. | 1 | 25.01 | |
91 | Значение, образование и изменение имён прилагательных в превосходной степени. | 1 | 26.01 | |
92 | Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. | 1 | 27.01 | |
93 | Относительные прилагательные. | 1 | 31.01 | |
94 | Притяжательные прилагательные. | 1 | 31.01 | |
95 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 01.02 | |
96 | Правописание НЕ с именами прилагательными. | 1 | 02.02 | |
97 | Правописание НЕ с именами прилагательными | 1 | 03.02 | |
98 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 | 07.02 | |
99 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» (упр. 364) | 1 | 07.02 | |
100 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 | 08.02 | |
101 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 | 09.02 | |
102 | Развитие речи. Описание игрушки (упр. 375) | 1 | 10.02 | |
103 | Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК- | 1 | 14.02 | |
104 | Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных. | 1 | 14.02 | |
105 | Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных. | 1 | 15.02 | |
106 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | 16.02 | |
107 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | 17.02 | |
108 | Контрольная работа №7 по теме «Имя прилагательное». | 1 | 21.02 | |
109 | Работа над ошибками | 1 | 21.02 | |
| 7.3. Имя числительное (14 ч.) | | | |
110 | Имя числительное как часть речи. | 1 | 22.02 | |
111 | Простые и составные числительные. | 1 | 24.02 | |
112 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | 28.02 | |
113 | Порядковые числительные. | 1 | 28.02 | |
114 | Разряды количественных числительных | 1 | 01.03 | |
115 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 | 02.03 | |
116 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 | 03.03 | |
117 | Дробные числительные. | 1 | 07.03 | |
118 | Собирательные числительные. | 1 | 07.03 | |
119 | Морфологический разбор числительного. | 1 | 09.03 | |
120 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя числительное». | 1 | 10.03 | |
121 | Контрольная работа №8 по теме «Имя числительное». | 1 | 14.03 | |
122 | Работа над ошибками | 1 | 14.03 | |
123 | Развитие речи. Написание сжатого изложения | 1 | 15.03 | |
| 7.4. Местоимение (18 ч.) | | | |
124 | Местоимение как часть речи. | 1 | 16.03 | |
125 | Личные местоимения. | 1 | 17.03 | |
126 | Возвратное местоимение себя | 1 | 21.03 | |
127 | Сочинение по картине (упр. 448) | 1 | 21.03 | |
128 | Вопросительные местоимения. | 1 | 22.03 | |
129 | Относительные местоимения. | 1 | 23.03 | |
130 | Неопределённые местоимения. | 1 | 24.03 | |
4 четверть | ||||
131 | Отрицательные местоимения. | 1 | 04.04 | |
132 | Отрицательные местоимения. | 1 | 04.04 | |
133 | Притяжательные местоимения. | 1 | 05.04 | |
134 | Развитие речи. Сочинение – рассуждение (упр. 480) | 1 | 06.04 | |
135 | Указательные местоимения. | 1 | 07.04 | |
136 | Определительные местоимения. | 1 | 11.04 | |
137 | Местоимения и другие части речи | 1 | 11.04 | |
138 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | 12.04 | |
139 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Местоимение». | 1 | 13.04 | |
140 | Контрольная работа №9 по теме «Местоимение» | 1 | 14.04 | |
141 | Работа над ошибками | 1 | 18.04 | |
| 7.5. Глагол (18 ч.) | | | |
142 | Повторение изученного в 5 классе | 1 | 18.04 | |
143 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | 19.04 | |
144 | Глаголы переходные и непереходные. | 1 | 20.04 | |
145 | Глаголы переходные и непереходные. | 1 | 21.04 | |
146 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола. | 1 | 25.04 | |
147 | Условное наклонение. | 1 | 25.04 | |
148 | Повелительное наклонение. | 1 | 26.04 | |
149 | Употребление наклонений | 1 | 27.04 | |
150 | Употребление наклонений | 1 | 28.04 | |
151 | Безличные глаголы. | 1 | 03.05 | |
152 | Морфологический разбор глагола. | 1 | 04.05 | |
153 | Развитие речи. Сочинение-рассказ на основе услышанного (упр. 578) | 1 | 05.05 | |
154 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 | 10.05 | |
155 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 | 11.05 | |
156 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол». | 1 | 12.05 | |
157 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол». | 1 | 16.05 | |
158 | Контрольная работа №10 по теме «Глагол» | 1 | 16.05 | |
159 | Работа над ошибками | 1 | 17.05 | |
| Раздел 8. Повторение и систематизация изученного в 6 классе (10 ч.) | | | |
160 | Разделы науки о языке. | 1 | 18.05 | |
161 | Орфография | 1 | 19.05 | |
162 | Пунктуация | 1 | 23.05 | |
163 | Лексика и фразеология | 1 | 23.05 | |
164 | Словообразование | 1 | 24.05 | |
165 | Морфология | 1 | 25.05 | |
166 | Синтаксис | 1 | 26.05 | |
167 | Итоговая контрольная работа №11 | 1 | 30.05 | |
168 | Подведение итогов года | 1 | 30.05 | |
169 | Подведение итогов года | 1 | 31.05 | |
| Итого | 169 | | |