Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи (3 класс)
№ |
Содержательные линии |
Кол – во часов |
ТСО наглядность |
Словарь /Развитие устной речи |
Коррекционно- развивающие задачи |
1 четверть – 18ч. |
|||||
1 |
Осенняя экскурсия. |
2 |
небо, листья листопад, птицы. составлять рассказ о наблюдениях в природе. |
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие связной монологической речи при описании погоды. |
|
2 |
Труд людей осенью. |
2 |
Сюжетные и предметные картинки, загадки о профессиях. |
сентябрь, сад, огород, овощи , фрукты, уборка, урожай, убирать, выкапывать, консервировать. Составлять предложения, рассказ по картинкам. |
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей. |
3 |
Овощи: картофель, капуста. |
2 |
муляжи, опорные картинки, овощи (натуральные образцы). |
картофель, вершки, корешки, огород, кочан, кочерыжка. Составлять описательный рассказ по картинкам. |
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании овощей. |
4 |
Овощи: свёкла, горох. |
2 |
картинки, муляжи, натуральные образцы овощей. |
ботва, корень, плод, листья, горошина, стручок, стебель. Разучивание чистоговорок. |
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. |
5 |
Бахчевые культуры: арбуз, дыня. |
2 |
натуральные образцы, картинки, пазлы. |
ароматный, сладкий, красный, жёлтый, круглый, овальный, гладкий. |
Коррекция внимания, развитие речи при описании бахчевых культур. |
6 |
Ягоды: малина, земляника. |
2 |
картинки, муляжи, крестовина. |
сад, лес, полянка, куст, урожай, варенье, компот. Чтение стихотворений. |
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании ягод. |
7 |
Растения на клумбах: астры, ноготки. |
2 |
гербарий, открытки, карточки, картинки. |
растение, клумба, корень, стебель, листья, бутон, лепесток. Составление рассказа по плану. |
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. |
8 |
Золотая осень. |
2 |
картина «Золотая осень», картинки, рисунки. |
листопад, дождь, отлёт, день, ночь, тепло, холод, температура, спячка, звери, птицы. Составление сюжетного рассказа по картинкам. |
Коррекция внимания, развитие речи при описании погоды и сезонных изменениях в природе. |
9 |
Лиственные деревья. |
2 |
гербарий, картинки, карточки. |
лес, роща, дерево, дубрава, дуб, корни, ствол, кора, ветви, листья, почки. Составление описательного рассказа. |
Коррекция внимания при описании и различении разных видов лиственных деревьев. |
2 четверть – 14ч. |
|||||
1 |
Сезонные изменения в природе. |
2 |
календарь природы. таблица «Дикие животные», картинки |
зима, линька, зимовать, сбрасывать, запасать |
Коррекция внимания и восприятия при работе с календарем природы, развитие речи при описании погоды |
2 |
Транспорт. Наземный транспорт. |
2 |
таблица «Виды транспорта», сюжетные картинки по теме |
автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, фура |
Коррекция мышления на основе упражнения по правилам дорожного движения |
3 |
Посуда. Виды посуды. |
2 |
посуда, картинки с изображениями разных видов посуды, раскраски |
нож, вилка, чашка, ложка, тарелка, блюдце, кастрюля |
Коррекция мышления на основе упражнений в классификации |
4 |
Декабрь – первый месяц зимы ( экскурсия) |
2 |
снег, лёд, холод, вьюга, гололед, метель, снегопад |
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении |
|
5 |
Одежда. Сезонная одежда. |
2 |
таблица с разными видами одежды, сюжетные картинки. |
пальто, шуба, шапка, шарф, платье, куртка, носки |
Коррекция внимания на основе упражнений на описание и сравнение разной одежды, коррекция зрительной памяти |
6 |
Обувь и уход за ней. Виды обуви. |
2 |
картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки |
ботинки, сапоги, сандалии, кожаные, тряпочные, резиновые |
Коррекция внимания на основе упражнений на описание, сравнение разных видов обуви. Развитие связной речи. |
7 |
Зимние забавы детей. |
2 |
картинки с разными видами отдыха зимой |
коньки, лыжи, санки, снежок, хоккей, спорт, радость |
Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей |
3 четверть – 20 ч |
|||||
1 |
Сезонные изменения в природе. |
1 |
сюжетные картинки |
зима, улица, холод, лёд, снег, гололёд, песок |
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении |
2 |
Зимующие птицы: снегирь, синица. |
2 |
картинки, открытки, таблица «Зимующие птицы» |
зима, голод, холод, корм, подкормка, кормушка |
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении |
3 |
Перелетные птицы: грач и скворец. |
2 |
картинки, открытки, таблица «Перелетные птицы» |
грач, клюв, оперенье, санитар, птенец, скворчонок, яйца |
Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие связной речи при составлении рассказа – описания. |
4 |
Домашние птицы: курица, утка |
2 |
картинки, открытки, таблица «Домашние птицы» |
петух, курица, цыпленок, курятник, насест, шпора, селезень, утка, утенок, перепонка, «птичий двор» |
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении. |
5 |
Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия) |
1 |
январь, зима, метель, снег, месяц, гололед |
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении |
|
6 |
Февральские приметы |
2 |
сюжетные картинки зимней природы |
уборка снега, холод, игры, гололед, заносы, вьюга, пурга, снегопад |
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении |
7 |
Зима – время года. Труд людей города и села зимой. |
2 |
картинки зимних пейзажей, сюжетные картинки |
машины, ремонт, снегозадержание, уборка |
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении |
8 |
Домашние животные: коза, овца |
2 |
картинки, карточки, таблица «Домашние животные» |
коза, козел, козленок, овца, баран, ягненок, голова, морда, уши, лапы, рога, шерсть, хвост |
Развитие связной речи при описании изучаемого объекта. Коррекция мышления. |
9 |
Дикие животные: ёж, медведь |
2 |
картинки, таблица «Дикие животные», раскраски |
ёж, ежиха, ежонок, иголки, нора, медведь, медведица, медвежонок, лес, берлога |
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении |
10 |
Растения и животные весной. (экскурсия) |
2 |
весна, оттепель, птицы, растения, животные, свежесть |
Коррекция внимания и зрительной памяти, развитие речи |
|
11 |
Март – весенний месяц. |
2 |
сюжетные картинки, картины русских авторов о весне |
погода, дни, весна, солнце, небо, проталины составлять рассказ основываясь на свои наблюдения. |
Коррекция внимания на основе упражнений с сюжетными картинками, развитие речи при описании по картине |
4 четверть – 18 ч |
|||||
1 |
Комнатные растения: герань, традесканция. |
2 |
картинки, открытки, комнатные растения |
вода, воздух, солнце, земля, отросток, горшок, лейка, герань, традесканция |
Коррекция внимания на основе практических упражнений в уходе за растениями |
2 |
Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга |
2 |
красная книга, гербарий, открытки, картинки |
цветы, подснежник, мать-и-мачеха чтение рассказов о растения, которые занесены в Красную книгу. |
Коррекция внимания при описании и различении раннецветущих растений |
3 |
Насекомые: муравей. |
2 |
коллекция насекомых, открытки, картинки, пазлы |
голова, усы, лапки, кокон, куколка, польза, корм, муравейник |
Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. |
4 |
Насекомые: муха. |
2 |
коллекция насекомых, открытки, картинки, пазлы |
вред, крылья, корм, вредное, надоедливое, летающее |
Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. |
5 |
Разнообразие животного мира. Охрана животных. |
2 |
выставка рисунков, энциклопедия, таблица «Животные» |
звери, птицы, насекомые, охранять, остерегаться, беречь |
Коррекция мышления, развитие связной речи |
6 |
Экология воздуха и охрана окружающей среды |
2 |
картинки с изображением природы |
кислород, воздух, загрязнение, охрана, экология, болезни, гибель, сохранение, «легкие планеты» отвечать полными ответами на поставленные вопросы |
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. |
7 |
Охрана здоровья. Мой организм и органы чувств и зрения |
2 |
сюжетные картинки, таблица с изображением органов чувств и зрения |
здоровье, части тела, зрение, слух, обоняние, слепота, глаза, белок, зрачок, роговица |
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. |
8 |
Органы слуха и обоняния. |
2 |
сюжетные картинки, таблица с изображением органов слуха и обоняния |
ухо, слух, громкость, глухота, нос, запах, насморк, обоняние |
Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении |
9 |
Орган осязания. Зубы. |
2 |
сюжетные картинки, таблица с изображением зубов |
язык, вкус, осязание, орган |
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. |