Программа коррекционной работы по развитию восприятия и воспроизведению устной речи для учащихся 5 класса
государственное казённое образовательное учреждение
Свердловской области «Нижнетагильская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО ___________/Т.Я. Зубрилова / Протокол № ___________ от «__» _________ 2017 г. |
|
Согласовано Заместитель директора по УР __________/С.Н. Кузьмина/ «___» ____________ 2017 г. |
Утверждено Директор __________/О.Ю. Леонова / Приказ №______________ от «___»__________2017 г. |
Программа коррекционной работы по развитию восприятия и воспроизведению устной речи для учащихся
5 В класса
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель программы:
Белоусова О. О.
учитель первой категории
г. Нижний Тагил
2017 год
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования детей с нарушенным слухом относятся их социальная адаптация и интеграция в мир слышащих людей.
Полноценное овладение глухим ребенком устной речью (лексикой, фонетикой, грамматикой, орфоэпией) предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны. Одним из условий обучения устной речи является развитие речевого слуха, который формируется в процессе специальной слуховой тренировки при использовании звукоусиливающей аппаратуры и зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня словесной речи.
Данный предмет позволяет заложить основу формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка для полноценного включения в общество слышащих людей. Полноценное включение в общество слышащих людей предполагает у ребёнка с нарушением слуха способности свободно понимать обращенную к нему, речь собеседника и самим быть понятым. От качества устной речи ребёнка (возможности её восприятия и воспроизведения) зависит не только его социальная адаптация, но и профессиональная подготовка в дальнейшем. Поэтому в обучении слабослышащих детей центральное место занимает работа по преодолению речевого недоразвития учащихся посредством специального обучения языку, одним из разделов которого является работа по развитию слуха и формированию произношения.
Цель индивидуальных занятий по развитию нарушенной слуховой функции –максимальное использование и развитие слуховых возможностей обучающихся для формирования и развития устной речи, как средства общения и познания окружающей действительности в условиях усиленного компонента слухоречевой среды, направленного на развитие и коррекцию речевого слуха.
Достижение целей осуществляется через решение следующих задач:
- Мобилизация слуховых возможностей обучающихся, формирование на этой основе навыков слухо – зрительного восприятия речи окружающих.
- Выработка слухового и слухо – зрительного самоконтроля.
- Формирование, развитие и использование способностей воспринимать устную речь на слух со звукоусиливающей аппаратурой и без, исключая зрение.
- Развитие памяти, словесно – логического мышления, внимания, создание комфортности обучения.
- Воспитание интереса учащихся к занятиям по развитию речевого слуха.
- Обогащение слуховых представлений об окружающей действительности посредством использования аудиозаписей.
- Индивидуальные занятия по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произношения входят в число дисциплин, включённых в учебный план ГКОУ СО «Нижнетагильская школа - интернат».
На уроках по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произношения идёт работа по развитию речевого слуха и формированию произношения. Рабочая программа составлена по развитию нарушенной слуховой функции. По формированию произношения составляется план индивидуально на каждого школьника, так как необходимо учитывать их произносительные возможности, состояния голоса и уровень развития речевого дыхания. Как показывает практика работы с учащимися, выполнение единых программных требований, ориентированных на определённые сроки обучения, неэффективно, поскольку в большинстве случаев сформированные у учащихся умения закрепляются недостаточно. Возможность работать с каждым учащимся в темпе, являющимся оптимальным для него, чрезвычайно важное условие. Это условие учитывается в фонетических дневниках, которые ведутся на каждого ученика.
Работа по развитию нарушенной слуховой функции строится в следующих направлениях:
- Развитие нарушенной слуховой функции;
- Уточнение и накопление словарного запаса;
- Развитие психических процессов.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I, II вида. М. Просвещение, 2003 г.
- Образовательная программа ГКОУ СО «Нижнетагильская школа интернат».
Программа адресована обучающимся 5 «В» класса, ориентирована она на глухих детей со сложной структурой дефекта. Кроме основного диагноза у обучающихся имеются сопутствующие заболевания: РЦОН, РЦН, ДЦП, умственная отсталость. Усвоение учебного материала вызывает у учеников большие трудности. Это связано с отсутствием самостоятельной речи, быстрой утомляемостью, ограничением словарного запаса, отставанием в развитии мышления, памяти, преобладанием игровых интересов, задержкой развития эмоционально-волевой сферы, тяжелыми формами расстройства речевого развития, нарушениями речевого дыхания, голоса. Учитывая психологические особенности и возможности обучающихся, содержание программы адаптировано к уровню их развития. Учёт особенностей учащихся класса требует, чтобы при изучении материала обязательно происходило многократное его повторение. Для активизации учащихся на занятиях используются различные виды деятельности: выполнение поручений, составление аппликаций, работа с фигурками, рассыпным текстом, презентации на компьютере. Эти виды деятельности способствуют уточнению понимания речевого материала, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- речевой материал обиходно – разговорного характера и относящейся к организации учебной деятельности;
- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
- тексты;
- развивающие упражнения.
К концу учебного года глухие учащиеся 5 В класса умеют: воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова, незнакомые по звучанию; опознавать на слух простые и сложные предложения.
Слабослышащие обучающиеся умеют:
• воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы): обиходно – разговорного характера и относящийся к учебной деятельности учащихся;
• воспринимать на слух указанный речевой материал:
а) без аппарата на расстоянии не менее 1 м (учащиеся со второй степенью тугоухости), 0,15 – 0,3 м (учащиеся с третьей степенью тугоухости);
б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 5 – 6 м (учащиеся со второй степенью тугоухости), 3 м. (учащиеся с третьей степенью тугоухости);
• воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты (из 8 - 12 предложений) на более близком расстоянии.
Учебная деятельность организуется в форме индивидуальных занятий по три урока в неделю с каждым учеником.
Входной контроль школьников осуществляется в форме обследования.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля используются контрольная работа по выполнению программного материала, проверка внятности речи, проверка слуха с ИСА и без ИСА, определение рабочего и резервного расстояния, проверка произношения. Данные мероприятия позволят увидеть динамику развития слуховой и речевой функции и спланировать дальнейшую работу.
Объём и сроки изучения программы указаны в таблице «Содержание программы».
Содержание программы
- I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности
I Триместр
1 период
- Чем ты занимался летом?
- Летом я купался в море и загорал на берегу.
- 1 сентября - день знаний!
- Сейчас наступило время года - осень.
- Осенью днём тепло, а ночью холодно.
- В каком классе ты учишься?
- Сколько человек учится в твоём классе?
- Берёза совсем пожелтела, а клён начал краснеть.
- Какие деревья ты знаешь?
- Нарисуй берёзу чёрным карандашом.
- Ты любишь варенье?
- Какое варенье вы варите дома?
- Что растёт у вас в саду?
- Картофель убирают в сентябре.
- Чем выкапывают картофель на огороде?
- Какой сегодня день недели?
- Сколько дней в неделе ты учишься?
- Когда у тебя день рождения?
- Ребята катаются на роликах в парке.
- Какая сегодня погода?
2 период
3 период
5 период
II. Речевой материал, относящийся к изучению общеобразовательных предметов
III. Тексты
I Триместр
1 период Текст № 1 «Летом». Летом я жил в деревне. Деревня расположена на берегу реки. Я наблюдала, как распускаются на воде кувшинки. Как ярко светит солнышко. Мы с ребятами купались в реке, ловили рыбу. Строили из песка замки, торты. Ходили в лес собирать ягоды и грибы. Я помогала маме работать на огороде: полола грядки, поливала огурцы, свёклу, морковь и лук. В ненастную погоду я сидела дома, читала книги, рисовала и смотрела телевизор. Задание к тексту: Что строила девочка из песка? Какое время года закончилось? Чем занималась в ненастную погоду? Текст № 2 «Берёза». С давних времён берёза считается символом России. Рядом с высокой берёзой сделали остановку автобуса. Люди вешали на ветки тяжёлые сумки. Ребята прибегали и отламывали ветки для игр. Мальчишки лазали по дереву. Со временем ветки у берёзы обломились. Кто-то вбил на место веток гвозди. Дерево погибало с каждым днём. Однажды подошёл к берёзке человек и огородил дерево частоколом. Он повесил табличку: Ребята, природу надо беречь и любить. Задание к тексту: Какое дерево символ России? О чём говорится в рассказе? Что сделал один добрый человек с берёзой? Дополни предложение. Ребята …. ветки для игр. Текст № 3 «Дары осени». Вот и наступила осень. Пора собирать урожай в полях и огородах. На улице стоят палатки с овощами и фруктами. Из сёл и деревень везут в город: румяные яблоки, жёлтые груши, синие сливы. Привозят с юга арбузы, дыни, виноград. Осень радует нас яркими красками фруктов и овощей. На прилавках лежит оранжевая морковь, лиловая свёкла, жёлтая репа, зелёная петрушка и укроп. Вкусно пахнет яблоками. Радует глаз разнообразие цветов: астры, георгины, гладиолусы. Задание к тексту: Что везут из сёл и деревень? Что лежит на прилавках? Как называется рассказ? Текст № 4 «В парке». В воскресенье ребята ходили в парк. В парке очень красиво. В парке растут деревья: берёза, рябина, клён, тополь, липа, дуб. В парке есть клумбы разной формы. На клумбах растут красивые цветы: розы, астры, анютины глазки, бархатцы. В кустах поют птицы. Ребята часто гуляют в парке. Катаются на роликах, велосипедах и качелях. Школьники любят ходить в парк после уроков. Задание к тексту: Какие деревья растут в парке? На чем катаются ребята в парке? Сколько предложений в тексте? 2 период Текст № 1 «Мебель». Один раз зашли два друга в мебельный магазин. В магазине продавали мебель – табуретки, стулья, кресла, столы. Решили мальчики сделать мебель своими руками. Ребята нашли в журнале чертёж сборки стула. Торопливый Петя решил стул сколотить. Он быстро взялся за работу. Всю доску изрезал на куски. А терпеливый Максим стал стул делать. Всё он вычертил, проверил, а потом за пилу взялся. Хороший стул получился. Максим сказал: Семь раз отмерь — один раз отрежь. Задание к тексту: Как ты понимаешь слова торопливый, терпеливый? Почему у Максима получился хороший стул? Объясни пословицу: Семь раз отмерь — один раз отрежь. Текст № 2 «В саду». После уроков мы ходили в сад. В саду много деревьев: яблони, сливы, груши. Садовник рассказал нам, как вырастил сад. Вдруг Кирилл куда-то пропал. Смотрим, а он сидит на дереве. Тут садовник поставил перед нами ведро слив. Он сказал: «Вот вам от меня подарок». Мы все были рады. Сливы были спелые и очень вкусные. А Кирилл покраснел, ему стало стыдно. Он извинился перед садовником. Задание к тексту: Что растёт в саду? Что сделал Кирилл? Почему Кириллу стало стыдно? Текст № 3 «Ниши питомцы». Дома у Саши и Нади есть аквариум. В аквариуме живут: сомик, гуппи, гурами, меченосец. Вместе с мамой и папой ребята ухаживают за рыбками. Меняют им воду, кормят. Как это интересно! Подводный мир прямо в комнате! В школе, где учится Саша, есть живой уголок. В живом уголке живёт канарейка, попугай, хомячок, морская свинка. Ребята ухаживают, наблюдают за ними. Смотрят, чтоб никто не обижал животных! Задание к тексту: Кто живёт в живом уголке? У тебя есть домашние животные? Составь предложение со словом – ХОМЯК. Текст № 4 «Воскресенье». Сегодня воскресенье. В школу идти не надо. И погода сегодня хорошая. Можно после завтрака погулять. Вася вышел во двор. Скоро подошли другие ребята. Мальчики решили почистить спортивную площадку. Принесли грабли, лопаты и стали весело работать. До обеда убрали весь мусор. А потом разровняли землю, покрасили ворота. Кто-то принёс мяч. И все стали играть в футбол. Задание к тексту: Что решили сделать мальчики? Сколько дней в неделе? В какую игру играли мальчики? Текст № 5 «Ноябрь». Ноябрь - это последний месяц осени. Наступила поздняя осень. Дует холодный ветер. Небо покрыто серыми тучами. Часто идёт дождь. Холодно и сыро на улице. Облетели с деревьев листья. С каждым днём всё холоднее. Лужи покрыты льдом. Давно улетели птицы на юг. Пролетает снег. Приближается холодная зима. Задание к тексту: Назови осенние месяцы. Как называется рассказ? Назови приметы осени. II Триместр 3 период |
||||
Текст № 1 «Осень». Наступила поздняя осень. Стоит дождливая погода. Дует холодный северный ветер. Закружились в воздухе разноцветные листья. На дорожках лежат красные листья осины и жёлтые листья берёзы. Ночь осенью длинная, а день короткий. Улетели в тёплые края перелётные птицы. В лесу, в поле, на огороде стало тихо. Люди убрали урожай. Скоро придёт зима. Задание к тексту: Какая погода на улице? Какие листья лежат на дорожках? Куда улетели птицы? Текст № 2 «Дружба». Миша сильно заболел. Долгое время он был в больнице. Врачи запретили Мише быстро двигаться. Он думал, что ребята забудут его. Но Витя, Юра и Дима оказались настоящими друзьями. Они часто приходили к Мише в гости. Помогали ему делать уроки, приглашали на стадион играть в футбол. Миша был судьёй. Мальчику было приятно, что его не забывают. Задание к тексту: Что случилось с Мишей? Как зовут друзей Миши? У тебя есть друзья? Текст № 3 «Снег». Зимой часто падает снег. Снег – это замёрзшая вода. Каждая снежинка состоит из ледяных кристалликов. Снег очень важен для природы. Он покрывает землю, растения и удерживает тепло. Поэтому спящие растения и зимующие насекомые не замерзают. При оттепелях снег становится мокрым и липким. При низких температурах снег становится сухим и рыхлым. А при снегопаде снежинки кружатся и легко стряхиваются с одежды. Задание к тексту: Когда снег становится сухим и рыхлым? Какого рода слово снег, вода, оттепель? Продолжи предложение. Снег – это… . |
||||
Текст № 4 «Зимой». Наступили первые морозы. Замёрзли лужи. Река покрылась льдом. Серые тучи закрыли всё небо. Медленно начали падать первые снежинки. Потом пошёл густой снег. Земля побелела. На улицу выбежали дети. Они стали лепить первые снежки. Дворники сгребли снег в кучи. Потом из снега они сделают горку. Ребята будут кататься с горки. Всем будет очень весело. Задание к тексту: Что делают из снега? Что делают дворники? Назови зимние месяцы. |
||||
Текст № 5 «Ёлочка». В одном городе живёт семья Ивановых. Они встречают новый год с живой ёлкой. К празднику родители принесли ёлку в корзине с землёй. С корнями ёлочка не засохнет в комнате. Дети через день поливают ёлку. Ёлка стоит пушистая и свежая. В доме хорошо пахнет живым лесом. Дети украсили ёлочку игрушками из цветной бумаги. Родители зажгли на ёлке яркие лампочки. А на верхушке засияла звёздочка. На праздник пришли гости. Заиграла музыка и вокруг ёлки повели хоровод. Задание к тексту: Какой будет праздник? Как пахнет в доме? Чем украсили ёлочку? |
4 период
Текст № 1 «Каникулы».
Наступила зима. Закончились занятия в школе-интернате. Начались зимние каникулы. Карина и Лиза поехали домой. Дома они хорошо отдыхали. Девочки много гуляли, катались на санках, на коньках, ходили на лыжах в лес. Однажды в лесу Карина увидела белку. Белка прыгала с одного дерева на другое. Лиза ходила в гости к бабушке и подарила новогодний подарок. Они хорошо отдохнули в каникулы.
Задание к тексту:
Кого увидела Карина?
Куда ходила Лиза?
Чем занимались девочки на каникулах?
Текст № 2 «Ветер».
Иногда на улице можно услышать шум. Можно увидеть, как гнутся и качаются деревья. Так дует ветер. Он может достигать огромной скорости. Иногда ветер имеет сокрушительную силу. Сильный ветер называется ураган. Он может вырвать с корнем деревья и сорвать крыши с домов. А на море ураган поднимает высокие волны. Но ветер приносит и пользу. Раздувая паруса, ветер подгоняет корабль. Ветер вращает ветряные мельницы.
Задание к тексту:
Как называется очень сильный ветер?
Что способен сделать ураган?
Какую пользу приносит ветер?
Текст № 3 «Дежурный».
Ваня и Катя – дежурные в столовой. Дежурные накрывают на стол. Они поставили на столы тарелки с хлебом, глубокие тарелки для супа. Положи каждому ложку и вилку. Когда ребята съели суп и картошку с мясом, дежурные убрали грязную посуду. Потом Ваня и Катя принесли стаканы с киселём. Когда ребята выпили кисель, Ваня унёс грязные стаканы, а Катя вытерла стол. Потом все ребята сказали повару спасибо за вкусный обед.
Задание к тексту:
Кто дежурный в столовой?
Что делает дежурный?
Что сказали ребята повару?
Текст № 4 «Друзья птиц».
Саша сделал кормушку из коробки. Миша повесил кормушку на дерево. Вика насыпала в кормушку корм. Птицы прилетели к кормушке. Птички клюют корм. Ребята смотрят на птиц и радуются. Саша и Вика сделали доброе дело. Ребята каждый день кормят птиц. Зимой птицам трудно найти корм, ребята им помогают.
Задание к тексту:
Назови зимующих птиц.
Что сделал Саша?
Что сделала Вика?
Текст № 5 «Февраль».
Февраль - последний месяц зимы. Снега лежит ещё много. Дуют холодные ветры. Ночью бывают сильные морозы. Днём пригревает солнышко. Иногда бывает оттепель. Снег на дороге тает. На крышах домов выросли сосульки. Скоро наступит весна.
Задание к тексту:
Какое время года скоро наступит?
Какой сейчас месяц?
Продолжи предложение: На крышах … .
Текст № 6 «Мой папа».
Я горжусь своим папой, он служил в армии. Он самый добрый и хороший. Я его очень люблю. Мой папа мне помогает, когда трудно. Еще он веселит меня, рассказывает мне истории, анекдоты. Он очень сильный и смелый. Мне очень нравится заниматься с ним спортом, плавать и нырять в море. Также я люблю путешествовать с ним по миру. Мой папа мне лучший друг.
Задание к тексту:
Как зовут твоего папу?
Где он работает?
Расскажи о своём отце.
III Триместр
5 период
Текст № 1 «Спаситель».
Ласточка улетела из гнезда. В гнезде были маленькие птенчики. Один маленький птенчик упал из гнезда. Мимо шёл Саша. Он увидел на траве маленького птенца. Саша влез на лестницу и положил птенчика в гнездо. Саша-спас птенца, молодец. Люди должны помогать животным и птицам.
Задание к тексту:
Кто был в гнезде?
Что увидел Саша?
Как называется рассказ?
Текст № 2 «Моя мама».
Мою маму зовут Надежда Николаевна. Работает мама воспитателем в детском саду. На работе маму уважают. Моя мама невысокого роста, худенькая. Глаза у неё карие, большие, волосы светлые. Голос у мамы звонкий и нежный. Характер у моей мамы очень хороший. Она добрая и справедливая. Я очень люблю свою маму. Она самая лучшая на свете.
Задание к тексту:
Как зовут твою маму?
Где работает мама?
Какие глаза у мамы? Опиши свою маму.
Текст № 3 «Март».
Март – первый месяц весны. В марте начинает таять снег. Солнце светит ярко. Появляются первые проталины. С каждым днём всё теплее. Дни стали длиннее, а ночи короче. Небо голубое, чистое. Это начало весны. Скоро прилетят грачи - наши первые гости. Из-под снега появятся первые цветы – подснежники.
Задание к тексту:
Назови весенние месяцы.
Что появляется в марте?
Какие птицы прилетают?
Текст 4 «Весной в лесу».
В лесу на поляне тает снег. Бегут весёлые ручейки. Зеленеет травка. Всех разбудило весеннее солнышко. Вылезли из своих нор лягушки, ежи. Проснулись муравьи, жучки. Расцвели подснежники, маленькие колокольчики. На лесной поляне пахнет весной. Птички вьют гнёзда и весело чирикают. Просыпаются от зимней спячки животные. Красиво в лесу весной!
Задание к тексту:
Кто просыпается весной в лесу?
Что расцветает?
Что делают птички?
Текст № 5 «На рыбалке».
Рано утром мама разбудила Диму. Погода была ясная, тёплая. Дима быстро оделся, взял удочку, ведро и банку с червями. Мама дала ему завтрак. Дима пошёл на речку рыбачить. Скоро он поймал одну маленькую рыбку, потом другую. Дима принёс домой 10 (десять) рыбок. Он отдал рыбу маме. На обед мама сварила уху. Уха была очень вкусная.
Задание к тексту:
Куда пошёл Дима?
Сколько рыбок поймал Дима?
Что сварила мама на обед?
Текст № 6 «Юрий Гагарин».
Юрий Гагарин первым полетел в космос. Это было двенадцатого апреля одна тысяча девятьсот шестьдесят первого года. С тех пор в нашей стране12 апреля отмечается День космонавтики и авиации. Космонавты долго готовятся к невесомости в космосе. В бассейне космонавты ощущают себя как в невесомости. В космосе люди живут на космических станциях. Это космический корабль, который вращается вокруг Земли.
Задание к тексту:
Когда Юрий Гагарин полетел в космос?
Когда отмечается День космонавтики и авиации?
Продолжи предложение. Это космический корабль, … .
6 период
Текст № 1 «В зоопарке».
На мой день рождения мы с родителями ходили в зоопарк. Мы посмотрели всех животных, сделали много фотографий, и я кормила некоторых животных с рук. Особенно мне понравился жираф. У него очень длинная шея, яркий раскрас и смешные рожки. Рост у жирафа был около 4 метров. Еще мы смотрели белых медведей. На улице было 20 градусов жары, а медведи жили в клетке, в которой было много снега. Мне очень понравилась наша прогулка по зоопарку!
Задание к тексту:
Кто понравился девочке?
Какой рост у жирафа?
Когда у тебя будет день рождения? Сколько лет тебе исполнится?
Текст № 2 «Май».
Май – последний месяц весны. Ярко светит солнце, небо голубое. На деревьях распустились молодые листочки. Всюду зеленеет травка. С юга прилетели перелётные птицы. Они строят гнёзда. В садах зацветает черёмуха, сирень. Поют птицы, гудят пчёлы, летают бабочки. В лесу расцвели ландыши и фиалки.
Задание к тексту:
Сколько предложений в тексте?
Что делают птицы?
Что расцветает в лесу?
Текст№ 3 «День победы».
День Победы - это праздник, посвященный победе в Великой Отечественной войне. В нашей стране он отмечается 9 мая. В этот день по всей нашей родине идут военные парады, люди поздравляют ветеранов ВОВ. Весь день идут торжественные мероприятия. По дорогам проезжает военная техника: танки, военные машины, самолеты. А вечером все заканчивается грандиозным салютом. В это день все ходят с георгиевскими ленточками.
Задание к тексту:
Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Что такое - Георгиевская ленточка?
Что бывает вечером?
Текст № 4 «Семья».
Наша семья большая и дружная. Мама и папа – врачи. Они работают в больнице,
помогают людям. Моя сестра учится шить. Она будет работать швеёй. Мой брат
хочет стать лётчиком и парить высоко в небе. Я учусь в школе-интернате в 5 (пятом)
классе. Утром мы все уходим, а бабушка и дедушка остаются дома. Вечером вся
семья собирается за столом. Мы ужинаем и разговариваем о том, как прошёл день.
Задание к тексту:
Где работают родители?
Сколько человек в твоей семье?
Как зовут брата, сестру?
Текст № 5 «Летом».
Скоро наступит лето. Начнутся летние каникулы. Все ребята разъедутся. Семён поедет в деревню к бабушке. Серёжа отправится в поход в горы. Марина будет отдыхать на даче. Лиза поедет с родителями на Чёрное море. Карина проведёт лето в спортивном лагере. Олег мечтает съездить в Москву.
Задание к тексту:
Какое время года скоро наступит?
Куда поедет Лиза?
Где будет отдыхать Карина?
IV. Развивающие упражнения
I Триместр – развитие внимания - 1 период
- Игра «Зачеркни по образцу».
- Игра «Найди два одинаковых предмета».
- Игра «Найди закономерность и дорисуй недостающую фигуру».
- Игра «Дорисуй у предметов недостающие детали».
2 период
- Игра «Перепутанные линии».
- Игра «Посмотри, чего не хватает?».
- Игра «Найди все цифры».
- Игра «Найди 7 отличий».
- Игра «Обведи одинаковые предметы красным, неодинаковые синим цветом».
II Триместр - развитие памяти - 3 период
- Игра «Найди спрятанные предметы».
- Игра «Какой новый предмет появился на картинке?».
- Игра «Лабиринт».
- Игра «Слушай внимательно и считай дальше».
- Игра «Запомни синие картинки».
4 период
- Игра «Запомни слова».
- Игра «Запомни расположение букв, воспроизведи по памяти».
- Игра «Обведи те фигуры, которые были на предыдущей картинке».
- Игра «Что изменилось?».
- Игра «Что пропало?».
- Игра «Какое слово я не назвала?».
III Триместр – развитие мышления - 5 период
- Игра «Бывает – не бывает».
- Игра «Когда это бывает?».
- Игра «Кому, что нужно?».
- Игра «Из чего сделано?».
- Игра «Чей хвост?».
- Игра «Дорисуй недостающие предметы».
6 период
- Игра «Узнай животного по описанию».
- Игра «Назови одним словом».
- Игра «Четвёртый лишний».
- Игра «Найди пару к каждому предмету, соедини их стрелками».
Список литературы
1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. Москва, 1990.
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Просвещение, 1988.
3. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребёнка. М., 1954.
4. Кузьмичёва Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. М.: Просвещение, 1986.
5. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей.
6. Кузьмичёва Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. М., 1983.
7. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. М: «Владос», 2001.
8. Никитина М.И. Сурдопедагогика М. «Просвещение» 2005.