Рабочая программа по речевой практике

0
0
Материал опубликован 8 January 2022

t1641633773aa.jpg







Пояснительная записка.



Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Приказа №1599 от 19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Вариант 1;

Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2021-2022 уч.год.

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2021-2022 уч.год приказ № 254 от 20.05.2020




Цель, задачи.

Цель программы обучения:

коррекция недостатков общего и речевого развития обучающихся с умственной отсталостью

Задачи программы обучения:

способствовать совершенствованию речевого опыта;

корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

формировать выразительную сторону речи;

учит строить устные связные высказывания;

воспитывать культуру речевого общения.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по устной речи.

Введение в программу курса «Речевая практика» - 1-4 классы связана с тем, что речевая практика умственно отсталых школьников чрезвычайно бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу 2 класса школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.

Общая характеристика учебного предмета.

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) 100

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

Место предмета в учебном плане.

Образовательная область: язык и речевая практика

Предмет «Речевая практика» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 2 часа в неделю, 70 часов в год.




Планируемые результаты

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

–  обращать внимание  на   особенности устных  и  письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и  знаков препинания: точка или  многоточие, точка или  восклицательный знак).


готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видородовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

АОП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.


Характеристика обучающихся по возможностям обучения.


Достаточный уровень.

Обучающиеся выполнять задания по словесной инструкции; называют предметы и действия, соотносят их с картинками;
внятно выражают просьбы, употребляют «вежливые» слова;

соблюдают правила речевого этикета при встрече и прощании;

сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей,

имена ближайших родственников;

рассказывают , как можно дойти или доехать до школы;

слушают небольшую сказку или рассказ;

отвечают на вопросы, опираясь на наглядные средства.



Минимальный уровень.

Обучающиеся выполняют элементарные задания по словесной инструкции учителя;

называют предметы и соотносят их с картинками;

употребляют «вежливые» слова при обращении к другим людям;

правильно здороваются при встрече и прощаются при расставании;
сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей.


В классе обучается Шило Д с диагнозом 4.3. Для слабовидящих обучающихся на конец обучения в начальном звене предусмотрены следующие личностные результаты:

Личностные результаты отражают:

овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

развитие любви к своей стране и городу;

развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

развитие эстетических чувств;

формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.

Критерии оценивания

Отметка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

Отметка «4» выставляется ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

Отметка «3» выставляется ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.


Материально-технические условия.

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АОП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.



Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». № 26 от 10.07.2015 года;

СаН ПиН 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»



Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АООП используются следующие учебно-методическое и программное обеспечение:

С.В. Комарова «Речевая практика» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва, «Просвещение», 2020.

С.В. Комарова Рабочая тетрадь 4 класс, Москва «Просвещение» 2021г.



Тематическое планирование

Тема

Коли-чество часов

Виды деятельности обучающихся

1.

Я дома


12

Общение и его значение в жизни.

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.

Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»

Аудирование и понимание речи

Повторение предложений (5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка речевой ситуации и организации высказывания

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Подбор слов и составление предложений по теме. Совершенствование умения участвовать в диалогах. Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок.

Культура общения. Устное и письменное приглашение, поздравление; извинение; вежливый отказ. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.


2.

Играем в сказку


6


3


Мы писатели


14

4

Я за порогом дома


20

5

Я в мире природы


10

6

Я и мои товарищи


8


Итого

70ч






Календарно-тематическое планирование:



п/п

урока

Наименование темы урока

Кол-во часов

Календарные сроки


план

факт


I четверть.

раздел


Я дома.




1

2

3

4

1

2

3

4

Делимся новостями.

1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2.Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний.

3.Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста.

4.Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом».



4

01.09

03.09

08.09

10.09










5

6

7

8

5

6

7

8

Я выбираю книгу.

1.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций)

2.Подготовка к составлению рассказа об интересной книге.

3.Составление рассказов «Моя любимая книга»

4 Экскурсия в библиотеку.



4

15.09

17.09

22.09

24.09








раздел


Я за порогом дома.




9

10

11

12

1

2

3

4

«Подскажите, пожалуйста…»

1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение).

2.Беседа из личного опыта.

3.Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку.

4.Ролевые игры по теме.


4

29.09

01.10

06.10

08.10



13

14

15

16

5

6

7

8

Я – пассажир.

1.Беседа из личного опыта.

2.Правила поведения в общественном транспорте.

3.Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте.

4.Ролевая игра «В автобусе».

4

13.10

15.10

20.10

22.10



раздел


Играем в сказку.




17

18

1

2

«Петушок-Золотой гребешок»

1.Знакомство с иллюстрированным материалом сказки. Прослушивание аудиозаписи.

2.Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки.

3.Проигрывание эпизодов сказки с использованием костюмов.


2

27.10

29.10



Итого: 18ч




18ч




2четверть

19

1

«Петушок-Золотой гребешок»

1.Знакомство с иллюстрированным материалом сказки. Прослушивание аудиозаписи.

2.Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки.

3.Проигрывание эпизодов сказки с использованием костюмов.


1

10.11



раздел


Мы писатели.




20

21

22

23

1

2

3

4

Сочиняем сказку.

1.Правила составления связного текста.

2.Обсуждение замысла сказки.

3.Составление предложений с опорой на вопросный план.

4.Презентация с иллюстрированием.


4

12.11

17.11

19.11

24.11



раздел


Я дома.




24

25

26

27

1

2

3

4

У телевизора.

Составление и распространение предложений со словами по теме.

Составление собственной программы телепередач на неделю.

Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план

Гигиенические требования к просмотру телепередач.

4

26.11

01.12

03.12

08.12



раздел


Играем в сказку.




28

29

30

1

2

3

«Лисичка-сестричка»

1.Знакомство с иллюстрированным материалом сказки. Прослушивание аудиозаписи.

2.Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки.

3.Проигрывание эпизодов сказки с использованием костюмов

3

10.12

15.12

17.12



раздел


Мы писатели.




31

32

1

2

Новогодние истории.

1.Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план.

2.Иллюстрирование истории согласно замыслу.

2

22.12

24.12



раздел


Я за порогом дома.




33

1

Знаки – помощники.

1.Моделирование диалога.

2.«Предупреждающие информационные знаки».

3.Экскурсия по школе.

4.Викторина «Дорожные знаки»

1

29.12



Итого:

15ч




15ч




3 четверть

34

35

36

1

2

3


Знаки – помощники.

1.Моделирование диалога.

2.«Предупреждающие информационные знаки».

3.Экскурсия по школе.

4.Викторина «Дорожные знаки»

3




раздел


Я в мире природы.




37

38

39

40

1

2

3

4

В гостях у леса.

1.Составление предложений по картинкам.

2. «Что может нанести вред лесу?»

3.Правила поведения школьников в лесу.

4.Творческий проект.

4




раздел


Я и мои товарищи.




41

42

43

44

1

2

3

4

Задушевный разговор.

1.Работа по иллюстрациям, обсуждение, чтение стихотворения.

2.Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

3.«Моделирование диалогов по теме «Задушевный разговор».

4.Слушание рассказов В. Осеевой.

4




раздел


Я за порогом дома.




45

46

47

48

1

2

3

4

Приглашение.

1.Составление устного приглашения.

2.Содержание письменного приглашения.

3.Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ.

4.«Открытка для приглашения»

4




49

50

51

52

1

2

3

4

Поздравляю!

1.Конструирование поздравлений. Дифференциация в зависимости от адресата.

2. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений.

3.Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. 4.Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней.

4




Итого: 20ч



20ч




4 четверть

Раздел



Я и мои товарищи.




53

54

55

56

1

2

3

4

«Извините меня …»

Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма

«Извини меня…»).

Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения.

Ролевые игры по теме ситуации.


4




раздел


Мы писатели.




57

58

59

60

1

2

3

4

Жду письма!

Беседа «Для чего нужны письма»

Составление коллективного письма литературному герою.

«Подпишем конверт»

Самостоятельная работа «Письмо…»

4




61

62

63

64

5

6

7

8

Поздравительная открытка.

Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.

Рисование праздничных открыток.

Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).

Подписывание открыток с поздравлениями.

4




раздел


Я в мире природы.




65

66

67

68

69

70

1

2

3

4

5

6

«Во саду ли, в огороде»

Беседа «Работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности»

Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков.

Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения.

6




Итого: 17 ч



17ч




Всего за год: 70ч



70ч













































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации