Рабочая программа по речевой практике
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Приказа №1599 от 19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Вариант 1;
Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2021-2022 уч.год.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2021-2022 уч.год приказ № 254 от 20.05.2020
Цель, задачи.
Цель программы обучения:
коррекция недостатков общего и речевого развития обучающихся с умственной отсталостью
Задачи программы обучения:
способствовать совершенствованию речевого опыта;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учит строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по устной речи.
Введение в программу курса «Речевая практика» - 1-4 классы связана с тем, что речевая практика умственно отсталых школьников чрезвычайно бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу 2 класса школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.
Общая характеристика учебного предмета.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) 100
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Место предмета в учебном плане.
Образовательная область: язык и речевая практика
Предмет «Речевая практика» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Планируемые результаты
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видородовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
АОП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Характеристика обучающихся по возможностям обучения.
Достаточный уровень.
Обучающиеся выполнять задания по словесной инструкции; называют предметы и действия, соотносят их с картинками;
внятно выражают просьбы, употребляют «вежливые» слова;
соблюдают правила речевого этикета при встрече и прощании;
сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей,
имена ближайших родственников;
рассказывают , как можно дойти или доехать до школы;
слушают небольшую сказку или рассказ;
отвечают на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень.
Обучающиеся выполняют элементарные задания по словесной инструкции учителя;
называют предметы и соотносят их с картинками;
употребляют «вежливые» слова при обращении к другим людям;
правильно здороваются при встрече и прощаются при расставании;
сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей.
В классе обучается Шило Д с диагнозом 4.3. Для слабовидящих обучающихся на конец обучения в начальном звене предусмотрены следующие личностные результаты:
Личностные результаты отражают:
овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;
развитие любви к своей стране и городу;
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;
развитие эстетических чувств;
формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.
Критерии оценивания
Отметка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.
Отметка «4» выставляется ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Отметка «3» выставляется ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Материально-технические условия.
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АОП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». № 26 от 10.07.2015 года;
СаН ПиН 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»
Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АООП используются следующие учебно-методическое и программное обеспечение:
С.В. Комарова «Речевая практика» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва, «Просвещение», 2020.
С.В. Комарова Рабочая тетрадь 4 класс, Москва «Просвещение» 2021г.
Тематическое планирование
№ | Тема | Коли-чество часов | Виды деятельности обучающихся |
1. | Я дома | 12 | Общение и его значение в жизни. Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход» Аудирование и понимание речи Повторение предложений (5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного. Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. Подготовка речевой ситуации и организации высказывания Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Подбор слов и составление предложений по теме. Совершенствование умения участвовать в диалогах. Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок. Культура общения. Устное и письменное приглашение, поздравление; извинение; вежливый отказ. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. |
2. | Играем в сказку | 6 | |
3 | Мы писатели | 14 | |
4 | Я за порогом дома | 20 | |
5 | Я в мире природы | 10 | |
6 | Я и мои товарищи | 8 | |
| Итого | 70ч | |
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | № урока | Наименование темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |||||||||
| план | факт | | ||||||||||
I четверть. | |||||||||||||
раздел | | Я дома. | 8ч | | | | |||||||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | Делимся новостями. 1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний. 3.Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста. 4.Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом». | 4 | 01.09 03.09 08.09 10.09 | | | |||||||
5 6 7 8 | 5 6 7 8 | Я выбираю книгу. 1.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций) 2.Подготовка к составлению рассказа об интересной книге. 3.Составление рассказов «Моя любимая книга» 4 Экскурсия в библиотеку. | 4 | 15.09 17.09 22.09 24.09 | | | |||||||
раздел | | Я за порогом дома. | 8ч | | | | |||||||
9 10 11 12 | 1 2 3 4 | «Подскажите, пожалуйста…» 1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение). 2.Беседа из личного опыта. 3.Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. 4.Ролевые игры по теме. | 4 | 29.09 01.10 06.10 08.10 | | | |||||||
13 14 15 16 | 5 6 7 8 | Я – пассажир. 2.Правила поведения в общественном транспорте. 3.Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте. 4.Ролевая игра «В автобусе». | 4 | 13.10 15.10 20.10 22.10 | | | |||||||
раздел | | Играем в сказку. | 3ч | | | | |||||||
17 18 | 1 2 | «Петушок-Золотой гребешок» 1.Знакомство с иллюстрированным материалом сказки. Прослушивание аудиозаписи. 2.Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки. 3.Проигрывание эпизодов сказки с использованием костюмов. | 2 | 27.10 29.10 | | | |||||||
Итого: 18ч | | | 18ч | | | | |||||||
2четверть | |||||||||||||
19 | 1 | «Петушок-Золотой гребешок» 1.Знакомство с иллюстрированным материалом сказки. Прослушивание аудиозаписи. 2.Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки. 3.Проигрывание эпизодов сказки с использованием костюмов. | 1 | 10.11 | | | |||||||
раздел | | Мы писатели. | 4ч | | | | |||||||
20 21 22 23 | 1 2 3 4 | Сочиняем сказку. 1.Правила составления связного текста. 2.Обсуждение замысла сказки. 3.Составление предложений с опорой на вопросный план. 4.Презентация с иллюстрированием. | 4 | 12.11 17.11 19.11 24.11 | | | |||||||
раздел | | Я дома. | 4ч | | | | |||||||
24 25 26 27 | 1 2 3 4 | У телевизора. Составление и распространение предложений со словами по теме. Составление собственной программы телепередач на неделю. Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план Гигиенические требования к просмотру телепередач. | 4 | 26.11 01.12 03.12 08.12 | | | |||||||
раздел | | Играем в сказку. | 3ч | | | | |||||||
28 29 30 | 1 2 3 | «Лисичка-сестричка» 1.Знакомство с иллюстрированным материалом сказки. Прослушивание аудиозаписи. 2.Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки. 3.Проигрывание эпизодов сказки с использованием костюмов | 3 | 10.12 15.12 17.12 | | | |||||||
раздел | | Мы писатели. | 2ч | | | | |||||||
31 32 | 1 2 | Новогодние истории. 1.Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план. 2.Иллюстрирование истории согласно замыслу. | 2 | 22.12 24.12 | | | |||||||
раздел | | Я за порогом дома. | 4ч | | | | |||||||
33 | 1 | Знаки – помощники. 1.Моделирование диалога. 2.«Предупреждающие информационные знаки». 3.Экскурсия по школе. 4.Викторина «Дорожные знаки» | 1 | 29.12 | | | |||||||
Итого: 15ч | | | 15ч | | | | |||||||
3 четверть | |||||||||||||
34 35 36 | 1 2 3 | Знаки – помощники. 1.Моделирование диалога. 2.«Предупреждающие информационные знаки». 3.Экскурсия по школе. 4.Викторина «Дорожные знаки» | 3 | | | | |||||||
раздел | | Я в мире природы. | 4ч | | | | |||||||
37 38 39 40 | 1 2 3 4 | В гостях у леса. 1.Составление предложений по картинкам. 2. «Что может нанести вред лесу?» 3.Правила поведения школьников в лесу. 4.Творческий проект. | 4 | | | | |||||||
раздел | | Я и мои товарищи. | 4ч | | | | |||||||
41 42 43 44 | 1 2 3 4 | Задушевный разговор. 1.Работа по иллюстрациям, обсуждение, чтение стихотворения. 2.Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». 3.«Моделирование диалогов по теме «Задушевный разговор». 4.Слушание рассказов В. Осеевой. | 4 | | | | |||||||
раздел | | Я за порогом дома. | 8ч | | | | |||||||
45 46 47 48 | 1 2 3 4 | Приглашение. 1.Составление устного приглашения. 2.Содержание письменного приглашения. 3.Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. 4.«Открытка для приглашения» | 4 | | | | |||||||
49 50 51 52 | 1 2 3 4 | Поздравляю! 1.Конструирование поздравлений. Дифференциация в зависимости от адресата. 2. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений. 3.Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. 4.Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. | 4 | | | | |||||||
Итого: 20ч | | | 20ч | | | | |||||||
4 четверть | |||||||||||||
Раздел | | Я и мои товарищи. | 4ч | | | | |||||||
53 54 55 56 | 1 2 3 4 | «Извините меня …» Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»). Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения. Ролевые игры по теме ситуации. | 4 | | | | |||||||
раздел | | Мы писатели. | 8ч | | | | |||||||
57 58 59 60 | 1 2 3 4 | Жду письма! Беседа «Для чего нужны письма» Составление коллективного письма литературному герою. «Подпишем конверт» Самостоятельная работа «Письмо…» | 4 | | | | |||||||
61 62 63 64 | 5 6 7 8 | Поздравительная открытка. Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. Рисование праздничных открыток. Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). Подписывание открыток с поздравлениями. | 4 | | | | |||||||
раздел | | Я в мире природы. | 6ч | | | | |||||||
65 66 67 68 69 70 | 1 2 3 4 5 6 | «Во саду ли, в огороде» Беседа «Работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности» Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков. Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения. | 6 | | | | |||||||
Итого: 17 ч | | | 17ч | | | | |||||||
Всего за год: 70ч | | | 70ч | | | |