Рабочая программа по русской литературе в 7 классе (УМК В.Я. Коровиной)
Управление образования администрации города Магнитогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
города Магнитогорска ИНН/КПП: 7446031440/745601001
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,
тел.: 26-05-48 e-mail: sch6mgn@mail.ru
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
На заседании МО | Зам. директора по УВР | Директор МОУ СОШ № 6 |
Руководитель МО / | /Михина Н.Н./ | /Якименко М.Н./ |
«» сентября 2020 г. | « » сентября 2020 г. | «» сентября 2020 г. |
Рабочая программа
по Родной литературе(русской)
2020-2021 учебный год
Составители программы:
учителя русского языка и литературы
Головина Елена Вячеславовна
г. Магнитогорск, 2020 г.
1.1. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (http://fgosreestr.ru); Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы (базовый уровень).– М.: Просвещение, 2011.
1.2 . Перечень компонентов УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень)
Класс | Учебник | Пособие для учителя | Пособие для учащихся | Электронные образовательные ресурсы |
| | Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. 2020. №14. С. 55-63. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл. / Сост. Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В. – Челябинск: ООО « Издательский центр «Взгляд», 2002 Литературное краеведение. Челябинская область. Учебное пособие/Под редакцией проф. В.А. Михнюкевича – Челябинск: АБРИС, 2006. Преподавание русского языка и литературы с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области / Сборник материалов / Под ред. Соловьевой Т.В., Боровковой Е.Г., Гулеватой О.Н. – Челябинск: изд. ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2017 Тематическое планирование уроков литературы с включением национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области: методические рекомендации к модулю (курсу) «Литература России. Южный Урал» (основное общее образование)/ авт.-сост. Т.В. Соловьёва и др.; под ред. Т.В. Соловьёвой. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. 164 с | Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл. / Сост. Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В. – Челябинск: ООО « Издательский центр «Взгляд», 2002 | |
Дополнительная литература и средства обучения
дополнительная литература | Интернет-ресурсы |
Березанская А. Поэзия борьбы и труда: раннее творчество Бориса Ручьева // VI Ручьевские чтения. На рубеже эпох: специфика художественного сознания: сборник материалов межвузовской научной конференции. – Ч. 1. / Отв. ред. и сост. В. В. Заманская. – Магнитогорск: МГПИ, 2001. – С. 74 – 75. Борис Ручьев: библиографический указатель литературы (к 60- летию со дня рождения). – Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 1973. – 28 с. Боярова М. Борис Ручьев в Оймяконе // Полярная звезда. – 1985. – № 8. – С. 110 – 113. Детский поэтический фольклор. Антология. – СПб, 1997 г. Дышаленкова Р. За великое дело любви: о поэтическом цикле «Красное солнышко» Б. Ручьева // Магнитогорский металл. – 2007. – № 120. – 20 октября. – С. 12 Дышаленкова Р. Ожог поэзией (о поэтическом цикле «Красное солнышко» Б. Ручьева) // VIII Ручьевские чтения. Изменяющаяся Россия в литературном дискурсе: исторический, теоретический и методологический аспекты: 117 сборник трудов международной научной конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С. 253 – 255. Дьяченко В. «Боюсь я, что поздно свобода придёт» // Подъем. – 2007. – № 6. Ильменскаякладовуха. Стихи, сказы, легенды /Автор и составитель Буторина Л.А. – Миасс, 1991. – 88 с. 2. Либединский Ю.Н. Повести / Ю.Н. Либединский – Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1967. – 578 с. Науменко Г.М. «Фольклорная азбука». Уч. пос. для шк. М.1996 г. Обрядовая поэзия. Хрестоматия. Сост. В. И. Жакулина, А. Н. Розов. – М, 2012. Якшин Н. Неизвестный Борис Ручьев // Магнитогорский металл. – 2006. – № 83. – 27 июля. – С. 6. | Древнерусские берестяные грамоты. URL : http://gramoty.ru Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru. Миррусскогослова. URL: http:// gramota.ru/biblio/magazines/mrs. Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL:http://litera.ru/stixiya. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm. https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека |
2.3. Цели и задачи учебного предмета «Родная литература (русская)»:
Предмет «Родная литература (русская)» направлен на формирование у обучающихся представления о родной литературе как составной части многонациональной культуры России, что способствует формированию гармоничной личности школьника, обладающей общероссийским и этническим гражданским сознанием, воспитанию культуры межнациональных отношений.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли роднойрусской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
получение знаний о роднойрусской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в роднойрусской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
Родная литература (русская), как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской школе, который содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.
Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Изучая художественную картину жизни, изображенную в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и культурологические ценности народов России.
Рабочая программа "Родной литературе (русской)" выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами.
Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература».
Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков литературы, что позволяет дополнить тематические блоки новыми для школьной практики произведениями.
2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более близких и понятных современному школьнику, чем классика.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы– русский лес – берёза).
Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной русской литературыв программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
«Россия – родина моя»;
«Русские традиции»;
«Русский характер – русская душа».
2.4.Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу, их обоснование.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение "Родной литературы (русской)" на этапе основного общего образования в объёме 34 ч. Данный курс составлен для изучения в соответствии с учебным планом учащимися 7 классов. В рабочей программе потемно распределен компонент НРЭО (10% от учебных часов в год).
Согласно школьному календарному учебному графику на 2020-2021 учебный год продолжительность учебного года в 7 классах составляет 34 учебные недели:
- в 7 классах 34 часа на изучение предмета в год, 1 час в неделю.
Класс | Название темы | Примерная программа | Авторская программа | Рабочая программа | Обоснование |
7 | Включение тем НРЭО | 0 часов | 0 часов | 4 часа | 1.Методическое письмо «Об особенностях преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в 2018-2019 учебном году (Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области) 2. Приложение к письму МО и науки Челябинской области от 16 июля 2020 года № 1202 / 7560 «О преподавании учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» в начальном общем образовании и «Родной язык» и «Родная литература» в основном/среднем общем образовании в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2020-2021 учебном году» |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Родная литература (русская)"
В результате изучения "Родной литературы (русской)» на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культурыпроизведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
3.1. Предметные планируемые результаты
Раздел программы | Планируемые результаты | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | |
-Россия-Родина моя -Русские традиции -Русский характер - русская душа | осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Содержание программы учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ. (1 ч.)
Цели и задачи курса "Родная литература (русская)"
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (10 ч)
Русские народные песни (исторические и лирические): «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)
Сибирский край: А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Русское поле: И. С. Никитин. «Поле»
Русское поле: И. А. Гофф. «Русское поле».
Русское поле: Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
Проверочная работа по итогам изучения раздела "Россия - Родина моя"
Презентация проектов по темам: "Преданья старины глубокой", "Города земли русской", "Родные просторы".
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (10 ч)
Праздники русского мира
Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Русские мастера: С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Русские мастера: Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
Русские мастера: В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русские традиции"
Презентация проектов по темам: "Праздники русского мира ", "Тепло родного дома"
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (13ч)
На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»; Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец»
На Первой мировой войне: Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война». НРЭО. Л. К. Татьяничева. Стихотворение «Минные поля».
На Первой мировой войне: М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…», Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Долюшка женская: Ф. А. Абрамов. «Золотые руки». В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Взрослые детские проблемы: Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русский характер - русская душа"
Презентация проектов по темам: "Не до ордена – была бы Родина", "Загадки русской души", "О ваших ровесниках", "Лишь слову жизнь дана"
НРЭО. Капли звонкие стихов…Поэзия Южного Урала. Знакомство с южноуральскими поэтами.
НРЭО. Творчество Бориса Ручьева. «Песня о брезентовой палатке»
Экскурсия в музей-квартиру им. Б. Ручьева. НРЭО. Б.Ручьев "На рассвете, проходя к забою..."
5. Календарно-тематическое планирование по "Родной литературе (русской)", 34 ч.
№ п/п | Тема | Дата | Количество часов | Содержание НРЭО | Виды и формы контроля |
ВВЕДЕНИЕ (1ч.) | |||||
1. | Цели и задачи курса "Родная литература (русская)" | | 1 | | |
РОССИЯ - РОДИНА МОЯ (10 ч.) | |||||
2. | Русские народные песни (исторические и лирические): «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» | | 1 | | |
3. | Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1) | | 1 | | |
4. | Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…» | | 1 | | |
5. | Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск») | | 1 | | |
6. | Сибирский край: А.И. Солженицын. «Колокол Углича» | | 1 | | |
7. | Русское поле: И. С. Никитин. «Поле» | | 1 | | |
8. | Русское поле: И. А. Гофф. «Русское поле» | | 1 | | |
9. | Русское поле: Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести) | | 1 | | |
10. | Проверочная работа по итогам изучения раздела "Россия - Родина моя" | | 1 | | Проверочная работа по итогам изучения раздела "Россия - Родина моя" |
11. | Презентация проектов по темам: "Преданья старины глубокой", "Города земли русской", "Родные просторы". | | 1 | | Презентация проектов по темам: "Преданья старины глубокой", "Города земли русской", "Родные просторы" |
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (10 ч.) | |||||
12. | Праздники русского мира | | 1 | | |
13. | Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве» | | 1 | | |
14. | А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху» | | 1 | | |
15. | А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину) | | 1 | | |
16. | А. П. Чехов. «Казак» | | 1 | | |
17. | Русские мастера: С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент) | | 1 | | |
18. | Русские мастера: Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент) | | 1 | | |
19. | Русские мастера: В. А. Солоухин. «Камешки на ладони» | | 1 | | |
20. | Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русские традиции" | | 1 | | Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русские традиции" |
21. | Презентация проектов по темам: "Праздники русского мира ", "Тепло родного дома" | | 1 | | Презентация проектов по темам: "Праздники русского мира ", "Тепло родного дома" |
РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША (13 ч.) | |||||
22. | На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»; Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец» | | 1 | | |
23. | На Первой мировой войне: Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война» | | 1 | НРЭО. Л. К. Татьяничева. Стихотворение «Минные поля». | |
24. | На Первой мировой войне: М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза» | | 1 | | |
25. | Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине», Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…», Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…» | | 1 | | |
26. | Долюшка женская: Ф. А. Абрамов. «Золотые руки» В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…» | | 1 | | |
27. | Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева» | | 1 | | |
28. | Взрослые детские проблемы: Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). | | 1 | | |
29. | Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…» | | 1 | | |
30. | Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русский характер - русская душа" | | 1 | | Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русский характер - русская душа" |
31. | Презентация проектов по темам: "Не до ордена – была бы Родина", "Загадки русской души", "О ваших ровесниках", "Лишь слову жизнь дана" | | 1 | | Презентация проектов по темам: "Не до ордена – была бы Родина", "Загадки русской души", "О ваших ровесниках", "Лишь слову жизнь дана" |
32. | НРЭО. Капли звонкие стихов…Поэзия Южного Урала. Знакомство с южноуральскими поэтами. | | 1 | НРЭО. Капли звонкие стихов…Поэзия Южного Урала. Знакомство с южноуральскими поэтами. | РР Анализ стихотворений |
33. | НРЭО. Творчество Бориса Ручьева. «Песня о брезентовой палатке» | | 1 | НРЭО. Творчество Бориса Ручьева. «Песня о брезентовой палатке» | РР Чтение наизусть |
34. | Экскурсия в музей-квартиру им. Б. Ручьева | | 1 | НРЭО. Б.Ручьев "На рассвете, проходя к забою..." | Экскурсия в музей-квартиру им. Б. Ручьева |