«Согласовано» Руководитель МО учителей русского языка и литературы ______ Доброва Е.В. Протокол № 1 от 28.08.2019 | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ______ Крыловецкая Л.В. 28.08.2019
| «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №3 _________ Евгущенко А.М. Приказ № 175 от 30.08.2019 |
Рабочая программа по русской литературе (родной)
для 8-Б класса
на 2019-2020 учебный год
Шулиной О.В., учителя русского языка и литературы
государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка
имени Александра Невского»
2019
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе предназначена для 8-Б класса ГБОУ СОШ № 3 и составлена на основания Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273-ФЗ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ №3.
Рабочая программа по родной литературе для 8 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 5-е издание, М. «Русское слово» 2010. Планирование составлено на основе Программы для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С. Меркин. Москва. «Русское слово», 2010. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор Г.С. Меркин Литература 8 класс. М. «Русское слово» 2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 8 классе отводится 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Главными целями изучения предмета «Родная литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) – выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений – основа изучения литературы в школе, в том числе и в 8 классе.
Программа для 8 класса – в преддверии курса на историко-литературной основе – построена по хронологическому принципу. Обучающиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (её образностью, отличиями от других видов искусства).
Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
Целью преподавания родной литературы в 8 классе является формирование обобщенного представления о литературе как искусстве слова. Для достижения этой цели проводятся наблюдения над языком и структурой художественного произведения: взаимосвязями персонажей, сюжетом, стихотворной формой, диалогом и т.д.
Цели определяют задачи рабочей учебной программы:
формировать представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
развивать способность формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
развивать художественно-творческих способности, воображение, эстетическое чувство школьников;
воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс родной литературы 8 класса
В результате изучения родной литературы ученик должен знать:
основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев; основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения; некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи; родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основную информацию от второстепенной;
развернуто обосновывать суждения, давать определения;
выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
выявлять авторское отношение к изображаемому;
пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и события.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
основного общего образования
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:
в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
соответствии с данными результатами на уроках литературы необходимо формировать универсальные учебные действия.
Функции УУД состоят:
о беспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
создание условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности, обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
Личностный.
Регулятивный.
Познавательный.
Коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
л ичностное, профессиональное, жизненное самоопределение к учебной познавательной деятельности;
д ействие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
д ействие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
ц елеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
п рогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
к онтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
к оррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
о ценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
в олевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные логические действия, а так же действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
с амостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
п оиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
з наково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
у мение структурировать знания;
у мение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
с мысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
п остановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД предполагают:
а нализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
с интез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
в ыбор оснований и критериев для сравнения, сегрегации, классификации объектов;
п одведение под понятия, выведение следствий;
у становление причинно–следственных связей;
п остроение логической цепи рассуждений;
д оказательство;
в ыдвижение гипотез и их обоснование;
УУД постановки и решения проблем входят следующие:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диа-лог; учавствовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
п ланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
п остановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
р азрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
у правление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
у мение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей лич-ности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностей и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной де-ятельности ребенка и ем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и реле-вантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
с оответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
ф ормирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию; формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностей.
Содержание тем учебного курса по литературе для 8 класса
(1 час в неделю - 34 часа в год)
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.
Устное народное творчество.
Собиратель песен как герой рассказа К.Г.Паустовского «Колотый сахар».
Русская старина.
Житийный жанр в древнерусской литературе.
Литература XIX века.
А.С.Пушкин.. «Повести Белкина» (обзор). «Метель». Роль случайности и предопределённости в жизни человека.
М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольной кавказской природы, символические образы тюрьмы и узничества в лирике.
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Общечеловеческое значение характеров комедии.
Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.
И.С.Тургенев. «Вешние воды». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обретённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. «Андрей Колосов» - рассказ об искренности в любви. Сюжет и герои рассказов «Три встречи», «Часы».
Литература конца XIX - начала XX века.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые нача-ла жизни.
И.А.Бунин. Россия в лирических произведениях писателя. «Сверчок» Трагедия и самоотверженность «Маленького человека» в рассказе. Сюжет и герои рассказов «Крик», «Птицы небесные».
Максим Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии».
Литература XXвека.
Н.А.Заболоцкий. Одухотворённость природы, единство в ней человека в стихотворениях поэта. Философская глубина, афористичность лирических произведений.
А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (отдельные главы поэмы). История создания произведения. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Юмор в поэме. Широкая популярность произведения во время Великой Отечественной войны и в наше время.
В.М.Шукшин. Тематика рассказов писателя.
Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».
Художественная литература, её особенности и значение (обобщение изученного).
Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Сроки изучения | Формы и сроки контроля | Практическая часть | Сопровождающие внеурочные формы учебной деятельности |
1. | Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. | | | | | |
2. | Из устного народного творчества. | | | | | |
3. | Русская старина. | | | | | |
4. | Литература конца XIX - начала XX века. | | | | | |
5. | Литература XXвека. | | | | | |
6. | Художественная литература, её особенности и значение (обобщение изученного). | | | | | |
Итого 34 часов |
Формы и виды контроля
Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.
Выходной контроль:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
Промежуточный:
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный);
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Комплексный анализ текста.
Сочинение, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование, мини-сочинение.
Изложение, сжатое изложение, подробное изложение, с элементами сочинения.
Тест.
Устное высказывание на лингвистическую тему.
Защита проектов.
Формы и средства контроля
В 2019-2020 учебном году плановых контрольных работ: 5
Классное сочинение – 3
Домашнее сочинение – 2
6. Календарно-тематическое планирование уроков литературы
(1 час в неделю - 34 часа в год)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Учебная неделя План | Факт | |
1. | Введение Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. | 1 | | | |
2. | Из устного народного творчества
| 1 | | | |
3. | Житие как жанр древнерусской литературы | 1 | | | |
4. | Особенности языка и стиля «Жития протопопа Аввакума,..»
| 1 | | | |
5. | История России в творчестве А.С.Пушкина Историческая основа повести «Капитанская дочка» . | 1 | | | |
6. | Образ Гринева. | 1 | | | |
7. | Образ Пугачева в повести . | | | | |
8. | Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость, нравственная красота. | 1 | | | |
9. | Художественные и композиционные особенности повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | | | |
10. | РР Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | | | |
11. | Трагическое мироощущение М.Ю.Лермонтова. Лирика. | 1 | | | |
12. | Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | 1 | | | |
13. | РР Выразительное чтение отрывков поэмы. | 1 | | | |
14. | РР Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | 1 | | | |
15. | Н.В.Гоголя. История создания комедии «Ревизор». | 1 | | | |
16. | Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина». | 1 | | | |
17. | Образ городничего и чиновников. | 1 | | | |
18. | Основной конфликт комедии «Ревизор». Особенности развития сюжета. | 1 | | | |
19. | РР Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | | | |
20. | Любовь в жизни И.С.Тургенева. История создания повести «Вешние воды». | 1 | | | |
21. | Система образов в повести И.С.Тургенева «Вешние воды». | 1 | | | |
22. | РР Анализ эпизода. | 1 | | | |
23. | РР Сочинение. | 1 | | | |
24. | В.Г. Короленко. Лирические миниатюры. | 1 | | | |
25. | И.А. Бунин Лирика. | 1 | | | |
26. | РР Выразительное чтение стихотворений наизусть. | 1 | | | |
27. | М.Горький. «Заветы отца». | 1 | | | |
28. | Н.А.Заболоцкий Лирика. | 1 | | | |
29. | РР Выразительное чтение наизусть. | 1 | | | |
30. | А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» Идейно – художественная многогранность поэмы. Тема «большой» и «малой» Родины. | 1 | | | |
31. | РР обучающее сочинение. | 1 | | | |
32. | В.М. Шукшин Рассказы. | 1 | | | |
33. | Личность поэта Н.М.Рубцова. Основные мотивы творчества. | 1 | | | |
34. | Подведение итогов учебного года. | 1 | | |
Литература и средства обучения
Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Меркин Г.С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
2. Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
3. Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс». – М., 2009.
4. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2008.
0