Рабочая программа по русскому языку в 3 классе
Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
Нормативные документы и материалы, на основе которых составлена рабочая программа:
- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с приказом Министерства просвещения России № 286 от 31 мая 2021 года;
- Основная образовательная программа начального общего образования школы;
- годовой календарный учебный график школы на 2021-2020 учебный год;
- учебный план школы на 2021-2022 учебный год;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
- Проект примерной рабочей программы основного начального образования предмета «Русский язык» для 1-4 классов образовательных организаций;
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю) согласно учебному плану школы и годовому календарному учебному графику.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система (дистанционное (удаленное) обучение).
При реализации рабочей программы предусмотрены виды учебной деятельности, характеристика которых рекомендована примерной рабочей программой.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
- понимание роли языка как основного средства общения;
- осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
- осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯСведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков
(повторение изученного)
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач
Лексика
Повторение: лексическое значение слова
Прямое и переносное значение слова (ознакомление) Устаревшие слова (ознакомление)
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного)
Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи Имена существительные единственного и множественного числа Имена существительные мужского, женского и среднего рода Падеж имён существительных Определение падежа, в котором употреблено имя существительное Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение) Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин) Склонение имён прилагательных
Местоимение (общее представление) Личные местоимения, их употребление в речи Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи Неопределённая форма глагола Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов Изменение глаголов по временам, числам Род глаголов в прошедшем времени
Частица не, её значение
Синтаксис
Предложение Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое Второстепенные члены предложения (без деления на виды) Предложения распространённые и нераспространённые
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале)
Использование орфографического словаря для определения
(уточнения) написания слова
Правила правописания и их применение:
••разделительный твёрдый знак;
••непроизносимые согласные в корне слова;
••мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
••безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
••безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
••раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
••непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
••раздельное написание частицы не с глаголами
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.
Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев
План текста Составление плана текста, написание текста по заданному плану Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но Ключевые слова в тексте
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа
Жанр письма, объявления
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану
Изучающее, ознакомительное чтение
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в третьем классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
— сравнивать грамматические признаки разных частей речи;
— сравнивать тему и основную мысль текста;
— сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение); сравнивать прямое и переносное значение слова;
— группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
— объединять имена существительные в группы по определённому признаку (например, род или число);
— определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
— устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;
— ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой Базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на основе предложенных учителем критериев;
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения текста;
— высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;
— выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе предложенных критериев) Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации при выполнении миниисследования;
— анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
— создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
— планировать действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
— корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного миниисследования или проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы;
— при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности.
Тематическое планирование
№ пп | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Сведения о русском языке (1 ч, далее продолжается изучение во всех разделах курса) | Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент | Коллективное прочтение статьи 68 Конституции Российской Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». Рассказ-пояснение учителя на тему «Русский язык как государственный язык Российской Федерации». Учебный диалог, в ходе которого формулируются суждения о многообразии языкового пространства России и о значении русского языка как государственного языка Российской Федерации. Работа в парах: придумать ситуацию применения русского языка как государственного языка Российской Федерации. Обсуждение возможности использования лингвистического мини-эксперимента как метода изучения языка. Учебный диалог «Как выбирать источник информации при выполнении мини-эксперимента?». Практические работы во всех разделах курса, в ходе которых развивается умение анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. |
2 | Фонетика и графика (2 ч) | Повторение: звуки русского языка: гласный/ согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/ мягкий, парный/непарный, согласный глухой/ звонкий, парный/ непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | Упражнение: определить существенный признак для классификации звуков. Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой. Комментированное выполнение задания, связанного с объяснением различий в звуко-буквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв. Самостоятельная работа по систематизации информации: записывать предложенный набор слов в алфавитном порядке. Дифференцированное задание: нахождение ошибок при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке. Практическая работа: расставить книги в библиотечном уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на фамилию автора. Практическая работа при изучении всех разделов курса, связанная с применением знания алфавита при работе со словарями, справочниками |
3 | Орфоэпия (изучается во всех разделах курса) | Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. | Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в учебнике. Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются слова из орфоэпического словарика, к ним нужно придумывать рифмы). Дидактическое упражнение: придумать предложения с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести. Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него все слова из отрабатываемого в данном учебном году орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему классу. Работа в группах: найти в учебном орфоэпическом словаре слова из предложенного списка (не совпадает с отрабатываемым перечнем слов) и поставить в них ударение. Игра-соревнование «Где поставить ударение». |
4 | Лексика (5 ч) | Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление) | Учебный диалог «Как можно узнать значение незнакомого слова?». Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова». Наблюдение за структурой словарной статьи. Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск в словаре значений нескольких слов, целью работы является освоение в процессе практической деятельности принципа построения толкового словаря. Самостоятельная работа: выписывание значений слов из толкового словаря в учебнике или из толкового словаря на бумажном или электронном носителе. Творческое задание: составление словарных статей, объясняющих слова, о значении которых удалось догадаться по контексту, с последующим сравнением составленного толкования со словарной статьёй в учебном толковом словаре. Практическая работа: ведение собственных толковых словариков. Наблюдение за употреблением слов в переносном значении с использованием юмористических рисунков. Комментированное выполнение заданий, направленных на развитие умения анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном значении. Работа в группах: работа с ситуациями, в которых необходимо сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употреблено в прямом/ переносном значении. Учебный диалог «По каким причинам слова выходят из употребления?», высказывание предположений с последующим сопоставлением предположений с информацией в учебнике. Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их современными синонимами. Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и установление их значения. Проектное задание: составление (в процессе коллективной деятельности или самостоятельно) словаря устаревших слов по материалам работы со сказками на уроках «Литературного чтения». Творческое задание: придумать несколько ситуаций, в которых возникает необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения слова. |
5 | Состав слова (морфемика) (8 ч) | Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). | Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем они различаются? Как найти корень слова?». Наблюдение за группами родственных слов, поиск для каждой группы слова, с помощью которого можно объяснить значение родственных слов. Упражнение: выделение корня в предложенных словах с опорой на алгоритм выделения корня. Комментированный анализ текста: поиск в нём родственных слов. Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова с омонимичным корнем. Самостоятельная работа: объединение в группы слов с одним и тем же корнем. Творческое задание: составление собственного словарика родственных слов. Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными корнями. Работа по построению схемы, отражающей различие родственных слов и форм одного и того же слова с учётом двух позиций: значение и состав слова (обсудить разные способы передачи на схеме идеи о полном совпадении значения у форм слова и сходстве основного значения, но не полной тождественности значения родственных слов; различие только в окончаниях между формами слов и различия в составе слова у родственных слов — появление приставок, суффиксов). Объяснение роли и значения суффиксов/приставок. Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/суффиксами. Наблюдение за словами с нулевым окончанием. Совместное построение алгоритма разбора слова по составу. Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью учителя своих учебных действий для преодоления ошибок при выделении в слове корня, окончания, приставки, суффикса. Комментированное выполнение анализа заданных схем состава слова и подбор слов заданного состава. Дифференцированное задание: обнаружение ошибок в установлении соответствия схем состава слова и слов |
6 | Морфология (43 ч) | Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, её значение | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?». Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются». Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются. Наблюдение за грамматическими признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информацией в учебнике. Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу. Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку. Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число). Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду. Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике. Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных. Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён существительных и имён прилагательных, исправление найденных ошибок. Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике. Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных). Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола. Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных). Работа в парах: группировка глаголов на основании изученных грамматических признаков. Наблюдение за ролью местоимений в тексте. Практическая работа: корректировка текста, заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями. Работа в группах: определение уместности употребления местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений. Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж, время, род; умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий, определять изученные грамматические признаки |
7 | Синтаксис (13 ч) | Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов | Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос. Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений. Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками. Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид по эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах — вид по цели высказывания, подбор примеров для ячеек таблицы. Работа в группах: соотнесение предложений и их характеристик (цель высказывания, эмоциональная окраска). Самостоятельная работа: выписывание из текста повествовательных, побудительных, вопросительных предложений. Работа в парах: классификация предложений. Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения. Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых. Наблюдение за предложениями с однородными членами. Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами. Комментированное выполнение задания на нахождение в тексте предложений с однородными членами. Работа в парах: продолжение ряда однородных членов предложения. Творческое задание: составление предложений с однородны ми членами. Проверочная работа, направленная на проверку ориентации в изученных понятиях: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий. |
8 | Орфография и пунктуация (50 ч) | Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Ознакомление с правила ми правописания и их применение: • разделительный твёрдый знак; • непроизносимые согласные в корне слова; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); • раздельное написание частицы не с глаголами | Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм. Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам. Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы. Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы. Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Комментированное выполнение анализа текста на наличие в нём слов с определённой орфограммой. Моделирование предложений, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Упражнение на развитие контроля: нахождение орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания). Оценивание собственного результата выполнения орфографической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку. Проектное задание: составление собственного словарика трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу запомнить, при написании которых регулярно возникают сомнения и т. д.). Создание ситуации выбора для оценки своих возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала. Проблемная ситуация, требующая использования дополнительных источников информации: уточнение написания слов по орфографическому словарю (в том числе на электронном носителе). Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них словарных слов. Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них слов с определён ной орфограммой. |
9 | Развитие речи (30 ч) | Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее, ознакомительное чтение | Учебный диалог «Чем различаются тема текста и основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?». Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов. Дифференцированное задание: нахождение ошибок в определении темы и основной мысли текста. Практическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений. Практическая работа: нахождение в тексте смысловых пропусков. Совместное составление плана текста. Работа в парах: составление плана предложенного текста. Работа в группах: соотнесение текста и нескольких вариантов плана этого текста, обоснование выбора наиболее удачного плана. Практическая работа: воспроизведение текста в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Наблюдение за тремя текстами разного типа (повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов. Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности построения текста», «Особенности языковых средств». Работа в группах: выбор наиболее подходящего для каждой из предложенных ситуаций типа текста (с опорой на таблицу «Три типа текстов»). Творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов (описание, рассуждение, повествование). Практическая работа: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Работа с текстами шуточных стихотворений о несоблюдении норм речевого этикета, культуры общения. Работа с аудиозаписями диалогов: анализ соблюдения норм речевого этикета. Самооценка собственной речевой культуры во время общения. Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ. Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/ отказ. Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания. Запись собственного выступления с последующим самоанализом. Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры — оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке и на переменах, в конце учебного дня подведение итогов игры. |
| Резерв — 18 ч | | |
Календарно - тематическое планирование по русскому языку
№ разделаглавы, темы | Наименование раздела, главы, темы | Продолжительность изучения в часах | Дата |
| Сведения о русском языке (1 ч)+ Р.Р.1ч | ||
1 | Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. | 1 | |
2 | Р.Р. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. | 1 | |
| Фонетика и графика (2 ч.)_+ 1 ч.резерв + Р.Р. 1ч. | ||
3 | Звуки русского языка: гласный /согласный, гласный ударный/ безударный, согласный твердый/мягкий, парный/непарный. | 1 | |
4 | Функции разделительного мягкого и твердого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твердого знаков. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ знаками, в словах с непроизносимыми согласными. | 1 | |
5 | Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | 1 | |
6 | Р.Р. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. | 1 | |
| Орфоэпия | ||
| Лексика (5 ч.)+ Р.Р.1ч. | ||
7 | Лексическое значение слова | 1 | |
8-9 | Прямое и переносное значение слова (ознакомление) | 2 | |
10-11 | Устаревшие слова (ознакомление) | 2 | |
12 | Р.Р. Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. | 1 | |
| | | |
| Состав слова (морфемика) (8 ч.) + Р.р. 3ч. | ||
13 | Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | 1 | |
14 | Признаки однокоренных (родственных) слов. | 1 | |
15 | Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. | 1 | |
16 | Выделение в словах корня (простые случаи). | 1 | |
17 | Р.Р Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. | 1 | |
18 | Окончание как изменяемая часть слова. | 1 | |
19 | Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | 1 | |
20 | Корень, приставка, суффикс – значимые части слова. | 1 | |
21 | Нулевое окончание . | 1 | |
22-23 | Р.Р. Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. | 2 | |
| Морфология (43 ч.) + 3 ч. резерва + Р.Р.11ч. | ||
24 | Части речи. | 1 | |
25-26 | Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. | 2 | |
27-28 | Имена существительные единственного и множественного числа. | 2 | |
29-30 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 2 | |
31-33 | Падеж имён существительных. | 3 | |
34 | Р.Р. Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. | 1 | |
35-36 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | 2 | |
37-38 | Изменение имен существительных по падежам и числам (склонение). | 2 | |
39 | Р.Р. Повторение и продолжение работы с текстом: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. | 1 | |
40-41 | Имена существительные 1,2,3-го склонения. | 2 | |
42 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | |
43 | Итоговый контрольный диктант за 1 четверть | 1 | |
44 | Р.Р. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебно – бытового общения. | 1 | |
45-46 | Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. | 2 | |
47-48 | Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | 2 | |
49-51 | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имен прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). | 3 | |
52-53 | Р.Р. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Учимся писать изложение. | 2 | |
54-55 | Склонение имен прилагательных | 2 | |
56 | Местоимение (общее представление). | 1 | |
57-58 | Личные местоимения, их употребление в речи. | 2 | |
59-60 | Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. | 2 | |
61 | Р.Р. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебно – бытового общения. Учимся писать письма. | 1 | |
62-64 | Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. | 3 | |
65-67 | Неопределенная форма глагола. | 3 | |
68 | Р.Р. Ключевые слова в тексте. | 1 | |
69-70 | Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. | 2 | |
71-72 | Изменение глаголов по временам и числам. | 2 | |
73-74 | Р.Р. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. | 2 | |
75-76 | Род глаголов в прошедшем времени. | 2 | |
77 | Частица не, её значение. | 1 | |
78 | Итоговый диктант за 2 четверть | 1 | |
79-80 | Р.Р.Повторение и продолжение работы с текстом: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. | 2 | |
| Синтаксис (13ч.) + 4 ч. резерв + Р.Р. 3 ч | ||
81-82 | Предложение. | 2 | |
83-84 | Установление при помощи смысловых (синтаксических)вопросов связи между словами в предложении. | 2 | |
85-86 | Р.Р. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. | 2 | |
87-89 | Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. | 3 | |
90-93 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 4 | |
94-95 | Предложения распространенные и нераспространенные. | 2 | |
96-99 | Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и,а,но и без союзов. | 4 | |
100 | Р.Р. Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. | 1 | |
| Орфография и пунктуация (50ч.) + 10 ч.резерв + 10 ч. Р.Р. | ||
101-105 | Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах | 5 | |
106-108 | Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. | 3 | |
109 | Р.Р.Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | 1 | |
110-111 | Использование орфографического словаря для определения написания слова. | 2 | |
112-113 | Р.Р. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. | 2 | |
114-116 | Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. | 3 | |
117 | Р.Р.Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | 1 | |
118-120 | Ознакомление с правилами правописания и их применение. | 3 | |
121 | Р.Р.Умение контролировать действия при проведении парной и групповой работы. | 1 | |
122-126 | Разделительный твердый знак. | 5 | |
127-128 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 2 | |
129 | Итоговый контрольный диктант за 3 четверть | 1 | |
130-131 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 2 | |
132 | Р.Р. Умение контролировать действия при проведении парной и групповой работы. | 1 | |
133-137 | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. | 5 | |
138-144 | Безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных. | 7 | |
145-146 | Р.Р.Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и,а,но. Учимся писать изложение | 2 | |
147-153 | Безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных. | 7 | |
154-158 | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. | 5 | |
159 | Р.Р Учимся писать изложение | 1 | |
160-163 | Непроверяемые гласные и согласные. | 4 | |
164 | Итоговый контрольный диктант за 3 четверть | 1 | |
165 | Р.Р. Учимся писать изложение | 1 | |
166 -170 | Раздельное написание частицы не с глаголом. | 5 | |
| Развитие речи (30) | ||
| Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. | 2 | |
| Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебно – бытового общения. | 2 | |
| Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. | 2 | |
| Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. | 2 | |
| Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | 2 | |
| Умение контролировать действия при проведении парной и групповой работы. | 2 | |
| Повторение и продолжение работы с текстом: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. | 2 | |
| План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. | 2 | |
| Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и,а,но. | 2 | |
| Ключевые слова в тексте. | 2 | |
| Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. | 2 | |
| Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. | 2 | |
| Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. | 4 | |
| Изучающее, ознакомительное чтение | 2 | |
| | | |
| Резерв – 18 ч. (из них 4 часа на контрольные диктанты) | | |
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВ результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВ результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др ); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную
в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
— характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
— определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
— определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
— распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со сло вами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объ
ёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но) ;
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
— уточнять значение слова с помощью толкового словаря
Лист внесения изменений в Рабочую программу
Дата, № урока | Указывается тема, которая изучается на данном уроке (если материал уплотняется, указываются все темы, которые изучаются на данном уроке)
| Основание для корректировки ( № приказа с указанием даты, сроки курсов, период болезни и др.) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |