12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федосеева Наталья Михайловна176
учитель начальных классов
Россия, Мордовия респ., п. Атяшево
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Программа по русскому языку 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа авторского коллектива Горецкого В., В.П. Канакиной разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса «Русский язык»

Ведущая идея настоящего курса — изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.

Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.

Познавательная цель предполагает:

— ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

— открытие детям родного русского языка как предмета изучения;

— формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих — звуках речи, слове, предложении.

Социокультурная цель ориентирована на:

— формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;

— развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:

формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;

развитие речи, мышления, воображения школьников;

формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;

освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.

В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

— осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;

— формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;

— развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения курса «Русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся:

— к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации;

— к слову (прямое и переносное значение, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола);

— к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.);

— к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);

— к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.

Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как:

основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и осознание значения различных видов речевой деятельности.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

Во 2 классе на изучение курса отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»

Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, право на изучение родного языка, возможность получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Результаты изучения курса «Русский язык»

Данная программа обеспечивает достижение учащимися 3 классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты: 

 •  осознание языка как основного средства человеческого общения; 

 •  восприятие русского языка как явления национальной культуры;

 •  понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; 

 •  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  Метапредметные  результаты: 

 •  умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; 

 •  способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; 

 •  умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 

 •  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

 •  умение задавать вопросы.

  В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

 •  активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);

 •  правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;

 •  усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;

 •  орфографической грамотности;

 •  применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками;

 •  правописания сложных слов и глаголов с не;

 •  написания слов с непроверяемыми орфограммами;

 •  письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

 Универсальные учебные действия

 •  интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

 •  познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

 •  организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

 •  умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

  

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.   Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Тема 2.  Текст, предложение, словосочетание (14 часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Для реализации этого содержания  учащиеся должны: 

Знать:

- типы текстов по цели высказывания и интонации

-  члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

Уметь:

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

Развитие речи.

устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать            деформированный   повествовательный текст из трех частей);

писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;

составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;

употреблять при записи текста красную строку.

интонационно правильно произносить предложения.

  По данной теме предусмотрены следующие работы:

Контрольный диктант №1;

Тестирование КИМ тест №1,2;

Обучающее изложение.

Словарный диктант.

Тема №3.Слово в языке и речи (19 часов)

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                                                                                                  

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Для реализации этого содержания  учащиеся должны: 

Контроль:

Проверочная работа;

Контрольный диктант №2;

Обучающее изложение – 2 часа;

Словарные диктанты

Проект «Рассказ о слове»

Тема №4. Состав слова Тема № 5 . Правописание частей слова. (45 часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Знать:

части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

правила проверки корневых орфограмм;

Уметь:

производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;

писать слова с разделительным Ъ;

правильно писать гласные и согласные в приставках.

Развитие речи.

интонационно правильно произносить предложения.

Контроль.

проверочная работа – 3 часа;

тест – 3 час;

контрольная работа – 4 часа;

контрольное списывание – 1час;

изложение – 5 часов;

сочинение – 1час.

Тема №5. Части речи (76 часов).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Знать:

части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

Уметь:

-распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по 
родам.

Контроль:

проверочная работа – 3 часа;

тест – 5 часов;

контрольная работа –  3 часа;

изложение – 3 часа;

сочинение – 1 час.

Тема №6. Повторение изученного за год – 14 часов.

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.  

Контроль:

контрольная работа – 1час.

Чистописание

      Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
      Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных, прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч; 4) Сс, Ее, Оо, а, д, б; 5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях; 6) н, ю, Н, Ю, Кк; 7) В, Зз, Ээ, Жж, Хх, ф; 8) ф, у, г, п, т, р, б, д.
      Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Р, Ж, У, Я, Х, Н, К, Ф и др.; а, у, д, з, в, б, т и др.
      Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Слова с непроверяем Автобус, автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания, ездить, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, засеять, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, календарь, картина, картофель, кастрюля, космонавт, космос, костёр, легко, лестница, магазин, медленно, месяц, металл, метро, морковь, назад, налево, направо, ноябрь, обед, огурец, октябрь, осина, отец, песок, победа, помидор, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, север, сегодня, сентябрь, соловей, солома, столица, тарелка, театр, телефон, теперь, тепловоз, топор, трактор, трамвай, увидеть, ужин, улица,, урожай, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экскурсия, электровоз, январь

Проверка и оценка усвоения программы.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зритель­ные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие из­ложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: II класс, первое по­лугодие — 25—30, конец года — 35—45. Количество слов в текстах для изложений: II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов. В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание тек­стов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:

предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);

главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;

однородные члены предложения;

состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);

правописание парных согласных в корне;

правописание непроизносимых согласных;

правописание слов с двойными согласными;

изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;

правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);

имя числительное; правописание количественных числительных.

              Учащиеся должны уметь:

- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;

-  ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

-  устанавливать связь слов в предложении;

-  распознавать предложения с однородными членами;

-  выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

-  производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

-  производить разбор слова по составу;

-  обозначать парные согласные в корне;

-  писать слова с непроизносимыми согласными;

-  писать слова с двойными согласными;

-  изменять имена существительные по падежам;

-  склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;

-  писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;

-  писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);

-  использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

-  пользоваться словарями и справочной литературой.

Основное содержание учебного предмета


 

Тема

Кол. Час.

1

Язык и речь

2 ч

2

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

14 ч

3

Слово в языке и речи (19ч)

19ч

4

Состав слова (16ч)

16ч

5

Правописание частей слова (29ч)

29ч

6

Части речи(76ч)

76ч

7

Повторение изученного

за год (14 ч)

14ч

всего

 

170 ч

Формы контроля

п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

   
     

Контрольные диктанты

Проверочные и самостоятельные работы

Проекты

1.

Язык и речь

2

0

0

0

2.

Текст. Предложение.

Словосочетание.

14

1

3

0

3.

Слово о языке и речи.

19

1

3

1

4.

Состав слова.

16

1

3

1

5.

Правописание частей слова.

29

2

4

1

6.

Части речи.

76

5

8

3

7.

Повторение

14

1

2

0

ИТОГО:

 

170

11

23

6


 


 

Тематическое планирование


 

Раздел

п/п

Кол-во

часов

Тема урока.

Характеристика

деятельности учащихся

   
     

Язык и речь (2 ч)

     

1.1.

1

1

Наша речь.

Виды речи.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина

   

1.2.

2

1

Наш язык

   
     

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

     

2.1.

3

1

Текст как единица языка и речи

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

   

2.2.

4

1

Текст. Типы текстов

   

2.3.

5

1

Предложение. Признаки предложения

   

2.4.

6

1

Виды предложений по цели высказывания. .

   

2.5.

7

1

Виды предложений по интонации

   

2.6.

8

1

Предложения с обращением

   

2.7.

9

1

Обучающее изложение

   

2.8.

10

1

Главные и второстепенные члены предложения.

   

2.9.

11

1

Главные и второстепенные члены предложения.

   

2.10.

12

1

Простое и сложное предложения

   

2.11.

13

1

Простое и сложное предложения

   

2.12.

14

1

Словосочетание

   

2.13.

15

1

Словосочетание

   

2.14.

16

1

Контрольный диктант по теме «Предложение»

   
     

Слово в языке и речи (19ч)

     

3.1

17

1

Работа над ошибками. Однозначные и многозначные слова

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы.

   

3.2.

18

1

Синонимы и антонимы

   

3.3.

19

1

Омонимы

   

3.4.

20

1

Слово и словосочетание

   

3.5.

21

1

Фразеологизмы

   

3.6.

22

1

Изложение

   

3.7.

23

1

Части речи

   

3.8.

24

1

Имя существительное

   

3.9.

25

1

Имя прилагательное

   

3.10.

26

1

Глагол

   

3.11.

27

1

Имя числительное

   

3.12.

28

1

Однокоренные слова

   

3.13.

29

1

Гласные звуки и буквы

   

3.14.

30

1

Согласные звуки и буквы

   

3.15.

31

1

Парные согласные. Разделительный Ь

   

3.16.

32

1

Изложение по составленному плану

   

3.17.

33

1

Проверочная работа

   

3.18

34

1

Проект «Рассказ о слове»

   

3.19.

35

1

Контрольный диктант по теме « Слово в языке и речи»

   
     

Состав слова (16ч)

     

4.1

36

1

Что такое корень?

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу.

   

4.2

37

1

Как найти в слове корень?

   

4.3.

37

1

Сложные слова

   

4.4

39

1

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

   

4.5.

40

1

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

   

4.6.

41

1

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

   

4.7

42

1

Значение приставок

   

4.8.

43

1

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

   

4.9.

44

1

Значение суффиксов

   

4.10.

45

1

Сочинение по картине .

   

4.11.

46

1

Что такое основа слова?

   

4.12.

47

1

Обобщение знаний о составе слова

   

4.13.

48

1

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

   

4.14.

49

1

Анализ контрольного диктанта . Обобщение знаний о составе слова

   

4.15.

50

1

Обучающее изложение

   

4.16.

51

1

Проект «Семья слов»

   
     

Правописание частей слова (29ч)

     

5.1.

52

1

Орфограммы в значимых частях слова

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

   

5.2.

53

1

Правописание безударных гласных в корне слова

   

5.3.

54

1

Правописание безударных гласных в корне слова

   

5.4.

55

1

Правописание безударных гласных в корне слова

   

5.5.

56

1

Правописание глухих и звонких согласных на конце слов

   

5.6.

57

1

Правописание глухих и звонких согласных на конце слов

   

5.7.

58

1

Правописание глухих и звонких согласных на конце слов

   

5.8.

59

 

Правописание глухих и звонких согласных на конце слов

   

5.9.

60

1

Обучающее изложение

   

5.10.

61

1

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

   

5.11.

62

1

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

   

5.12.

63

1

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

   

5.13.

64

1

Правописание слов с удвоенными согласными

   

5.14.

65

1

Правописание слов с удвоенными согласными

   

5.15.

66

1

Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка»

   

5.16.

67

1

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова»

     

5.17.

68

1

Анализ контрольного диктанта

Правописание суффиксов и приставок

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

   

5.18.

69

1

Правописание суффиксов и приставок

   

5.19.

70

1

Правописание суффиксов и приставок

   

5.20.

71

1

Правописание суффиксов и приставок

   

5.21.

72

1

Правописание приставок предлогов

   

5.22.

73

1

Правописание приставок предлогов

   

5.23.

74

1

Правописание слов с разделительным твердым знаком

   

5.24.

75

1

Разделительный твердый и мягкий знаки

   

5.25.

76

1

Разделительный твердый и мягкий знаки

   

5.26.

77

1

Разделительный твердый и мягкий знаки

   

5.27.

78

1

Изложение

   

5.28.

79

1

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

   

5.29.

80

1

Проект Составляем орфографический словарь»

   
     

Части речи(76ч)

Имя существительное (32 ч)

     

6.1.

81

1

Части речи

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа. Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Писать диктант и проверять написанное.

   

6.2.

82

1

Имя существительное и его роль в речи

   

6.3.

83

1

Имя существительное и его роль в речи

   

6.4.

84

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

   

6.5.

85

 

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

   

6.6.

86

1

Изложение по тексту «Горностай»

   

6.7.

87

1

Собственные и нарицательные имена существительные

   

6.8.

88

1

Проект «Тайна имени»

   

6.9.

89

1

Число имён существительных

   

6.10.

90

1

Число имён существительных

   

6.11.

91

1

Род имён существительных

   

6.12.

92

1

Род имён существительных

   

6.13.

93

1

Ь на конце имён существительных после шипящих

   

6.14.

94

1

Ь на конце имён существительных после шипящих

   

6.15.

95

1

Обучающее изложение

   

6.16.

96

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

   

6.17.

97

1

Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам

   

6.18.

98

1

Падеж имен существительных

   

6.19.

99

1

Падеж имен существительных

   

6.20.

100

1

Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-Царевич и лягушка-квакушка»

   

6.21.

101

1

Именительный падеж

   

6.22.

102

1

Родительный падеж

   

6.23.

103

1

Дательный падеж

   

6.24.

104

1

Винительный падеж

   

6.25.

105

1

Творительный падеж

   

6.26.

106

1

Предложный падеж

   

6.27.

107

1

Изложение по самостоятельно составленному плану

   

6.28.

108

1

Косвенные падежи

   

6.29.

109

1

Обобщение знаний

   

6.30

110

1

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

   

6.31.

111

1

Контрольный диктант

   

6.32.

112

1

Проект»Зимняя страничка»

   
   

.

Имя прилагательное (18ч)

     

6.33.

113

1

Значение и употребление имен прилагательных в речи

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных.

Определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного». Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

   

6.34.

114

1

Значение и употребление имен прилагательных в речи

   

6.35.

115

1

Роль прилагательных в тексте

   

6.36.

116

1

Текст -описание

   

6.37.

117

1

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна –лебедь»

   

6.38.

118

1

Род имен прилагательных

   

6.39.

119

1

Изменение имен прилагательных по родам

   

6.40.

120

1

Изменение имен прилагательных по родам

   

6.41.

121

1

Число имен прилагательных

   

6.42.

122

1

Число имен прилагательных

   

6.43.

123

1

Изменение имен прилагательных по падежам

   

6.44.

124

1

Изменение имен прилагательных по падежам

   

6.45.

125

1

Обобщение знаний

   

6.46.

126

1

Обобщение знаний

   

6.47.

127

1

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

   

6.48.

128

1

Обобщение знаний

   

6.49.

129

1

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

   

6.50.

130

1

Проект «Имя прилагательное в загадках»

   
     

Местоимение (5 ч)

     

6.51.

131

1

Личные местоимения

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

   

6.52.

132

1

Лицо и число личных местоимений

   
     

Изменение личностных местоимений по родам

   

6.53.

133

1

Местоимение

   

6.54.

134

1

Местоимение

   

6.55.

135

1

Обучающее изложение

   
     

Глагол (21 ч)

     

6.56

136

1

Значение и употребление глаголов в речи

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.

   

6.57.

137

1

Значение и употребление глаголов в речи

   

6.58.

138

1

Значение и употребление глаголов в речи

   

6.59.

139

1

Неопределенная форма глагола

   

6.60.

140

1

Неопределенная форма глагола

   

6.61.

141

1

Число глаголов

   

6.62.

142

1

Число глаголов

   

6.63.

143

1

Времена глаголов

   

6.64.

144

1

Времена глаголов.2-е лицо глаголов

   

6.65.

145

1

Изменение глаголов по временам

   

6.66.

146

1

Изменение глаголов по временам

   

6.67.

147

1

Обучающее изложение

   

6.68.

148

1

Роль глаголов в прошедшем времени

   

6.69.

149

1

Роль глаголов в прошедшем времени

   

6.70.

150

1

Правописание частицы не с глаголами

   

6.71.

151

1

Правописание частицы не с глаголами

   

6.72.

152

1

Обобщение знаний

   

6.73.

153

1

Обобщение знаний

   

6.74.

154

1

Обобщение знаний

   

6.75.

155

1

Обобщение знаний

   

6.76.

156

1

Контрольный диктант по теме «Глагол»

     
     

Повторение изученного

за год (14 ч)

     

7.1.

157

 

Части речи

     

7.2.

158

1

Части речи

     

7.3.

159

1

Обучающее изложение

     

7.4.

160

1

Обобщение изученного о слове, предложении

     

7.5.

161

1

Правописание окончаний имен прилагательных

     

7.6.

162

1

Правописание приставок и предлогов

     

7.7.

163

1

Правописание безударных гласных

     

7.8.

164

1

Правописание значимых частей слов

     

7.9.

165

1

Итоговый контрольный диктант

     

7.10.

166

1

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

     

7.11.

167

1

Обучающее изложение

     

7.12.

168

1

Текст

     

7.13.

169

1

Сочинение на тему « Почему я жду летних каникул»

     

7.14.

170

1

КВН «Знатоки русского языка»

     


 


 


 


 


 


 


 


 

Материально-техническое обеспечение

учебного предмета

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе­ство

Примечания

Репродукции картин.

Учебно-методические комплекты по русскому языку для3 класса (программа, учебник, рабочая тетрадь).

Таблицы к основным разделам грамматического материала.

Наборы сюжетных картинок.

Словари по русскому языку.

Алфавит (письменный и печатный).


 

Д

К


 

Д

Д


 

Д

Д

 

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Экспозиционный экран (по возможности).

Компьютер.


 

Д

Д

Д Д Д Д

С диагональю не менее 72 см Размер не менее 150x150 см

Экранно-звуковые пособия


 

Слайды (диапозитивы) по русскому языку (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.

Д Д

 

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комп­лектом стульев.

Стол учительский с тумбой. . Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстратив­ного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таб­лиц и т. п.

к

д д

д

д

-


 

Литература и средства обучения

Основная литература

Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 класс.- М.: Просвещение, 2011 год  

2. Дополнительная литература

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.)

3. Учебные и справочные пособия.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2013.

Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку  для 3 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

4. Учебно-методическая литература.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 3 класс». М.: Просвещение, 2014 год

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы.

Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 3 класс. М.:ВАКО, 2014

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 3 класс

5. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.


 


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.