Рабочая программа по русскому языку
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол от «30» августа 2024г. №1 Руководитель ШМО | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР «30»августа 2024г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБОУ «СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА» Приказ№81от 30 августа 2024г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
начального общего образования
для 2 класса
Рабочую программу составила
Пазыч Т.С.
учитель начальных классов
2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной образовательной программы начального общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Данная рабочая программа разработана для курса русского языка в 1-4 классах по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России». Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Обучение по комплекту «Школа России», носит деятельностный характер. При этом предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Программа по русскому языку направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Задачи обучения русскому языку:
1.Развивать устную и письменную речь учащихся.
2.Обучить литературной норме: орфографически и пунктуационно грамотному письму, орфоэпически правильному произношению, а также выразительности речи и элементам стилистики.
3.Изучить теоретический материал по грамматике, фонетике, лексике, сформировать систему научных понятий по языку.
4.Приобщить школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки русского языка
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык» включают:
1.Формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества.
2.Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
3.Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества, ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
4.Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой.
Урок русского языка должен быть проблемным и развивающим с применение групповых и индивидуальных методов работы.
На уроках русского языка применяются как письменные, так и устные формы работы: тесты, диктанты, сочинения, изложение; работа по индивидуальным карточкам; устный ответ.
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», –170 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Общие сведения о языке | 1 | | | |
2 | Фонетика и графика | 6 | | | |
3 | Лексика | 10 | | | |
4 | Состав слова | 14 | | | |
5 | Морфология | 19 | | | |
6 | Синтаксис | 8 | | | |
7 | Орфография и пунктуация | 50 | 8 | | |
8 | Развитие речи | 30 | | | |
Резервное время | 32 | 5 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 13 | 0 | |
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценивание осуществляется на основе Положения о системе оценок, формах, порядке, периодичности текущего контроля, промежуточной аттестации и переводе обучающихся
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2014 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
изобразительные наглядные пособия – таблицы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол от «30» августа 2024г. №1 Руководитель ШМО | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР «30»августа 2024г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБОУ «СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА» Приказ№81от 30 августа 2024г |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
предмета Русский язык
для 2 класса
Разработано учителем
Пазыч В.С.
2024-2025 учебный год
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | |
план | факт | |||
1 | 02.09 | | Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира. Наша речь и наш язык | 1 |
2 | 03.09 | | Диалогическая форма речи | 1 |
3 | 04.09 | | Резервный урок по разделу лексика: о происхождении слов | 1 |
4 | 05.09 | | Текст | 1 |
5 | 06.09 | | Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли | 1 |
6 | 09.09 | | Тема текста | 1 |
7 | 10.09 | | Основная мысль | 1 |
8 | 11.09 | | Заглавие текста | 1 |
9 | 12.09 | | Подбор заголовков к предложенным текстам | 1 |
10 | 13.09 | | Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам. Отражение в заголовке темы или основной мысли текста | 1 |
11 | 16.09 | | Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка | 1 |
12 | 17.09 | | Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Тренинг | 1 |
13 | 18.09 | | Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений | 1 |
14 | 19.09 | | Диктант. | 1 |
15 | 20.09 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев | 1 |
16 | 23.09 | | Предложение как единица языка | 1 |
17 | 24.09 | | Предложение и слово | 1 |
18 | 25.09 | | Связь слов в предложении | 1 |
19 | 26.09 | | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
20 | 27.09 | | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 |
21 | 01.10 | | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения | 1 |
22 | 02.10 | | Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) | 1 |
23 | 03.10 | | Резервный урок по разделу синтаксис: наблюдение за главными и второстепенными членами предложения | 1 |
24 | 04.10 | | Резервный урок по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении. | 1 |
25 | 07.10 | | Предложение: систематизация знаний | 1 |
26 | 08.10 | | Слово и его значение | 1 |
27 | 09.10 | | Значение слова в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно, по тексту или с помощью толкового словаря | 1 |
28 | 10.10 | | Однозначные и многозначные слова | 1 |
29 | 11.10 | | Значение слова в словаре и тексте | 1 |
30 | 14.10 | | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова | 1 |
31 | 15.10 | | Синонимы | 1 |
32 | 16.10 | | Синонимы в тексте | 1 |
33 | 17.10 | | Антонимы | 1 |
34 | 18.10 | | Наблюдение за использованием антонимов | 1 |
35 | 21.10 | | Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем. Словарный диктант | 1 |
36 | 22.10 | | Обобщение знаний по разделу «Лексика» | 1 |
37 | 23.10 | | Проверка языковых знаний, умений и навыков | 1 |
38 | 24.10 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Однокоренные (родственные) слова. Корень слова | 1 |
39 | 25.10 | | Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова | 1 |
40 | 05.11 | | Корень как часть слова | 1 |
41 | 06.11 | | Корень как общая часть родственных слов | 1 |
42 | 07.11 | | Корень слова: обобщение знаний | 1 |
43 | 08.11 | | Окончание как изменяемая часть слова | 1 |
44 | 11.11 | | Изменение формы слова с помощью окончания | 1 |
45 | 11.11 | | Различение изменяемых и неизменяемых слов | 1 |
46 | 12.11 | | Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение) | 1 |
47 | 13.11 | | Суффикс как часть слова | 1 |
48 | 14.11 | | Приставка как часть слова (наблюдение) | 1 |
49 | 15.11 | | Роль суффиксов и приставок | 1 |
50 | 18.11 | | Состав слова: систематизация знаний | 1 |
51 | 19.11 | | Состав слова: обобщение | 1 |
52 | 20.11 | | Резервный урок по разделу состав слова: Тренинг. Нахождение однокоренных слов. Выделение корня | 1 |
53 | 21.11 | | Списывание | 1 |
54 | 22.11 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Суффикс как часть слова: наблюдение за значением | 1 |
55 | 25.11 | | Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями | 1 |
56 | 26.11 | | Перенос слов по слогам | 1 |
57 | 27.11 | | Перенос слов по слогам: закрепление | 1 |
58 | 28.11 | | Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков | 1 |
59 | 29.11 | | Составление устного рассказа по репродукции картины З. Серебряковой "За обедом" | 1 |
60 | 02.12 | | Резервный урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы | 1 |
61 | 03.12 | | Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 1 |
62 | 04.12 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 |
63 | 05.12 | | Единообразное написание гласных в корне | 1 |
64 | 06.12 | | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | 1 |
65 | 09.12 | | Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова | 1 |
66 | 10.12 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление | 1 |
67 | 11.12 | | Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова | 1 |
68 | 12.12 | | Непроверяемые гласные в корне слова. Словарный диктант | 1 |
69 | 13.12 | | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова | 1 |
70 | 16.12 | | Диктант | 1 |
71 | 17.12 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов | 1 |
72 | 18.12 | | Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 |
73 | 19.12 | | Знакомство с жанром поздравления | 1 |
74 | 20.12 | | Функции мягкого знака | 1 |
75 | 23.12 | | Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки | 1 |
76 | 24.12 | | Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе) | 1 |
77 | 25.12 | | Выбор языковых средств для выражения собственного мнения при работе в паре (группе) | 1 |
78 | 26.12 | | Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова | 1 |
79 | 27.12 | | Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Знаки препинания в конце предложения" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 |
80 | 09.01 | | Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Слог. Перенос слов" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 |
81 | 10.01 | | Повторение алгоритма списывания текста | 1 |
82 | 13.01 | | Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) | 1 |
83 | 14.01 | | Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща | 1 |
84 | 15.01 | | Гласные после шипящих в сочетаниях чу, щу | 1 |
85 | 16.01 | | Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе) | 1 |
86 | 17.01 | | Сочетания чк, чн, чт, щн, нч | 1 |
87 | 20.01 | | Сочетания чк, чн, чт, щн, нч | 1 |
88 | 21.01 | | Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки | 1 |
89 | 22.01 | | Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку на тему "День рождения" | 1 |
90 | 23.01 | | Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки | 1 |
91 | 24.01 | | Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова | 1 |
92 | 27.01 | | Обозначение парных по звонкости-глухости согласных в корне слова | 1 |
93 | 28.01 | | Способы проверки согласных в корне слова | 1 |
94 | 29.01 | | Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова | 1 |
95 | 30.01 | | Учимся писать буквы согласных в корне слова | 1 |
96 | 31.01 | | Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова | 1 |
97 | 03.02 | | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | 1 |
98 | 04.02 | | Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание парных по глухости-звонкости согласны хзвуков в корне слова" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 |
99 | 05.02 | | Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 1 |
100 | 06.02 | | Списывание. | 1 |
101 | 07.02 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Использование на письме разделительных ъ и ь | 1 |
102 | 10.02 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 |
103 | 11.02 | | Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком | 1 |
104 | 12.02 | | Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами | 1 |
105 | 13.02 | | Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание слов с разделительным мягким знаком" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 |
106 | 14.02 | | Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов | 1 |
107 | 17.02 | | Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов | 1 |
108 | 18.02 | | Имя существительное как часть речи | 1 |
109 | 19.02 | | Имя существительное: употребление в речи | 1 |
110 | 20.02 | | Имя существительное: значение | 1 |
111 | 21.02 | | Имя существительное : вопросы («кто?», «что?») | 1 |
112 | 25.02 | | Употребление прописной и строчной буквы | 1 |
113 | 26.02 | | Составление устного рассказа по репродукции картины И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" | 1 |
114 | 27.02 | | Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных | 1 |
115 | 28.02 | | Прописная буква в именах собственных: географические названия | 1 |
116 | 03.03 | | Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы: составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам | 1 |
117 | 04.03 | | Имя существительное: изменение по числам | 1 |
118 | 05.03 | | Число имён существительных | 1 |
119 | 06.03 | | Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных | 1 |
120 | 07.03 | | Глагол как часть речи | 1 |
121 | 11.03 | | Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи? | 1 |
122 | 12.03 | | Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. | 1 |
123 | 13.03 | | Диктант | 1 |
124 | 14.03 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Единственное и множественное число глаголов | 1 |
125 | 17.03 | | Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста на тему пословицы | 1 |
126 | 18.03 | | Текст-повествование | 1 |
127 | 19.03 | | Особенности текстов-повествований. Словарный диктант | 1 |
128 | 20.03 | | Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-повествование. Составление текста-повествования на тему "Как приготовить салат" | 1 |
129 | 21.03 | | Обобщение знаний о глаголе | 1 |
130 | 31.03 | | Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Глагол" | 1 |
131 | 01.04 | | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
132 | 02.04 | | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
133 | 03.04 | | Имя прилагательное: значение | 1 |
134 | 04.04 | | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 |
135 | 07.04 | | Резервный урок по разделу морфология: роль имён прилагательных в тексте. | 1 |
136 | 08.04 | | Единственное и множественное число имен прилагательных | 1 |
137 | 09.04 | | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 |
138 | 10.04 | | Текст-описание | 1 |
139 | 11.04 | | Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста (рассказа или сказки) на тему "Путешествие снежинки на землю" | 1 |
140 | 14.04 | | Особенности текстов-описаний | 1 |
141 | 15.04 | | Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание. Составление текста-описания натюрморта | 1 |
142 | 16.04 | | Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам | 1 |
143 | 17.04 | | Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку с включением в него диалога. Практикум по овладению диалогической речью | 1 |
144 | 18.04 | | Текст-рассуждение | 1 |
145 | 22.04 | | Особенности текстов-рассуждений | 1 |
146 | 23.04 | | Предлог. Отличие предлогов от приставок | 1 |
147 | 24.04 | | Диктант | 1 |
148 | 25.04 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. | 1 |
149 | 28.04 | | Раздельное написание предлогов с именами существительными | 1 |
150 | 29.04 | | Раздельное написание предлогов с именами существительными | 1 |
151 | 30.04 | | Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление | 1 |
152 | 02.05 | | Части речи: обобщение. Тренинг | 1 |
153 | 05.05 | | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы | 1 |
154 | 06.05 | | Резервный урок по разделу морфология: части речи. Тренинг | 1 |
155 | 07.05 | | Различение текстов-описаний и текстов-повествований | 1 |
156 | 08.05 | | Промежуточная аттестация (тест) | 1 |
157 | 13.05 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Части речи: систематизация знаний | 1 |
158 | 14.05 | | Резервный урок по разделу морфология: роль имён существительных в тексте | 1 |
159 | 15.05 | | Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте | 1 |
160 | 16.05 | | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация | 1 |
161 | 19.05 | | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение | 1 |
162 | 20.05 | | Письменное изложение | 1 |
163 | 21.05 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Тренинг "Правописание имен собственных" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 |
164 | 22.05 | | Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имён существительных; правописание парных по глухости-звонкости согласны звуков в корне слова (с использованием электронных образовательных ресурсов) | |
165 | 23.05 | | Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имен прилагательных; правописание слов с разделительным мягким знаком (с использованием электронных образовательных ресурсов) | 1 |
166 | 26.05 | | Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием приставок; правописание буквосочетаний с шипящими звуками (с использованием электронных образовательных ресурсов) | 1 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 |