Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по УМК «Начальная школа 21 века»
Русский язык
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
На основе авторской программы « Русский язык» для начальной школы: С.В. Иванов, М.В. Кузнецова, А.О. Евдокимова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова в рамках проекта «Начальная школа ΧΧΙ века» (научный руководитель Н.Ф.Виноградова).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2013
Методические пособия:
- «Русский язык. Комментарии к урокам». 3 класс. ( С.В.Иванов, М.И.Кузнецова). «-М.: «Вентана – Граф» 2010г.
- «Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения».( В.Ю.Романова, Л.В.Петленко). М.: «Вентана – Граф» 2013.
Объем программы: Программа рассчитана на 170 ( 5 часов в неделю 34 недели) часов: 164 часа по учебнику и 6 часов – резервные уроки, на которых осуществляется повторение, закрепление изученного материала, а так же проверка знаний учащихся.
Цели и задачи курса:
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально – целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранение его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание курса:
Программа включает в себя изучение четырех блоков: блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний); блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма); блок «Развитие речи».
Исходя, из уровня подготовки класса, считаю наиболее целесообразным следующее распределение часов по блокам:
Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) - 65 часов
Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) – 54 часа
Блок «Развитие речи» - 35 часов
Закрепление знаний, повторение пройденного, контрольные работы, диагностические работы – 16 часов
Тема «Повторение изученного во 2 классе» – (входит в состав всех блоков, изучается в начале 1 четверти в течение 22 часов: уроки 1-22).
II. Содержание курса «Русский язык» в 3 классе
Содержание программы 3 класс (170 ч)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (65 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).
Синтаксис(18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (40 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (35 ч)
Проверочные и контрольные уроки (16ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
III. Тематическое планирование.
№ | Наименование раздела | Количество часов | Контрольных работ/ самостоятельных работ | Диктантов/ словарных диктантов | Тестов |
| «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) Фонетика. 3ч. Состав слова. 4 ч. Синтаксис 18 ч. Морфология 40 ч. | 65 ч. | 8 | | 3 |
| «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) | 54 | | 8/4 | 1 |
| «Развитие речи» | 35 | 2 | - | - |
| Проверочные и контрольные уроки | 16 | 8 | 8/4 | |
Вид контроля | | Всего | I | II | III | IV |
Диктант | | 8 | 2 | 1 | 3 | 2 |
Изложение ( обучающие) | | | - | 1 | 2 | 1 |
Словарный диктант | | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Списывание | | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Тестирование | «Как устроен наш язык» | 3 1 | 1 | 1 - | 1 - | - - |
«Правописание» | 1 | |||||
Контрольная работа | текущая | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
итоговая | 3 | 1 | 1 | 1 | - | |
Самостоятельная работа | | 2 | 1 | 1 | - | - |
Комплексная итоговая работа | | 1 | - | - | - | 1 |
Итого | | 16 | 9 | 8 | 11 | 7 |
IV. Планируемые результаты обучения
Основные требования к уровню подготовки учащихся третьего класса.
Предметные результаты:
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:
Различать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
Выделять, находить:
-грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);
Решать практические задачи:
-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)
-составлять план текста (при помощи учителя);
Применять правила правописания:
-падежных окончаний имен существительных;
-суффиксов имен существительных –онок- (-енок-),-ек-, -ик-, -ост(ь)-;
-падежных окончаний имен существительных;
- словарных слов, определенных программой;
-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Курсивом обозначены темы для ознакомления. Материал этих тем не является обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
освоение личностного смысла учения, желания учиться,формирование интереса (мотивации) к учению;
воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);
сознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения зада-
ния в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
формлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого;участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата |
| Повторяем фонетику. | 1 | |
| Вспоминаем правила написания заглавной буквы. | 1 | |
| Фонетический анализ слова. | 1 | |
| Вспоминаем правило переноса слов. | 1 | |
| Текст, его признаки и типы. | 1 | |
| Фонетический анализ слов. | 1 | |
| Правила обозначения гласных после шипящих. | 1 | |
| Состав слова. | 1 | |
| Правописание безударных гласных в корне слов. | 1 | |
| Повторяем признаки и типы текстов. | 1 | |
| Разбор слова по составу. | 1 | |
| Повторяем правила правописания согласных в корне. | 1 | |
| Повторяем словообразование. | 1 | |
| Текущий диктант по теме «Повторение изученных орфограмм». | 1 | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | |
| Текст и его заглавие. Списывание. | 1 | |
| Разбор слова по составу и словообразование. | 1 | |
| Повторяем правописание суффиксов. | 1 | |
| Повторяем правописание приставок. | 1 | |
| Текущая контрольная работа по темам «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу». | 1 | |
| Заглавие и начало текста. | 1 | |
| Предложение и его смысл. Слова в предложении. | 1 | |
| Виды предложения по цели высказывания и интонации. | 1 | |
| Последовательность предложений в тексте. | 1 | |
| Деление текста на абзацы. Самостоятельная работа по развитию речи по теме «Текст, заголовок текста». | 1 | |
| Главные члены предложения. | 1 | |
| Повторяем написание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. | 1 | |
| Главные члены предложения. | 1 | |
| Учимся писать приставки. | 1 | |
| Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с. | 1 | |
| Подлежащее. Словарный диктант. | 1 | |
| Сказуемое. | 1 | |
| Учимся писать письма. Тест по теме «Повторение изученных орфограмм». | 1 | |
| Подлежащее и сказуемое. | 1 | |
| Итоговая контрольная работа по темам «Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Главные члены предложения». | 1 | |
| Второстепенные члены предложения. | 1 | |
| Обстоятельство. | 1 | |
| Обстоятельство. | 1 | |
| Учимся писать приставку с-. | 1 | |
| Диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе». | 1 | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Тест по темам «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу». | 1 | |
| Определение. | 1 | |
| Определение. | 1 | |
| Учимся писать слова с двумя корнями. | 1 | |
| Запоминаем соединительные гласные о, е. | 1 | |
| Учимся писать письма. | 1 | |
| Дополнение. | 1 | |
| Дополнение. | 1 | |
| Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. | 1 | |
| Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. | 1 | |
| Текущая контрольная работа по темам «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения». | 1 | |
| Учимся писать письма. | 1 | |
| Однородные члены предложения. | 1 | |
| Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. | 1 | |
| Однородные члены предложения. | 1 | |
| Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | |
| Учимся писать письма. Тест по темам «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения». | 1 | |
| Однородные члены предложения. | 1 | |
| Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | |
| Однородные члены предложения. Словарный диктант. | 1 | |
| Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | |
| Учимся писать письма. | 1 | |
| Повторяем фонетику и состав слова. | 1 | |
| Итоговая контрольная работа за первое полугодие по темам «Фонетика. Состав слова. Синтаксис. Простое предложение». | 1 | |
| Повторение. | 1 | |
| Части речи. | 1 | |
| Части речи. | 1 | |
| Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | |
| Повторение. Самостоятельная работа по теме: «Текст; последовательность частей текста» | 1 | |
| Имя существительное. | 1 | |
| Повторение. | 1 | |
| Итоговый диктант за первое полугодие по теме «Орфограммы, изученные в первом полугодии». | | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Списывание. | | |
| Учимся писать изложение. | 1 | |
| Род имен существительных. | 1 | |
| Род имен существительных. | 1 | |
| Число имен существительных. | 1 | |
| Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных. | 1 | |
| Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных. | 1 | |
| Число имен существительных. | 1 | |
| Изменение имен существительных по числам. | 1 | |
2 полугодие | |||
| Изменение имен существительных по числам. | 1 | |
| Учимся писать изложение. | 1 | |
| Изменение имен существительных по падежам. | 1 | |
| Падеж имен существительных. Косвенные падежи. | 1 | |
| Падеж имен существительных. Падежные предлоги. | 1 | |
| Текущая контрольная работа по теме «Части речи, род и число имен существительных». | | |
| Учим слова с удвоенными согласными в корне слова. | 1 | |
| Учимся писать письма. Учим слова с удвоенными согласными в корне слова. | 1 | |
| Падеж имен существительных. | 1 | |
| Падеж имен существительных. | 1 | |
| Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. | 1 | |
| Падеж имен существительных. | 1 | |
| Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ичк и ечк. | 1 | |
| Работа с текстом. | 1 | |
| Склонение имен существительных. Наблюдение. Понятие о склонении. | 1 | |
| Склонение имен существительных. | | |
| Учимся писать сочетания инк, енк. | 1 | |
| Текущий диктант по темам «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Удвоенные согласные в словах. Суффиксы имен существительных». | 1 | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Списывание. | 1 | |
| Склонение имен существительных. | 1 | |
| Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. | 1 | |
| Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. | 1 | |
| Склонение имен существительных родительного падежа множественного числа. | 1 | |
| Тест по теме «Род, число, падеж, склонение имен существительных». | 1 | |
| Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. | 1 | |
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | |
| Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения. | 1 | |
| Учимся писать изложения. | 1 | |
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | |
| Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения. | 1 | |
| Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | |
| Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. | 1 | |
| Учимся писать изложение. | 1 | |
| Способы образования имен существительных. | 1 | |
| Способы образования имен существительных. | 1 | |
| Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения. | 1 | |
| Итоговая контрольная работа по теме «Грамматические признаки имени существительного». | 1 | |
| Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения. | 1 | |
| Текущее изложение. | 1 | |
| Повторяем фонетику и состав слова. | 1 | |
| Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. Словарный диктант. | 1 | |
| Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные в третьей четверти». | 1 | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Списывание. | 1 | |
| Имя прилагательное. | 1 | |
| Правописание окончаний имен существительных множественного числа. | 1 | |
| Повторение. | 1 | |
| Имя прилагательное. | 1 | |
| Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных. | 1 | |
| Имя прилагательное. | 1 | |
| Правописание имен существительных на ий, ия, ие. | 1 | |
| Правописание имен существительных на ий, ия, ие. | 1 | |
| Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных. | 1 | |
| Текущий диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных». | 1 | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Списывание. | 1 | |
| Качественные имена прилагательные. | 1 | |
| Качественные имена прилагательные. | 1 | |
| Изложение с элементами сочинения. | 1 | |
| Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | |
| Учимся писать изложение. | 1 | |
| Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | |
| Краткая форма качественных прилагательных. | 1 | |
| Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | |
| Учимся писать сочинение. | 1 | |
| Относительные имена прилагательные. | 1 | |
| Относительные имена прилагательные. Правописание относительных прилагательных. | 1 | |
| Как образуются относительные имена прилагательные. | 1 | |
| Правописание относительных прилагательных. | 1 | |
| Учимся писать сочинение. | 1 | |
| Текущая контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматическое значение». | 1 | |
| Правописание относительных прилагательных. | 1 | |
| Притяжательные имена прилагательные. | 1 | |
| Правописание притяжательных прилагательных. | 1 | |
| Текущий диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных». | 1 | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Списывание. | 1 | |
| Повторение. | 1 | |
| Повторяем фонетику и состав слова. | 1 | |
| Правописание краткой формы имён прилагательных. Словарный диктант. | 1 | |
| Административная контрольная работа ( диктант) | | |
| Работа над ошибками. Местоимение. | | |
| Местоимение. | 1 | |
| Работаем с текстом | 1 | |
| Комплексная итоговая контрольная работа. На материале блоков «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». | | |
| Личные местоимения. | 1 | |
| Личные местоимения. | 1 | |
| Правописание местоимений с предлогами. | 1 | |
| Как изменяются местоимения. | 1 | |
| Правописание местоимений. | 1 | |
| Как изменяются местоимения. | 1 | |
| Праздник «Знатоки русского языка». | 1 | |