Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по УМК «Начальная школа XXI века»

2
0
Материал опубликован 11 October 2016
Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 ) ; программой УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Примерной образовательной программой Л.Е. Журовой «Русский язык. Обучение грамоте». – М. :Вентана-Граф (2011) и Примерной образовательной программой С.И. Иванова, А.О. Евдокимовой «Русский язык». – М. : Вентана-Граф (2011) в соответствии с «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (СанПиН 2. 4. 2. 2821 – 10); основной образовательной программой НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 р. П.Сенной Вольского района Саратовской области» на 2011-2015гг.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

он является основным средством общения между людьми;

с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;

язык является основным средством познания окружающего мира;

владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;

использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:

сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе

достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели

— нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их

классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Структура курса.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико- орфографическая пропедевтика.

Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский языки Литературное чтение.

Задачи курса обучения грамоте:

формирование общих представлений о слове и предложении;

формирование действий звукового анализа;

формирование навыка чтения и письма;

развитие речи.

Целью данного курса является – овладение первоклассниками первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму, а также умению учиться. Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

Основные содержательные линии

Содержание курса обучения грамоте включает следующие содержательные линии: предложение ислово, звуковой анализ; чтение, письмо, развитие речи.

Процесс обучения грамоте начинается с формирования общих представлений о слове и предложении: дети работают над их различием, выделяют слово из предложения, осознают, что слово имеет значение.

Важнейшей задачей курса является формирование у первоклассников действий звуковогоанализа, т. е. умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они в нём находятся, дать качественную характеристику каждому звуку( гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и

будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки и т. д. звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию слогового чтения.

Работа по формированию навыка чтения строится не только на отработке механизма чтения, но и прежде всего на осмыслении текста с учётом речевого опыта ребёнка как носителя языка.

Требования к скорости чтения детям не предъявляются, что связано с достаточно большими индивидуальными различиями первоклассников в темпе их работы. Но следует учитывать, что начинающий читатель одинаково затрудняется в осмыслении читаемого текста при скорости чтения как менее 20-25 слов в минуту, так и более 70-80 слов в минуту. Поэтому при работе над индивидуальным продвижением в скорости чтения каждого ребёнка основное внимание следует уделять формированию осознанности чтения.

Важное место на первом году обучения чтению отводится развитию восприятия художественного произведения, для чего проводятся специальные уроки литературного слушания.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – всё это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассники в процессе практической деятельности осваивают умения: участвовать в учебном диалоге, умению составлять рассказы разного вида ( описание, повествование), работать с текстом.

Основой построения курса обучения грамоте является учёт возрастных особенностей первоклассников. Именно поэтому все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей. При этом первоклассники учатся новому для них способу мышления, постепенно переходя от присущего этому возрасту наглядно- действенного и наглядно- образного мышления к логическому.

Построение моделей даёт возможность также формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение оценивать собственные действия.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.

Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.

Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости,

возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы. Срок реализации программы - 1 год.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом на изучение русского языка в 1 классе отводится 165 часов в год (33 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 80 часов – на первое полугодие изучение «Букваря. Ч.1»( 16 учебных недель, по 5 часов в неделю ), 85 часов - на второе полугодие изучение курса «Руский язык» ( 17 учебных недель по 5 часов в неделю ).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе

национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и

письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе

адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Содержание тем учебного курса

«Русский язык. Обучение грамоте»

Слово и предложение

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Универсальные учебные действия:

моделировать состав предложения;

  • корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки; выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению;

    контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;

    сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

    классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения;

    анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели;

    обосновывать выполняемые и выполненные действия;

    осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом;

    контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;

    находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука;

объяснять причину допущенной ошибки.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Универсальные учебные действия:

  • соотносить звук и соответствующую ему букву;

    обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного;

    соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок;

    дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;

    классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’];

    структурировать последовательность слов в алфавитном порядке;

    находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначения звука буквой;

    объяснять причину допущенной ошибки.

Чтение

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Универсальные учебные действия:

  • применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов;

    сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы;

    осознавать смысл прочитанного;

    находить содержащуюся в тексте информацию;

    определять основную мысль прочитанного произведения;

    обсуждать прочитанный текст с одноклассниками;

    аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста;

    формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;

    интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде;

    использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое в зависимости от целей.

Восприятие художественного произведения

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.

Универсальные учебные действия:

  • осознавать смысл текста при его прослушивании;

    понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте;

    определять основную мысль текста;

    различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.

Письмо

Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам;

    составлять алгоритм предстоящих действий;

    объяснять последовательность своих действий;

    моделировать буквы из набора элементов;

    анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;

    группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков;

    осознавать смысл написанного;

    контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом;

    контролировать этапы своей работы при списывании;

    принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного;

    оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).

Орфография и пунктуация

Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложений.

Универсальные учебные действия:

  • группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;

    применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;

    осознавать алгоритм списывания;

    контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;

    использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;

    исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.

Развитие речи

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.

Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Универсальные учебные действия:

  • строить устное речевое высказывание;

    составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку;

    составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы;

    участвовать в учебном диалоге;

    осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы;

    включаться в совместную работу;

    высказывать собственное мнение и обосновывать его.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Русский язык. Обучение грамоте (1 полугодие) - 80 ч.

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Добукварный

20 часов

2

Основной период

60 часов

     
 

ИТОГО

80 часов

Русский язык (2 полугодие ) – 85 ч.

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Фонетика и орфоэпия

20 часов

2

Графика и орфография

20часов

3

Слово и предложение. Пунктуация.

22 часа

4

Развитие речи

23 часа

 

ИТОГО

85 часов

За год по программе 165 часов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

1. К концу обучения в первом классе ученик научится:

различать, сравнивать:

звуки и буквы;

ударные и безударные гласные звуки;

твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

звук, слог, слово;

слово и предложение;

кратко характеризовать:

-звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

выделять предложение и слово из речевого потока;

проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;

выделять в словах слоги;

правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;

переносить слова;

писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

правильно писать словарные слова, определенные программой;

ставить точку в конце предложения;

грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельноотдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия иорфография совпадают);

безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;

осознавать цели и ситуации устного общения;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять ихзначение по тексту или с помощью толкового словаря;

использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

различать слова, называющие предметы, действия и признаки;задавать вопросы к словам;

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиямиобщения для эффективного решения коммуникативной задачи;

участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться ккоординации различных позиций в сотрудничестве;

соблюдать орфоэпические нормы и правильнуюинтонацию.

Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта результатами освоения образовательной программы является формирование учебной деятельности школьника, овладение им универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Обучение грамоте»

Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

Ученик научится:

различать, сравнивать:

звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;

звук, слог, слово;

слово и предложение;

кратко характеризовать:
  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие);

    условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:
  • выделять предложение и слово из речевого потока;

    проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;

    плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;

    осознавать смысл прочитанного;

    правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;

    писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

    грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и

    • ставить точку в конце предложения;

орфография совпадают) объемом 10–20 слов.

Ученик получит возможность научиться:
    • различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;

      читать целыми словами и предложениями;

      самостоятельно читать небольшие по объему художественные произведения;

      выделять в словах слоги в устной работе;

      правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

      переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);

      участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

      соблюдать орфоэпические нормы.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект:

  • Безруких, М. М. Прописи № 1, 2, 3 к учебнику «Букварь» : для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Безруких – М. : Вентана-Граф, 2011 (Начальная школа ХХI века).

Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова; под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова. – 2-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2011.

  • Учимся писать печатные буквы. Рабочая тетрадь / М.И. Кузнецова. – (Начальная школа ХХI века).

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс УМК «Начальная школа ХХI века» /Авт.-сост. Е.С. Галанжина.- М.: Планета, 2013.-(Образовательный стандарт).

Русский язык. Обучение грамоте : методические комментарии к урокам/Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Русский язык : 1 класс : комментарии к урокам / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Электронный учебно-методический комплект:
  1. компьютер

    Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

    Презентационное оборудование

Специфическое оборудование

Алфавит

Таблицы к основным разделам грамматического материала

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Аудиофильмы в соответствии с программой

Слайды и видеофильмы

Календарно – тематическое планирование по русскому языку (165 ч.)

 

п/ п

Название разделов, темы урока

Кол-во

часов

Формы контроля

Дата проведения

Примечание

планир

Факт

 

1.

Добукварный

период

Ориентировка на странице прописей.

1

       

2

Отработка алгоритма действий на страницах прописей.

1

       

3

Введение понятия

«слово».

1

       

4

Отработка алгоритма действий на

1

       
 

 

 

страницах прописей.

         

5

Отработка понятия «слово».

1

       

6

Деление предложения на слова.

1

       

7

Сравнение звуков.

1

       

8

Знакомство со схемой звукового состава слова.

1

       

9

Интонационное выделение заданного звука в

1

       
 

слове, определение его места в слове.

         

10

Знакомство с рабочей строкой.

1

       

11

Сравнение слов по звуковой структуре.

1

       

12

Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре.

1

       

13

Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре.

1

       

14

Развитие свободы движения руки.

1

       

15

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова.

1

       

16

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова.

1

       

17

Букварный

период.

Письмо заглавной и строчной буквы

«А, а»

         

18

Знакомство с буквой «Я, я».

1

       

19

Письмо заглавной и строчной буквы

«Я, я».

1

       

20-

21

Закрепление правил обозначение звука [а] буквами.

2

       

22

Письмо заглавной и строчной буквы

«О, о».

1

       

23

Письмо заглавной и строчной буквы

«Ё, ё».

1

       

24

Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]).

1

       

25-

26

Закрепление правил обозначение звуков [о] и [а] буквами.

2

       

27

Письмо заглавной и строчной буквы

«У, у».

1

       

28

Письмо заглавной и строчной буквы

«Ю, ю».

1

       

29

Закрепление правил обозначение звуков [у], [о] и [а] буквами.

1

       

30

Знакомство с буквой «Э, э».

1

       

31

Письмо заглавной и строчной буквы

1

       
 

«Э, э».

         

32

Знакомство с буквой «Е, е»

1

       

33

Письмо заглавной и строчной буквы

«Е, е».

1

       

34

Закрепление правил обозначение гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.

1

       

35

Знакомство с буквой «ы»

1

       

36

Письмо строчной буквы «ы».

1

       

37

Знакомство с буквой «И, и».

1

       

38

Письмо заглавной и строчной буквы

«И, и».

1

       

39

Отработка написания изученных букв.

1

       

40

Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков.

1

       

41

Письмо заглавной и строчной буквы

«М, м».

1

       

42

Знакомство с буквой «Н, н».

1

       

43

Письмо заглавной и строчной буквы

«Н, н». Письмо слогов, слов.

1

       

44

Письмо заглавной и строчной буквы

«Р, р».

1

       

45

Письмо слогов, слов.

1

       

46

Письмо заглавной

1

       
 

и строчной буквы

«Л, л».

         

47

Письмо заглавной и строчной буквы

«Й, й».

1

       

48-

49

Введение понятия

«слог». Отработка написания изученных букв.

2

       

50-

51

Введение понятия

«ударение». Письмо заглавной и строчной буквы

«Г, г».

2

       

52

Письмо заглавной и строчной буквы

«Г, г».

1

       

53

Письмо заглавной и строчной буквы

«К, к».

1

       

54

Дифференциация букв «Г, г» - «К, к».

1

       

55

Знакомство с буквой «З, з». Письмо заглавной и строчной буквы

«З, з».

1

       

56

Письмо заглавной и строчной буквы

«С, с».

1

       

57

Дифференциация букв «З, з» - «С, с».

1

       

58

Письмо заглавной и строчной буквы

«Д, д».

1

       

59

Знакомство с буквой «Т, т». Письмо заглавной и строчной буквы

«Т, т».

1

       

60

Дифференциация букв «Д, д» - «Т,

т».

1

       

61

Знакомство с буквой «Б,б». Письмо заглавной и строчной буквы

«Б, б».

1

       

62

Письмо заглавной и строчной буквы

«Б, б».

1

       

63

Письмо заглавной и строчной буквы

«П, п».

1

       

64

Знакомство с буквой «В, в».

1

       

65

Письмо заглавной и строчной буквы

«В, в».

1

       

66

Знакомство с буквой «Ф,ф»

1

       

67

Письмо заглавной и строчной буквы

«Ф,ф»

1

       

68

Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж».

1

       

69

Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш».

1

       

70

Знакомство с буквой «Ч, ч».

1

       

71

Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч».

1

       

72

Повторение и закрепление написания изученных букв

1

       

73

Письмо заглавной и строчной буквы

«Щ, щ».

1

       

74

Письмо заглавной и строчной буквы

«Х, х».

1

       

75

Письмо заглавной и строчной буквы

«Ц, ц».

1

       

76

Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы «ь».

1

       

77

Письмо строчной буквы «ь».

1

       

78

Слова с разделительным ь.

1

       

79

Письмо строчной буквы «ъ».

1

       

80

Закрепление написания всех букв русского алфавита.

1

       

81-82

Послебукварный

период

Язык как средство общения.

Звуковой анализ, алгоритм списывания.

2

       

87-88

Звуковой анализ.

2

       

89-90

Слова, отвечающие на вопросы «кто?»,

«что?».

2

       

91-92

Слова, отвечающие на вопросы «кто?»,

«что?», знаки препинания в конце предложения.

2

       

93-94

Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах собственных.

2

       

95-96

Алфавит, звуковой анализ.

2

       

97-98

Возраст. Заглавная буква в именах собственных.

2

       

99-

100

Внешность. Слова, отвечающие на вопросы

«какой?»,

«какая»...

2

       

101-

102

Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема.

2

       

103-

104

Звуковой анализ, постановка вопросов «кто?»,

«что?», «какой?»,

«какая?».

2

       

105-

106

Адрес.

Заглавная буква в именах собственных,

слогоударная схема слов.

2

       

107-

108

Адрес.

Перенос.

2

       

109-

110

Родина. Перенос, звуковой анализ.

2

       

111-

112

Развернутое толкование значения слова .

2

       

113-

114

Исторические места.

Ударение, развернутое толкование значения слова.

2

       

115-

116

Профессия. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?».

2

       

117-

118

Слова, отвечающие на

вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?».

2

       

119-

120

Характер. Правописание сочетаний жи – ши.

2

       

123-

124

Постановка вопросов к словам, перенос.

2

       

125-

126

Кто что любит... Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос.

2

       

127-

128

Интересы детей. Наблюдение над общим значением однокоренных слов. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками

.

2

       

129-

130

Постановка вопросов к словам.

2

       

131-

132

Хобби.

Знаки препинания в конце предложения, сочетания жи – ши.

2

       

133-

134

Детские фантазии. Устойчивые сочетания слов. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу –

щу.

2

       

135

Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос.

1

       

136

Любимые книги. Сочетания чу – щу. Перенос.

1

       

137

Домашние питомцы. Поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный)

вопрос Заглавная буква в именах собственных.

1

       

138

Звуковой анализ. Сочетания жи – ши.

1

       

139

Ударение. Интонация предложения.

1

       

140

Определение слова, от которого образовано заданное слово Соотношение количества звуков и букв в словах

1

       

141

Постановка вопроса к словам. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ.

1

       

142

Мои друзья. Слова, которые можно записать цифрами.

1

       

143

Образные выражения. Постановка вопросов к словам. Звуковой анализ.

1

       

144

Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы.

Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

1

       

145

Школьная жизнь.

Слово как единство звучания и значения. Ударение.

1

       

146

Пропедевтика написания слов с безударными гласными.

Устойчивые сочетания. Звуковой анализ.

1

       

147

День рождения. Знакомство с транскрипцией. Многозначность.

1

       

148

Функция мягкого знака.

1

       

149

Детские развлечения. Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. Звуковой анализ. Перенос.

1

       

150

Театр. Значение слова. Сочетания чк – чн. Частичный

звуковой анализ.

1

       

151

Многозначность. Выбор контекстуальных синонимов.

1

       

152

Сравнение слов по звуковому составу. Поиск слов, отвечающих

1

       
 

на заданный вопрос.

         

153

Пропедевтика написания слов с безударными гласными.

Ударение.

1

       

154-

155

Разговорная и научная речь. Образование слов.

Разделительный мягкий знак.

Пропедевтика написания слов с безударными гласными.

2

       

156

Зоопарк. Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы.

1

       

157

Йотированная функция букв гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы.

1

       

158

159-

161

Повторение Цирк.

Слова, которые пришли в русский язык из других языков. Перенос. Постановка вопросов к заданным словам.

1

       

Повторение.

1

       

162

Диктант.

1

диктант

     

163

Словарный диктант

1

Словарный диктант

     

164

Тест.

1

 

165

Контрольное списывание.

1

Контрольное списывание

     
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации