12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Маринка Юдина19 Краснодарский край |
Рабочая программа по русскому языку для УМК «Школа России», 2 класс
Рабочая программа разработана в полном соответствии с Рабочей программой по русскому языку предметной линии учебников «Школа России» (1-4 классы) (авторы Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина).
Программа рассчитана на 170 учебных часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
2. Содержание учебного предмета, курса
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
Наша речь
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | |
План. | Факт. | ||
Наша речь (3 ч) | |||
| 3.09 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | |
| 4.09 | Что можно узнать о человеке по его речи? | |
| 5.09 | Как отличить диалог от монолога? | |
Текст (3 ч) | |||
| 6.09 | Диагностическая работа | |
| 7.09 | Что такое текст? | |
| 10.09 | Что такое тема и главная мысль текста? Части текста | |
Предложение (11 ч) | |||
| 11.09 | Что такое предложение? | |
| 12.09 | Как из слов составить предложение? | |
| 13.09 | Контрольное списывание. | |
| 14.09 | Что такое главные члены предложения? | |
| 17.09 | Что такое второстепенные члены предложения? | |
| 18.09 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | |
| 19.09 | Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? | |
| 20.09 | Как установить связь слов в предложении? | |
| 21.09 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | |
| 24.09 | Анализ сочинений. | |
| 25.09 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | |
Слова, слова, слова… (18 ч) | |||
| 26.09 | Что такое лексическое значение слова? | |
| 27.09 | Что такое однозначные и многозначные слова? | |
| 28.09 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | |
| 1.10 | Что такое синонимы? | |
| 2.10 | Что такое антонимы? | |
| 3.10 | Что такое родственные слова? | |
| 4.10 | ||
| 5.10 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | |
| 8.10 | ||
| 9.10 | Какие бывают слоги? | |
| 10.10 | Как определить ударный слог? | |
| 11.10 | ||
| 12.10 | Как переносить слова с одной строки на другую? | |
| 15.10 | ||
| 16.10 | Обучающее сочинение по серии картинок. | |
| 17.10 | Проверочная работа. | |
| 18.10 | Контрольный диктант по теме «Слово» | |
| 19.10 | Работа над ошибками | |
Звуки и буквы (59 ч) | |||
| 22.10 | Звуки и буквы | |
| 23.10 | Русский алфавит, или Азбука | |
| 24.10 | Использование алфавита при работе со словарями Использование алфавита при работе со словарями | |
| 25.10 | ||
| 26.10 | Употребление прописной (заглавной) буквы | |
| 6.11 | Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков | |
| 7.11 | Буква «э» и её функция. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту | |
| 8.11 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. | |
| 9.11 | Особенности проверяемых и проверочных слов | |
| 12.11 | Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня | |
| 13.11 | Введение правила. Правописание слов с безударной гласной, проверяемой ударением | |
| 14.11 | Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением | |
| 15.11 | Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением | |
| 16.11 | Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением | |
| 19.11 | Диктант по теме: «Безударная гласная в корне слова» | |
| 20.11 | Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением | |
| 21.11 | Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением | |
| 22.11 | Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением | |
| 23.11 | Правописание слов с безударной гласной, непроверяемой ударением | |
| 26.11 | Списывание текста с заданием по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | |
| 27.11 | Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением | |
| 28.11 | Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением | |
| 29.11 | Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём. | |
| 30.11 | Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования | |
| 3.12 | Списывание текста с заданием | |
| 4.12 | Контрольный диктант по теме: «Написание слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением» | |
| 5.12 | Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове | |
| 6.12 | Согласный звук Й и буква И краткое | |
| 7.12 | Слова с удвоенными согласными | |
| 10.12 | Слова с непроверяемым написанием. Составление рассказа по репродукции картины и опорным словам | |
| 11.12 | «И в шутку и в серьёз» | |
| 12.12 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь | |
| 13.12 | Составление рассказа по рисунку | |
| 14.12 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным | |
| 17.12 | ||
| 18.12 | Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. | |
| 19.12 | Контрольный диктант за полугодие | |
| 20.12 | «Пишем письмо» | |
| 21.12 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч | |
| 24.12 | Произношение и написание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч | |
| 25.12 | Рифма | |
| 26.12 | Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | |
| 27.12 | Произношение и написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | |
| 9.01 | Отличие звонкого согласного звука от глухого | |
| 10.01 | Отличие звонкого согласного звука от глухого | |
| 11.01 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным | |
| 14.01 | Особенности проверяемого и проверочного слов | |
| 15.01 | Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила | |
| 16.01 | Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | |
| 17.01 | Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед согласными в корне слова | |
| 18.01 | Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. | |
| 21.01 | ||
| 22.01 | Работа с текстом | |
| 23.01 | Разделительный мягкий знак, его роль в слове | |
| 24.01 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | |
| 25.01 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком | |
| 28.01 | Контрольный диктант по теме: «Правописание согласных. Разделительный мягкий знак» | |
| 29.01 | Анализ. Работа над ошибками. | |
| 30.01 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами | |
Части речи (57 ч) | |||
| 31.01 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи | |
| 1.02 | Употребление частей речи в тексте | |
| 4.02 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи | |
| 5.02 | ||
| 6.02 | Одушевлённые имена существительные | |
| 7.02 | Неодушевлённые имена существительные | |
| 8.02 | Развитие речи. Составление предложений и текста | |
| 11.02 | Работа над ошибками. Распределительный словарный диктант | |
| 12.02 | Собственные и нарицательные имена существительные | |
| 13.02 | Правописание собственных имён существительных | |
| 14.02 | ||
| 15.02 | Развитие речи. Составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и вопросам | |
| 18.02 | Работа над ошибками. Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) | |
| 19.02 | Единственное и множественное число имён существительных. Изменение существительных по числам | |
| 20.02 | Изменение имён существительных по числам | |
| 21.02 | ||
| 22.02 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам | |
| 25.02 | Работа над ошибками. Систематизация полученных знаний | |
| 26.02 | Значение глаголов в речи | |
| 27.02 | ||
| 28.02 | ||
| 1.03 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | |
| 4.03 | Работа над ошибками. Единственное и множественное число глаголов | |
| 5.03 | Единственное и множественное число глаголов | |
| 6.03 | Правописание частицы не с глаголами | |
| 7.03 | ||
| 11.03 | Проверочная работа по теме «Правописание частицы не с глаголами» | |
| 12.03 | Работа над ошибками. Систематизация полученных знаний | |
| 13.03 | Текст-повествование и роль в нём глаголов | |
| 14.03 | Систематизация полученных знаний. Контрольное списывание | |
| 15.03 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным | |
| 18.03 | ||
| 19.03 | ||
| 20.03 | Употребление в речи имён прилагательных | |
| 1.04 | ||
| 2.04 | Единственное и множественное число имён прилагательных | |
| 3.04 | ||
| 4.04 | Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании | |
| 5.04 | ||
| 8.04 | Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» | |
| 9.04 | Работа над ошибками. Систематизация полученных знаний | |
| 10.04 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) | |
| 11.04 | ||
| 12.04 | ||
| 15.04 | Текст-рассуждение | |
| 16.04 | Проверочная работа по теме «Местоимение» | |
| 17.04 | Работа над ошибками. Систематизация полученных знаний | |
| 18.04 | Роль предлогов в речи | |
| 19.04 | Раздельное написание предлогов со словами | |
| 22.04 | ||
| 23.04 | Комплексная работа | |
| 24.04 | Работа над ошибками. Раздельное написание предлогов со словами | |
| 25.04 | Раздельное написание предлогов со словами | |
| 26.04 | Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок» | |
| 29.04 | Систематизация полученных знаний. Проект «В словари – за частями речи!» | |
| 30.04 | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов» | |
| 2.05 | Работа над ошибками. Повторение и закрепление | |
Повторение (19 ч) | |||
| 6.05 | Повторение изученного. Текст. Типы текстов | |
| 7.05 | Развитие речи. Сочинение по картине И.. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» | |
| 8.05 | Работа над ошибками. Повторение и закрепление | |
| 10.05 | Повторение изученного. Предложение. Члены предложения | |
| 13.05 | ||
| 14.05 | Повторение изученного. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова | |
| 15.05 | Повторение изученного. Части речи | |
| 16.05 | Повторение изученного. Части речи | |
| 17.05 | Итоговый контрольный диктант | |
| 20.05 | Работа над ошибками. Правила правописания | |
| 21.05 | Повторение изученного. Правила правописания | |
| 22.05 | Повторение и закрепление. Звуки и буквы | |
| 23.05 | Повторение и закрепление. Звуки и буквы | |
| 24.05 | Повторение изученного. Правила правописания | |
| 27.05 | Повторение изученного. Правила правописания | |
| 28.05 | Повторение изученного. Правила правописания | |
| 29.05 | Повторение изученного. Правила правописания | |
| 30.05 | Повторение изученного. Правила правописания | |
| 31.05 | Повторение изученного. Правила правописания |
Корректировка КТП
№ п/п | Обоснование (Приказ от ____ №_____ ) | Содержание изменений | Учитель (ФИО, подпись) | Зам. дир. по УВР (ФИО, подпись) |