Рабочая программа по русскому языку для УМК «Школа России» за 2 класс
Рабочая программа разработана в полном соответствии с Рабочей программой по русскому языку предметной линии учебников «Школа России» (1-4 классы) (авторы Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина).
Программа рассчитана на 170 учебных часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
2. Содержание учебного предмета, курса
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
Наша речь
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
План. |
Факт. |
||
Наша речь (3 ч) |
|||
|
3.09 |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? |
|
|
4.09 |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
|
|
5.09 |
Как отличить диалог от монолога? |
|
Текст (3 ч) |
|||
|
6.09 |
Диагностическая работа |
|
|
7.09 |
Что такое текст? |
|
|
10.09 |
Что такое тема и главная мысль текста? Части текста |
|
Предложение (11 ч) |
|||
|
11.09 |
Что такое предложение? |
|
|
12.09 |
Как из слов составить предложение? |
|
|
13.09 |
Контрольное списывание. |
|
|
14.09 |
Что такое главные члены предложения? |
|
|
17.09 |
Что такое второстепенные члены предложения? |
|
|
18.09 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
|
|
19.09 |
Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? |
|
|
20.09 |
Как установить связь слов в предложении? |
|
|
21.09 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. |
|
|
24.09 |
Анализ сочинений. |
|
|
25.09 |
Контрольный диктант по теме «Предложение». |
|
Слова, слова, слова… (18 ч) |
|||
|
26.09 |
Что такое лексическое значение слова? |
|
|
27.09 |
Что такое однозначные и многозначные слова? |
|
|
28.09 |
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? |
|
|
1.10 |
Что такое синонимы? |
|
|
2.10 |
Что такое антонимы? |
|
|
3.10 |
Что такое родственные слова? |
|
|
4.10 |
||
|
5.10 |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
|
|
8.10 |
||
|
9.10 |
Какие бывают слоги? |
|
|
10.10 |
Как определить ударный слог? |
|
|
11.10 |
||
|
12.10 |
Как переносить слова с одной строки на другую? |
|
|
15.10 |
||
|
16.10 |
Обучающее сочинение по серии картинок. |
|
|
17.10 |
Проверочная работа. |
|
|
18.10 |
Контрольный диктант по теме «Слово» |
|
|
19.10 |
Работа над ошибками |
|
Звуки и буквы (59 ч) |
|||
|
22.10 |
Звуки и буквы |
|
|
23.10 |
Русский алфавит, или Азбука |
|
|
24.10 |
Использование алфавита при работе со словарями Использование алфавита при работе со словарями |
|
|
25.10 |
||
|
26.10 |
Употребление прописной (заглавной) буквы |
|
|
6.11 |
Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков |
|
|
7.11 |
Буква «э» и её функция. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту |
|
|
8.11 |
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. |
|
|
9.11 |
Особенности проверяемых и проверочных слов |
|
|
12.11 |
Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня |
|
|
13.11 |
Введение правила. Правописание слов с безударной гласной, проверяемой ударением |
|
|
14.11 |
Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением |
|
|
15.11 |
Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением |
|
|
16.11 |
Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением |
|
|
19.11 |
Диктант по теме: «Безударная гласная в корне слова» |
|
|
20.11 |
Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением |
|
|
21.11 |
Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой ударением |
|
|
22.11 |
Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением |
|
|
23.11 |
Правописание слов с безударной гласной, непроверяемой ударением |
|
|
26.11 |
Списывание текста с заданием по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» |
|
|
27.11 |
Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением |
|
|
28.11 |
Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением |
|
|
29.11 |
Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём. |
|
|
30.11 |
Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования |
|
|
3.12 |
Списывание текста с заданием |
|
|
4.12 |
Контрольный диктант по теме: «Написание слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением» |
|
|
5.12 |
Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове |
|
|
6.12 |
Согласный звук Й и буква И краткое |
|
|
7.12 |
Слова с удвоенными согласными |
|
|
10.12 |
Слова с непроверяемым написанием. Составление рассказа по репродукции картины и опорным словам |
|
|
11.12 |
«И в шутку и в серьёз» |
|
|
12.12 |
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь |
|
|
13.12 |
Составление рассказа по рисунку |
|
|
14.12 |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным |
|
|
17.12 |
||
|
18.12 |
Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. |
|
|
19.12 |
Контрольный диктант за полугодие |
|
|
20.12 |
«Пишем письмо» |
|
|
21.12 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч |
|
|
24.12 |
Произношение и написание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч |
|
|
25.12 |
Рифма |
|
|
26.12 |
Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу |
|
|
27.12 |
Произношение и написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу |
|
|
9.01 |
Отличие звонкого согласного звука от глухого |
|
|
10.01 |
Отличие звонкого согласного звука от глухого |
|
|
11.01 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным |
|
|
14.01 |
Особенности проверяемого и проверочного слов |
|
|
15.01 |
Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила |
|
|
16.01 |
Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова |
|
|
17.01 |
Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед согласными в корне слова |
|
|
18.01 |
Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. |
|
|
21.01 |
||
|
22.01 |
Работа с текстом |
|
|
23.01 |
Разделительный мягкий знак, его роль в слове |
|
|
24.01 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
|
|
25.01 |
Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком |
|
|
28.01 |
Контрольный диктант по теме: «Правописание согласных. Разделительный мягкий знак» |
|
|
29.01 |
Анализ. Работа над ошибками. |
|
|
30.01 |
Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами |
|
Части речи (57 ч) |
|||
|
31.01 |
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи |
|
|
1.02 |
Употребление частей речи в тексте |
|
|
4.02 |
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи |
|
|
5.02 |
||
|
6.02 |
Одушевлённые имена существительные |
|
|
7.02 |
Неодушевлённые имена существительные |
|
|
8.02 |
Развитие речи. Составление предложений и текста |
|
|
11.02 |
Работа над ошибками. Распределительный словарный диктант |
|
|
12.02 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
|
|
13.02 |
Правописание собственных имён существительных |
|
|
14.02 |
||
|
15.02 |
Развитие речи. Составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и вопросам |
|
|
18.02 |
Работа над ошибками. Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) |
|
|
19.02 |
Единственное и множественное число имён существительных. Изменение существительных по числам |
|
|
20.02 |
Изменение имён существительных по числам |
|
|
21.02 |
||
|
22.02 |
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам |
|
|
25.02 |
Работа над ошибками. Систематизация полученных знаний |
|
|
26.02 |
Значение глаголов в речи |
|
|
27.02 |
||
|
28.02 |
||
|
1.03 |
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» |
|
|
4.03 |
Работа над ошибками. Единственное и множественное число глаголов |
|
|
5.03 |
Единственное и множественное число глаголов |
|
|
6.03 |
Правописание частицы не с глаголами |
|
|
7.03 |
||
|
11.03 |
Проверочная работа по теме «Правописание частицы не с глаголами» |
|
|
12.03 |
Работа над ошибками. Систематизация полученных знаний |
|
|
13.03 |
Текст-повествование и роль в нём глаголов |
|
|
14.03 |
Систематизация полученных знаний. Контрольное списывание |
|
|
15.03 |
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным |
|
|
18.03 |
||
|
19.03 |
||
|
20.03 |
Употребление в речи имён прилагательных |
|
|
1.04 |
||
|
2.04 |
Единственное и множественное число имён прилагательных |
|
|
3.04 |
||
|
4.04 |
Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании |
|
|
5.04 |
||
|
8.04 |
Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» |
|
|
9.04 |
Работа над ошибками. Систематизация полученных знаний |
|
|
10.04 |
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) |
|
|
11.04 |
||
|
12.04 |
||
|
15.04 |
Текст-рассуждение |
|
|
16.04 |
Проверочная работа по теме «Местоимение» |
|
|
17.04 |
Работа над ошибками. Систематизация полученных знаний |
|
|
18.04 |
Роль предлогов в речи |
|
|
19.04 |
Раздельное написание предлогов со словами |
|
|
22.04 |
||
|
23.04 |
Комплексная работа |
|
|
24.04 |
Работа над ошибками. Раздельное написание предлогов со словами |
|
|
25.04 |
Раздельное написание предлогов со словами |
|
|
26.04 |
Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок» |
|
|
29.04 |
Систематизация полученных знаний. Проект «В словари – за частями речи!» |
|
|
30.04 |
Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов» |
|
|
2.05 |
Работа над ошибками. Повторение и закрепление |
|
Повторение (19 ч) |
|||
|
6.05 |
Повторение изученного. Текст. Типы текстов |
|
|
7.05 |
Развитие речи. Сочинение по картине И.. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» |
|
|
8.05 |
Работа над ошибками. Повторение и закрепление |
|
|
10.05 |
Повторение изученного. Предложение. Члены предложения |
|
|
13.05 |
||
|
14.05 |
Повторение изученного. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова |
|
|
15.05 |
Повторение изученного. Части речи |
|
|
16.05 |
Повторение изученного. Части речи |
|
|
17.05 |
Итоговый контрольный диктант |
|
|
20.05 |
Работа над ошибками. Правила правописания |
|
|
21.05 |
Повторение изученного. Правила правописания |
|
|
22.05 |
Повторение и закрепление. Звуки и буквы |
|
|
23.05 |
Повторение и закрепление. Звуки и буквы |
|
|
24.05 |
Повторение изученного. Правила правописания |
|
|
27.05 |
Повторение изученного. Правила правописания |
|
|
28.05 |
Повторение изученного. Правила правописания |
|
|
29.05 |
Повторение изученного. Правила правописания |
|
|
30.05 |
Повторение изученного. Правила правописания |
|
|
31.05 |
Повторение изученного. Правила правописания |
Корректировка КТП
№ п/п |
Обоснование (Приказ от ____ №_____ ) |
Содержание изменений |
Учитель (ФИО, подпись) |
Зам. дир. по УВР (ФИО, подпись) |