Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Коржовоголубовская средняя общеобразовательная школа
«Проверено» «Утверждено»
Зам. директора по УВР директор школы
_________ ____________
« »__________2017 г. Приказ № ___от «»______2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку во 2 «А» классе
Ковалева Ирина Петровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__ от ____2017 г.
учебный год
Пояснительная записка
Сведения об авторской программе
Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Сведения об используемом учебнике:
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Школа России»:
Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы. М: «Просвещение», 2011г.
Русский язык В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Учебник.2 класс (1 -2 часть) М: «Просвещение» 2012
Русский язык. Рабочая тетрадь. В. П. Канакина.2 класс (1 – 2 часть) М: «Просвещение» 2016г.
Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М: «Просвещение» 2012г.
В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение»,2012г.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа адресована обучающимся 2 класса МБОУ Коржовоголубовская СОШ Клинцовского района Брянской области, которые осваивают курс русского языка на ступени начального общего образования.
В рабочей программе темы и количество часов соответствуют темам и количеству часов, предложенных авторами.
II.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс «Русский язык» во 2 классе рассчитан на 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации данной программы - 1 год.
III.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курсаРазвитие речи
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Обучающийся научится:
осознавать слово как единство звучания и значения;
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
устанавливать связи слов между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
разделительный мягкий знак (ь);
знаки препинания конца предложения (. ? !);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание частицы не с глаголами;
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
IV. Содержание учебного предмета, курса
Наша речь (3 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должныЗнать/понимать:
Язык, речь – средство общения людей.
понятия «устная и письменная речь»;
Текст и предложения - единицы речи
Правила оформления предложения на письме, в устной речи
Уметь:
Строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме
Умение передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом;
Выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.
Предложение (12 ч)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должныЗнать/понимать:
Признаки предложения и использование в речи
Как оформление предложения на письме. Логическое ударение
Первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении
Понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения.
Уметь:
устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике
Слово и его лексическое значение (18 ч)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должныЗнать/понимать:
Понятия синонимы, антонимы и их роль в речи
Признаки однокоренных слов, подбор их, выделение корня
общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова».
слогообразующая роль гласной в слоге,
об ударении, ударном и безударном слогах,
Уметь:
различать однокоренные слова среди других слов,
отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов
определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения.
определять ударение в слове.
показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове
переносить слова с одной строки на другую
Звуки и буквы (61 ч)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должныЗнать/понимать:
названия букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
гласные ударные и безударные;
согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
правила переноса слов;
Уметь:
правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
обозначать на письме мягкость согласных буквами е,ё,ю,я,и и мягким знаком (ь)
писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота,
писать слова с разделительным мягким знаком (ь),
писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз),
правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
правильно произносить слова. уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно»
Части речи (59 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны Знать/понимать, иметь представлениепонятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Различать имена собственные.
понятие «глагол» , глаголы в единственном и множественном числе , представление о разном времени
Понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе
Роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами
Понятие «местоимение», их роль в тексте
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных
правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должныЗнать/понимать:
Отличие текста от набора отдельных предложений, не объединённых общей темой, роль текста в общении людей
Связь по смыслу предложений в тексте
О видах текста по цели высказывания(повествование, описание, рассуждение), распознавание их
Структура текста – повествования; (части текста)
Понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова»
Уметь:
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);
писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;
сочинения по серии картинок под руководством учителя
составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
употреблять при записи текста красную строку.
Употреблять в речи «волшебные» слова
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
соблюдения орфоэпических норм; работы со словарями;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Повторение изученного за год (13 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
л, м, Л, М, я, Я, А;
у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
н, ю, Н, Ю, к, К;
В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
V. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Раздел программы Тема урока |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Характеристика деятельности учащихся |
Наша речь (3 ч) |
|||||
1 |
Инструктаж по т/б. Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. |
1 |
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». |
||
2 |
Виды речи. С.6-9 |
1 |
|||
3 |
Диалог и монолог. Проверь себя по теме «Наша речь» С. 10 -14 |
1 |
Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. |
||
Текст (4 ч) |
|||||
4 |
Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. |
1 |
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению |
||
5 |
Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие С. 16 -19 |
1 |
|||
6 |
Части текста. С. 20 |
1 |
|||
7 |
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. С. 21-22 |
1 |
|||
Предложение (12 ч) |
|||||
8 |
Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. С. 24-28 |
1 |
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. |
||
9 |
Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) |
1 |
|||
10 |
Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое (смысловое) ударение в предложении. |
1 |
|||
11 |
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе» |
1 |
|||
12 |
Работа над ошибками. Главные члены предложения (основа). С.29-30 |
1 |
|||
13 |
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). С. 31 |
1 |
|||
14 |
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. С. 32- 34 |
1 |
|||
15 |
Распространённые и нераспространённые предложения. С.35-36 |
1 |
|||
16 |
Связь слов в предложении. С. 37- 38 |
1 |
|||
17 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по картин И. С. Остроухова «Золотая осень». С.39 упр. 47 |
1 |
|||
18 |
Анализ сочинений. Обобщение знаний по теме |
1 |
|||
19 |
Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»»
С. 40 |
1 |
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению |
||
Слова, слова, слова... (18 ч) |
|||||
20 |
Слово и его значение. С.42-46 |
1 |
Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. |
||
21 |
Лексическое значение слова. |
1 |
|||
22 |
Однозначные и многозначные слова. С. 47-49 |
1 |
|||
23 |
Прямое и переносное значения слов. С.49- 51 |
1 |
|||
24 |
Что такое синонимы? С. 52-54 |
1 |
|||
25 |
Что такое антонимы? С.54-57 |
1 |
|||
26 |
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам . С. 57 упр. 76
|
1 |
|||
27 |
Анализ изложения. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. С. 58 - 60 |
1 |
|||
28 |
Родственные (однокоренные) слова. |
1 |
|||
29 |
Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов С.61 -64 |
1 |
Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов учебника.Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик). Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. |
||
30 |
Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. |
1 |
|||
31 |
Какие бывают слоги ? С. 65-67 |
1 |
|||
32 |
Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. |
1 |
|||
33 |
Как определить ударный слог? С. 67-70 |
1 |
|||
34 |
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём |
1 |
|||
35 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок. С. 74 упр. 114 |
1 |
|||
36
|
Работа над ошибками. Как переносить слова с одной строки на другую. С.71-74 |
1
|
|||
37 |
Проверочная работа по теме «Слово и его значение» С. 75 - 76 |
1 |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
||
Звуки и буквы (61 ч) |
|||||
38 |
Звуки и буквы. С. 78- 80 |
1 |
Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Работать со страничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.) Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя). Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э) Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. |
||
39 |
Контрольный диктант № 2 за 1 четверть. |
1 |
|||
40 |
Работа над ошибками. Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. |
1 |
|||
41 |
Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом» |
1 |
|||
42 |
Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Алфавит» С. 86- 87 |
1 |
|||
43
|
Гласные звуки. С. 89-92 |
1 |
|||
44 |
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. |
1 |
|||
45 |
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. С. 92 упр. 140 |
1 |
Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Работать со страничками для любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника.Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять текст из предложений. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. |
||
46 |
Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. С.93 - 103 |
1 |
|||
47 |
Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). |
1 |
|||
48 |
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). |
1 |
|||
49 |
Способы проверки безударных гласных в корне |
1 |
|||
50 |
Развитие речи. Составление текста. С. 102 упр. 160 |
1 |
|||
51 |
Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с безударными гласными |
1 |
|||
52
|
Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением С. 103 - 111 |
1 |
|||
53 |
Развитие речи. Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. С.107 упр. 169 |
1 |
|||
54 |
Слова с безударными гласными проверяемыми и не проверяемыми ударением. |
1 |
|||
55 |
Проверочная работа по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» С. 111 |
1
|
|||
56 |
Развитие речи. Обучающее сочинение. С. 111 упр. 177 |
1 |
|||
57 |
Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. |
1 |
|||
58 |
Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» |
1 |
|||
59 |
Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. |
1 |
|||
60 |
Согласные звуки. С. 112 -114 Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку. С. 114 упр.182 |
1 |
|||
61 |
Работа над ошибками. Согласный звук [й'] и буква «и краткое» С. 114-116 |
1 |
|||
62 |
Слова с удвоенными согласными. С. 117-118 Проект «И в шутку и всерьёз». С. 119 |
1 |
|||
63 |
Развитие речи. Обучающее сочинение рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. С.118 упр. 191 |
1 |
|||
64 |
Работа над ошибками. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. С. 120-123 |
1
|
Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему. Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. |
||
65 |
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. |
1 |
|||
66 |
Мягкий знак (ь) С. 124 - 128 |
1 |
|||
67 |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. |
1 |
|||
68 |
Развитие речи. Подробное изложение по коллективно составленному плану С.127 упр. 208 |
1 |
|||
69 |
Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Согласные звуки и буквы»С. 128 Проект «Пишем письмо». С. 129 |
1 |
|||
70 |
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. С. 4-6 |
1 |
|||
71 |
Развитие речи. Обучающее изложение. |
1 |
|||
72 |
Работа над ошибками. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. С. 6-7 |
1 |
|||
73 |
Проект «Рифма». С. 8-9 |
1 |
|||
74 75 |
Контрольное списывание. Работа над ошибками. Буквосочетания жи-ши, ча—ща, чу—щу с.10-11 |
1 1 |
|||
76 |
Буквосочетания жи-ши, ча—ща, чу—щу Развитие речи. Работа с предложением и текстом. С. 14 упр. 22 |
1 |
Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов {травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный). Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам.
Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
||
77 |
Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» |
1 |
|||
78 |
Работа над ошибками. Буквосочетания жи-ши, ча—ща, чу—щу Проверь себя. С. 15 |
1 |
|||
79 |
Звонкие и глухие согласные звуки. С. 16-18 |
1 |
|||
80 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. С. 18 - 24 |
1 |
|||
81 |
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. |
1 |
|||
82 |
Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. |
1 |
|||
83 |
Развитие речи. Составление поздравительной открытки. |
1 |
|||
84 |
Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова С. 24 -27 |
1 |
|||
85 |
Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова |
1 |
|||
86 |
Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова |
1 |
|||
87 |
Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова |
1 |
|||
88 |
Развитие речи. Изложение текста по вопросам. С. 29 упр. 50 |
1 |
|||
89 |
Работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. |
1 |
|||
90 |
Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. С. 28 |
1 |
|||
91 |
Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» с. 30 |
1 |
|||
92 |
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» |
1 |
|||
93 |
Работа над ошибками. Обобщение изученного |
1 |
Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя) |
||
94 |
Разделительный мягкий знак (ь) С. 31-36 |
1 |
|||
95 |
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. |
1 |
|||
96 |
Использование на письме разделительного мягкого знака |
1 |
|||
97 |
Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» С. 38 |
1 |
|||
98 |
Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. С. 37 упр. 67 |
1 |
|||
Части речи (59 ч) Имя существительное (21ч) |
|||||
99 |
Работа над ошибками. Части речи. С. 40-43 |
1 |
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
||
100 |
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. |
1 |
|||
101 |
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. |
1
|
|||
102 |
Общее представление об имени существительном как части речи |
1 |
|||
103 |
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи |
1 |
|||
104 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные С. 48-51 |
1 |
|||
105 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
1 |
|||
106 |
Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных |
1 |
|||
107 |
Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. Составление письменных ответов к тексту. |
1 |
|||
108 |
Собственные и нарицательные имена существительные. С.51-58 |
1 |
Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). Работать с орфоэпическим словарём. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. |
||
109 |
Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. |
1 |
|||
110 |
Собственные имена существительные Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» С. 54 |
1 |
|||
111 |
Работа над ошибками. Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) |
1 |
|||
112 |
Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных» |
1 |
|||
113 |
Число имён существительных. С.61-64 |
1 |
|||
114 |
Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе |
1 |
|||
115 |
Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе |
1 |
|||
116 |
Развитие речи. Работа с текстом. С.6 упр. 115 |
1 |
|||
117 |
Обобщение знаний об имени существительном |
1 |
Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
||
118 |
Контрольный диктант № 6 по теме « Имя существительное» |
1 |
|||
119 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. «Проверь себя» с.67 |
1 |
|||
Глагол (12 ч) |
|||||
120 |
Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) с.68-69 |
1 |
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать, глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
||
121 |
Упражнения в распознавании глаголов. |
1 |
|||
122 |
Роль глаголов в речи С.70-73 |
1 |
|||
123 |
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам. С.73 упр. 127 |
1 |
|||
124 |
Работа над ошибками. Число глагола. Изменение глагола по числам. С.74-77 |
1 |
|||
125 |
Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи |
1 |
|||
126 |
Правописание частицы не с глаголом. С.78-79 |
1 |
|||
127 |
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. С.81 упр.143 |
1 |
|||
128 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. С.80-81 |
1 |
|||
129 |
Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» |
1 |
|||
130 |
Работа над ошибками Текст повествование и роль в нём глаголов. С.82-84«Проверь себя» с.85 |
1 |
|||
131 |
Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему. С.83 упр.145 |
1 |
|||
Имя прилагательное (13 ч) |
|||||
132 |
Работа над ошибками. Что такое имя прилагательное С.86-88 |
1 |
Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное Анализировать высказывания русских писателей о русском языке Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
||
133 |
Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные |
1 |
|||
134 |
Связь имен существительных с именами прилагательными . С.89 |
1 |
|||
135 |
Прилагательные близкие и противоположные по значению. С.90-91 |
1 |
|||
136 |
Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению |
1 |
|||
137 |
Изменение имён прилагательных по числам. С.92-94 |
1 |
|||
138 |
Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. |
1 |
|||
139 |
Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. С.95-96 |
1 |
|||
140 |
Развитие речи. Составление текста -описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». С.98 упр. 170 |
1 |
|||
141 |
Работа над ошибками. Сравнение как одно из выразительных средств языка Составление текста-описания на основе личных наблюдений . С. 98 упр. 169 |
1 |
|||
142 |
Обобщение знаний об имени прилагательном. С.97 |
1 |
|||
143 |
Обобщение знаний об имени прилагательном «Проверь себя» С.99 |
1 |
|||
144 |
Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное |
1 |
|||
Местоимение ( 6 ч) |
|||||
145 |
Работа над ошибками. Местоимение (личное) как часть речи.С.100-102 |
1
|
Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
||
146 |
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи |
1 |
|||
147 |
Развитие речи. Работа с текстом. С. 103-104 |
1 |
|||
148 |
Текст-рассуждение. С.105-106 |
1 |
|||
149 |
Развитие речи. Обучающее изложение текста-рассуждения. С.106 упр. 182 |
1 |
|||
150 |
Работа над ошибками. Проверочная работа «Проверь себя» С. 107 |
1 |
|||
Предлоги (7 ч) |
|||||
151 |
Предлог как часть речи. С.108-109 |
1 |
Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
||
152 |
Раздельное написание предлогов со словами. С.110 |
1 |
|||
153 |
Правописание предлогов с именами существительными С.11-112 |
1 |
|||
154 |
Развитие речи. Редактирование текста. С.112упр192 |
1 |
|||
155 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи. |
1 |
|||
156 |
Контрольный диктант № 9 за 2 класс |
1 |
|||
157 |
Работа над ошибками. Проект «В словари — за частями речи!». С.113 |
1 |
|||
Повторение (13 ч) |
|||||
158 |
Виды текстов. С. 116-117 |
1 |
Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Обобщение знаний о предложении. Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи. Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений. Распространённое и нераспространённое предложение лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи. Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи. Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи. Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи. Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов. Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме. Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова. Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений. |
||
159 |
Предложение. С. 117-118 |
1 |
|||
160 |
Главные члены предложения их распознавание. С. 119-120 |
1 |
|||
161 |
Слово и его лексическое значение. С.120-122 |
1 |
|||
162 |
Части речи и различение их признаков. С.112-124 |
1 |
|||
163 |
Части речи их различение. Роль частей речи в нашей речи. |
1 |
|||
164 |
Контрольное списывание текста. |
1 |
|||
165 |
Работа над ошибками. Части речи их различение. Разбор слова как части речи. С.124-125 |
1 |
|||
166 |
Звуки и буквы. С.126-127 |
1 |
|||
167 |
Обобщение знаний об изученных правилах правописания. С.127-129 |
1 |
|||
168 |
Упражнения в применении изученных правил правописания |
1 |
|||
169 |
Упражнения в применении изученных правил правописания |
1 |
|||
170 |
Итоговый урок по курсу «Русский язык» |
1 |