Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, УМК: Бабайцева В.В.

1
0
Материал опубликован 18 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Русский язык

7

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

136

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.В.Бабайцева,А.П.Еремеева и др.)// Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова. -М: Дрофа,2002. - с 63-110, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов, из них на развитие речи - 21 час

Цели обучения русскому языку в 7 классе:

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция, то есть осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе следующих познавательных задач:

    Формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения.

    Вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании).

    Развития языкового и эстетического идеала, то есть представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, то есть осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач:

    Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.

    Овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

    Обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общеучебные задачи:

    Воспитание учащихся средствами русского языка.

    Развитие логического мышления школьников.

    Обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

    Формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Формы организации образовательного процесса – урок, семинар, практикум, консультация, зачет, что способствует активному самостоятельному изучению материала.

Технологии, используемые в образовательном процессе

    Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

    Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

    Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

    Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

    Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

    Технология индивидуализации обучения

    Информационно-коммуникационные технологии

    Технология критического мышления

    Адаптированная технология

Формы контроля (текущего и итогового): диктанты (словарный, объяснительный, предупреди­тельный, «Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями), тест, ком­плексный анализ текста, сочинение по плану, по опорным словам и др.; устное сообщение на лин­гвистическую тему.

Предполагаемый результат.

    Результат освоения обязательного минимума установлен государственным стандартом образования. Это

    сформированность знаний, умений и навыков во всех областях науки о языке в пределах образовательного стандарта;

    умение выполнять лингвистический анализ текста в пределах стандарта для учащихся 7кл.;

    умение писать творческие работы различных видов в соответствии с требованиями стандарта.

    навык использования разного рода словарей и других источников информации (энциклопедии, Интернет и т. д.)

Программа реализуется в трёх книгах, которые образуют учебный комплекс:

    Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Учебник «Русский язык. Теория» 5-9 классы - М.: Просвещение, 2000г

    Русский язык; Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений; Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2003

    Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

7 КЛАСС (115 ч +21ч)

Введение

Литературный русский язык. Нормы литератур­ного языка, их изменчивость (1ч).

Повторение изученного в 5—6 классах (8 ч).

Причастие (34 ч)

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические при­знаки.

Признаки прилагательного у причастия:

изменение по родам, числам и падежам;

согласование с существительным; наличие пол­ной и краткой форм, их роль в предложении.

Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).

Действительные и страдательные причастия.

Причастный оборот.

Выделение запятыми причастного оборота, стоя­щего после определяемого слова.

Словообразование действительных причастий.

Правописание гласных в суффиксах действи­тельных причастий настоящего времени.

Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.

Словообразование страдательных причастий.

Правописание гласных в суффиксах страдатель­ных причастий настоящего времени.

Правописание согласных в суффиксах страда­тельных причастий прошедшего времени.

Правописание е ё после шипящих в суффик­сах страдательных причастий прошедшего вре­мени.

Правописание н в кратких формах страдатель­ных причастий.

Правописание гласных в причастиях перед нн и н.

Правописание нн в причастиях и к в омонимич­ных прилагательных.

Правописание не с причастиями.

Умения и навыки:

    аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;

    различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обозначают {летящий летучий);

    согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;

    соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с фор­мой глагола-сказуемого;

    соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;

    совершенствовать написанное с помощью упо­требления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, неоправданных повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности при употреблении придаточных определительных с союзным словом который);

правильно и уместно употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи.

Деепричастие (10 ч)

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические при­знаки.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот.

Выделение запятыми деепричастного оборота.

Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

Умения и навыки:

    аргументированно доказывать принадлеж­ность слова к деепричастиям;

    соотносить деепричастие с подлежащим в пред­ложении;

    использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч)

Служебные части речи

Общее понятие о служебных частях речи (1ч).

Предлог (10 ч)

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.

Разряды предлогов по значению. Многознач­ность некоторых предлогов.

Группы предлогов по происхождению: непроиз­водные и производные.

Простые и составные предлоги.

Переход других частей речи в предлоги (в тече­ние, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).

Раздельное написание производных предлогов.

Слитное написание производных предлогов.

Буква е на конце предлогов в течение, в про­должение, вследствие.

Умения и навыки:

    опознавать по совокупности признаков произ­водные предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи;

    употреблять предлоги с нужным падежом в за­висимости от главного слова словосочетания {от­зыв о книге рецензия на книгу);

    правильно строить словосочетания с предлога­ми благодаря, согласно, вопреки;

    употреблять предлоги в предложениях с одно­родными членами;

    пользоваться предлогами-синонимами с уче­том их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях речи.

Союз (10 ч)

Понятие о союзе.

Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.

Простые и составные союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

Сочинительные союзы: соединительные, проти­вительные, разделительные. Одиночные и повто­ряющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложе­ниях.

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

Запятая при однородных членах и в сложносочи­ненном предложении.

Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды под­чинительных союзов по значению: временные, про­странственные, причинные, условные, сравнитель­ные, следственные, изъяснительные.

Правописание составных подчинительных сою-лов.

Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

Умения и навыки:

    отличать союзы от других частей речи;

    выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями;

    пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.

Частица (17 ч)

Понятие о частицах. Разряды частиц по значе­нию и употреблению.

Правописание нети ни с различными частями ре­чи (обобщение).

Правописание -то, -либо, -нибудъ, кое-, -ка, таки.

Умения и навыки:

    отличать частицы от других частей речи;

    определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;

    употреблять частицы для выражения смысло­вых оттенков;

    использовать частицы для связи частей текста.

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1 ч)

Междометие (3 ч)

Понятие о междометии. Основные функции междометий.

Разряды междометий. Звукоподражательные слова.

Знаки препинания при междометиях.

Повторение (19 ч)

Развитие речи (21ч.)

Описание общего вида местности. Описание действий (трудовых процессов). Описание действий (в спорте). Рассказ на основе услышанного. Сообщение.

Отзыв о книге. Характеристика литературного героя.

Общая характеристика публицистического стиля.

Союз как средство связи предложений и частей текста.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

Уметь:

Речевая деятельность:

аудирование:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одно­
классника;

чтение: •дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;

находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);

    составлять тезисный план исходного текста;

    владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать со­держание текста по данному началу;

    с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;

создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);

уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации; письмо:

    сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;

    создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;

соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литера­турного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

    анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;

    рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построе­нию связного текста;

устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и
средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые служебные части речи

морфемика и словообразование:

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

    объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словооб­разовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;

    определять способы образования слов разных частей речи;

анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

    составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

    с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

    пользоваться различными видами лексических словарей;

    находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

    использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

    проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения
синтаксического анализа предложения;

орфография: •владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; •учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

    составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

    определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

    соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

    устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

    самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

развитие речи:

    анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними;

    излагать повествовательный текст, осложнен­ный элементами описания, рассуждения, с заменой лица рассказчика;

    сжато излагать повествовательный текст, ос­ложненный диалогом;

    излагать и самостоятельно составлять повест­вовательный текст с элементами описания явлений природы;

    выборочно излагать текст;

    отбирать материал по одному источнику;

    писать сочинение с элементами художествен­ного описания явлений природы и трудовых про­цессов (по картине или на основе воображения);

    писать сочинение типа описания на основе ма­териала, собранного в результате длительных на­блюдений (в художественном стиле);

    создавать текст аналогичного содержания в де­ловом стиле (заметка в газету);

    строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы (на­пример, сравнение частей речи: деепричастие и на­речие, предлог и союз).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего

раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений.

Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил две трети заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено более половины заданий.

Оценка сочинений и изложений.



оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от

Допускается:

2 орфографические, или 2

темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии

орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется более

7 орфографических, 7 пунктуационных, и 7 грамматических ошибок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Учебник «Русский язык. Теория» 5-9 классы - М.: Просвещение, 2000г

    Русский язык; Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений; Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2003

    Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧИТЕЛЕМ

    Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Учебник «Русский язык. Теория» 5-9 классы - М.: Просвещение, 2000г

    Русский язык; Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений; Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2003

    Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005

4. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Рубцовска Алтайского края.

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор школы зам. директора по УР на заседании предметной

кафедры

протокол №

« » 20 г. « » 20 г. « » 20 г.

Календарно-тематическое планирование уроков

Предмет Русский язык

Класс 7_

Количество часов всего: 136 в неделю 4

Плановых контрольных работ 7 , уроков развития речи 21 , изложений 3, классных сочинений 5, домашних сочинений 4

Планирование составлено на основе авторской программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.В.Бабайцева,А.П.Кремеева и др), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта.

Учебник:

    Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Учебник «Русский язык. Теория» 5-9 классы - М.: Просвещение, 2000г

    Русский язык; Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений; Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2003

    Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005

Тема урока

Дата

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Виды деятельности обучающихся

Ведущие формы, методы, средства обучения

1

Литературный русский язык

Понимать роль русского языка как средства общения в межнацио­нальном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности

План лекции учителя. Работа с текстом

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

Повторение изученного (8ч.)

2.

Морфоло­гия

Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грам­матические признаки, определять функцию в предложении и тексте, употреблять в речи

Объяснитель­ный диктант

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

3.

Правопи­сание имен существи­тельных.

Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, безошибочно писать, группиро­вать слова по видам орфограмм

Заполнить таб­лицу «Части речи» своими примерами.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

4.

Правописание имён прилагательных.

Взаимодиктант

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

5.

Правопи­сание гла­гола.

Правильно выбирать форму гла­гола, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте, без­ошибочно писать, обозначая ор­фограммы в глаголах, наречиях, местоимениях

Деформиро­ванный текст

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

6.

Правописание наречия.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

7.

Правописание местоимений.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

8.

Знаки пре­пинания в простом осложнен­ном пред­ложении.

Уметь выделять знаками препина­ния обращения, вводные слова, однородные члены предложения, видеть структуру предложения, конструировать предложения, со­ставлять схемы.

Диктант «Про­веряю себя»

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

9.

Знаки препинания в сложном предложении.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

10.

Р/Р Текст. Стили речи

Уметь находить признаки текста, аргументированно доказывать принадлежность к тексту, вырази­тельно читать, соблюдая правиль­ную интонацию, озаглавливать текст, определять его тему, основ­ную мысль, средства связи пред­ложений в тексте

Сочинение-миниатюра. Анализ текста

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

11.

Р/Р Сочи­нение по картине

Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать вырази­тельные средства языка в тексте-описании

Сочинение

Развитие речи. Исследовательский метод.

Причастие (34ч.)

12.

Понятие о причастии

Знать общее грамматическое зна­чение причастия, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастия в предложении и тексте, отличать причастия от прила­гательных, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным

Выборочный диктант

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

13.

Морфоло­гические и синтакси­ческие признаки причастий

Уметь аргументированно доказы­вать принадлежность слова к при­частиям по совокупности признаков, определять его функцию в предложении, отличать причастия от прилагательных

Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение с опорой на афо­ристичное оп­ределение В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в обра­зе прилага­тельного»

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

14.

Признаки прилага­тельного у причастия

Определять грамматические при­знаки причастия, уметь строить рассуждение в научном стиле на основе образца доказательств в опорных материалах, согласовы­вать причастие с определяемым существительным, определять условия выбора гласных в оконча­ниях причастий

Объяснительный диктант

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

15.

Признаки прилага­тельного у причастия

Уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми сло­вами, расположенными дистантно, отличать причастия от прилага­тельных

Тест

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

16.

Признаки глагола у причастия

Уметь определять признаки глагола у причастия, соблюдать видо-временную соотнесенность упот­ребляемых в предложении при­частий с формой глагола-сказуемого

Сообщение о причастии по плану

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

17.

Признаки глагола у причастия

Объяснительный диктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

18.

Р/Р Описание общего вида местности.

Уметь описывать местность с пози­ции наблюдателя (автора описа­ния), использовать нужный тип речи при создании текста, выразительно читать текст, употреблять гл выступающие в роли однородных членов, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описа­ния, определяя границы темы.

Составление сложного плана к описанию ме­стности. Пере­сказ описатель­ного текста. Со­чинение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

19.

Р/Р Сочинение «Мой лю­бимый уго­лок приро­ды»

Сочинение

Развитие речи. Исследовательский метод

20.

Причастный оборот

Уметь определять границы прича­стного оборота, составлять инто­национные схемы ,устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, понимать отличия зависимого слова от оп­ределяемого

Выборочный диктант

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

21.

Выделение причастного оборота на письме

Уметь выделять интонацией при­частный оборот в устной и пунктуационно в письменной речи, правильно определять синтаксическую роль причастного оборота, предупреждать ошибки в употреб­лении причастного оборота

Анализ текста.

Редакторская

правка

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

22.

Выделение причастного оборота на письме

Уметь графически обозначать причастный оборот, использовать причастные обороты в речи, кон­струировать предложения с при­частным оборотом, выделять при­частный оборот на письме и в устной речи

Творческий диктант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

23.

24.

Р/Р Описа­ние дейст­вий. Сочинение.

Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи; уметь включать в текст причаст­ные обороты

«Немой» дик­тант - демонст­рация действий по сюжету. Со­ставление связного выска­зывания

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

25.

Правопи­сание НЕ с причастия­ми

Знать правила слитного и раз­дельного написания НЕ с причас­тиями; уметь различать НЕ как приставку, часть корня, частицу; графически обозначать орфо­грамму; применять алгоритм пра­вила на основе оппозиции «полное одиночное причастие» - «при­частный оборот»

Составление таблицы «НЕ с причастиями»

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

26.

Правописание НЕ с причастиями

Уметь обобщать знания о право­писании НЕ с причастиями и дру­гими частями речи, делать пра­вильный выбор написания, упот­реблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая литературные нормы

Объяснитель­ный диктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

27.

Р/Р Изложение

Понимать содержание художест­венного текста, воспринимать его на слух, составить сложный план, обобщая материал, уметь воспро­изводить текст, сохраняя логику изложения мысли

Пересказ по цепочке смы­словых частей текста

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

28.

Контроль­ная работа по теме "Причастие"

Уметь воспроизводить аудируе­мый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуацион­ные нормы

Диктант

Метод контроля

29.

Анализ контрольной

работы

Уметь грамотно писать текст, ви­деть орфограммы, правильно ис­пользовать изученные правила

Деформиро­ванный текст. Работа по ин­дивидуальным карточкам

Исследовательский метод

30.

Страдательные и действительные причастия

Знать отличия действительных и страдательных причастий, отли­чать действительные причастия от страдательных, аргументированно доказывать принадлежность слова к действительному или страда­тельному причастиям по совокуп­ности признаков, уметь конструи­ровать предложения с причастным оборотом, правильно ставить знаки препинания, употреблять в речи в соответствии с нормами

Выборочный диктант

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

31.

Образова­ние и пра­вописание действи­тельных причастий настоящего времени

Знать способы образования дей­ствительных причастий настоящего времени, уметь образовывать действительные причастия, обос­новывать выбор гласной в суф­фиксах

Высказывание на лингвистическую тему. Со­ставление таб­лицы «Суффик­сы причастий»

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

32.

Образова­ние и пра­вописание действа тельных причастий настоящего времени

: ■ ,•

Уметь образовывать действитель­ные причастия настоящего времени, обосновывать выбор гласной в суффиксах

Свободный диктант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

33.

Образова­ние и пра­вописание действительных причастий настоящего времени

Знать способы образования действительных причастий причастий настоящего времени

Деформиро­ванный текст. Дополнить таб­лицу «Суффиксы причастий»

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

34.

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий настоящего времени

Уметь правильно писать суффиксы страдательных причастий на­стоящего времени, аргументиро­ванно доказывать свой выбор, со­гласовывать причастия с опреде­ляемыми словами,анализировать роль причастия в тексте, выделять знаками препинания причастный оборот в предложении

Распредели­тельный дик­тант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

35.

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий настоящего времени

Работа с текстом

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

36.

Р/Р Пове­ствование.

Уметь писать преамбулу (введение) рассказа, выбирать из вариантов введений необходимое, воспринимать материал для рас­сказа от собеседника на слух.

Анализ текста. Сопоставление плана текста с типовой компо­зицией расска­за.

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

37.

Р/Р Рассказ на основе услышанного

Уметь , соз­давать рассказ на основе услы­шанного, соблюдать нормы рус­ского языка при создании собст­венного текста

Коллектив­ная работа над преамбулой прослушанного текста, оформ­ление рабочих записей

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

38.

Образова­ние и пра­вописание действи­тельных причастий прошедшего времени

Знать способы образования дей­ствительных причастий прошед­шего времени, правописание гласной перед суффиксами при­частий, уметь правильно писать причас­тия, обосновывая выбор гласной перед суффиксом, опознавать

действительные причастия про­шедшего времени по суффиксу, соблюдать орфоэпические нормы при произнесении причастия

Дополнить таб­лицу «Суффиксы причастий». Творческое списывание

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

39.

Образова­ние и пра­вописание действи­тельных причастий прошедшего времени

Уметь правильно писать причастия, аргументированно доказывать написание причастий

Устное сообще­ние Образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

40.

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий прошедшего времени

Знать способы образования стра­дательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать, правильно писать причастия, ар­гументированно доказывать напи­сание причастий, отличать стра­дательные причастия прошедшего времени от прилагательных

Ответить на вопрос: что общего в спо­собах образо­вания действи­тельных и страдательных причастий про­шедшего вре­мени?

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

41.

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий прошедшего времени

Распре­делительный диктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

42.

Правопи­сание Е-Ё после ши­пящих в суффиксах страда­тельных причастий прошедшего времени

Уметь объяснять и обозначать орфограммы «Гласные после ши­пящих», соблюдать орфоэпиче­ские нормы

Диктант «Про­веряю себя»

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

43.

Правопи­сание глас­ных перед Н и НН

Уметь объяснять и правильно пи­сать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, выбирать гласную перед Н и НН, используя алгоритм, правильно произносить причастия

Работа с де­формированным текстом

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

44.

Правопи­сание глас­ных перед Н и НН

Распределительный диктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

45.

Р/Р Отзыв о

книге.

Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык истиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями

логичности, выразительности.

Чтение и обсуждение

литературных отзывов о

книге. Озаглавливание

отзыва. Коллективное

составление плана отзыва.

Домашнее сочинение - отзыв

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

46.

Краткие причастия

Знать, как образуется краткая форма причастия, уметь правильно употреблять их в собственной речи, соблюдать нормы орфоэпии

Выборочный

диктант. Тест

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

47.

Краткие причастия

Уметь отличать краткие страда­тельные причастия, краткие при­лагательные и наречия, опреде­лять их синтаксическую функцию в предложении, правильно употреб­лять в речи

Тест

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

48.

Правописание НЕ с краткими причастиями

Уметь применять правило написа­ния НЕ с полными и краткими при­частиями при письме под диктовку и при создании собственных тек­стов, отличать причастия от при­лагательных.

произнесении причастий

Свободный диктант.

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

49.

Правопи­сание НН в причастиях

Знать способ разграничения стра­дательных причастий прошедшего времени и прилагательных, обра­зованных от глаголов, уметь обос­новывать написание Н или НН, правильно употреблять в речи

Графический диктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

50.

Правопи­сание НН в причастиях

Уметь применять правила написа­ния Н и НН в причастиях и прила­гательных, правильно писать суф­фиксы страдательных причастий прошедшего времени и отглаголь­ных прилагательных, разграничи­вать омонимичные причастия и прилагательные

Осложненное списывание текста с грам­матическим за­данием

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

51.

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Причастие»

Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, пра­вильно писать орфограммы в при­частиях, определять границы при­частного оборота, выделять его на письме запятыми, осуществлять замену придаточного определи­тельного синонимичными конст­рукциями с причастиями и прича­стными оборотами, правильно строить и читать предложения с причастными оборотами.

Диктант «Про­веряю себя»

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

52.

Контроль­ная работа по теме "Причастие"

Тест

Метод контроля

53.

Анализ

контрольной

работы

Уметь исправлять ошибки, объяс­нять причину их появления, при­водить свои примеры

Работа по ин­дивидуальным карточкам

Исследовательский метод

54.

Р/Р Отзыв о научно-популярной книге

Уметь писать отзыв по составлен­ному плану, оценивать содержание, форму и стиль научно-популярной книги, владеть разными типами речи, подтверждать примерами, фактами каждое по­ложение отзыва

Чтение и обсу­ждение отзывов-образцов

Домашнее сочинение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

55.

Р/Р Редак­тирование текста

Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать чужой текст

Конкурс на лучшее редактирование небольшого текста

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

Деепричастие (10ч.)

56.

Понятие о дееприча­стии

Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий, уметь разграничивать основное и добавочное действие, конструировать предложения с деепричастием, соблюдать нормы при употреблении деепричастий

Конструирование предложений

Работа с де­формированным текстом.

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

57.

Признаки глагола и наречия у дееприча­стия.

НЕ с дееприча­стием.

Уметь различать в тексте деепричастие, определять его значение, сопоставлять с глаголом, причастием и наречием, определять синтаксическую роль в предложении, безошибочно писать НЕ с деепричастием, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий

Объяснительный диктант. Сравнить причастие и деепричастие, рассказать о них по плану)

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

58.

Р/Р Описа­ние дейст­вий как вид текста

Знать композицию текста-описания спортивных действий: подготовка спортсмена к действиям, их выполнение, оценка спортивных действий самим спортсменом, тренером, зрителями, судьями, журналистами; уметь создать свой текст-описание, соблюдая последовательность при описании действий, уместно включая дее­причастия

Составление плана текста, отражающего его композицию, пересказ текста по цепочке. Анализ тем сочинений. Прослушивание телепередачи

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

59.

Дееприча­стный обо­рот. Запя­тые при дееприча­стном обо­роте

Знать определение деепричаст­ного оборота, понимать, что до­бавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное,

уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препи­нания, использовать дееприча­стия и деепричастные обороты в речи

Комментиро­ванное письмо

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

60.

Дееприча­стный обо­рот. Запя­тые при дееприча­стном обороте.

Уметь находить деепричастный оборот, отличать его от причастного оборота, правильно ставить пунктуационные знаки, использовать деепричастия и деепричаст­ные обороты в речи, правильно строить предложения по заданной модели, находить и исправлять ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов

Объяснитель­ный диктант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

61.

Дееприча­стия со­вершенного и несо­вершенного вида, их образова­ние.

Знать способы образования дее­причастия, уметь образовывать деепричастия совершенного и не­совершенного вида, опознавать их в тексте, безошибочно писать гласную перед суффиксами В-ВШИ, употреблять в речи, соблю­дая орфоэпические и грамматиче­ские нормы

Диктант «Про­веряю себя»

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

62.

Словооб­разование дееприча­стий. Дее­причастия совершен­ного и не­совершен­ного вида.

Уметь различать в тексте деепри­частия, определять вид, синтакси­ческую функцию в предложении, безошибочно писать гласную перед суффиксами, употреблять в речи, правильно строить предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом

Свободный диктант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

63.

Употреб­ление дее­причастий в речи

Уметь использовать свойства дее­причастия. «Дорисовывать движе­ние» в текстах разных стилей и типов речи, определять роль дее­причастий в художественных тек­стах, производить синтаксический и пунктуационный анализ предло­жений с деепричастными оборо­тами, уместно употреблять фра­зеологизмы, включающие в свой состав деепричастия

Элементарный анализ художе­ственного текста, выявление особенностей употребления в нем дееприча­стий. Редакти­рование текста

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

64.

Р/Р Харак­теристика литератур­ного героя

Уметь составить характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов художест­венного произведения, включать цитаты в собственный текст, сис­тематизировать фактический ма­териал, необходимый для харак­теристики героя, использовать смысловые связи между частями текста и лингвистические средства их выражения

Составление плана характе­ристики. Выбо­рочный пере­сказ характери­стики. Обсуж­дение образцов

Домашнее сочинение.

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

65.

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Деепри­частие»

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на ос­нове структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, пра­вильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформ­лять их, исправлять ошибки

Осложненное списывание. Конструирование предложений

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

66.

Контроль­ная работа по теме "Деепричастие"

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на ос­нове структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, пра­вильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформ­лять, конструировать предложе­ния с деепричастием и дееприча­стным оборотом, исправлять ошибки в предложениях, воспро­изводить текст, воспринятый на слух, в соответствии с нормами, выполнять различные виды раз­бора

Диктант с грам­матическим за­данием

Метод контроля

67.

Анализ контрольной

работы

Уметь находить и объяснять до­пущенные ошибки, аргументиро­ванно доказывать правильное на­писание

Работа по ин­дивидуальным карточкам

Исследовательский метод

68.

Переход слов из одних са­мостоя­тельных частей речи в другие

Уметь опознавать части речи, оп­ределять их значение, синтакси­ческую роль в предложении, способ образования

Устное сооб­щение на основе теоретического материала «Переход слов из одних самостоя­тельных частей речи в другие»

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

69.

Р/Р. Книж­ные стили речи. Пуб­лицистиче­ский стиль.

Знать признаки публицистического стиля, Анализировать тексты, со­ставлять собственные тексты.

Устное выступ­ление «Знания важны»

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

70.

Р/Р. Сочинение - заметка в школьную газету

Сочинение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

71.

Понятие о служебных частях речи

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложении, находить в тексте

Выборочный диктант

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

Предлог (10ч.)

72.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении

Знать определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении, уметь отличать предлог от омонимичных приставок определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать

Объяснитель­ный диктант

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

73.

Разряды предлогов по значе­нию

Знать об однозначных и много­значных предлогах, разрядах предлогов по значению, способно­стях предлога в разных словосо­четаниях выражать разные значе­ния; уметь определять производные предлоги их происхождение, правильно их писать, употреблять в речи; производить синонимичную замену предлогов, различать предлоги-антонимы и предлоги-синонимы

Распредели­тельный дик­тант. Ответить на вопрос: как вы понимаете слова лингвиста В.А.Богородицко го, что предлоги -это «словечки отношений»? В чем же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частот­ность?

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

74.

Употребление предлогов

Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления предлогов В, НА, С, ИЗ, БЛАГОДАРЯ, СО­ГЛАСНО, ВОПРЕКИ и др. с суще­ствительными, производить сино­нимичную замену предлогов, ис­правлять допущенные ошибки при употреблении предлогов

Составить текст «Круг моих ин­тересов»

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

75.

Производные и непроизвод­ные предлоги

Знать разряды предлогов по про­исхождению, приемы отграниче­ния предлогов от омонимичных частей речи, уметь отличать про­изводные предлоги от омонимичных частей речи, правильно упот­реблять в речи

Работа с тек­стом: заменить непроизводные предлоги про­изводными

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

76.

Правопи­сание про­изводных предлогов

Уметь правильно писать произ­водные предлоги с нужным паде­жом, букву Е на конце предлогов, различать производные предлоги, отличать их от омонимичных частей речи

Взаимодиктант

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

77.

Правопи­сание предлогов

Уметь правильно писать произ­водные предлоги, уметь отличать производные предлоги от сущест­вительных с непроизводными предлогами, соблюдать норму употребления предлогов ВСЛЕД­СТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ и др.

Творческое списывание

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

78.

Простые и составные предлоги. Морфоло­гический разбор предлогов

Уметь определять разряд предло­гов по составу, производить мор­фологический разбор предлогов

Диктант «Про­веряю себя»

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

79.

Р/Р Интер­вью - жанр публици­стики

Знать типовую композицию интер­вью, уметь озаглавливать его, формулировать цепочку взаимо­связанных вопросов, оформлять диалог, создавать сочинение в жанре интервью, сохраняя его композиционные части

Прослушивание интервью, его озаглавливание, запись по памяти 3-4 реплик из интервью, фор­мулирование вопросов и от­ветов на них, работа с памят­кой «Как рабо­тать над сочи­нением в жанре интервью».

Домашнее сочинение в жанре интервью

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

80-81.

Системати­зация и обобщение изученного в разделе «Предлог»

Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, раз­личать на письме производные предлоги и созвучные словосоче­тания, анализировать экспрессив­ное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги

Выписать из словаря 4-5 ус­тойчивых вы­ражений, в со­став которых входили бы производные предлоги. Со­ставить с ними предложения

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

82.

Контроль­ная работа по теме "Предлог"

Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, раз­личать на письме производные предлоги и созвучные словосоче­тания, анализировать экспрессив­ное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги

Зачет

Метод контроля

83

Р/Р Выбо­рочное из­ложение.

Адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, выделять основную и дополни­тельную информацию, определять принадлежность текста к типу речи, сохранять при письменном из­ложении типологическую структуру текста, его выразительные язы­ковые и речевые средства

Выборочное изложение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

Союз (10ч.)

84.

Понятие о союзе. Простые и составные союзы

Знать определение служебной части речи - союза. Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях

Составление предложений по схемам. Устное сообщение «Что я знаю о союзе»

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

85.

Р/Р .Мор­фологиче­ские сред­ства связи предложе­ний и смы­словых частей тек­ста

Знать лексические и морфологи­ческие средства связи предложений в тексте, роль союза как средства связи самостоятельных предложений, смысловых частей текста, функции присоединитель­ных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Анализ текста. Выразительное чтение текста. Определение его основной мысли, темы, способов и средств связи частей текста

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

86.

Сочини­тельные союзы

Знать группы сочинительных сою­зов по значению, определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в Про­стом и сложном предложении

Графический диктант. Конст­руирование предложений по схемам

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

87.

Упот­ребление сочини­тельных союзов

Уметь ставить знаки препинания в простых осложненных предложе­ниях и сложносочиненных, выби­рать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться по­втором союза в целях усиления выразительности речи

Создать текст на тему «При­рода учит нас понимать пре­красное»

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

88.

Подчини­тельные союзы

Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь отли­чать сочинительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предло­жении

Объяснительный диктант.

Конструирование предложений. Ответить на вопрос: чем отличаются предлоги и под­чинительные союзы?

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

89.

Употребление подчини­тельных союзов

Уметь различать подчинительные союзы, употреблять их для связи предложений и целого текста, про­изводить синонимичную замену союзов и синтаксических конст­рукций, разграничивать функцио­нальные омонимы

Заменить про­стые предло­жения сложны­ми. Ответить на вопросы слож­ноподчиненными предложениями

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

90.

Правопи­сание сою­зов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ

.

Знать правила правописания сою­зов, уметь отличать союзы от со­звучных сочетаний слов, опозна­вать союзы, применять правила на письме

Составить таб­лицу «Отличие союзов от других частей речи». Комменти­рованное письмо

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

91.

Правопи­сание сою­зов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ

Уметь различать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ от других частей речи, правильно их писать, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно оформлять, со­блюдать нормы при произношении союзов ЧТО, ЧТОБЫ

Тест. Взаимо­диктант

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

92.

Системати­зация и обобщение изученного в разделе «Союз»

Уметь опознавать союзы, разли­чать сочинительные и подчини­тельные союзы, определять их значение, отличать от смешивае­мых языковых явлений, опреде­лять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стили­стической окраски

Подготовить устное выска­зывание «Об­щее и отличное между предло­гом и союзом». Конструирование предложений. Составление предложений с союзами, которые употребляются в официально-деловом и раз­говорном стиле

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

93.

Контроль­ная работа по теме "Союз"

Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стили­стической окраски, определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста, анализировать пра­вописание союзов и предлогов и пунктуацию в простом и сложном предложениях

Комплексный анализ текста

Метод контроля

94.

Анализ

контрольной работы

Уметь находить и объяснять до­пущенные ошибки, аргументиро­ванно доказывать правильное на­писание

Анализ текста. Работа по ин­дивидуальным карточкам

Исследовательский метод

95.

Р/Р. Сжатое изложение повество­вательного текста, ос­ложненное диалогом

Уметь дифференцировать извест­ную и неизвестную информацию текста, выделять основную и до­полнительную информацию, вос­производить прочитанный текст сжато, сохранив типологическую структуру текста, его выразитель­ные языковые средства, включать в текст диалог

Изложение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

Частица (17ч.)

96.

Понятие о частице

Знать особенности частиц как слу­жебной части речи, понимать сходство частиц с другими слу­жебными частями речи и отличие от них, семантику частиц, доказывать принадлежность слова к частицам, использовать частицы в разных стилях речи, выразительно читать предложения с частицами

Поль­зуясь образцом доказательства в опорном ма­териале, дока­зать принад­лежность вы­деленных слов к частицам

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

97.

98.

Формооб­разующие частицы

Знать частицы, образующие формы слов или новые слова, понимать ее роль в предложении и при образовании форм глагола, сте­пеней сравнения прилагательных и наречий, неопределенных ме­стоимений; уметь отличать частицы от других частей речи по сово­купности признаков; усвоить формывежливости при выражении просьбы и использовать их в речи

Составить связный текст, употребив в нем глаголы повелительного наклонения с частицами ПУСТЬ, ДА­ВАЙТЕ

Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ.

99.

Раздель­ное и дефисное написание частиц БЫ,ЖЕ

Уметь отличать частицы по значе­нию и написанию, правильно их писать, использовать их для вы­ражения различных эмоций, отли­чать написание частиц БЫ, ЖЕ со знаменательными частями речи от правописания союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Предупредительный диктант.

Осложнённое списывание.

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

100.

Значения частиц

Знать группы частиц по значению, уметь пользоваться вопроситель­ными частицами, правильно их писать, выделять их среди других частей речи, читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

101.

Значения частиц

Понимать многообразие значений модальных частиц, уметь нахо­дить их в тексте, определять зна­чение, оценивать их выразительную роль, употреблять в собственной речи

Составление развернутого плана устного высказывания «Группы частиц по значению»

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

102.

Отрица­тельные частицы. Роль отри­цательной частицы НЕ

Понимать роль и смысловое зна­чение частицы НЕ, определять ее смысловое значение (отрицатель­ное, утвердительное), правильно писать частицу НЕ с разными час­тями речи

Предупреди­тельный дик­тант. Заменить личные формы глагола сино­нимами с НЕ

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

103.

Отрица­тельные частицы НЕ. и НИ Значение частицы НИ

Понимать значение частицы НИ, смысловые различия частиц НЕ и НИ, уметь использовать алгоритм рассуждения при различении зна­чений этих частиц, различать при­ставку НЕ и частицу НЕ, употреб­лять частицу НЕ с разными частями речи

Взаимодиктант

Метод интеллект-карт. Групповая работа.

104.

105.

Различе­ние на письме частиц НЕ и НИ

Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно упот­реблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении, отличать частицу НИ от повторяющегося сочинительного союза НИ-НИ, понимать, что такое двойное отрицание, знать роль частицы НЕ в восклицательных предложениях, значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях

Диктант «Про­веряю себя». Подготовить устное сообще­ние «Значение и правописание частиц НЕ и НИ»

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

106.

Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ

Уметь различать частицу и при­ставку НИ, союз НИ-НИ, выбирать правильное написание, уметь пи­сать безошибочно выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК, НЕ КТО ИНОЙ, КАК,

НИЧТО ИНОЕ, НИКТО ИНОЙ, ус­тойчивые сочетания слов с НИ, конструировать предложения с ними

Осложненное списывание

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

107

108

Различе­ние на письме частицы НЕ и при­ставки НЕ

Уметь применять правило написа­ния НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях

Выборочный диктант.

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

109

110

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Частицы»

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действи­тельности и передачи разных смы­словых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи

Выписать из басни

И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» час­тицы, объяс­нить их роль.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

111.

Контроль­ная работа по теме "Частицы"

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действи­тельности и передачи разных смы­словых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи

Тест

Метод контроля

112

Работа над ошибками

Уметь находить и объяснять до­пущенные ошибки, аргументиро­ванно доказывать правильное на­писание

Анализ текста. Работа по ин­дивидуальным карточкам

Исследовательский метод

113

Р/Р. Сочинение "Роль частиц в тексте"

Уметь создавать текст.

Сочинение

Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ

114

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные

Уметь опознавать части речи, оп­ределять их значение, синтакси­ческую роль в предложении, способ образования

Работа с деформированным текстом. Тест

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

Междометие. Звукоподражательные слова (3ч)

115.

Понятие о междометиях. Раз­ряды междометий.

Понимать, что междометия не яв­ляются ни самостоятельными, ни служебными частями речи, уметь распознавать междометия, опре­делять группы междометий по значению и происхождению, упот­реблять междометия, выразительно читать предложения с междометиями, пунктуационно оформлять на письме

Составить таб­лицу «Междоме­тия, используе­мые для: 1) вы­ражения эмоций;

2) некоторых форм общения;

3) команды, приказа». Подготовить устное

высказывание на
основе таблицы о группах междометий

Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ

116.

Знаки пре­пинания при меж­дометиях.

Знать о пунктуационном оформ­лении междометий, уметь интона­ционно и пунктуационно употреб­лять междометия в речи и тексте

Составить и записать пред­ложения, в ко­торых междо­метия выражали бы разные чувства

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

117.

Использо­вание меж­дометий и звукопод­ражатель­ных слов в речи .

Правильно и уместно использо­вать междометия для выражения эмоций, этикетных формул, ко­манд, приказов, уметь интонаци­онно и пунктуационно выделять междометия в предложениях, по­нимать экспрессивное использо­вание междометий и звукоподра­жательных слов в разговорной речи и художественном произве­дении, различать омонимичные междометия и самостоятельные части речи

Обра­зовать от гла­голов междоме­тия и звукопод­ражательные слова. Продол­жить ряд меж­дометий, кото­рые произошли от других час­тей речи и со­хранили неко­торые их при­знаки

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

Повторение и систематизация изученного (19ч.)

118

119

Повторение изученного. Причастие.

    аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;

    различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обозначают {летящий летучий);

    согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;

Комплексный анализ текста. Тест.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

120

121

Повторение изученного.

Деепричастие.

    аргументированно доказывать принадлеж­ность слова к деепричастиям;

    соотносить деепричастие с подлежащим в пред­ложении;

    использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.

Работа с деформированным текстом. Составление собственного текста.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

122

123

Повторение изученного.

Служебные части речи.

различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

Морфологический разбор. Составление таблицы.

Повторительно-обобщающий урок. ИКТ

124

125

Повторение орфографии.

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

Диктант «Про­веряю себя».

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

126

127

Повторение пунктуации.

    соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

    устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Диктант «Про­веряю себя».

Частично-поисковый метод. Урок-практикум

128

129

Контрольная работа по теме "Повторение изученного в 7 классе"

Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблю­дать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выпол­нять различные виды разбора

Тест

Метод контроля

130

Работа над ошибками

Уметь находить и объяснять до­пущенные ошибки, аргументиро­ванно доказывать правильное на­писание

Анализ текста. Работа по ин­дивидуальным карточкам

Исследовательский метод

131.

Культура речи. Ор­фоэпиче­ская норма

Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их

Работа с тек­стом, с отдель­ными предло­жениями, орфоэпическим словарём.

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

132.

Лексические нормы

Уметь находить нарушение лекси­ческих норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лек­сические нормы

Редакторская правка. Объяс­нить причину появления ошибок

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

133.

Граммати­ческие нор­мы

Уметь определять, какая грамма­тическая ошибка допущена, ис­править ее, самим не допускать нарушения грамматических норм

Творческое списывание

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

134

Нормы по­строения текста

Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте

Редакторская правка.

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

135

136.

Нормы ре­чевого по­ведения (речевой этикет)

Уметь применять правила речевого поведения, ,использовать эти­кетные выражения в определенной речевой ситуации и объяснять уместное их использование

Обратиться с вопросом «ко­торый час?» и др. к незнако­мому человеку, соседу по пар­те, учителю, участнику мо­лодежной ту­совки. Выбрать слова, смяг­чающие отказ, ответить веж­ливо на просьбу

Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.