Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, УМК: Бабайцева В.В.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Русский язык 7 Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. 136 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.В.Бабайцева,А.П.Еремеева и др.)// Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова. -М: Дрофа,2002. - с 63-110, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов, из них на развитие речи - 21 час
Цели обучения русскому языку в 7 классе:
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция, то есть осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе следующих познавательных задач:
Формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения.
Вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании).
Развития языкового и эстетического идеала, то есть представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция, то есть осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач:
Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общеучебные задачи:
Воспитание учащихся средствами русского языка.
Развитие логического мышления школьников.
Обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
Формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Формы организации образовательного процесса – урок, семинар, практикум, консультация, зачет, что способствует активному самостоятельному изучению материала.
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Технология критического мышления
Адаптированная технология
Формы контроля (текущего и итогового): диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, сочинение по плану, по опорным словам и др.; устное сообщение на лингвистическую тему.
Предполагаемый результат.
Результат освоения обязательного минимума установлен государственным стандартом образования. Это
сформированность знаний, умений и навыков во всех областях науки о языке в пределах образовательного стандарта;
умение выполнять лингвистический анализ текста в пределах стандарта для учащихся 7кл.;
умение писать творческие работы различных видов в соответствии с требованиями стандарта.
навык использования разного рода словарей и других источников информации (энциклопедии, Интернет и т. д.)
Программа реализуется в трёх книгах, которые образуют учебный комплекс:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Учебник «Русский язык. Теория» 5-9 классы - М.: Просвещение, 2000г
Русский язык; Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений; Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2003
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
7 КЛАСС (115 ч +21ч)
Введение
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость (1ч).
Повторение изученного в 5—6 классах (8 ч).
Причастие (34 ч)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия:
изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нн и н.
Правописание нн в причастиях и к в омонимичных прилагательных.
Правописание не с причастиями.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;
различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обозначают {летящий — летучий);
согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;
соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;
соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, неоправданных повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности при употреблении придаточных определительных с союзным словом который);
• правильно и уместно употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи.
Деепричастие (10 ч)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям;
соотносить деепричастие с подлежащим в предложении;
использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч)
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи (1ч).
Предлог (10 ч)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Умения и навыки:
опознавать по совокупности признаков производные предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи;
употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания {отзыв о книге —рецензия на книгу);
правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;
употреблять предлоги в предложениях с однородными членами;
пользоваться предлогами-синонимами с учетом их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях речи.
Союз (10 ч)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных сою-лов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Умения и навыки:
отличать союзы от других частей речи;
выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями;
пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.
Частица (17 ч)
Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание нети ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудъ, кое-, -ка, таки.
Умения и навыки:
отличать частицы от других частей речи;
определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;
употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;
использовать частицы для связи частей текста.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1 ч)
Междометие (3 ч)
Понятие о междометии. Основные функции междометий.
Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Повторение (19 ч)
Развитие речи (21ч.)
Описание общего вида местности. Описание действий (трудовых процессов). Описание действий (в спорте). Рассказ на основе услышанного. Сообщение.
Отзыв о книге. Характеристика литературного героя.
Общая характеристика публицистического стиля.
Союз как средство связи предложений и частей текста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
Речевая деятельность:
аудирование:
•адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
•выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
•составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
• обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одно
классника;
чтение: •дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
• находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
•сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
•создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
•формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
•размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
•уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации; письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
•писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
• соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
•уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
•использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
•устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
• определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и
средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи
морфемика и словообразование:
• по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
определять способы образования слов разных частей речи;
•анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
•толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами лексических словарей;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
•различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
•правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения
синтаксического анализа предложения;
орфография: •владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; •учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
• аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
•различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
•использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
развитие речи:
анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними;
излагать повествовательный текст, осложненный элементами описания, рассуждения, с заменой лица рассказчика;
сжато излагать повествовательный текст, осложненный диалогом;
излагать и самостоятельно составлять повествовательный текст с элементами описания явлений природы;
выборочно излагать текст;
отбирать материал по одному источнику;
писать сочинение с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов (по картине или на основе воображения);
писать сочинение типа описания на основе материала, собранного в результате длительных наблюдений (в художественном стиле);
создавать текст аналогичного содержания в деловом стиле (заметка в газету);
строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы (например, сравнение частей речи: деепричастие и наречие, предлог и союз).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений.
Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил две трети заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено более половины заданий.
Оценка сочинений и изложений.
оценка | Содержание и речь | Грамотность | ||
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная и 1 грамматические ошибки. | ||
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от | Допускается: 2 орфографические, или 2 | ||
темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. | |||
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. | ||
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. | ||
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных, и 7 грамматических ошибок. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Учебник «Русский язык. Теория» 5-9 классы - М.: Просвещение, 2000г
Русский язык; Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений; Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2003
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧИТЕЛЕМ
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Учебник «Русский язык. Теория» 5-9 классы - М.: Просвещение, 2000г
Русский язык; Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений; Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2003
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005
4. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Рубцовска Алтайского края.
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы зам. директора по УР на заседании предметной
кафедры
протокол №
« » 20 г. « » 20 г. « » 20 г.
Календарно-тематическое планирование уроков
Предмет Русский язык
Класс 7_
Количество часов всего: 136 в неделю 4
Плановых контрольных работ 7 , уроков развития речи 21 , изложений 3, классных сочинений 5, домашних сочинений 4
Планирование составлено на основе авторской программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В.В.Бабайцева,А.П.Кремеева и др), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта.
Учебник:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Учебник «Русский язык. Теория» 5-9 классы - М.: Просвещение, 2000г
Русский язык; Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений; Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2003
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005
№ | Тема урока | Дата | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Виды деятельности обучающихся | Ведущие формы, методы, средства обучения | ||||||||||||||
1 | Литературный русский язык | Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности | План лекции учителя. Работа с текстом | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
Повторение изученного (8ч.) | |||||||||||||||||||
2. | Морфология | Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грамматические признаки, определять функцию в предложении и тексте, употреблять в речи | Объяснительный диктант | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
3. | Правописание имен существительных. | Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, безошибочно писать, группировать слова по видам орфограмм | Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами. | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
4. | Правописание имён прилагательных. | Взаимодиктант | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | ||||||||||||||||
5. | Правописание глагола. | Правильно выбирать форму глагола, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте, безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах, наречиях, местоимениях | Деформированный текст | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
6. | Правописание наречия. | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||||
7. | Правописание местоимений. | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||||
8. | Знаки препинания в простом осложненном предложении. | Уметь выделять знаками препинания обращения, вводные слова, однородные члены предложения, видеть структуру предложения, конструировать предложения, составлять схемы. | Диктант «Проверяю себя» | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
9. | Знаки препинания в сложном предложении. | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||||
10. | Р/Р Текст. Стили речи | Уметь находить признаки текста, аргументированно доказывать принадлежность к тексту, выразительно читать, соблюдая правильную интонацию, озаглавливать текст, определять его тему, основную мысль, средства связи предложений в тексте | Сочинение-миниатюра. Анализ текста | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
11. | Р/Р Сочинение по картине | Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании | Сочинение | Развитие речи. Исследовательский метод. | |||||||||||||||
Причастие (34ч.) | |||||||||||||||||||
12. | Понятие о причастии | Знать общее грамматическое значение причастия, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастия в предложении и тексте, отличать причастия от прилагательных, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным | Выборочный диктант | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
13. | Морфологические и синтаксические признаки причастий | Уметь аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков, определять его функцию в предложении, отличать причастия от прилагательных | Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение с опорой на афористичное определение В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» | Метод интеллект-карт. Групповая работа. | |||||||||||||||
14. | Признаки прилагательного у причастия | Определять грамматические признаки причастия, уметь строить рассуждение в научном стиле на основе образца доказательств в опорных материалах, согласовывать причастие с определяемым существительным, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий | Объяснительный диктант | Метод интеллект-карт. Групповая работа. | |||||||||||||||
15. | Признаки прилагательного у причастия | Уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно, отличать причастия от прилагательных | Тест | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
16. | Признаки глагола у причастия | Уметь определять признаки глагола у причастия, соблюдать видо-временную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого | Сообщение о причастии по плану | Метод интеллект-карт. Групповая работа. | |||||||||||||||
17. | Признаки глагола у причастия | Объяснительный диктант | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | ||||||||||||||||
18. | Р/Р Описание общего вида местности. | Уметь описывать местность с позиции наблюдателя (автора описания), использовать нужный тип речи при создании текста, выразительно читать текст, употреблять гл выступающие в роли однородных членов, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описания, определяя границы темы. | Составление сложного плана к описанию местности. Пересказ описательного текста. Сочинение | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
19. | Р/Р Сочинение «Мой любимый уголок природы» | Сочинение | Развитие речи. Исследовательский метод | ||||||||||||||||
20. | Причастный оборот | Уметь определять границы причастного оборота, составлять интонационные схемы ,устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, понимать отличия зависимого слова от определяемого | Выборочный диктант | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
21. | Выделение причастного оборота на письме | Уметь выделять интонацией причастный оборот в устной и пунктуационно в письменной речи, правильно определять синтаксическую роль причастного оборота, предупреждать ошибки в употреблении причастного оборота | Анализ текста. Редакторская правка | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
22. | Выделение причастного оборота на письме | Уметь графически обозначать причастный оборот, использовать причастные обороты в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, выделять причастный оборот на письме и в устной речи | Творческий диктант | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
23. 24. | Р/Р Описание действий. Сочинение. | Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи; уметь включать в текст причастные обороты | «Немой» диктант - демонстрация действий по сюжету. Составление связного высказывания | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
25. | Правописание НЕ с причастиями | Знать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; уметь различать НЕ как приставку, часть корня, частицу; графически обозначать орфограмму; применять алгоритм правила на основе оппозиции «полное одиночное причастие» - «причастный оборот» | Составление таблицы «НЕ с причастиями» | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
26. | Правописание НЕ с причастиями | Уметь обобщать знания о правописании НЕ с причастиями и другими частями речи, делать правильный выбор написания, употреблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая литературные нормы | Объяснительный диктант | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
27. | Р/Р Изложение | Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, составить сложный план, обобщая материал, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику изложения мысли | Пересказ по цепочке смысловых частей текста | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
28. | Контрольная работа по теме "Причастие" | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | Диктант | Метод контроля | |||||||||||||||
29. | Анализ контрольной работы | Уметь грамотно писать текст, видеть орфограммы, правильно использовать изученные правила | Деформированный текст. Работа по индивидуальным карточкам | Исследовательский метод | |||||||||||||||
30. | Страдательные и действительные причастия | Знать отличия действительных и страдательных причастий, отличать действительные причастия от страдательных, аргументированно доказывать принадлежность слова к действительному или страдательному причастиям по совокупности признаков, уметь конструировать предложения с причастным оборотом, правильно ставить знаки препинания, употреблять в речи в соответствии с нормами | Выборочный диктант | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
31. | Образование и правописание действительных причастий настоящего времени | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, уметь образовывать действительные причастия, обосновывать выбор гласной в суффиксах | Высказывание на лингвистическую тему. Составление таблицы «Суффиксы причастий» | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
32. | Образование и правописание действа тельных причастий настоящего времени | : ■ ,• | Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени, обосновывать выбор гласной в суффиксах | Свободный диктант | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | ||||||||||||||
33. | Образование и правописание действительных причастий настоящего времени | Знать способы образования действительных причастий причастий настоящего времени | Деформированный текст. Дополнить таблицу «Суффиксы причастий» | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
34. | Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени | Уметь правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени, аргументированно доказывать свой выбор, согласовывать причастия с определяемыми словами,анализировать роль причастия в тексте, выделять знаками препинания причастный оборот в предложении | Распределительный диктант | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
35. | Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени | Работа с текстом | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | ||||||||||||||||
36. | Р/Р Повествование. | Уметь писать преамбулу (введение) рассказа, выбирать из вариантов введений необходимое, воспринимать материал для рассказа от собеседника на слух. | Анализ текста. Сопоставление плана текста с типовой композицией рассказа. | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
37. | Р/Р Рассказ на основе услышанного | Уметь , создавать рассказ на основе услышанного, соблюдать нормы русского языка при создании собственного текста | Коллективная работа над преамбулой прослушанного текста, оформление рабочих записей | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
38. | Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами причастий, уметь правильно писать причастия, обосновывая выбор гласной перед суффиксом, опознавать действительные причастия прошедшего времени по суффиксу, соблюдать орфоэпические нормы при произнесении причастия | Дополнить таблицу «Суффиксы причастий». Творческое списывание | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
39. | Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени | Уметь правильно писать причастия, аргументированно доказывать написание причастий | Устное сообщение Образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
40. | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать, правильно писать причастия, аргументированно доказывать написание причастий, отличать страдательные причастия прошедшего времени от прилагательных | Ответить на вопрос: что общего в способах образования действительных и страдательных причастий прошедшего времени? | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
41. | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | Распределительный диктант | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | ||||||||||||||||
42. | Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Уметь объяснять и обозначать орфограммы «Гласные после шипящих», соблюдать орфоэпические нормы | Диктант «Проверяю себя» | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
43. | Правописание гласных перед Н и НН | Уметь объяснять и правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, выбирать гласную перед Н и НН, используя алгоритм, правильно произносить причастия | Работа с деформированным текстом | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
44. | Правописание гласных перед Н и НН | Распределительный диктант | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | ||||||||||||||||
45. | Р/Р Отзыв о книге. | Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык истиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями логичности, выразительности. | Чтение и обсуждение литературных отзывов о книге. Озаглавливание отзыва. Коллективное составление плана отзыва. Домашнее сочинение - отзыв | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
46. | Краткие причастия | Знать, как образуется краткая форма причастия, уметь правильно употреблять их в собственной речи, соблюдать нормы орфоэпии | Выборочный диктант. Тест | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
47. | Краткие причастия | Уметь отличать краткие страдательные причастия, краткие прилагательные и наречия, определять их синтаксическую функцию в предложении, правильно употреблять в речи | Тест | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
48. | Правописание НЕ с краткими причастиями | Уметь применять правило написания НЕ с полными и краткими причастиями при письме под диктовку и при создании собственных текстов, отличать причастия от прилагательных. произнесении причастий | Свободный диктант. | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
49. | Правописание НН в причастиях | Знать способ разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, уметь обосновывать написание Н или НН, правильно употреблять в речи | Графический диктант | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
50. | Правописание НН в причастиях | Уметь применять правила написания Н и НН в причастиях и прилагательных, правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, разграничивать омонимичные причастия и прилагательные | Осложненное списывание текста с грамматическим заданием | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
51. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие» | Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми, осуществлять замену придаточного определительного синонимичными конструкциями с причастиями и причастными оборотами, правильно строить и читать предложения с причастными оборотами. | Диктант «Проверяю себя» | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
52. | Контрольная работа по теме "Причастие" | Тест | Метод контроля | ||||||||||||||||
53. | Анализ контрольной работы | Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры | Работа по индивидуальным карточкам | Исследовательский метод | |||||||||||||||
54. | Р/Р Отзыв о научно-популярной книге | Уметь писать отзыв по составленному плану, оценивать содержание, форму и стиль научно-популярной книги, владеть разными типами речи, подтверждать примерами, фактами каждое положение отзыва | Чтение и обсуждение отзывов-образцов Домашнее сочинение | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
55. | Р/Р Редактирование текста | Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать чужой текст | Конкурс на лучшее редактирование небольшого текста | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
Деепричастие (10ч.) | |||||||||||||||||||
56. | Понятие о деепричастии | Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий, уметь разграничивать основное и добавочное действие, конструировать предложения с деепричастием, соблюдать нормы при употреблении деепричастий | Конструирование предложений Работа с деформированным текстом. | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
57. | Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием. | Уметь различать в тексте деепричастие, определять его значение, сопоставлять с глаголом, причастием и наречием, определять синтаксическую роль в предложении, безошибочно писать НЕ с деепричастием, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий | Объяснительный диктант. Сравнить причастие и деепричастие, рассказать о них по плану) | Метод интеллект-карт. Групповая работа. | |||||||||||||||
58. | Р/Р Описание действий как вид текста | Знать композицию текста-описания спортивных действий: подготовка спортсмена к действиям, их выполнение, оценка спортивных действий самим спортсменом, тренером, зрителями, судьями, журналистами; уметь создать свой текст-описание, соблюдая последовательность при описании действий, уместно включая деепричастия | Составление плана текста, отражающего его композицию, пересказ текста по цепочке. Анализ тем сочинений. Прослушивание телепередачи | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
59. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | Знать определение деепричастного оборота, понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное, уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи | Комментированное письмо | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
60. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Уметь находить деепричастный оборот, отличать его от причастного оборота, правильно ставить пунктуационные знаки, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи, правильно строить предложения по заданной модели, находить и исправлять ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов | Объяснительный диктант | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
61. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. | Знать способы образования деепричастия, уметь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, опознавать их в тексте, безошибочно писать гласную перед суффиксами В-ВШИ, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы | Диктант «Проверяю себя» | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
62. | Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | Уметь различать в тексте деепричастия, определять вид, синтаксическую функцию в предложении, безошибочно писать гласную перед суффиксами, употреблять в речи, правильно строить предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом | Свободный диктант | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
63. | Употребление деепричастий в речи | Уметь использовать свойства деепричастия. «Дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи, определять роль деепричастий в художественных текстах, производить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами, уместно употреблять фразеологизмы, включающие в свой состав деепричастия | Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий. Редактирование текста | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
64. | Р/Р Характеристика литературного героя | Уметь составить характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов художественного произведения, включать цитаты в собственный текст, систематизировать фактический материал, необходимый для характеристики героя, использовать смысловые связи между частями текста и лингвистические средства их выражения | Составление плана характеристики. Выборочный пересказ характеристики. Обсуждение образцов Домашнее сочинение. | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
65. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять их, исправлять ошибки | Осложненное списывание. Конструирование предложений | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
66. | Контрольная работа по теме "Деепричастие" | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять, конструировать предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложениях, воспроизводить текст, воспринятый на слух, в соответствии с нормами, выполнять различные виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | ■ Метод контроля | |||||||||||||||
67. | Анализ контрольной работы | Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание | Работа по индивидуальным карточкам | Исследовательский метод | |||||||||||||||
68. | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | Уметь опознавать части речи, определять их значение, синтаксическую роль в предложении, способ образования | Устное сообщение на основе теоретического материала «Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие» | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
69. | Р/Р. Книжные стили речи. Публицистический стиль. | Знать признаки публицистического стиля, Анализировать тексты, составлять собственные тексты. | Устное выступление «Знания важны» | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
70. | Р/Р. Сочинение - заметка в школьную газету | Сочинение | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | ||||||||||||||||
71. | Понятие о служебных частях речи | Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложении, находить в тексте | Выборочный диктант | Метод интеллект-карт. Групповая работа. | |||||||||||||||
Предлог (10ч.) | |||||||||||||||||||
72. | Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении | Знать определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении, уметь отличать предлог от омонимичных приставок определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать | Объяснительный диктант | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
73. | Разряды предлогов по значению | Знать об однозначных и многозначных предлогах, разрядах предлогов по значению, способностях предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; уметь определять производные предлоги их происхождение, правильно их писать, употреблять в речи; производить синонимичную замену предлогов, различать предлоги-антонимы и предлоги-синонимы | Распределительный диктант. Ответить на вопрос: как вы понимаете слова лингвиста В.А.Богородицко го, что предлоги -это «словечки отношений»? В чем же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частотность? | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
74. | Употребление предлогов | Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления предлогов В, НА, С, ИЗ, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ и др. с существительными, производить синонимичную замену предлогов, исправлять допущенные ошибки при употреблении предлогов | Составить текст «Круг моих интересов» | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
75. | Производные и непроизводные предлоги | Знать разряды предлогов по происхождению, приемы отграничения предлогов от омонимичных частей речи, уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять в речи | Работа с текстом: заменить непроизводные предлоги производными | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
76. | Правописание производных предлогов | Уметь правильно писать производные предлоги с нужным падежом, букву Е на конце предлогов, различать производные предлоги, отличать их от омонимичных частей речи | Взаимодиктант | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
77. | Правописание предлогов | Уметь правильно писать производные предлоги, уметь отличать производные предлоги от существительных с непроизводными предлогами, соблюдать норму употребления предлогов ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ и др. | Творческое списывание | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
78. | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов | Уметь определять разряд предлогов по составу, производить морфологический разбор предлогов | Диктант «Проверяю себя» | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
79. | Р/Р Интервью - жанр публицистики | Знать типовую композицию интервью, уметь озаглавливать его, формулировать цепочку взаимосвязанных вопросов, оформлять диалог, создавать сочинение в жанре интервью, сохраняя его композиционные части | Прослушивание интервью, его озаглавливание, запись по памяти 3-4 реплик из интервью, формулирование вопросов и ответов на них, работа с памяткой «Как работать над сочинением в жанре интервью». Домашнее сочинение в жанре интервью | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
80-81. | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог» | Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги | Выписать из словаря 4-5 устойчивых выражений, в состав которых входили бы производные предлоги. Составить с ними предложения | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
82. | Контрольная работа по теме "Предлог" | Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги | Зачет | Метод контроля | |||||||||||||||
83 | Р/Р Выборочное изложение. | Адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность текста к типу речи, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства | Выборочное изложение | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
Союз (10ч.) | |||||||||||||||||||
84. | Понятие о союзе. Простые и составные союзы | Знать определение служебной части речи - союза. Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях | Составление предложений по схемам. Устное сообщение «Что я знаю о союзе» | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
85. | Р/Р .Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста | Знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте, роль союза как средства связи самостоятельных предложений, смысловых частей текста, функции присоединительных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ | Анализ текста. Выразительное чтение текста. Определение его основной мысли, темы, способов и средств связи частей текста | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
86. | Сочинительные союзы | Знать группы сочинительных союзов по значению, определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в Простом и сложном предложении | Графический диктант. Конструирование предложений по схемам | Метод интеллект-карт. Групповая работа. | |||||||||||||||
87. | Употребление сочинительных союзов | Уметь ставить знаки препинания в простых осложненных предложениях и сложносочиненных, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи | Создать текст на тему «Природа учит нас понимать прекрасное» | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
88. | Подчинительные союзы | Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предложении | Объяснительный диктант. Конструирование предложений. Ответить на вопрос: чем отличаются предлоги и подчинительные союзы? | Метод интеллект-карт. Групповая работа. | |||||||||||||||
89. | Употребление подчинительных союзов | Уметь различать подчинительные союзы, употреблять их для связи предложений и целого текста, производить синонимичную замену союзов и синтаксических конструкций, разграничивать функциональные омонимы | Заменить простые предложения сложными. Ответить на вопросы сложноподчиненными предложениями | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
90. | Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ | . | Знать правила правописания союзов, уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, применять правила на письме | Составить таблицу «Отличие союзов от других частей речи». Комментированное письмо | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | ||||||||||||||
91. | Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ | Уметь различать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ от других частей речи, правильно их писать, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно оформлять, соблюдать нормы при произношении союзов ЧТО, ЧТОБЫ | Тест. Взаимодиктант | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
92. | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз» | Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски | Подготовить устное высказывание «Общее и отличное между предлогом и союзом». Конструирование предложений. Составление предложений с союзами, которые употребляются в официально-деловом и разговорном стиле | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
93. | Контрольная работа по теме "Союз" | Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски, определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста, анализировать правописание союзов и предлогов и пунктуацию в простом и сложном предложениях | Комплексный анализ текста | Метод контроля | |||||||||||||||
94. | Анализ контрольной работы | Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание | Анализ текста. Работа по индивидуальным карточкам | Исследовательский метод | |||||||||||||||
95. | Р/Р. Сжатое изложение повествовательного текста, осложненное диалогом | Уметь дифференцировать известную и неизвестную информацию текста, выделять основную и дополнительную информацию, воспроизводить прочитанный текст сжато, сохранив типологическую структуру текста, его выразительные языковые средства, включать в текст диалог | Изложение | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
Частица (17ч.) | |||||||||||||||||||
96. | Понятие о частице | Знать особенности частиц как служебной части речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, семантику частиц, доказывать принадлежность слова к частицам, использовать частицы в разных стилях речи, выразительно читать предложения с частицами | Пользуясь образцом доказательства в опорном материале, доказать принадлежность выделенных слов к частицам | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
97. 98. | Формообразующие частицы | Знать частицы, образующие формы слов или новые слова, понимать ее роль в предложении и при образовании форм глагола, степеней сравнения прилагательных и наречий, неопределенных местоимений; уметь отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; усвоить формывежливости при выражении просьбы и использовать их в речи | Составить связный текст, употребив в нем глаголы повелительного наклонения с частицами ПУСТЬ, ДАВАЙТЕ | Исследовательский метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
99. | Раздельное и дефисное написание частиц БЫ,ЖЕ | Уметь отличать частицы по значению и написанию, правильно их писать, использовать их для выражения различных эмоций, отличать написание частиц БЫ, ЖЕ со знаменательными частями речи от правописания союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ | Предупредительный диктант. Осложнённое списывание. | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
100. | Значения частиц | Знать группы частиц по значению, уметь пользоваться вопросительными частицами, правильно их писать, выделять их среди других частей речи, читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи | Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ. | ||||||||||||||||
101. | Значения частиц | Понимать многообразие значений модальных частиц, уметь находить их в тексте, определять значение, оценивать их выразительную роль, употреблять в собственной речи | Составление развернутого плана устного высказывания «Группы частиц по значению» | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
102. | Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ | Понимать роль и смысловое значение частицы НЕ, определять ее смысловое значение (отрицательное, утвердительное), правильно писать частицу НЕ с разными частями речи | Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонимами с НЕ | Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
103. | Отрицательные частицы НЕ. и НИ Значение частицы НИ | Понимать значение частицы НИ, смысловые различия частиц НЕ и НИ, уметь использовать алгоритм рассуждения при различении значений этих частиц, различать приставку НЕ и частицу НЕ, употреблять частицу НЕ с разными частями речи | Взаимодиктант | Метод интеллект-карт. Групповая работа. | |||||||||||||||
104. 105. | Различение на письме частиц НЕ и НИ | Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении, отличать частицу НИ от повторяющегося сочинительного союза НИ-НИ, понимать, что такое двойное отрицание, знать роль частицы НЕ в восклицательных предложениях, значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях | Диктант «Проверяю себя». Подготовить устное сообщение «Значение и правописание частиц НЕ и НИ» | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
106. | Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ | Уметь различать частицу и приставку НИ, союз НИ-НИ, выбирать правильное написание, уметь писать безошибочно выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК, НЕ КТО ИНОЙ, КАК, НИЧТО ИНОЕ, НИКТО ИНОЙ, устойчивые сочетания слов с НИ, конструировать предложения с ними | Осложненное списывание | Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
107 108 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | Уметь применять правило написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях | Выборочный диктант. | Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
109 110 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы» | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи | Выписать из басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» частицы, объяснить их роль. | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
111. | Контрольная работа по теме "Частицы" | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи | Тест | Метод контроля | |||||||||||||||
112 | Работа над ошибками | Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание | Анализ текста. Работа по индивидуальным карточкам | Исследовательский метод | |||||||||||||||
113 | Р/Р. Сочинение "Роль частиц в тексте" | Уметь создавать текст. | Сочинение | Развитие речи. Частично - поисковый метод. ИКТ | |||||||||||||||
114 | Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные | Уметь опознавать части речи, определять их значение, синтаксическую роль в предложении, способ образования | Работа с деформированным текстом. Тест | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
Междометие. Звукоподражательные слова (3ч) | |||||||||||||||||||
115. | Понятие о междометиях. Разряды междометий. | Понимать, что междометия не являются ни самостоятельными, ни служебными частями речи, уметь распознавать междометия, определять группы междометий по значению и происхождению, употреблять междометия, выразительно читать предложения с междометиями, пунктуационно оформлять на письме | Составить таблицу «Междометия, используемые для: 1) выражения эмоций; 2) некоторых форм общения; 3) команды, приказа». Подготовить устное высказывание на | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |||||||||||||||
116. | Знаки препинания при междометиях. | Знать о пунктуационном оформлении междометий, уметь интонационно и пунктуационно употреблять междометия в речи и тексте | Составить и записать предложения, в которых междометия выражали бы разные чувства | Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
117. | Использование междометий и звукоподражательных слов в речи . | Правильно и уместно использовать междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия в предложениях, понимать экспрессивное использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественном произведении, различать омонимичные междометия и самостоятельные части речи | Образовать от глаголов междометия и звукоподражательные слова. Продолжить ряд междометий, которые произошли от других частей речи и сохранили некоторые их признаки | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
Повторение и систематизация изученного (19ч.) | |||||||||||||||||||
118 119 | Повторение изученного. Причастие. | аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков; различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обозначают {летящий — летучий); согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно; | Комплексный анализ текста. Тест. | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
120 121 | Повторение изученного. Деепричастие. | аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям; соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям. | Работа с деформированным текстом. Составление собственного текста. | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
122 123 | Повторение изученного. Служебные части речи. | различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; | Морфологический разбор. Составление таблицы. | Повторительно-обобщающий урок. ИКТ | |||||||||||||||
124 125 | Повторение орфографии. | •владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; •учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; • аргументировать тезис о системном характере русской орфографии; | Диктант «Проверяю себя». | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
126 127 | Повторение пунктуации. | соблюдать правильную интонацию предложений в речи; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. | Диктант «Проверяю себя». | Частично-поисковый метод. Урок-практикум | |||||||||||||||
128 129 | Контрольная работа по теме "Повторение изученного в 7 классе" | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора | Тест | Метод контроля | |||||||||||||||
130 | Работа над ошибками | Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание | Анализ текста. Работа по индивидуальным карточкам | Исследовательский метод | |||||||||||||||
131. | Культура речи. Орфоэпическая норма | Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их | Работа с текстом, с отдельными предложениями, орфоэпическим словарём. | Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
132. | Лексические нормы | Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы | Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок | Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
133. | Грамматические нормы | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправить ее, самим не допускать нарушения грамматических норм | Творческое списывание | Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
134 | Нормы построения текста | Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте | Редакторская правка. | Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ. | |||||||||||||||
135 136. | Нормы речевого поведения (речевой этикет) | Уметь применять правила речевого поведения, ,использовать этикетные выражения в определенной речевой ситуации и объяснять уместное их использование | Обратиться с вопросом «который час?» и др. к незнакомому человеку, соседу по парте, учителю, участнику молодежной тусовки. Выбрать слова, смягчающие отказ, ответить вежливо на просьбу | Частично-поисковый метод. Работа в парах. ИКТ. |