Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по УМК Т.А. Ладыженской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для обучающихся 5 класса
(базовый уровень)
на 2022-2023 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
Число часов в неделю: 5
Число часов в год: 170
Программа: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./
(Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2020).
2022 г
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке
Основные разделы лингвистики.
Язык и речь.Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Текст.Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста
Функциональные разновидности языка.Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы)
Система языка Фонетика. Графика. Орфоэпия.Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.
Слог. Ударение. Свойства русского ударения. Соотношение звуков и букв
Фонетический анализ слова.
Способы обозначения [й’], мягкости согласных. Основные выразительные средства фонетики. Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
ОрфографияОрфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы
Правописание разделительных ъ и ь
ЛексикологияЛексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. ОрфографияМорфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание). Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Морфемный анализ слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными. (в рамках изученного)
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного)
Правописание ё — о после шипящих в корне слова Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с).
Правописание ы - и после приставок. Правописание ы - и после ц
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительноеИмя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Типы склонения имён существительных Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический анализ имён существительных.
Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных
Правописание собственных имён существительных Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.
Правописание безударных окончаний имён существительных Правописание о - е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
Правописание суффиксов -чик- - -щик-; -ек- - -ик- (-чик-) имён существительных
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Имя прилагательноеИмя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи. Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.
Склонение имён прилагательных. Морфологический анализ имён прилагательных.
Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Правописание о - е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.
Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
ГлаголГлагол как часть речи Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола.
Спряжение глагола.
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах. (в рамках изученного)
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- - -бир-, -блест- - -блист-, -дер- - -дир-, -жег- - -жиг-, -мер- - мир-, -пер- - -пир-, -стел- - -стил-, -тер- - -тир-.
Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих.
Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- - -ева-, -ыва- - -ива-.
Правописание безударных личных окончаний глагола. Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. ПунктуацияСинтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический анализ словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения простые и сложные Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме Пунктуация как раздел лингвистики.
Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
В духовно-нравственной сфере:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В понимании ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой ин- формации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной моно- логической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Общие сведения о языке
Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом.
Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение).
Язык и речь
Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни.
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно- учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, одно- коренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного).
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания.
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов).
Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно- популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ
текста — целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.
Система языка
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков.
Проводить фонетический анализ слов.
Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов.
Орфография
Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь).
Лексикология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).
Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова.
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы.
Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.
Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).
Морфемика. Орфография
Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.
Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова.
Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).
Проводить морфемный анализ слов.
Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы - и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё — о после шипящих в корне слова; ы — и после ц.
Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.
Морфология. Культура речи. Орфография
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов.
Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Имя существительное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.
Определять лексико-грамматические разряды имён существительных.
Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.
Проводить морфологический анализ имён существительных. Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных.
Соблюдать нормы правописания имён существительных: безударных окончаний; о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов -чик- — -щик-, -ек- - -ик- (-чик-); корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- - -клон-, -скак- — -скоч-; употребления/неупотребления ь на конце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными; правописание собственных имён существительных.
Имя прилагательное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных.
Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного).
Соблюдать нормы правописания имён прилагательных: без- ударных окончаний; о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.
Глагол
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием е // и; использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова- - -ева-, -ыва- - -ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках из- ученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме имени- тельного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного).
Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бес- союзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог.
Тематическое планирование
№ урока | Раздел /тема урока | Кол-во часов | ЭОР (Электронные образовательные ресурсы) | Модуль «Школьный урок» | Дата | |
| План | Факт | ||||
Богатство и выразительность русского языка | | https://100urokov.ru/predmety/5klass-russkij-yazyk | Правила поведения на уроке; | | | |
Лингвистика как наука о языке. Язык как знаковая система и средство человеческого общения. Основные единицы языка и речи: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение | | https://pandia.ru/text/79/147/83189.php https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/vvedenie/obschie-svedeniya-o-russkom-yazyke | Высказывание своего мнения; | | | |
Повторение изученного в начальной школе. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне | | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | ||
Повторение изученного в начальной школе. Орфография. Правописание разделительного мягкого (ь) и разделительного твёрдого (ъ) знаков | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | ||
Повторение изученного в начальной школе. Состав слова | | Работа в парах. | | | ||
Повторение изученного в начальной школе. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи | | Игровые процедуры на уроке, работа в парах. | | | ||
Повторение изученного в начальной школе. Синтаксис | | Поддержка; поощрение. | | | ||
Речь устная и письменная | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7625/main/ https://interneturok.ru/book/russian/5-klass/russkiy-yazyk-5-klass-chast-1-ladyzhenskaya-t-a | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Монолог. Диалог. Полилог | | https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/dialog https://resh.edu.ru/subject/lesson/7653/start/312213/ | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбии и добросердечности; | | | |
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности | | https://interneturok.ru/book/russian/5-klass/russkiy-yazyk-5-klass-chast-1-ladyzhenskaya-t-a | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | | | |
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности | | | Интеллектуальные игры; работа в парах. | | | |
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное | | https://infourok.ru/statya-audirovanie-vidi-audirovaniya-1787167.html | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | | | |
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое | | https://multiurok.ru/blog/osnovnyie-vidy-chtieniia.html | Поручение; поддержка; | | | |
Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста | | https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/nasha-rech/kak-stroitsya-tekst-priznaki-teksta-vstuplenie-osnovnaya-chast-zaklyuchenie?block=player | Инициирование обсуждения учебной проблемы; выработка своего отношения к проблеме. | | | |
Композиционная структура текста. Абзац | | | Поручение; поддержка; | | | |
Средства связи предложений и частей текста | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7627/main/266436/ https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/vvodnyy-kurs-morfologiya-orfografiya/glagol-kak-chast-rechi?block=player | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбии и добросердечности; | | | |
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/rech-11403/tekst-tipy-rechi-11406/re-ddebf59d-c0b8-4315-b563-f2c17895483b | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | |
Повествование как тип речи. Рассказ | | Установка в начале урока «Услышим друг друга при ответе на уроке». | | | ||
Повествование как тип речи. Рассказ. Практикум | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7660/start/269272/ | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | |
Сочинение по сюжетной картине | | Выработка своего отношения к проблеме. | | | ||
Смысловой анализ текста | | Правила поведения на уроке; | | | ||
Смысловой анализ текста. Практикум | | Поручение, поддержка | | | ||
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста | | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | | | ||
Изложение и его виды | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/rech-11403/tekst-tipy-rechi-11406/re-7a57beca-13d1-4d84-b2fe-c762c7ec8291 | Установка в начале урока «Услышим друг друга при ответе на уроке». | | | |
Функциональные разновидности языка | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6935/conspect/259764/ | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Изложение. Проверочная работа | | Интеллектуальные игры; групповая работа; | | | ||
Редактирование текста | | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | | | ||
Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков | | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | | | ||
Система согласных звуков. Основные выразительные средства фонетики | | http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/textbooks/author/litnevskaya/part1 | Игровые процедуры на уроке | | | |
Слог. Ударение. Свойства русского ударения | | Игровые процедуры на уроке | | | ||
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7657/conspect/265870/ | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | |
Соотношение звуков и букв. Прописные и строчные буквы. Способы обозначения [й’], мягкости согласных. Фонетический анализ слова | | | Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | | | |
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные орфоэпические нормы. Интонация, её функции. Основные элементы интонации | | https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/predlozhenie-vidy-predlozheniy-po-tseli-vyskazyvaniya-i-intonatsii | Поручение; поддержка; | | | |
Орфография. Орфограмма. Буквенные и небуквенные орфограммы | | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | |
Правописание разделительных Ъ и Ь | | | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | |
Повторение тем "Фонетика, графика, орфоэпия", "Орфография". Проверочная работа | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7636/main/264325/ | Выработка своего отношения к проблеме. | | | |
Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова | | "https://resh.edu.ru/subject/lesson/7637/main/264232/" \t "_blank" https://resh.edu.ru/subject/lesson/7637/main/264232/ | Правила поведения на уроке; | | | |
Основные способы толкования лексического значения слова | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7642/main/264170/ | Групповая работа; работа в парах. | | | |
Слова однозначные и многозначные | | | Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | | | |
Прямое и переносное значения слова | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7644/main/267853/ | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | | | |
Тематические группы слов | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7646/main/263891/ | установка в начале урока «Услышим друг друга при ответе на уроке». | | | |
Обозначение родовых и видовых понятий | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7647/main/264015/ | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | | | |
Синонимы | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7648/main/263860/ | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | |
Антонимы | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | ||
Омонимы | | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | ||
Паронимы | | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме | | | ||
Разные виды лексических словарей | | Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | | | ||
Строение словарной статьи | | Просьба учителя, поощрение. | | | ||
Лексический анализ слова | | Инициирование обсуждения учебной проблемы; Высказывание своего мнения; | | | ||
Сочинение. Рассказ о событии | | Просьба учителя, поощрение. | | | ||
Повторение темы "Лексикология ". Проверочная работа | | Правила поведения на уроке; | | | ||
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка | | | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | |
Основа слова | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7653/main/264542/ | Просьба учителя, поощрение. | | | |
Виды морфем | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7654/main/264356/ | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | |
Чередование звуков в морфемах | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7680/conspect/312429/ https://100urokov.ru/predmety/5klass-russkij-yazyk | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | |
Морфемный анализ слова | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7655/main/264294/" \t "_blank" | Работа в парах. | | | |
Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7655/main/264294/ | Игровые процедуры на уроке. | | | |
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными | | HYPERLINK "https://resh.edu.ru/subject/lesson/7656/main/264108/" \t "_blank" https://resh.edu.ru/subject/lesson/7656/main/264108/ | Игровые процедуры на уроке | | | |
Правописание Ё-О после шипящих в корне слова |
| https://resh.edu.ru/subject/lesson/7657/main/265875/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7658/main/269244/ | Игровые процедуры на уроке | | | |
Правописание неизменяемых на письме приставок | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7660/main/269275/ | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Правописание приставок на -З (-С) | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7661/main/264449/ | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | | | |
Правописание Ы — И после приставок | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7662/main/269307/ | Поддержка; поощрение. | | | |
Правописание Ы — И после Ц | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7663/main/264046/ | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | |
Повторение темы "Морфемика. Орфография". Проверочная работа | | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | ||
Морфология как раздел лингвистики. Грамматическое значение слова, его отличие от лексического.Части речи как лексико- грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7664/main/264077/ | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | | | |
Имя существительное как часть речи. Роль имени существительного в речи | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7659/main/267884/ https://100urokov.ru/predmety/5klass-russkij-yazyk | Интеллектуальные игры; работа в парах. | | | |
Сочинение-фантазия (например, современная сказка) | | | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | | | |
Лексико-грамматические разряды имён существительных: имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные | | | Поручение; поддержка; | | | |
Правописание собственных имён существительных | | https://videouroki.net/video/62-imena-sushchestvitelnye-sobstvennye-i-naricatelnye.html | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Род, число, падеж имени существительного (повторение изученного в начальной школе) | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7629/conspect/311747/ | Инициирование обсуждения учебной проблемы; выработка своего отношения к проблеме. | | | |
Имена существительные общего рода | | Инициирование обсуждения учебной проблемы; выработка своего отношения к проблеме. | | | ||
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа | | | Установка в начале урока «Услышим друг друга при ответе на уроке». | | | |
Сжатое изложение | | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | | | ||
Типы склонения имён существительных (повторение изученного в начальной школе) | | Выработка своего отношения к проблеме. | | | ||
Правописание ь на конце имён существительных после шипящих | | Правила поведения на уроке; | | | ||
Разносклоняемые имена существительные | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7674/main/263829/ | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | | | |
Правописание безударных окончаний имён существительных | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | ||
Имена существительные склоняемые и несклоняемые | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7671/main/265379/ | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | |
Род несклоняемых имён существительных | | Интеллектуальные игры; групповая работа; | | | ||
Морфологический анализ имён существительных | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7692/conspect/306896/ | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | | | |
Нормы словоизменения, произношения имён существительных, нормы постановки ударения | | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | | | ||
Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных | | Поручение; поддержка. | | | ||
Правописание О и Е (Ё) после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных | | Игровые процедуры на уроке | | | ||
Правописание суффиксов -ЧИК-/-ЩИК- имен существительных | | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | ||
Правописание суффиксов -ЕК-/-ИК- имен существительных | | Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | | | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными | | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | | | ||
Правописание корней с чередованием А // О: -ЛАГ- — -ЛОЖ-; -РАСТ- — -РАЩ- — -РОС- | | выработка своего отношения к проблеме. | | | ||
Правописание корней с чередованием А // О: -ГАР- — -ГОР-, -ЗАР- — -ЗОР- | | Правила поведения на уроке; | | | ||
Правописание корней с чередованием А // О: -- КЛАН- — -КЛОН-, -СКАК- — -СКОЧ- | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/408/ | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | |
Повторение по теме "Имя существительное". Проверочная работа | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7680/main/263457/ | Игровые процедуры на уроке | | | |
Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи | | Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | | | ||
Выборочное изложение (функционально-смысловой тип речи описание, фрагмент из художественного текста) | | | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | | | |
Склонение имён прилагательных (повторение изученного в начальной школе) | | Установка в начале урока «Услышим друг друга при ответе на уроке». | | | ||
Правописание безударных окончаний имён прилагательных | | | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | |
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции | | https://100urokov.ru/predmety/5klass-russkij-yazyk | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | |
Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий | | | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности | | | |
Морфологический анализ имён прилагательных | | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | | | ||
Подробное изложение | | Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | | | ||
Нормы произношения имен прилагательных, нормы постановки ударения | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/37/ | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Нормы словоизменения имен прилагательных | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/37/ | Просьба учителя, поощрение. | | | |
Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён прилагательных | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7687/conspect/312615/http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1466-18-bukvy-o-i-e-posle-shipyashchikh-i-ts-v-okonchaniyakh-sushchestvitelnykh-i-prilagatelnykh | Инициирование обсуждения учебной проблемы; Высказывание своего мнения; | | | |
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных | | https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/vvodnyy-kurs-morfologiya-orfografiya/imya-suschestvitelnoe-kak-chast-rechi?block=player | Правила поведения на уроке; | | | |
Правописание О и Е (Ё) после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных | | https://xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai/pravopisanie-glasnykh-posle-shipyashchikh-i-ts | Правила поведения на уроке; | | | |
Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными | | Высказывание своего мнения; | | | ||
Сочинение-описание | | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | ||
Повторение по теме "Имя прилагательное". Проверочная работа | | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | |
Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи | | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2591149 | Работа в парах. | | | |
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива (прошедшего времени), основа настоящего(будущего простого) времени глагола | | Поддержка; поощрение. | | | ||
Глаголы совершенного и несовершенного вида | | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/1399493 | Игровые процедуры на уроке | | | |
Глаголы совершенного и несовершенного вида (практикум) | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/imia-sushchestvitelnoe-14368/sklonenie-imen-sushchestvitelnykh-chislo-padezhnye-okonchaniia-13525 | Поддержка; поощрение. | | | |
Глаголы возвратные и невозвратные | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | ||
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности | | | ||
Правописание суффиксов -ОВА- — -ЕВА-, -ЫВА- — -ИВА- в глаголах | | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности | | | ||
Правописание суффиксов -ОВА- — -ЕВА-, -ЫВА- — -ИВА- в глаголах. Практикум | | | выработка своего отношения к проблеме. | | | |
Изменение глаголов по временам. Настоящее время: значение, образование, употребление | | https://skysmart.ru/articles/russian/vremena-glagolov | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | |
Прошедшее время: значение, образование, употребление | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | ||
Будущее время: значение, образование, употребление | | Работа в парах. | | | ||
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Практикум | | Работа в группах | | | ||
Изменение глаголов по лицам и числам. Типы спряжения глагола (повторение). Разноспрягаемые глаголы | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/imia-sushchestvitelnoe-14368/sklonenie-imen-sushchestvitelnykh-chislo-padezhnye-okonchaniia-13525 | Поддержка; поощрение. | | | |
Изменение глаголов по лицам и числам. Типы спряжения глагола. Практикум | | https://skysmart.ru/articles/russian/spryazhenie-glagolov | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов | | https://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Практикум | | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | ||
Изложение содержание текста с изменением лица рассказчика | | | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | |
Морфологический анализ глагола | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/imia-prilagatelnoe-15580/slovoobrazovanie-i-pravopisanie-imen-prilagatelnykh-12535 | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | |
Средства связи предложений и частей текста. Практикум | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | ||
Правописание Ь в инфинитиве, в форме 2 лица единственного числа после шипящих | | | Работа в парах. | | | |
Правописание Ь в инфинитиве, в форме 2 лица единственного числа после шипящих. Практикум | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7699/conspect/307051/ | Высказывание своего мнения; | | | |
Сочинение-повествование | | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Правописание гласной перед суффиксом -Л- в формах прошедшего времени глагола | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/imia-prilagatelnoe-15580/slovoobrazovanie-i-pravopisanie-imen-prilagatelnykh-12535 | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | |
Правописание гласной перед суффиксом -Л- в формах прошедшего времени глагола. Практикум | | https://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-suffiksov-glagolov | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами | | https://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-chasticy-ne-s-glagolami | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | |
Нормы постановки ударения в глагольных формах | | https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/763-124_udarenie_v_glagolah.html | Поддержка; поощрение. | | | |
Нормы словоизменения глаголов | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | ||
Правописание корней с чередованием Е // И | | Игровые процедуры на уроке | | | ||
Правописание корней с чередованием Е // И. Практикум | | Поддержка; поощрение. | | | ||
Повторение по теме "Глагол". Проверочная работа | | подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | ||
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Знаки препинания и их функции | | Поддержка; поощрение. | | | ||
Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании | | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | ||
Синтаксический анализ словосочетаний | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/osnovnye-poniatiia-sintaksisa-i-punktuatcii-10910/chto-takoe-slovosochetanie-10933 | Высказывание своего мнения; | | | |
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания: смысловые и интонационные особенности, знаки препинания в конце предложения | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/glagol-14440/pravopisanie-glagolov-12627 | Поддержка; поощрение. | | | |
Виды предложений по эмоциональной окраске: смысловые и интонационные особенности, знаки препинания в конце предложения | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7632/conspect/311809/ | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | |
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее, морфологические средства его выражения | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7634/conspect/311871/ | Просьба учителя, поощрение. | | | |
Главные члены предложения (грамматическая основа). Сказуемое, морфологические средства его выражения | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7635/start/311903/ | Работа в парах. | | | |
Тире между подлежащим и сказуемым | | | Игровые процедуры на уроке | | | |
Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения | | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | ||
Второстепенные члены предложения. Определение и типичные средства его выражения (в рамках изученного) | | Работа в парах. | | | ||
Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения (в рамках изученного) | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | ||
Обстоятельство и типичные средства его выражения ( в рамках изученного). Виды обстоятельств по значению | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/glagol-kak-chast-rechi-264053/lichnye-okonchaniia-glagolov-pervogo-i-vtorogo-spriazhenii-262820 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Сжатое изложение | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/glagol-14440/spriazhenie-glagolov-14670 | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | |
Синтаксический анализ простых двусоставных предложений | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/glagol-14440/spriazhenie-glagolov-14670 | Высказывание своего мнения; | | | |
Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом И, союзами А, НО, ОДНАКО, ЗАТО, ДА (в значении И), ДА (в значении НО)) и их пунктуационное оформление | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/glagol-kak-chast-rechi-264053/vozvratnye-glagoly-pravopisanie-tsia-i-tsia-267120 | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | |
Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом И, союзами А, НО, ОДНАКО, ЗАТО, ДА (в значении И), ДА (в значении НО)) и их пунктуационное оформление. Практикум | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/glagol-14440/vremena-glagola-14640 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | |
Предложения с обобщающим словом при однородных членах и их пунктуационное оформление | | Работа в парах. | | | ||
Сочинение по картине | | | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | | | |
Предложения с обращениями. Обращение (однословное и неоднословное) и средства его выражения. Пунктуационное оформление обращения | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/glagol-14440/pravopisanie-glagolov-12627 | Высказывание своего мнения; | | | |
Синтаксический анализ простых осложнённых предложений | | Игровые процедуры на уроке | | | ||
Пунктуационный анализ простых осложнённых предложений | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7650/conspect/301714/ | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью | | https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/slozhnoe-predlozhenie-ponyatie-o-soyuznoy-i-bessoyuznoy-svyazi | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение) | | https://onlinetestpad.com/ru/test/393324-prostye-i-slozhnye-predlozheniya-5-klass | Высказывание своего мнения; | | | |
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами И, НО, А, ОДНАКО, ЗАТО, ДА | | Поддержка; поощрение. | | | ||
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами И, НО, А, ОДНАКО, ЗАТО, ДА. Практикум | | Высказывание своего мнения; | | | ||
Предложения с прямой речью. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/orfografiia-morfemika-14362/pravopisanie-kornei-13711 | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | |
Диалог. Пунктуационное оформление диалога | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/orfografiia-morfemika-14362/pravopisanie-pristavok-14772 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Повторение темы "Синтаксис и пунктуация". Проверочная работа | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/osnovnye-poniatiia-sintaksisa-i-punktuatcii-10910/predlozheniia-s-obrashcheniiami-vvodnymi-slovami-11441 | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | | | |
Повторение изученного в 5 классе. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/osnovnye-poniatiia-sintaksisa-i-punktuatcii-10910/predlozheniia-s-obrashcheniiami-vvodnymi-slovami-11441 | Интеллектуальные игры; работа в парах | | | |
Повторение изученного в 5 классе. Лексикология | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7672/conspect/312367/ | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | | |
Повторение изученного в 5 классе. Морфемика. Орфография | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7676/start/306649/ | Высказывание своего мнения; | | | |
Повторение изученного в 5 классе. Морфология. Орфография | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7705/conspect/307206/ | Игровые процедуры на уроке | | | |
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/olimpiadnye-zadaniia-6925623/digital-olimpiada-6925624 | Игровые процедуры на уроке | | | |
Устное сочинение. Рассказ о событии | | https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/olimpiadnye-zadaniia-6925623/mezhdunarodnaia-olimpiada-iaklass-6925660 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | | |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ урока | Тема урока | Дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Причина перенесения урока | Примечания |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса
Основная литература
Программы
1.(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2016 г.
Учебники
(ФГОС) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2020.
Методические пособия
Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2018.
Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс :пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь
1. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х ч. Ч.1 Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Щеглова А.С.
Словари
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
Жуков В.Л. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.Л.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А. Лекант, В.В. Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
Одинцов В.П. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
Орфографический словарь русского языка/сост. М. И. Степанова. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012 г.
Тематические и контрольные тесты
(ФГОС) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2014г.
"Русский язык. 5 класс. Тематические тесты к учебнику Т.А. Ладыженской и др." Ирина Каськова.- М: Просвещение, 2015
Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 5 класс/ Под ред. И.П. Цыбулько. - 2-е изд., исправл. и доп. - М. : Издательство "Национальное образование", 2014. - 160 с. + прил. 16с. - (ФГОС. Тематический контроль).
(ФГОС) Русский язык. Тематический контроль. 5 класс/ Под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2012 г.
Русский язык. 7-й класс. Тесты для промежуточной аттестации: учебное пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. - Изд. 5-е, исправл. - Ростов н/Д: Легион, 2013. - 256 с. - (Промежуточная аттестация.)
Ушакова О.Д. Тесты по русскому языку для тематического и итогового контроля.57 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.
Дощинский Р.А., Смирнова М.С. ВПР. Русский язык. 5 класс. Типовые задания.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://catalog.iot.ru/ )
Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru/)
Архив учебных программ и презентаций (http://www.rusedu.ru/)
Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/)
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (http://www.gramota.ru/)
Язык русской деревни: диалектологический атлас (http://www.gramota.ru/book/village/)
Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)
Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех» (http://www.rm.kirov.ru/)
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник (www.infanata.com)
Портал «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru/)
Свиток — История письменности на Руси (http://www.ivki.ru/svitok/)
«Русский язык на 5» (http://russkiy-na-5.ru/)
InternetUrok.ru — видеоуроки по школьным предметам (http://interneturok.ru/)
Интернет-школа «Просвещение.ru» (http://www.internet-school.ru/)
Школьный университет (http://club.itdrom.com/