Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению для 1 класса (УМК «Школа России»)
1. Планируемые результаты и содержание образовательной области «Русский язык» на уровне начального общего образования
Русский язык
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому языку, стремление к грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Основное содержание учебных предметов
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Морфология. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение имен существительных по числам.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
парные звонкие и глухие согласные на конце слова;
мягкий знак как показатель мягкости согласного звука;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.(
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
* Учебные предметы "Родной язык" и "Литературное чтение на родном языке" интегрируются в учебные предметы "Русский язык" и "Литературное чтение" предметной области "Русский язык и литературное чтение" (письмо Министерство образования и науки РФ от 09.10.2017 №ТФ - 945/08 "О реализации прав граждан на получение образования на родном языке")
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе
по прописям Горецкого В.Г.и Федосовой Н.А.
(4 часов в неделю, всего 132 часа)
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
||
1 |
Добукварный период (14ч.) Усвоение гигиенических требований при письме. Пропись – первая учебная тетрадь. |
||
2 |
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. |
||
3 |
Развитие мелкой моторики пальцев. Письмо овалов и полуовалов. |
||
4 |
Развитие мелкой моторики пальцев. Рисование бордюров. |
||
5 |
Развитие мелкой моторики пальцев. Письмо длинных и коротких прямых наклонных линий |
||
6 |
Развитие мелкой моторики пальцев. Письмо длинной и короткой наклонной линии с закруглением вверху, внизу (влево, вправо) |
||
7 |
Развитие мелкой моторики пальцев. Письмо овалов больших и маленьких. |
||
8 |
Развитие мелкой моторики пальцев. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. |
||
9 |
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо овалов и полуовалов |
||
10 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква и заглавная буквы А, а |
||
11 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква и заглавная буквы О , о. |
||
12 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква и заглавная буква И,и. |
||
13 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Буква ы |
||
14 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква и заглавная буквы У, у. |
||
15 |
Букварный период (58ч.) Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква н Заглавная буква Н. |
||
16 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква с |
||
17 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква С |
||
18 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква к |
||
19 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква К |
||
20 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква т |
||
21 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная Т. |
||
22 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква л |
||
23 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Л |
||
24 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква р Заглавная буква Р. |
||
25 |
Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо слов с буквами Р, р. |
||
26 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква в |
||
27 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква В |
||
28 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буква Е |
||
29 |
Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо слогов и слов с буквами Е, е. |
||
30 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква п |
||
31 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква П |
||
32 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буква м |
||
33 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо слогов и слов с буквами Мм |
||
34 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква з |
||
35 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква З |
||
36 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная и заглавная буква б |
||
37 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо слов и слогов с буквами б и п |
||
38 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква д |
||
39 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Д |
||
40 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква я |
||
41 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Я. |
||
42 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Многозначность слова. |
||
43 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква г |
||
44 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Г |
||
45 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ч |
||
46 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Ч |
||
47 |
Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Буква ь- показатель мягкости |
||
48 |
Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. ь в середине слова. |
||
49 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ш |
||
50 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Ш. |
||
51 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ж |
||
52 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Ж |
||
53 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Сочетание жи- ши |
||
54 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ё |
||
55 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Ё |
||
56 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Буква й |
||
57 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква х |
||
58 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Х |
||
59 |
Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Проверочная работа. |
||
60 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ю |
||
61 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Ю |
||
62 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ц |
||
63 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Ц |
||
64 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква э |
||
65 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Э |
||
66 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква щ |
||
67 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Щ, сочетания ща-щу. |
||
68 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Строчная буква ф |
||
69 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Заглавная буква Ф |
||
70 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Разделительный ь |
||
71 |
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Разделительный ъ |
||
72 |
Письмо слов, слогов, предложений с изученными буквами. |
||
Послебукварный период. Обучение письму (20 ч. ). |
|||
1 |
Знаки препинания в конце предложения. Оформление предложений. |
||
2 |
Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» |
||
3 |
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» |
||
4 |
Значение и употребление слов в речи. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?». |
||
5 |
Значение и употребление слов в речи. Слова, отвечающие на вопрос «какие?» |
||
6 |
Проверочный диктант « Зима» |
||
7 |
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Правописание безударных гласных в корне слова. |
||
8 |
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Правописание двух безударных гласных. |
||
9 |
Применение правил правописания. Предлоги. |
||
10 |
Применение правил правописания. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
||
11 |
Сочетания жи – ши ча – ща, чу – щу в положении под ударением. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА |
||
12 |
Сочетания жи – ши ча – ща, чу – щу в положении под ударением. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА. |
||
13 |
Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением. Правописание ЧУ-ЩУ |
||
14 |
Сочетания чк – чн, чт, щн. Правописание ЧК, ЧН, ЩН |
||
15 |
Формирование орфографической зоркости. Правописание гласных после шипящих. |
||
16 |
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. Заглавная буква в словах. |
||
17 |
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. Заглавная буква в словах. |
||
18 |
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Слуховой диктант. |
||
19 |
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Списывание текста. |
||
20 |
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Зрительно-слуховой диктант. |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе
по учебнику Канакиной В.П. и Горецкого В.Г. «Русский язык»
(4часов в неделю, всего 40 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
|
Наша речь (1 часа) |
|||
1 |
Выбор языковых средств для решения коммуникативной задачи. Язык и речь, их значение в жизни людей. |
12.03 |
|
Текст, предложение, диалог (3 часа) |
|||
2 |
Текст. Заглавие текста. |
13.03 |
|
3 |
Работа с предложением. Предложение как группа слов, выражающих законченную мысль. |
14.03 |
|
4 |
Практическое овладение диалогической формой речи. |
18.03 |
|
Слова, слова, слова… (4 часа) |
|||
5 |
Понимание слова как единства звучания и значения. |
19.03 |
|
6 |
Понимание слова как единства звучания и значения. Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов. |
20.03 |
|
7 |
Понимание слова как единства звучания и значения. «Вежливые» слова, однозначные и многозначные. |
21.03 |
|
8 |
Понимание слова как единства звучания и значения: слова, близкие и противоположные по значению. |
1.04 |
|
Слово и слог. Ударение. (5 часов) |
|||
9 |
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. |
2.04 |
|
10 |
Правила переноса слов (первое представление). |
3.04 |
|
11 |
Перенос слов. |
4.04 |
|
12 |
Определение места ударения. |
8.04 |
|
13 |
Ударные и безударные слоги . Р/р. Коллективное составление содержания основной части сказки. |
9.04 |
|
Звуки и буквы (27 часов) |
|||
14 |
Различение звуков и букв. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. |
10.04 |
|
15 |
Различение звуков и букв. Условные звуковые обозначения слов. |
11.04 |
|
16 |
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. |
15.04 |
|
17 |
Использование алфавита при работе со словарями. |
16.04 |
|
18 |
Гласные звуки и буквы. |
17.04 |
|
19 |
Функция букв е, е, ю, я в словах. |
18.04 |
|
20 |
Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. Р/р. Составление развёрнутого ответа на вопрос. |
22.04 |
|
21 |
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Обозначение ударного гласного буквой на письме. |
23.04 |
|
22 |
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Особенности проверяемых и проверочных слов. |
24.04 |
|
23 |
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. |
25.04 |
|
24 |
Непроверяемые гласные в корне слова. |
29.04 |
|
25 |
Проверочный диктант по теме «Ударные и безударные гласные» «Лес» |
30.04 |
|
26 |
Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. |
6.05 |
|
27 |
Согласные звуки. Слова с буквами И и Й. |
7.05 |
|
28 |
Определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. |
8.05 |
|
29 |
Определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков буквами и,е,е,ю |
13.05 |
|
30 |
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.перенос слов с мягким знаком. |
14.05 |
|
31 |
Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. |
15.05 |
|
32 |
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. |
16.05 |
|
3 |
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Особенности проверяемых и проверочных слов. |
20.05 |
|
34 |
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков на конце слов. Способы проверки. |
21.05 |
|
35 |
Проверочный диктант по теме «Парные твёрдые и мягкие согласные» |
22.05 |
|
36 |
Определение качественной характеристики звука. Шипящие согласные звуки. |
23.05 |
|
37 |
Применение правил правописания :буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. |
27.05 |
|
38 |
Применение правил правописания: буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
28.05 |
|
39 |
Прописная буква в именах собственных (имена, фамилии, отчества) |
29.05 |
|
40 |
Итоговое повторение изученного за курс 1 класса. |
30.05 |
|
Р/р – 3 Диктант - 2 |
1. Планируемые результаты и содержание образовательной области «Русский язык и литературное чтение» на уровне начального общего образования.
Литературное чтение
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
2. Содержание учебного предмета
Литературное чтение
1 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст, совершенствование качества понимания читаемого. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, иллюстрации.
Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием, подробный пересказ текста.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, их характеристика. Осознание понятия «Родина». Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение; герой произведения; отношение автора к герою.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Схождение тем, идей, героев в фольклоре.
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом; создание собственного текста на основе серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
* Учебные предметы "Родной язык" и "Литературное чтение на родном языке" интегрируются в учебные предметы "Русский язык" и "Литературное чтение" предметной области "Русский язык и литературное чтение" (письмо Министерство образования и науки РФ от 09.10.2017 №ТФ - 945/08 "О реализации прав граждан на получение образования на родном языке")
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе
по «Азбуке» Горецкого В.Г.и др.
(4 часа в неделю, всего 92 часа)
п/п |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
||
Добукварный период (14 часов) |
|||
1 |
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Азбука- первая учебная книга. |
||
2 |
Работа с предложением. Предложение и слово |
||
3 |
Различие слова и предложения. |
||
4 |
Слог как минимальная произносительная единица.. |
||
5 |
Определение места ударения. |
||
6 |
Звуки речи. |
||
7 |
Осознание единства звукового состава слова и его значения. |
||
8 |
Различение гласных и согласных звуков. Слог-слияние |
||
9 |
Установление числа и последовательности звуков в слове. |
||
10 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Гласный звук [а],буква А,а |
||
11 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Гласный звук [о], буква О,о |
||
12 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Гласный звук [и], буква И,и |
||
13 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Гласный звук [ы], буква ы |
||
14 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Гласный звук [у], буква У,у |
||
Букварный период (58 часов) |
|||
15 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [н], [н'], буква Н, н. |
||
16 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [с], [с']; буква С, с |
||
17 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Чтение слогов и слов с буквой С, чтение предложений и короткого текста. |
||
18 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [к], [к']; буква К, к. |
||
19 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука.Чтение слов и слогов с буквой К. |
||
20 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [т], [т']; буква Т, т. |
||
21 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Чтение слогов и слов с буквой Т. |
||
22 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [л], [л']; буква Л, л. |
||
23 |
Чтение слогов и слов с буквой Л, чтение предложений и короткого текста. |
||
24 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [р], [р']; буква Р, р. |
||
25 |
Чтение слогов и слов с буквой Р, чтение предложений и короткого текста. |
||
26 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [в], [в']; буква В, в. |
||
27 |
Чтение слогов и слов с буквой В, чтение предложений и короткого текста. |
||
28 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Гласная буква Е, е. |
||
29 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Обозначение буквой Е гласного звука [э] после мягких согласных в слиянии. |
||
30 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [п], [п']; буква П, п. |
||
31 |
Чтение слогов и слов с буквой П, чтение предложений и короткого текста. |
||
32 |
Формирование навыка слогового чтения Согласные звуки [м], [м']; буква М, м. |
||
33 |
Чтение слогов и слов с буквой М, чтение предложений и короткого текста. |
||
34 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [з], [з']; буква З, з. |
||
35 |
Чтение слов с буквой З. Сопоставление слогов и слов с буквами С и З. |
||
36 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [б], [б']; буква Б, б. |
||
37 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Сопоставление слогов и слов с буквами Б и П. |
||
38 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [д], [д']; буква Д, д. |
||
39 |
Формирование навыка слогового чтения Чтение слов с буквой Д. |
||
40 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Гласная буква Я, я. |
||
41 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Обозначение буквой Я гласного звука [а] после мягких согласных в слиянии. |
||
42 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. |
||
43 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Согласные звуки [г], [г']; буква Г, г. |
||
44 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Чтение слов с буквой Г. |
||
45 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Мягкий согласный звук [ч']; буква Ч, ч. |
||
46 |
Формирование навыка слогового чтения Чтение слов с буквой Ч. |
||
47 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. |
||
48 |
Чтение слогов и слов с буквой Ь, чтение предложений и короткого текста. |
||
49 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Твердый согласный звук [ш], буква Ш, ш. |
||
50 |
Чтение слов с буквой Ш. Сочетание ШИ. Формирование навыка слогового чтения |
||
51 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Твердый согласный звук [ж], буква Ж, ж. |
||
52 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука Чтение слов с буквой Ж. |
||
53 |
Формирование навыка слогового чтения. Сочетания ЖИ и ШИ. |
||
54 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Гласная буква Ё, ё. |
||
55 |
Буква Ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. |
||
56 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Мягкий согласный звук [й']; буква й. |
||
57 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Согласные глухие звуки [х], [х']; буква Х, х. |
||
58 |
Формирование навыка слогового чтения Чтение слов с буквой Х. |
||
59 |
Формирование навыка слогового чтения Игры в слова. |
||
60 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Гласная буква Ю, ю. |
||
61 |
Буква Ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. |
||
62 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Твердый согласный звук [ц], буква Ц, ц. |
||
63 |
Формирование навыка слогового чтения Чтение слов с буквой Ц. |
||
64 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Гласный звук [э], буква Э, э. |
||
65 |
Формирование навыка слогового чтения Чтение слов с буквой Э. |
||
66 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Мягкий глухой согласный звук [щ], буква Щ, щ. |
||
67 |
Формирование навыка слогового чтения Чтение слов с буквой Щ. |
||
68 |
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Согласные звуки [ф], [ф']; буква Ф, ф. |
||
69 |
Формирование навыка слогового чтения Чтение слов с буквой Ф. |
||
70 |
Знакомство с орфоэпическим чтением. Мягкий и твердый разделительные знаки. |
||
71 |
Знакомство с орфоэпическим чтением. Чтение слов с ь и ъ знаками. |
||
72 |
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. |
||
Послебукварный период (20часов) |
|||
73- 774 |
Развитие осознанности и выразительности чтения. Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». |
||
75 |
Развитие осознанности и выразительности чтения. Одна у человека мать - одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество». |
31.01 |
|
76 |
Первые книги на Руси и начало книгопечатания. История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». |
4.02 |
|
77 |
Развитие осознанности и выразительности чтения. В. Крупин «Первый букварь» |
5.02 |
|
78 |
Осознанное чтение коротких текстов. А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг. |
6.02 |
|
79 |
Осознанное чтение коротких текстов. Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка. |
7.02 |
|
80 |
К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей. |
18.02 |
|
81 |
Осознанное чтение коротких текстов. К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей |
19.02 |
|
82 |
Осознанное чтение коротких текстов. К.И. Чуковский. «Путаница»,«Небылица». |
20.02 |
|
83 |
Осознанное чтение коротких текстов. В.В. Бианки «Первая охота». |
21.02 |
|
84 |
Осознанное чтение коротких текстов. С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». |
25.02 |
|
85 |
Осознанное чтение коротких текстов. М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока» |
26.02 |
|
86 |
Развитие осознанности и выразительности чтения Стихи и рассказы поэтов и писателей: А.Барто, С.Михалков |
27.02 |
|
87 |
Развитие осознанности и выразительности чтения. «Веселые стихи» Б. Заходера, В.Берестова. |
28.02 |
|
88 |
Развитие осознанности и выразительности чтения. Проект «Живая Азбука» |
4.03 |
|
89 |
Произведения классиков отечественной литературы, доступные для восприятия младших школьников. |
5.03 |
|
90 |
Развитие осознанности и выразительности чтения. КВН по чтению. |
6.03 |
|
91 |
Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников. |
7.03 |
|
92 |
Развитие осознанности и выразительности чтения. Контроль знаний. |
11.03 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе
по учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Бойкиной М.В. и др.
«Литературное чтение»
(4 часа в неделю, всего 40 часов, из них 4 часа резервные)
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
||
Вводный урок (1 час) |
|||
1 |
Книга как особый вид искусства. |
12.03 |
|
Жили-были буквы (7 часов) |
|||
2 |
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. В. Данько «Загадочные буквы» |
13.03. |
|
3 |
Деление текста на части, составление картинного плана. И. Токмакова «Аля Кляксич и буква А» |
14.03 |
|
4 |
Деление текста на части. С. Черный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поется,а «Б» нет» |
18.03 |
|
5 |
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Стихи Г. Сапгира, М. Бородицкого, И. Гамазковой |
19.03 |
|
6 |
Анализ произведения: выявление идейно-художественной направленности. С. Маршак «Автобус №26». Творческая работа: волшебные превращения. |
20.03 |
|
7 |
Из старинных книг. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы - герои сказок». |
21.03 |
|
8 |
Повторение и обобщение по теме «Жили были буквы».Конкурс чтецов. Знакомство с элементами книги. |
1.04 |
|
Сказки, загадки, небылицы (7 часов) |
|||
9 |
Осознание диалога как вида речи. Е. Чарушин «Теремок» |
2.04 |
|
10 |
Художественные особенности сказок. Русская народная сказка «Рукавичка» |
3.04 |
|
11 |
Малые фольклорные формы. Загадки, песенки. |
4.04 |
|
12 |
Малые фольклорные формы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги«Рифмы Матушки Гусыни». |
8.04 |
|
13 |
Малые фольклорные формы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». |
9.04 |
|
14 |
Художественные особенности сказок. Русская народная сказка «Петух и собака» |
10.04 |
|
15 |
Жанровое разнообразие произведений. Обобщение по разделу. |
11.04 |
|
Апрель, апрель! Звенит капель! (5 часов). |
|||
16 |
Особенности стихотворного произведения (ритм, рифма). Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева. |
15.04 |
|
17 |
Особенности стихотворного произведения (ритм, рифма). Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». |
16.04 |
|
18 |
Особенности стихотворного произведения. Стихи – загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой. |
17.04 |
|
19 |
Особенности стихотворного произведения. Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. |
18.04 |
|
20 |
Обобщение по разделу: «Апрель! апрель! Звенит капель…». Проект «Составляем сборник загадок». |
22.04 |
|
И в шутку и всерьёз (6 часов) |
|||
21 |
Стихотворная речь. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Я.Тайца, Г. Кружкова. |
23.04 |
|
22 |
Деление текста на части. Н. Артюхова «Саша – дразнилка» |
24.04 |
|
23 |
Стихотворная речь. Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. |
25.04 |
|
24 |
Стихотворная речь. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоваровой |
29.04 |
|
25 |
Чтение по ролям. М. Пляцковский «Помощник». |
30.04 |
|
26 |
Стихотворная речь. Обобщение по разделу: «И в шутку и всерьёз». |
6.05 |
|
Я и мои друзья (5 часов) |
|||
27 |
Прозаическая и стихотворная речь. Ю. Ермолаев, Е.Благинина. |
7.05 |
|
28 |
Стихотворная речь. В. Орлов «Кто первый». С. Михалков «Бараны» |
8.05 |
|
29 |
Стихотворная речь. Р.Сеф, В.Берестов, В.Орлов, И. Пивоварова, Я. Аким. |
13.05 |
|
30 |
Стихотворная речь. С. Маршак «Хороший день».М.Пляцковский, Ю.Энтин. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». |
14.05 |
|
31 |
Прозаическая и стихотворная речь. Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». |
15.05 |
|
О братьях наших меньших (9 часов) |
|||
32 |
Прогнозирование содержания произведений. Выставка книг по теме. |
16.05 |
|
33 |
Понимание нравственного содержания прочитанного. Стихотворения С. Михалкова, Р. Сефа. |
20.05 |
|
34 |
Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. В. Осеева «Собака яростно лаяла». |
21.05 |
|
35 |
Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. И. Токмакова «Купите собаку». |
22.05 |
|
36 |
Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. С. Михалков «Важный совет» |
23.05 |
|
37 |
Жанровое разнообразие произведений. Стихи о животных М. Пляцковского, Г. Сапгира |
27.05 |
|
38 |
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. В. Берестов «Лягушата». |
28.05 |
|
39 |
Жанровое разнообразие произведений. Д. Хармс «Храбрый еж», Н. Сладков «Лисица и ёж», С.Аксаков «Гнездо» |
29.05 |
|
40 |
Обобщение по теме «О братьях наших меньших». |
30.05 |
|
Оценка планируемых результатов - 5 часов. |
1 класс
Блок «Русский язык. Обучение письму» (92 ч)
№п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
1 |
Добукварный (подготовительный) период |
14ч |
2 |
Букварный (основной) период |
58 ч |
3 |
Послебукварный (заключительный) период |
20 ч |
итого |
92 ч |
Блок «Русский язык» (40 ч)
№п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
1 |
Наша речь |
1 ч |
2 |
Текст. Предложение. Диалог. |
3 ч |
3 |
Слова, слова ,слова… |
4 ч |
4 |
Слово и слог. Ударение |
5 ч |
5 |
Звуки и буквы. |
27 ч |
итого |
50 ч |
Изучается во всех разделах курса.