12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Пестрецова Александра Валерьевна190

Пояснительная записка

-     Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г №1897)

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, среднего общего образования»

- Устава МОУ «Малошелковниковского СОШ»

- Основной образовательной программы МОУ «Малошелковниковская СОШ» (приказ директора № ___________________)

-   Учебного плана МОУ «Малошелковниковская СОШ» на 2019-2020 учебный год (приказ директора ______________________)

-    Годового календарного графика МОУ «Малошелковниковская СОШ» на 2019-2020 учебный год (приказ директоа____________________________)
-    
Рабочей программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. —12-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011.

- Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.


Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 35 учебных недель – 175 часов в год.


Главными целями изучения предмета «Русский язык» в 5 классе являются:

воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и

фразеологии русского языка;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Основные методы и формы обучения:

При обучении русскому языку в 5 классе основными формами работы являются:

    коллективная,

    групповая,

    индивидуальная,

    фронтальная.

Виды деятельности, используемые на уроках русского языка:

    учебное сотрудничество,

    игровая,

    индивидуальная,

    учебно-исследовательская.


Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа.

Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода: личностно-ориентированное обучение, коммуникативно-деятельностный подход, игровые технологии, проблемное обучение.


Личностные, предметные и метапредметные результаты учебного предмета


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, твор-

ческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

адекватное понимание информации устного письмен-

ного сообщения;

владение разными видами чтения;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно

пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекват-

но формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение различными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анали- иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совмест ного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка меж-

национального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и осо-

бенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения

его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных

средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Планируемые результаты освоения учебной программы


Речь и речевое общение
Ученик научится
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Чтение
Ученик научится
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение
Ученик научится
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо 
Ученик научится
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться
• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.Функциональные разновидности языка
Ученик научится
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, 
официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Синтаксис
Ученик научится
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира


Текущий контроль и промежуточная аттестация

Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о текущем и итоговом контроле. Формы проверки и оценки результатов обучения:

    текущий контроль;

    итоговый контроль.

Формы текущего контроля: диктант (с заданием, словарный, подготовленный, объяснительный, предупредительный, терминологический), контрольная работа, тест, изложение текста, сочинение (описание пейзажа, помещения).


Формы итогового контроля: контрольная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, тест.


Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся в 5 классе


Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

        При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

 - диктант (объяснительный, словарный, распределительный, выборочный, предупредительный, «Подскажи словечко», графический, «Четвёртое лишнее», контрольный с грамматическим заданием);

 - контрольная работа; самостоятельная работа;

 - зачёт, разноуровневый зачёт;

 - взаимодиктант; самодиктант;

 - взаимопроверка, самопроверка;

 - тест;

 - изложение (подробное, сжатое, выборочное);

 - сочинение (по картине, на основе картины, по рисунку, по личным впечатлениям);

 - списывание (неосложнённое, с условными обозначениями, творческое);

 - письмо по памяти; комментированное письмо;

 - группировка, объяснение орфограмм и пунктограмм в тексте;

 - устное сообщение на лингвистическую тему, сообщение с использованием краеведческого материала;

 - публичное выступление;

 - индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос;

 - различные виды разбора (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана).

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).

 

Инструментарий для оценивания результатов:

I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых по-

нятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочёта в последовательности и языковом оформлени излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит

свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объём диктанта устанавливается: для 5 класса — 90—100 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса — 15—20 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктграммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются

основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в 5 классе — не более 5 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти (а в 5 классе до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на ещё не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой состав слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля»(вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;__ 6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Оценка «5» не выставляется при наличии трёх и более исправлений. Диктант оценивается одной отметкой. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для 5 класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 8 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и пунктуационного) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно; оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий, оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено

более половины заданий; оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одно-

го задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок;

оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки;

оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки;

оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок;_ лом «1».

III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5—9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объём текста для подробного изложения: в 5 классе — 100—150 слов.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений: в 5 классе — 0,5—1,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказы вания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление,

вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по

литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочётов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью со-

ответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последова-

тельно.

4. Работа отличается богатством сло-

варя, разнообразием используемых син-

таксических конструкций, точностью

словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и вы-

разительность текста. В целом в работе

допускается 1 недочёт в содержании и

1—2 речевых недочёта

Допускаются:

1 орфографиче-

ская, или 1 пунк-

туационная, или

1 грамматическая

ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном со-

ответствует теме (имеются незначитель-

ные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно,

но имеются единичные фактические не-

точности.

3. Имеются незначительные наруше-

ния последовательности в изложении

мыслей.

4. Лексический и грамматический

строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством

и достаточной выразительностью. В це-

лом в работе допускается не более 2 не-

дочётов в содержании и не более 3—

4 речевых недочётов

Допускаются:

2 орфографические

и 2 пунктуацион-

ные ошибки, или

1 орфографическая

и 3 пунктуацион-

ные ошибки, или

4 пунктуационные

ошибки при отсут-

ствии орфографи-

ческих ошибок,

а также 2 грамма-

тические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные

отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но

в ней имеются отдельные фактические

неточности.

3. Допущены отдельные нарушения

последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны упо-

требляемые синтаксические конструк ции, встречается неправильное слово-

употребление.

5. Стиль работы не отличается един-

ством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более

4 недочётов в содержании и 5 речевых

недочётов

Допускаются:

4 орфографические

и 4 пунктуацион-

ные ошибки, или

3 орфографические

ошибки и 5 пунк-

туационных оши-

бок, или 7 пунк-

туационных оши- бок при отсутствии

орфографических

ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических не-

точностей.

3. Нарушена последовательность из-

ложения мыслей во всех частях работы,

отсутствует связь между ними, часты

случаи неправильного словоупотребле-

ния.

4. Крайне беден словарь, работа напи-

сана короткими однотипными предло-

жениями со слабо выраженной связью

между ними, часты случаи неправиль-

ного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство тек-

ста. В целом в работе допущено 6 недо-

чётов в содержании и до 7 речевых не-

дочётов

Допускаются:

7 орфографических

и 7 пунктуацион-

ных ошибок, или

6 орфографических

и 8 пунктуацион-

ных ошибок, 5 ор-

фографических и

9 пунк туационных

ошибок, 8 орфогра-

фических и 6 пунк-

туационных оши-

бок, а также 7 грам-

матических ошибок


IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объём работы;

4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку

ученика по всем показателям ко времени выведения этой оцеки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отноше- ние учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать ре-

зультаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения на-

выками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2» или «1».


Содержание предмета


Язык и общение

(2 ч + 1 1 ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Повторение изученного в I—IV классах

(17 ч + 3 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах.Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, у, а после

шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Части речи.

Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах; раздельное написание не с глаголами.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

(23 ч + 7 ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные,

вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и c союзами а, но, и. Обращение, знаки препинания при обращении. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Сложное предложение. Наличие двух и более грам-

матических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном перед и, а, но, чтобы, потому что, хотя, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Тире в начале реплик диалога. Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изученного материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Диалог, этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении това-

рища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия.Графика. Орфография. Культура речи

(12 ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Произносительные нормы литературного язы-

ка. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков

речи на письме; алфавит. Печатные и рукописные буквы; прописные и строчные. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Описание предмета, картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Подробное изложение повествователного текста с описанием.

Лексика. Культура речи

(6 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III. Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица. Описание изображённого на картине.

Морфемика. Орфография. Культура речи

(18 ч + 4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах.

Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос-.Буквы ё о после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц.

II. Умение соблюдать правила орфографии в рамках изученного материала. Умение пользоваться орфографическими словарями.

III. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи.Имя существительное

(17 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные.

Большая буква в географических названиях, в названиях тулиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие.

Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях суще-

ствительных.

Морфологический разбор имён существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно (например, фамилия,

яблоко). Умение правильно образовывать у имён существительных формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежа множественного числа (чулок, мест и т. д.).

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное

(10 ч + 4 ч)

    Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Полные и краткие прилагательные. Морфологический разбор имён прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура данного жанра, его стилистические разновидности. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).

Глагол (29 ч + 6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Не с глаголами.

Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание –ться и -чь (-чься) в неопределённой форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола. Правописание чередующихся гласных е — и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-, -стел- — -стил-. Время глагола: прошедшее, настоящее, будущее. Спряжение глагола. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мыслей, для

устранения неоправданного повторения слов.

III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Рассказ на тему пословицы. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репор-

таж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация изученного в V классе (5 ч + 2 ч)















п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 ч + 1 ч)

1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1



2

Читаем учебник. Слушаем на уроке

1



3

Стили речи

1



ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 ч + 3 ч)

4

Звуки и буквы. Призношение и правописание




5

Орфограмма




6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова




7

Правописание проверяемых согласных в корне слова




8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова




9

Буквы и, у, а после шипящих




10

Разделительные ъ и ь




11

Раздельное написание предлогов с другими словами




12

Диктант




13

Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. Скребицкому)




14

Части речи. Глагол




15

Тся и -ться в глаголах. Личные окончания глаголов




16

Тема текста




17

Имя существительное




18

Имя прилагательное




19

Сочинение по картине. Описание картины

(А. Пластов. «Летом»)




20

Местоимение




21

Основная мысль текста




22

Контрольный диктант с грамматическим заданием




23

Контрольный диктант с грамматическим заданием




Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23 ч + 7 ч)

24

Синтаксис. Пунктуация




25

Словосочетание




26

Разбор словосочетания




27

Предложение




28

Сжатое изложение (В. Катаев)




29

Виды предложений по цели высказывания




30

Восклицательные предложения




31

Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении




32

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее




33

Сказуемое




34

Тире между подлежащим и сказуемым




35

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения




36

Дополнение




37

Определение




38

Обстоятельство




39

Предложения с однородными членами




40

Знаки препинания в предложениях с однородными членами




41

Предложения с обращениями




42

Письмо




43

Синтаксический разбор простого предложения




44

Сочинение по картине (Ф. Решетников. «Мальчишки»)




45

Пунктуационный разбор простого предложения




46

Простые и сложные предложения




47

Синтаксический разбор сложного предложения




48

Контрольный диктант




49

Прямая речь




50

Диалог




51

Повторение. Сжатое изложение (По Е. Мурашовой)




52

Диктант с грамматическим заданием




53

Диктант с грамматическим заданием




Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)

54

Фонетика. Гласные Звуки




55

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи




56

Согласные твёрдые и мягкие




57

Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский. «Шкатулка»)




58

Согласные звонкие и глухие




59

Графика. Алфавит




60

Описание предмета. Сочинение-описание




61

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака




62

Двойная роль букв е, ё, ю, я




63

Орфоэпия




64

Фонетический разбор слова




65

Фонетический разбор слова




66

Повторение. Описание предметов, изображённых на

картине (Ф. Толстой. «Цветы, фрукты, птица»)




67

Диктант и проверочная работа




68

Диктант и проверочная работа




Лексика. Культура речи (7 ч + 2 ч)

69

Слово и его лексическое значение




70

Однозначные и многозначные слова




71

Прямое и переносное значение слов




72

Омонимы




73

Синонимы




74

Сочинение по картине (И. Грабарь. «Февральская лазурь»)




75

Антонимы




76

Повторение




77

Подробное изложение (К. Паустовский. «Первый снег»)




Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)

78

Морфема — наименьшая значимая часть

слова. Изменение и образование слов




79

Окончание




80

Основа слова




81

Сочинение по личным впечатлениям в форме письма




82

Корень слова




83

Рассуждение. Сочинение-рассуждение




84

Суффикс




85

Приставка




86

Выборочное изложение с изменением лица




87

Чередование звуков. Беглые гласные




88

Варианты морфем




89

Морфемный разбор слова




90

Правописание гласных и согласных в приставках




91

Буквы з и с на конце приставок




92

Буквы а о в корне -лаг- — -лож-




93

Буквы а — о в корне -раст- — -рос-




94

Буквы ё — о после шипящих в корне




95

Буквы и — ы после ц




96

Повторение




97

Контрольный диктант




98

Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте




99

Сочинение по картине (П. Кончаловский. «Сирень в корзине»)




Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное (17 ч + 4 ч)

100

Имя существительное как часть речи




101

Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение




102

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые




103

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных




104

Род имён существительных




105

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа




106

Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»)




107

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа




108

Три склонения имён существительных




109

Падеж имён существительных




110

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе




111

Контрольный диктант




112

Контрольный диктант




113

Изложение с изменением лица




114

Множественное число имён существительных




115

Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных




116

Повторение и проверочная работа




117

Морфологический разбор имени существительного




118

Сочинение по картине (Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»)




119

Диктант




120

Диктант




Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)

121

Имя прилагательное как часть речи




122

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных




123

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных




124

Описание животного. Изложение (А. Куприн. «Ю-ю»)




125

Прилагательные полные и краткие




126

Описание животного на основе изображённого. Сочинение по картине (А. Комаров. «Наводнение»)




127

Морфологический разбор имени прилагательного




128

Морфологический разбор имени прилагательного




129

Сочинение «Как я испугался»




130

Повторение




131

Повторение




132

Диктант и проверочная работа




133

Диктант и проверочная работа




134

Сочинение «Моё любимое животное»




Глагол (28 ч + 6 ч)

135

Глагол как часть речи




136

Не с глаголами




137

Рассказ




138

Неопределённая форма глагола




139

Правописание -тся и -ться в глаголах




140

Виды глагола




141

Виды глагола




142

Буквы е — и в корнях с чередованием




143

Невыдуманный рассказ (о себе)




144

Контрольный диктант




145

Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте




146

Время глагола




147

Прошедшее время




148

Прошедшее время




149

Настоящее время




150

Настоящее время




151

Будущее время




152

Будущее время




153

Спряжение глаголов




154

Спряжение глаголов




155

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием




156

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием




157

Морфологический разбор глагола




158

Морфологический разбор глагола




159

Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук. «Шоколадный торт»)




160

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа




161

Употребление времён




162

Употребление времён




163

Употребление «живописного настоящего» в повествовании




164

Повторение




165

Повторение




166

Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.

«Не взяли на рыбалку»)




167

Диктант и проверочная работа




168

Диктант и проверочная работа




Повторение и систематизация изученного (5 ч + 2 ч)

169

Разделы науки о языке




170

Сочинение на одну из тем по выбору




171

Орфограммы в приставках и в корнях слов




172

Орфограммы в окончаниях слов




173

Употребление букв ъ и ь




174

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью




175

Заключительный урок






Планирование практической части

12

Диктант

1

19

Сочинение по картине. Описание картины

(А. Пластов. «Летом»)

1

22

Контрольный диктант с грамматическим заданием

2

28

Сжатое изложение (В. Катаев)

1

44

Сочинение по картине (Ф. Решетников. «Мальчишки»)

1

48

Контрольный диктант

1

51

Повторение. Сжатое изложение (По Е. Мурашовой)

1

52

Диктант с грамматическим заданием

2

57

Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский. «Шкатулка»)

1

66

Повторение. Описание предметов, изображённых на

картине (Ф. Толстой. «Цветы, фрукты, птица»)

1

67

Диктант и проверочная работа

2

74

Сочинение по картине (И. Грабарь. «Февральская лазурь»)

1

77

Подробное изложение (К. Паустовский. «Первый снег»)

1

81

Сочинение по личным впечатлениям в форме письма

1

83

Рассуждение. Сочинение-рассуждение

1

97

Контрольный диктант

1

99

Сочинение по картине (П. Кончаловский. «Сирень в корзине»)

1

101

Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение

1

106

Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»)

1

111

Контрольный диктант

2

113

Изложение с изменением лица

1

118

Сочинение по картине (Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»)

1

119

Диктант

2

124

Описание животного. Изложение (А. Куприн. «Ю-ю»)

1

126

Описание животного на основе изображённого. Сочинение по картине (А. Комаров. «Наводнение»)

1

129

Сочинение «Как я испугался»

1

132

Диктант и проверочная работа

2

134

Сочинение «Моё любимое животное»

1

143

Невыдуманный рассказ (о себе)

1

144

Контрольный диктант

2

159

Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук. «Шоколадный торт»)

1

166

Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»)

1

167

Диктант и проверочная работа

2

170

Сочинение на одну из тем по выбору

1





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


    Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2018.


    Дидактические материалы, входящие в учебно-методический комплект: Тростенцова Л. А., Стракевич М. М., Ладыженская Н. В. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс.


    Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов.


    Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс.

































Лист корректировки

П/п

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующее

мероприятие

Новая тема

Дата проведения

Реквизиты приказа






































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.