12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьева Алёна Александровна794
Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск

Рабочая программа по самообслуживанию.

Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по самообслуживанию реализуется на основании нормативно-правовых документов:

Закона РФ «Об образовании».

Обучение на уроках проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально –значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Данная рабочая программа по самообслуживанию разработана на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р. Маллер, изданная «НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1983г»

Сборник программ и методических рекомендация по обучению детей с глубокой умственной отсталостью. \В.В. Воронкова, О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, В.М. Мозговой, Н.Н. Павлова, М.Н. Перова, Н.Д. Соколова, В.В. Эк. Москва «Просвещение» 1999г.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.

При отборе программного материала учтены познавательные возможности К.С. У ребенка движения общей моторики нескоординированы, мелкая моторика развита слабо. Моторная недостаточность выражается в неспособности к самостоятельной деятельности, нарушении и слабости координации, точности и темпа произвольных движений. Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения пальцев (не умеет шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы). У него проявляется отсутствие инициативы и самостоятельности. Характерно недоразвитие восприятия, внимания, памяти, конкретность, непоследовательность. Практически сам не одевается. Обращаться с обиходными предметами, управлять собственными движениями не умеет.

Цель: формирование навыков самообслуживания, соблюдения гигиены, морально-этических норм и правил поведения в окружающей среде через практическую подготовку ребенка к самостоятельной жизни.

Работа по обучению самообслуживанию решает следующие задачи:

учить сообщать о своих потребностях;

учить соблюдать гигиенические нормы;

учить содержать в чистоте окружающее пространство по возможности;

развивать умение планировать свою работу с помощью учителя;

выработка привычки к личной гигиене, чистоте, аккуратности;

формировать речь обучающегося, расширять словарный запас слов;


 

привитие навыков культуры поведения, воспитания уважения к труду взрослых;

учить сообщать и формировать необходимые знания, умения и навыки по бытовому труду;

привитие навыков самостоятельности;

закрепление умения показывать и называть части тела. Учить показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец);

привитие навыков правильного поведения за столом.


Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и количестве часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий.

На предмет «Самообслуживание» в учебном плане отводится 1 час в неделю, 33 урока за год. Учебный предмет входит в образовательную область – технологии. Является федеральным и региональным компонентом.

Контрольных работ проводить не планируется. Проводятся практические работы, экскурсии.

Формы организации образовательного процесса.

Основными формами и методами обучения является практическая работа, экскурсии, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы работы. Они развивают познавательную деятельность ребенка, помогают лучше усваивать учебный материал.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей развития ребенка. Последовательность изучения тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать необходимые навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения. Важнейшим условием реализации потенциальных возможностей ребенка в овладении самообслуживанием является согласованность обучающего воздействия учителя, воспитателя, родителей.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядка изучения тем даны ориентировочно. Содержание тем и количество часов, отведенных на них, могут несколько изменяться из-за особенностей психофизического состояния ребенка. Его способности и возможности усвоения учебного материала.

Рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева, личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева, Й.Хейзинга – игровая деятельность, применение здоровьесберегающих технологий др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей ребенка.

 

Тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

1 четверть – 9 часов

1.

Правила работы в кабинете.

Правила поведения в кабинете.

1

инструктаж

2.

Рабочее место за партой. Порядок на рабочем месте во время уроков.

1

Учебные принадлежности, учебная парта

3.

Школьные принадлежности. Содержание в порядке школьных принадлежностей.

1

Учебные принадлежности, учебная парта

4.

Части тела человека.

1

Картинки, кукла

Презентация.

Упражнения по показу, называнию, связанные с гигиеной тела.

5.

Правая, левая рука, правая, левая нога.

1

практическая работа: называние показывание левой, правой руки, ноги.

Называние, различие, показ.

Пр. работа по показу.

6.

Уход за руками.

1

Беседа, игры с пальчиками.

Правила ухода по показу.

7.

Уход за ногами.

1

Беседа, игры с пальчиками.

Правила ухода по показу.

8.

Сезонная одежда.

1

Д/и «Надеваю и снимаю».

9.

Различие одежды.

1

Игры с пальчиками

Покажи и назови одежду

2 четверть – 7 часов

10.

Носовой платок. Назначение носового платка.

1

Предметные картинки, демонстрационные материалы.

Практическая работа по использованию платка.

11.

Предметы по уходу за волосами, их назначение.

1

Предметные картинки,

Ролевая игра «Парикмахер»

12.

Обувание и снимание обуви на а) липучках, б) пряжках, в)молниях

1

Предметные картинки, демонстрационные материалы

13.

Правила поведения в туалетной комнате

1

Предметные картинки, предметы одежды

14.

Я – дежурный по классу , помогаю учителю.

1

Предметные картинки, предметы одежды

15.

Работа с пуговицами.

1

Практические работа: модели пуговиц, кнопок.

Умение застегивать, расстегивать пуговицы.

16.

Работа с пуговицами.

1

Практические работа: модели пуговиц, кнопок

3 четверть – 9 часов

17.

Вытирание ног после прогулки.

1

Предметные картинки

18.

Порядок надевания одежды. Лицевая и изнаночная сторона одежды.

1

Работа с дидактическим материалом

Дидактическое упражнение «Одеваем кукол на прогулку»

19.

Обувь.

1

Работа с дидактическим материалом. Левая и правая нога. Умение шнуровать и застегивать обувь. Пр.р

20.

Обувь. Уход за обувью.

1

Практическая работа по уходу за демисезонной обувью (мытье обуви, вытирание)

21.

Одежда. Уход за одеждой.

1

Практическая работа по очистке одежды, (встряхнуть, очистить)

22.

Прием пищи. Правила поведения за столом во время приема пищи.

1

Практическая работа, выполнения заданий по словесной инструкции

23.

Дежурство в столовой.

1

Работа с дидактическим материалом. Сервировка стола, уборка после еды. Пр.р

24.

Предметы питания.

1

Работа с дидактическим материалом

Сервировка стола на завтрак. Пр.р

25.

Предметы питания.

1

Работа с дидактическим материалом

Сервировка стола на обед. Пр.р

4 четверть – 8 часов.

26.

Обувь. Уход за сезонной обувью.

1

Практическая работа по уходу за весенней обувью (сушка, чистка)

«В магазине обуви»

27.

Уход за сезонной одеждой.

1

Практическая работа (сушка. чистка)

Составление р-за с выполнением действий«Я собираюсь на прогулку»

«Собираемся на прогулку» Пр.р.

28.

Различие белья и одежды.

«Поможем Маше»

1

Презентация

Демонстрационный материал

29.

Сюжетно-ролевая игра «Я иду на улицу»

1

Понимание инструкций о выполнении практического упражнения и отчета о выполнении.

30.

Уборка посуды.

1

Игры «»Хитрая ложечка», «Что я видел» «Поручение»

«Чистые тарелочки»

Пр. р.

31.

Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности»

1

Игры «Мыльные пузыри», «Что ты сделал?», обсуждение ситуаций, составление предложений по сюжетным картинкам.

32.

Охрана здоровья. «Мойдодыр рассказывает».

1

Повторение названий туалетных принадлежностей .

Игра «Волшебный мешочек

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

33.

Повторение пройденного за год.

1

Дидактические материалы

Ресурсное обеспечение программы.

Список литературы для обучающихся:

«Уроки Айболита» Расти здоровым Г. Зайцев. Изд-во «Детство-Пресс» С-Пб, 2006

«Уроки Мойдодыра» Г. Зайцев Изд-во «Акцент» С-пб, 1994

Учебник: Е.Д. Худенко Г.А. Федорова «Развитие речи» 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Допущено Министерством образования РФ Москва «АРКТИ» 2003

Список литературы для учителя:

Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1983 год)

2.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.

3.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.

4.Т.И. Морозова, С.А. Морозов Методические рекомендации по работе с книгой "Я и мой день" ТМ., Издательство МГОУ, 2003.

5.Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.-2-е изд.-М. :Изд-во НЦ ЭНАС,2006.-(Коррекционная школа).

Материально-техническое обеспечение.

1.Разрезные картинки -пазлы «Игрушки».

2.Таблица «Человек» (части тела, органы).

3.Шнуровальный планшет и ботинок.

4.Дидактический наглядный материал- серии карточек: «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты», «Мебель», « Инструменты», «Профессии», «Игрушки», «Бытовая техника и приборы».

5.Телевизор.

6. CD-DVD –проигрыватель.

7.Зеркало.

8.Зубные щетки.

9.Иголки,нитки.,пуговицы,ножницы.

10. Утюг, гладильная доска.

11.Предметы бытовой химии.

12.Предметы по уходу за внешностью: расческа, щетка, заколки.

13.Салфетки, полотенца, туалетная бумага, мыло.

14.Ведро, тазик, ткань для вытирания пыли.

15.Лейка для поливки цветов.

16.Метелка,совок.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.