Рабочая программа по технологии в 1 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной учебной программы по технологии для 1 класса; требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования.
Рабочая программа разработана с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района на 2021-2026 годы (утвержденная приказом от 31.08.2021 №317).
Программа разработана на основе авторской программы Плешакова Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой «Технология», имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1.1.1.7.1.4.1
| Лутцева Е.А., Зуева Т.П. | Технология. | 1 | АО "Издательство "Просвещение" | Приказ № 154 от 27.03.2021 |
Учебник Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой «Технология» предназначен для учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников образовательной программы «Школа России». Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Данный учебный методический комплект рассмотрен и утверждён к использованию на заседании МО учителей начальных классов (протокол № 6 от 17.05.2021г.).
В обязательной части учебного плана МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района в 2021 -2022 учебном году на изучение технологии в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часов.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- положительно относиться к учению;
- проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
- принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся с помощью учителя:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающиеся будут знать о (на уровне представлений):
- роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
- профессиях близких и окружающих людей.
Обучающиеся будут уметь:
- обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
- соблюдать правила гигиены труда.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Обучающиеся будут знать:
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
- последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);
- способы разметки («на глаз», по шаблону);
- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
- клеевой способ соединения;
- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Обучающиеся будут уметь:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий: экономно размечать по шаблону, сгибанием; точно резать ножницами; соединять изделия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
Конструирование и моделирование.
Обучающиеся будут знать о:
- детали как составной части изделия;
- конструкциях разборных и неразборных;
- неподвижном клеевом соединении деталей.
Обучающиеся будут уметь:
- различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов на изучение раздела | Количество часов, отводимых на практическую часть и контроль | ||
проекты | Проверочные работы | Контрольные работы | |||
1 | Природа и творчество | 7 | - | - | - |
2 | Пластилиновая мастерская | 4 | 1 | - | - |
3 | Бумажная мастерская | 16 | 1 | - | - |
4 | Текстильная мастерская | 6 | - | - | - |
| Всего | 33 | 2 | 0 | 0 |
Формы организации учебной деятельности:
-фронтальная;
-индивидуальная;
-парная;
-групповая;
- разноуровневые творческие задания;
- индивидуальное консультирование.
Основные виды учебной деятельности:
№п\п | Название раздела | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Природа и творчество | Научиться различать мир естественной природы и рукотворный мир; понимать, что рукотворный мир создает человек для своего удобства; узнать о возможности использования природного материала своего края в творчестве; научиться использовать разную форму листьев для воплощения своих творческих фантазий; познакомиться с понятием «Композиция» на основе наблюдения и сравнения аппликационных изображений. |
2 | Пластилиновая мастерская | Получить расширенные представления о пластических материалах, выяснить технологические свойства пластилина и его возможности; расширить и закрепить представление об изделии и его конструкции, научиться определять конструктивные особенности изделий и технологию их изготовлений; научиться применять ранее полученные знания и умения, касающиеся материалов, конструкций и технологий, при выполнении группового задания. |
3 | Бумажная мастерская | Выяснить значение бумаги в жизни человека, познакомиться с разновидностями бумаги, изделиями, которые изготовлены из бумаги; познакомиться с разновидностями картона, изделиями, которые из него изготовлены; научиться применять полученные знания о свойствах бумаги и картона в собственной творческой деятельности. |
4 | Текстильная мастерская | Познакомиться с видами тканей и их применением; выявить характерные особенности материалов; исследовать свойства некоторых видов ткани; познакомиться с новыми понятиями, разными видами игл, правилами хранения и безопасного использования игл и булавок; освоить приемы отмеривания нитки и вдевание ее в иголку; освоить прием выполнения прямого стежка. |
Тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема | Виды контрольно-оценочной деятельности | Количество контрольных работ | Сроки проведения |
1 | Природа и творчество | | - | |
2 | Пластилиновая мастерская | | - | |
3 | Бумажная мастерская | | - | |
4 | Текстильная мастерская | | - | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды/формы контроля | |
по плану | по факту | |||||
Природа и творчество - 7 часов | ||||||
1 | | | Рукотворный и природный мир города и села. С.6-7 | Урок введения новых знаний | Научиться различать мир естественной природы и рукотворный мир; понимать, что рукотворный мир создает человек для своего удобства. Научиться различать виды транспорта по среде, в которой они работают; понимать функциональное на значение транспортных средств (пассажирский, грузовой, специальный). Слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; наблюдать предметы окружающего мира, связи человека с природой и предметным миром; сравнивать и классифицировать предметы по их происхождению (природное или рукотворное); мотивировать выбор. Обращение внимания детей на необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Необходимость бережного отношения к природе. | Текущий контроль |
2 | | | На земле, на воде и в воздухе С.8 ПДД «Правила безопасности в различных видах транспорта» | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
3 | | | Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии С.9-10 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
4 | | | Семена и фантазии. Веточки и фантазии С.11-12 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
5 | | | Что такое композиция? Композиция из листьев С.14-15 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
6 | | | Что такое орнамент? Орнамент из листьев С.16-17 | Комбинированный | Текущий контроль | |
7 | | | Природные материалы. Как их соединить Проверим себя. С.18-20 | Урок контроля и коррекции | Тематический контроль | |
Пластилиновая мастерская - 4 часа. | ||||||
8 | | | Материалы для лепки. Что может пластилин? С.22-23 | Урок введения новых знаний | Получить расширенные представления о пластических материалах, выяснить технологические свойства пластилина и его возможности. Рационально располагать материалы и инструменты на парте, организовывать рабочее место, называть то новое, что освоено, оценивать результаты своей деятельности, работать в определенной последовательности с пошаговым контролем. Называть свойства материала и выделять главное, понимать поставленную цель, находить ответы на вопросы, используя материал учебника и свой опыт, открывать новое знание через практическое исследование. Осмысление необходимости бережного отношения к окружающей природе, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. | Текущий контроль |
9 | | | В мастерской кондитера. Как работает мастер? С.24-25 | Комбинированный | Текущий контроль | |
10 | | | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? С.26-27 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
11 | | | Наши проекты. Аквариум. Проверим себя. С.28-30 | Урок контроля и коррекции | Тематический контроль | |
Бумажная мастерская-16 часов | ||||||
12 | | | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. С.32-33 | Урок введения новых знаний | Выяснить значение бумаги в жизни человека, познакомиться с разновидностями бумаги, изделиями, которые изготовлены из бумаги. Научиться применять полученные знания о свойствах бумаги и картона в собственной творческой деятельности, познакомиться с художественной техникой Оригами. Освоить приемы сгибания и складывания, выяснить возможности составления композиции из деталей одной формы. Применять прием точечного наклеивания. Объяснять использование бумаги и картона, открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания, отбирать необходимый материал для композиций, изготавливать изделие с опорой на рисунки, находить ответы на вопросы, используя разнообразную информацию (учебник, личный опыт, материал урока). Познакомиться с понятиям режущий инструмент, конструкция, с профессиями мастеров, использующих разные виды ножниц в своей работе. Узнать правила работы с ножницами, освоить основной прием работы с ними. Совершенствовать умение размечать по шаблону, составлять композиции, наклеивать на поверхность. Совершенствовать приемы вырезания ножницами по прямым и кривым линиям, умение определять конструктивные особенности изделия и технологию его изготовления. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. | Текущий контроль |
13 | | | Наши проекты. Изготовление новогодних украшений.С.34-35 | Комбинированный | Текущий контроль | |
14 | | | Бумага. Какие у неё есть секреты? С.36-37 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
15 | | | Бумага и картон. Какие свойства бумаги и секреты картона? С.38-39 | Комбинированный | Текущий контроль | |
16 | | | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? С.40- 41 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
17 | | | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? С.42-43 | Комбинированный | Текущий контроль | |
18 | | | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? С.44-45 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
19 | | | Наша армия родная. Подарок защитнику.С.46-47 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
20 | | | Ножницы. Что ты о них знаешь? С.48-49 | Комбинированный | Текущий контроль | |
21 | | | Весенний праздник. Как сделать подарок – портрет? С.50-51 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль | |
22 | | | Шаблон. Для чего он нужен? С.52-53 | Комбинированный | Текущий контроль | |
23 | | | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? С.54-55 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
24 | | | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? С.56-57 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
25 | | | Весна. Какие краски у весны? С.58-59 | Комбинированный | Текущий контроль | |
26 | | | Настроение весны. Что такое колорит? С.60-61 | Комбинированный | Текущий контроль | |
27 | | | Праздники и традиции весны. Какие они? Проверим себя. С.62-64 | Урок контроля и коррекции | Тематический контроль | |
Текстильная мастерская - 5 часов | ||||||
28 | | | Мир тканей. Для чего нужны ткани? С.66-67 | Урок введения новых знаний | Познакомиться с видами тканей и их применением, выявить характерные особенности материалов, исследовать свойства некоторых видов ткани, научиться завязывать узелок, познакомиться с профессиями мастеров, использующих ткани и нитки в своей работе. Познакомиться с вышивкой, ее видами и назначением. Освоить умение размечать линию строчки приемом продергивания ниток (мережка) и способ обработки края изготовлением бахромы. Формирование навыков самообслуживания, установка на безопасный и здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, уважительного отношения к труду людей. Соотносить профессии людей и инструменты, с которыми они работают; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (отмеривание нитки для шитья, заправка нитки в иглу, приёмы выполнения строчки прямого стежка); выполнять строчку по размеченной основе; искать информацию на страницах учебника. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Текущий контроль |
29 | | | Игла труженица. Что умеет игла? С.68-69 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
30 | | | Вышивка. Для чего она нужна. С.70-71 | Урок совершенствования умений, УУД | Текущий контроль | |
31-32 | | | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны. С.72-73 | Комбинированный | Текущий контроль | |
33 | | | Проверим себя. Урок обобщение. С.74-76 | Урок контроля и коррекции | Тематический контроль |
11