Рабочая программа по учебному предмету «Биология» АООП вариант 1 для обучающихся 7 класса

0
0
Материал опубликован 19 June

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»




t1750343665aa.gif

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Чеховская школа-интернат

______________ Мотырёв А.В

Приказ № от 29.08.2023 г.




Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

АООП вариант 1

для обучающихся 7-о класса








Составитель: Гридяева О.В.

учитель по АООП













Чехов

2024 г.



СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федеральной адаптированной основной образовательной про­граммы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару­шениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Мини­стерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенно­стей и возможностей.

Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Есте­ствознание»» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и состав­ляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».

Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об окружающем мире, умения ориентироваться в мире растений, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи обучения:

формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений;

формирование умений и навыков практического применения биоло­гических знаний: приемам выращивания и ухода за растениями, использо­ванию знаний для решения бытовых и экологических проблем;

формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно­гигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;

развитие познавательной деятельности, обучение умению анализиро­вать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лек­сический запас, развивать связную речь и другие психические функции;

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7 классе определяет следующие задачи:

формирование у обучающихся представлений об особенностях при­роды, условиях произрастания разных видов растений;

формирование представлений об органах цветкового растения; их зна­чении в жизни растений;

формирование представлений о группах растений по месту их произ­растания, особенностях их внешнего строения, биологических особенно­стях, практическом применении растений;

формирование умения называть и показывать на иллюстрациях

и узнавать в природе изученные культурные и дикие виды растений;

формирование умения применять полученные знания и сфор­мированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, выра­щивание рассады);

формирование знаний правил поведения в природе; взаимосвя­зей между природными компонентами, природой и человеком.

Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Биология» в 7 классе

Личностные результаты:

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социаль­ного взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к живой и неживой природе;

формирование бережного отношения к истории и культуре других народов, природным и культурным достопримечательностям страны;

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, участия в пропаганде сохранения окружающей среды, бережного отноше­ния к природе;

формирование эстетических потребностей, умение видеть красоту, гармонию окружающей природы.

Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Биология» в 7 классе

Минимальный уровень:

узнавать и называть объекты неживой и живой природы;

называть общие признаки изученных групп растений, условия их про­израстания;

описывать особенности внешнего вида изученных растений, называть основные части цветкового растения;

использовать биологические знания в повседневной жизни;

выполнять совместно с учителем практические работы;

владеть практическими навыками безопасного поведения в случаях контакта с ядовитыми видами растений;

соблюдать основные правила безопасного поведения в природе. Достаточный уровень:

иметь представление об объектах неживой и живой природы;

знать основные взаимосвязи между природными компонентами, при­родой и человеком;

устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знать признаки сходства и различия между группами растений ;

выполнять классификации на основе выделения общих признаков;

узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натураль­ные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, ис­пользовать их для объяснения новых ситуаций;

выполнять практические работы самостоятельно или предваритель­ной (ориентировочной) помощи учителя

владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно­бытовых и учебно-трудовых ситуациях

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индиви­дуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятель­ных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, про­межуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных ре­зультатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особен­ности его развития.

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Биология» в 7 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) ком­петенциями, может быть представлена в условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов

Устный ответ:

Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:

показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;

умеет выделять главные положения в изученном материале, на осно­вании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать меж­предметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и уст­ной речи, правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:

показывает знания всего изученного программного материала;

умеет выделять главные положения в изученном материале, на осно­вании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри- предметные связи, применять полученные знания на практике;

допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при вос­произведении изученного материала, соблюдает основные правила куль­туры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:

показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;

умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведе­нии изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных ра­бот.

Оценка «2» не ставится.

Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по биологии.

Оценка «5»:

правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

полно раскрыто содержание материала в объеме программы;

четко и правильно даны определения;

вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка «4»:

наблюдение проведено самостоятельно;

частично раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения;

вывод неполный.

Оценка «3»:

наблюдение проведено с помощью учителя;

усвоено основное содержание материала;

определения понятий нечеткие;

допущены ошибки и неточности в выводе.

наблюдение проведено с помощью учителя;

усвоено основное содержание материала;

определения понятий нечеткие;

допущены ошибки и неточности в выводе.

Оценка «2» не ставится.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится если:

обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится если:

обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не бо­лее одной негрубой ошибки и одного недочета;

обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не бо­лее двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если:

обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок;

обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух-трех негрубых ошибок.

Оценка «2» не ставится.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается в 7 классе с раздела «Растения», в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структуриро­вание материала более доступно для понимания обучающимися с умствен­ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел вклю­чены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения».

Основными организационными формами работы на уроке биологии являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.

При проведении уроков биологии предполагается использование следующих методов:

объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;

репродуктивный метод (воспроизведение и применение информа­ции);

метод проблемного изложения материала (постановка проблемы и по­каз пути ее решения);

частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к реше­нию проблемы);

исследовательский метод (учитель направляет, обучающиеся само­стоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов; в ходе проведения экскурсий).

Содержание разделов

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы

1.

Введение

1


2.

Общее знакомство с цветковыми растениями

16

1

3.

Растения леса

14

1

4.

Комнатные растения

7

1

5.

Цветочно- декоративные растения

6

1

6.

Растения поля

6

1

7.

Овощные растения

9

1

8.

Растения сада

9

1


Итого:

68

7


t1750343665ab.gif

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Программное содержа­ние

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение - 1час

1.

Введение. Многооб­разие растений. Цветковые и бес­цветковые растения

1

03.09.24

Повторение основных сведений о неживой и живой природе. Разно­образие размеров, форм, места произрастания растений

Рассказывают о значении растений для человека. Рас­сказывают по рисункам, как человек использует растения. Выполняют работу в тетради на печатной основе

Показывают на рисунках и называют рас­тения разных размеров, формы, мета про­израстания, о их значении и охране. Рассказывают о роли растений в жизни животных и человека, о значении расте­ний и их охране

Общее знакомство с цветковыми растениями- 16 ч

2.

Общие сведения о цветковых расте­ниях. Культурные и дикорастущие рас­тения. Лаборатор­ная работа: «Органы цветкового расте­ния»

1

05.09.24

Формирование знаний об органах цветкового растения

Называют части растения по рисунку, выполняют задания в рабочей тетради (подписы­вают части растения на ри­сунке)

Находят и называют части цветкового растения на примере живого образца. Вы­полняют задания по плану лабораторной работы.

Работают со схемами, рисунками, выпол­няют задания в рабочей тетради, делают вывод о строении цветкового растения, значении каждой части для растения


3.

Подземные органы растения. Корень

1

10.09.24

Формирование знаний о строении корня

Называют и показывают по рисунку в рабочей тетради подземные части растения, раскрашивают части корня

Показывают на растении подземную его часть. Раскрашивают части корня расте­ния на рисунке.

Выполняют задания в рабочей тетради: подписывают названия корневых систем на рисунке.

Работают со схемами, заполняют таб­лицу: записывают из чего развиваются разные виды корней

4.

Образование кор­ней. Виды корней. Практическая ра­бота: образование придаточных корней (черенкование стебля)

1

12.09.24

Формирование знаний о видах корней, корневых волосках

Называют виды корней, рас­крашивают главный, боко­вые и придаточные корни. Показывают на рисунках. Под руководством учителя выполняют практическую ра­боту: образование придаточ­ных корней

Показывают на растении и называют виды корней. Называют значение корне­вых волосков. Называют корень, как ор­ган цветкового растения, его значения для растения. Выполняют практическую работу: образование придаточных кор­ней. Делают вывод, что придаточные корни отрастают от стебля и листьев; о значении их для роста растений, исполь­зовании человеком.

В рабочей тетради подписывают виды корней; записывают в таблицу примеры растений с разными корневыми систе­мами


5.

Значение корня в жизни растений. Ви­доизменения корней

1

17.09.24

Закрепление знаний о разнообразии корней, корнеплодах и клубнях

Показывают на рисунках корнеплод свеклы, моркови; корнеклубень георгины. Рассказывают об использова­нии видоизмененных корней человеком

Повторяют и называют виды корнепло­дов. Показывают в натуре и называют ви­доизмененные корни (корнеплод, клу­бень).

На примерах растений называют видоиз­менения корней, использовании их чело­веком.

Выполняют задание в рабочей тетради: заполняют таблицу, записывают примеры растений с разными видоизмененными корнями

6.

Стебель. Строение стебля

1

19.09.24

Формирование знаний о строении и образовании стебля, положении стебля в пространстве

Рассматривают и показы­вают на рисунках стебель, называют части стебля; называют, из чего образуется стебель, что называется по­бегом. Рассказывают о поло­жении стебля в пространстве (плети, усы)

Показывают побег и стебель растения на натуральных объектах, называют виды стеблей, из чего образуется стебель.

Называют, что стебель с листьями и поч­ками это побег. Перечисляют функции стебля.

Приводят примеры о разнообразии стеб­лей растений, называют растения с раз­ным положением стебля в пространстве. Выполняют задание в рабочей тетради: подписывают на рисунке части побега; делают вывод, что он вырастает из заро­дышевого стебелька


7.

Строение древес­ного стебля. Значе­ние стебля в жизни растений

1

24.09.24

Формирование знаний о строении древесного стебля, значении стебля в жизни растения

Называют по рисунку слои стебля древесного растения. Раскрашивают слои древес­ного растения на рисунках. Рассказывают о значении стебля в жизни растений. Выполняют задание в рабо­чей тетради: подписывают названия слоев стебля

Называют по таблице слои стебля древес­ного растения. Выполняют задания в ра­бочей тетради: записывают последова­тельность расположения слоев в стебле растения. Называют значение каждого слоя стебля. Сравнивают стебли древес­ных и травянистых растений, находят признаки сходства и отличи; делают вы­вод, чем различаются стебли древесных и травянистых растений.

Составляют рассказ: какую работу вы­полняют стебли травянистых и древес­ных растений

8.

Разнообразие стеб­лей.

1

26.09.24

Формирование знаний о разнообразии стеблей

Называют по рисункам раз­нообразные стебли (травяни­стый, древесный), укорочен­ный. Показывают и назы­вают по рисункам растения с прямостоячим, ползучим, цепляющимся, вьющимся, стелющимся стеблями. Вы­полняют задание в рабочей тетради: подписывают ри­сунки с разнообразными стеблями

Приводят примеры о разнообразии стеб­лей растений, показывают на растениях. Сравнивают разные виды стеблей, нахо­дят черты сходства и отличия. Называют, какое значение в природе имеет разнооб­разие стеблей растений. Выполняют ра­боту в рабочих тетрадях: подписывают на рисунках виды стеблей и названия расте­ний


9.

Лист. Внешнее стро­ение листа. Простые и сложные листья. Лабораторная ра­бота «Внешнее стро­ение листа»

1

01.10.24

Формирование знаний о внешнем строении листа

Называют по рисунку части листа (листовая пластинка, черешок), как прикрепляется лист к стеблю; называют простые и сложные листья, рассматривают расположе­ние жилок на листовой пла­стинке. Рассказывают о раз­нообразии листьев, формах листовых пластинок.

Под руководством учителя выполняют лабораторную работу, выполняют задания в рабочей тетради (рисунки листовых пластинок, под­писи простых и сложных ли­стьев)

По гербариям, рисункам, натуральным объектам находят и называют части ли­ста, способы их прикрепления к стеблю, типы жилкования, простые и сложные листья. Приводят примеры растений. Сравнивают листовые пластинки, нахо­дят черты сходства и отличия, называют отличительные признаки листовых пла­стинок, делают вывод об их разнообра­зии.

Выполняют лабораторную работу, зада­ния в рабочей тетради (работают с герба­риями, натуральными объектами, рисун­ками); делают вывод о разнообразии ли­стьев, приводят примеры, показывая их разнообразие на растениях и гербариях; рисуют разные по форме листья расте­ний, подписывают простые и сложные листья на рисунках в рабочей тетради.

10.

Значение листьев в жизни растения- об­разование питатель­ных веществ в ли­стьях на свету, испа­рение воды листь­ями. Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на свету

1

03.10.24

Формирование знаний об образовании пита­тельных веществ в ли­стьях растений, значе­нии этого явления для растений

Называют, из каких веществ состоит растение; по рисунку учебника называют условия, которые необходимы для об­разования органических ве­ществ в листьях; рассказы­вают, какое значение листьев в жизни растения; какое зна­чение для растения имеет ис­парение воды. Выполняют задания в рабочей тетради

Проводят исследование: из каких ве­ществ состоит растение. Используя рису­нок, составляют рассказ, как образуются органические вещества в листьях. Де­лают вывод о значении для растения об­разование крахмала, условиях, необходи­мых для образования органических ве­ществ и испарения воды; заполняют таб­лицу. Выполняют задания в рабочей тет­ради: сравнивают питание и дыхание, де­лают вывод и записывают его


11.

Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение

1

15.10.24

Формирование знаний о дыхании растений

По рисункам называют газы, которые лист поглощает и выделяет при дыхании; как происходит дыхание и пита­ние растения. Рассказывают о значении листопада для растений

Сравнивают процессы дыхания и питания листа по таблице. Делают вывод, одина­ковые это процессы или противополож­ные; объясняют понятие «обмен ве­ществ» у растений. Рассказывают о зна­чении листопада в жизни растений. Вы­полняют задания в рабочей тетради: обо­значают правильные ответы в тексте, ка­ково значение листопада для растений

12.

Цветок. Строение цветка. Лаборатор­ная работа: «Строе­ние цветка»

1

17.10.24

Формирование знаний о строении цветка

Называют части цветка по рисунку, подписывают и рас­крашивают в разные цвета части цветка. Выписывают новые термины- название ча­стей цветка в тетрадь. Под руководством учителя вы­полняют лабораторную ра­боту «Строение цветка»

Узнают и показывают на схематических рисунках и натуральных объектах части цветка, читают названия, подписывают на схемах в рабочих тетрадях; сравни­вают строение цветков двух растений, называют черты сходства и различия, признаки сходства и различия записы­вают в таблицу рабочей тетради. Выполняют задания лабораторной ра­боты в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы: что образуется из каждой части цветка; называют при­знаки разнообразия цветков.


13.

Виды соцветий. Опыление цветков. Образование плодов и семян

1

22.10.24

Формирование знаний о видах соцветий, спосо­бах опыления цветков, образовании плодов и семян

Называют по рисункам и описывают внешний вида разных соцветий, рассказы­вают, как выглядит соцветие корзинка, как располагаются цветки в колосе. Рассматри­вают на рисунках схемы опыления растений, образо­вания плодов и семян. Рас­сказывают о значении соцве­тий в жизни растений. Вы­полняют задания в рабочей тетради: подписывают соцве­тия на рисунках

Называют виды соцветий, находят об­разцы в природе, в гербариях. Сравни­вают соцветия разных растений, находят отличительные признаки. Сравнивают со­цветия разных растений, находят отличи­тельные признаки, делают вывод о значе­нии соцветий в жизни растений. Рисуют схемы соцветий. Называют виды и спо­собы опыления, их отличия, образование плодов и семян. Выполняют задание в ра­бочей тетради: записывают в таблицу примеры растений с разными видами со­цветий и способами опыления

14.

Плоды сухие и соч­ные.

1

24.10.24

Повторение и закрепле­ние знаний об образова­нии плодов и семян. Формирование знаний о разнообразии плодов

Называют по рисункам из ка­кой части цветка образуется плод. Показывают на схеме разные плоды, сравнивают сочные и сухие плоды, назы­вают растения с данными ви­дами плодов. Выполняют за­дания в рабочей тетради: ра­ботают с рисунками, табли­цей (подписывают названия растений, типы плодов)

Используя схему, называют группы и типы плодов, сравнивают плоды разных групп, находят черты сходства и отличия. Приводят примеры растений с разными типами плодов; делают вывод об их раз­нообразии. Узнают и называют виды пло­дов на рисунках, коллекциях.


15

Распространение плодов и семян

1

29.10.24

Формирование знаний о способах распростране­ния плодов и семян

Рассказывают о способах распространения плодов и семян; называют какие при­способления к распростране­нию есть у плодов разных видов растений. Приводят примеры растений

Составляют рассказ о способах распро­странения плодов и семян по схеме. Называют какие приспособления имеют плоды для распространения. Делают вы­вод: какое значение для природы имеет распространение семян. Выполняют зада­ние в рабочей тетради: называют особен­ности плода, семени, связанные с распро­странением; устанавливают взаимосвязь среды обитания и строения плодов.

16

Строение семени. Лабораторная ра­бота: «Строение се­мени фасоли»

1

31.10.24

Формирование знаний о строении семян расте­ний

По рисункам называют и рассказывают о разнообра­зии плодов. Под руковод­ством учителя выполняют лабораторную работу: изу­чают строение семени фа­соли (рассматривают набух­шие семена фасоли, расска­зывают о внешнем виде плода, находят части се­мени). Подписывают части семени на рисунках в рабо­чих тетрадях

По рисункам и коллекциям семян рас­сматривают и называют плоды разных растений; делают вывод о их разнообра­зии. Выполняют задания лабораторной работы: проращивают семя фасоли, про­водят исследование, находят и показы­вают части семени; на основании прове­денного исследования делают вывод, что общего в строении зерновки пшеницы и семени фасоли. Проводят наблюдение за развитием проростка и прорастанием се­мени. На примере растений составляют описание семени по форме, размерам, за­писывают результаты сравнения в тет­радь


17

Условия, необходи­мые для прораста­ния семян. Практи­ческая работа «Определение всхо­жести семян»

1

05.11.24

Формирование знаний об условиях прораста­ния семян. Формирова­ние практических навы­ков определения всхо­жести семян

Называют по рисункам, ка­кие условия необходимы для прорастания семян.

Под руководством учителя определяют всхожесть семян

Называют, какие условия необходимы для прорастания семян.

Проводят опыты. На основании результа­тов опыта делают вывод, что для прорас­тания семян нужна влага, тепло и воздух. Проводят опыт по определению всхоже­сти семян. В ходе выполнения практиче­ской работы отрабатывают практические навыки работы с семенами по определе­нию их всхожести

Растения леса - 14 часов

18

Растения леса. Неко­торые биологиче­ские особенности леса

1

07.11.24

Формирование знаний о растениях леса, о неко­торых биологических особенностях леса

Рассматривают на рисунках разнообразие древесных и травянистых растений, про­израстающих в лесу; назы­вают виды растений, их био­логические особенности и особенности внешнего строе­ния произрастающих в лесу растений

Называют биологические особенности леса. Называют признаки разных форм растительных объектов леса (дерево, ку­старник, трава); находят черты сходства и отличия; описывают особенности их внешнего вида и условий произрастания. Устанавливают взаимосвязи между при­родными компонентами леса


19

Лиственные дере­вья.

Практическая ра­бота: определение возраста листвен­ных деревьев по го­дичным кольцам

1

12.11.24

Расширение и система­тизация знаний об осо­бенностях внешнего строения лиственных деревьев, их разнообра­зии

Узнают и называют по ри­сункам, слайдам, фотогра­фиям виды лиственных дере­вьев (береза, дуб, липа, осина). Подписывают на ри­сунках части лиственного де­рева. Под руководством учи­теля выполняют практиче­скую работу: определяют возраст лиственных деревьев по годичным кольцам на спилах древесных стволов

Узнают и называют виды лиственных де­ревьев (береза, дуб, липа осина); на ос­нове сравнительной характеристики находят общие и отличительные при­знаки их строения, делают вывод об об­щих и отличительных признаках строе­ния лиственных деревьев; называют условия их произрастания, устанавли­вают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Рассказывают об ис­пользовании древесины различных видов лиственных деревьев. Выполняют прак­тическую работу: определяют возраст лиственных деревьев по годичным коль­цам на спилах древесных стволов, делают вывод, что возраст лиственного дерева определяется количеством годичных ко­лец. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом объ­екта


20

Хвойные деревья. Практическая ра­бота: «Определение возраста хвойных деревьев по мутов­кам»

1

14.11.24

Расширение представ­лений об особенностях внешнего строения и условиях произрастания хвойных деревьев

Узнают по внешнему виду и называют хвойные деревья, произрастающие в лесу (ель, сосна); описывают внешний вид, рассказывают об отли­чительных особенностях строения листьев и шишек сосны и ели; под руковод­ством учителя выполняют практическую работу по определению возраста сосны по мутовкам

Узнают и называют по рисункам, слай­дам, в натуре хвойные деревья (сосна, ель). Сравнивают особенности внешнего строения сосны и ели, хвойных и лист­венных деревьев. Называют условия про­израстания, признаки взаимосвязи внеш­него вида и среды обитания растений; под руководством учителя выполняют практическую работу по определению возраста сосны по мутовкам, используя ветки сосны. Делают вывод об определе­нии возраста хвойных деревьев по коли­честву мутовок. Составляют рассказ по плану о хозяйственном значении сосны и ели

21

Лесные кустарники. Бузина, лещина (орешник), шипов­ник

1

26.11.24

Расширение представле­ний о лесных кустарни­ках, отличии деревьев от кустарников

Узнают кустарники, произ­растающие в лесу на иллю­страциях и фотографиях, сравнивают с деревьями, называют особенности внеш­него строения кустарников; рассказывают, плоды каких кустарников человек исполь­зует в пищу. Знакомятся со съедобными и ядовитыми плодами кустарников

Узнают и называют лесные кустарники, выделяют существенные признаки отли­чия кустарников от деревьев; называют особенности внешнего строения (при­знаки сходства и отличия) разных видов кустарников, отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов изучаемых кустарников; рассказывают об использо­вании их человеком, правилах поведения в природе, технике безопасности


22

Ягодные кустар­нички. Черника, брусника

1

28.11.24

Формирование знаний об ягодных кустарнич­ках

Узнают на рисунках расте­ния черники и брусники. Называют особенности внешнего вида, отмечают об­щие признаки их строения; называют места произраста­ния

Узнают по внешнему виду и называют ягодные кустарнички, отмечают особен­ности внешнего строения, черты сходства и отличия; сравнивают кустарнички с ку­старниками, делают вывод об отличи­тельных признаках, устанавливают взаи­мосвязь между особенностями внешнего вида и средой обитания, описывают био­логию этих растений

23

Лекарственное зна­чение ягод: черники, брусники. Правила их сбора и заготовки

1

03.12.24

Формирование знаний о лекарственном значении ягод

Узнают на рисунках и назы­вают отличительные особен­ности внешнего вида ягод черники и брусники, правила сбора ягод, их заготовке.

Называют правила поведе­ния в природе

Узнают на рисунках и называют отличи­тельные особенности внешнего вида ягод (черники и брусники); отмечают их ле­карственное значение. Рассказывают о правилах сбора и заготовки ягод. Отме­чают взаимосвязь между природой и че­ловеком. Рассказывают о правилах пове­дения в природе

24

Травы. Ландыш, кислица.

Практическое значе­ние растений

1

05.12.24

Формирование знаний о лесных травянистых растениях, их практиче­ском значении

Рассказывают по рисункам о внешнем виде ландыша и кислицы, рассказывают об особенностях строения трав. Узнают и называют ландыш и кислицу, рассказывают о практическом их примене­нии

Узнают по вешнему виду ландыш и кис­лицу; описывают особенности строения травянистых растений, местах произрас­тания, сравнивают с кустарничками и ку­старниками, называют их общие и отли­чительные признаки. Рассказывают о практическом значении трав


25

Травы. Подорожник, мать-и- мачеха, зве­робой. Практиче­ское значение расте­ний

1

10.12.24

Закрепление и расшире­ние знаний о лекар­ственных травах

Узнают на рисунках и назы­вают лекарственные травы; рассказывают о местах их произрастания, практиче­ском значении этих расте­ний. Находят на иллюстра­циях, оформляют альбом «Растения леса»

Узнают по внешнему виду на рисунках, слайдах, гербариях травы, описывают их внешний вид, называют отличительные признаки, места произрастания, правила сбора и практического использования че­ловеком. Отмечают взаимосвязь между природой и человеком, называют правила поведения в природе, бережного к ней от­ношения. В рабочей тетради выполняют практические задания: зарисовки, подбор иллюстраций по теме «Растения леса»

26

Грибы леса. Строе­ние шляпочного гриба. Практическая работа: «Лепка из пластилина моделей различных видов лесных грибов»

1

12.12.24

Формирование знаний о шляпочных грибах

Узнают и называют виды шляпочных грибов, места их произрастания. Называют на таблице, макетах части гриба (шляпка, пенек, грибница). Под руководством учителя выполняют практическую ра­боту «Лепка из пластилина модели шляпочного гриба»

Узнают по внешнему виду и называют шляпочные грибы, показывают на табли­цах и муляжах его части (шляпка, пенек, грибница); называют места и условия произрастания шляпочных грибов, уста­навливают взаимосвязь между средой обитания и строением гриба (взаимосвязь корней растений и грибов). Выполняют практическую работу «Лепка из пласти­лина моделей различных видов лесных грибов», делают вывод об общих призна­ках строения грибов и внешнем их разно­образии


27

Грибы съедобные и ядовитые

1

17.12.24

Формирование знаний о съедобных и ядовитых грибах

Распознают по рисункам, фо­тографиям и таблицам съе­добные и ядовитые грибы, называют их отличительные признаки. Перечисляют пра­вила сбора грибов. Рассказы­вают о правилах поведения в лесу

Используя таблицу, называют виды съе­добных и ядовитых грибов; называют черты сходства грибов и их отличитель­ные признаки; признаки распознавания съедобных и ядовитых грибов. Называют отличительные признаки грибов-двойни­ков, находят и показывают на иллюстра­циях, таблицах, слайдах. Рассказывают о соблюдении правил сбора грибов, прави­лах поведения в природе

28

Оказание первой по­мощи при отравле­нии грибами. Обра­ботка съедобных грибов перед упо­треблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринова­ние, сушка)

1

19.12.24

Закрепление знаний о съедобных и ядовитых грибах. Формирование знаний об оказании пер­вой помощи при отрав­лении грибами. Форми­рование знаний о гриб­ных заготовках

Узнают и называют ядови­тые грибы, рассказывают о признаках каждого из них; называют признаки отравле­ния ядовитыми грибами. Рас­сказывают о правилах обра­ботки съедобных грибов пе­ред употреблением в пищу. По рисункам, слайдам опи­сывают рецепты засолки, ма­ринования и сушки грибов. Рассказывают о пользе гри­бов для человека и животных

Называют ядовитые грибы, их отличи­тельные признаки по таблице. Рассказы­вают о правилах сбора и употребления грибов, обработке съедобных грибов пе­ред употреблением в пищу. Рассказы­вают о пользе грибов в питании человека, способах и разных методах их заготовки; соблюдении правил гигиены при засолке, мариновании, сушке грибов. Работают в парах, составляют рецепты грибных заго­товок.

Составляют памятку: приемы оказания первой помощи при отравлении грибами


29

Охрана леса. Лекар­ственные травы и растения. Растения Красной книги. Практическая ра­бота «Подбор лите­ратурных произве­дений с описанием леса (русский лес в поэзии и прозе)»

1

24.12.24

Закрепление знаний о значении леса в жизни человека и его охране

Рассказывают, зачем необхо­димо беречь лес, что лес дает человеку. По рисункам, таб­лицам, слайдам называют охраняемые растения леса; называют растения, занесен­ные в Красную книгу. При­водят примеры литератур­ных произведений с описа­нием леса («Русский лес в поэзии и прозе»)

Используя таблицу, рисунки, слайды рас­сказывают о значении леса в жизни чело­века, лекарственных травах и растениях, растениях Красной книги.

Выполняют практическую работу: подби­рают литературные произведения с опи­санием леса из предложенного учителем перечня литературных произведений («Русский лес в поэзии и прозе»). Форму­лируют правила поведения в лесу, со­ставляют памятку

30

Экскурсия в при­роду «Ознакомление с разнообразием растений, с распро­странением плодов и семян, с осенними явлениями в жизни растений»

1

26.12.24

Формирование умения наблюдать за окружаю­щей действительностью, фиксирование и обобще­ние своих наблюдений, повторение и закрепле­ние знаний о разнообра­зии растений в природе

Узнают по особенностям внешнего вида изученные растения, находят и показы­вают части растений, плоды и семена, рассказывают о способах их распространения

Узнают и называют изученные растения, называют отличительные признаки внеш­него вида групп изученных растений; определяют и называют типы плодов, способы их распространения. Устанавли­вают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом растений. Рассказывают об осенних явлениях в жизни растений, оформляют результаты наблюдений в тетрадь, делают выводы


Комнатные растения - 7 часов

31

Разнообразие ком­натных растений. Светолюбивые рас­тения

1

09.01.25

Формирование знаний о разнообразии комнатных растений, биологических особенностях светолю­бивых растений

Узнают светолюбивые расте­ния (бегония, герань, хлоро- фитум) на рисунках, в натуре. Называют особенно­сти их внешнего вида, биоло­гические особенности свето­любивых растений. Расска­зывают об особенностях ухода, выращивания, размно­жения

Узнают и называют светолюбивые расте­ния (бегония, герань, хлорофитум) в натуральном виде, на рисунках и слай­дах. Сравнивают, называют особенности их внешнего строения, устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Отмечают биологиче­ские особенности светолюбивых расте­ний. Называют как биологические осо­бенности влияют на особенности ухода, выращивания размножения светолюби­вых растений.

Устанавливают взаимосвязь между сре­дой обитания и внешним видом растений, делают вывод об особенностях строения светолюбивых растений.

Подписывают на рисунках светолюбивые растения


32

Разнообразие ком­натных растений. Те­невыносливые расте­ния

1

14.01.25

Формирование знаний о разнообразии комнатных растений, биологических особенностях теневынос­ливых растений

Узнают теневыносливые рас­тения (традесканция, афри­канская фиалка) на рисунках, в натуре. Называют особен­ности их внешнего вида, биологические особенности теневыносливых растений. Рассказывают об особенно­стях ухода, выращивания, размножения

Узнают и называют теневыносливые рас­тения (традесканция, африканская фи­алка) в натуральном виде, на рисунках и слайдах. Сравнивают, называют особен­ности их внешнего строения, устанавли­вают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Отмечают биологиче­ские особенности теневыносливых расте­ний. Называют как биологические осо­бенности влияют на особенности ухода, выращивания, размножения теневынос­ливых растений.

Устанавливают взаимосвязь между сре­дой обитания и внешним видом растений, рисуют в тетрадь 1 -2 вида теневыносли­вых растений

33

Разнообразие ком­натных растений. Влаголюбивые рас­тения

1

16.01.25

Формирование знаний о разнообразии комнатных растений, биологических особенностях влаголю­бивых растений

Узнают влаголюбивые расте­ния (циперус, аспарагус) на рисунках, в натуре. Назы­вают особенности их внеш­него вида, биологические особенности влаголюбивых растений. Рассказывают об особенностях ухода, выра­щивания, размножения

Узнают и называют влаголюбивые расте­ния (циперус, аспарагус) в натуральном виде, на рисунках и слайдах. Сравни­вают, называют особенности их внеш­него строения, устанавливают взаимо­связь между средой обитания и внешним видом. Отмечают биологические особен­ности влаголюбивых растений. Называют как биологические особенности влияют на особенности ухода, выращивания раз­множения влаголюбивых растений. Устанавливают взаимосвязь между сре­дой обитания и внешним видом растений. Делают зарисовку одного- двух видов влаголюбивых комнатных растений в тет­ради


34

Разнообразие ком­натных растений. За­сухоустойчивые рас­тения

1

21.01.25

Формирование знаний о разнообразии комнатных растений, биологических особенностях засухо­устойчивых растений

Узнают засухоустойчивые растения (суккуленты, как­тусы) на рисунках, в натуре. Называют особенности их внешнего вида, биологиче­ские особенности засухо­устойчивых растений. Рас­сказывают об особенностях ухода, выращивания, размно­жения

Узнают и называют засухоустойчивые растения (суккуленты, кактусы) в нату­ральном виде, на рисунках и слайдах. Сравнивают, называют особенности их внешнего строения, устанавливают взаи­мосвязь между средой обитания и внеш­ним видом. Отмечают биологические особенности засухоустойчивых растений. Называют как биологические особенно­сти влияют на особенности ухода, выра­щивания, размножения засухоустойчи­вых растений.

Устанавливают взаимосвязь между сре­дой обитания и внешним видом растений. Подписывают на рисунках засухоустой­чивые растения


35

Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков от­дыха, интерьеров из комнатных растений. Практическая работа «Составление ком­позиций из комнат­ных растений»

1

23.01.25

Формирование понятия «фитодизайн». Расшире­ние знаний о пользе, приносимой комнатными растениями

Рассказывают о роли комнат­ных растений в жизни чело­века, в интерьере квартиры; пользе, приносимой комнат­ными растениями. Называют основные приемы размеще­ния комнатных растений в помещении. Под руковод­ством учителя выполняют за­рисовку расположения ком­натных растений в интерьере помещения, составляют ком­позиции

Перечисляют правила фитодизайна.

Называют основные приемы и принципы размещения комнатных растений в поме­щении: одиночные растения, композиции из горшочных растений, комнатный са­дик, террариум, «зеленая» комната, кухня, спальня, холл. Называют критерии подбора разных видов растений в поме­щениях квартиры в соответствии с их биологическими особенностями. Расска­зывают о пользе, приносимой разными видами комнатных растений, создании климата и красоты в доме. Выполняют практическую работу по составлению композиций из комнатных растений на рисунках и в натуре, делают вывод о зна­чении фитодизайна в создании климата и красоты в доме

36

Практические ра­боты: «Черенкование комнатных растений. Посадка укоренен­ных черенков»

1

28.01.25

Закрепление знаний о комнатных растениях, формирование практиче­ских умений черенкова­ния и посадки комнат­ных растений укоренен­ными черенками

Работают с карточкой по со­ставлению последовательно­сти работы при подготовке черенков комнатных расте­ний, под руководством учи­теля выполняют практиче­ские работы по черенкова­нию и посадке укорененных черенков

Называют условия, необходимые для ро­ста и развития комнатных растений. Со­ставляют памятку по этапам работы че­ренкования и посадки укорененных че­ренков. Под руководством учителя вы­полняют работы по черенкованию ком­натных растений (фиалка, герань). Отра­батывают навыки правильного черенко­вания и посадки окорененных черенков. Делают вывод о видах размножения ком­натных растений


37

Практическая ра­бота: «Пересадка и перевалка комнат­ных растений, уход за комнатными рас­тениями: полив, об­резка»

1

30.01.25

Формирование понятий «перевалка» и «пере­садка», закрепление уме­ний пересадки и пере­валки комнатных расте­ний, правил ухода за комнатными растениями

Рассматривают рисунки, слайды по правилам ухода за комнатными растениями. Чи­тают памятку по пересадке и перевалке. Используя кар­тинки с комнатными расте­ниями, составляют рассказ о правилах ухода за комнат­ным растением. Под руко­водством учителя выпол­няют практические работы по пересадке, перевалке и уходу за комнатными расте­ниями. Повторяют по рисун­кам правила ухода за комнат­ными растениями

Рассказывают, чем отличается пересадка от перевалки, правилах ее проведения. Называют виды пересадки, правила пере­садки и перевалки. Работают с памятками «Технология перевалки и пересадки ком­натных растений». Выполняют практиче­скую работу по пересадке и перевалке растений, делают вывод об отличии пере­садки и перевалки.

Проводят уход за комнатными растени­ями: полив, обрезка. Разрабатывают па­мятку «Правила ухода за комнатными растениями». Записывают в рабочей тет­ради наблюдения за состоянием растений после перевалки и пересадки


Цветочно- декоративные растения - 6 часов

38

Однолетние расте­ния: астра, кален­дула, бархатцы. Осо­бенности внешнего строения и выращи­вания

1

04.02.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения и выращивания однолетних растений

Узнают на рисунках, слайдах цветочно- декоративные рас­тения (астра, календулы, бар­хатцы), называют части цвет­кового растения и отличительные особенно­сти внешнего строения одно­летних растений. Рассказы­вают по карточкам и рисун­кам о способах выращивания растений (через рассаду и прямым посевом в грунт). Работают с таблицей: выби­рают из перечня в таблице температуру выращивания, сроки посева и цветения изу­ченных однолетних растений

Читают определение в учебнике «одно­летние растения», рассказывают о цикле развития однолетних растений. Узнают и называют растения по рисункам, слай­дам, в натуральном виде. Сравнивают особенно­сти внешнего строения, называют отли­чия однолетников по внешнему виду и срокам цветения. Называют биологиче­ские особенности растений и условия, не­обходимые для их выращивания; уста­навливают взаимосвязь растений и усло­вий их произрастания. Делают вывод о способах выращивания растений (через рассаду и прямым посевом в грунт)

39

Однолетние расте­ния: размещение в цветнике, их дизайн

1

06.02.25

Закрепление знаний об особенностях внешнего строения и выращивания однолетних растений. Формирование знаний о дизайне цветников

Называют разные виды одно­летних цветочно- декоратив­ных растений по рисункам, таблицам, слайдам. Расска­зывают об особенностях внешнего вида, способах раз­мещения в цветниках. Ри­суют схемы размещения цве­тов в цветниках; составляют с помощью рисунков виды цветников, их дизайн

Разъясняют значение понятия «ланд- I афтный дизайн». Называют по табли­цам, рисункам, слайдам виды цветочно­декоративных культур, устанавливают взаимосвязь особенностей внешнего строения и правил размещения в цветни­ках; перечисляют параметры подбора растений для клумб; называют виды цветников. Составляют схемы размеще­ния растений в цветниках, композиции из цветников. Работают с памяткой «Пра­вила создания цветников»


40

Двулетние растения: анютины глазки, маргаритки. Особен­ности внешнего строения и выращи­вания

1

11.02.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения и выращивания двулетних растений

Узнают и называют по таб­лице, рисункам, слайдам дву­летние растения (анютины глазки, маргаритки), отме­чают особенности внешнего строения. Рассказывают об особенностях выращивания растений, называют различия в способах выращивания од­нолетних и двулетних расте­ний. Рассматривают рисунки с размещением растений в цветнике.

Узнают и называют изученные двулетние растения, рассказывают об особенностях внешнего строения, выделяют суще­ственные признаки двулетних растений. Рассказывают об особенностях выращи­вания двулетних растений. Делают вывод ( различии в способах выращивания од­нолетних и двулетних цветочных расте­ний. Составляют схемы размещения рас­тений в цветнике

41

Многолетние расте­ния: флоксы, геор­гины. Особенности внешнего строения и выращивания

1

13.02.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения и выращивания многолетних растений

Узнают и называют по таб­лице, рисункам, слайдам многолетние растения (флоксы, георгины), отме­чают особенности внешнего строения. Рассказывают об особенностях выращивания растений, размещении в цветнике

Узнают и называют изученные многолет­ние растения (флоксы, георгины) по ри­сункам и в натуре, рассказывают об осо­бенностях внешнего строения. Делают вывод об их разнообразие по строению и окраске цветов, выделяют существенные признаки многолетних растений, их отли­чие от двулетних и однолетних. Расска­зывают об особенностях их выращива­ния, размещении в цветнике, правилах ухода за растениями. Выполняют задание в тетради, подписывают рисунки


42

Многолетние цве­точно- декоративные растения: тюльпаны, нарциссы. Цветы в жизни человека

1

25.02.25

Закрепление знаний об особенностях внешнего строения и выращивания многолетних растений, их разнообразии, значе­нии цветов в жизни чело­века

Узнают и называют по ри­сункам, слайдам многолет­ние растения (тюльпаны, нарциссы), отмечают особен­ности внешнего строения. Рассказывают об особенно­стях выращивания растений, значении цветов в жизни че­ловека, бережном отношении к природе

Узнают и называют по рисункам, слай­дам, в натуре изученные многолетние растения (тюльпаны, нарциссы), расска­зывают об особенностях внешнего строе­ния (отмечают их разнообразие), сроках цветения растений, их эстетическом зна­чении. Рассказывают об особенностях их выращивания, правилах ухода за растени­ями. Готовят рисунки «Виды цветников, их дизайн». Выполняют задание в тет­ради, подписывают рисунки

Растения поля - 6 часов

43

Хлебные (злаковые) растения. Особенно­сти внешнего строе­ния и биологические особенности расте­ний

1

27.02.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения и биологиче­ских особенностях зла­ковых растений

Узнают и называют по ри­сункам, слайдам, гербариям хлебные растения (пшеница, рожь, овес, куку­руза), рассказывают об осо­бенностях внешнего строе­ния, отмечают их сходство. Рассказывают, зачем человек выращивает злаковые, по­чему их называют хлебные злаковые.

Узнают и называют по рисункам, слай­дам, гербариям растения, которые отно­сятся к злаковым (пшеница, рожь, овес, кукуруза); показывают разные виды хлебных растений на таблице, гербариях, в натуре. Рассказывают об особенностях внешнего строения этих растений, отме­чают черты сходства и отличия, назы­вают биологические особенности расте­ний. Делают вывод о сходстве внешнего вида хлебных растений


44

Выращивание хлеб­ных (злаковых) рас­тений

1

04.03.25

Формирование знаний о выращивании хлебных (злаковых) растений

По опорным рисункам, слай­дам рассказывают из каких этапов состоит процесс вы­ращивания зерновых, осо­бенностях посева, посадки, ухода, уборки растений. Рас­сказывают о профессиях лю­дей, которые выращивают хлеб, уважении к людям этих профессий, об отношении к хлебу

Называют этапы работы по выращива­нию злаковых культур. Рассказывают о значимости труда хлебороба, отношении к хлебу, уважении к людям, его выращи­вающим.

В рабочей тетради подписывают этапы выращивания под рисунками, записы­вают в графах таблицы. Делают вывод о взаимосвязи природных компонентов и человеком; о необходимости ухода за по­севами

45

Использование зла­ков в народном хо­зяйстве

1

06.03.25

Формирование знаний об использовании злаков в народном хозяйстве

Работают с рисунками, слай­дами, таблицей. Рассказы­вают, как человек использует злаковые, что можно приго­товить из разных злаковых культур. Объясняют значе­ние пословиц о хлебе

Приводят примеры использования злаков в народном хозяйстве. Работают с тек­стом учебника, таблицей «Использование зерновых злаков человеком»; заполняют таблицу на основе анализа текста учеб­ника. Работают в группах, смотрят и об­суждают видеоролики

46

Технические куль­туры: сахарная свекла, картофель

1

11.03.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения и биологиче­ских особенностях тех­нических культур

Узнают и называют техниче­ские культуры (сахарная свекла, картофель) на рисун­ках, слайдах, макетах. Рас­сказывают об особенностях внешнего вида растений; называют их биологические особенности, особенности выращивания и использова­ния в народном хозяйстве

Узнают и называют технические куль­туры (сахарная свекла, картофель) на ри­сунках, сладах, макетах, в натуре. Отме­чают особенности внешнего строения этих растений. Рассказывают о выращи­вании растений с учетом их биологиче­ских особенностей (посев, посадка, уход, уборка); об использовании в народном хозяйстве


47

Технические куль­туры: подсолнечник

1

13.03.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения и биологиче­ских особенностях под­солнечника

Узнают и называют подсол­нечник на рисунках, слайдах, макетах. Рассказывают об особенностях внешнего вида растения; называют его био­логические особенности, особенности выращивания и использования человеком

Узнают и называют подсолнечник на ри­сунках, сладах, макетах, в натуре. Отме­чают особенности внешнего строения растения. Рассказывают о выращивании подсолнечника с учетом его биологиче­ских особенностей (посев, посадка, уход, уборка); об использовании в народном хозяйстве

48

Технические куль­туры: лен, хлопчат­ник.

1

18.03.25

Расширение знаний об особенностях внешнего строения и биологиче­ских особенностях тех­нических культур

Узнают и называют техниче­ские культуры (лен, хлопчат­ник) на рисунках, слайдах, макетах. Рассказывают об особенностях внешнего вида растений; называют их био­логические особенности, особенности внешнего строе­ния и выращивают; как ис­пользуются в народном хо­зяйстве, видах одежды из льна и хлопка

Узнают и называют технические куль­туры (лен, хлопчатник) на рисунках, сла­дах, макетах, в натуре. Отмечают особен­ности внешнего строения этих растений. Рассказывают о выращивании растений с учетом их биологических особенностей; об использовании в народном хозяйстве. Рассказывают о растениях, как сырье для текстильной промышленности. Рассказы­вают о видах одежды из льна и хлопка, дают характеристику свойств волокон льна и хлопка, свойств тканей и одежды

49

Сорные растения по­лей и огородов

1

20.03.25

Формирование знаний о сорных растениях полей и огородов

Узнают и называют по ри­сункам, слайдам сорные рас­тения полей и огородов (осот, пырей, лебеда), расска­зываю о внешнем виде расте­ний, методах борьбы с сор­ными растениями

Узнают и называют по рисункам, слай­дам, гербариям, в натуре сорные растения полей и огородов (осот, пырей, лебеда). Отмечают особенности их внешнего строения, биологические особенности и условия произрастания (отношение с свету, теплу, влаге); называют меры борьбы с сорными растениями. Работают с рисунками, подписывают названия рас­тений


Овощные растения - 9 часов

50

Однолетние овощ­ные растения: поми­дор, огурец

1

25.03.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращива­ния помидор и огурцов

Узнают и называют по ри­сункам, слайдам растения помидор и огурцов, расска­зывают об особенностях внешнего вида, как выращи­вают растения (посев, уход, уборка), пользе растений. Показывают на опорных кар­тинках последовательность развития однолетних овощ­ных растений от семени до семени

Узнают и называют по рисункам, слай­дам, в натуре растения помидор и огур­цов. Рассказывают об особенностях внешнего строения, биологических осо­бенностях выращивания (посев, уход, уборка). Работают с опорными картин­ками: развитие растений от семени до се­мени

51

Однолетние овощ­ные растения: бакла­жан, перец

1

27.03.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращива­ния баклажана, перца

Узнают и называют по ри­сункам, слайдам растения ба­клажана, перца; рассказы­вают об особенностях внеш­него вида, как выращивают растения (посев, уход, уборка), пользе растений. Показывают на опорных кар­тинках последовательность развития однолетних овощ­ных растений от семени до семени

Узнают и называют по рисункам, слай­дам, в натуре растения баклажана, перца. Рассказывают об особенностях внешнего строения, сравнивают баклажан и перец, называют общие и отличительные осо­бенности строения перца и баклажана. Называют биологические особенности выращивания овощных культур (посев, уход, уборка). Работают с опорными кар­тинками: развитие растений от семени до семени


52

Однолетние овощ­ные растения: горох, фасоль

1

01.04.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращива­ния гороха, фасоли

Узнают и называют по ри­сункам, слайдам растения го­рох, фасоль; рассказывают об особенностях внешнего вида, как выращивают расте­ния (посев, уход, уборка), пользе растений. Показы­вают на опорных картинках последовательность развития однолетних овощных расте­ний от семени до семени

Узнают и называют по рисункам, слай­дам, в натуре растения гороха, фасоли. Рассказывают об особенностях внешнего строения, сравнивают горох и фасоль, находят общие и отличительные особен­ности строения. Называют биологические особенности выращивания (посев, уход, уборка). Рассказывают о пользе бобовых для человека. Работают с опорными кар­тинками: развитие растений от семени до семени

53

Двулетние овощные растения: морковь, свекла

1

03.04.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращива­ния моркови, свеклы

Узнают и называют по ри­сункам, слайдам растения моркови, свеклы; рассказы­вают об особенностях внеш­него вида, как выращивают растения (посев, уход, уборка), пользе растений, ис­пользовании в питании кор­неплодов. Показывают на опорных картинках последо­вательность развития двулет­них овощных растений от се­мени до семени

Узнают и называют по рисункам, слай­дам, в натуре растения моркови, свеклы. Рассказывают об особенностях внешнего строения, сравнивают морковь и свеклу, находят общие и отличительные особен­ности строения (корнеплоды). Называют биологические особенности выращива­ния (посев, уход, уборка), отличие в вы­ращивании однолетних и двулетних рас­тений. Рассказывают о пользе корнепло­дов для человека. Работают с опорными картинками: особенности развития двудольных расте­ний от семени до семени


54

Двулетние овощные растения: капуста, петрушка

1

15.04.25

Закрепление знаний об особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращива­ния

двулетних овощных рас­тений

Узнают и называют по ри­сункам, слайдам растения ка­пусты, петрушки; рассказы­вают об особенностях внеш­него вида, как выращивают растения (посев, уход, уборка), пользе растений, ис­пользовании в питании, ис­пользуя помощь учителя

Узнают и называют по рисункам, слай­дам, в натуре растения капусты, пет­рушки. Рассказывают об особенностях внешнего строения. Называют биологи­ческие особенности выращивания (посев, уход, уборка). Составляют рассказ по плану о пользе растений для человека

55

Многолетние овощ­ные растения: лук

1

17.04.25

Формирование знаний об особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращива­ния лука

Узнают и называют по ри­сункам, слайдам растения лука; рассказывают об осо­бенностях внешнего вида, показывают части растения на рисунках. Составляют рассказ по плану и опорным предложениям как выращи­вают лук (посев, уход, уборка), пользе растения, ис­пользовании в питании. В рабочей тетради подписы­вают рисунки: последова­тельность развития много­летних овощных растений от семени до семени

Узнают и называют по рисункам, слай­дам, в натуре растения лука. Рассказы­вают об особенностях внешнего строения растения, строении луковицы. Называют биологические особенности выращива­ния (посев, уход, уборка), особенностях развития многолетних растений от се­мени до семени, отличии от однолетних и двулетних. Называют пользу лука. Рабо­тают с опорными картинками: особенно­сти развития многолетних растений от семени до семени


56

Польза овощных растений. Овощи- источник здоровья (витамины)

1

22.04.25

Формирование знаний о пользе овощных расте­ний

Рассказывают о пользе раз­ных видов овощей по кар­тинкам, слайдам; рассказы­вают о правилах сохранения витаминов в овощах; рабо­тают с витаминной таблицей

Называют на таблицах, макетах, слайдах разные виды овощей согласно классифи­кации использования в питании; назы­вают пользу разных видов овощных куль­тур, их целебные свойства. Работают с таблицей: записывают примеры овощных растений по содержанию витаминов в разных овощах.

Составляют рассказ по рисункам о при­менении овощей в лечебных целях

57

Использование чело­веком овощных культур. Блюда, при­готавливаемые из овощей

1

24.04.25

Формирование знаний об использовании челове­ком овощных культур

По рисункам и таблицам узнают и называют изучен­ные овощные культуры. Рас­сказывают о пользе овощей, использовании их в питании. По слайдам и картинкам называют блюда, приготав­ливаемые из овощей. Рабо­тают с таблицей «Рациональ­ное питание человека»

Называю группы овощных культур, ис­пользуемых человеком в пищу. Рассказы­вают, в каком виде используются овощ­ные растения, называют правила приго­товления и употребления овощей. Прово­дят классификацию овощей по использо­ванию человеком разных частей овощ­ных растений. Называют холодные и го­рячие блюда из овощей. Работают в па­рах: составляют рецепты овощных блюд, используя иллюстративный материал, предложенный учителем.

Заполняют таблицу «Рациональное пита­ние человека»

58

Практическая ра­бота: «Выращивание рассады овощных культур»

1

29.04.25

Формирование практиче­ских навыков выращива­ния рассады овощных культур

Называют условия роста рас­тений, рассказывают о после­довательности работ по вы­ращиванию рассады. Под ру­ководством учителя выпол­няют работы по посадке се­мян и уходу за растениями

Рассказывают о последовательности вы­ращивания рассады (подготовка семян к посеву, проращивание, пикировка сеян­цев, пересадка в теплицу, высадка сажен­цев в открытый грунт). Выполняют прак­тические работы, осуществляют уход за растениями; делают вывод о правилах ухода за рассадой овощных культур


59

Практическая ра­бота:

«Посадка, прополка, уход за овощными растениями на приш­кольном участке»

1

01.05.25

Отработка практических умений ухода за овощ­ными растениями

Под руководством учителя выполняют работы по по­садке, прополке и уходу за овощными растениями. Называют правила техники безопасности

Под руководством учителя выполняют работы по посадке, прополке и уходу за овощными растениями; делают вывод о влиянии ухода за овощными растениями и их урожайностью.

Называют правила техники безопасности

Растения сада - 9 часов

60

Растения сада. Яб­лоня, груша

1

06.05.25

Формирование знаний о биологических особен­ностях и особенностях размножения растений сада (яблони, груши)

Узнают на рисунках и назы­вают растения яблони, груши. Рассказываю о биоло­гических особенностях сада, созревании плодов, особен­ностях размножения. Назы­вают по коллекциям вредите­лей сада, какой вред они при­носят растениям; рассказы­вают о способах борьбы с ними. В рабочей тетради рас­крашивают плоды яблони и груши

Узнают на рисунках, таблицах, слайдах садовые растения (яблоня, груша), рас­сказывают о строении древесных расте­ний, называют отличительные признаки. Сравнивают строение яблони и груши, находят общее и отличие. Рассказывают о биологических особенностях растений: сроки созревания плодов, особенности размножения. Называют вредителей сада, способы борьбы с ними. В рабочей тет­ради рисуют плоды яблони и груши.


61

Растения сада.

Вишня

1

08.05.25

Расширение знаний о растениях сада. Форми­рование знаний о биоло­гических особенностях и особенностях размноже­ния вишни

Узнают на рисунках и назы­вают плодовые деревья вишни. Рассказывают о био­логических особенностях вишни, созревании плодов, особенностях размножения. Называют вредителей расте­ний вишни, какой вред они приносят; рассказывают о способах борьбы с ними. В рабочей тетради раскраши­вают плоды вишни

Узнают на рисунках, таблицах, слайдах деревья вишни; рассказывают о внешнем строении растения, называют отличи­тельные признаки. Сравнивают строение вишни с яблоней и грушей, находят об­щие и отличительные признаки. Расска­зывают о биологических особенностях вишни: сроки созревания плодов, особен­ности размножения. Называют вредите­лей плодового дерева, способы борьбы с ними.

В рабочей тетради рисуют подписывают и раскрашивают плоды вишни

62

Растения сада. Смо­родина, крыжовник

1

13.05.25

Формирование знаний о садовых кустарниках, их биологических особен­ностях

Узнают по внешнему виду на рисунках, слайдах, таблице растения смородины и кры­жовника, называют биологи­ческие особенности размно­жения растений, созревания плодов. Называют вредите­лей смородины и крыжов­ника, рассказывают о вреде, который они приносят, и о способах борьбы с ними. В рабочей тетради раскраши­вают плоды смородины и крыжовника

Узнают на рисунках, таблицах, слайдах растения смородины и крыжовника; рас­сказывают о внешнем строении, сравни­вают кустарники с плодовыми деревь­ями, называют отличительные признаки деревьев и кустарников, делают вывод об их отличительных признаках. Рассказы­вают о биологических особенностях смо­родины и крыжовника: сроках созревания плодов, особенностях размножения. Называют вредителей растений, расска­зывают о способах борьбы с ними. В ра­бочей тетради рисуют, подписывают и раскрашивают плоды смородины и кры­жовника


63

Растения сада. Зем­ляника

1

15.05.25

Расширение знаний о растениях сада, форми­рование знаний о биоло­гических особенностях растения земляника

Узнают и называют по ри­сункам, таблице, слайдам растения земляники; отме­чают особенности внешнего вида. Рассказывают о биоло­гических особенностях зем­ляники: созревании плодов, особенностях размножения. Называют вредителей расте­ния, рассказывают, какой вред они приносят; называют способы борьбы с вредите­лями. В рабочей тетради вы­полняют задания по отра­ботке способов размножения земляники; раскрашивают растения и плоды земляники

Узнают на рисунках, таблицах, слайдах растения земляники; рассказывают об особенностях внешнего строения, назы­вают признаки сходства и отличия между изученными группами растений сада. Рассказывают о биологических особенно­стях земляники: созревание плодов, осо­бенности размножения. Называют вреди­телей земляники, способы борьбы с ними.

Делают вывод о создании условий произ­растания изученных групп растений сада в зависимости от их биологических осо­бенностей.

В рабочей тетради подписывают расте­ния, выполняют работу по отработке спо­собов размножения земляники; рисуют и раскрашиваю плоды

64

Способы уборки и использования пло­дов и ягод

1

20.05.25

Формирование знаний о способах уборки и ис­пользовании плодов и ягод

По рисункам, фотографиям, слайдам называют плодовые растения, фрукты и ягоды растений сада. Рассказывают о внешнем видео плодов и ягод, Описывают их вкусовые ка­чества; как их можно упо­треблять в пищу; рассказы­вают о способах уборки пло­дов и ягод; о пользе свежих фруктов и ягод; о видах и способах заготовки плодов и ягод на зиму

По рисункам, фотографиям, слайдам называют плодовые растения, фрукты и ягоды растений сада, описывают их вку­совые качества; рассказывают о способах уборки и использовании плодов и ягод; о пользе свежих фруктов и ягод; о видах и способах заготовки плодов и ягод на зиму.

Работают в парах, подбирают иллюстра­ции по способам использования плодов и ягод


65

Практическая ра­бота: «Вскапывание приствольных кру­гов плодовых дере­вьев»

1

22.05.25

Формирование практиче­ских навыков вскапыва­ния приствольных кругов плодовых дере­вьев

Рассказывают о правилах пе­рекопки и рыхления почвы, рассказывают о правилах вскапывания приствольных кругов. Под руководством учителя проводят перекопку приствольных кругов

По картинкам, слайдам называют пра­вила определения приствольного круга, приемов правильного вскапывания, зна­чении для деревьев рыхления пристволь­ных кругов. Под руководством учителя выполняют практическую работу: прово­дят перекопку приствольных кругов пло­довых деревьев; делают вывод о значе­нии вскапывания для роста плодовых де­ревьев

66

Практическая ра­бота:

«Уборка прошлогод­ней листвы»

1

27.05.25

Формирование практиче­ских навыков уборки школьной территории

Рассказывают по рисункам какой инструмент необхо­димо использовать при уборке листвы на территории школы; о правилах работы с ним.

Под руководством учителя выполняют работу по уборке прошлогодней листвы на участке школы. Рассказы­вают о соблюдении правил техники безопасности

Рассказывают, какой инструменты необ­ходимо использовать для уборки листьев; называют правила работы с ним, правила техники безопасности при работе с убо­рочным инвентарем.

Под руководством учителя выполняют работу по уборке прошлогодней листвы на участке школы, делают вывод о необ­ходимости и значения проведения работ по уборке прошлогодней листвы

67

Практическая ра­бота:

«Беление стволов де­ревьев»

1

29.05.25

Формирование практиче­ских умений по побелке стволов деревьев

По рисункам, слайдам повто­ряют значение побелки для плодовых деревьев; правила выполнения работы. Под ру­ководством учителя выпол­няют практическую работу по побелке стволов деревьев

По рисункам, слайдам повторяют значе­ние побелки для плодовых деревьев; пе­речисляют правила выполнения работы. Под руководством учителя выполняют практическую работу по побелке стволов деревьев, делают вывод о значении беле­ния стволов для растений


68

Экскурсия в цвету­щий сад

1

03.05.25

Закрепление и расшире­ние знаний о внешнем строении и биологиче­ских особенностей расте­ний сада

Узнают и называют растения сада, называют особенности их внешнего строения, по­чему их выращивают в саду. Рассказывают о значении разных растений сада, прово­дят наблюдения, показывают части растений, называют виды плодов садовых расте­ний. Оформляют резуль­таты наблюдений в таблице

Узнают и называют растения сада, опи­сывают их внешнее строение, находят черты сходства и отличия. Рассказывают о биологических особенностях деревьев сада, проводят наблюдения, показывают на растениях и называют этапы развития растений; оформляют результаты наблю­дений в таблице, записывают выводы по проведенным наблюдениям



1

05.05.25






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации