Рабочая программа по учебному предмету «География» АООП вариант 1 для обучающихся 7-о класса

0
0
Материал опубликован 19 June

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
«География»

АООП вариант 1

Для обучающихся 7-о класса



Составитель: учитель по АООП Гридяева О.В.











Чехов

2024

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026

(ЬКр8://с1ск,ги/33КМкК).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реали­зации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и со­ставляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предме­та «География».

Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отста­лостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать геогра­фические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспе­чения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного пове­дения в окружающей среде.

Задачи обучения:

формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

формирование умения выделять, описывать и объяснять существен­ные признаки географических объектов и явлений;

формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адап­тации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географиче­ской карты для получения географической информации;

формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природ­ных и антропогенных воздействий.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе определяет следующие задачи:

формирование элементарных, но научных и систематических сведе­ний о природе, населении, хозяйстве России;

знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечатель­ностями разных уголков нашей Родины.

знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.

Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 7 классе

Личностные результаты:

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гор­дости за свою Родину;

формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошло­му и настоящему многонационального народа России, ценностям многона­ционального российского общества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку и его мнению.

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, зна­ние и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью лю­дей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);

формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать участие в меро­приятиях по охране природы;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.

Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» в 7 классе

Минимальный уровень:

иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;

понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты;

показывать на карте (с помощью вспомогательных средств - генерализация линий рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе;

определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства;

показывать границы России на физической карте РФ;

показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту;

принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;

делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обу­чающихся) под руководством учителя;

выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя;

использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физиче­ской карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом;

показывать по картам (физической и природных зон России) геогра­фические объекты, указанные в программе;

устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, раститель­ным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя;

сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию;

называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.

Система оценки достижения обучающимися

с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

ориентируется на карте, находит и показывает географические объ­екты самостоятельно;

понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распро­страненными предложениями;

соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение;

классифицирует объекты на группы по существенным признакам;

дает последовательное описание объекта, раскрывающее его суще­ственные признаки и свойства;

правильно устанавливает причинно-следственные связи.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;

дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в по­строении предложении;

не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена по­следовательность в описании объекта, явления.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;

дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,

материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;

испытывает трудности при классификации объектов на группы;

самостоятельно не может обобщить полученные знания и устано­вить причинно-следственные связи.

Оценка «2» - не ставится.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказы­вать, давать определения понятиям.

Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с приро­дой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов эко­номической и социальной географии своей страны рассматривается в тес­ной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятель­ности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых райо­нах нашей страны.

На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч

П. Природные зоны России — 57 ч.

Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.

Учителю географии необходимо подумать о рациональном распре­делении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообраз­но уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкрет­ными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.

В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримеча­тельности разных уголков нашей Родины.

На уроках обучающиеся пользуются современными географически­ми картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). При изучении географии России констатируются новые наци­онально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этно­графические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изу­чении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа.

Содержание разделов

п\п

Тема (раздел)

Количество часов на изучение

Контрольные работы

1

Особенности природы и хозяйства России

11

1

2

Природные зоны России

2

1

3

Зона арктических пустынь

5

1

4

Зона тундры

8

1

5

Лесная зона

18

1

6

Зона степей

8

1

7

Зона пустынь и полупустынь

7

1

8

Зона субтропиков

4

1

9

Высотная поясность в горах

5

1


Итого

68

9

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Особенности природы и хозяйства России- 11часов

1

Географическое по­ложение России на карте мира

1ч.

02.09.24

Формирование у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира. Повторение условных обозна­чениях морских и сухопутных границ, государственные сим­волы РФ.

Продолжение формирования

навыков правильного показа географических объектов на карте

Показывают границу Рос­сии на настенной карте, ис­пользуя помощь учителя. Составляют рассказ о гео­графическом положении

России по плану и опорным предложениям

Рассказывают, в каком полу­шарии и на каком материке расположено наше государ­ство. Показывают границу

России, обозначают ее на кон­турной карте. Называют моря, по которым проходит госу­дарственная граница. Опреде­ляют по политической карте государства, граничащие с

Россией

2

Европейская и азиат­ская части России

1ч.

04.09.24

Продолжение формирования

представлений о географиче­ском положении России, об­ширности ее территории. Зна­комство с названиями экономи­ческих районов Европейской и азиатской частей РФ.

Продолжение формирования

Показывают (заранее обо­значенную учителем)

условную границу между Европой и Азией. Сравни­вают по площади Европей­скую и Азиатскую части России. Находят на карте России свой город (с по-

Показывают на карте террито­рию России. Называют, где проходит условная граница, заранее обозначенная учите­лем, между Европой и Азией. Показывают европейскую и азиатскую часть. Сравнивают по площади Европейскую и





навыков самостоятельной рабо­ты при выполнении упражне­ний в тетради на печатной ос­нове

мощью)

Азиатскую части России.

Находят на карте России свой город. Определяют, в какой части страны они живут

3

Административное деление России

1ч.

09.09.24

Продолжение формирования

представлений о географиче­ском положении России, об­ширности ее территории.

Знакомство с названиями

наиболее крупных областей Ев­ропейской и азиатской части РФ.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о государственном устройстве РФ

Называют нашу страну.

Знакомятся с названиями наиболее крупных админи­стративно- территориальных единиц

(области, республики) ев­ропейской и азиатской ча­стей РФ, показывают на настенной карте (с помо­щью учителя)

Находят на политико­

административной карте РФ края, области, республики, ав­тономные округа, автономные области, города федерального значения. Показывают круп­ные административно­территориальные единицы

(области, республики), дают характеристику географиче­

ского положения (по плану), показывают на карте

4

Разнообразие рельефа

1ч.

11.09.24

Продолжение знакомства с

формами рельефа РФ. Повторе­ние условных цветов физиче­ской карты. Продолжение фор­мирования навыков правильно­го показа географических объ­ектов на карте

Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на тер­ритории России (с помо­щью). Составляют по плану краткую характеристику

географического положе­

ния объекта, выделенного в учебнике, жирным шриф­том и наносят его на карту, используя помощь учителя

Называют и показывают на настенной карте равнины, ко­торые находятся на террито­рии России. Описывают гео­графическое положение Во­сточно-Европейской и Запад­но-Сибирской равнины, Сред­несибирского плоскогорья.

Называют горы России, пока­зывают их на физической кар­те России. Наносят на контур­ную карту, выделенные в тек­сте жирным шрифтом геогра­фические объекты


5

Полезные ископаемые, их основные месторож­дения

1ч.

16.09.24

Повторение и закрепление зна­ний о полезных ископаемых, способах их добычи, рациональ­ном использовании. Формирова­ние представлений о богатстве недр страны

Называют и показывают (заранее обозначенные

учителем на настенной карте) крупнейшие ме­сторождения полезных

ископаемых России (с помощью). Составляют рассказ о бережном от­ношении к природным ресурсам по опорным словам и словосочетани­ям

Перечисляют полезные иско­паемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторож­дения нефти и газа. Наносят на контурную карту крупней­шие месторождения полезных ископаемых. Рассказывают,

почему необходимо бережно относиться к природным ре­сурсам

6

Климат России

1ч.

18.09.24

Повторение и закрепление зна­ний о поясах освещенности, кли­мате, погоде. Формирование

представлений о климате разных частей РФ

По схеме перечисляют пояса освещенности. По плану и опорным пред­ложениям рассказывают о климате своей местно­сти.

Называют, какие факторы

влияют на климат, почему на территории России находится несколько климатических поя­сов. Рассказывают о климате европейской части России, Сибири и Дальнего Востока

7

Водные ресурсы Рос­сии, их использование.

1ч.

23.09.24

Повторение и закрепление зна­ний о водоемах, их условном изображении на физической кар­те, использовании воды в народ­ном хозяйстве, охране рек и озер. Продолжить формировать поня­тия о крупнейших реках и озерах РФ. Продолжить формирование навыков правильного показа гео­графических объектов на карте.

Закрепление и систематизация знаний о водоемах своего края

Находят в словаре и за­читывают определение, что такое водные ресур­сы. Называют (заранее

выделенные учителем) и показывают крупные

реки и отмечают их на контурной карте. Рас­сказывают как люди ис­пользуют водоемы по предложенным учителем предложениям

Называют и показывают на карте реки и озера России, указанные в учебнике. Расска­зывают об использовании

водных ресурсов по плану. Обсуждают возможности хо­зяйственного использования

рек


8

Население России.

Народы России.

1ч.

25.09.24

Формирование представлений обучающихся о России как мно­гонациональном государстве, о разнообразии народов, их тради­циях, вероисповедании. Воспитание толерантного отно­шения к людям других нацио­нальностей

Называют некоторые

народы, проживающие

на территории России (до 4 названий). Расска­зывают об обычаях свое­го народа, опираясь на сюжетные картинки и иллюстрации

Знакомятся с понятием «плот­ность населения». Перечисля­ют названия народов России (с опорой на таблицу). Показы­вают на карте места расселе­ния отдельных народов (с опорой на политико­

административную карту)

9

Промышленность- основа хозяйства, её отрасли

1ч.

30.09.24

Формирование первоначальных представлений обучающихся о народном хозяйстве и основных отраслях народного хозяйства РФ. Закрепление и систематиза­ция знаний о промышленных предприятиях своего края.

Продолжение формирования

навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе

Называют некоторые от­расли тяжелой и легкой промышленности (ма­

шиностроение, швейная промышленность, пище­вая промышленность) с опорой на иллюстратив­ный материал - схемы, рисунки.

Составляют рассказ о видах промышленности по опорным словам и словосочетаниям.

Называют отрасли промыш­ленности на основе иллюстра­тивных материалов учебника. Называют, какую продукцию выпускают предприятия тяже­лей промышленности, что та­кое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности.

Показывают на карте круп­нейшие промышленные горо­да, заранее выделенные учи­телем.

Называют основные отрасли промышленности своего края (с помощью учителя)

10

Сельское хозяйство, его отрасли

1ч.

02.10.24

Формирование первоначальных представлений обучающихся о сельском хозяйстве РФ и его ос­новных отраслях. Закрепление и систематизация знаний о сель­скохозяйственных угодьях свое­го края и их использовании

Называют отраслевой

состав растениеводства (полеводство, садовод­ство) и животноводства (скотоводство, птице­

водство) с опорой на ил­люстративный материал

Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство, лесоводство) и животноводства (скотовод­

ство, птицеводство, рыболов­ство)

с опорой на иллюстративный материал.







Называют главную зерновую культуру нашей страны, уста­навливают с помощью учите­ля причинно-следственные

зависимости между климатом и развитием сельского хозяй­ства.

Называют основные отрасли сельского хозяйства своего края (с помощью учителя)

11

Транспорт. Экономиче­ское развитие европей­ской и азиатской частей России

1ч.

14.10.24

Формирование представлений о транспортном сообщении на тер­ритории РФ, показ различия и значения грузовых и пассажир­ских перевозок. Формирование первоначальных представлений обучающихся об экономическом развитии Европейской и азиат­ской части России

Перечисляют виды

транспорта. Называют

транспорт, на котором перевозят людей и гру­зы. Рассказывают о

транспорте своего города

Сравнивают экономическое

развитие европейской и азиат­ской частей России с помо­щью учителя.

Называют с опорой на иллю­стративный материал основ­ные отрасли промышленности и сельского хозяйства евро­пейской и азиатской частей России

Природные зоны России - 2 часов

12

Размещение природных зон на территории

России

1ч.

16.10.24

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных усло­вий России. Знакомство с назва­ниями природных зон России.

Называть природные зо­ны России с помощью учителя (схемы, табли­цы), находить и показы­вать на карти-

нах/фотографиях разные природные зоны России

Характеризуют особенности

климата природных зон Рос­сии. Объясняют различие в

климате в разных районах нашей страны


13

Карта природных зон России

1ч.

21.10.24

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных усло­вий России. Знакомство с назва­ниями природных зон России и их географическим положением, картой природных зон России, условными цветами карты при­родных зон

Называют природные

зоны, в которых распо­ложена Россия (по карте природных зон), показы­вают на настенной карте (с помощью)

Называют природные зоны, в которых расположена Россия и показывают их на настенной карте. Объясняют зависимость размещения зон от климата. Условными цветами раскра­шивают природные зоны в контурной карте

Зона арктических пустынь - 5 часов

14

Положение на карте

1ч.

23.10.24

Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне арктических пустынь, ее географическом положении. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо­ты с контурной картой

Называют общие осо­бенности зоны арктиче­ских пустынь после объ­яснения учителя. Назы­вают и показывают на настенной карте зону арктических пустынь.

Перечисляют с опорой на карту моря Северного Ледовитого океана, по­казывают на карте

Показывают природную зону на настенной карте и отмеча­ют на контурной карте.

Называют и показывают на карте острова и моря Северно­го Ледовитого океана

15

Климат

1ч.

28.10.24

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Зна­комство с особенностями клима­та и природными явлениями изу­чаемой природной зоны

Описывают типичную

зимнюю и летнюю пого­ду зоны арктических пу­стынь (с помощью учи­теля)

Рассказывают, какие факторы влияют на климат зоны аркти­ческих пустынь. По иллю­страции описывают полярный день и полярную ночь, аркти­ческое лето


16

Растительный и живот­ный мир

1ч.

30.10.24

Продолжение формирования

представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Зна­комство с основными представи­телями растительного и живот­ного мира Арктики. Воспитание бережного отношения к расти­тельному и животному миру.

Продолжение формирования

навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе

Рассматривают и называют по иллюстрации растения и животных зоны арктиче­ских пустынь. Состав­ляют рассказ об одном из представителей фауны Арктики по предложен­ным учителям предло­жениям

Называют типичных предста­вителей животного и расти­тельного мира зоны арктиче­ских пустынь (до 4 названий). Устанавливают, с помощью учителя, причинно­следственные зависимости

между внешним видом, строе­нием и образом жизни

17

Население и его основ­ные занятия

1ч.

04.11.24

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Фор­мирование знаний обучающихся о занятиях населения в зоне арк­тических пустынь

По иллюстрации расска­зывают, чем занимаются население в зоне аркти­ческих пустынь

Устанавливают, с помощью учителя, причинно­следственные зависимости

между климатом и занятиями населения. Называют основ­ные занятия ученых в Аркти­ке. Называют, с помощью

учителя, основные экологиче­ские проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека

18

Северный морской путь

1ч.

06.11.24

Продолжение формирования представления обучающихся о зоне арктических пустынь. Фор­мирование элементарных пред­ставлений о развитии судоход­ства в морях Северного Ледови­того океана, омывающих терри­торию России

Показывают на карте се­верный морской путь (заранее обозначенный

на карте). По иллюстра­ции рассказывают, какие грузы доставляют жите­лем крайнего севера по Северному морскому пу­ти

Показывают на карте Север­ный морской путь. Рассказы­вают, для чего был проложен Северный морской путь. От­мечают на контурной карте крупные порты Арктики


Зона тундры - 8 часов

19

Положение на карте. Рельеф. Полезные ис­копаемые

1ч.

11.11.24

Формирование представлений обучающихся о тундре. Знакомство с географическим положением зоны тундры. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо­ты в контурной карте

Показывают на настен­ной карте зону тундры (с помощью). Закрашивают данную природную зону в контурной карте. Пе­речисляют полезные ис­копаемые, которые до­бывают в тундре, ис­пользуя помощь учителя

Показывают на карте природ­ную зону тундры. Описывают географическое положение

тундры (по плану) и отмечают ее на карте. Называют, с ка­кими природными зонами

граничит тундра, какие полез­ные ископаемые там добыва­ют

20

Климат. Водоемы тундры

1ч.

13.11.24

Формирование представлений обучающихся о тундре. Знаком­ство с климатическими условия­ми и водоемами. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на кар­те, навыков работы с контурной картой

Называть типичные осо­бенности климата тунд­ры, указанные в учебни­ке. Рассказывают о кли­матических условиях

тундры по плану и опор­ным словами (словосо­четаниям). Показывают (заранее выделенные

учителем) реки, проте­кающие по тундре

Называют, какой климат ха­рактерен для зоны тундры. Сравнивают зиму и лето свое­го края с зимой и летом зоны тундры. Обсуждают особен­ности климата тундры на ос­новании материалов учебника. Анализируют особенности

тундрово-глеевых почв. Назы­вают реки, протекающие по зоне тундры, и показывают их на карте. Объясняют, почему в зоне тундры много болот

21

Растительный мир

1ч.

25.11.24

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями растительного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отноше­ния к растительному миру своей страны

Рассматривают на ри­сунке или гербарии рас­тения. С опорой на ил­люстрации или гербарий, называют характерные

особенности растений

тундры.

По плану и опорным словами (словосочетани-

Устанавливают, с помощью учителя, причинно­следственные зависимости

между климатом и внешним видом растений. Например, почему в зоне тундры не мо­гут расти высокие деревья. Составляют рассказ, исполь­зуя опорные слова, о том, как






ям) рассказывают об од­ном из растений тундры

растения приспособились к суровым условиям тундры

22

Животный мир тундры

1ч.

27.11.24

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями животного ми­ра изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отноше­ния к животному миру своей страны

По рисункам называют животных зоны тундры. Составляют рассказ о северном олене, исполь­зуя предложенные учи­телем предложения.

Называют животных зо­ны тундры (по рисункам с надписями)

Рассказывают, как животные приспособились к суровому климату тундры. Устанавли­вают с помощью учителя, причинно-следственные зави­симости между климатом и внешним видом и образом жизни животных

23

Хозяйство. Население и его основные занятия

1ч.

02.12.24

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с хозяй­ством, населением тундры.

Воспитание уважительного от­ношения к жителям коренных народов Севера

Составляют рассказ о занятиях населения

Крайнего Севера, ис­

пользуя помощь учителя. С помощью иллюстра­ций называют основные занятия населения

Называют коренные народы (до 3 названий), проживающие в зоне тундры, их быт, обы­чаи. Традиции, основные за­нятия

24

Города: Мурманск, На­рьян-Мар

1ч.

04.12.24

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с крупней­шими городами изучаемой при­родной зоны, их географическим положением, хозяйством, досто­примечательностями. Продолже­ние формирования навыков по­каза географических объектов на карте, навыков работы с контур­ной картой

Показывают на карте изучаемые города (зара­нее выделенные учите­лем), отмечают их на контурной карте (с по­мощью)

Составляют краткие характе­ристики городов по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промыш­ленности) изучаемых городов. Показывают города на карте и отмечают их на контурной карте


25

Города тундры: Сале­хард, Норильск, Ана­дырь

1ч.

09.12.24

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство школьников с крупнейшим городами изучае­мой природной зоны, их геогра­фическим положением, хозяй­ством, достопримечательностя­ми. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо­ты с контурной картой

Показывают на карте изучаемые города (зара­нее выделенные учите­лем), отмечают их на контурной карте (с по­мощью)

Находят и показывают на кар­те города Салехард, Норильск, Анадырь. Рассказывают о го­родах по плану. Называют ос­новные занятия населения

(отрасли промышленности)

изучаемых городов. Рассказы­вают об особенностях этих городов. Отмечают их на кон­турной карте

26

Экологические пробле­мы Севера. Охрана природы тундры

1ч.

11.12.24

Продолжение формирования представлений обучающихся о тундре. Знакомство с экологиче­скими проблемами Севера. Вос­питание у обучающихся береж­ного отношения к природе своей страны

Показывают заповедни­ки зоны тундры (заранее выделенные учителем)

на карте России

Устанавливают с помощью учителя причины экологиче­ских проблем. Находят на кар­те заповедники зоны тундры, рассказывают о них, опираясь на таблицы, иллюстрации

Лесная зона - 18 часов

27

Положение на карте. Рельеф и полезные ис­копаемые

1ч.

16.12.24

Формирование представлений о зоне лесов как о самой большой по площади природной зоне Рос­сии. Знакомство с географическим положением, особенностями ре­льефа и полезными ископаемыми изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо­ты в контурной карте.

Воспитание бережного отношения к природным ресурсам

Показывают на карте природных зон России лесную зону. На карте природных зон называ­ют, каким цветом обо­значена лесная зона.

Обозначают ее в контур­ной карте (с помощью). Составляют рассказ о рельефе лесной зоны из предложенных учителем предложений

По плану дают характеристи­ку географического положе­ния лесной зоны. Наносят ее на контурную карту (с помо­щью учителя). Используя фи­зическую карту России, рас­сказывают об особенностях рельефа лесной зоны по плану с помощью учителя


28

Климат

1ч.

18.12.24

Формирование представлений о зоне лесов. Знакомство с особен­ностями климата лесной зоны

Называют, в каком поясе освещенности располо­жена лесная зона (с опо­рой на схему). Называют основные характеристи­ки погоды в разные вре­мена года (лето, осень. весна, зима)

Рассказывают по схеме, какое влияние на климат европей­ской части лесной зоны ока­зывают влажные и теплые ветры с Атлантического океа­на. Сравнивают климат евро­пейской части лесной зоны с азиатской. На контурной карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления

ветров с Атлантического, Ти­хого и Северного Ледовитого океана

29

Реки, озера, каналы

1ч.

23.12.24

Формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с водоемами изучае­мой природной зоны. Продолже­ние формирования навыков по­каза географических объектов на карте, навыков работы в контур­ной карте. Воспитание бережно­го отношения к водным ресурсам

Показывают реки и озёра (заранее выделенные

учителем на карте).

Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны, по опорным сло­вам, и словосочетаниям

Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской и азиатской ча­стях лесной зоны. Наносят на контурную карту названия

рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах лес­ной зоны (по плану)

30

Растительный мир.

Хвойные леса (тайга)

1ч.

25.12.24

Формирование представлений обучающихся о растительном мире лесной зоны. Закрепление и расширение представлений о влиянии климата на раститель­ный мир.

Воспитание бережного отноше­ния к растительному миру своей страны.

Называют хвойные дере­вья. Описывают одно из хвойных деревьев по

плану. Выписывают в тетрадь породы деревьев европейской и азиатской частей тайги.

Показывают на карте зо­ну лесов

Показывают хвойные леса на карте с помощью учителя


31

Смешанные и листвен­ные леса

1ч.

13.01.25

Закрепление и расширение пред­ставлений о влияние климата на растительный мир. Повторение и обобщение знаний обучающихся о растительности смешанных и лиственных лесов.

Воспитание бережного отноше­ния к растительному миру своей страны

Называют по рисунку растения смешанных ле­сов.

Называют лиственные

деревья. Описывают од­но из лиственных дере­вьев по плану.

Показывают на карте зо­ну лесов

Проводят на контурной карте примерную границу смешан­ных лесов с помощью учите­ля. Сравнивают смешанные (лиственные) леса и тайгу по плану. Составляют рассказ об уссурийской тайге

32

Животный мир

1ч.

15.01.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с жи­вотным миром лесной зоны. Воспитание бережного отноше­ния к животному миру своей страны

Называют животных и птиц лесной зоны (до 5 названий). Узнают на рисунках животных лес­ной зоны. Составляют рассказ об одном из жи­вотных лесной зоны, ис­пользуя помощь учителя

Рассказывают о многообразии животных лесной зоны: хищ­ные, травоядные, всеядные. Устанавливают, с помощью учителя, причинно­следственные зависимости

между климатом и особенно­стями животного мира. Со­

ставляют рассказ об одном из животных лесной зоны по плану. Называют животных, которые занесены в Красную книгу

33

Пушные звери

1ч.

20.01.25

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с пуш­ными зверями лесной зоны. Вос­питание бережного отношения к животному миру своей страны

Называют пушных зве­рей (до 3 названий). Вы­писывают в тетрадь из учебника названия тра­воядных и хищных пуш­ных зверей. Составляют рассказ об одном пуш­ном звере (с помощью опорных слов)

Объясняют, каких зверей

называют пушными. Называ­ют пушных зверей (до 5 названий). Выписывают в тет­радь из учебника названия травоядных и хищных пуш­ных зверей. Составляют рас­сказ об одном пушном звере по плану


34

Значение леса

1ч.

22.01.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Повторение, систе­матизация и обобщение знаний о

значении леса

Готовят схему о значе­нии леса в жизни чело­века, используя помощь учителя

Рассказывают о значении леса в жизни людей. Готовят схему о значении леса в жизни чело­века. Повторяют правила по­ведения в лесу

35

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промыш­ленность и сельское хозяйство Центральной России

1ч.

27.01.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне. Знакомство с про­мышленностью и сельским хо­зяйством Центральной России. Расширение представлений обу­чающихся о народном хозяйстве РФ

Выписывают в тетрадь ведущие отрасли про­мышленности и сельско­го хозяйства. По рисунку называют товары, вы­пускаемы промышлен­ными предприятиями

Центральной России

Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллю­стративный материал.

Рассказывают о промышлен­ности и сельском хозяйстве Центральной России по плану

36

Города Центральной России

1ч.

29.01.25

Формирование представлений обучающихся о крупных горо­дах, расположенных на террито­рии лесной зоны.

Расширение и закрепление зна­ний о столице России.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо­ты в контурной карте

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте круп­ные города Центральной России, используя по­мощь учителя. Состав­ляют рассказ о Москве по предложенным учи­телем предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России. Составляют рассказ об одном из городов Цен­тральной России по плану

37

Особенности развития хозяйства Северо­Западной России

1ч.

03.02.25

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Северо­Западной России. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народ­ном хозяйстве РФ

Выписывают в тетрадь ведущие отрасли про­мышленности и сельско­го хозяйства. По рисунку называют товары, вы­пускаемые промышлен­ными предприятиями

Северо-Западной России

Определяют географическое

положение Северно-Западной России по карте с помощью учителя. Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал. Выписывают в тетрадь веду­щие отрасли промышленности







и сельского хозяйства.

Рассказывают о промышлен­ности и сельском хозяйстве по

плану

38

Города Северо­Западной России: Санкт-Петербург, Ар­хангельск

1ч.

05.02.25

Формирование представлений обучающихся о крупных горо­дах, расположенных на террито­рии лесной зоны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо­ты в контурной карте

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте круп­ные города Северо­Западной России, ис­

пользуя помощь учителя. Составляют рассказ о Санкт-Петербурге по

предложенным учителем предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечис­ляют отрасли промышленно­сти, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану

39

Города Северо­Западной России: Нов­город, Псков, Калинин­град

1ч.

10.02.25

Формирование представлений обучающихся о крупных горо­дах, расположенных на террито­рии лесной зоны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо­ты в контурной карте

Отмечают на контурной карте крупные города Северо-Западной России, используя помощь учи­теля. Составляют рассказ об одном из городов по предложенным учителем предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечис­ляют отрасли промышленно­сти, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану

40

Западная Сибирь

1ч.

12.02.25

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство школьников с про­мышленностью Западной Сиби­ри.

Расширение представлений обу­чающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования

Выписывают в тетрадь ведущие отрасли про­мышленности и сельско­го хозяйства. Перечис­ляют по карте полезные ископаемые, которые

добывают в Западной Сибири. Находят на кар­те города, которые упо­минались в тексте учеб-

Определяют географическое положение Западной Сибири по карте (с помощью учителя). Называют полезные ископае­мые, которые добывают в этом регионе. Показывают на карте крупнейшие месторож­дения





навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо­ты с контурной картой

ника (с помощью учите­ля)


41

Восточная Сибирь

1ч.

24.02.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство с промышленностью Восточной Сибири.

Расширение представлений обу­чающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо­ты в контурной карте

Выписывают в тетрадь ведущие отрасли про­мышленности и сельско­го хозяйства. Перечис­ляют по карте полезные ископаемые, которые

добывают в Восточной Сибири.

Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с по­мощью учителя)

Определяют географическое

положение Восточной Сибири по карте с помощью учителя. Называют основные природ­ные богатства Восточной Си­бири. Рассказывают, как люди используют реки Восточной Сибири.

Называют ведущие отрасли промышленности

42

Дальний Восток

1ч.

26.02.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне.

Знакомство с основными отрас­лями промышленности Дальнего Востока.

Расширение представлений обу­чающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ

Находят на физической карте России Дальний Восток (с помощью).

Выписывают в тетрадь ведущие отрасли про­мышленности и сельско­го хозяйства. Перечис­ляют по карте полезные ископаемые (с помощью учителя)

Находят на физической карте России Дальний Восток.

Определяют географическое

положение восточной Сибири по карте с помощью учителя. Перечисляют полезные иско­паемые, которые добывают на Дальнем Востоке, показывают на карте крупнейшие место­рождения.

Называют ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства


43

Заповедники и заказни­ки лесной зоны

1ч.

03.03.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о лесной зоне.

Расширение представлений обу­чающихся об охране природы в лесной зоне.

Воспитание бережного отноше­ния к природным богатствам своей страны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков рабо­ты с контурной картой

Составляют рассказ о

правилах поведения в

лесу, используя помощь учителя. Обозначают на контурной карте круп­нейшие заповедники и национальные парки,

памятники Всемирного природного наследия (с помощью учителя)

Устанавливает причинно­следственные зависимости

между деятельностью челове­ка и необходимостью охраны природы. Обозначают на кон­турной карте крупнейшие за­поведники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия с помо­щью учителя

44

Обобщающий урок по лесной зоне

1ч.

05.03.25

Обобщение представлений обу­чающихся о лесной зоне России. Воспитание бережного и рацио­нального использования природ­ных богатств России.

Формирование умений работать в малых группах при выполне­нии заданий

Систематизируют и

обобщают знаний по

лесной зоне

Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне. Пока­зывают изученные объекты на физической карте и карте при­родных зон

Степная зона- 8 ч.

45

Положение на карте. Рельеф и полезные ис­копаемые. Реки

1ч.

10.03.25

Формирование первоначального представления обучающихся о зоне степей. Знакомство с гео­графическим положением, рель­ефом, полезными ископаемыми и водоемами степной зоны. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой, картами

Показывают на карте «Природные зоны Рос­сии» зону степей. Пока­зывают месторождения полезных ископаемых и реки степей (с помощью учителя). Подписывают их названия в контурной карте

Называют основные признаки степей. Дают краткую харак­теристику географического

положения зоны степей. Пере­числяют полезные ископае­мые, которые добывают в зоне степей. Характеризируют

климатические условия степ­ной зоны. Показывают на кар­те «Природные зоны России»







и обозначают зону степей на контурной карте

46

Растительный мир

1ч.

12.03.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство школь­ников с растительным миром степной зоны и его особенностя­ми.

Воспитание бережного отноше­ния к растительному миру своей страны

По рисунку называют растения степной зоны. Выписывают их в тет­радь, рассказывают о

растениях степей по

плану, используя по­

мощь учителя

Называют некоторые растения зоны степей.

С помощью учителя выделяют причинно-следственные зави­симости между климатом и особенностями растительного мира.

Обсуждают приспособление

растений к условиям суще­ствования, формулируют вы­воды. Рассказывают о расте­ниях по плану.

47

Животный мир

1ч.

17.03.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с жи­вотным миром степной зоны и его особенностями.

Воспитание бережного отноше­ния к животному миру своей страны

По рисунку называют животных степей.

Составляют рассказ о растениях степей по

плану, используя по­

мощь учителя

Называют некоторых живот­ных зоны степей (до 4) с по­мощью учителя, устанавлива­ют причинно-следственные

зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из животных зоны сте­пей по плану. Рассказывают, как животные приспособились к жизни в степях

48

Хозяйство. Население и его основные занятия

1ч.

19.03.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с насе­лением изучаемой природной зоны и его занятиями.

По рисунку перечисляют занятия населения степ­ной зоны. Составляют рассказ о сельскохозяй­ственных культурах, ко­торые выращивают в

степной зоне, используя

Перечисляют основные заня­тия населения. Называют от­расли промышленности, раз­витые в зоне степей. С помо­щью учителя, устанавливают причинно-следственные зави­симости между климатом и






помощь учителя

хозяйственной деятельностью человека. Рассказывают о

сельскохозяйственных куль­

турах, выращиваемых в степях

49

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск

1ч.

24.03.25

Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с круп­ными городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой

Находят и показывают на карте степную и лесо­степную зоны (с помо­щью). Записывают

названия крупных горо­дов степной зоны в тет­радь. Составляют рас­сказ о городах по пред­ложенным учителем

предложениям

Показывают на карте степную зону. Перечисляют крупные города и отмечают их в кон­турной карте.

Рассказывают о городах сте­пей по плану

50

Города степной зоны: Самара, Саратов, Вол­гоград

1ч.

26.03.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с круп­ными городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой

Показывают на настен­ной карте крупные горо­да степной зоны, распо­ложенные на Волге (с помощью). Составля­ют рассказ об одном из городов с опорой на план и иллюстрации

Показывают на карте степную зону. Находят на настенной карте города степной зоны, расположенные на берегах

Волги, отмечают их в контур­ной карте. Рассказывают о го­родах степей по плану

51

Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Став­рополь, Краснодар

1ч.

31.03.25

Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с круп­ными городами. Совершенство­вание навыков показа географи­ческих объектов на карте, навы­ки работы с контурной картой

Показывают на настен­ной карте крупные горо­да степной зоны (с по­мощью) Составляют рас­сказ об одном из городов по плану и предложен­ных учителем предложе­ний

Называют города-миллионеры степной зоны. Находят изуча­емые города на настенной карте. Рассказывают о городах по плану. Подписывают

названия городов в контурной карте


52

Охрана природы степ­ной зоны

1ч.

02.04.25

Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в степной зоне и спо­собах их решения.

Воспитание бережного отноше­ния к природным богатствам своей страны

По схеме называют эко­логические проблемы

зоны степей.

На контурной карте от­мечают заповедники

степной зоны, используя помощь учителя

Рассказывают, какая опас­ность угрожает животным

степной зоны. Показывают на карте заповедники степной зоны и отмечают их в контур­ной карте

Зона полупустынь и пустынь - 7 часов

53

Положение на карте. Рельеф. Полезные ис­копаемые

1ч.

14.04.25

Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне полупустынь и пустынь. Знакомство с географическим положением, рельефом, полез­ными ископаемыми зоны пу­стынь

Показывают на карте природных зон России зону пустынь и полупу­стынь. Закрашивают в контурной карте зону пустынь и полупустынь. Показывают на карте по условным знакам полез­ные ископаемые, кото­рые добывают в пустыне

Называют основные признаки пустынь.

Показывают зону пустынь на настенной карте и отмечают ее в контурной карте. Пере­числяют полезные ископае­мые, которые добывают в пу­стынях и полупустынях

54

Климат. Реки

1ч.

16.04.25

Формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с осо­бенностями климата и реками изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной, контурной картами

Показывают на карте природные зоны пусты­ни и полупустыни.

Называют основные осо­бенности климата пу­стынь с опорой на схему (климат сухой и жаркий) Показывают реки зоны пустынь и полупустынь, заранее выделенные учи­телем. Подписывают их названия в контурной карте. Составляют рас­сказ о реках пустыни по

Характеризуют климатические условия зоны пустынь и полу­пустынь. Перечисляют реки зоны пустынь и отмечают их в контурной карте






плану, используя по­

мощь учителя


55

Растительный мир

1ч.

21.04.25

Формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с осо­бенностями растительного мира изучаемой природной зоны

По иллюстрациям назы­вают растения зоны пу­стынь. Составляют рас­сказ о любом растение по опорным словам и словосочетаниям

Называют растения пустынь и полупустынь с помощью учи­теля, устанавливают причин­но-следственные зависимости между климатом и особенно­стями растительного мира. Рассказывают как растения зоны пустынь и полупустынь приспособились к засушливо­му климату. Рассказывают о растениях по плану

56

Животный мир

1ч.

23.04.25

Продолжение формирование представлений обучающихся об особенностях природы зоны пу­стынь и полупустынь.

Воспитание бережного отноше­ния к миру природы

По иллюстрациям назы­вают животных зоны пу­стынь. Составляют рас­сказ о верблюде по

опорным словам и сло­восочетаниям

Называют животных пустынь и полупустынь с помощью учителя. Устанавливают при­чинно-следственные зависи­

мости между растительным и животным миром. Рассказы­вают как животные приспосо­бились к жизни в полупустыне и пустыне. Описывают жи­вотных зоны пустынь. Состав­ляют рассказ о животных зоны пустынь и полупустынь

57

Хозяйство. Население и его основные занятия

1ч.

28.04.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство школьников с насе­лением и его основными заняти­ями. Воспитание уважительного отношения к людям других

Показывают на карте зо­ну пустынь и полупу­стынь с опорой на иллю­страции, называют ос­новные занятия жителей зоны пустынь и полупу­стынь. Составляют рас-

Называют основные занятия населения зоны пустынь и по­лупустынь. Перечисляют от­расли сельского хозяйства по­лупустынь. Составляют рас­сказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь (тер-





национальностей, их обычаям и традиция

сказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупу­стынь, используя по­

мощь учителя

ритории между Волгой и Ах- тубой, побережья Каспийского моря) по плану

58

Города зоны полупу­стынь и пустынь

1ч.

30.04.25

Продолжение формирование представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с крупными города­ми изучаемой природной зоны. Совершенствование навыков ра­боты с настенной и контурной картами

На настенной карте по­казывают города зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учи­теля. Выписывают

названия крупнейших

городов в тетрадь

Показывают зоны пустынь и полупустынь на карте природ­ных зон. Показывают на карте города Астрахань и Элиста, отмечают их на контурной карте. Рассказывают о городах зоны пустынь и полупустынь по плану

59

Охрана природы зоны пустынь и полупу­стынь.

1ч.

05.05.25

Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в зоны пустынь и по­лупустынь и способах их реше­ния.

Воспитание бережного отноше­ния к природным богатствам своей страны

По схеме называют эко­логические проблемы

зоны пустынь и полупу­стынь.

Показывают зону пу­

стынь и полупустынь на карте.

Рассказывают о зоне пу­стынь и полупустынь по опорным словам

Описывают географическое

положение зоны пустынь и полупустынь по плану и карте, называют характерные при­знаки климата, занятия насе­ления, крупные города.

Называют экологические про­блемы зоны пустынь и полу­пустынь.

Показывают зону пустынь и полупустынь и изученные гео­графические объекты на карте

Зона субтропиков - 4

часа

60

Положение на карте

1ч.

07.05.25

Формирование первоначальных представлений обучающихся о зоне субтропиков.

Знакомство с географическим положением природной зоны, климатом, особенностями расти­тельного и животного мира су-

Показывают на карте природных зон России зону субтропиков (с по­мощью). По рисункам называют растения и

животных субтропиков. Составляют рассказ об

Показывают на карте природ­ных зон России зону субтро­пиков. Отмечают ее на кон­турной карте с помощью учи­теля. Характеризуют климати­ческие условия влажных и су­хих субтропиков. Называют





хих и влажных субтропиков. Воспитание бережного отноше­ния к природным богатствам своей страны

одном из растений/ жи­вотных по плану с по­мощью учителя

дикорастущие и культурные растения субтропиков. Расска­зывают об одном из расте- ний/животных зоны субтропи­ков по плану

61

Курортное хозяйство. Население и его основ­ные занятия

1ч.

12.05.25

Формирование представлений обучающихся о зоне субтропи­ков.

Знакомство с населением и его

основными занятиями.

Формирование элементарных представлений о курортном хо­зяйстве и его развитии на Черно­морском побережье Кавказа и на южном берегу Крыма

По рисункам называют занятия населения в суб­тропиках с помощью

учителя. Находят на кар­те города - курорты на побережье Черного моря, заранее выделенные учи­телем

Называют культурные расте­ния, которые выращивают в субтропиках. Перечисляют

занятия населения данной

природной зоны. Находят на карте крупные курортные го­рода субтропиков и отмечают их в контурной карте

62

Города зоны влажных субтропиков (Сочи, Анапа, Геленджик).

1ч.

14.05.25

Формирование представлений обучающихся о зоне субтропи­ков.

Знакомство школьников с горо­дами.

Продолжение формирования навыков работы с настенной кар­той

Находят на карте (зара­нее выделенные учите­лем) города курорты на побережье Черного моря. Обозначают города на контурной карте, прини­мая помощь учителя

Называют города на побере­жье Черного моря. Находят изучаемые города на настен­ной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия горо­дов в контурной карте

63

Города зоны сухих суб­тропиков (Ялта, Сева­стополь)

1ч.

19.05.25

Формирование представлений обучающихся о зоне субтропи­ков.

Знакомство школьников с горо­дами

Находят на карте города - курорты на побережье Черного моря (заранее выделенные учителем). Обозначают города на контурной карте, прини­мая помощь учителя

Называют города на побере­жье Черного моря. Находят изучаемые города на настен­ной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия горо­дов в контурной карте


Высотная поясность в горах - 5 часов

64

Положение на карте. Рельеф и полезные ис­копаемые. Климат

1ч.

21.05.25

Продолжение формирования представлений обучающихся о природных зонах РФ.

Знакомство с областью высотной поясности, ее положением на карте, поверхностью, полезными ископаемыми, особенностями климата

Показывают горы Рос­сии (заранее выделенные учителем). С опорой на иллюстрации называют животных высотной по­ясности. Используя кар­ту, называют горы Рос­сии

Показывают на карте горы России. Называют животных, которые обитают в горах.

Обозначают горы на контур­ной карте

65

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

1ч.

26.05.25

Формирование представлений обучающихся о высотной пояс­ности.

Знакомство школьников с Кав­казскими горами, природой, населением, хозяйством.

Воспитание толерантного отно­шения к людям других нацио­нальностей, их обычаям и тради­циям

Показывают горы на

карте с помощью учите- ля.По иллюстрациям, с помощью опорных слова и словосочетаний, рас­сказывают о природе

Кавказа. Показывают и называют по условным знакам крупные место­рождения полезных ис­копаемых (нефть)

Рассказывают о природе Кавка- за.Перечисляют, с опорой на карту, полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе. Называют отрасли сельского хозяйства, которые развиты в предгорьях Кавказа с опорой на схему/иллюстрации. Составля­ют по плану рассказ о занятиях горцев, опираясь на текст учеб­ника

66

Города и экологические проблемы Урала

1ч.

28.05.25

Формирование представлений обучающихся о высотной поясно­сти.

Расширение представлений о го­родах РФ.

Знакомство обучающихся с при­родой Уральских гор, крупными промышленными городами Урала. Совершенствование навыков ра­боты с настенной, настольной, контурной картами

Показывают на карте Уральские горы, исполь­зуя помощь учителя. Со­ставляют рассказ о при­родных богатствах Урала по предложенным учи­телем предложениям

Находят на физической карте России Уральские горы. Пока­зывают месторождения полез­ных ископаемых. Рассказыва­ют о природных богатствах края. Перечисляют, что вы­пускают предприятия тяжелой промышленности Урала с

опорой на схе-

му/иллюстрацию. Показывают на карте крупные города и от­мечают их на контурной карте


67

Алтайские горы. Осо­бенности природы. Хо­зяйство. Население и его основные занятия. Города

1ч.

02.05.25

Продолжение формирование представлений обучающихся о высотной поясности.

Знакомство с природой Алтай­ских гор, крупными городами региона.

Совершенствование навыков ра­боты с настенной, настольной, контурной картами

Показывают на карте Алтайские горы, исполь­зуя помощь учителя. По рисункам отвечают на вопросы, чем занимают­ся сельские жители Ал­тая

Рассказывают о природе Ал­тайских гор. Называют круп­ные города Алтая. Показыва­ют на карте, отмечают их на контурной карте. Составляют рассказ о занятиях сельских жителей Алтая по плану

68

Обобщающий урок по географии России

1ч.

04.05.25

Повторение, обобщение и систе­матизация знаний по курсу «Гео­графия России».

Формирование навыков работать в парах, группах, выполнять са­мостоятельно задания в тетради на печатной основе.

Совершенствование навыков ра­боты с настенной, настольной, контурной картами

Показывают на карте природные зоны России. Называют с опорой на карту - приложение к учебнику - характерные особенности природных зон России

Показывают на карте природ­ные зоны России. Определяют по описанию, иллюстрациям природные зоны.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.