Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1 класс, УМК «Начальная школа 21 века»)

6
2
Материал опубликован 15 July 2019 в группе

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И. Галушина»

 

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол от «__» ___________ 2019 г.

___.

Руководитель МО

________________

 

Утверждаю.

Директор МБОУ СШ № 35

__________

«__»_____________2019 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

для 1 класса.

Класс: 1 Д

 

 

 

Составитель: Аушева Елена Васильевна,

учителя начальных классов МБОУ СШ № 35,

высшая квалификационная категория.

 

 

 

Срок реализации программы: 2019-2020 уч.г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

Структура документа:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Приложение (реализация практической части программы).

 

 

      1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения учащихся являются:

•  целостное, гармоничное восприятие мира;

•  интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

•  умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

•  способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

•  способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

•  представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

•  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•  умение доводить работу до конца;

•  способность предвидеть результат своей деятельности;

•  адекватная оценка результатов своей деятельности;

•  способность работать в коллективе;

•  умение работать индивидуально и в малых группах;

•  готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

•  постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

•  принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

•  самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

•  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•  умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

•  умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•  умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;

•  умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

•  умение проводить самостоятельные исследования;

•  умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•  умение находить нужную информацию в Интернете;

•  участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

•  умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

•  обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

•  умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

•  понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

•  умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

•  умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

•  сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

•  умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

•  умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

•  способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

•  умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать

о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

•  умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

•  сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

•  сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

•  активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

•  понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

•  понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

•  умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

•  умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

•  умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

•  сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

•  умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

•  умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

•  умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

•  умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

•  умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Учащиеся научатся:

•  создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•  использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

•  работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

•  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

•  выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

•  создавать образы природы и человека в живописи и графике;

•  выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

•  понимать форму как одно из средств выразительности;

•  отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

•  видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

•  использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

•  передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

•  использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

•  создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

•  изображать объёмные тела на плоскости;

•  использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

•  применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

•  использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

•  чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

•  понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

•  приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

•  понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

•  понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;    

•  использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

•  понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

•  понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

•  приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Учащиеся получат возможность научиться:

•  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

•  выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

•  видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

•  понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

•  активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

•  воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

•  переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

•  работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

•  участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

•  выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

•  проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.)

 

2. Содержание учебного предмета

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов)

Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы и создание на основе этого художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению.

Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и представлению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов.

Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движений в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалами на основе собственных наблюдений. Проведение собственных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Звуки природы: пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу. Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм.

Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники – живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник – скульптор?» Материалы и инструменты разных художников – живописца, графика, прикладника, архитектора. Различия жанров изобразительного искусства. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптора, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлениям от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.

3. Тематическое планирование

1 класс - 33 часа (1 час в неделю)

урока

Тема урока

 

Кто такой художник? - 9часов

 

1

Знакомимся с изобразительным искусством.

«Радость»

 

2

Учимся смотреть на мир глазами художника. «Летние впечатления»

 

3

Давайте понаблюдаем. «Бабочки и стрекозы».

 

 

4

Профессия художника- живописца. Материалы и инструменты художника. «Осень.»

 

 

5

Мир полон красок и звуков. «Плеск волны».

 

 

6

Знакомство с гуашевыми красками. Знакомство с палитрой. «Фрукты».

 

 

7

Кисть-главный инструмент художника. «Чёрно-белый и разноцветный мир».

 

 

8

Сокровища художественных музеев. «Хоровод»

 

 

9

Фантазируем и рисуем. «Волшебная птица счастья».

 

Искусство видеть и творить-10 часов

10

Виды изобразительного искусства. Живопись. «Букет в вазе».

 

 

11

Волшебница Белая Краска. «Зимний лес».

 

 

12

Художник-график. «Осеннее дерево».

 

 

13

Штрих и линия. «Ветреный день».

 

 

14

Художник-скульптор. Лепка фигурки собаки.

 

 

15

Виды декоративного искусства. Аппликация.

 

 

16

Художник-архитектор. Конструирование «Дом для игрушки».

 

17

Художник-прикладник. «Каргопольская игрушка»

 

 

18

Создаём объёмную композицию. «Дымковская слобода»

 

19

Кукольный театр. Лепка сказочных героев.

 

 

Какие бывают картины-7 часов

 

20

Такие разные картины..

 

21

Рисуем пейзаж.

 

 

22

Портрет.

 

 

23

Что такое сюжет.

 

 

24

Натюрморт.

 

 

25

Жанры изобразительного искусства.

 

 

26

Художник рисует для книжки. Художник-иллюстратор.

 

 

Мы-художники-7 часов

 

27

Необычное в обычном. Композиция из природного материала.

 

 

28

Прозрачная акварель. Техника работы «по сырому». «Подснежники».

 

 

29

Рисуем животное из кляксы. Освоение техники «кляксография».

 

 

30

Лепим фигурки животных. Изображение движения.

 

 

31

Промежуточная аттестация. Тестирование.

 

 

32

Радуга цветов. Контраст и нюанс. «Радуга».

 

33

Учимся рассказывать о живописи.

 

Приложение

Реализация практической части программы. Контрольные работы

урока

Тема

31

Промежуточная аттестация. Тестирование.

Итого – 1 ч

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Очень полезный ресурс!

15 July 2019

Похожие публикации