Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в четвертом классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №6» на 2020/2021 учебный год;
Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2020/2021 учебный год;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528;
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в четвертом классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:
Концептуальные положения теории Л.С. Выготского;
Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А. Власова, Мастюкова Е.М., В.Н. Чулков, Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц);
Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Апраушев, Е.Л. Гончарова, Л.А. Головчиц, Л.И. Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.);
Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П. Вайзман, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);
Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.);
Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.);
Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.);
Компетентностный подход в обучении (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и мн.др.);
Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).
При разработке программы «Речь и альтернативная коммуникация» были использованы следующие программно-методические материалы:
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой;
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на один год усвоения и действительна в течение срока действия ФГОС. Согласно учебному плану на изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе предусматривается 1 часа в неделю (34 часа в год).
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» позволяет формировать у них потребности в общении, развивать сохранные речевые механизмы, а также научить использовать альтернативные средства коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основными задачами программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» являются:
Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
Формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации.
Формирование умения понимать обращенную речь.
Формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить элементарные предложения.
Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является индивидуальная работа.
При проведении уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.
У первой группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.
Особенности второй другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
Третья группа детей имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач.
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предполагает следующие виды уроков: комбинированный и урок отработки ЗУН учащихся. Независимо от вида урока, основную часть составляет индивидуальная работа с каждым учеником.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с учебным планом рассчитан на 1урок в неделю. Общее количество часов: 34 ч (34 учебных недели).
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 8 часов
На основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году», Постановления Правительства РФ от 10.10.2020 г. №1648 «О переносе выходных дней в 2021 году» и Годового календарного учебного графика КОУ «Адаптивная школа № 6» на 2020/2021 учебный год, программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» скорректирована. Общее количество часов: 31 ч.
I четверть – 8ч.
II четверть – 8ч.
III четверть – 9ч.
IV четверть – 6ч.
Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
Понимать язык эмоций;
Проявлять собственные чувства;
Сообщать о дискомфорте;
Проявлять интерес к совместной деятельности;
Проявлять мотивацию в обучении;
Наблюдать за окружающими предметами и явлениями.
Оказывать помощь;
Принимать помощь;
Пользоваться речевыми (жестовыми) формами взаимодействия;
Возможные предметные результаты:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения -
вербальными и невербальными:
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание
смысла узнаваемого слова:
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение
чтению и письму:
Соотнесение пиктограммы с надписью к ней и реальным предметом.
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в четвертом классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
Спокойное пребывание в новой среде;
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
Принятие контакта, инициированного взрослым;
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
Формирование учебного поведения:
Поддержание правильной позы;
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
Подражание простым движениям и действиям с предметами;
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
Использование по назначению учебных материалов;
Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
Выполнение действий с предметами (по подражанию);
Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу);
Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
Принятие помощи учителя на групповом занятии.
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
Выполнение задания полностью (от начала до конца);
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Показатели сформированности представлений:
представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);
представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);
представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);
представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);
представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).
Показатели восприятия материала:
понимает без визуализации;
понимает без визуализации частично;
не понимает без визуализации;
понимает с наглядным подкреплением;
понимает с наглядным подкреплением частично;
не понимает.
Показатели самостоятельности:
действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
действие выполняется ребенком самостоятельно.
Содержание учебного предмета
Коммуникация.
Установление зрительного контакта со взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Договаривание слов в предложении. Составление описательного рассказа. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие). Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога).
Тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
4 класс
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 31 час в учебном году (1 час в неделю).
I четверть – 8ч.
II четверть – 8ч.
III четверть – 9ч.
IV четверть – 6ч
I четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
1 | Звуки и буквы | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
2 | Образование из усвоенных звуков и букв слов ау, уа. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
3 | Образование и чтение обратных слогов. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
4 | Рисование и обводка геометрических фигур. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
5 | Звук [х], буква Х, х. Письмо буквы Х,х. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
6 | Образование и чтение обратных слогов с буквой Х. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
7 | Беседа на тему «Осень золотая» | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
8 | Рисование прямых и кривых линий в различных направлениях. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
II четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
1 | Звук [ш]. Буква Ш, ш. Письмо буквы Ш,ш. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
2 | Образование и чтение обратных и прямых слогов с буквой Ш. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
3 | Составление слогов из изученных букв. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
4 | Звук [л]. Буква Л, л. Письмо буквы Л, л. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
5 | Образование и чтение обратных слогов с буквой Л | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
6 | Мимика и жесты | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
7 | Рисование наклонной палочки с закруглением внизу. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
8 | Беседа на тему «Новый год» | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
III четверть (9 ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
1 | Звук [ы]. Буква Ы,ы. Письмо буквы Ы,ы. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
2 | Образование и чтение обратных слогов с буквой Ы | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
3 | Беседа на тему: «Я готовлю уроки» | | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
4 | Звук [н]. Буква Н,н. Письмо буквы Н,н. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
5 | Образование и чтение обратных слогов с буквой Н. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
6 | Соединение по точкам. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
7 | Письмо полуовала, овала. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
8 | Работа над сюжетной картинкой «Весна». | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
9 | Беседа на тему: «Библиотека» | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
IVчетверть (6ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
1 | Звук [р]. Буква Р, р. Письмо буквы Р,р. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
2 | Образование и чтение обратных слогов с буквой Р. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
3 | Рисование и обводка геометрических фигур. Штриховка. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
4 | Звук [к]. Буква К,к Письмо буквы К,к. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
5 | Образование и чтение обратных слогов с буквой К. | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
6 | Работа над сюжетной картинкой «Дикие животные» | 1 | Просмотр презентации, сюжетных картинок, работа в прописях | |
Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы по предмету «Речь альтернативная коммуникация» демонстрационный материал предмета включает:
набор букв;
таблицы букв;
карточки с напечатанными словами;
алфавитная доска;
карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы);
коммуникативные таблицы;
сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.
Для реализации программы по предмету «Речь альтернативная коммуникация» используется следующая учебно-методическая литература:
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015. – 160 с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / В.В. Воронкова; 8-е издание. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Для реализации программы по предмету «Речь альтернативная коммуникация» предполагается следующая литература для детей:
Подготовка к письму. Тетрадь для рисования. Часть 1, 2. Солнечные ступеньки. ВК Дакота, 2013 г – 32 с.
Лункина Е. Прописи по грамоте для детей 5-7 лет. Сфера, 2014 г. – 24 с.
ГузенкоТ.В., Каюкова А.Л. Прописи для детей, нуждающихся в индивидуальном подходе. Литера, 2020 г – 112 с.
Для реализации программы «Речь альтернативная коммуникация» необходимы следующие материально-технические средства: принтер, ноутбук, колонки.
В процессе реализации программы по предмету «Речь альтернативная коммуникация» могут быть использованы интернет – ресурсы:
http://bookash.pro/ - электронная библиотека
https://infourok.ru/ - ведущий общеобразовательный портал России