Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Речь и альтернативная коммуникация» (1 класс)
Календарно – тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
в 1 доп. классе
Учитель-логопед: Базаева Ю.Ю.
Всего часов: 36. В неделю: 1,5 часа
№ п/п |
Дата |
Название темы |
Основные понятия темы, содержание |
Виды деятельности обучающихся |
Оборудование к уроку |
Коррекционно-развивающая работа |
1 |
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником. |
Урок-ученик-учитель. |
Формирование положительного отношения к учебным занятиям. |
Дидактические игры, игрушки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
2 |
Реагирование на собственное имя. |
Урок-ученик-учитель. |
Формирование положительного отношения к учебным занятиям. |
Дидактические игры, игрушки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
3 |
Приветствие собеседника звуком (любым другим доступным способом). |
Урок-ученик-учитель. |
Формирование положительного отношения к учебным занятиям. |
Дидактические игры, игрушки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
4 |
Привлечение к себе внимания звуком (любым другим доступным способом). |
Урок-ученик-учитель. |
Формирование положительного отношения к учебным занятиям. |
Дидактические игры, игрушки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
5 |
Выражение своих желаний звуком (любым другим доступным способом). |
Урок-ученик-учитель. |
Формирование положительного отношения к учебным занятиям. |
Дидактические игры, игрушки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
6 |
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (любым другим доступным способом). |
Урок-ученик-учитель. |
Формирование положительного отношения к учебным занятиям. |
Дидактические игры, игрушки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
7 |
Выражение согласия (несогласия) звуком (любым другим доступным способом) |
Урок-ученик-учитель. |
Формирование положительного отношения к учебным занятиям. |
Дидактические игры, игрушки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
8 |
Выражение благодарности звуком (любым другим доступным способом). |
Урок-ученик-учитель. |
Формирование положительного отношения к учебным занятиям. |
Дидактические игры, игрушки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
9 |
Прощание с собеседником звуком (любым другим доступным способом). |
Урок-ученик-учитель. |
Формирование положительного отношения к учебным занятиям. |
Дидактические игры, игрушки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
10 |
Приветствие и прощание с собеседником звуком (любым другим доступным способом). |
Урок-ученик-учитель. |
Формирование положительного отношения к учебным занятиям. |
Дидактические игры, игрушки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
11 |
Звуки вокруг нас. |
Стук, звон, шуршание, гудение, жужжание. |
Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой. |
Аудиозаписи. Предметы. Предметные картинки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
12 |
Кто как голос подаёт (звукоподражание). |
Кошка, собака, курица, петух, цыплёнок и т. д. Называть животных по картинкам. |
Соотносить игрушки животных с их изображением, повторять за учителем звукокомплексы. |
Иллюстрации. Предметные картинки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
13 |
Кто как голос подаёт (звукоподражание). |
Кошка, собака, курица, петух, цыплёнок и т. д. Называть животных по картинкам. |
Соотносить игрушки животных с их изображением, повторять за учителем звукокомплексы. |
Иллюстрации. Предметные картинки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
14 |
Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти. |
Урок формирования новых знаний последовательно организованных движений и консервативного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, вкладышами. |
Повторять за учителем и выполнять самостоятельно действия при сборке предметов. |
Сюжетные картинки. Демонстрационный материал; наглядный материал. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
15 |
Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти. |
Урок формирования новых знаний последовательно организованных движений и консервативного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, вкладышами. |
Повторять за учителем и выполнять самостоятельно действия при сборке предметов. |
Сюжетные картинки. Демонстрационный материал; наглядный материал. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
16 |
Речевые игры: |
Формирование новых знаний и умений. |
«Дождик – дождик», «Солнышко-ведрышко», «Травка зеленеет», «Весна-красна…», |
Дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
17 |
Упражнение на развитие артикуляционной моторики в играх по подражанию |
Урок закрепления полученных знаний. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|||
18 |
Упражнение на развитие артикуляционной моторики в играх по подражанию. |
Урок формирования новых знаний. |
Повторять за учителем и самостоятельно: «Крокодил – широко открытый рот», «Веселые Петрушки» - растянуть губы в улыбку, «Дразнилка» - высунуть язык вперед. |
Сюжетные картинки. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
|
19 |
Рассматривание сюжетных картинок: Д/и «Покажи, что я назову» |
Формирование новых знаний и умений |
Демонстрационный материал, детские книги. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
||
20 |
Упр. с пиктограммами: «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки». |
Урок закрепления полученных знаний |
Демонстрационный материал, детские книги. |
Формирование предпосылок к овладению способами альтернативной коммуникации. |
||
21 |
Подготовка руки к письму (трафареты). |
Трафарет, обводить, закрашивать. |
Повторять за учителем и самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать. |
Трафареты, цветные карандаши. |
Формирование графических навыков, развитие мелкой моторики. |
|
22 |
Подготовка руки к письму (трафареты). |
Трафарет, обводить, закрашивать. |
Повторять за учителем и самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать. |
Трафареты, цветные карандаши. |
Формирование графических навыков, развитие мелкой моторики. |
|
23 |
Подготовка руки к письму (проведение линий). |
Карандаш, красный, жёлтый, синий, зелёный, лист бумаги, линия. |
Самостоятельно проводить линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета. |
Цветные карандаши, лист бумаги. |
Формирование графических навыков, развитие мелкой моторики. |
|
24 |
Подготовка руки к письму (проведение линий). |
Карандаш, красный, жёлтый, синий, зелёный, лист бумаги, линия. |
Самостоятельно проводить линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета. |
Цветные карандаши, лист бумаги. |
Формирование графических навыков, развитие мелкой моторики. |
|
25 |
Подготовка руки к письму (обводка ). |
Карандаш, красный, жёлтый, синий, зелёный, лист бумаги, линия. |
Самостоятельно проводить линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета. |
Цветные карандаши, лист бумаги. |
Формирование графических навыков, развитие мелкой моторики. |
|
26 |
Подготовка руки к письму (обводка ). |
Карандаш, красный, жёлтый, синий, зелёный, лист бумаги, линия. |
Самостоятельно проводить линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета. |
Цветные карандаши, лист бумаги. |
Формирование графических навыков, развитие мелкой моторики. |
|
27 |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей) |
Графический образ слов, обозначающих имена людей. |
Узнавание графического образа слова, выбор карточки с заданным словом. |
Карточки с печатными словами, обозначающими имена знакомых людей. |
Формирование предпосылок к овладению навыком глобального чтения |
|
28 |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей) |
Графический образ слов, обозначающих имена людей. |
Узнавание графического образа слова, выбор карточки с заданным словом. |
Карточки с печатными словами, обозначающими имена знакомых людей. |
Формирование предпосылок к овладению навыком глобального чтения |
|
29 |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов) |
Графический образ слов, обозначающих названия предметов. |
Узнавание графического образа слова, выбор карточки с заданным словом. |
Карточки с печатными словами, обозначающими знакомые предметы. |
Формирование предпосылок к овладению навыком глобального чтения |
|
30 |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов) |
Графический образ слов, обозначающих названия предметов. |
Узнавание графического образа слова, выбор карточки с заданным словом. |
Карточки с печатными словами, обозначающими знакомые предметы. |
Формирование предпосылок к овладению навыком глобального чтения |
|
31 |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действий). |
Графический образ слов, обозначающих действия. |
Узнавание графического образа слова, выбор карточки с заданным словом. |
Карточки с печатными словами, обозначающими бытовые действия. |
Формирование предпосылок к овладению навыком глобального чтения |
|
32 |
Использование карточек с напечатанными словами и картинками, как средства коммуникации |
Умение обозначать свои потребности и желания при помощи специальных карточек. |
Обозначение потребностей с помощью картинки и подбора к ней карточки с соответствующим словом |
Картинки и соответствующие им слова |
Формирование предпосылок к овладению навыком глобального чтения |
|
33 |
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации |
Умение обозначать свои потребности и желания при помощи специальных карточек. |
Обозначение потребностей с помощью картинки и подбора к ней карточки с соответствующим словом |
Картинки и соответствующие им слова |
Формирование предпосылок к овладению навыком глобального чтения |
|
34 |
Повторение материала. |
Урок закрепления полученных знаний |
Работа по индивидуальным карточкам |
Дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации. |
Формирование предпосылок к овладению навыком глобального чтения; навыкам письма; способам альтернативной коммуникации |
|
35 |
Повторение материала. |
Урок закрепления полученных знаний |
Работа по индивидуальным карточкам |
Дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации. |
Формирование предпосылок к овладению навыком глобального чтения; навыкам письма; способам альтернативной коммуникации |
|
36 |
Повторение материала. |
Урок закрепления полученных знаний |
Работа по индивидуальным карточкам |
Дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации. |
Формирование предпосылок к овладению навыком глобального чтения; навыкам письма; способам альтернативной коммуникации |