12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Михеева Ольга Сергеевна71 Учитель начальных классов Россия, Хакасия респ., Черногорск |
Программа внеурочной деятельности «В мире математики»
«Математика и конструирование»
"В мире математики"
3 класс
Рабочая программа
1.Пояснительная записка
а) Программа разработана для преподавания курса «Математика и конструирование» в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «СОШ № 20». При составлении программы был учтён учебный план МБОУ «СОШ №20» ст.9, ст.14 закона «Об образовании», «Типовое положение об учреждениях дополнительного образования», приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей МО и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844, Сан ПиН 2.4.4.125 1-03,», методические рекомендации по разработке рабочих программ.
Нормативные документы, регламентирующие учебную программу:
Закон «Об образовании» ст.9, ст.14
Устав МБОУ «СОШ №2»
Сан ПиН для учреждений дополнительного образования 2.4.4.125 1-03
Типовое положение об учреждениях дополнительного образования
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей МО и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844)
Методические рекомендации по разработке рабочих программ
Образовательная программа МБОУ «СОШ №2»
Федеральный закон «О государственной молодёжной политике в РФ»
Закон РХ «О реализации государственной молодёжной политики в РХ» от 6.05.2005
Закон РФ «О средствах массовой информации».
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Расписание занятий: один час в неделю
б) Программа дополнительного образования «Математика и конструирование» предназначена для реализации как в отдельно взятом классе, так и в смешанной группе детей младшего школьного возраста.
в) Преподавание предмета ведётся на основе УМК:
«Математика и конструирование» С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина 3 класс. – Москва «Просвещение» 2011г.
г) Цели изучения курса :
- Развитие умений использовать математические знания для описания и моделирования
пространственных отношений;
- Формирование способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к
умственному труду;
· Развитие элементов логического и конструкторского мышления, стремления
использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи изучения курса :
- существенное усиление геометрического содержания начального курса математики как за счет углубленного изучения того геометрического материала, который входит в программу основного курса, так и за счет его расширения (так, в курс включается изучение некоторых многогранников: прямоугольного параллелепипеда, куба, пирамиды, конуса, шара и др., строятся их модели, выполняются чертежи в трех проекциях и т. п.) и на этой основе решение задач углубления и расширения геометрических представлений и знаний учащихся;
- создание условий для формирования у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала, а также условия для формирования элементов конструкторского мышления и усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся.
Способы фиксации результатов
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
2.Основное содержание
№ | Раздел | Часы | Общая характеристика |
1 | Повторение геометрического материала. | 2 ч | Повторить геометрические понятия: отрезок, угол, ломаная. Познакомить с инструктажем по ТБ. |
2 | Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида. | 7 ч | Продолжится знакомство с треугольником и видами треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Изготовление модели треугольников различных видов, различных моделей правильной треугольной пирамиды. Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки. |
3 | Периметр многоугольника. Чертёж. | 11 ч | Обучающиеся научатся находить периметр прямоугольника; познакомятся со свойством диагоналей прямоугольника; будут учится составлять прямоугольники из данных частей. |
4 | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). | 2 ч | Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника. |
5 | Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части. Взаимное расположение окружностей на плоскости. | 9 ч | Обучающиеся научатся вычерчивать круг, чертить пересекающиеся, непересекающиеся ( в том числе концентрические) окружности, делить круг на 2, 3, 4, 6, 8, 12 равных частей. |
6 | Закрепление. Конструирование. | 3 ч | Продолжится конструирование моделей из деталей набора «Конструктор». |
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика и конструирование» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика и конструирование» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в
любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса
Предметные результаты
Обучающийся будет знать:
– определение площади геометрических фигур,
– единицы измерения площади, массы тел,
– правило определения площади прямоугольника,
– свойства арифметических действий;
– как вычислять периметр прямоугольника (квадрата), треугольника;
– как находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне;
– как переводить одни единицы измерения величин в другие;
– о соблюдении правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;
– как рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
– как выполнять технический рисунок не сложного изделия;
– читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие;
– вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать площади различной конфигурации,
- строить прямоугольник с заданной длиной сторон,
- определять площадь прямоугольника по его длине и ширине,
- выражать площадь, массу, используя разные единицы измерения этих величин; – выполнять краткую запись задачи.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебному материалу;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания чувств других людей;
– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;
– понимания своей этнической принадлежности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;
– внутренней позиции обучающегося
на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математики», к школе.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом
находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– выполнять учебные действия в письменной речи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Возможные виды деятельности учащихся | Прак. работа | Вид контроля | Повторение | Дата по плану | Дата по факту | Приме чание |
1 | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная. Инструктаж по ТБ | Повторить геометрический материал. | Отрезок, угол, ломаная. | |||||
2 | Многоугольник. | Повторить геометрический материал. | Многоугольники. Нахождение суммы длин всех сторон. | |||||
3 | Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. | Различать треугольники по сторонам и углам. Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников различных видов. | Вычерчивание отрезка с использованием линейки. | |||||
4 | Построение треугольников по трем сторонам, заданным отрезками. | Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников различных видов. | Треугольник. Виды треугольников. | |||||
5 | Соотношение между сторонами треугольника. | Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников различных видов, различные модели правильной треугольной пирамиды. Изготавливать модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок. Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки. | Построение треугольников по трем сторонам, заданным отрезками. | |||||
6 | Конструирование фигур из треугольника. | Соотношение между сторонами треугольника. | ||||||
7 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | Конструирование фигур из треугольника. | ||||||
8 | Представление о развертке правильной треугольной пирамиды. | Виды треугольников по углам. | ||||||
9 | Прак.работа №1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника. | прак. раб. | Нахождение середины отрезка с помощью циркуля и линейки. | |||||
10 | Прак. работа №2. Изготовление из бумажных полосок игрушки. | прак. раб. | ТБ при работе с ножницами. | |||||
11 | Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника. | Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля. | Получение прямоугольника путем перегибания листа бумаги неправильной формы. | |||||
12 | Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей. | Составлять прямоугольник из данных частей. | Противоположные стороны прямоугольника. | |||||
13 | Вычерчивание прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | Уметь вычерчивать прямоугольник на нелинованной бумаге. | Диагонали четырехугольника. | |||||
14 | Чертеж. | Изготавливать по чертежу различные аппликации. | прак. раб. | Построение прямоугольника из простейших геометрических фигур. | ||||
15 | Прак. работа №3. Изготовление по чертежу аппликации «Домик». | Изготавливать по чертежу различные аппликации | Понятие «Чертёж». | |||||
16 | Прак. работа №4. Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер». | Работать с технологической картой. | прак. раб. | Составление прямоугольников из данных частей. | ||||
17 | Прак. работа №5. Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море». | Работать с технологической картой. | прак. раб. | Понятие «Технология карта». | ||||
18 | Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника. | Уметь сравнивать площади. | Составление прямоугольников из данных частей. | |||||
19 | Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников. Площадь прямоугольного треугольника. | Выстраивать композиции по технологическому рисунку. | Единицы площади. Площадь прямоугольника. | |||||
20 | Вычерчивание круга. Деление круга на 2,4,8 равных частей. | Делить круг на 2,4,8 равных частей. | Периметр многоугольника. | |||||
21 | Прак. работа №6. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей. | Изготавливать изделия при помощи с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника, квадрата. | прак. раб. | Деление круга на равные части. | ||||
22 | Деление окружности на 3,6,12 равных частей. | Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных | Деление круга на равные части. | |||||
23 | Прак. работа №7. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 равных частей. | Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных | прак. раб. | Единицы площади. Площадь прямоугольника. | ||||
24 | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | Взаимно располагать окружности на плоскости. | Понятие «окружность». | |||||
25 | Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений. | Выполнять деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений. | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | |||||
26 | Взаимное расположение фигур на плоскости. | Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей. | ||||||
27 | Прак. работа №8. Изготовление аппликации «Паровоз» с предварительным изготовлением чертежа по рисунку». | Чертить пересекающиеся, непересекающиеся ( в том числе концентрические) окружности. | прак. раб. | Квадрат. Диагонали квадрата. | ||||
28 | Изготовление набора для геометрической игры « Танграм». Составление различных фигур из всех ее элементов. | Изготавливать аппликации из частей игры «Танграм». | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. | |||||
29 | Изготовление из бумаги изделия способом оригами. | Работать в технике «Оригами». | Понятие «Оригами», | |||||
30 | Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройство, использование. | Строить практическим способом треугольник, вписанный в круг. | Изготовление из бумаги изделия способом оригами. | |||||
31 | Прак. работа №9. Изготовление из деталей конструктора подъемного крана. | Конструировать по рисункам модели из деталей набора «Конструктор». | прак. раб. | Правила работы с конструктором. | ||||
32 | Изготовление из деталей конструктора подъемного крана. | Конструировать из деталей конструктора подъёмный кран. | Правила работы с конструктором. | |||||
33 | Прак. работа №10. Изготовление модели действующего транспортера. | Анализировать изготовленную модель. | прак. раб. | Правила работы с конструктором. | ||||
34 | Изготовление модели действующего транспортера. Анализ изготовленной модели, ее усовершенствование по заданным условиям. | Анализировать изготовленную модель. | Правила работы с конструктором. |
Список используемой литературы.
1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011
2. ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
3. Волкова С. И., Математика и конструирование: Пособие для учащихся 3 кл. четырехлетней нач. шк. – М.: Просвещение, 2013.
4. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя / С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2011.