Программа внеурочной деятельности в 3 классе «В мире математики»
«Математика и конструирование»
"В мире математики"
3 класс
Рабочая программа
1.Пояснительная записка
а) Программа разработана для преподавания курса «Математика и конструирование» в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «СОШ № 20». При составлении программы был учтён учебный план МБОУ «СОШ №20» ст.9, ст.14 закона «Об образовании», «Типовое положение об учреждениях дополнительного образования», приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей МО и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844, Сан ПиН 2.4.4.125 1-03,», методические рекомендации по разработке рабочих программ.
Нормативные документы, регламентирующие учебную программу:
Закон «Об образовании» ст.9, ст.14
Устав МБОУ «СОШ №2»
Сан ПиН для учреждений дополнительного образования 2.4.4.125 1-03
Типовое положение об учреждениях дополнительного образования
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей МО и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844)
Методические рекомендации по разработке рабочих программ
Образовательная программа МБОУ «СОШ №2»
Федеральный закон «О государственной молодёжной политике в РФ»
Закон РХ «О реализации государственной молодёжной политики в РХ» от 6.05.2005
Закон РФ «О средствах массовой информации».
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Расписание занятий: один час в неделю
б) Программа дополнительного образования «Математика и конструирование» предназначена для реализации как в отдельно взятом классе, так и в смешанной группе детей младшего школьного возраста.
в) Преподавание предмета ведётся на основе УМК:
«Математика и конструирование» С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина 3 класс. – Москва «Просвещение» 2011г.
г) Цели изучения курса :
- Развитие умений использовать математические знания для описания и моделирования
пространственных отношений;
- Формирование способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к
умственному труду;
· Развитие элементов логического и конструкторского мышления, стремления
использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи изучения курса :
- существенное усиление геометрического содержания начального курса математики как за счет углубленного изучения того геометрического материала, который входит в программу основного курса, так и за счет его расширения (так, в курс включается изучение некоторых многогранников: прямоугольного параллелепипеда, куба, пирамиды, конуса, шара и др., строятся их модели, выполняются чертежи в трех проекциях и т. п.) и на этой основе решение задач углубления и расширения геометрических представлений и знаний учащихся;
- создание условий для формирования у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала, а также условия для формирования элементов конструкторского мышления и усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся.
Способы фиксации результатов
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
2.Основное содержание
№ |
Раздел |
Часы |
Общая характеристика |
1 |
Повторение геометрического материала. |
2 ч |
Повторить геометрические понятия: отрезок, угол, ломаная. Познакомить с инструктажем по ТБ. |
2 |
Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида. |
7 ч |
Продолжится знакомство с треугольником и видами треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Изготовление модели треугольников различных видов, различных моделей правильной треугольной пирамиды. Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки. |
3 |
Периметр многоугольника. Чертёж. |
11 ч |
Обучающиеся научатся находить периметр прямоугольника; познакомятся со свойством диагоналей прямоугольника; будут учится составлять прямоугольники из данных частей. |
4 |
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). |
2 ч |
Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника. |
5 |
Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части. Взаимное расположение окружностей на плоскости. |
9 ч |
Обучающиеся научатся вычерчивать круг, чертить пересекающиеся, непересекающиеся ( в том числе концентрические) окружности, делить круг на 2, 3, 4, 6, 8, 12 равных частей. |
6 |
Закрепление. Конструирование. |
3 ч |
Продолжится конструирование моделей из деталей набора «Конструктор». |
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика и конструирование» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика и конструирование» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в
любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса
Предметные результаты
Обучающийся будет знать:
– определение площади геометрических фигур,
– единицы измерения площади, массы тел,
– правило определения площади прямоугольника,
– свойства арифметических действий;
– как вычислять периметр прямоугольника (квадрата), треугольника;
– как находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне;
– как переводить одни единицы измерения величин в другие;
– о соблюдении правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;
– как рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
– как выполнять технический рисунок не сложного изделия;
– читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие;
– вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать площади различной конфигурации,
- строить прямоугольник с заданной длиной сторон,
- определять площадь прямоугольника по его длине и ширине,
- выражать площадь, массу, используя разные единицы измерения этих величин; – выполнять краткую запись задачи.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебному материалу;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания чувств других людей;
– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;
– понимания своей этнической принадлежности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;
– внутренней позиции обучающегося
на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математики», к школе.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом
находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– выполнять учебные действия в письменной речи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема |
Возможные виды деятельности учащихся |
Прак. работа |
Вид контроля |
Повторение |
Дата по плану |
Дата по факту |
Приме чание |
1 |
Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная. Инструктаж по ТБ |
Повторить геометрический материал. |
Отрезок, угол, ломаная. |
|||||
2 |
Многоугольник. |
Повторить геометрический материал. |
Многоугольники. Нахождение суммы длин всех сторон. |
|||||
3 |
Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. |
Различать треугольники по сторонам и углам. Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников различных видов. |
Вычерчивание отрезка с использованием линейки. |
|||||
4 |
Построение треугольников по трем сторонам, заданным отрезками. |
Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников различных видов. |
Треугольник. Виды треугольников. |
|||||
5 |
Соотношение между сторонами треугольника. |
Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников различных видов, различные модели правильной треугольной пирамиды. Изготавливать модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок. Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки. |
Построение треугольников по трем сторонам, заданным отрезками. |
|||||
6 |
Конструирование фигур из треугольника. |
Соотношение между сторонами треугольника. |
||||||
7 |
Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. |
Конструирование фигур из треугольника. |
||||||
8 |
Представление о развертке правильной треугольной пирамиды. |
Виды треугольников по углам. |
||||||
9 |
Прак.работа №1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника. |
прак. раб. |
Нахождение середины отрезка с помощью циркуля и линейки. |
|||||
10 |
Прак. работа №2. Изготовление из бумажных полосок игрушки. |
прак. раб. |
ТБ при работе с ножницами. |
|||||
11 |
Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника. |
Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля. |
Получение прямоугольника путем перегибания листа бумаги неправильной формы. |
|||||
12 |
Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей. |
Составлять прямоугольник из данных частей. |
Противоположные стороны прямоугольника. |
|||||
13 |
Вычерчивание прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. |
Уметь вычерчивать прямоугольник на нелинованной бумаге. |
Диагонали четырехугольника. |
|||||
14 |
Чертеж. |
Изготавливать по чертежу различные аппликации. |
прак. раб. |
Построение прямоугольника из простейших геометрических фигур. |
||||
15 |
Прак. работа №3. Изготовление по чертежу аппликации «Домик». |
Изготавливать по чертежу различные аппликации |
Понятие «Чертёж». |
|||||
16 |
Прак. работа №4. Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер». |
Работать с технологической картой. |
прак. раб. |
Составление прямоугольников из данных частей. |
||||
17 |
Прак. работа №5. Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море». |
Работать с технологической картой. |
прак. раб. |
Понятие «Технология карта». |
||||
18 |
Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника. |
Уметь сравнивать площади. |
Составление прямоугольников из данных частей. |
|||||
19 |
Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников. Площадь прямоугольного треугольника. |
Выстраивать композиции по технологическому рисунку. |
Единицы площади. Площадь прямоугольника. |
|||||
20 |
Вычерчивание круга. Деление круга на 2,4,8 равных частей. |
Делить круг на 2,4,8 равных частей. |
Периметр многоугольника. |
|||||
21 |
Прак. работа №6. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей. |
Изготавливать изделия при помощи с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника, квадрата. |
прак. раб. |
Деление круга на равные части. |
||||
22 |
Деление окружности на 3,6,12 равных частей. |
Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных |
Деление круга на равные части. |
|||||
23 |
Прак. работа №7. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 равных частей. |
Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных |
прак. раб. |
Единицы площади. Площадь прямоугольника. |
||||
24 |
Взаимное расположение окружностей на плоскости. |
Взаимно располагать окружности на плоскости. |
Понятие «окружность». |
|||||
25 |
Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений. |
Выполнять деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений. |
Взаимное расположение окружностей на плоскости. |
|||||
26 |
Взаимное расположение фигур на плоскости. |
Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей. |
||||||
27 |
Прак. работа №8. Изготовление аппликации «Паровоз» с предварительным изготовлением чертежа по рисунку». |
Чертить пересекающиеся, непересекающиеся ( в том числе концентрические) окружности. |
прак. раб. |
Квадрат. Диагонали квадрата. |
||||
28 |
Изготовление набора для геометрической игры « Танграм». Составление различных фигур из всех ее элементов. |
Изготавливать аппликации из частей игры «Танграм». |
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. |
|||||
29 |
Изготовление из бумаги изделия способом оригами. |
Работать в технике «Оригами». |
Понятие «Оригами», |
|||||
30 |
Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройство, использование. |
Строить практическим способом треугольник, вписанный в круг. |
Изготовление из бумаги изделия способом оригами. |
|||||
31 |
Прак. работа №9. Изготовление из деталей конструктора подъемного крана. |
Конструировать по рисункам модели из деталей набора «Конструктор». |
прак. раб. |
Правила работы с конструктором. |
||||
32 |
Изготовление из деталей конструктора подъемного крана. |
Конструировать из деталей конструктора подъёмный кран. |
Правила работы с конструктором. |
|||||
33 |
Прак. работа №10. Изготовление модели действующего транспортера. |
Анализировать изготовленную модель. |
прак. раб. |
Правила работы с конструктором. |
||||
34 |
Изготовление модели действующего транспортера. Анализ изготовленной модели, ее усовершенствование по заданным условиям. |
Анализировать изготовленную модель. |
Правила работы с конструктором. |
Список используемой литературы.
1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011
2. ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
3. Волкова С. И., Математика и конструирование: Пособие для учащихся 3 кл. четырехлетней нач. шк. – М.: Просвещение, 2013.
4. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя / С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2011.