Программа внеурочной деятельности в 3 классе «В мире математики»

1
0
Материал опубликован 24 March 2019

«Математика и конструирование»

"В мире математики"

   3 класс

Рабочая программа

1.Пояснительная записка

а) Программа разработана для преподавания курса «Математика и конструирование» в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «СОШ № 20». При составлении программы был учтён учебный план МБОУ «СОШ №20» ст.9, ст.14 закона «Об образовании», «Типовое положение об учреждениях дополнительного образования», приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей МО и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844, Сан ПиН 2.4.4.125 1-03,», методические рекомендации по разработке рабочих программ.

Нормативные документы, регламентирующие учебную программу:

Закон «Об образовании» ст.9, ст.14

Устав МБОУ «СОШ №2»

Сан ПиН для учреждений дополнительного образования 2.4.4.125 1-03

Типовое положение об учреждениях дополнительного образования

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей МО и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844)

Методические рекомендации по разработке рабочих программ

Образовательная программа МБОУ «СОШ №2»

Федеральный закон «О государственной молодёжной политике в РФ»

Закон РХ «О реализации государственной молодёжной политики в РХ» от 6.05.2005

Закон РФ «О средствах массовой информации».

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.

Расписание занятий: один час в неделю

б) Программа дополнительного образования «Математика и конструирование» предназначена для реализации как в отдельно взятом классе, так и в смешанной группе детей младшего школьного возраста.

в) Преподавание предмета ведётся на основе УМК:

«Математика и конструирование» С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина 3 класс. – Москва «Просвещение» 2011г.

г) Цели изучения курса :

- Развитие умений использовать математические знания для описания и моделирования

пространственных отношений;

- Формирование способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к

умственному труду;

· Развитие элементов логического и конструкторского мышления, стремления

использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи изучения курса :

- существенное усиление геометрического содержания начального курса математики как за счет углубленного изучения того геометрического материала, который входит в программу основного курса, так и за счет его расширения (так, в курс включается изучение некоторых многогранников: прямоугольного параллелепипеда, куба, пирамиды, конуса, шара и др., строятся их модели, выполняются чертежи в трех проекциях и т. п.) и на этой основе решение задач углубления и расширения геометрических представлений и знаний учащихся;

- создание условий для формирования у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала, а также условия для формирования элементов конструкторского мышления и усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся.

Способы фиксации результатов


• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».


Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).


 

2.Основное содержание

Раздел

Часы

Общая характеристика

1

Повторение геометрического материала.

2 ч

Повторить геометрические понятия: отрезок, угол, ломаная. Познакомить с инструктажем по ТБ.

2

Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида.

7 ч

Продолжится знакомство с треугольником и видами треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Изготовление модели треугольников различных видов, различных моделей правильной треугольной пирамиды.

Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки.

3

Периметр многоугольника. Чертёж.

11 ч

Обучающиеся научатся находить периметр прямоугольника; познакомятся со свойством диагоналей прямоугольника; будут учится составлять прямоугольники из данных частей.

4

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата).

2 ч

Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника.

5

Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части. Взаимное расположение окружностей на плоскости.

9 ч

Обучающиеся научатся вычерчивать круг, чертить пересекающиеся, непересекающиеся

( в том числе концентрические) окружности, делить круг на 2, 3, 4, 6, 8, 12 равных частей.

6

Закрепление. Конструирование.

3 ч

Продолжится конструирование моделей из деталей набора «Конструктор».

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика и конструирование» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика и конструирование» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,

представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в

любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса

Предметные результаты

Обучающийся будет знать:

– определение площади геометрических фигур,

– единицы измерения площади, массы тел,

– правило определения площади прямоугольника,

– свойства арифметических действий;

– как вычислять периметр прямоугольника (квадрата), треугольника;

– как находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне;

– как переводить одни единицы измерения величин в другие;

– о соблюдении правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;

– как рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;

– как выполнять технический рисунок не сложного изделия;

– читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие;

– вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сравнивать площади различной конфигурации,

- строить прямоугольник с заданной длиной сторон,

- определять площадь прямоугольника по его длине и ширине,

- выражать площадь, массу, используя разные единицы измерения этих величин; – выполнять краткую запись задачи.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания чувств других людей;

– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;

– понимания своей этнической принадлежности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

– внутренней позиции обучающегося

на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математики», к школе.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем, классом

находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– выполнять учебные действия в письменной речи;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Возможные виды деятельности учащихся

Прак.

работа

Вид

контроля

Повторение

Дата по плану

Дата по факту

Приме

чание

1

Повторение геометрического материала: отрезок, угол,

ломаная. Инструктаж по ТБ

Повторить геометрический материал.

   

Отрезок, угол, ломаная.

     

2

Многоугольник.

Повторить геометрический материал.

   

Многоугольники. Нахождение суммы длин всех сторон.

     

3

Треугольник. Виды треугольников по сторонам:

разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Различать треугольники по сторонам и

углам. Строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки.

Изготавливать модели треугольников

различных видов.

   

Вычерчивание отрезка с использованием линейки.

     

4

Построение треугольников по трем сторонам, заданным

отрезками.

Строить треугольник по трем сторонам с

использованием циркуля и линейки.

Изготавливать модели треугольников

различных видов.

   

Треугольник. Виды треугольников.

     

5

Соотношение между сторонами треугольника.

Строить треугольник по трем сторонам с

использованием циркуля и линейки.

Изготавливать модели треугольников различных видов, различные модели правильной треугольной пирамиды.

Изготавливать модели правильной

треугольной пирамиды из двух бумажных полосок.

Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки.

   

Построение треугольников по трем сторонам, заданным

отрезками.

     

6

Конструирование фигур из треугольника.

   

Соотношение между сторонами треугольника.

     

7

Виды треугольников по углам: прямоугольный,

остроугольный, тупоугольный.

   

Конструирование фигур из треугольника.

     

8

Представление о развертке правильной треугольной

пирамиды.

   

Виды треугольников по углам.

     

9

Прак.работа №1. Изготовление модели

правильной треугольной пирамиды из двух бумажных

полосок, разделенных на 4 равных равносторонних

треугольника.

прак. раб.

 

Нахождение середины отрезка с помощью циркуля и линейки.

     

10

Прак. работа №2. Изготовление из бумажных полосок игрушки.

прак. раб.

 

ТБ при работе с ножницами.

     

11

Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника.

Строить отрезок, равный данному, с

использованием циркуля.

   

Получение прямоугольника путем перегибания листа бумаги неправильной формы.

     

12

Свойства диагоналей прямоугольника. Составление

прямоугольников из данных частей.

Составлять прямоугольник из данных частей.

   

Противоположные стороны прямоугольника.

     

13

Вычерчивание прямоугольника на нелинованной бумаге с

использованием свойств его диагоналей.

Уметь вычерчивать прямоугольник на

нелинованной бумаге.

   

Диагонали четырехугольника.

     

14

Чертеж.

Изготавливать по чертежу различные аппликации.

прак. раб.

 

Построение прямоугольника из простейших геометрических фигур.

     

15

Прак. работа №3. Изготовление по

чертежу аппликации «Домик».

Изготавливать по чертежу различные аппликации

   

Понятие «Чертёж».

     

16

Прак. работа №4. Изготовление по чертежу

аппликации «Бульдозер».

Работать с технологической картой.

прак. раб.

 

Составление

прямоугольников из данных частей.

     

17

Прак. работа №5. Изготовление по

технологической карте композиции «Яхты в море».

Работать с технологической картой.

прак. раб.

 

Понятие «Технология карта».

     

18

Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы

площади. Площадь прямоугольника.

Уметь сравнивать площади.

   

Составление

прямоугольников из данных частей.

     

19

Вычисление площадей фигур, составленных из

прямоугольников. Площадь прямоугольного треугольника.

Выстраивать композиции по технологическому рисунку.

   

Единицы

площади. Площадь прямоугольника.

     

20

Вычерчивание круга. Деление круга на 2,4,8 равных

частей.

Делить круг на 2,4,8 равных частей.

   

Периметр многоугольника.

     

21

Прак. работа №6. Изготовление многолепесткового

цветка из цветной бумаги с использованием умений

учащихся делить круг на 8 равных частей.

Изготавливать изделия при помощи с

использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника, квадрата.

прак. раб.

 

Деление круга на равные части.

     

22

Деление окружности на 3,6,12 равных частей.

Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных

   

Деление круга на равные части.

     

23

Прак. работа №7. Изготовление модели часов с

круглым циферблатом с использованием умений учащихся

делить круг на 12 равных частей.

Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных

прак. раб.

 

Единицы

площади. Площадь прямоугольника.

     

24

Взаимное расположение окружностей на плоскости.

Взаимно располагать окружности на плоскости.

   

Понятие «окружность».

     

25

Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки

без делений.

Выполнять деление отрезка пополам с

помощью циркуля и линейки без делений.

   

Взаимное расположение окружностей на плоскости.

     

26

Взаимное расположение фигур на плоскости.

Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей.

           

27

Прак. работа №8. Изготовление аппликации

«Паровоз» с предварительным изготовлением чертежа по рисунку».

Чертить пересекающиеся, непересекающиеся

( в том числе концентрические) окружности.

прак. раб.

 

Квадрат. Диагонали квадрата.

     

28

Изготовление набора для геометрической игры « Танграм».

Составление различных фигур из всех ее элементов.

Изготавливать аппликации из частей игры «Танграм».

   

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге.

     

29

Изготовление из бумаги изделия способом оригами.

Работать в технике «Оригами».

   

Понятие «Оригами»,

     

30

Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройство, использование.

Строить практическим способом

треугольник, вписанный в круг.

   

Изготовление из бумаги изделия способом оригами.

     

31

Прак. работа №9. Изготовление из деталей конструктора подъемного крана.

Конструировать по рисункам модели из деталей набора «Конструктор».

прак. раб.

 

Правила работы с конструктором.

     

32

Изготовление из деталей конструктора подъемного крана.

Конструировать из деталей конструктора подъёмный кран.

   

Правила работы с конструктором.

     

33

Прак. работа №10. Изготовление модели действующего транспортера.

Анализировать изготовленную модель.

прак. раб.

 

Правила работы с конструктором.

     

34

Изготовление модели действующего транспортера. Анализ изготовленной модели, ее усовершенствование по заданным условиям.

Анализировать изготовленную модель.

   

Правила работы с конструктором.

     

Список используемой литературы.

1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011

2. ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009

3. Волкова С. И., Математика и конструирование: Пособие для учащихся 3 кл. четырехлетней нач. шк. – М.: Просвещение, 2013.

4. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя / С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2011.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.