Рабочая программа по внеурочной деятельности «Адаптивные настольные спортивные игры - новус, джакколо, шаффлборд» на 2021-2022 учебный год, срок реализации 1 год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия, «Аскизская школа-интернат»
Рекомендована: Утверждена:
Методическим объединением Приказом №________________
коррекционно-развивающего цикла ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»
Протокол №____________________ «______»_____________________2021
от «______»________________2021
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Адаптивные настольные спортивные игры - новус, джакколо, шаффлборд»
на 2021-2022 учебный год, срок реализации 1 год.
Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Чебодаев Э.А.
Пояснительная записка
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе, на заседании методического объединения принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по адаптивным настольным спортивным играм для обучающихся 2-9 классов.
Программа «Адаптивные настольные спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики адаптивных настольных спортивных игр, развитию физических способностей. Адаптивные настольные спортивные игры большое влияние оказывают на нервно-психическое развитие детей с ОВЗ, вызывают положительные эмоции. Совместные действия в играх сближают игроков, доставляют радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы для успешной игры. В процессе игры формируются у детей с ОВЗ такие важные качества: координация, внимание, реакция, глазомер, мышление и др. Детям с ОВЗ регулярные тренировки и соревнования по адаптивным настольным спортивным играм дают возможность достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию, оказывает на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации. Для ребенка инвалида важнейшей задачей является расширение сферы его самостоятельности, виде преодоления им обособленности за счет снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации, умения осваивать и применять новые знания и навыки, чему и способствуют настольные спортивные игры.
Курс введён в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Введение: программа «Адаптивные настольные спортивные игры» рассчитана на 34 часа для детей в возрасте 9-16 лет.
В процессе изучения данной программы учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки по адаптивным настольным спортивным играм.
Направленность программы «Адаптивные настольные спортивные игры» -развивающая, ориентирована на создание у школьников представления о данных играх, направленных на развитие физических качеств и укрепления здоровья, воспитания чувства товарищества, солидарности, социализации в общество.
Актуальность программы- в повышении интереса учащихся к занятиям физической культуры и спорту и ведения здорового образа жизни.
Целесообразность программы - в овладении физической, технической и тактической подготовками адаптивных настольных спортивных игр занимающимися для успешного участия в школьных, районных, республиканских и всероссийских соревнованиях и использование этих игр в внеурочное время.
Цели и задачи.
Цель-укрепление и развитие здоровья детей и привитие у детей потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В процессе работы по изучению адаптивных настольных спортивных игр решаются следующие задачи:
-дать возможность детям с ОВЗ достичь социальной интеграции;
-воспитание у школьников потребности в систематическом занятии физической культурой и спортом, привитие основ здорового образа жизни;
-развитие духовных и физических качеств личности;
-формирование умений: правильное выполнение приемов данных игр, владение индивидуальными и групповыми действиями, знания правил соревнований;
-коррекция нарушений здоровья (координации, точности движений, выносливости и т.д.)
Методы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям настольных спортивных игр и более успешного решения образовательных, воспитательных задач на занятиях рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Практические методы:
Метод упражнений (многократное повторение упражнений). Метод соревновательный (применяется после образования необходимых навыков). Формы обучения: индивидуальный, групповой, фронтальный, поточный. Срок реализации программы-1 год. Режим занятий- 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды БУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по адаптивным настольным спортивным играм обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки.
Основной показатель реализации программы «Адаптивные настольные спортивные игры» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.
2.2. Способы проверки результатов
Тестирование уровня сформированности технических и тактических умений и навыков (ежегодно);
Анкетирование теоретической подготовки;
Участие в соревнованиях;
Сохранность контингента;
Материально-техническое обеспечение
Оборудование уголка настольных спортивных игр:
Стол для игры «Новус»
Кий-2 шт.
Бита-2 шт.
Пешки-16 шт.
Доска для игры «Джакколо»
30 деревянных шайб
Доска для игры «Шаффлборд»
Биты-8 шт.
Справочник «Многоборье НСИ»-8шт.
Содержание программы:
Теория: 4 часа.
История адаптивных настольных игр. История игры «Новус», правила игры, терминология. История игры «Джакколо», правила игры, терминология. История игры «Шаффлборт», терминология, правила игры. Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Правила соблюдения техники безопасности при занятиях адаптивными настольными спортивными играми.
Практика: 34 часа.
Общая физическая подготовка-2ч. (ОРУ), специально-метательные упражнения, метание мяча в цель, акробатические упражнения, упражнения в висах и упорах, в равновесии.
Специальная физическая подготовка-2ч. (развитие точности, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости).
Техническая и тактическая подготовка игры Новус-12 ч. (стойки, передвижения, хват кий, удары кием).
Техническая и тактическая подготовка игры Джакколо-8 ч. (стойки, передвижения, броски)
Техническая и тактическая подготовка игры Шаффлборд-10ч. (стойки, перемещения, броски).
Участие в соревнованиях и мероприятиях - по мере проведения (участие в школьных и районных, республиканских, всероссийских соревнованиях).
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Знать:
«Новус»: Расстановку игроков на площадке, как правильно держать кий, как правильно наносить удар кием. Правила игры в «Новус». Что такое тактика игры, ее содержание. Как предупредить травмы. Знать правила этикета настольных спортивных игр.
«Джакколо»: Правила игры в «Джакколо», правила поведения игроков во время игры. Что значит «тактика игры», роль судьи.
«Шаффлборд»: Правила игры в «Шаффлборд». Что значит «тактика игры», роль судьи.
Уметь:
«Новус»: Выполнять правильный хват кий, выполнять прямые и рикошетные удары кием по бите. Ориентироваться на игровом столе, что значит «светлая» и «темная» зоны. Тактически грамотно вести игру.
«Джакколо»: Правильно располагаться возле доски, правильно бросать шайбы в лузы, ориентироваться на игровой доске. Подсчитывать заброшенные очки в лузы. Тактически грамотно вести игру.
3. «Шаффлобрд»: Правильно располагаться возле игровой доски, правильно «выпускать» биты. Подсчитывать очки и тактически грамотно вести игру.
Учебно-тематический план
№ | Раздел/тема | Всего часов | Дата проведения | |
I | Теория | 4ч. | По плану | По факту |
1 | История адаптивных настольных спортивных игр. Правила этикета настольных спортивных игр. Ведение ЗОЖ. | 1ч. | | |
II | Практика | 34ч. | | |
1 | Общая физическая подготовка | 2ч. | | |
| -обще-развивающие упражнения, специально-метательные упражнения, упражнения на гибкость. | 1ч. | | |
| -акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения висах и упорах. | 1ч. | | |
2 | Специальная физическая подготовка | 2ч. | | |
| Подвижные игры на развитие выносливости | 1 | | |
| Подвижные игры на развитие координации, ловкости, гибкости | 1 | | |
3 | Игра «Новус» | 12ч. | | |
| Правила игры в Новус. Терминология игры. ТБ на занятиях. Правила и организация соревнований | 1ч. | | |
| Стойки и перемещения игрока Постановка руки на столе, хват кий. Техника ударов кием (резкий удар, средний удар, слабый удар, удар с оттяжкой) | 2ч. | | |
| Удары кием по бите Удары кием по бите и пешкам Удары кием при начале игры | 2ч. | | |
| Прямой удар по пешке Скользящий удар по пешке Удар по пешке рикошетом от борта Удар пешки рикошетом от пешки | 2ч. 2ч. | | |
| Тактика игры при начальном ударе Тактика игры при ударе после соперника Тактика игры от расположения пешек соперника на доске Тактика игры от расположения своих пешек на доске | 2ч. 2ч. | | |
| Учебные игры | На каждом занятии | | |
4 | Игра «Джакколо» | 8ч. | | |
| Правила игры в Джакколо. Терминология игры. ТБ на занятиях. Правила и организация соревнований | 2ч. | | |
| Стойки возле игровой доски, хват шайбы перед броском Техника бросков шайб (сильный, средний, слабый) Бросок шайбы в лузы 1,2,3,4 | 2ч. 2ч. 2ч. | | |
| Тактика бросков шайб Тактика бросков в зависимости от расположения шайб на доске | 2ч. | | |
| Учебные игры | На каждом занятии | | |
| Игра «Шаффлборд» | 10ч. | | |
| Правила игры в Шаффлборд. Терминология игры. ТБ на занятиях. Правила и организация соревнований | 1ч. | | |
4 | Стойки возле игровой доски Хват биты перед броском Техника бросков биты (сильный, средний, слабый) Бросок бит в зоны 1,2,3 Бросок биты от борта Бросок биты об биту | 2ч. 2ч. | | |
| Тактика бросков бит Тактика бросков бит в зависимости от расположения бит на доске | 2ч. 2ч. | | |
| Учебные игры | На каждом занятии | | |
| Участие в соревновании (школьный, районный, региональный) | По мере проведения | | |
| Анкетирование на знание правил игр Новус, Джакколо, Шаффлборд, техники безопасности при занятии и соревнований. | Сентябрь | | |
| Прием контрольных нормативов на умение и знание техники и тактики игр: Новус, Джакколо, Шаффлборд | Сентябрь Май | | |
Библиографический список:
Бралитис Гунтарас. Многоборье НСИ: Новус, джакколо, шаффлборд, кульбуто, корнхол: Издательские решения, 2018.-42с.
Бралитис Гунтарс. Издательство: Литагент Ридеро, 2016
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: издательство-спорт, 2020-616с.