Рабочая программа внеурочной деятельности по плаванию для детей с ОВЗ 11-16 лет на 2021-2022 учебный год, срок реализации 1 год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия, «Аскизская школа-интернат»
Рекомендована: Утверждена:
МО коррекционно-развивающего Приказом №________________
обучения ГБОУ «Аскизская школа-интернат»
Протокол №____________________
от «______»________________2021г. «______»_________________2021г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по плаванию для детей с ОВЗ 11-16 лет на 2021-2022 учебный год, срок реализации 1 год
Составитель: учитель физкультуры
высшей квалификационной категории
Чебодаев Э.А.
Пояснительная записка.
Предлагаемая учебная программа внеурочной деятельности «Обучение плаванию» имеет оздоровительную и физкультурную направленность. Разработана на основе пособия Протченко Т. А., Семёнов Ю. А. Примерная программа по плаванию. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2004.
Актуальность данной программы возрастает в связи с тем, средства плавания в силу выраженного воздействия водной среды являются важным компонентом физического воспитания и реабилитации детей с ОВЗ (нарушением интеллекта). Плавание является эффективным средством реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде они в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств, а также оздоровлению. Специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, оказывает положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей с ОВЗ. Так же плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Нахождение в водной среде оказывает благоприятное влияние на организм человека: повышает сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается. Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких. Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Систематические занятия плаванием содействуют воспитанию у детей сознательной дисциплины и организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения в воде способствуют совершенствованию двигательных навыков и способностей детей. Особенность программы состоит не только в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных занятий.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение ни одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления учащихся.
Вопросы физического развития школьников представлены, как основа профилактики нарушений осанки. Оздоровительное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью всего комплекса. Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребенком индивидуально, развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности. Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них лучше получаются. Это дает возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно.
Цель и задачи образовательной программы.
Цель программы: Обучение детей школьного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития. Для реализации этой цели поставлены задачи:
Обучающие:
1. Обучение основам способов плавания и широкому кругу двигательных навыков.
2. Обучить технике основных стилей спортивного плавания – кроль на груди, на спине.
3. Познакомить с основными стилями спортивного плавания – в/ст., кроль н/сп., брасс (проплывать дистанцию 25 метров избранным способом).
4. Обучить детей основным правилам безопасного поведения на воде.
Развивающие:
1. развивать двигательную активность детей;
2. способствовать развитию навыков личной гигиены;
3. способствовать развитию костно-мышечного корсета;
4. развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;
5. формировать представление о водных видах спорта.
Воспитывающие:
1. воспитывать морально-волевые качества (учить детей преодолевать трудности, владеть собой, принимать правильные решения в экстренных ситуациях на воде).
2. воспитывать самостоятельность и организованность;
3. воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
4. воспитывать интерес к занятиям физической культуры; положительный интерес к упражнениям в воде и овладению жизненно необходимыми навыками плавания.
Коррекционные: коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии
Отличительные особенности программы дополнительного образования.
Данная программа реализуется в условиях бассейна с разной глубиной. На мелком месте маленькие дети могут становиться ногами на дно, что облегчает освоение с водой и помогает преодолеть страх. Максимальная глубина чаши – 2,5м и это условие помогает в дальнейшем обучении: ученик, научившийся проплывать на мелком месте, продолжает обучение на глубине. Программа предполагает обучение как спортивным так и облегченным, неспортивным способам плавания, поворотам, нырянию, учебным прыжкам в воду, играм в воде.
Индивидуальный подход в обучении детей позволяет выявить двигательные предпочтения ребенка и определить способ, наиболее удобный для обучаемого. Большое количество освоенных простых движений и их сочетаний делает навык плавания более прочным и в дальнейшем обеспечивает качественное освоение спортивных способов плавания. По мере овладения навыком плавания, увеличиваются (индивидуально, в зависимости от возраста) проплываемые отрезки, меняется интенсивность и продолжительность нагрузок. Это способствует улучшению плавательного навыка. Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм.
Курс обучения разделен на три этапа, основной задачей каждого из которых является:
1 этап. Приобщение к воде; подготовительные упражнения в воде (освоение дыхания, элементарных гребковых движений руками и ногами, скольжения, соскоков в воду); общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику плавания, также упражнения для освоения с водой.
2 этап. Разучивание техники плавания кролем на груди и на спине, спадов вперед с низкого бортика, новых общеразвивающих и специальных упражнении пловца на суше; совершенствование навыка плавания. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке: — ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершенствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;
— изучение движений в воде с, неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
— изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера); изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.
3 этап. Дальнейшее совершенствование навыка плавания кролем на груди и на спине, разучивание техники учебных стартов и поворотов, ознакомление с отдельными элементами техники плавания брассом, освоение комплексного плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1
Возраст детей. Принимаются дети без противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии медицинской справки. Возраст детей от 11 до 16 лет. Дети в группах разновозрастные и разного уровня подготовки. Более старшие дети имеют возможность, посещая занятия в группе обучения, как научиться плаванию, так и совершенствовать технику плавания спортивными стилями. При обучении плаванию разновозрастных детей рекомендуется чередовать разнообразные по структуре и направленности упражнения в зависимости от возраста и плавательной подготовки. В процессе обучения плаванию детей необходимо обращать особое внимание на индивидуальный подход.
Сроки реализации программы. Программа «Обучение плаванию» рассчитана на 1 год.
Форма и режим занятий. Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия проводятся в форме группового обучения. Количество детей в группах до 6 человек. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.
Общее количество часов в год – 34
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу года обучающиеся должны знать:
- технику безопасности;
- правила поведения в бассейне и на воде;
- правила личной гигиены;
- основные способы плавания.
Уметь:
Обучающийся в конце года обучения научится:
-выполнять проплывание различных отрезков (дистанций) одним / двумя / стилями плавания;
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования.
Основной формой контроля является выполнение тестовых заданий, которые проводятся в начале, середине и конце учебного года.
Конечным результатом освоения программного курса по плаванию являются: умения, демонстрируемые каждым обучающимся при проплывании дистанции 25 м любым избранным способом плавания.
1.Проверяется уровень плавательной подготовленности на первом занятии. В таблицу напротив фамилии обучающегося заносится количественный результат (длина проплываемой дистанции) в метрах. А так же стиль плавания (кроль на груди, на спине, брасс).
2.Проверяется уровень плавательной подготовленности на 17-18 занятии. В таблицу напротив фамилии обучающегося заносится количественный результат (длина проплываемой дистанции в метрах) и стиль плавания.
3. По окончании изучения каждого способа в таблицу напротив фамилии обучающегося заносится количественный результат (длина проплываемой дистанции), также время в сек. Или результат соревнования (если учащийся принимал участие в соревнованиях)
Учебно- тематический план.
Учебно – тематический план на 34 занятия:
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Правила поведения и техника безопасности на воде. | 0,5 | 0,5 | ---- |
2. | Подготовительные упражнения для освоения с водой. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. | Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания. | 13 | 2 | 11 |
4. | Упражнения для совершенствования избранного способа плавания. | 4 | 1 | 3 |
5. | Упражнения для изучения стартов и поворотов. | 2 | 0.5 | 1.5 |
6. | Игры на воде. | 8 | 0,5 | 7.5 |
7. | Теоретические сведения (влияние плавания на организм занимающихся; режим и питание пловца; оборудование и инвентарь для плавания; правила соревнований по плаванию) | 1 | 1 | ---- |
8 | Тестирование и соревнования. | 4 | ---- | 4 |
| Итого: | 34 | 6 | 28 |
Содержание программы
Тема 1. Правила поведения и техника безопасности на воде. Правила поведения в помещении, раздевалках, душевых (место встречи с педагогом, переобувание, раздевание, пользование душем во время мытья, личная гигиена, уход за телом, выход из душа).
Техника безопасности в бассейне и на воде (проверка физического состояния детей до и после занятий; вход и выход из воды по команде педагога; спуск в воду по лестнице на мелкой части бассейна, повернувшись спиной к воде; проверка плавательной подготовленности на первом занятии; первые проплывания со страховочным шестом под контролем тренера; использование борта бассейна и разделительных дорожек для отдыха; прыжки в воду только по одному с разрешения педагога и под его наблюдением, обучение воспитанников стандартным сигналам тренера _ свистку, жестам и т.д.)
Тема 2. Подготовительные упражнения для освоения с водой.
Очень важно в начальный период обучения плаванию сделать акцент на выполнение таких упражнений, которые будут предупреждать возможность появления у новичков негативных ощущений, связанных с воздействием водной среды, чувства страха, водобоязни, поэтому обучение плаванию начинается с освоения занимающимися водной среды. Упражнения на ознакомление со свойствами воды. Эти упражнения помогают занимающимся научиться опираться на воду, как о плотный предмет и отталкиваться от неё основными гребущими поверхностями (ладонью, предплечьем, стопой, голенью), что необходимо им для эффективного выполнения гребковых движений. На начальном этапе применяются следующие упражнения:
погружение в воду и открытие глаз в воде – упражнения помогают преодолеть страх перед водой, научиться ориентироваться в воде, почувствовать выталкивающую силу воды;
всплывание на поверхность и лежание на воде – упражнение выполняются для освоения с непривычным состоянием невесомости, помогают научиться сохранять равновесие тела в горизонтальном положении на груди и спине;
выдохи в воду – упражнения на умение задержать дыхание на вдохе, передвигаться в воде с произвольным дыханием и выполнять выдохи в воду, что является основой для ритмичного дыхания при плавании
скольжение – выполнение скольжений на груди и спине помогают освоить горизонтальное безопорное положение, научиться принимать обтекаемое положение тела, максимально продвигаться вперёд с помощью гребковых движений ногами и руками;
отработка движений ногами у бортика бассейна, держась руками за поручень.
Тема 3. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
В практике сформировано четыре разновидности спортивных способов плавания, которые характеризуются внешне, как попеременной работой рук и ног – кроль на груди и кроль на спине, так и одновременной – брасс. Для изучения техники выполняются:
-движения руками, всеми способами плавания (в движении шагом, в скольжении);
- движения ногами всеми способами плавания (держась руками за бортик, с плавательной доской, в скольжении);
- согласование движений ногами и руками (на задержке дыхания);
- согласование движений ногами и руками с дыханием;
- изучение облегчённых способов плавания
- плавание при помощи ног, рук и в полной координации;
Тема 4. Упражнения для совершенствования техники плавания.
Совершенствование техники плавания осуществляется в постоянно изменяющихся условиях для выполнения движений:
- плавание в облегчённых и усложнённых условиях;
- плавание по элементам и в полной координации;
- проплывание серий коротких отрезков (12,5 м);
- проплывание серий отрезков при помощи ног или рук (с плавательной доской или без неё) в чередовании с плаванием в полной координации;
-проплывание серий отрезков кролем на спине в чередовании с плаванием кролем на груди;
- проплывание серий отрезков при помощи ног в чередовании с плаванием при помощи рук (с поддержкой между ногами);
Основное внимание уделяется целостному выполнению изучаемого способа плавания.
Тема 5. Упражнения для изучения стартов и поворотов.
При обучении технике выполнения стартов необходимо придерживаться следующего порядка:
знакомство с техникой безопасности при прыжках в воду;
простейший прыжок вниз ногами с бортика бассейна, затем с тумбочки;
спад в воду из положений сидя и стоя с бортика, затем с тумбочки;
стартовый прыжок из положений сидя на бортике бассейна, стоя на коленях на доске, затем стоя на бортике и на стартовой тумбочке;
При обучении технике выполнения поворотов целесообразно разучивать их по элементам: подплывание к бортику, касание его руками (рукой); группировка, вращение, постановка ног на стенку; толчок ногами, скольжение и первые плавательные движения.
Тема 6. Игры на воде.
Игры – способ повышения эмоциональности занятий, укрепления контактов в коллективе, воспитания коммуникабельности, чувства локтя, воспитания инициативы, решительности, самостоятельности, а также закрепления изученного материала.
В зависимости от подготовленности воспитанников на занятиях используются различные виды игр: сюжетные, командные, игры с соревновательными элементами.
Тема 7. Теоретические сведения.
Теоретические знания, получаемые на занятиях:
влияние плавания на организм занимающихся (положительное влияние на сердечно – сосудистую систему, формирование правильной осанки, укрепление «мышечного» корсета, закаливание организма, снятие эмоциональной напряжённости);
гигиена тела, режим и питание пловца;
правила пользования инвентарём для плавания;
правила соревнований по плаванию.
Тема 8. Тестирование
При проверке освоения занимающимися пройденного материала используется система тестовых заданий, которые проводятся несколько раз в течение всего учебного года после овладения определённого навыка. На занятиях проверяются навыки и умения, демонстрируемые каждым ребёнком при проплывании определённой дистанции любым избранным способом плавания. На заключительном занятии подводятся итоги обучения плаванию за год, даются рекомендации для дальнейшего прохождения курса по обучению или совершенствованию плавания.
Методическое обеспечение программы.
Основные принципы, формы и методы образовательного процесса
Соблюдение принципов доступности и индивидуальности должно быть тесно связано с принципами последовательности и систематичности в образовательной деятельности на занятиях по обучению плаванию.
Учитывая разный уровень физической подготовки обучающихся, в начале учебного курса необходимо выполнять определённые упражнения в более упрощённом виде, доступном для детей. Это поможет в дальнейшем осваивать более сложные упражнения, но имеющие много общего в структуре выполнения движения.
В ходе выполнения физических упражнений применяются следующие методы:
1. Словесный: объяснение, пояснения и указания, команды и распоряжения (подаются громко и чётко), использование счёта; методические указания ориентиров (направлены на предупреждение и устранение возникающих ошибок)
2. Наглядный: показ, жестикуляция (условны сигналы и жесты). Этот метод применяется на протяжении всего курса обучения, он помогает создать у детей конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при выполнении упражнений в воде
3. Практический:
- упражнения, направленные на освоение техники плавания и развитие двигательных качеств; они тесно взаимосвязаны, т.к. обеспечивают координацию между двигательными и функциональными системами организма ребёнка
- разучивание по частям: основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых подводит обучаемого в конечном итоге к освоению плавания в целом; большое количество подводящих упражнений делает занятия плаванием более разнообразными, а процесс обучения – более интересным
- разучивание в целом: этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники, после изучения отдельных её элементов; сюда входит плавание в полной координации, а также плавание с помощью движений ногами и руками и с различными вариантами сочетания этих движений
- повторный метод: повторение упражнений с паузами для отдыха, необходимого для восстановления физических сил
- соревновательный метод: прохождение дистанций в полную силу в условиях близких к соревнованию
Непосредственная помощь педагога.
Помощь, оказываемая педагогом во время занятий с детьми, может быть самой разнообразной: сопровождение выполнения упражнений подсчётом с эмоционально окрашенной интонацией, подбадривание, непосредственная страховка и т.п.
Структура занятия.
Занятия имеют общую структуру, состоят из трёх частей с ориентировочным распределением времени на подготовительную часть – 15 минут, основную часть – 30 минут, заключительную часть – 15 минут. Время нахождения в воде – 30 минут.
Подготовительная часть. Построение в шеренгу, приветствие, поимённая перекличка, сообщение задач, краткий инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. Проведение санитарно – гигиенических процедур. Подготовительные упражнения в воде.
Основная часть. Знакомство и формирование правильных двигательных навыков плавания разными методами. Овладение элементами техники плавания (изучение нового материала или повторение пройденного).
Увеличение двигательного запаса плавательных движений и возможность выбора спортивного способа плавания.
Заключительная часть. Постепенное снижение нагрузки, упражнения для отдыха, организованный выход из воды, перекличка, подведение итогов, проведение санитарно – гигиенических, организованный уход.
Условия реализации программы.
Успех обучения практическим навыкам плавания и уровень его оздоровительного влияния на организм обучающихся зависят от соблюдения основных требований к организации занятий в бассейне, обеспечения мер безопасности, выполнения санитарно – гигиенических правил:
-бассейн спортивного типа с ванной не менее 25 метров;
-оснащение ванны бассейна удобными лестницами для спуска в воду и подъёма при выходе из воды;
-разделительные дорожки, которые используются в качестве поддерживающего и страхующего средства;
-наличие специального инвентаря и оборудования:
- длинный шест 2-2,5 м для поддержки и страховки обучающихся;
- плавательные доски; -калабашки;
-наличие оборудованных душевых и раздевалок.
Каждый обучающийся должен иметь:
- сменную обувь;
- резиновые шлёпанцы на рифлёной подошве;
- средства личной гигиены (мыло, мочалку, полотенце);
- плавки/купальник;
- шапочку для плавания;
- очки для плавания;
Занимающиеся должны быть ознакомлены с правилами поведения в раздевалках и душевых, техникой безопасности на занятиях в бассейне.
Календарно- тематический план
1 раз в неделю по 1 часу
№ занятия | Содержание занятия | Дата занятий по плану | По факту |
1. | Техника безопасности занимающихся плаванием. Гигиенические требования. Проверка плавательной подготовленности. Упражнения освоения с водой. | | |
2. | Обучение вдоху-выдоху. Обучение лежанию на воде. Обучение скольжению на груди с задержкой дыхания. Игра «Водолазы» | | |
3. | Начальное тестирование. Проверка способов плавания. | | |
4. | Обучение скольжению на груди с различным положением рук. Обучение движению ногами кролем на груди. Обучение лежанию на спине. | | |
5. | Скольжение на груди. Совершенствование движений ногами кролем на груди. Обучение скольжению на спине. Игра «Рыбаки» | | |
6. | Плавание ногами кролем на груди с опорой и без опоры. Обучение движений руками кролем на груди. Обучение движению ногами кролем на спине. | | |
7. | Плавание с согласованием движений руками и ногами в кроле на груди. Обучение движению руками кролем на спине. Игра «Кто дальше» | | |
8. | Согласование движений руками и ногами в кроле на груди. Согласование движений руками и ногами в кроле на спине. Эстафета вплавь | | |
9. | Плавание ноги кроль на спине с различным положением рук. Совершенствование движений ног кроль на спине. Игра «Гонка катеров» | | |
10. | Отработка движений ног кроль на груди и на спине. Согласование движения руками, ногами кролем на спине. Игра «Плавание втроем» | | |
11. | Согласование движения рук, ног и дыхания кроля на спине. Согласование движения ног, рук и дыхания кроль на груди. Совершенствование движений ногами кролем на груди. Игра «Бой всадников» | | |
12. | Согласование движения ног, рук и дыхания в кроле на груди и спине. Совершенствование согласования движений ногами и дыхания в кроле на груди. Совершенствование движений руками кролем на груди. Игра «Караси и карпы» | | |
13. | Совершенствование согласования движений рук и дыхания в кроле на груди. Совершенствование движений руками в кроле на спине. Совершенствование согласования движений рук и дыхания в кроле на груди. | | |
14. | Согласование движения ног, рук и дыхания в кроле на груди и спине. Совершенствование согласования движений ног и дыхания в кроле на груди. Игра «Мяч в воздухе» | | |
15. | Совершенствование согласования движений рук и дыхания в кроле на груди. Совершенствование движений руками в кроле на спине. | | |
16. | Текущее тестирование. Проверка техники плавания и результат | | |
17. | Плавание кролем на груди в координации. Совершенствование согласования движений рук и ног кроль на спине. Игра «Насос», «Баскетбол на воде» | | |
18. | Обучение движению рук брасс. Совершенствование движений руками в кроле на спине. Совершенствование согласования движений рук и дыхания в кроле на спине. | | |
19. | Согласование движения руками брасс с дыханием. Плавание облегченным способом: ноги кроль, руки брасс. Совершенствование согласования движений рук и дыхания в кроле на спине. Игра «Тюлени» | | |
20. | Обучение движению ног брасс на спине. Плавание ноги брасс на спине с опорой и без. Согласование движений ног брасс на спине с дыханием. Игра «Караси и сом». | | |
21. | Согласование движений ног кроль, рук брасс. Обучение движению ногами брасс на груди. Плавание ноги брасс на груди с опорой и без. | | |
22. | Согласование движений рук и ног брасс на груди. Совершенствование движений ног способом брасс. Игра «Рыбалка» | | |
23. | Плавание при помощи движений ног брасс на спине. Совершенствование элементов в полной координации кроль на груди. Игра «Дельфины» | | |
24. | Согласование движений ног брасс на груди с дыханием. Согласование движений руками и ногами брассом на спине и груди. Прыжки в воду. | | |
25. | Совершенствование движений ног брасс на спине. Согласование движений ногами и дыхания брасс на спине и на груди. Игра «Бадминтон на воде» | | |
26. | Совершенствование координации движений кроль на спине. Плавание облегченным способом ноги кроль, руки брасс. Игра «Гонка катеров» | | |
27. | Плавание облегченным способом: руки брасс, ноги кроль. Согласование движений ногами брасс на груди с дыханием. | | |
28. | Плавание при помощи движений ног способом брасс на груди. Совершенствование движений рук брасс на груди. Плавание облегченными способами. | | |
29. | Плавание руки брасс, ноги дельфин. Игра «Рыбалка» | | |
30. | Плавание облегченным способом: ноги дельфин, руки брасс. Согласование движений руками дельфин и дыхания. | | |
31. | Плавание способом брасс на груди и на спине в координации. Плавание облегченными способами. Совершенствование координации кроль на спине. | | |
32. | Плавание в/ст 25 метров. Игра «Караси и сом». | | |
33. | Итоговое тестирование. Проверка техники плавания и времени проплывания дистанции 25м. | | |
34. | Совершенствование согласования движений рук, ног и дыхания кроль на груди. Плавание выбранным способом. Игра «Гонка катеров» | | |
Библиографический список:
1.Водные виды спорта, Булгакова Н.Ж., М., «Академ» - 2003 г.;
2.Плавание, Викулов А.Д., М., «Владос Пресс» - 2003г.;
3.Игры у воды, на воде, под водой, Булгакова Н.Ж., М., «ФиС» - 2000 г.;
4.М., Протченко Т. А., Семёнов Ю. А. Примерная программа по плаванию. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2004.;
5.Кардаманова Н.Н., 2001; « Плавание: лечение и спорт;
6.Страшко А.Н. «Безопасность плавания». СПб: ГМА им. Макарова, 2002. − 128с.; 7.Смоленская Т. Б. «Обучение плаванию младших школьников». Макаренко Л.П. 1979 «Плавание»;
8.Макаренко Л.П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию // Плавание : Ежегодник. - М., 1985. - С. 27-38.;
9.Морозова Т.С,. Плавание в физической реабилитации школьников с нарушениями осанки: учебное пособие i Т.С., Морозова, С.Н.,Морозов. - М. : Физическая культура,2008, - 52 с.
Подвижные игры для детей на воде (в бассейне)
Водолазы
Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.
Рыбаки
Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.
Кто дальше
Глубина должна быть по пояс.
Играющие входят в воду по пояс и, повернувшись лицом к берегу, становятся в шеренгу на расстоянии шага один от другого. По команде инструктора игроки делают вдох, с силой отталкиваются ногами ото дна и, вытянув руки вперед, «скользят» по воде к берегу. Побеждает тот, кто про скользил дальше.
Гонка катеров
Для игры нужны 4 плавательных доски. Друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки- на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперед. Их задача - встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперед. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.
Эстафета вплавь
В 10 - 15 м от берега устанавливаются 2 флажка на плавающих буйках (камень, опущенный на веревке, к другому концу которой привязана крестовина с флажком) на расстоянии 1-2 м один от другого. Команды выстраиваются в колонны по одному у самой воды, каждая команда против своего флажка. По сигналу руководителя первые номера каждой команды входят в воду и плывут как можно быстрее к своему флажку; коснувшись флажка, они возвращаются к своей команде. Очередной участник эстафеты начинает свой этап после того, как его руки коснется приплывший товарищ. Выигрывает команда, пловцы которой раньше закончат все этапы.
Плавание втроем
Первый и третий пловцы плывут на груди, а средний, слегка опираясь руками о спину первого, кладет свои ноги на плечи третьему. Так можно транспортировать в воде уставшего товарища. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели.
Бой всадников
Глубина по грудь.
В игре принимают участие 2 команды мальчиков. В каждой команде половина играющих "кони", вторая половина - "всадники". "Всадники" взбираются на "коней" и садятся им на плечи. По сигналу руководителя обе команды сближаются и начинают "сражение". Каждый "всадник" старается стащить своего соперника в воду. В разгар сражения руководитель подает второй сигнал и борьба прекращается. Выигрывает команда, в которой больше "всадников" удержится на "коне".
Караси и карпы.
Описание игры «караси и карпы». Играющие делятся на две команды и располагаются друг к другу спиной посередине бассейна на расстоянии 1 метр. Короткие борта бассейна (если в водоеме, веха или черта на берегу) – это «город» каждой команды. Судья или преподаватель четко по слогам вызывает одну из команд (кар-р-пы, кар-р-аси). Игроки названной команды убегают в свой «город», а игроки другой команды преследуют их и пятнают (до пределов «города»). Побеждает та команд, участники которой запятнали больше игроков другой команды.
Вариант игры. Запятнанный игрок переходит в состав другой команды и продолжает игру в ее составе. Игра завершается, когда будут запятнаны все игроки «вражеской» команды.
Методические указания по игре. Участники располагаются к судье боком и стоят неподвижно до сигнала. В роли догоняющих и убегающих команды должны быть одинаковое количество раз.
Задачи. Ознакомить со свойствами воды, а также обучить самостоятельному передвижению в разных направлениях в опорном положении.
Мяч в воздухе.
Описание игры «мяч в воздухе». Играющие игроки делятся на две команд. Игроки каждой команды располагаются в одну шеренгу друг к другу лицом на расстоянии 1 метр. Судья или преподаватель подбрасывает легкий резиновый мяч между стоящими в шеренгах игроками. Участники стараются овладеть мячом и не отдать его «соперникам». Мяч не должен касаться воды. Если мяч упадет в воду, то команда проиграла. Ига повторяется до определенного количества побед.
Методические указания по игре. Во время игры мяч перебрасывается партнерам по команде. Запрещается слишком долго держать мяч одному игроку, сбивать с ног и топить участников.
Задачи. Обучить умению самостоятельно ориентироваться в воде.
Насос.
Описание игры «насос». Игроки делятся на пары и становятся друг против друга, взявшись за руки, на расстоянии одного шага. По сигналу судьи или преподавателя они начинают попеременные приседания, погружаясь в воду с головой и выполняя выдох.
Методические указания по игре. Запрещается мешать друг другу и сходить со своего места. Игры длиться около 2 минут.
Баскетбол на воде
Надувной круг выполняет роль баскетбольного кольца, в него необходимо попасть мячом. Можно пробовать попадать мячом с борта бассейна, либо с воды. При этом человек, который держит круг, может либо помогать попасть мячом в круг за счет перемещения самого круга, либо держать его статично, лишь подавая обратно мяч бросающим. Выигрывают те, кто больше раз попал в круг мячом.
Тюлени
Для этой игры понадобится надувной круг. Задача игроков поднырнуть так, чтобы круг оказался на голове поднырнувшего. Для придания игре динамичности, каждый раз расстояние до круга от игрока можно делать дальше, после каждой удачной попытки. Выигрывает тот игрок, который прошел все дистанции «подныривания» за меньшое количество попыток.
Бадминтон на воде
Если вы любите играть в бадминтон – вы должны обязательно попробовать сделать это в воде. Воланчик в воде не намокает, а вот количество кульбитов, которые вы можете сделать на воде, отражая удар, значительно увеличивается. Вы можете совершать прыжки, не боясь ушибиться.
«Караси и сом».
Трое назначаются карасями, один будет сомом, а остальные становятся в круг, держась за руки. Такие игры на воде для детей в бассейне должны проводиться при небольшой глубине. Задача заключается в том, чтобы сом догнал хотя бы одного карася, при этом «рыбки» должны проходить только под руками тех, стоит в кругу. Такая забава поможет научиться, не бояться нырять.
Игра «Рыбалка».
Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости, координации движения.
Игра проводится в бассейне на мелком ограниченном участке.
Дети находятся на дорожках ( по 2-3 человека) у стенки бассейна лицом к центру. Тренер-преподаватель бросает в воду по 5 - 6 ярких рыбок ( на каждую дорожку) По сигналу начинается «рыбалка», дети передвигаются по своей дорожке и «поймав» рыбку, транспортируют ее к бортику бассейна в лукошко, возвращаются за следующей. Дети передвигаются в воде, помогая себе руками и ногами. Маленькие дети работают в нарукавниках.
Правила игры: в воде нельзя толкаться, брызгаться, вырывать рыбку у другого, применять силу. Ловить и транспортировать только по одной рыбке. Отмечаются дети, поймавшие большее количество рыбы, а игра начинается сначала.
Игра «дельфины» в бассейне: скрепить между собой несколько обручей и расположить их «дорожкой». Дельфин выныривает из одного круга и, проходя над обручем, погружается в следующий (точно так же, как мы видели в дельфинарии).
Включение танцевальных элементов, прыжков, подскоков, изящное отведение рук-ног (например, при исполнении «звезды») или создание волн преобразят игры и придадут играм некий художественный оттенок.
Удачным будет использование ролевых игр, в которых ребенок невольно станет выполнять вышеописанные упражнения, следуя за сюжетом.