Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-4 классов
Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год : 1 час в неделю.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
Требования к уровню достижений |
уметь/иметь опыт, применять на практике |
|||||
1 четверть |
5 |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. Выделять закономерности. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение (версию) Работать по предложенному учителем плану. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные Различать диагональ, вертикаль, горизонталь; Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. уметь проводить элементарные комбинации; Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур; Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; Определять последовательность событий; Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
- ориентироваться в пространстве; - знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные; - внимательно слушать учителя; - запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; - и выделять признаки предметов; - узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. |
||
1 |
Шахматная доска |
1 |
|||
2 |
Шахматная доска |
1 |
|||
3 |
Шахматные фигуры. Относительная ценность фигур. |
1 |
|||
4 |
Начальная расстановка фигур |
1 |
|||
5 |
Ходы и взятие фигур. Пешка. |
1 |
|||
2 четверть |
7 |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Выделять закономерности. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение (версию) Работать по предложенному учителем плану. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой; Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. уметь проводить элементарные комбинации; Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур; Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; Определять последовательность событий; Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
- ориентироваться в пространстве; - знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой; - внимательно слушать учителя; - запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; - и выделять признаки предметов; - узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. |
||
1 |
Ходы и взятие фигур. Пешка. |
1 |
|||
2 |
Ходы и взятие фигур. Ладья. |
1 |
|||
3 |
Ходы и взятие фигур. Ладья |
1 |
|||
4 |
Ходы и взятие фигур. Слон. |
1 |
|||
5 |
Ходы и взятие фигур. Слон. |
1 |
|||
6 |
Ходы и взятие фигур. Ферзь. |
1 |
|||
7 |
Ходы и взятие фигур. Ферзь. |
1 |
|||
3 четверть |
9 |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Выделять закономерности. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Высказывать своё предположение (версию) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат; Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. уметь проводить элементарные комбинации; Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур; Определять последовательность событий; Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
- ориентироваться в пространстве; - знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат; - внимательно слушать учителя; - запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; - и выделять признаки предметов; - узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. |
||
1 |
Ходы и взятие фигур. Конь. |
1 |
|||
2 |
Ходы и взятие фигур. Конь. |
1 |
|||
3 |
Ходы и взятие фигур. Конь. |
1 |
|||
4 |
Ходы и взятие фигур. Король. |
1 |
|||
5 |
Ходы и взятие фигур. Король. |
1 |
|||
6 |
Цель шахматной партии. Шах. |
1 |
|||
7 |
Цель шахматной партии. Шах. |
1 |
|||
8 |
Цель шахматной партии. Мат. |
1 |
|||
9 |
Цель шахматной партии. Мат. |
1 |
|||
4 четверть |
7 |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Выделять закономерности. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. уметь проводить элементарные комбинации; Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур; Выявлять закономерности и проводить аналогии. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме. |
- ориентироваться в пространстве; - знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; - внимательно слушать учителя; - запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; - и выделять признаки предметов; - узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. |
||
1 |
Цель шахматной партии. Мат. |
1 |
|||
2 |
Цель шахматной партии. Пат. |
1 |
|||
3 |
Цель шахматной партии. Рокировка. |
1 |
|||
4 |
Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. |
1 |
|||
5 |
Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. |
1 |
|||
6 |
Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. |
1 |
|||
7 |
Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. |
1 |
Используемая литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
5. Программа «Шахматы – школе», автор А.А.Тимофеев