Рабочая программа по внеурочной деятельности «Научно-исследовательская и проектная деятельность» (8 класс)
муниципальное общеобразовательное учреждение
Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2
| Утверждена Приказ по школе от «01» сентября 2018г. Директор школы Зрулина С.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Научно-исследовательская и
проектная деятельность»
Разработана учителем
иностранных языков
ВАНИНОЙ Е.М.
2018г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Научно-исследовательская и проектная деятельность» предназначена для изучения основ проектирования учащимися основной общеобразовательной школы и ориентирована на формирование у них навыков научной творческой деятельности и исследовательской грамотности.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Письмо Министерства образования и науки от 26.07.2013 № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
Основная образовательная программа ОБОУ «Школа-интернат № 2»
Курска
Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) /Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
Необходимость введения курса проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к обучающемуся в части исследовательской грамотности. Сегодня, согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности. Применение исследовательского метода в обучении является эффективным средством развития способности к самостоятельности и творчеству.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, является проектное обучение.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения. Не случайно в ФГОС ООО отмечается участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов; создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.
Программа «Научно-исследовательская и проектная деятельность» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.
Эти виды деятельности могут дать образовательные эффекты, если все они будут использоваться в образовательной практике.
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые или
индивидуальные формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся основной общеобразовательной школы.
Общая характеристика учебного курса
Актуальность курса
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьников должна быть освоена ими в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в учреждениях профессионального образования.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы: формирование проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.
Задачи программы
1.Образовательные:
обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента;
дать представление о научной логике и изучить ее основы;
привить навыки самостоятельной научной работы, развить творческое отношение к исследованию;
сформировать представление о различных видах письменных научных работ;
обучить школьников основам оформления работы;
пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов;
научить продуманной аргументации и культуре рассуждения формировать у учащихся навыки познавательной, творческой, экспериментально-
исследовательской деятельности;
формировать навыки речевой деятельности, необходимые для презентации результатов научного исследования.
2.Воспитательные:
воспитывать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
способствовать воспитанию толерантной личности;
формировать такие качества личности, как инициативность,
самостоятельность, способность к активной адаптации в обществе.
3.Развивающие:
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные способности и потребности, креативность;
развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой;
развивать социокультурную компетенцию у учащихся;
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Коррекционные:
совершенствовать коммуникативные навыки и умения;
постепенно и целенаправленно обучать самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
развитие и коррекция основных психических процессов и функций (памяти,
внимания, мыслительных операций);
расширение словарного запаса, развитие грамотной речи.
В процессе прохождения программы формируются:
умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Особенности программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного и коррекционно-
педагогического процессов;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, исследовательские, творческие, социальные, игровые, инновационные, прикладные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами
или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые и
коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем младше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Специфика курса
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приѐмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке, в компьютерном классе. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, увлеченные люди, а также другие дети.
процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий:
беседа;
игра;
эксперимент;
наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа,
защита исследовательских работ,
мини-конференция,
консультация.
консультация;
доклад;
защита исследовательских работ,
выступление;
выставка;
презентация;
мини-конференция,
научно-исследовательская конференция;
участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы
Предметные результаты
В результате работы по программе курса обучающиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета);
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Обучающиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
обосновывать актуальность выбранной темы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности;
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой;
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планироватьиорганизовыватьисследовательскуюдеятельность,
представлять результаты своей деятельности в различных видах;
выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты.
обучающихся будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и
конце действия.
Познавательные результаты.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей.
Коммуникативные результаты.
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
реферат;
альбом;
журнал, книжка-раскладушка;
коллаж;
выставка;
коллекция;
костюм;
макет;
модель;
плакат;
серия иллюстраций;
сказка;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника;
учебное пособие;
фотоальбом;
экскурсия;
презентация.
Раздел 1. Понятие «Учебный проект»
Что такое учебный проект? Основные теоретические сведения,
термины. Виды проектов.
Ситуация и проблема. Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации.
Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта. Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка цели. Постановка цели как прогнозируемый результат.
Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проект.
Практическая работа: «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Раздел 2. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы
Планирование деятельности. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Формулирование задач. Что такое задача? Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги.
Соответствие цели и задач теме исследования.
Ресурсы.Чтотакоересурсы?Какиебываютресурсы
(информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом.
Выявление ресурсов.
Раздел 3. Информационные источники
Работа с каталогами. Что такое каталог. Основа всех каталогов –
карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.
(словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Способы первичной обработки информации. Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта.
Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.
4. Коллаж. Что такое коллаж? Составление коллажа на определѐнную
тему.
Раздел 4. Методы исследования. Мыслительные операции
Наблюдение. Знакомство с наблюдением как методом исследования.
Сфера наблюдения в научных исследованиях. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений.
Эксперимент. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Оформление результатов экспериментов.
Мыслительные операции. Элементы мыслительной деятельности,
необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Раздел 5. Работа над проектом
Как работать вместе? Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация.
Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.
Вместе к одной цели. Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Учимся рефлексировать. Работа над проектами. Подготовка к защите.
Защита проектов. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Конференция: выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Библиографический список
Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) /Под ред. проф. Е. Я. Когана. –
Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения:
Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. - Москва:
«Просвещение», 2010.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.:
Вербум – М, 2001.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.
Формирование проектных умений школьников: практические занятия
/авт.-сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]
http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева,
П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Оборудование и материалы:
компьютер с доступом в Интернет;
сканер;
принтер;
словари и справочники;
методическое пособие по оформлению научных работ;
технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Раздел 1. «Учебный проект» (6 ч) | ||
1 | Виды проектов. | 1 |
2 | Социальный проект | 1 |
3 | Ситуация и проблема. | 1 |
4 | Выделение признаков ситуации. | 1 |
5 | Желаемая и реальная ситуации. | 1 |
6 | Постановка цели. | 1 |
Раздел 2. Планирование деятельности. Формулирование задач. (3 ч) | ||
7 | Планирование деятельности. Формулирование задач. | 1 |
8 | Составление плана работы над проектами. | 1 |
9 | Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. | 1 |
Раздел 3. Информационные источники (11 ч) | ||
10 | Работа с каталогами. | 1 |
11 | Информация с титульного листа книги. | 1 |
12 | Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). | 1 |
13 | Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы(словарь, справочник, энциклопедия). | 1 |
14 | Особенности словарных статей в разных источниках информации. | 1 |
15 | Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации. | 1 |
16 | Способы первичной обработки информации. Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. | 1 |
17 | Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. | 1 |
18 | Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. | 1 |
19 | Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. | 1 |
20. | Коллаж. | 1 |
Раздел 4. Методы исследования. Мыслительные операции (3 ч) | ||
21 | Наблюдение. | 1 |
22 | Эксперимент. | 1 |
23 | Мыслительные операции. | 1 |
Раздел 5. Работа над проектом (11 ч) | ||
24 | Как работать вместе? Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила.. | 1 |
25 | Командные роли. Конфликтная ситуация. | 1 |
26 | Способы разрешения конфликта. | 1 |
27 | Способы группового взаимодействия. | 1 |
28 | Вместе к одной цели. Учимся применять способности. | 1 |
29 | Учимся взаимодействовать. | 1 |
30 | Учимся презентации. | 1 |
31 | Учимся рефлексировать | 1 |
32 | Работа над проектами | 1 |
33 | Подготовка к защите. | 1 |
34 | Защита проектов | 1 |