Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура речи» (10–11 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании МО учителей предметов гуманитарного цикла Протокол № 1 от «29» августа 2019г. Руководитель МО __________ Гуляева Е.В. |
Проверено Заместитель директора по УВР________________ Ямолова С.П. «___»____________2019г.
|
Утверждено приказом № _____ от ________2019г. Директор ГБОУ СОШ №30 ____________Тюкова Л.И. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Культура речи»
направление деятельности – общекультурное
10-11 класс (68ч)
Программа разработана учителем русского языка
и литературы высшей квалификационной категории
Гуляевой Еленой Валентиновной
г.о.Сызрань 2018-2019 уч.г.
.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897.
3. Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.4.2. № 2821-10 и изменений №3 от 29.04.2015 г. «Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
5. «Основной образовательной программы основного общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 имени кавалера ордена Красной Звезды Ю.В. Гаврилова»
6. Плана внеурочной деятельности ГБОУСОШ №30 г. о. Сызрань.
Актуальность программы определяется значимостью систематизации и углубления имеющихся знаний по указанным разделам с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Смирновой Л.Г. «Культура русской речи: Программа элективного курса.» - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005 и рассчитана на два года обучения (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).
Выбор трудных вопросов из области грамматики подсказан личным опытом коллег при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
При составлении планирования опора производилась на поурочные разработки уроков по русскому языку с учётом подготовки к ЕГЭ:
И.В.Золотарёва, Л.П.Дмитриева, Н.В.Егорова, Традиционная система планирования уроков на 68 часов; - М.: «ВАКО», 2016 г.;
Е.А. Влодавская Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену; - М.: «Экзамен», 2008 г.;
Д.И. Архарова ЕГЭ. Домашний репетитор. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С); - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2017 г.;
И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова Русский язык (тренировочные задания). ЕГЭ - М., «ЭКСМО»: 2017, 2018, 2019г.
Планируемые результаты освоения программы:
По окончании реализации программы планируется
достижение трёх уровней воспитательных результатов внеурочной
деятельности.
Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень. Получение школьником исследовательского опыта, уметь размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.
Третий уровень. Получение школьником самостоятельного опыта в анализе текстов.
Формы организации:
- групповые
- индивидуальные
Формы достижения цели:
- информационно-просветительские: беседы, мини-лекции, просмотр и
обсуждение видеороликов, печатных текстов; презентация – выставка творческих
работ;
-интерактивные: использование «мозгового штурма», эвристической
беседы с применением элементов интеллектуального и социально-
психологического тренинга;
Формы контроля:
тестирование, практическое задание, научное исследование, круглый стол.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
Предметные:
1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
Познавательные:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
Регулятивные:
1) умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что
еще неизвестно;
2) умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.;
3) умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и
коррективы в план в случае необходимости;
4) умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности,
способность к волевому усилию, рефлексии
Коммуникативные:
1) умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
2) умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других;
3)выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться конструктивно;
4)умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5)умение рефлексировать своё место в коллективе.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н-и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Формы организации деятельности:
-практикумы
-интерактивные уроки
-«языковые путешествия»
-ролевые игры
- работа с языковым материалом, словарями
Виды деятельности:
-познавательная
-досуговое общение
-межличностное общение
-проектная деятельность
Учебно-тематический план
№ |
Наименование |
Количество часов |
|
Введение |
2 |
|
Трудные вопросы из раздела «Фонетика и графика». |
2 |
|
Трудные вопросы из раздела «Лексика и фразеология». |
3 |
|
Трудные вопросы из раздела «Морфемика и словообразование». |
2 |
|
Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Морфология». |
5 |
|
Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Синтаксис». |
11 |
|
Трудные вопросы из раздела «Орфография». |
6 |
|
Трудные вопросы из раздела «Речь. Культура речи»». |
2 |
|
Итоговое занятие |
1 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Дата |
Введение |
2 |
|
|
1 |
Стартовая работа |
1 |
|
2 |
Анализ. Работа над ошибками. |
1 |
|
Трудные вопросы из раздела «Фонетика и графика». |
2 |
|
|
3 |
Фонетика как раздел науки о языке. Выразительные средства русской фонетики. Орфоэпические нормы. |
1 |
|
4 |
Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. |
1 |
|
Трудные вопросы из раздела «Лексика и фразеология». |
3 |
|
|
5 |
Отличие многозначных слов от омонимов. |
1 |
|
6 |
Паронимы. Контекстные синонимы и антонимы. |
1 |
|
7 |
Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ |
1 |
|
Трудные вопросы из раздела «Морфемика и словообразование». |
2 |
|
|
8 |
Слова с нулевым окончанием. Слова, не имеющие окончаний. Способы словообразования. |
1 |
|
9 |
Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. |
1 |
|
Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Морфология». |
5 |
|
|
10 |
Именные части речи: существительное, прилагательное. |
1 |
|
11 |
Именные части речи: местоимение, числительное. |
1 |
|
12 |
Глагол, причастие, деепричастие, наречие. |
1 |
|
13 |
Служебные части речи. |
1 |
|
14 |
Практическая работа с включение заданий из ЕГЭ. |
1 |
|
Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Синтаксис». |
11 |
|
|
15 |
Словосочетание и предложение. Характеристика простого предложения. Виды односоставных предложений |
1 |
|
16 |
Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых. Отличие сказуемого составного глагольного от составного именного. |
1 |
|
17 |
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. |
1 |
|
18 |
Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Приложение. |
1 |
|
19
|
Обособленные члены предложения: определение, приложение |
1 |
|
20 |
Обособленные члены предложения: обстоятельство, дополнения. |
1 |
|
21 |
Обращения, вводные слова и вставные конструкции. |
1 |
|
22 |
Сложное предложение. Виды сложных предложений. |
1 |
|
23 |
Виды сложноподчинённых предложений. |
1 |
|
24 |
Сложные предложения с различными видами связи. |
1 |
|
25 |
Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. |
1 |
|
Трудные вопросы из раздела «Орфография». |
6 |
|
|
26 |
Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. |
1 |
|
27 |
Правописание Н и НН в различных частях речи. |
1 |
|
28 |
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. |
1 |
|
29 |
Правописание производных предлогов и союзов. |
1 |
|
30 |
Разграничение на письме частиц НЕ и НИ |
1 |
|
31 |
Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. |
1 |
|
Трудные вопросы из раздела «Речь. Культура речи»». |
2 |
|
|
32 |
Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические. |
1 |
|
33 |
Выразительность русской речи: тропы, стилистические фигуры. |
1 |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
|
34 |
Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ (Комплексный анализ текста) |
1 |
|
|
Итого: |
34 |
|
11 класс
Планируемые результаты освоения программы:
По окончании реализации программы «Культура речи» планируется достижение трёх уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности.
Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень. Получение школьником исследовательского опыта, уметь размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.
Третий уровень. Получение школьником самостоятельного опыта в анализе текстов.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
Предметные:
1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
Познавательные:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
Регулятивные:
1) умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что
еще неизвестно;
2) умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.;
3) умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и
коррективы в план в случае необходимости;
4) умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности,
способность к волевому усилию, рефлексии
Коммуникативные:
1) умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
2) умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других;
3)выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться конструктивно;
4)умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5)умение рефлексировать своё место в коллективе.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Введение
Для чего людям нужна речь? Язык как важнейшее средство человеческого общения. Речь как форма существование языка.
Речь устная и письменная. Две формы существования речи - устная и письменная. Общее и различное в них. Делимся летними впечатлениями.
Качества хорошей речи
Культура устной и письменной речи. Общее понятие о культуре устной и письменной речи. Культура речи как умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с учетом цели и ситуации общения.
Что такое правильная речь? Правильность речи, выражающаяся в соблюдении норм произношения и написания. Виды норм.
Что такое хорошая речь? Качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Речевой этикет
Понятие речевого этикета. Речевая ситуация. Понятие речевого этикета. Речевая ситуация, ее компоненты и характеристика.
Приветствие и знакомство. Правила этикета, речевые формулы и использование этикетных слов в ситуациях приветствия и знакомства.
Телефонный разговор. Правила этикета, речевые формулы и использование этикетных слов в телефонном разговоре.
Поздравление. Каким должно быть поздравление. Обращения в поздравительных открытках. Правила построения письменного поздравления.
Извинение. Благодарность. Как правильно извиниться и ответить на извинения. Как поблагодарить и ответить на благодарность.
Просьба. Согласие и отказ. Речевые формулы выражения просьбы, согласия и отказа; уместность их употребления в той или иной речевой ситуации.
Как вести беседу? Правила поведения во время беседы. Пословицы и поговорки по теме занятия.
Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете. Особенности языка SMS-сообщений. Культура общения в Интернете.
Обобщение по теме «Речевой этикет».
Фонетика и орфоэпия
Фонетика. Орфоэпия. Фонетика, предмет ее изучения. Понятие об орфоэпии. Роль орфоэпии в речевом общении. Орфоэпические словари и справочники.
Звуки речи, их смыслоразличительная функция. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков.
Словесное ударение. Особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.
Произношение гласных звуков. Особенности произношения некоторых безударных гласных.
Произношение согласных звуков. Особенности произношения отдельных согласных и их сочетаний.
Лексикология
Лексическое значение слов. Слова однозначные и многозначные. Значение прямое и переносное. Лексическая сочетаемость.
Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Синонимы. Выбор синонимов для точного, правильного и образного выражения мысли.
Слова-паронимы. Понятие о паронимах. Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам. Использование паронимов в речи.
Стилистическое расслоение словарного состава. Нейтральная, книжная и разговорная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.
Морфология
Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы употребления имен существительных. Особенности произношения некоторых имен и отчеств. Грамматические нормы. Лексические нормы. Названия жителей некоторых стран и городов.
Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы.
Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы.
Невербальное общение
Мимика и жесты в общении людей. Роль мимики и жестов в общении людей. Значение некоторых жестов, уместность их использования
Подведение итогов
Подведение итогов. Самоанализ работы обучающихся на занятиях внеурочной деятельности.
Формы организации деятельности:
- групповые
- индивидуальные
-практикумы
-интерактивные уроки
- работа с языковым материалом, словарями
-межличностное общение
-проектная деятельность
Формы достижения цели:
- информационно-просветительские: беседы, мини-лекции, просмотр и
обсуждение видеороликов, печатных текстов; презентация – выставка творческих
работ;
-интерактивные: использование «мозгового штурма», эвристической
беседы с применением элементов интеллектуального и социально-
психологического тренинга;
Формы контроля:
тестирование, практическое задание, научное исследование, круглый стол.
Учебно-тематический план
№ |
Тема, раздел |
Количество часов |
1 |
Введение |
2 |
2 |
Качества хорошей речи |
3 |
3 |
Речевой этикет |
9 |
4 |
Фонетика и орфоэпия |
5 |
5 |
Лексикология |
4 |
6 |
Морфология |
9 |
7 |
Невербальное общение |
1 |
8 |
Подведение итогов |
1 |
|
Итого: |
34 |
Календарно-тематический план
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Дата |
Введение: 2ч |
|||
1 |
Для чего людям нужна речь? |
1 |
|
2 |
Речь устная и письменная |
1 |
|
Качество хорошей речи: 3ч |
|||
3 |
Культура устной и письменной речи |
1 |
|
4 |
Что такое правильная речь? |
1 |
|
5 |
Что такое хорошая речь? |
1 |
|
Речевой этикет: 9ч |
|||
6 |
Понятие речевого этикета. Речевая ситуация |
1 |
|
7 |
Приветствие и знакомство |
1 |
|
8 |
Телефонный разговор |
1 |
|
9 |
Поздравление |
1 |
|
10 |
Извинение. Благодарность |
1 |
|
11 |
Просьба. Согласие и отказ |
1 |
|
12 |
Как вести беседу? |
1 |
|
13 |
Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете |
1 |
|
14 |
Обобщение по теме «Речевой этикет» |
1 |
|
Фонетика. Орфоэпия: 5ч |
|||
15 |
Фонетика. Орфоэпия |
1 |
|
16 |
Звуки речи, их смыслоразличительная функция |
1 |
|
17 |
Словесное ударение |
1 |
|
18 |
Произношение гласных звуков |
1 |
|
19 |
Произношение согласных звуков |
1 |
|
Лексикология: 4ч |
|||
20 |
Лексическое значение слов. Значение прямое и переносное. Лексическая сочетаемость |
1 |
|
21 |
Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Синонимы |
1 |
|
22 |
Слова-паронимы |
1 |
|
23 |
Стилистическое расслоение словарного состава |
1 |
|
Морфология: 9ч |
|||
24 |
Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы |
1 |
|
25 |
Правильное употребление имен существительных. Грамматические нормы |
1 |
|
26 |
Правильное употребление имен существительных. Лексические нормы |
1 |
|
27 |
Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические нормы |
1 |
|
28 |
Правильное употребление имен прилагательных. Грамматические нормы |
1 |
|
29 |
Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы |
1 |
|
30 |
Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы |
1 |
|
31 |
Правильное употребление глаголов. Грамматические нормы |
1 |
|
32 |
Правильное употребление глаголов. Лексические нормы |
1 |
|
Невербальное общение: 1ч |
|||
33 |
Мимика и жесты в общении людей |
1 |
|
Подведение итогов: 1ч |
|||
34 |
Подведение итогов. Сочинение-рецензия в формате ЕГЭ. Задание №27 |
1 |
|
Итого: |
34ч |
|