Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «В мире информации. Работаем с информационными источниками» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 31 October 2019















Рабочая программа

по внеурочной деятельности

по курсу «В мире информации.

Работаем с информационными источниками»


общеинтеллектуального направления


рабочая тетрадь «В мире информации. Работаем с информационными источниками. 1 класс» 

уровень начального общего образования, 1 д класс


2019/2020 учебный год.


33 учебные недели






Составитель Дранникова Елена Егоровна

учитель начальных классов



Ижевск 2019 г.


В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 1-4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций «В мире информации. Работаем с информационными источниками». 1 класс: Тетрадь для обучающихся / Автор-составитель С.А. Шейкина.

Положение о Рабочей программе педагога МБОУ № 76 «ШБ» города Ижевска.


Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.

Программа определяет ряд задач:

содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;

способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;

формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;

создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.

В соответствии с этим курс внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» реализуется в 1 классе в объеме 33 ч (33 учебные недели), во 2, 3 и 4 клас­сах в объеме 34 ч (34 учебные недели) из расчета 1 час в неделю.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

«В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ»


Особенностью построения программы «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.

Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.

Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков работы с инфографикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.

В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:

в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;

в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;

в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;

в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.

В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности учащихся первого класса.

Работа с источниками информации:

знание того, какие источники информации существуют;

умение использовать различные источники информации;

умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.

Обработка и представление результатов:

умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;

умение находить альтернативную и дополнительную информацию;

умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;

умение описать и представить результаты своей работы.

Принципы проведения занятий

Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.

Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.

Сочетание статичного и динамичного положения детей.

Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.




ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



Программа учебного курса рассчитана объёмом на 33 часа (в неделю 1 час). Один час выделен в учебном плане (внеурочная деятельность), в части формируемой образовательным учреждением, для формирования и развития информационных учебных действий, читательской компетентности, навыков самоконтроля и самооценивания. По результатам освоения курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» оценка не предусматривается.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ»


Сплошные тексты

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.


Кластеры

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.


Таблицы

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.


Диаграммы

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.


Графики

График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.


Инфографика

Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.


Исследовательская (групповая) работа.

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.


ПЛАНИУРЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ»


В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» ученики второго класса приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:

оценивать потребность в дополнительной информации;

определять возможные источники информации и способы её поиска;

осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;

получать информацию из наблюдений, при обобщении;

анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;

наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);

использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.

Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» являются следующие личностные и метапредметные результаты.


Личностные:

умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.

Метапредметные:

Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

определять и формулировать цель деятельности;

работать по предложенному плану;

уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» второклассники:

приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);

научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;

научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;

приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;

овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);

- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.





КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Занятия безотметочные, а объектом оценивания станут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информации в процессе чтения текстов (литературных, учебных, научно-познавательных, инструкций).




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Вот и осень пришла.

1

озаглавливать текст; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать текстовую информацию в табличную.

2

В саду.

1

озаглавливать текст; располагать информацию в таблице в соответствии с заданием; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

3

Мы играем.

1

анализировать графическую информацию; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; находить ошибки в табличных данных и исправлять их; соотносить числовые данные.

4

В роще и в саду.

1

озаглавливать текст; текст; располагать информацию в таблице в соответствии с заданием; чертить таблицу по заданным параметрам; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и преобразовывать ее в диаграмму.

5

Собираем урожай.

1

анализировать графическую информацию; строить простейшую столбчатую диаграмму; анализировать табличную информацию; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выполнять задание по инструкции.

6

Про грибы.

1

находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с табличной информацией; строить речевое высказывание на основе анализа прочитанного текста; правильно ориентироваться в таблице.

7

Осень, непогодушка.

1

озаглавливать текст; анализировать информацию, представленную в виде текста, таблицы, диаграммы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выполнять анализ и обобщение представленной информации.

8

Знаки вокруг нас.

1

анализировать информацию, представленную
в виде знака-рисунка; сопоставлять свои умозаключения с жизненным опытом и обобщать их; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

9

На уроке.

1

анализировать полученную информацию; принимать и сохранять учебную задачу; работать по инструкции; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать с табличными данными; строить столбчатую диаграмму; выполнять задание по инструкции.

10

На перемене.

1

находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить речевое высказывание на основе анализа прочитанного текста; строить столбчатую диаграмму; анализировать информацию, представленную в виде рисунка; самостоятельно создавать информационный объект.

11

Грамоте учиться – всегда пригодится.

1

составлять кластер, используя полученную информацию; анализировать информацию, представленную в виде диаграммы; вносить данные в таблицу, используя информацию с диаграммы.

12

Домашние питомцы.

1

строить грамотное речевое высказывание в устной форме; соотносить графические объекты и их названия; сопоставлять табличную информацию и данные круговой диаграммы; самостоятельно строить столбчатую диаграмму.

13

Вот и зима пришла.

1

работать с линейной диаграммой; заполнять таблицу; строить грамотное речевое высказывание в устной форме, отвечая на поставленные вопросы; анализировать табличные данные;

14

Первоклассники.

1

озаглавливать текст; анализировать круговую и столбчатую диаграмму; используя данные круговой диаграммы, восстанавливать деформированный текст; используя данные столбчатой диаграммы, заполнять пропуски в тексте; самостоятельно строить столбчатую диаграмму.


15

У природы нет плохой погоды.

1

аргументировать свою точку зрения; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить грамотное речевое высказывание в устной форме; преобразовывать информацию из одного вида в другой; по табличным данным строить столбчатые диаграммы.


16

Знай минутам цену, а секундам счет.

1

озаглавливать текст; составлять кластер на основе прочитанной текстовой информации; анализировать информацию, представленную в виде нестандартной диаграммы.

17

Скоро Новый год!

1

строить грамотное, связное речевое высказывание в устной форме на заданную тему; работать в парах и группах; анализировать информацию, представленную в виде линейной и круговой диаграммы.

18

Зимние забавы.

1

анализировать графическую информацию; используя текстовую информацию, вносить необходимые данные в таблицу; выполнять простейшие логические умозаключения; обобщать и представлять собранную информацию.

19

Зимняя сказка.

1

совершенствовать навыки смыслового чтения; называть столбцы таблицы в соответствии с имеющейся в них информацией; анализировать информацию, представленную инфографикой; сопоставлять и представлять собранную информацию.

20

Зимние виды спорта.

1

анализировать данные столбчатой диаграммы; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать с круговой диаграммой (дополнять легенду, достраивать диаграмму).

21

На катке.

1

работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы; строить грамотное речевое высказывание в устной форме; отвечать на поставленные вопросы и аргументировать свои ответы.

22

На уроке математики.

1

строить логические умозаключения, используя графическую информацию; работать по алгоритму; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы.

23

Мы – туристы.

1

анализировать табличную информацию; делать на основе полученной информации правильные умозаключения, применяя знания, полученные на уроках; работать с текстом; используя текстовую информацию, заполнять кластер.

24

В мире животных.

1

озаглавливать текст; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы.

25

Сказка ложь, да в ней намек.

1

совершенствовать навыки смыслового чтения находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы;

26

На уроке математики.

1

работать со столбчатой диаграммой; работать по инструкции; работать с круговой диаграммой; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать данные диаграммы в табличную информацию.

27

Ну и Африка…

1

находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; составлять кластер; сопоставлять разного вида информацию; работать по инструкции.

28

На лугу.

1

находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; преобразовывать текстовую информацию в табличную; анализировать табличные данные; строить столбчатые диаграммы; работать по инструкции.

29

На даче.

1

анализировать табличную информацию; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить логические умозаключения.

30

Знакомые незнакомцы.

1

анализировать текстовую информацию и на ее основе составлять кластер; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; работать с нестандартной линейной диаграммой; строить грамотное речевое высказывание в устной форме.

31

Одна мудрая голова ста голов стоит.

1

анализировать текстовую информацию и на ее основе составлять кластер; работать с табличной информацией; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать по алгоритму.

32

В зоопарке.

1

находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; работать с текстом; находить в тексте информацию, необходимую для заполнения кластера; использовать для заполнения таблицы дополнительные источники информации и знания.

33

Приключения в цветочном городе.

1

совершенствовать навыки смыслового чтения; восстанавливать деформированный текст; анализировать столбчатую диаграмму; работать с нестандартной линейной диаграммой; применять полученные знания для решения учебных задач.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная для учителя

Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2019.


Основная для учащихся

Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 1 класс: Тетрадь для обучающихся / Автор-составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2019.

Принято на заседании методического объединения учителей _____________________

Протокол № ____ от «____» ________ 20____ г.

Руководитель ШМО

________________________________________________






ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту



























































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации