Рабочая программа внеурочной деятельности «мир информатики»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 пос. Жигалово
«Согласовано» | | «Утверждаю» |
Заместитель директора по ИР: _____________ | | Директор: _____________ |
«__» 2020г. | | Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир информатики»
адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
Вариант 2
Составитель программы:
Скрипкина А.А.
учитель информатики и ИКТ
2020-2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Москва «Просвещение» 2017год). Направленность адаптированной программы «Мир информатики» – общеинтеллектуальная, духовно-нравственная, общекультурная.
Основная цель изучения предмета заключается в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами информационных технологий.
Основные задачи реализации содержания:
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач;
освоение знаний по созданию и обработке информационных объектов (рисунки, композиции);
приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
формирование различных видов мышления: образного, логического, алгоритмического;
развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы;
воспитание ответственного отношения к результатам своего труда, соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
расширение представления о назначении и возможностях компьютера;
формирование эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Основные формы работы
групповой, индивидуальный (консультативного характера)
словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, развивающие моторику ребенка;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика относится к предметам естественнонаучного цикла и, наряду с математикой, является фундаментальным ядром начального образования. Основной тип занятий – работа на компьютере. Практические задания предполагают создание рисунков, композиций и проектов, которые выполняются с помощью необходимых программных средств (операционная система Linux, простейший графический редактор KolourPaint, текстовый процессор OpenOffice.org Writer, программа для создания презентаций OpenOffice.org Impress) и дидактических материалов в электронном виде. Вспомогательным элементом является работа в электронной образовательной программе для детей начального звена «Страна Фантазия». Играя в познавательные игры, учащиеся нарабатывают практику при работе с мышью, с клавиатурой, развивают внимание, усидчивость. «Страна Фантазия» идёт в помощь к созданию рисунков, проектов. Учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики и являются предметом текущего самоанализа, самоконтроля и самооценки учащихся. Создаваемые учащимися внешние образовательные продукты (рисунки, текстовые документы, презентации, проекты) после изучения каждого раздела курса являются предметом диагностики и контроля со стороны учителя. Они в полной мере раскрывают индивидуальность, интеллектуальный и творческий потенциал учащегося, закрепляют навыки самостоятельной работы, способствуют проявлению полученных на занятиях знаний, умений и навыков.
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях курса по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.
Виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
социальная деятельность;
практическая деятельность;
творческая деятельность.
Так, как программа адаптирована для детей с умеренной умственной отсталостью, она предполагает собой совместную деятельность детей с родителями, учителем и классным руководителем, направленную на решение общих для всех, так и частных.
При этом:
- совершенствуются навыки познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
- формируются такие современные компетентности как:
умение приобретать знания из разных источников;
умение планировать и координировать индивидуальную работу и совместную деятельность в группе, применять знания в быту;
умение и навыки общения, изложения своих мыслей, сотрудничества, установки контактов, нахождения компромиссов и др.
что определяет качество современного образования.
Место курса в учебном плане
Срок реализации 1 год
Возраст 8-12 лет
Программа внеурочной деятельности «Мир информатики» по общеинтеллектуальному направлению для учащихся 4 «В» класса-комплекта и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Курс предназначен для развития практических навыков работы с компьютером.
Планируемые результаты:
Личностные:
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
внимательность, наблюдательность
эстетические качества при оформлении рисунка и презентации
Метапредметные:
научатся составлять план своих действий и следовать ему
координировать свои действия на компьютере
Предметные:
правила техники безопасности;
основные устройства ПК;
правила работы за компьютером;
виды информации и действия с ней;
возможности редактора Kolour Point;
назначение и работу программы Kolour Point;
запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
работать с программой текстовый процессор OpenOffice.org Writer Paint,
создавать презентацию, используя все возможности OpenOffice.org Impress
составлять и защищать творческие мини-проекты.
Содержание учебного курса.
1.Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Компьютер и его устройства (1 час)
Правила безопасности в кабинете информатики. Демонстрация того, что учащиеся будут делать на занятиях.
2. Графический редактор Paint (9 часов)
Работа в графическом редакторе, с его основными возможностями, инструментарием программы. Повторение пройденного материала. Составление рисунков на заданные темы, по собственному замыслу.
3. Программа «Страна Фантазия» (12 часов)
Работа в образовательной программе для детей начального звена «Страна Фантазия».
4. Офисная программа для подготовки презентаций OpenOffice.org Impress (12 часов)
Работа в программе OpenOffice.org Impress. Меню. Составление коллажа из рисунков на заданную тему.
Форма подведения итогов - создание и защита проектов «Мой окружающий мир» (презентация из 3 слайдов, составленных из рисунков обучающихся).
Тематический план
№ урока | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Компьютер и его устройства (1 час) | ||||
1. | Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что учащиеся будут делать на занятиях. | 1 | 1 | |
2. Графический редактор Paint (9 часов) | ||||
2. | Графический редактор Paint. Меню, Инструменты, Палитра Paint. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3-7. | Работа с композицией «Моя школа» | 5 | 1 | 4 |
8. | Составление узоров, орнаментов по собственному замыслу. | 1 | | 1 |
9-10. | Создание серии рисунков по теме «Я и моя семья» | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. Программа «Страна Фантазия» (12 часов) | ||||
11-12. | Фанта 1. Игры «Внимание», «Раскрась-ка» | 2 | | 2 |
13-14. | Фанта 1. Игры «Кадр», «Лабиринт» | 2 | | 2 |
15-17. | Фанта 2. Игры «Третий лишний», «Фантазия», «Множества» | 3 | | 3 |
18-19. | Фанта 2. Игра «Конструктор» | 2 | | 2 |
20-22. | Фанта 3. Игры «Быстрые ручки», «Орнамент», «Зазеркалье» | 3 | | 3 |
4. Офисная программа для подготовки презентаций OpenOffice.org Impress (12 часов) | ||||
23. | Работа с программой OpenOffice.org Impress. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24. | Работа с шаблонами. Работа с палитрой. Сохранение и открытие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25-26. | Работа в графическом редакторе на свободную тему. | 2 | | 2 |
27. | Создание коллажа на свободную тему. | 1 | | 1 |
28-29. | Создание рисунков в графическом редакторе по теме «Мой окружающий мир» | 2 | | 2 |
30-31. | Создание слайдов по теме «Мой окружающий мир» | 2 | 1 | 3 |
32-33. | Создание проекта «Мой окружающий мир» | 2 | | 2 |
34. | Защита проектов. Обсуждение | 1 | 0,5 | 0,5 |
ИТОГО | 34 | 4,5 | 29,5 | |
Материально-техническое обеспечение реализации программы Программы – операционная система Linux, простейший графический редактор KolourPaint, текстовый процессор OpenOffice.org Writer, программа для создания презентаций OpenOffice.org Impress. Технические средства — мультимедийный проектор; компьютеры. |