Рабочая программа по внеурочной деятельности «Рисуем все»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Рисуем все» составлена для 1 – 3 классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Планируемые результаты освоения программы
внеаудиторной деятельности «Рисуем все»
Личностными результатами является формирование следующих умений:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности художественной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
составлять композиции с учётом замысла;
углубить понятия о связи декора с функцией и формой вещи. Приемы кистевой росписи.
Обучающийся получит возможность:
в рисовании совершенствовать технику приемов кистевой росписи, рисования акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);
расписывать объемные формы;
знать нетрадиционные художественные техники;
расширять кругозор, формировать творческое отношение к окружающей жизни и нравственных представлений;
создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции;
самостоятельно выбирать тему, материал.
Планируемые результаты.
По результатам работы у обучающихся будут:
формироваться навыки, для достижения эффекта и их эмоционального закрепления, необходимо перенесение акцента с планируемых результатов на сам процесс.
приобретают умение переносить и воплощать свои мысли на бумагу.
умение изображать на бумаге предметы по памяти и представлению, а также работать с натурой.
расширяется интерес к различным видам изобразительного искусства.
получить знания на основах изобразительной грамоты.
сформированы навыки композиционного решения, понятия цветового решения.
Обучающийся должен получить знания по рисунку:
Построение предметов, штриховка.
обучающийся должен получить знания по живописи:
знать цветовой круг;
создавать оттенки цвета;
смешивая краски с белилами, разбавляя их водой, а также смешивая краски между собой.
Обучающийся должен получить знания по композиции:
понятие линия, пятно, контраст цветов;
отличить основные цвета от составных.
Содержание внеурочной деятельности
«Рисуем все»
1класс (1 час в неделю – 33 ч.)
Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа о технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Как я провел лето. Рисование того, что детям запомнилось летом, знакомство с материалами (краски, карандаш).
Рисуем осенние листья. Беседа по теме; правила построения; композиционное решение на листе бумаги.
Рисуем декоративную рыбу. Беседа на тему; смотрим иллюстрации с изображением рыб; понятие декоративность; набросок рыбы; закрашивание фона; закрашивание самой рыбы; прорисовка мелких деталей.
Теоретические основы изображения. Знакомство с теоретическими основами изобразительной грамоты.
Рисуем декоративную бабочку. Набросок бабочек простым карандашом; закрашивание фона; закрашивание бабочек с прорисовкой мелких деталей.
Цветовой спектр. Что такое «цветовой спектр»; как из комбинации трех основных цветов получить еще три и так далее. 3 основных цвета (красный, синий, желтый) в комбинации дает еще три цвета.
Пейзаж «Золотая осень». Понятие пейзаж; смотрим иллюстрации и репродукции на эту тему; творческий подход.
Работа по цветоделению. Выполнение практической работы по цветоделению (растяжка цвета); от темного к светлому путем добавления белого или воды, или от светлого к темному постепенно насыщая цвет.
Композиция «Осенний дождь». Прорисовка переднего плана; составление композиции работы; рисование различных цветовых соотношений.
Композиция «Город и люди». Рассматривание иллюстраций с изображениями улиц города; общественного транспорта, людей; правильное композиционное решение; придумываем творческую картинку; прорисовываем детали; закрашиваем.
Графика, штриховка, наброски. Овладение средствами графики (штриховка, линия, пятно); выполнение набросков.
Кошки. Рисуем кошек в свободной манере; приветствуется оригинальность в выборе композиции и в художественном решении.
Натюрморт. Понятие натюрморт; постановка из 2-х предметов; найти правильное композиционное решение на листе бумаги; построение предметов.
Новый год. Изображение сказочных героев, животных и символов.
Космос. Композиционное решение; прорабатываем детали рисунка; закрашиваем в темных тонах.
«Чаепитие» или «Гости». Составление композиции; оригинальность решения композиции и цвета; прорисовка мелких деталей и людей.
Рисуем животных. Беседа о домашних и диких животных; рассматриваем фотографии различных животных; анализ размера, формы строения и цвета.
Рисуем птиц. Выбор эскиза; подробное изучение строения туловища, поворот головы, лапки; делается набросок птицы, затем в графическом изображении с более точной штриховкой. Набросок с последующей прорисовкой красками.
Выполнение графики в один цвет. Знакомство с техникой «графика»; просмотр публикаций на эту тему.
Клоун – портрет. Композиционное решение; рисуем персонаж; прорабатываем детали образа (лицо, волосы, одежда).
Композиция на тему «Цирк». Композиционное решение; выбор сюжета и гаммы должен быть ярким, праздничным и нарядным.
Точечная техника – пуантилизм. На маленьком формате бумаги изображаем яблоко в точечной технике, стараясь использовать как можно больше цвета.
Композиция «Моя семья». Максимальная свобода выдумки и содержания; беседы о семье, о быте.
Рисуем сказку «Аленький цветочек». Рисование аленького цветочка по представлению; композиционное решение на листе бумаги; закрашивание; смешивание цветов.
Пейзаж «Весна пришла». Придумываем сюжет, композицию; прорисовываем детали; закрашиваем путем смешивания красок.
Рисуем натюрморт. Повторение понятия «натюрморт»; просмотр репродукций; объяснение, как правильно построить предмет, входящий в этот натюрморт.
2 класс (1 час в неделю – 34 ч.)
Вводное занятие. Техника безопасности. Объяснение правил поведения в общественных местах; правила по технике безопасности.
Композиция на тему «Отдых». Работа по представлению; воспоминания о лете.
Орнаментальная работа из осенних листьев. Беседа об орнаменте; просмотр декоративных орнаментов в иллюстрациях и книгах; карандашный набросок орнамента в квадрате, круге или на полосе;
Цветовой круг. Что такое цветовой круг; из чего он складывается.
Пейзаж «Золотая осень». Композиционное решение; прорисовка деревьев (особенности строения дерева); за основу берем теплую цветовую гамму.
Штриховка, построение предмета. Простейшие геометрические тела (куб, шар, призма); научиться их правильно заштриховывать.
Рисуем натюрморт из трех предметов. Композиционное решение; построение геометрических предметов и штриховка.
Техника «Гризайль». Знакомство с техникой «Гризайль» - одноцветная живопись; яблоко – добиться его объема путем размывки цвета.
Рисуем натюрморт. Строим предметы, учитывая симметрию и пропорции; закрашиваем, добиваясь объема предметов.
Рисуем животных. Рисуем линейный рисунок карандашом; линия всегда является результатом правильно понятой объемной формы. Рисуем линейный рисунок краской.
Новый год. Смотрим открытки с изображением праздничного торжества;
фантазируем на тему «Новый год».
Космос. Беседа о космосе; что собой представляет Галактика; творческая работа по представлению.
Композиция на тему «Спорт». Построение фигур спортсменов; позиции участников в движении.
Натюрморт в карандаше. Повторение понятия «Натюрморт»; составляем план работы; композиционное решение.
Натюрморт красками. Натюрморт в цвете; применяем «холодные» тона.
Графика в 2 цвета. Граттаж. Знакомство с техникой «Графика»; работа линией, пятном; черное и белое.
Портрет. Рисуем портрет в любой технике, соблюдая основные правила построения лица.
Точечная техника «Пуантилизм». Знакомство с техникой «Пуантилизм»; репродукции французского художника Жоржа Сёра; «Пуантилизм» – манера письма небольшими сочными мазками (точками).
Иллюстрация. Чтение и просмотр русских народных сказок; чем русские сказки отличаются от иностранных сказок; рисуем набросок понравившегося персонажа; добиваемся сходства с увиденным образом.
Композиция на тему «Море». Репродукции на заданную тему; беседа о художниках, пишущих море; изображаем на бумаге буйство или спокойствие морского прилива, отлива.
Весенний пейзаж. Композиционное решение; решить, что характерно для ранней весны (деревья без листьев, кое-где еще лежит снег, не светит ярко солнышко); проявление творческой индивидуальности.
«Цветы» - декоративное рисование. Прорабатываем композиционное решение эскиза; отрисовывание крупных и мелких цветов; составляем цветовую гамму.
Композиция «Детство». Придумываем сюжет, композицию; прорисовываем детали; закрашиваем путем смешивания красок.
3 класс (1 час в неделю – 34 ч.)
Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа о технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Рисуем осенние листья. Беседа по теме; правила построения; композиционное решение на листе бумаги.
Наш край Северный – крупиночка России… Рисуем народы, проживающие на Севере (Региональный компонент); прорисовка мелких деталей.
Теоретические основы изображения. Правила, приемы и средства композиции; знакомство с теоретическими основами изобразительной грамоты.
Сказочная тема в ИЗО. Рассматриваем фотографии и иллюстрации с изображениями; набросок простым карандашом; закрашивание фона; закрашивание с прорисовкой мелких деталей.
Иллюстрации к сказке «Конек-горбунок». Набросок простым карандашом; закрашивание фона.
Иллюстрации к сказке «Аленький цветочек» - пейзаж. понятие иллюстрация пейзаж; композиционное решение; находим линию горизонта; цветовую гамму.
Работа по цветоделению. Понятие растяжка цвета; прорисовка переднего плана; составление композиции работы; рисование различных цветовых соотношений.
Композиция «Игрушки и игры». Разные приемы исполнения; находим правильное композиционное решение; придумываем творческую картинку; прорисовываем детали.
Натюрморт из геометрических фигур. Изучаем построение простых геометрических фигур и строим натюрморт.
Жостовские подносы. Растительные мотивы. Изучаем разнообразие растительных мотивов.
Жостовские чудо-подносы. Натюрморт. Художественное конструирование. Создание шаблона подноса построение предметов (карандаш); закрашивание.
Гжель – синяя сказка. Изображение сказочного сюжета, птицы по мотивам гжельской росписи.
Гжель – синяя сказка «Новый год». Секрет гжельской росписи. Основные виды изделий, наиболее распространённые сюжеты росписи. Просмотр иллюстраций на обсуждаемую тему.
Монотипия «Космос». Решаем композиционное решение; прорабатываем детали рисунка; закрашиваем в темных тонах.
«Чаепитие» или «Гости». Свободная тема; приветствуется оригинальность решения композиции и цвета; прорисовка мелких деталей и людей.
Рисуем животных. Создание сюжетной композиции на свободную тему из растительных форм рисуем животного на выбор; вначале отрисовка карандашом, затем красками.
Рисуем птиц карандашом. Выбор эскиза индивидуален; подробное изучение строения туловища, поворот головы, лапки; делается набросок птицы, затем в графическом изображении с более точной штриховкой
Рисуем птиц красками. Изображением птиц; находим отличия разных видов птиц; их строение. Создание образов животных, цветов, птиц.
Композиция «Сказка к нам приходит». Композиционное решение; выбор сюжета и гаммы должен быть ярким, праздничным и нарядным.
Выполнение графики в одном цвет. Работа в технике «Рисунок линией»; тщательно прорисовываем рисунок, а затем обводим черной ручкой.
Создание образов сказочных героев. Композиционное решение; рисуем персонаж; прорабатываем детали образа (лицо, волосы, одежда).
Создание образа сказочного дворца. Знакомство с техникой пуантилизм; Пуантилизм – манера письма небольшими сочными мазками (точками).
Создание образа зимнего или летнего пейзажа. Рисование по памяти, по представлению; композиционное решение; закрашивание; смешивание цветов.
Создание образа романтического пейзажа. Репродукции, книги по искусству; отмечаем погоду в это время (солнышко, капель, деревья начинают оживать).
Рисуем натюрморт. Повторение понятия «натюрморт»; объяснение, как правильно построить предмет, входящий в этот натюрморт.
Путешествие в далекое прошлое. Рисование по представлению жилищ и стоянок древнего человека, прорисовываем элементы рисунка.
Мы живём в настоящем. Окружающая среда; свобода фантазий;
Путешествие в будущее. Развитие фантазии на тему: «Город моей мечты».
Календарно-тематическое планирование
по внеаудиторной деятельности
«Рисуем все»
1 класс (33 ч.)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | План | Корректировка | Факт |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | | | |
2 | Как я провел лето | 1 | | | |
3 | Рисуем осенние листья | 1 | | | |
4 | Рисуем декоративную рыбу | 1 | | | |
5 | Теоретические основы изображения | 1 | | | |
6 | Рисуем декоративную бабочку | 1 | | | |
7 | Цветовой спектр | 1 | | | |
8 | Пейзаж «Золотая осень» | 1 | | | |
9 | Работа по цветоделению | 1 | | | |
10 | Композиция «Осенний дождь» | 1 | | | |
11 | Композиция «Город и люди» | 1 | | | |
12 | Графика, штриховка, наброски | 1 | | | |
13 | Кошки | 1 | | | |
14 | Натюрморт из геометрических фигур | 1 | | | |
15 | Натюрморт | 1 | | | |
16 | Новый год | 1 | | | |
17,18 | Космос | 2 | | | |
19 | «Чаепитие» или «Гости» | 1 | | | |
20,21 | Рисуем животных | 2 | | | |
22,23 | Рисуем птиц | 2 | | | |
24 | Выполнение графики в один цвет | 1 | | | |
25 | Клоун – портрет | 1 | | | |
26,27 | Композиция на тему «Цирк» | 2 | | | |
28,29 | Точечная техника – пуантилизм | 2 | | | |
30 | Композиция «Моя семья» | 1 | | | |
31 | Рисуем сказку «Аленький цветочек» | 1 | | | |
32 | Пейзаж «Весна пришла» | 1 | | | |
33 | Рисуем натюрморт | 1 | | | |
Календарно-тематическое планирование
по внеаудиторной деятельности
«Рисуем все»
2 класс (34 ч.)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | План | Корректировка | Факт |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | | | |
2 | Композиция на тему «Отдых» | 1 | | | |
3,4 | Орнаментальная работа из осенних листьев | 2 | | | |
5 | Цветовой круг | 1 | | | |
6 | Пейзаж «Золотая осень» | 1 | | | |
7,8 | Штриховка, построение предмета. | 2 | | | |
9 | Рисуем натюрморт из трех предметов | 1 | | | |
10,11 | Техника «Гризайль» | 2 | | | |
12,13 | Рисуем натюрморт | 2 | | | |
14,15 | Рисуем животных | 2 | | | |
16 | Новый год | 1 | | | |
17,18 | Космос | 2 | | | |
19 | Композиция на тему «Спорт» | 1 | | | |
20 | Натюрморт в карандаше | 1 | | | |
21 | Натюрморт красками | 1 | | | |
22,23 | Графика в два цвета. Граттаж | 2 | | | |
24,25 | Портрет | 2 | | | |
26,27 | Точечная техника «Пуантилизм» | 2 | | | |
28,29 | Иллюстрация | 2 | | | |
30 | Композиция на тему «Море» | 1 | | | |
31 | Весенний пейзаж | 1 | | | |
32,33 | «Цветы» - декоративное рисование | 2 | | | |
34 | Композиция «Детство» | 1 | | | |
Календарно-тематическое планирование
по внеаудиторной деятельности
«Рисуем все»
3 класс (34 ч.)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | План | Корректировка | Факт |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | | | |
2 | Рисуем осенние листья | 1 | | | |
3 | Наш край – крупиночка России… | 1 | | | |
4,5 | Теоретические основы изображения | 2 | | | |
6 | Сказочная тема в ИЗО | 1 | | | |
7 | Иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» | 1 | | | |
8 | Иллюстрации к сказке «Аленький цветочек» - пейзаж | 1 | | | |
9 | Работа по цветоделению | 1 | | | |
10 | Композиция «Игрушки и игры» | 1 | | | |
11,12 | Натюрморт из геометрических фигур. | 2 | | | |
13 | Жостовские подносы. Растительные мотивы. | 1 | | | |
14 | Жостовские чудо-подносы. Натюрморт. | 1 | | | |
15 | Гжель – синяя сказка. | 1 | | | |
16 | Гжель – синяя сказка «Новый год» | 1 | | | |
17,18 | Монотипия «Космос» | 2 | | | |
19 | «Чаепитие» или «Гости» | 1 | | | |
20,21 | Рисуем животных | 2 | | | |
22 | Рисуем птиц карандашом | 1 | | | |
23 | Рисуем птиц красками | 1 | | | |
24 | Выполнение графики в одном цвет | 1 | | | |
25 | Композиция «Сказка к нам приходит». | 1 | | | |
26 | Создание образов сказочных героев | 1 | | | |
27 | Создание образа сказочного дворца | 1 | | | |
28 | Создание образа зимнего или летнего пейзажа | 1 | | | |
29 | Создание образа романтического пейзажа | 1 | | | |
30,31 | Рисуем натюрморт | 2 | | | |
32 | Путешествие в далекое прошлое | 1 | | | |
33 | Мы живём в настоящем. | 1 | | | |
34 | Путешествие в будущее | 1 | | | |