Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» (5–7 классы)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «Опытненская СОШ», с учетом учебного плана МБОУ «Опытненская СОШ».
Цель данной программы – развитие интеллектуальной, творческой одаренности школьников 5-7 классов при помощи сочинения (продуцирования) поэтических, прозаических текстов и последующего создания ими электронной книги-сборника. Обучение будет проходить в виде интегрированных занятий (литература, русский язык, информатика, английский язык).
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
образовательная: повышение общего уровня грамотности и языковой культуры, ИКТ-компетенции школьников,
обучающая: получение и последующее закрепление навыков написания стихотворных произведений; подготовка учащихся к выступлению на поэтических вечерах и концертных программах; повышение их компьютерной грамотности при создании электоронной книги,
воспитательная: развитие интереса к литературе, родному языку, отечественной и зарубежной поэзии, повышение общего культурного и нравственного уровня.
В календарно-тематическом плане фактическая дата может быть скорректирована за счет резерва в связи с учетом возможности группы, выполнения учебных занятий, выпадения учебных занятий на государственные праздники и др. при отсутствии данных обстоятельств часы резерва используются на устранение пробелов в знаниях обучающихся.
Согласно учебному плану МБОУ «Опытненская СОШ» на изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю). Программа предназначена для реализации в отдельно взятом классе или в свободных объединениях школьников одной возрастной группы, объединенных общими интересами, уже имеющими опыт участия в поэтических конкурсах, активно пишущих стихи или прозу.
В 2015 году данная программа участвовала в конкурсе на лучшую разработку рабочей программы по предмету урочной (внеурочной) деятельности для одаренных школьников, организованном ГАУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», по итогам мероприятия заняла 2 место.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Литература- искусство слова. Литературные жанры (1 час) | 1 | Иметь представление о специфике художественной литературы как искусства слова, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии |
2 | УНТ. Жанры. | 1 | иметь представление о специфике фольклора как искусства слова, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого, корректировать свое мнение; определять цель, проблему деятельности, планировать деятельность, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, представлять информацию в разных формах. |
3 | Древнерусская литература. Летописи. | 1 | иметь представление о специфике жанра летописи, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, аргументировано оценивать чужие поступки; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого, корректировать свое мнение; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, анализировать |
4 | Учимся, играя: создание летописи | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии |
5 | Сказка. Русские и зарубежные сказки | 1 | иметь представление о специфике и своеобразии жанра сказки, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, сравнивать объекты |
6 | Русские сказочники. | 1 | осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, анализировать |
7 | Литературные сказки. | 1 | иметь представление о жанровом своеобразии литературных сказок, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; классифицировать объекты, устанавливать аналогии, выбирать различные виды чтения |
8 | Тема, идея сказки. Сказка и пословица. | 1 | осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; понимать позицию другого, корректировать свое мнение; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, сравнивать объекты |
9 | Сочинение своей сказки. | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, создавать устные и письменные тексты; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; представлять информацию в разных формах |
10 | Рассказ (виды, герой, сюжет) | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
11 | Мой первый рассказ. | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, создавать устные и письменные тексты; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением. |
12 | Повесть. Виды повестей. | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением. |
13-14 | Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, осознанно использовать речевые средства, создавать устные и письменные тексты; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, , использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
15 -16 | Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого, корректировать собственное мнение; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
17-18 | Образ и средства его создания. | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, осознанно использовать речевые средства; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии. |
19-20 | Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. | 2 | осознавать срои черты характера, эмоции, свой мировоззренческий выбор; создавать устные и письменные тексты, излагать свое мнение, осознанное использование речевых средств, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; представлять информацию в разных формах |
21 | Жанр драмы в литературе ХХ века. | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
22 | Создание собственного сценария | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого, создавать устные и письменные тексты, осознанное использование речевых средств, преодолевать конфликты; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии |
23 | Встреча с писателем. Экскурсия в библиотеку. | 1 | осваивать новые социальные роли и правила, осознавать свои эмоции; понимать позицию другого, излагать свое мнение, осознанное использование речевых средств |
24-25 | Электронная книга: достоинства и недостатки. Форматы электронных книг. Программное обеспечение электронных книг. | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, анализировать и обобщать, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
26-27 | Возможности текстового редактора MS Word для создания электронных книг. Оформление страницы. Вставка объектов. Верстка страниц. | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
28-29 | Обработка изображений в графическом редакторе Gimp: уменьшение, придание эффектов, создание анимированных приложений. | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, , устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
30-33 | Создание 3D-книги из презентаций при помощи программы-компилятора 3D-page Flip. | 4 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
34 | Итоговая читательская конференция | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор, целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; представлять информацию в разных видах. |
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения на основе: формирования системы работы с одаренными учащимися, их творческой самореализации, активности. В ходе занятий ребята смогут углубить теоретические знания, создать прозаические, поэтические произведения различных жанров, опираясь на лучшие образцы русской и мировой литературы, работая как в группе, так и самостоятельно, индивидуально.
Несомненным плюсом также является повышение ИКТ-компетенции ребят, за несколько занятий они смогут создать красочную, иллюстрированную рисунками и фотографиями книгу – сборник произведений. Живая и непринужденная беседа с мастером слова, писателем, поэтом также позволит им почувствовать важность развития поэтического дара, самореализации в дальнейшем.
Формы фиксации результатов: самооценка учащихся, анкетирование, участие в праздничных мероприятиях, конкурсах, декаде гуманитарных наук, написание газетных статей, защита творческих работ, создание электронной книги.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
план | факт | ||
1 | Литература- искусство слова. Литературные жанры. | 01.09 | |
2 | УНТ. Жанры. | 08.09 | |
3 | Древнерусская литература. Летописи. | 15.09 | |
4 | Учимся, играя: создание летописи | 22.09 | |
5 | Сказка. Русские и зарубежные сказки | 29.09 | |
6 | Русские сказочники. | 06.09 | |
7 | Литературные сказки. | 13.09 | |
8 | Тема, идея сказки. Сказка и пословица. | 20.09 | |
9 | Сочинение своей сказки. | 27.09 | |
10 | Рассказ (виды, герой, сюжет) | 10.10 | |
11 | Мой первый рассказ. | 17.10 | |
12 | Повесть. Виды повестей. | 24.10 | |
13 | Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. | 01.12 | |
14 | Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. | 08.12 | |
15 | Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации | 15.12 | |
16 | Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации | 22.12 | |
17 | Образ и средства его создания. | 12.01 | |
18 | Образ и средства его создания. | 19.01 | |
19 | Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. | 26.01 | |
20 | Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. | 02.02 | |
21 | Жанр драмы в литературе ХХ века. | 09.02 | |
22 | Создание собственного сценария | 16.02 | |
23 | Встреча с писателем. Экскурсия в библиотеку. | 01.03 | |
24 | Электронная книга: достоинства и недостатки. Форматы электронных книг. Программное обеспечение электронных книг. | 15.03 | |
25 | Электронная книга: достоинства и недостатки. Форматы электронных книг. Программное обеспечение электронных книг. | 05.04 | |
26 | Возможности текстового редактора MS Word для создания электронных книг. Оформление страницы. Вставка объектов. Верстка страниц. | 12.04 | |
27 | Возможности текстового редактора MS Word для создания электронных книг. Оформление страницы. Вставка объектов. Верстка страниц | 19.04 | |
28 | Обработка изображений в графическом редакторе Gimp: уменьшение, придание эффектов, создание анимированных приложений. | 26.04 | |
29 | Обработка изображений в графическом редакторе Gimp: уменьшение, придание эффектов, создание анимированных приложений. | 03.05 | |
30 | Создание 3D-книги из презентаций при помощи программы-компилятора 3D-page Flip. | 10.05 | |
31 | Создание 3D-книги из презентаций при помощи программы-компилятора 3D-page Flip. | 17.05 | |
32 | Создание 3D-книги из презентаций при помощи программы-компилятора 3D-page Flip. | 24.05 | |
33 | Создание 3D-книги из презентаций при помощи программы-компилятора 3D-page Flip. | 28.05 | |
34 | Итоговая читательская конференция | 31.05 | |
7