12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Cветлана Терских327 |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» 5-7 классы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «Опытненская СОШ», с учетом учебного плана МБОУ «Опытненская СОШ».
Цель данной программы – развитие интеллектуальной, творческой одаренности школьников 5-7 классов при помощи сочинения (продуцирования) поэтических, прозаических текстов и последующего создания ими электронной книги-сборника. Обучение будет проходить в виде интегрированных занятий (литература, русский язык, информатика, английский язык).
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
образовательная: повышение общего уровня грамотности и языковой культуры, ИКТ-компетенции школьников,
обучающая: получение и последующее закрепление навыков написания стихотворных произведений; подготовка учащихся к выступлению на поэтических вечерах и концертных программах; повышение их компьютерной грамотности при создании электоронной книги,
воспитательная: развитие интереса к литературе, родному языку, отечественной и зарубежной поэзии, повышение общего культурного и нравственного уровня.
В календарно-тематическом плане фактическая дата может быть скорректирована за счет резерва в связи с учетом возможности группы, выполнения учебных занятий, выпадения учебных занятий на государственные праздники и др. при отсутствии данных обстоятельств часы резерва используются на устранение пробелов в знаниях обучающихся.
Согласно учебному плану МБОУ «Опытненская СОШ» на изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю). Программа предназначена для реализации в отдельно взятом классе или в свободных объединениях школьников одной возрастной группы, объединенных общими интересами, уже имеющими опыт участия в поэтических конкурсах, активно пишущих стихи или прозу.
В 2015 году данная программа участвовала в конкурсе на лучшую разработку рабочей программы по предмету урочной (внеурочной) деятельности для одаренных школьников, организованном ГАУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», по итогам мероприятия заняла 2 место.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Литература- искусство слова. Литературные жанры (1 час) | 1 | Иметь представление о специфике художественной литературы как искусства слова, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии |
2 | УНТ. Жанры. | 1 | иметь представление о специфике фольклора как искусства слова, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого, корректировать свое мнение; определять цель, проблему деятельности, планировать деятельность, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, представлять информацию в разных формах. |
3 | Древнерусская литература. Летописи. | 1 | иметь представление о специфике жанра летописи, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, аргументировано оценивать чужие поступки; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого, корректировать свое мнение; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, анализировать |
4 | Учимся, играя: создание летописи | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии |
5 | Сказка. Русские и зарубежные сказки | 1 | иметь представление о специфике и своеобразии жанра сказки, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, сравнивать объекты |
6 | Русские сказочники. | 1 | осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, анализировать |
7 | Литературные сказки. | 1 | иметь представление о жанровом своеобразии литературных сказок, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; классифицировать объекты, устанавливать аналогии, выбирать различные виды чтения |
8 | Тема, идея сказки. Сказка и пословица. | 1 | осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; понимать позицию другого, корректировать свое мнение; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, сравнивать объекты |
9 | Сочинение своей сказки. | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, создавать устные и письменные тексты; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; представлять информацию в разных формах |
10 | Рассказ (виды, герой, сюжет) | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
11 | Мой первый рассказ. | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, создавать устные и письменные тексты; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением. |
12 | Повесть. Виды повестей. | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением. |
13-14 | Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, осознанно использовать речевые средства, создавать устные и письменные тексты; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, , использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
15 -16 | Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого, корректировать собственное мнение; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
17-18 | Образ и средства его создания. | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, осознанно использовать речевые средства; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии. |
19-20 | Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. | 2 | осознавать срои черты характера, эмоции, свой мировоззренческий выбор; создавать устные и письменные тексты, излагать свое мнение, осознанное использование речевых средств, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; представлять информацию в разных формах |
21 | Жанр драмы в литературе ХХ века. | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
22 | Создание собственного сценария | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого, создавать устные и письменные тексты, осознанное использование речевых средств, преодолевать конфликты; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, устанавливать аналогии |
23 | Встреча с писателем. Экскурсия в библиотеку. | 1 | осваивать новые социальные роли и правила, осознавать свои эмоции; понимать позицию другого, излагать свое мнение, осознанное использование речевых средств |
24-25 | Электронная книга: достоинства и недостатки. Форматы электронных книг. Программное обеспечение электронных книг. | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, классифицировать объекты, анализировать и обобщать, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
26-27 | Возможности текстового редактора MS Word для создания электронных книг. Оформление страницы. Вставка объектов. Верстка страниц. | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
28-29 | Обработка изображений в графическом редакторе Gimp: уменьшение, придание эффектов, создание анимированных приложений. | 2 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, , устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
30-33 | Создание 3D-книги из презентаций при помощи программы-компилятора 3D-page Flip. | 4 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор; излагать свое мнение, организовывать работу в паре, группе, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; находить достоверную информацию, классифицировать объекты, устанавливать аналогии, использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. |
34 | Итоговая читательская конференция | 1 | осознавать срои черты характера, свой мировоззренческий выбор, целостность мира и многообразие взглядов на него; излагать свое мнение, понимать позицию другого; определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, работать по плану; представлять информацию в разных видах. |
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения на основе: формирования системы работы с одаренными учащимися, их творческой самореализации, активности. В ходе занятий ребята смогут углубить теоретические знания, создать прозаические, поэтические произведения различных жанров, опираясь на лучшие образцы русской и мировой литературы, работая как в группе, так и самостоятельно, индивидуально.
Несомненным плюсом также является повышение ИКТ-компетенции ребят, за несколько занятий они смогут создать красочную, иллюстрированную рисунками и фотографиями книгу – сборник произведений. Живая и непринужденная беседа с мастером слова, писателем, поэтом также позволит им почувствовать важность развития поэтического дара, самореализации в дальнейшем.
Формы фиксации результатов: самооценка учащихся, анкетирование, участие в праздничных мероприятиях, конкурсах, декаде гуманитарных наук, написание газетных статей, защита творческих работ, создание электронной книги.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
план | факт | ||
1 | Литература- искусство слова. Литературные жанры. | 01.09 | |
2 | УНТ. Жанры. | 08.09 | |
3 | Древнерусская литература. Летописи. | 15.09 | |
4 | Учимся, играя: создание летописи | 22.09 | |
5 | Сказка. Русские и зарубежные сказки | 29.09 | |
6 | Русские сказочники. | 06.09 | |
7 | Литературные сказки. | 13.09 | |
8 | Тема, идея сказки. Сказка и пословица. | 20.09 | |
9 | Сочинение своей сказки. | 27.09 | |
10 | Рассказ (виды, герой, сюжет) | 10.10 | |
11 | Мой первый рассказ. | 17.10 | |
12 | Повесть. Виды повестей. | 24.10 | |
13 | Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. | 01.12 | |
14 | Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. | 08.12 | |
15 | Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации | 15.12 | |
16 | Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации | 22.12 | |
17 | Образ и средства его создания. | 12.01 | |
18 | Образ и средства его создания. | 19.01 | |
19 | Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. | 26.01 | |
20 | Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. | 02.02 | |
21 | Жанр драмы в литературе ХХ века. | 09.02 | |
22 | Создание собственного сценария | 16.02 | |
23 | Встреча с писателем. Экскурсия в библиотеку. | 01.03 | |
24 | Электронная книга: достоинства и недостатки. Форматы электронных книг. Программное обеспечение электронных книг. | 15.03 | |
25 | Электронная книга: достоинства и недостатки. Форматы электронных книг. Программное обеспечение электронных книг. | 05.04 | |
26 | Возможности текстового редактора MS Word для создания электронных книг. Оформление страницы. Вставка объектов. Верстка страниц. | 12.04 | |
27 | Возможности текстового редактора MS Word для создания электронных книг. Оформление страницы. Вставка объектов. Верстка страниц | 19.04 | |
28 | Обработка изображений в графическом редакторе Gimp: уменьшение, придание эффектов, создание анимированных приложений. | 26.04 | |
29 | Обработка изображений в графическом редакторе Gimp: уменьшение, придание эффектов, создание анимированных приложений. | 03.05 | |
30 | Создание 3D-книги из презентаций при помощи программы-компилятора 3D-page Flip. | 10.05 | |
31 | Создание 3D-книги из презентаций при помощи программы-компилятора 3D-page Flip. | 17.05 | |
32 | Создание 3D-книги из презентаций при помощи программы-компилятора 3D-page Flip. | 24.05 | |
33 | Создание 3D-книги из презентаций при помощи программы-компилятора 3D-page Flip. | 28.05 | |
34 | Итоговая читательская конференция | 31.05 | |
7