Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удэгейская культура» (1 – 4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Удэгейская культура» (1 – 4 класс)
Направление: общекультурное
Составитель:
учитель удэгейского языка
Кялундзюга Ольга Степановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях языкового и культурного разнообразия в образовательный процесс внедряются различные модели учебных курсов, направленные на формирование региональной и этнокультурной идентичности у детей.
Курс «Мир удэгейской культуры» направлен на развитие интереса у учащихся к музыкальному фольклору, включающему в себя песенные и танцевальные традиции этноса, к родному языку через устное народное творчество, а также к национально-прикладному искусству.
В реализации этой цели велико значение родного языка, как важнейшей части культуры любого народа. Статья 68 пункт 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создания условий его изучения и развития».
Курс «Удэгейская культура», согласно вышеназванному документу, рассчитан на 33 часа (1час в неделю), предлагаемая программа ориентирована на детей, не владеющих родным (удэгейским) языком. Дети должны одновременно усваивать произношение собственно удэгейских фонем, приобретать словарный запас, практически овладевать нормами словоизменения и словообразования в удэгейском языке, учиться составлять словосочетания и предложения, получать навыки говорения и чтения.
Наименование курса отражает потребность в погружении в мир удэгейского языка, уникальных обычаев и традиций удэгейского народа, в передаче подрастающему поколению национальной культуры, народной мудрости, тем самым, формируя этническую идентичность у удэгейских детей.
В статье 29 Конвенции о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) одной из целей образования является «воспитание уважения … к культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной». В Законе Российской Федерации «Об образовании» реализуется принцип «...защиты и развития системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Курс «Удэгейская культура» для начальной школы обеспечивает освоение программы на основе региональных, этнокультурных особенностей. Реализация осуществляется через внеурочную деятельность. Данная программа также направлена на целостное решение комплексов музыкальных, нравственных, общих художественно-эстетических задач развития личности средствами национальной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Занятия по данному курсу организуются в рамках часов, предусмотренных для реализации внеурочной деятельности в форме кружка. При отборе содержания и видов деятельности учитываются интересы и потребности учащихся, пожелания родителей, рекомендации музыкального руководителя, учителя по родному языку, мастериц по пошиву национальной одежды, опыт внеурочной деятельности педагога. Курс рассчитан на 33 часа, является вариативным, реализуемым во внеурочной деятельности с учётом свободного выбора его участниками образовательного процесса.
Идея курса — создать локальное образовательное пространство на основе традиционной культуры удэгейского народа в условиях поликультурной среды.
Цель курса создать условия для сохранения и распространения ценностей удэгейского народного творчества и развитие на этой основе этнокультурных компетенций у учащихся, носителей удэгейской культуры.
Задачи программы:
систематизировать знания учащихся о видах и жанрах музыкально-художественной культуры удэгейского народа, способах передачи из поколения в поколение образцов ценностей, созданных на протяжении многовекового существования этноса, основываясь на календарную культуру этноса;
формировать навыки и умения, необходимые в народном музыкально-певческом и танцевальном искусстве, шитье национальной одежды и сувениров в процессе совместной творческой деятельности (со сверстниками и взрослыми);
развивать умение находить практическое применение знаниям и навыкам, полученным по окончании курса, в повседневной жизни, в концертной деятельности, в досуге, в этнокультурных мероприятиях;
закрепить у учащихся понимание важности их непосредственного участия в преемственности поколений, когда сами обучаемые должны ощутить себя в роли проводников духовных ценностей.
Программа разработана с учётом следующих положений:
- преемственности поколений: удэгейские учащиеся знакомятся с традиционной культурой через образцы музыкального, устного и художественного творчества своего народа, общение с представителями старшего поколения, носителями удэгейской культуры;
- формирования личности учащихся через повышение его национального самосознания, любви и уважения к родной культуре; развития музыкальных, художественных интересов, потребностей, индивидуальных способностей ребёнка.
Освоение детьми традиционной культуры по курсу «Удэгейская культура» происходит через взаимодействие взрослого — учителя и детей в процессе совместной творческой деятельности.
Программа по сохранению и возрождению традиционной культуры и языка удэгейского народа состоит из трёх разделов: «Устное народное творчество» (16 ч), «Национально-прикладное искусство удэгейцев» (14 ч), «Национальные игры» (3 ч). Темы в каждом разделе включают в себя информационную и практическую деятельность. Информационная деятельность представлена теоретическими знаниями по темам, связанным с музыкальной культурой удэгейцев — это традиционные песенные жанры, музыкальные инструменты, общие сведения об обрядовой культуре удэгейцев (календарный обрядовый цикл), праздники, термины, общие понятия о прикладном искусстве и виды национальных игр. Практическая деятельность направлена на формирование вокально-певческих навыков, рефлексии песенного сочинительства, которое являлось характерной особенностью народа, предпосылок творческой самореализации, на развитие умений, необходимых в шитье национальной одежды, в изготовлении сувениров.
Программа предусматривает посещение музеев; общение со старейшинами — носителями языка и культуры удэгейского народа, со знатными мастерицами прикладного искусства, обсуждение проблем или тем в области музыкально-художественной культуры, доступных пониманию детей.
Реализация содержания предлагаемой программы во внеурочной организации образовательного процесса обеспечивается такими видами деятельности, как проведение календарно-обрядовых праздников, разных видов игр, слушание музыки, музыкально-ритмическая деятельность, организацией исследовательской, прикладной (практической), творческой работой на основе системно-деятельностного подхода, который способствует формированию необходимых социокультурных компетенций и базовых национальных ценностей.
Интеграция содержания данного курса с предметами урочной деятельности, предусмотренных базисным учебным планом начального общего образования, – «Окружающий мир», «Культура народа Удэхэ», «Родной язык и литературное чтение», «Музыка», «Технология» и др. – способствует формированию этнической идентичности детей в условиях поликультурной среды, целостному восприятию культуры коренных малочисленных народов, получению интегральных результатов образования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основным результатом освоения данной программы является сформированность у учащихся потребности в сохранении и возрождении родного языка, национальной культуры и способности к активной творческой деятельности на основе традиций народной педагогики.
Личностные универсальные учебные действия
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, любви к народной удэгейской музыке;
мотивировать свои действия;
обладать способностью оценить её красоту, сопереживать музыкальным образам, воплощённым в произведениях устного народного творчества;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
уметь применять творческие, артистические способности, практические умения и навыки, способности в общественной жизни на основе общения на родном языке;
выражать потребность в общении на родном языке;
осуществлять эстетический отклик на произведения устного жанра;
оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, определять причины своих успехов или неудач;
проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в творческой деятельности;
уметь обращаться с природными материалами по изготовлению национальных сувениров, предметов одежды;
применять правила делового сотрудничества.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
применять правила техники безопасности при работе с инструментами;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Познавательные универсальные учебные действия
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
уметь находить, преобразовывать и передавать информацию;
уметь анализировать художественные произведения собственной деятельности, сравнивать изучаемые объекты, явления, процессы;
оценивать деятельность, её продукты с точки зрения эстетических норм и народных традиций;
создавать художественные образы в виде рисунков, эскизов, орнаментов, музыкальных композиций, малых литературных жанров;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
уметь взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника на основе нравственных норм поведения;
составлять небольшие устные монологические высказывания;
уметь выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Наименование разделов | Всего часов | Вид деятельности | Форма занятия | Дата | |||||
РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. | ||||||||||
1. | Введение. | 1 | ||||||||
2. | Знакомство с устным народным творчеством удэгейского народа. Сказки, скороговорки, считалки, загадки. | 4 | Инсценирование сказки | |||||||
3. | Жанры удэгейской песни. Колыбельная. Удэгейские музыкальные инструменты | 7 | Разучивание песни | Итоговый концерт | ||||||
4. | Особенности национального танца. | 4 | Разучивание танцевальных движений | |||||||
РАЗДЕЛ 2. НАЦИОНАЛЬНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УДЭГЕЙЦЕВ | ||||||||||
1. | История жизни народа удэгейцев. Быт народа.: «Наследие Удэ», под открытым небом, школьный музей. | 3 | Встреча с Кялундзюга В.Т. | Экскурсии в музеи, мастер-класс | ||||||
2. | Декоративно-прикладное искусство удэгейцев Узоры удэгейского народа | 11 | Рисование орнамента, составление узора для коврика, изготовление одежды для куклы | Выставка, практикум, урок мастерская | ||||||
РАЗДЕЛ 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ. | ||||||||||
1. | Национальные игры | 3 | Знакомство с правилами игры | Урок игра, соревнования, игра «Делигэси», игра с камушками, палочками, «хуа» |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Количество уроков | |
РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. | |||||
1 | Введение. | Личностные Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду. Метапредметные умение взаимодействовать на основе нравственных норм поведения с окружающими | Ознакомление с правилами посещения объединения, правилами техники безопасности в объединении, с программой занятий | 1ч | |
2. | Знакомство с устным народным творчеством удэгейского народа. Сказки «нимаӈку», рассказы «талуӈу», скороговорки, считалки «Таӈя», загадки «намбуӈку». | Личностные Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Метапредметные. выполнение различных ролей в группе, умение корректировать выполнение задания в соответствии с планом | Прослушивание сказки: «Два Солнца», «Выдра и ворона». Рисование художественных образов к прослушанным произведениям. Пересказ от лица героев. | 4ч | |
3. | Жанры удэгейской песни. Колыбельная. Удэгейские музыкальные инструменты | Личностные. готовность и способность учащихся к саморазвитию Метапредметные. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | Ознакомление с произведениями устного народного творчества удэгейского народа: песнями, музыкальными инструментами: бубен, куӈкай, погремушки, киунку. Разучивание песни «Бэкэ», | 7ч | |
4. | Особенности национального танца. | Личностные. применение творческих, артистических способностей в танце Метапредметные. подражание какого-либо объекта: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка танца | Разучивание танцевальных движений и подражание птиц и зверей (чайки, кукушки, изюбрь, кабан и. т.д). | 4ч | |
РАЗДЕЛ 2. НАЦИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УДЭГЕЙЦЕВ. | |||||
5. | История жизни народа удэгейцев. Быт народа. «Наследие Удэ», под открытым небом, школьный музей. | Личностные. мотивация к познанию в сотрудничестве со взрослыми Метапредметные. умение слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагая свое мнение, аргументирование своей точки зрения и оценивать события | Изучение, оценивание экспонатов музея и выражение своего отношения к ним в творческой форме (рисунок, стихотворение, эссе). | 3ч. | |
6. | Декоративно-прикладное искусство удэгейцев Узоры удэгейского народа | Личностные. проявление инициативы, самостоятельности, ответственности в творческой деятельности; умение рационального использования материалов по изготовлению национальных сувениров, предметов одежды Метапредметные. умение планировать и находить варианты решения различных художественно-творческих задач под руководством преподавателя. | Перевод при помощи трафаретов орнамента на бумагу. Создание детского коврика, одежды для куклы и эскизов традиционного орнамента к ним. | 11 | |
РАЗДЕЛ 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ. | |||||
7. | Национальные игры | Личностные. оценивание своих достижений, определение причин успехов или неудач Метапредметные. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; содействие гармоническому, физическому развитию. | Разучивание развлекательно-развивающих игр: делигэси, с камушками, палочками. - изготовление игрушки «хуа» | 3 | |
Итого | 33 ч. |
Литература:
Фольклор удэгейцев. Ниманку. Тэлунгу. Ехэ. — Новосибирск: Наука, 1998.
Старцев А. Ф. Приёмы охоты и снаряжение удэгейского охотника // Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. — Владивосток, 1983.
Суник А. П. Удэгейский язык // Языки народов СССР . Т 5. — Л., 1968.
Алотова Г . Твои люди, удэге. О Валентине Кялундзюга
История и культура удэгейцев (под ред. А. И. Крушанова). — Л.: Наука, 1989.
Арсеньев В. К. Лесные люди удэхейцы. — Владивосток, 1926.
Кимонко Д. Там, где бежит Сукпай: Повести, очерк и стихи. — Якутск: Якутское кн. изд-во, 1987
Народы Сибири. — М.—Л., 1956.
Ларькин В. Г. Удэгейцы. — Владивосток, 1958.
История и культура удэгейцев. — М., 1989.
Валентина Кялундзюга. Хозяйка соболей. Удэгейские сказки.2022 год.
Валентина Кялундзюга Надежда Кимонко. Мир хозяина воды Лунгиэ.
Таёжные сказки –для детей младшего школьного возраста. Санкт-Петербург:Москва:Речь. 20015 год
Ссылки
12