Материал на проверке

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удэгейская культура» (1 – 4 класс)

0
0
Материал опубликован Вчера в 13:34

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Удэгейская культура» (1 – 4 класс)

Направление: общекультурное

Составитель:

учитель удэгейского языка

Кялундзюга Ольга Степановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В условиях языкового и культурного разнообразия в образовательный процесс внедряются различные модели учебных курсов, направленные на формирование региональной и этнокультурной идентичности у детей.

Курс «Мир удэгейской культуры» направлен на развитие интереса у учащихся к музыкальному фольклору, включающему в себя песенные и танцевальные тради­ции этноса, к родному языку через устное народное творчество, а также к национально-прикладному искусству.

В реализации этой цели велико значение родного языка, как важнейшей части культуры любого народа. Статья 68 пункт 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создания условий его изучения и развития».

Курс «Удэгейская культура», согласно вышеназванному документу, рассчитан на 33 часа (1час в неделю), предлагаемая программа ориентирована на детей, не владеющих родным (удэгейским) языком. Дети должны одновременно усваивать произношение собственно удэгейских фонем, приобретать словарный запас, практически овладевать нормами словоизменения и словообразования в удэгейском языке, учиться составлять словосочетания и предложения, получать навыки говорения и чтения.

Наименование курса отражает потребность в погружении в мир удэгейского языка, уникальных обычаев и традиций удэгейского народа, в передаче подрастающему поколению национальной культуры, народной мудрости, тем самым, формируя этническую идентичность у удэгейских детей.

В статье 29 Конвенции о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) одной из целей образования являет­ся «воспитание уважения … к культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной». В Законе Российской Федерации «Об образовании» реализуется принцип «...защиты и развития системы образования нацио­нальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях мно­гонационального государства».

Курс «Удэгейская культура» для начальной школы обеспечива­ет освоение программы на основе региональных, этнокультурных особенностей. Реализация осуществляется через внеурочную деятельность. Данная программа также направлена на целостное решение комплек­сов музыкальных, нравственных, общих художественно-эстетических задач развития личности средствами национальной культуры.


МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Занятия по данному курсу организуются в рамках часов, предусмотренных для реа­лизации внеурочной деятельности в форме кружка. При отборе содержания и видов деятельности учитываются интересы и потребности учащихся, пожелания родителей, рекомендации музыкаль­ного руководителя, учителя по родному языку, мастериц по пошиву национальной одежды, опыт внеурочной деятельности педагога. Курс рас­считан на 33 часа, является вариативным, реализуемым во внеурочной деятельности с учётом свободного выбора его участни­ками образовательного процесса.

Идея курса — создать локальное образовательное пространство на основе традици­онной культуры удэгейского народа в условиях поликультурной среды.

Цель курса создать условия для сохранения и распространения ценностей удэгейского народного творчества и развитие на этой основе этнокультурных компетенций у учащихся, носителей удэгейской культуры.

Задачи программы:

систематизировать знания учащихся о видах и жанрах музыкально-художественной культуры удэгейского народа, способах передачи из поколения в поколение образцов ценностей, созданных на протяжении многовекового существования этноса, основыва­ясь на календарную культуру этноса;

формировать навыки и умения, необходимые в народном музыкально-певческом и танцевальном искусстве, шитье национальной одежды и сувениров в процессе сов­местной творческой деятельности (со сверстниками и взрослыми);

развивать умение находить практическое применение знаниям и навыкам, по­лученным по окончании курса, в повседневной жизни, в концертной деятельности, в досуге, в этнокультурных мероприятиях;

закрепить у учащихся понимание важности их непосредственного участия в преем­ственности поколений, когда сами обучаемые должны ощутить себя в роли проводников духовных ценностей.

Программа разработана с учётом следующих положений:

- преемственности поколений: удэгейские учащиеся знакомятся с традиционной культу­рой через образцы музыкального, устного и художественного творчества своего народа, общение с представителями старшего поколения, носителями удэгейской культуры;

- формирования личности учащихся через повышение его национального самосозна­ния, любви и уважения к родной культуре; развития музыкальных, художественных интересов, потреб­ностей, индивидуальных способностей ребёнка.

Освоение детьми традиционной культуры по курсу «Удэгейская культура» проис­ходит через взаимодействие взрослого — учителя и детей в процессе совместной творческой деятельности.

Программа по сохранению и возрождению традиционной культуры и языка удэгейского народа состоит из трёх разделов: «Устное народное творчество» (16 ч), «Национально-прикладное искусство удэгейцев» (14 ч), «Национальные игры» (3 ч). Темы в каждом разделе включают в себя информационную и практическую деятельность. Информационная деятельность представлена теоретическими знаниями по темам, связанным с музыкальной культурой удэгейцев — это традиционные песенные жанры, музыкальные инструменты, общие све­дения об обрядовой культуре удэгейцев (календарный обрядовый цикл), праздники, тер­мины, общие понятия о прикладном искусстве и виды национальных игр. Практическая деятельность направлена на фор­мирование вокально-певческих навыков, рефлексии песенного сочинительства, которое являлось характерной особенностью народа, предпосылок творческой самореализации, на развитие умений, необходимых в шитье национальной одежды, в изготовлении суве­ниров.

Программа предусматривает посещение музеев; общение со старейшинами — носителями языка и культу­ры удэгейского народа, со знатными мастерицами прикладного искусства, обсуждение проблем или тем в области музыкально-художественной культуры, доступных понима­нию детей.

Реализация содержания предлагаемой программы во внеурочной ор­ганизации образовательного процесса обеспечивается такими видами деятельности, как проведение календарно-обрядовых праздников, разных видов игр, слушание музыки, музыкально-ритмическая деятельность, организацией исследовательской, прикладной (практи­ческой), творческой работой на основе системно-деятельностного подхода, который способствует формированию необходимых социокультурных компетенций и базовых национальных ценностей.

Интеграция содержания данного курса с предметами урочной деятельности, предусмотренных базисным учебным планом начального общего образования, – «Окружающий мир», «Культура народа Удэхэ», «Родной язык и литературное чтение», «Музыка», «Технология» и др. – способствует формированию этнической иден­тичности детей в условиях поликультурной среды, целостному восприятию культуры коренных малочисленных народов, получению интегральных результатов образования.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным результатом освоения данной программы является сформированность у учащихся пот­ребности в сохранении и возрождении родного языка, национальной культуры и способности к активной творческой деятельности на основе традиций народной педагогики.

Личностные универсальные учебные действия

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, любви к народной удэгейской музыке;

мотивировать свои действия;

обладать способностью оценить её красоту, сопереживать музыкальным образам, воплощённым в произведениях устного народного творчества;

 выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

уметь применять творческие, артистические способности, практические умения и навы­ки, способности в общественной жизни на основе общения на родном языке;

выражать потребность в общении на родном языке;

осуществлять эстетический отклик на произведения устного жанра;

оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, определять причины своих успехов или неудач;

проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в творческой деятельности;

уме­ть обращаться с природными материалами по изготовлению национальных сувениров, предметов одежды;

применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

применять правила техники безопасности при работе с инструментами;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные универсальные учебные действия

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

уметь находить, преобразовывать и передавать информацию;

уметь анализировать художественные произведения собственной деятельности, сравнивать изучаемые объекты, явления, процессы;

оценивать деятельность, её продукты с точки зрения эстетических норм и народных традиций;

создавать художественные образы в виде рисунков, эскизов, орнаментов, музыкальных композиций, малых литературных жанров;

преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

уметь взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника на основе нравственных норм поведения;

составлять небольшие устные монологические высказывания;

уметь выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Содержание курса внеурочной деятельности

Наименование разделов

Всего часов

Вид деятельности

Форма занятия

Дата

РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

1.

Введение.

1




2.

Знакомство с устным народным творчеством удэгейского народа. Сказки, скороговорки, считалки, загадки.

4

Инсценирование сказки



3.

Жанры удэгейской песни. Колыбельная. Удэгейские музыкальные инструменты

7

Разучивание песни

Итоговый концерт


4.

Особенности национального танца.

4

Разучивание танцевальных движений



РАЗДЕЛ 2. НАЦИОНАЛЬНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УДЭГЕЙЦЕВ

1.

История жизни народа удэгейцев. Быт народа.: «Наследие Удэ», под открытым небом, школьный музей.

3

Встреча с Кялундзюга В.Т.

Экскурсии в музеи, мастер-класс


2.

Декоративно-прикладное искусство удэгейцев

Узоры удэгейского народа

11

Рисование орнамента, составление узора для коврика, изготовление одежды для куклы

Выставка, практикум, урок мастерская


РАЗДЕЛ 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

1.

Национальные игры

3

Знакомство с правилами игры

Урок игра, соревнования, игра «Делигэси», игра с камушками, палочками, «хуа»



Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Количество уроков

РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

1

Введение.

Личностные

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду.

Метапредметные

умение взаимодействовать на основе нравственных норм поведения с окружающими

Ознакомление с правилами посещения объединения, правилами техники безопасности в объединении, с программой занятий

2.

Знакомство с устным народным творчеством удэгейского народа. Сказки «нимаӈку», рассказы «талуӈу», скороговорки, считалки «Таӈя», загадки «намбуӈку».

Личностные

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные.

выполнение различных ролей в группе, умение корректировать выполнение задания в соответствии с планом

Прослушивание сказки: «Два Солнца», «Выдра и ворона». Рисование художественных образов к прослушанным произведениям. Пересказ от лица героев.

3.

Жанры удэгейской песни. Колыбельная. Удэгейские музыкальные инструмен­ты

Личностные.

готовность и способность учащихся к саморазвитию

Метапредметные.

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Ознакомление с произведениями устного народного творчества удэгейского народа: песнями, музыкальными инструментами: бубен, куӈкай, погремушки, киунку.

Разучивание песни «Бэкэ»,

4.

Особенности национального танца.

 Личностные.

применение творческих, артистических способностей в танце

Метапредметные.

подражание какого-либо объекта: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка танца

Разучивание танцевальных движений и подражание птиц и зверей (чайки, кукушки, изюбрь, кабан и. т.д).

РАЗДЕЛ 2. НАЦИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УДЭГЕЙЦЕВ.

5.

История жизни народа удэгейцев. Быт народа. «Наследие Удэ», под открытым небом, школьный музей.

Личностные.

мотивация к познанию в сотрудничестве со взрослыми

Метапредметные.

умение слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагая свое мнение, аргументирование своей точки зрения и оценивать события

Изучение, оценивание экспонатов музея и выражение своего отношения к ним в творческой форме (рисунок, стихотворение, эссе).

3ч.

6.


Декоративно-прикладное искусство удэгейцев

Узоры удэгейского народа

Личностные.

проявление инициативы, самостоятельности, ответственности в творческой деятельности;

умение рационального использования материалов по изготовлению национальных сувениров, предметов одежды

Метапредметные.

умение планировать и находить варианты решения различных художественно-творческих задач под руководством преподавателя.

Перевод при помощи трафаретов орнамента на бумагу. Создание детского коврика, одежды для куклы и эскизов традиционного орнамента к ним.


11

РАЗДЕЛ 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

7.

Национальные игры

Личностные.

оценивание своих достижений, определение причин успехов или неудач

Метапредметные.

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований;

содействие гармоническому, физическому развитию.

Разучивание развлекательно-развивающих игр: делигэси, с камушками, палочками.

- изготовление игрушки «хуа»


3


Итого



33 ч.

Литература:

  Фольклор удэгейцев. Ниманку. Тэлунгу. Ехэ. — Новосибирск: Наука, 1998. 

 Старцев А. Ф. Приёмы охоты и снаряжение удэгейского охотника // Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. — Владивосток, 1983.

Суник А. П. Удэгейский язык // Языки народов СССР . Т 5. — Л., 1968.

Алотова Г . Твои люди, удэге. О Валентине Кялундзюга  

История и культура удэгейцев (под ред. А. И. Крушанова). — Л.: Наука, 1989.  

Арсеньев В. К. Лесные люди удэхейцы. — Владивосток, 1926.

Кимонко Д. Там, где бежит Сукпай: Повести, очерк и стихи. — Якутск: Якутское кн. изд-во, 1987

Народы Сибири. — М.—Л., 1956.

Ларькин В. Г. Удэгейцы. — Владивосток, 1958.

История и культура удэгейцев. — М., 1989.

Валентина Кялундзюга. Хозяйка соболей. Удэгейские сказки.2022 год.

Валентина Кялундзюга Надежда Кимонко. Мир хозяина воды Лунгиэ.

Таёжные сказки –для детей младшего школьного возраста. Санкт-Петербург:Москва:Речь. 20015 год

​​​​​​​ Ссылки

История и традиции удэгейцев

Жизнь удэгейцев

Страна Удэге

Лесные люди Удэгейцы

12

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.