Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знатоки ботаники». Естественно-научное направление

2
0
Материал опубликован 25 January 2022


1. Пояснительная записка


Биологическое образование в основной школе должно обеспечить:

-формирование биологической и экологической грамотности;

-расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;

-представление о человеке как биосоциальном существе;

-развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Рабочая программа кружка по биологии в 6 классе составлена на основе следующих документов:

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от «29» декабря 2012г.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. № 1897.

Основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения, учебный план .

Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение. 2011. – 80 с. – (Стандарты второго поколения).

Воспитательной программе .


2. Общая характеристика учебного курса

Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся 6 класса, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

Вклад курса в достижение целей основного общего образования


Биологические знания в основной школе представляют собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Программа строится на основе принципов:

целостности окружающей среды, направленная на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Цель работы: расширение знаний, повышение биологической (экологической) грамотности учащихся при изучении природы Ярославской области, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

осознание и усвоение тем, которые наиболее трудно запоминаются обучающимися;

развитие личностных качеств учащихся, направленных на «умение учиться»;

расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды Ярославской области;

изучение природных объектов Ярославского края;

развитие познавательного интереса учащихся к природе;

воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.



3. Описание места учебного курса в учебном плане



Учебный курс по биологии в 6 классе входит в предметную область «Естественно-научные предметы», но учитывая большой объем и высокую сложность материала по биологии, изучаемого в 6 классе, рекомендуется выделение дополнительного часа в неделю на курс.

Для реализации данной программы по биологии определяется нормативный срок – 1 год.

В соответствии с  воспитательнеым планом МОУ СОШ программа курса предназначена для учащихся 6 класса, рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

4. Планируемые результаты

Личностные результаты


1. представление о биологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

2.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

4.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

5. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении биологических задач;

8. умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

9. способность к эмоциональному восприятию биологических объектов, задач, решений, рассуждений.

сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

11.наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты


- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных биологических задач;

- умение определять биологические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), видеть различные стратегии решения задач и делать выводы;

- формирование межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является:

-овладение обучающимися основами читательской компетенции;

-приобретение навыков работы с информацией;

-участие в проектной деятельности.


Предметные результаты


- Выделять существенные признаки строения растений.

- Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.

- Объяснять роль различных растений в жизни че­ловека.

- Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравле­нии ядовитыми растениями; выращивания культурных растений.

- Находить информацию о растениях в научно-по­пулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, пе­реводить из одной формы в другую.

- Определять принадлежность растений к опреде­ленной систематической группе (классификация).

- Оценивать с эстетической точки зрения предста­вителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительно­го мира.


Содержание и тематическое планирование


В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями, экскурсии в ближайшее природное окружение и др.. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, рисунков, таблиц, творческих заданий, мини-проектов и т.д..

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

1. Индивидуальная работа

выявить уровень знаний учащихся по биологии;

выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2. Работа в парах.

Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3. Групповая работа.

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

распределение работы между участниками;

умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы и т.п.. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Тематическое планирование


Название раздела:

Кол-во часов:

ИКТ-компетентность

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Биологические

исследования:

1

Введение

2

проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.


получить первичные навыки деления исследовательского текста на Вводную, Центральную и Заключительную части;

обучить навыкам выделения в тексте или речевых высказываниях биологических фактов;

обучить написанию связного текста аналитического характера;

обучить тесному увязыванию вывода по этапу исследования с поставленной на этом этапе задачей.



2

Жизненные формы и экологические группы растений ЯО

10

5

3

Деревья и кустарники ЯО

7

2

4

Основные систематические группы травянистых растений ЯО

12

5

5

Редкие и охраняемые растения ЯО

4

1


Итого

34



13


Календарно-тематическое планирование


Название темы, биологические исследования:

Дата

план

Дата

факт

1.

Раздел 1. Введение

Проблемы сохранения биоразнообразия в ЯО

01,09


2.

История изучения природы ЯО. Биоразнообразие природы ЯО

08,09


3.

Раздел 2. Жизненные формы и экологические группы растений ЯО

Жизненные формы и экологические группы растений ЯО.

БИ № 1: Знакомство с жизненными формами и экологическими группами растений, грибов, лишайников ЯО.


15,09


4.

Жизненные формы растений и экологические группы растений леса ЯО

2209


5.

БИ №2: Определение по гербарию жизненных форм растений леса ЯО

29,09


6.

Жизненные формы растений лугов и полей ЯО

06,10


7.

БИ №3:определение по гербарию жизненных форм растений лугов и полей ЯО

13,10


8.

Жизненные формы растений водоемов ЯО

20,10


9.

БИ № 4: определение жизненных форм растений водоемов ЯО

27,10


10.

Жизненные формы растений болот ЯО

10,11


11.

БИ № 5: Определение по гербарию жизненных форм растений болот ЯО

17,11


12-

13.

Раздел 3. Деревья и кустарники ЯО

Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Основные виды деревьев и кустарников ЯО.

Экскурсия: Деревья и кустарники вокруг нашей школы.

24,11

01,12


14-

15.

Голосеменные растения ЯО.

БИ № 6: Определение по гербарию видов и экологических групп голосеменных ЯО.

08,12

15,12


16-17.

Лиственные деревья и кустарники ЯО.

БИ № 7: Определение по гербарию видов и экологических групп лиственных ЯО.

22,12

29,12


18.

Экскурсия: Деревья и кустарники парков и скверов ЯО

12,01


19.

Раздел 4. Основные систематические группы травянистых растений ЯО

Систематика растений. Признаки классификации растений. Структура определителей и определительных карточек

19,01


20.

Семейства класса Двудольных: розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, крестоцветные

26,01


21.

БИ № 8: Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные

02,02


22.

БИ № 9: Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые

09,02


23.

БИ № 10: Характеристика и определение по определителям растений семейства Крестоцветные

16,02


24.

Семейства класса Однодольных: лилейные, злаковые

01,03


25.

БИ № 11: Характеристика и определение по определителям растений семейства Лилейные и Луковые

08,03


26.

БИ № 12: Характеристика и определение по определителям растений семейства Злаковые

15,03


27.

Искусственные растительные сообщества ЯО. Декоративные и культурные растения ЯО.

05,04


28.

Лекарственные и ядовитые растения ЯО.

12,04


29-

30.

Защита проектов (презентаций): Виртуальный гербарий

19,04


31.

Раздел 5. Редкие и охраняемые растения ЯО.

Изменения в природных сообществах под воздействием человека. Лимитирующие факторы и меры по охране растений

26,04


32.

Основные категории растений: исчезнувшие, уязвимые виды, редкие, виды с неопределенным статусом.

10,05


33.

История создания, современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий ЯО: Дарвинский заповедник, природные памятники, нац.парки, заказники

17,05


34.

БИ № 13: Определение и описание редких и охраняемых растений ЯО.

24,05




6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Библиотечный фонд для учителя:

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя

Библиотечный фонд для учеников:

Гэнери А.. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения

Губанов И.А. и др. .Популярная энциклопедия растений

Онегов А.С. .Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

Петров В.В. .Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся

Петров В.В..Цветы. Моя первая книга о природе

Плешаков А.А.. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов

Морис Р..Тайны живой природы.

Наглядные пособия:

натуральные живые пособия: растения, животные;

гербарии; коллекции насекомых;

изобразительные наглядные пособия – таблицы;

микроскопы;

готовые микропрепараты.

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.

Экранно-звуковые пособия:

Диск «Звуки живой природы»

Диск «Биологические исследования»

Диск «Природа России»

Фильм «Многообразие растительного мира»

Фильм «Природа в разное время года»

Фильм «Бережем природу»

Презентация «Звери и растения нашего края».

Презентация «Красная книга Ярославской области»

Учебные пособия:

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В., 2014.


8. Планируемые результаты

Обучающиеся должны уметь:

называть растения Ярославской области и их роль в жизни человека;

перечислять особенности растений, грибов и лишайников Ярославской области;

оценивать правильность поведения людей в природе;

наблюдать и оценивать явления природы;

выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;

моделировать правильное поведение на природе;

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации