Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знатоки ботаники». Естественно-научное направление
1. Пояснительная записка
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить:
-формирование биологической и экологической грамотности;
-расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
-представление о человеке как биосоциальном существе;
-развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Рабочая программа кружка по биологии в 6 классе составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от «29» декабря 2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. № 1897.
Основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения, учебный план .
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение. 2011. – 80 с. – (Стандарты второго поколения).
Воспитательной программе .
2. Общая характеристика учебного курса
Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся 6 класса, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
Вклад курса в достижение целей основного общего образования
Биологические знания в основной школе представляют собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленная на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Цель работы: расширение знаний, повышение биологической (экологической) грамотности учащихся при изучении природы Ярославской области, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
осознание и усвоение тем, которые наиболее трудно запоминаются обучающимися;
развитие личностных качеств учащихся, направленных на «умение учиться»;
расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды Ярославской области;
изучение природных объектов Ярославского края;
развитие познавательного интереса учащихся к природе;
воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс по биологии в 6 классе входит в предметную область «Естественно-научные предметы», но учитывая большой объем и высокую сложность материала по биологии, изучаемого в 6 классе, рекомендуется выделение дополнительного часа в неделю на курс.
Для реализации данной программы по биологии определяется нормативный срок – 1 год.
В соответствии с воспитательнеым планом МОУ СОШ программа курса предназначена для учащихся 6 класса, рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
4. Планируемые результатыЛичностные результаты
1. представление о биологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
2.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
4.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
5. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении биологических задач;
8. умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
9. способность к эмоциональному восприятию биологических объектов, задач, решений, рассуждений.
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
11.наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных биологических задач;
- умение определять биологические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), видеть различные стратегии решения задач и делать выводы;
- формирование межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является:
-овладение обучающимися основами читательской компетенции;
-приобретение навыков работы с информацией;
-участие в проектной деятельности.
Предметные результаты
- Выделять существенные признаки строения растений.
- Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.
- Объяснять роль различных растений в жизни человека.
- Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания культурных растений.
- Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
- Определять принадлежность растений к определенной систематической группе (классификация).
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира.
Содержание и тематическое планирование
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями, экскурсии в ближайшее природное окружение и др.. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, рисунков, таблиц, творческих заданий, мини-проектов и т.д..
Формы работы и контроляФормы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа
выявить уровень знаний учащихся по биологии;
выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
распределение работы между участниками;
умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы и т.п.. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Тематическое планирование
№ | Название раздела: | Кол-во часов: | ИКТ-компетентность | Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | Биологические исследования: |
1 | Введение | 2 | проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве. | получить первичные навыки деления исследовательского текста на Вводную, Центральную и Заключительную части; обучить навыкам выделения в тексте или речевых высказываниях биологических фактов; обучить написанию связного текста аналитического характера; обучить тесному увязыванию вывода по этапу исследования с поставленной на этом этапе задачей. | |
2 | Жизненные формы и экологические группы растений ЯО | 10 | 5 | ||
3 | Деревья и кустарники ЯО | 7 | 2 | ||
4 | Основные систематические группы травянистых растений ЯО | 12 | 5 | ||
5 | Редкие и охраняемые растения ЯО | 4 | 1 | ||
Итого | 34 | 13 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы, биологические исследования: | Дата план | Дата факт |
1. | Раздел 1. Введение Проблемы сохранения биоразнообразия в ЯО | 01,09 | |
2. | История изучения природы ЯО. Биоразнообразие природы ЯО | 08,09 | |
3. | Раздел 2. Жизненные формы и экологические группы растений ЯО Жизненные формы и экологические группы растений ЯО. БИ № 1: Знакомство с жизненными формами и экологическими группами растений, грибов, лишайников ЯО. | 15,09 | |
4. | Жизненные формы растений и экологические группы растений леса ЯО | 2209 | |
5. | БИ №2: Определение по гербарию жизненных форм растений леса ЯО | 29,09 | |
6. | Жизненные формы растений лугов и полей ЯО | 06,10 | |
7. | БИ №3:определение по гербарию жизненных форм растений лугов и полей ЯО | 13,10 | |
8. | Жизненные формы растений водоемов ЯО | 20,10 | |
9. | БИ № 4: определение жизненных форм растений водоемов ЯО | 27,10 | |
10. | Жизненные формы растений болот ЯО | 10,11 | |
11. | БИ № 5: Определение по гербарию жизненных форм растений болот ЯО | 17,11 | |
12- 13. | Раздел 3. Деревья и кустарники ЯО Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Основные виды деревьев и кустарников ЯО. Экскурсия: Деревья и кустарники вокруг нашей школы. | 24,11 01,12 | |
14- 15. | Голосеменные растения ЯО. БИ № 6: Определение по гербарию видов и экологических групп голосеменных ЯО. | 08,12 15,12 | |
16-17. | Лиственные деревья и кустарники ЯО. БИ № 7: Определение по гербарию видов и экологических групп лиственных ЯО. | 22,12 29,12 | |
18. | Экскурсия: Деревья и кустарники парков и скверов ЯО | 12,01 | |
19. | Раздел 4. Основные систематические группы травянистых растений ЯО Систематика растений. Признаки классификации растений. Структура определителей и определительных карточек | 19,01 | |
20. | Семейства класса Двудольных: розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, крестоцветные | 26,01 | |
21. | БИ № 8: Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные | 02,02 | |
22. | БИ № 9: Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые | 09,02 | |
23. | БИ № 10: Характеристика и определение по определителям растений семейства Крестоцветные | 16,02 | |
24. | Семейства класса Однодольных: лилейные, злаковые | 01,03 | |
25. | БИ № 11: Характеристика и определение по определителям растений семейства Лилейные и Луковые | 08,03 | |
26. | БИ № 12: Характеристика и определение по определителям растений семейства Злаковые | 15,03 | |
27. | Искусственные растительные сообщества ЯО. Декоративные и культурные растения ЯО. | 05,04 | |
28. | Лекарственные и ядовитые растения ЯО. | 12,04 | |
29- 30. | Защита проектов (презентаций): Виртуальный гербарий | 19,04 | |
31. | Раздел 5. Редкие и охраняемые растения ЯО. Изменения в природных сообществах под воздействием человека. Лимитирующие факторы и меры по охране растений | 26,04 | |
32. | Основные категории растений: исчезнувшие, уязвимые виды, редкие, виды с неопределенным статусом. | 10,05 | |
33. | История создания, современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий ЯО: Дарвинский заповедник, природные памятники, нац.парки, заказники | 17,05 | |
34. | БИ № 13: Определение и описание редких и охраняемых растений ЯО. | 24,05 |
Библиотечный фонд для учителя:
Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя
Библиотечный фонд для учеников:
Гэнери А.. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения
Губанов И.А. и др. .Популярная энциклопедия растений
Онегов А.С. .Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы
Петров В.В. .Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся
Петров В.В..Цветы. Моя первая книга о природе
Плешаков А.А.. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов
Морис Р..Тайны живой природы.
Наглядные пособия:
натуральные живые пособия: растения, животные;
гербарии; коллекции насекомых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы;
микроскопы;
готовые микропрепараты.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.
Экранно-звуковые пособия:
Диск «Звуки живой природы»
Диск «Биологические исследования»
Диск «Природа России»
Фильм «Многообразие растительного мира»
Фильм «Природа в разное время года»
Фильм «Бережем природу»
Презентация «Звери и растения нашего края».
Презентация «Красная книга Ярославской области»
Учебные пособия:
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В., 2014.
8. Планируемые результаты
Обучающиеся должны уметь:
называть растения Ярославской области и их роль в жизни человека;
перечислять особенности растений, грибов и лишайников Ярославской области;
оценивать правильность поведения людей в природе;
наблюдать и оценивать явления природы;
выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
моделировать правильное поведение на природе;
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.