Программа внеурочной деятельности: Каникулярный естественно-научный лагерь «РОСТ»

5
0
Материал опубликован 6 May 2021

«РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол

от 28.08.2019г. №1

 

«ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол

от 30.08.2019г. №1

УТВЕРЖДЕНО

приказ МБОУ «Гимназия №72»

от 30.08.2019г. №79/1

 

 

 

 

 

Программа

внеурочной деятельности

естественно-научного каникулярного лагеря

«РОСТ: Рассуждай! Отгадывай! Смекай! Твори!»

5-9 классы

Направление: общеинтеллектуальное

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Составители: Радкевич Анна Сергеевна, учитель математики;

Щербакова Наталья Викторовна, учитель физики;

Сарычева Юлия Викторовна, учитель химии.

 

 

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………..3

Результаты освоения курса внеурочной деятельности……………………………..4

Содержание курса внеурочной деятельности……………………………………….7

Тематическое планирование………………………………………………………….23


 


 

 

Программа курса внеурочной деятельности «Естественно-научный каникулярный лагерь «РОСТ: Рассуждай! Отгадывай! Смекай! Твори!»

Составители: Радкевич Анна Сергеевна, учитель математики; Щербакова Наталья Викторовна, учитель физики; Сарычева Юлия Викторовна, учитель химии.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «РОСТ» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Программа рассчитана на 510 часов и предназначена для учащихся 5-9 классов.

Главная цель интеллектуального лагеря - создание условий для интеллектуального и разностороннего развития учащихся, формирование навыков исследовательской и творческой деятельности на основе предметов: математики, физики и химии.

Основой содержания программы является взаимосвязь естественных наук, что способствует формированию у обучающихся целостного представления об окружающем мире. Программа является комплексной и состоит из трёх модулей: математика, физика и химия.

Основными задачами курса являются:

способствовать развитию интереса обучающихся к познанию кружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;

обеспечить освоение приёмов творчества и методов решения творческих, дивергентных, нестандартных задач;

сформировать инструментальные навыки, необходимые в исследовательском

поиске и умение использовать их на практике.

стимулировать развитие потребности в познании.

Сроки реализации программы: организация деятельности предполагает проведение занятий в течение учебного года на каникулах (осенних, зимних, весенних и летних).

Формой организации внеурочной деятельности является каникулярный лагерь. Программа имеет практико ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности.

Формы организации занятий и виды деятельности: индивидуальная самостоятельная работа, групповая, работа в парах и мини-группах, исследовательская и проектная деятельность, творческие и практические работы, эксперименты, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн, диспуты и дискуссии, интеллектуальные игры, конкурсы, интеллектуальные бои, эстафеты и другие.

Технологии, используемые во внеурочной деятельности:

здоровьесберегающие;

сотрудничества;

информационные;

проблемного обучения;

развития критического мышления;

проектные;

ТРИЗ.

Программой предусмотрена безоценочная форма организации обучения. Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный вариант наиболее актуальных вопросов базовых предметов.


 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения программы будут представлены в творческих работах учащихся: отчетах и защитах проектов, исследовательских работах, выставках моделей, публичных выступлениях перед обучающимися и родителями.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или  искать их самостоятельно;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

давать оценку своим личным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)

Познавательные УУД:

умение определять понятие, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных и учебных задач;

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблемы, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

умение выдвигать гипотезы при решении учебной задачи, понимать необходимость их проверки;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные УУД:

умение самостоятельно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической, контекстной речью;

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теоремы;

формирование и развитие ИКТ – компетенции.

 

Личностными результатами изучения курса являются:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности, долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


 

Содержание курса внеурочной деятельности

Модуль «Математика»

5 класс (34 часа)

Введение в «Удивительный мир математики» (7 часов)

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры. Решение задач с использованием старинных мер. Биографические миниатюры (Пифагор и Архимед). Конференция «Математика в лицах». Проект «Цифры от древности до наших дней».

Магия чисел (9 часов)

Приемы устного счета. Признаки делимости. Быстрое умножение числа на 11. Простые числа. Мир больших чисел (степени). Математика и астрономия. Интересные свойства чисел. Подготовка и защита проектов «Магический квадрат», «Число π». Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма).

Математическая логика (5 часов)

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика». Задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

Первые шаги в геометрии (8 часов)

Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами. Геометрические головоломки (танграм). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии.

Математические игры (5 часов)

Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».


 

6 класс (34 часа)

Введение (1 час)

Методы познания окружающего мира и природных явлений. Гипотеза. Исследование. Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Проект. Моделирование.

Игра-тренинг по адаптации и сплочению коллектива «Знакомство». Игра-тренинг по адаптации и сплочению коллектива «А ещё я знаю, что...».

Наглядная геометрия (10 часов)

Площади фигур. Свойства площадей. Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрия на клетчатой бумаге. Вычисление площадей фигур. Палетка. Формула Пика. Геометрические головоломки.

Практическая работа «Вычисление площади фигуры по формуле Пика». Практическая работа «Исследование свойств многоугольников». Творческий проект «Танграм и стомахион».

Творческий проект «Пентамино». Творческий проект «Орнамент».

Занимательная арифметика (10 часов)

Признаки делимости и приёмы быстрого счёта: умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99; умножение на число, оканчивающееся на 5; умножение и деление на 25,75,50,125; умножение и деление на 1 1 1,1 1 1 Г и т.д.; умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10; умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые; умножение чисел, близких к 100; умножение на число, близкое к 1000; умножение на 101,1001 и т.д. Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр. Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении. Задачи на отгадывание чисел. Задачи на делимость чисел. Секреты арифметических фокусов. Числовые ребусы.

Практическая работа «Решение логических задач».

Игра-практикум «Математические фокусы».

Игра «Попробуй, сосчитай».

Игра «Отгадай задуманное число ».

Игра «Стёртая цифра».

Творческий проект «Как появились цифры».

Реальная математика (10 часов)

Математика в повседневной жизни. Экономия и экономика.

Презентация «Математика в профессии моих родителей».

Проект групповой, краткосрочный «Ремонт классного кабинета».

Проект групповой, краткосрочный «Сколько стоит наш цветник». Эколого-экономический проект «Вторая жизнь учебника». Интеллектуальная игра-соревнование «Математическая карусель»

Подведение итогов (3 часа)

Защита творческих работ и проектов. Фестиваль «Математический калейдоскоп».

7 класс (34 часа)

Единицы измерения (3 часа)

Перевод единиц измерения из одной системы мер в другую. Работа с источниками информации на тему «Старинные меры». Мини-проект «Связь современных мер со старинными».

Движение (6 часов)

Равномерное движение по прямой. Табличный способ решения задач на движение. Движение двух тел. Относительное движение. Движение тел по замкнутому контуру. Движение тел по воде.

Теория чисел (8 чисел)

Простые и составные числа. Числа Мерсенна. Совершенные числа. Каноническое разложение числа. Свойства делимости. Общие делители и кратные. Свойства остатков. Эксперименты с числами.

Задачи на проценты (8 часов)

Нахождение процентов от данного числа. Нахождение числа по его процентам. Нахождение базовой величины. Нахождение процентного отношения двух чисел. Проценты в различных профессиях. Проценты и диаграммы

Абсолютная величина числа (9 часов)

Индекс роста. Абсолютная величина числа. Свойства модуля. Модуль числа как расстояние на числовой оси. Способы решения уравнений, содержащих модуль. Способы решения неравенств, содержащих модуль


 

8 класс (34 часа)

Введение (1 час)

Поиск закономерностей. Проект. Моделирование. Гипотеза. Исследование. Игра-тренинг по адаптации и сплочению коллектива «Живописный портрет в раме».

Наглядная геометрия (11 часов)

Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. Орнаменты. Паркеты. Морис Эшер и его работы. Лист Мёбиуса. Понятие графа, его элементов. Методы теории графов. Моделирование графов.

Исследовательская работа «Эксперименты с бесконечностью».

Проект «Топология вокруг нас».

Практическая работа «Топологические опыты».

Практическая работа «Моделирование многогранников».

Практическая работа «Спичечные графы».

Проект «Пирамида и вигвам» (конструирование туристического укрытия из треугольных форм)"

Творческая работа «Паркеты на клетчатой бумаге».

Графики функций (10 часов)

Графики элементарных функций. Движение. Приёмы построения графиков. Преобразования графиков. График функции с модулем. Графики кусочных функций. Метод линейного сплайна.

Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний»

Практическая работа «Построение графиков, содержащих модуль». Практическая работа «Графики кусочно-заданных функций». Практическая работа «Построение линейного сплайна». Исследовательская работа «Исследование функции с помощью графика». Творческая работа “Рисуем графиками”.

Реальная математика (12 часов)

Пропорции. Задачи на смеси и сплавы. Три основные задачи на дроби и проценты. Тарифы и услуги. Смета. Кредит.

Практическая работа «Кулинарные рецепты».

Практическая работа «Поездка к морю».

Эколого-экономический проект «Услуги ЖКХ».

9 класс (34 часа)

Функция: просто, сложно, интересно (12 часов)

Функция: основные понятия. Четные и нечетные функции. Монотонность функций. Ограниченность и неограниченность функции. Исследование функции элементарными способами. Построение графиков функции с помощью компьютера. Исследование физических, биологических процессов с помощью графиков функции (мини-проект). Функционально-графический метод решения уравнений. Семинар «Историко-генетический подход к понятию «функция». Мини-проекты «Способы задания функции». Игра «Восхождение к вершинам знаний». Презентация «Портфолио достижений».

Диалоги о статистике (10 часов)

Что такое статистика? Основные понятия. Сбор статистических данных. Обработка данных. Анализ результата исследования. Как оформить результаты статистического исследования. Компьютер на службе статистика. Мини-проекты «Статистика – инструмент исследования». Проектная деятельность «Статистические зарисовки моего класса». Индивидуальный проект «Как статистика помогает в различных профессиях».

Наглядная геометрия (12 часов)

Орнаменты. Симметрия в орнаментах. Построение орнаментов (мини-проект). Геометрия на клетчатой бумаге. Нахождение площадей различных фигур на клетчатой бумаге. Формула Пика. Проектная деятельность «Нахождение площадей географических объектов». Геометрия зданий и сооружений. Проектная деятельность «Геометрия зданий нашего города».

 

Модуль «Химия»

Класс (34 часов)

Введение (3 часа)

Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов

Как устроены вещества?(2 часа)

Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц

Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде

Чудеса для разминки (5 часов)

Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания. Знакомство с углекислым газом. Проектная работа «Природные индикаторы»

Разноцветные чудеса (9 часов)

Химическая радуга (Определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. Получение меди. Окрашивание пламени. Обесцвеченные чернила. Получение красителей. Получение хлорофилла. Химические картинки. Секрет тайнописи

Полезные чудеса (8 часов)

Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. Удаляем ржавчину

Поучительные чудеса (3 часа)

Кристаллы. Опыты с желатином. Каучук

Летние чудеса (5 часа)

Акварельные краски. Окрашиваем нити. Катализаторы и природные ингибиторы. Игра – квест «Путешествие в страну Химию»

 

6 класс (34 часов)

Сладкие чудеса на кухне (6 часов)

Сахара. Получение искусственного меда. Домашние леденцы. Определение глюкозы в овощах и фруктах. Почему неспелые яблоки кислые? Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей

Чудеса Интернета (2 часа)

Сбор материала для проектной работы

Исследовательские чудеса (19 часов)

Практикум - исследование «Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека». Практикум - исследование «Мороженое». Защита проекта «О пользе и вреде мороженого». Практикум - исследование «Шоколад». Защита проекта «О пользе и вреде шоколада». Практикум - исследование «Жевательная резинка». Защита проектов «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?». Модуль «Химия напитков». Тайны воды. (презентация). Практикум - исследование «Газированные напитки»

Защита проекта «Влияние газированных напитков на здоровье человека». Практикум исследование «Чай». Защита проекта «Полезные свойства чая». Практикум исследование «Молоко». Модуль «Моющие средства для посуды». Практикум исследование «Моющие средства для посуды». Занятие - игра «Мыльные пузыри»

Экологические чудеса (4 часа)

Изучаем пыль. Определение нитратов в овощах. Фильтруем загрязненную воду. Кислотные дожди

Интеллектуальные чудеса (4 часа)

Химические ребусы, шарады. Занимательные опыты и их объяснение. Игра –квест «Путешествие Умелки в мир веществ»

Во время выполнения практических работ на занятиях в системе будет использоваться национальный компонент (например, проектная работа «Природные индикаторы» (получение индикаторов из растений, произрастающих на территории РХ); определение жесткости воды в г. Абакане; приготовление красителей из отваров местных трав: опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела); опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);

- опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела);

- опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки);

- опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости (корней птичьей гречишки);

- опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);

в разделе «Исследовательские чудеса» объектом исследования является продукция предприятий Хакасии: чипсы, газированные напитки, молоко, мороженое, моющие средства, определение нитратов в овощах, произрастающих в РХ)

 

 

7 класс (34 часа)

Введение. Техника безопасности при обращении с веществами (5 часов)

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами.

Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, кожу, органы дыхания).

Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие).Первая медицинская помощь при отравлениях.

Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

Пищевые продукты (7часов)

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.

Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.

Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.

Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.

Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребления продуктов фаст-фуда.

Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.

Домашняя аптечка (4 часа)

Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины.

Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.

Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

Практическая работа. Домашняя аптечка.

Косметические средства и личная гигиена (4 часа)

Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.

Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.

Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.

Средства бытовой химии (5 часов)

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.

Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.

Удобрения и ядохимикаты.

Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.

Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.

Химия и экология (7 часов)

Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны.

Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы. Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения.

Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.

Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.

Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.)

Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя).

Защита проектов (2часа)

 

8 класс (34 часа)

 

Введение (5 часов)

Мир химии: вещества вокруг нас. История развития химии. Развитие химии в России. Значение химии для человечества. Строение веществ.

Правила техники безопасности в химической лаборатории. Химическая посуда. Техника выполнения лабораторных работ.

Наблюдение. Описание. Сравнение. Измерение. Моделирование. Гипотеза и эксперимент. Фиксирование результатов эксперимента через: графики, диаграммы, таблицы, рисунки, создание моделей.

Справочная литература, словари, термины.

Лабораторная работа № 1 «Моделирование молекул разных веществ»

Лабораторная работа № 2 «Способы изучения веществ»

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов»

Вещества и смеси веществ (12 часов)

Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, температура кипения.

Вещества простые и сложные. Физические и химические свойства веществ. Понятие относительной атомной и молекулярной масс. Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе. Решение задач на нахождение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в вещество. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций: примеры из жизни на все признаки. Техника лабораторных работ. Правила техники безопасности в химической лаборатории. Химическая посуда.

Смеси. Классификация смесей. Решение задач на нахождение массовой доли вещества в смеси.

Решение задач на нахождение объемной доли вещества в смеси. Решение задач на нахождение массовой или объемной доли компонентов смеси (раствора).

 

Лабораторная работа № 4. Исследование физических свойств веществ

Лабораторная работа №5. Химические реакции. Признаки химических реакций

Лабораторная работа № 6. Исследование свойств смесей.

Лабораторная работа № 7. «Определение массовой доли соли в растворе.»

 

Соединения химических элементов (4 часа)

Простые и сложные вещества.

Основные классы неорганических соединений. Степень окисления атомов элементов, входящих в состав сложных веществ. Реакции соединения и разложения. Получение кислорода и изучение его свойств. Способы собирания и определения наличия кислорода.

 

Лабораторная работа № 8. Получение сложных веществ из простых.

Лабораторная работа №9. Получение простых веществ из сложных. Получение кислорода и изучение его свойств.

Лабораторная работа №10. Изучение свойств веществ разных классов неорганических соединений.

 

Изменения , происходящие с химическими веществами (9 часов)

Составление уравнений химических реакций. Реакции ионного обмена

Решение задач на нахождение массы, объема веществ, участвующих в реакции. Решение расчётных задач по типу: вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси. Решение расчётных задач по типу: Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ, взято в избытке. Решение комбинированных задач. Понятие окислительно-восстановительных реакций. Окислительно-восстановительные процессы в природе.

 

Лабораторная работа № 11. Изучение и описание свойств веществ разных классов.

 

Работа над проектом (2 часа)

Выбор темы для проекта. Планирование работы над проектом. Выполнение проекта. Защита проектов.

 

 

9 класс (34 часа)

Введение (6 часов)

 

Атом. Химический элемент. Вещество. Периодическая система. Химические реакции: реакции ионного обмена и ОВР. Нестандартные ОВР.

 

Металлы, их соединения и сплавы металлов в быту и промышленности (10 часов)

 

Алюминий. Особенности химических свойств алюминия. Использование алюминия и его сплавов в быту и промышленности. Решение задач на выход продукта реакции от теоретически возможного. Соединения алюминия и их применение. Понятие о гидролизе. Качественные реакции. Качественное определение. Определение ионов алюминия в растворе. Вычисление количества и числа ионов в растворе.

Железо. Особенности строения атомов железа. Использование железа и его сплавов в быту и промышленности. Соединения железа и их применение. Качественные реакции на Fe+2 и Fe+3.

Определение состава раствора с использованием качественного анализа.

Лабораторная работа № 1. Условия прохождения реакций ионного обмена до конца.

Лабораторная работа № 2. Определение ионов алюминия в растворе солей.

Лабораторная работа № 3. Определение состава раствора солей с использованием качественного анализа.

 

Неметаллы и их соединения в нашей жизни (14 часов)

Кислород. Озон. Воздух. Благородные газы. Применение неметаллов в быту и промышленности. Решение задач при условии, что одно из веществ находится в избытке.

Галогены и их соединения. Без фтора нет жизни. Хлор - яд и противоядие? Бром - единственный жидкий неметалл. Йод в нашей жизни. Решение комбинированных задач.

Сера и её соединения: польза и вред.

Азот и его соединения: основные направления использования.

Углерод в природе: его опасность и сферы применения.

 

Работа над проектом (4 часа)

Выбор темы для проекта. Планирование работы над проектом. Выполнение проекта. Защита проектов.


 

Модуль «Физика»

5 класс (34 часа)

Строение вещества. Жидкости (17 часов)

Делимость вещества. Явление диффузии. Вода растворитель. Вода в жизни человека. Очистка воды. Свойства жидкости: Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Роль диффузии в решении экологических проблем. Смачиваемость и несмачиваемость. Замерзание воды. Испарение и конденсация.

Практическая работа «Наблюдение делимости вещества»

Практическая работа «Наблюдение явления диффузии»

Практическая работа «Очистка воды. Изготовление фильтра для воды»

Практическая работа «Изучение свойств волы: Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность»

Практическая работа «Наблюдение угла смачивания и не смачивания жидкости»

Практическая работа «Наблюдение как меняет форму и объем замершая вода»

Практическая работа «Наблюдение за уровнем воды и процессом таяния льда»

Практическая работа «Наблюдение за скоростью испарения жидкости»

Практическая работа «Наблюдение за понижения температуры при испарении»

Строение вещества. Газы (4 часа)

Воздух. Свойства воздуха: цвет, запах, вкус, форма. Влажность воздуха.

Нагревание воздуха.

Практическая работа «Определение влажности воздуха в классе»

Практическая работа «Наблюдение, как меняются свойства воздуха при его нагревании (изменение плотности)»

Строение вещества. Твердые тела (13 часов)

Свойства твердых тел. Тепловое расширение. Плавление и отвердевание. Механические свойства твердых тел.

 

Практическая работа «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении»

Практическая работа «Изменение формы тела при нагревании и охлаждении»

Практическая работа «Измерение объёма твердого тела правильной формы»

Практическая работа «Измерение объёма тела неправильной формы»

Практическая работа «Изменение формы тела при нагревании и охлаждении»

Практическая работа «Отливка игрушечного солдатика»

Практическая работа: «Наблюдение за ростом кристаллов»

Практическая работа: «Изучение деформации растяжения – сжатия»


 

6 класс (34 часа)

Вещество и тело (8 часов)

Строение вещества. Тело. Явления природы. Измерение величин. Агрегатные состояния вещества

Практическая работа «Изготовление линейки и её использование»

Практическая работа «Изучение способов измерения длины»

Практическая работа «Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состоянии»

 

Взаимодействия в природе (5 часов)

Земное притяжение. Закон всемирного тяготения. Силы в природе

Практическая работа «Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной»

Практическая работа «Исследование зависимости удлинения пружины от силы растяжения»

 

Движение (4 часа)

Механическое движение. Причины движения. Виды движения. Инерция. Движения планет

Практическая работа «Наблюдения и опыты на движение бумажных самолётиков и парашютов»

Практическая работа «Изучение зависимости силы трения от веса тела»

 

Первоначальные сведения о звуке и свете (9 часов)

Звуковые явления. Взаимосвязь физических и физиологических характеристик звука. Свет и его свойства. Зрение. Увеличительные приборы. Свет и цвет.

Практическая работа «Наблюдение преломления света»

Практическая работа «Получение изображений с помощью линз»

Практическая работа «Смешение цветов»

7 класс (34 часа)

Трение и различные явления природы (20 часов)

Первые исследования трения. Причины трения. Трение и тепло. Союз силы трения и химической реакции в спичках. Трение и движение. 

Работы Леонардо да Винчи по проблеме трения. Формула Эйлера для расчета усиления трения. Закон Амонтона Кулона.
Форма пятки человека и ходьба. Износ обуви и ступенек в наших домах.
Как не упасть с лестницы. Нервные клетки на ступнях и коррекция ходьбы.
Учет и использование особенностей трения в быту. Материалы для обуви с учетом трения. Автомобильные шины и наша обувь. Тормозные устройства в различных видах транспорта.
Колесо эффективное средство борьбы с трением. Новая профессия колеса. Вулканизация. Скользкая резина в космонавтике. Эластомеры и их применение в технике.
Гидродинамический эффект. Жидкостное трение по Ньютону. Пята Митчелла. Вязкое трение. Проблемы трения в воде. Работы Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина по жидкостной смазке. 
Трение в технических устройствах. Угол трения. Учет угла трения в установке ленточных наклонных транспортеров.

Подшипники. Смазка. Получение смазочных масел при перегонке нефти. Твердые смазки: графит, молибден, тефлон. Связь графитовых пленок с окислами металлов

Получение молибдена из его соединений восстановлением водородом. Химическая инертность тефлона. Высокотемпературная смазка силикатное стекло.
Проблемы трения внутри живых организмов и при их передвижении. Растение «перекатиполе». Различные приспособления у растений и животных.

Тазобедренный сустав человека естественный узел трения. Дельфины и пловцыспортсмены. Равномерное покачивание жидкостей по трубам (работа сердца).

Практическая работа «Изготовление самодвижущейся машины из катушки от ниток» 
Практическая работа «Определение коэффициента сопротивления движению автомобиля»

Практическая работа «Определение формы колодки обуви и красивая походка».

Практическая работа «Моделирование обуви с удобной подошвой». 

Практическая работа «Определение прочности резины при растяжении».

Практическая работа «Сравнение «внутреннего трения» при движении тела в воде, масле, глицерине».

Практическая работа «Изготовление модели ленточного транспортера».
Практическая работа « Изучение роли трения в жизни растений»

 

Время и его измерение (6 часов)

Средства измерения времени. Связь измерения промежутков времени с ощущениями наблюдателя. Измерение пространства. Строение материи. 

Малые промежутки времени. Метод многократных вспышек.

Изучение медленных движений

Представление об эталоне. Выбор единицы измерения времени.

Практическая работа «Изменения во времени».
Практическая работа «Наблюдение за изменением событий».

Практическая работа «Градуировка приборов».

 

Материя. Весы (8 часов)

Материя. Первые весы. Аналитические весы. Неравноплечие весы.

Методы взвешивания.

Понятие гравитационной массы.

Вычисление массы тел. Средняя плотность.

Адитивность массы. Химические превращения.

Практическая работа «Изготовление весов».

8 класс (34 часа)

В мире тепла (22часа)

Термометры Галилея и Отто Герике. Вблизи абсолютного нуля: шкала Цельсия Кельвина, Фаренгейта, Реомюра. Виды термометров.

Задача Рихмана. В зимний день на реке Ларинган (опыты Деви и Блека). Теория теплорода. Калория, джоуль, киловатчас. Нагревание льда льдом. Охлаждение льдом. 

Черные камни Марко Поло. Различные виды топлива. Химический состав топлива. Горение топлива. Тепло земли.
Атом для электроэнергии, для транспорта, для научных исследований. Атомные станции страны. Чернобыльская АЭС.

Холодильник греет. Системы холодильников: компрессионные, адсорбционные, система «но фрост». Электрический камин. Электрическая плитка с терморегулятором.
Изменение внутренней энергии тела. Цикл Карно. Перпетуум мобилле. Трагедия Юлиуса Роберта Майера.
Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Экологические проблемы: Схема образования кислотных осадков. Круговорот углекислого газа в природе. Выбросы в атмосферу техногенными источниками. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы. Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли, энергии Солнца.
Образование облаков. Когда выпадает роса? Угроза заморозков. Способы зашиты от заморозков. Влажность: жизнь растений, животных и человека в различных климатических зонах.

Практическая работа «Изготовление термоскопа Галилея».

Практическая работа «Наблюдение за процессом плавления льда»

Практическая работа «Определение удельной теплоемкости различных веществ»

Практическая работа «Определение времени замерзания горячей и холодной воды одинаковой массы»

Практические работа «Нагревание свинца ударами. Нагревание резины при растяжении. Нагревание металлической трубки трением».

Практические работа «Определение удельной теплоты сгорания сухого горючего»

Практические работа «Методы охлаждения еды и напитков»

Практические работа «Как устроен электрический фен.»

Проект «Возможно ли создать вечный двигатель»

Проект «Очистка внешних водоемов от бытового загрязнения.»

Лабораторная работа «Определение возможности возникновения заморозка».

 

Свет и цвет. Зрение (12часов)

Свет и его свойства. Калейдоскоп. Зрительная труба Галилея.
Атмосферная рефракция. Земная рефракция. Радуга. Миражи. Глории, гало, нимбы.

Почему небо синее. Почему «красно солнышко».

Сумерки. Атмосферные явления. Народные приметы погоды. Зеркала: плоское, выпуклое, вогнутое. Комната смеха. 

Практические работа «Изготовление калейдоскопа и создание фотоальбома рисунков.»

Проект «Устройство автомобильных фар»

Проект «Среды, где свет распространяется не прямолинейно»

 

9 класс (34 часа)

Свет и цвет. Зрение (9 часов)

Устройство глаза. Бинокулярное зрение. Цветовая чувствительность. Угол зрения человека и животных. Инерция зрения. Кино. Человек-невидимка. Спектроскопические картинки.

Заболевания глаз. Близорукость и дальнозоркость. Очки. Водительские очки. Компьютерные очки. Иридодиагностика. Видеотренинг для глаз. Упражнения для глаз. Очки-тренажер «Комфорт». Гигиена зрения.

Использование иллюзий зрения: макияж, прическа. Иллюзия зрения и мода. Оптические обманы в интерьере. Мимикрия животных. 

Цвет и настроение. Цвет поднимает настроение. Цвет и темперамент. Цвет в одежде. Тест «Цветомедитация». Цветодиагностика. Цветовое оформление и его воздействие на человека. 
Проект Почему все кошки ночью серые, а кони вороные?
Практическая работа «Изготовление игрушки «Птичка в клетке»

Практическая работа «Упражнения для глаз»

Проект Создание интерьеров для отдыха, работы

 

Строение вещества (25 часов)

Твердые тела. Аморфные и кристаллические

Строение кристаллов. Плотная упаковка. Пространственная решётка. Симметрия кристаллов. Процесс роста кристаллов. Кристаллы в природе. Получение и применение кристаллов.

Сравнение структуры твердых тел и жидкостей. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.

Газы. Средняя длина свободного пробега. Конденсация пара. Образование облаков.

 

Практическая работ: «Изучение коллекции минералов и горных пород»

Практическая работа «Изготовление прикладного гониометра и измерение углов между гранями кристалла»

Практическая работа «Раскалывание кристаллических и аморфных тел.»

Практическая работа «Наблюдение процесса роста кристаллов»

Практическая работа «Исследование поверхностного натяжения мыльных растворов»

Практическая работа «Исследование мыльных пузырей на устойчивость»

Практическая работа «Исследование капиллярных свойств различных видов бумаги и тканей»

Практическая работа «Определение средней квадратичной скорости молекул воздуха»

 

 

Тематическое планирование

5 класс (102 часа)

п/п

Тема занятия

 

 

Модуль «Математика» (34 часа)

 

 

Введение в «Удивительный мир математики» (7 часов)

 

 

История возникновения математики как науки.

 

 

Цифры у разных народов.

 

 

Проект «Цифры от древности до наших дней»

 

 

Старинные меры

 

 

Решение задач с использованием старинных мер

 

 

Биографические миниатюры Пифагор и Архимед

 

 

Конференция «Математика в лицах»

 

 

Магия чисел (9 часов)

 

 

Приемы устного счета

 

 

Признаки делимости

 

 

Быстрое умножение числа на 11

 

 

Простые числа.

 

 

Интересные свойсва чисел.

 

 

Мир больших чисел (степени). Математика и астрономия.

 

 

Подготовка и защита проектов «Магический квадрат», «Число Шахерезады», «Число π» и т.д.

 

 

Подготовка и защита проектов «Магический квадрат», «Число Шахерезады», «Число π» и т.д.

 

 

Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)

 

 

Математическая логика (5 часов)

 

 

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

 

 

Решение логических задач матричным способом.

 

 

Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика»

 

 

Задачи со спичками

 

 

Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

 

 

Первые шаги в геометрии (8 часов)

 

 

Пространство и плоскость.

 

 

Геометрические фигуры.

 

 

Разрезание и складывание фигур.

 

 

Изготовление многогранников.

 

 

Искусство оригами

 

 

Геометрические головоломки(танграм)

 

 

Шуточная геометрия

 

 

Геометрические иллюзии

 

 

Математические игры (5 часов)

 

 

Как играть, чтобы не проиграть?.

 

 

Задачи – фокусы. Задачи - шутки.

 

 

Математическая игра «Не собьюсь».

 

 

Игра «Математическая Абака»

 

 

Игра «Математический бой».

 

 

Модуль «Химия» (34 часа)

 

Введение (4 часа)

 

1

Введение

 

2

Занимательная химия

 

3

Оборудование и вещества для опытов

 

4

Правила безопасности при проведении опытов

 

Как устроены вещества? (2часа)

 

5

Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы.

 

6

Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде

 

Чудеса для разминки (5 часов)

 

7

Признаки химических реакций

 

8

Природные индикаторы

 

9

Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания

 

10

Знакомство с углекислым газом

 

11

Проектная работа «Природные индикаторы»

 

Разноцветные чудеса (9 часов)

 

12

Химическая радуга (Определение реакции среды)

 

13

Знакомый запах нашатырного спирта

 

14

Получение меди

 

15

Окрашивание пламени

 

16

Обесцвеченные чернила

 

17

Получение красителей

 

18

Получение хлорофилла

 

19

Химические картинки

 

20

Секрет тайнописи

 

Полезные чудеса (8 часов)

 

21

Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет?

 

22

Определение жесткости воды

 

23

Домашняя химчистка. Как удалить пятна?

 

24

Как удалить накипь?

 

25

Чистим посуду

 

26

Кукурузная палочка - адсорбент

 

27

Удаляем ржавчину

 

28

Домашняя химчистка. Как удалить пятна?

 

Поучительные чудеса (3 часа)

 

29

Кристаллы

 

30

Опыты с желатином

 

31

Каучук.

 

Летние чудеса (4 часа)

 

32

Акварельные краски

 

33

Окрашиваем нити

 

34

Катализаторы и природные ингибиторы

 

 

Модуль «Физика» (34 часа)

 

 

Строение вещества Жидкости (17 часов)

 

1

Делимость вещества. Явление диффузии

 

2

Практическая работа «Наблюдение делимости вещества»

 

3

Практическая работа «Наблюдение явления диффузии»

 

4

Вода растворитель. Вода в жизни человека.

 

5

Очистка воды.

 

6

Практическая работа «Изготовление фильтра для воды.»

 

7

Свойства жидкости: цвет, запах, вкус, форма, прозрачность.

 

8

Практическая работа «Изучение свойств волы: Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность»

 

9

Роль диффузии в решении экологических проблем

 

10

Смачиваемость и несмачиваемость

 

11

Практическая работа «Наблюдение угла смачивания и не смачивания жидкости»

 

12

Замерзание воды.

 

13

Практическая работа «Наблюдение как меняет форму и объем замершая вода»

 

14

Практическая работа «Наблюдение за уровнем воды и процессом таяния льда»

 

15

Испарение и конденсация.

 

16

Практическая работа «Наблюдение за скоростью испарения жидкости»

 

17

Практическая работа «Наблюдение за понижения температуры при испарении»

 

 

Строение вещества. Газы (4 часа)

 

18

Воздух. Свойства воздуха: цвет, запах, вкус, форма.

 

19

Практическая работа «Наблюдение, как меняются свойства воздуха при его нагревании (изменение плотности)»

 

20

Влажность воздуха

 

21

Практическая работа «Определение влажности воздуха в классе»

 

 

Строение вещества. Твердые тела (13 часов)

 

22

Свойства твердых тел.

 

23

Практическая работа «Измерение объёма твердого тела правильной формы»

 

24

Практическая работа «Измерение объёма тела неправильной формы»

 

25

Тепловое расширение.

 

26

Практическая работа «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении»

 

27

Плавление и отвердевание

 

28

Практическая работа «Изменение формы тела при нагревании и охлаждении»

 

29

Практическая работа «Отливка игрушечного солдатика»

 

30

Практическая работа «Наблюдение за ростом кристаллов»

 

31

Механические свойства твердых тел.

 

32

Практическая работа «Изучение деформации растяжения – сжатия»

 

33

Работа над проектами

 

34

Защита проектов

 

классы (102 часа)

 

Модуль «Математика» (34 часа)

 

 

Способы познания окружающего мира

 

1. Наглядная геометрия (11 часов)

 

 

Задачи на разрезание фигур

 

 

Задачи на складывание фигур

 

 

Практическая работа «Исследование свойств многоугольников»

 

 

Вычисление площадей фигур. Формула Пика

 

 

Практическая работа «Вычисление площади фигуры по формуле Пика»

 

 

Геометрические головоломки

 

 

Решение исследовательских задач

 

 

Решение исследовательских задач

 

 

Работа над проектами

 

 

Работа над проектами

 

 

Защита творческих работ и проектов

 

2. Занимательная арифметика (10 часов)

 

 

Признаки делимости.

 

 

Решение задач на делимость

 

 

Решение логических задач

 

 

Решение логических задач

 

 

Решение дивергентных задач

 

 

Решение дивергентных задач

 

 

Секреты арифметических фокусов

 

 

Числовые ребусы

 

 

Работа над проектами

 

 

Защита творческих работ и проектов

 

3. Реальная математика (10 часа)

 

 

Математика в экономике

 

 

Решение задач экономического содержания

 

 

Планирование и смета

 

 

Защита презентаций «Математика в профессии моих родителей»

 

 

Решение практико-ориентированных задач

 

 

Работа над проектом «Ремонт классного кабинета»

 

 

Работа над проектом «Сколько стоит наш цветник»

 

 

Работа над эколого-экономическим проектом «Вторая жизнь учебника».

 

 

Работа над проектами

 

 

Математическая карусель

 

4. Подведение итогов (3 часа)

 

 

Защита творческих работ и проектов

 

 

Фестиваль «Математический калейдоскоп»

Модуль «Физика» (34 часа)

 

Вещество и тело (8 часов)

 

Строение вещества. Тело

 

Явления природы

 

Измерение величин.

 

Практическая работа «Изготовление линейки и её использование»

 

Практическая работа «Изучение способов измерения длины»

 

Агрегатные состояния вещества

 

Практическая работа «Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состоянии»

 

Работа над проектами

 

Взаимодействия в природе (5 часов)

 

Земное притяжение. Закон всемирного тяготения.

 

Практическая работа «Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной»

 

Силы в природе

 

Практическая работа «Исследование зависимости удлинения пружины от силы растяжения»

 

Работа над проектами

 

Движение (4 часа)

 

Механическое движение. Причины движения. Виды движения

 

Инерция. Практическая работа «Наблюдения и опыты на движение бумажных самолётиков и парашютов»

 

Практическая работа «Изучение зависимости силы трения от веса тела»

 

Движения планет

 

Первоначальные сведения о звуке и свете (9 часов)

 

Звуковые явления

 

Взаимосвязь физических и физиологических характеристик звука

 

Свет и его свойства

 

Практическая работа «Наблюдение преломления света»

 

Зрение. Увеличительные приборы

 

Практическая работа «Получение изображений с помощью линз»

 

Свет и цвет

 

Практическая работа «Смешение цветов»

 

Выполнение проектов

 

Простые механизмы (8 часов)

 

Простые механизмы в жизни человека

 

Рычаг, блок

 

Наклонная плоскость, ворот, клин

 

Практическая работа «Изучение свойств рычага»

 

Практическая работа «Изучение блоков»

 

Практическая работа «Изготовление модели простого механизма»

 

Выполнение проектов

 

Итоговое занятие. Защита проектов.

Модуль«Химия»(34 часа)

1.Сладкие чудеса на кухне (6 часов)

 

Сахара. Получение искусственного меда

 

Домашние леденцы

 

Определение глюкозы в овощах и фруктах

 

Почему неспелые яблоки кислые?

 

Получение крахмала и опыты с ним

 

Съедобный клей

2.Чудеса Интернета (2 часа)

 

Сбор материала для проектной работы

 

Сбор материала для проектной работы

3.Исследовательские чудеса (18 часов)

9

Практикум - исследование «Чипсы»

10

Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека».

11

Практикум - исследование «Мороженое»

12

Защита проекта «О пользе и вреде мороженого».

13

Практикум - исследование «Шоколад»

14

Защита проекта «О пользе и вреде шоколада»

15

Практикум - исследование «Жевательная резинка»

16

Защита проектов «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?»

17

Модуль «Химия напитков»

18

Тайны воды (презентация)

19

Практикум- исследование «Газированные напитки»

20

Защита проекта «Влияние газированных напитков на здоровье человека»

21

Практикум исследование «Чай»

22

Защита проекта «Полезные свойства чая»

23

Практикум исследование «Молоко»

24

Модуль «Моющие средства для посуды»

25

Практикум исследование «Моющие средства для посуды».

26

Занятие - игра «Мыльные пузыри»

4.Экологические чудеса (4 часа)

 

27

Изучаем пыль

28

Определение нитратов в овощах

29

Фильтруем загрязненную воду

30

Кислотные дожди

5.Интеллектуальные чудеса (4 часа)

31

Химические ребусы, шарады

32

Химические кроссворды

33

Занимательные опыты и их объяснение

34

Занимательные опыты и их объяснение

 

7 класс (102 часа)

 

п/п

Тема занятия

 

Модуль «Математика» (34 часа)

 

Единицы измерения (3 часа)

 

Перевод единиц измерения из одной системы мер в другую

 

 

Работа с источниками информации на тему «Старинные меры»

 

Мини-проект «Связь современных мер со старинными»

 

Движение (6 часов)

 

Равномерное движение по прямой

 

Табличный способ решения задач на движение

 

Движение двух тел

 

Относительное движение

 

Движение тел по замкнутому контуру

 

Движение тел по воде

 

Теория чисел (8 чисел)

 

Простые и составные числа

 

Числа Мерсенна

 

Совершенные числа

 

Каноническое разложение числа

 

Свойства делимости

 

Общие делители и кратные

 

Свойства остатков

 

Эксперименты с числами

 

Задачи на проценты (8 часов)

 

Нахождение процентов от данного числа

 

Нахождение процентов от данного числа

 

Нахождение числа по его процентам

 

Нахождение базовой величины

 

Нахождение базовой величины

 

Нахождение процентного отношения двух чисел

 

Проценты в различных профессиях

 

Проценты и диаграммы

 

Абсолютная величина числа (9 часов)

 

Индекс роста

 

Абсолютная величина числа

 

Свойства модуля

 

Модуль числа как расстояние на числовой оси

 

Способы решения уравнений, содержащих модуль

 

Способы решения уравнений, содержащих модуль

 

Способы решения неравенств, содержащих модуль

 

Способы решения неравенств, содержащих модуль

 

Способы решения неравенств, содержащих модуль

Модуль «Химия» (34 часа)

Тема 1. Введение. Техника безопасности при обращении с веществами (5 ч.)

1

Значение химии, связь её с другими науками.

2

Вещества рядом с нами.

3

Отравления бытовыми веществами.

4

Первая медицинская помощь при отравлениях.

5

Ожоги. Первая помощь при ожогах.

Пищевые продукты (7ч.) 

6

Основные питательные вещества.

7

Калорийность пищевых продуктов.

8

Основные принципы рационального питания. Пищевые отравления.

9

Состав пищевых продуктов. Витамины.

10

Вещества, используемые при приготовлении пищи.

11

Продукты быстрого питания. Польза или вред.

12

Напитки.

Домашняя аптечка (4 ч.)

13

Лекарства.

14

Правила употребления лекарств.

15

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

16

Практическая работа. Домашняя аптечка.

Косметические средства и личная гигиена (4 ч.)

17

Искусственные и натуральные косметические средства.

18

Косметические средства в нашем доме.

19

Моющие косметические средства.

20

Личная гигиена.

Средства бытовой химии (5 ч.)

21

Синтетические моющие средства.

22

Вещества бытовой химии для дома.

23

Вещества бытовой химии для дачи и огорода.

24

Безопасное обращение со средствами бытовой химии.

25

Практическая работа «Безопасная бытовая химия».

Химия и экология (7 ч)

26

Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.

27

Экология и охрана воды.

28

Экология и охрана атмосферы

29

Экология и охрана почвы

30

Экология и человек.

31

Практическая работа. Органолептические свойства воды.

32

Практическая работа. Изучение состава почвы.

Защита проектов, зачёт (2 ч)

33

Защита проектов.

34

Защита проектов.

 

Модуль «Физика» (34 часа)

 

Трение и различные явления природы (20 часов)

1

Первые исследования трения. Причины трения. Трение и тепло. Союз силы трения и химической реакции в спичках. Трение и движение. 

 

2

Практическая работа «Изготовление самодвижущейся машины из катушки от ниток» 

3

Работы Леонардо да Винчи по проблеме трения. Формула Эйлера для расчета усиления трения. Закон Амонтона Кулона.

4

Практическая работа «Определение коэффициента сопротивления движению автомобиля»

 

5

Форма пятки человека и ходьба. Износ обуви и ступенек в наших домах.
Как не упасть с лестницы. Нервные клетки на ступнях и коррекция ходьбы.

6

Практическая работа «Определение формы колодки обуви и красивая походка».

 

7

Учет и использование особенностей трения в быту. Материалы для обуви с учетом трения. Автомобильные шины и наша обувь. Тормозные устройства в различных видах транспорта.

8

Практическая работа «Моделирование обуви с удобной подошвой». 

9

Колесо эффективное средство борьбы с трением. Новая профессия колеса. Вулканизация. Скользкая резина в космонавтике. Эластомеры и их применение в технике.

10

Практическая работа «Определение прочности резины при растяжении».

11

Гидродинамический эффект. Жидкостное трение по Ньютону. Пята Митчелла. Вязкое трение. Проблемы трения в воде. Работы Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина по жидкостной смазке

12

Практическая работа: «Сравнение «внутреннего трения» при движении тела в воде, масле, глицерине…».

13

Трение в технических устройствах. Угол трения. Учет угла трения в установке ленточных наклонных транспортеров.

14

Практическая работа «Изготовление модели ленточного транспортера».

15

Подшипники. Смазка. Получение смазочных масел при перегонке нефти. Твердые смазки: графит, молибден, тефлон. Связь графитовых пленок с окислами металлов

16

Получение молибдена из его соединений восстановлением водородом. Химическая инертность тефлона. Высокотемпературная смазка силикатное стекло.

17

Проблемы трения внутри живых организмов и при их передвижении. Растение «перекатиполе». Различные приспособления у растений и животных.

18

Практическая работа « Изучение роли трения в жизни растений»

19

Тазобедренный сустав человека естественный узел трения. Дельфины и пловцыспортсмены. Равномерное покачивание жидкостей по трубам (работа сердца).

20

Работа над проектами

 

Время и его измерение (6часов)

21

Средства измерения времени. Связь измерения промежутков времени с ощущениями наблюдателя. Измерение пространства. Строение материи. 

22

Практическая работа «Изменения во времени».

23

Изучение медленных движений

24

Практическая работа «Наблюдение за изменением событий».

25

Представление об эталоне. Выбор единицы измерения времени

26

Практическая работа «Градуировка приборов».

 

Материя. Весы (8 часов)

27

Материя. Первые весы. Аналитические весы. Неравноплечие весы.

28

Методы взвешивания.

29

Понятие гравитационной массы.

30

Вычисление массы тел. Средняя плотность.

31

Адитивность массы. Химические превращения

32

Практическая работа «Изготовление весов».

33

Работа над проектами

34

Итоговое занятие. Защита проектов.

 

8 класс (102 часа)

 

п/п

Тема занятия

Модуль «Математика» (34 час)

 

Введение (1 час)

 

Закон и закономерность

 

Наглядная геометрия (11 часов)

 

Мир трех измерений

 

Форма и взаимное расположение фигур в пространстве

 

Практическая работа «Моделирование многогранников»

 

Орнаменты. Паркеты.

 

Лист Мебиуса и его свойства

 

Исследовательская работа «Эксперименты с бесконечностью»

 

Морис Эшер и его работы

 

Практическая работа «Топологические опыты»

 

Методы теории графов

 

Практическая работа «Спичечные графы»

 

Выполнение проектов и творческих работ

 

Графики функций (10 часов)

 

Способы задания функции

 

Приемы построения графиков. Преобразования графиков

 

Построение графиков, содержащих модуль, и кусочно-заданных функций

 

Практическая работа «Построение графиков, содержащих модуль»

 

Исследование функции элементарными способами

 

Исследовательская работа «Исследование функции с помощью графика»

 

Практическая работа « Графики кусочно-заданных функций»

 

Практическая работа «Построение линейного сплайна»

 

Рисуем графики

 

Выполнение проектов и творческих работ

 

Реальная математика (12 часов)

 

Пропорции

 

Практическая работа «Кулинарные рецепты»

 

Три основные задачи на дроби и проценты

 

Задачи на смеси и сплавы

 

Тарифы и услуги

 

Смета и кредит

 

Практическая работа «Поездка к морю»

 

Решение практико-ориентированных задач

 

Задачи на цену, количество, стоимость.

 

Работа над эколого-экономическим проектом «Услуги ЖКХ»

 

Выполнение проектов и творческих работ

 

Защита творческих работ

 

Модуль «Химия» (34 часа)

Введение (5 часов)

1

Мир химии: вещества вокруг нас.

2

Строение веществ. Лабораторная работа № 1.

«Моделирование молекул разных веществ»

3

Формулы веществ.

4

Лабораторная работа № 2 «Способы изучения веществ.»

5

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов»

 

Вещества и смеси веществ (12 часов)

6

Физические и химические свойства веществ. Лабораторная работа № 4. Исследование физических свойств веществ.

7

Понятие относительной атомной и молекулярной масс.

8

Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе.

9

Решение задач на нахождение формулы вещества по массовым долям элементов входящих в вещество.

10

Химические реакции. Признаки химических реакций: примеры из жизни на все признаки.

11

Техника лабораторных работ. Правила техники безопасности в химической лаборатории.

Химическая посуда.

12

Лабораторная работа № 5. Химические реакции. Признаки химических реакций.

13

Смеси.

Лабораторная работа № 6: Исследование свойств смесей.

14

Решение задач на нахождение массовой доли вещества в смеси.

15

Решение задач на нахождение объемной доли вещества в смеси.

16

Лабораторная работа № 7.

«Определение массовой доли соли в растворе.»

17

Решение задач на нахождение массовой или объемной доли компонентов смеси

( раствора).

 

Соединения химических элементов.(4 часа)

18

Простые и сложные вещества.

Лабораторная работа № 8.

Получение сложных веществ из простых.

19

Лабораторная работа № 9.

Получение простых веществ из сложных.

 

20

Основные классы неорганических соединений

21

Лабораторная работа №10.

Изучение свойств веществ разных классов неорганических соединений.

Изменения , происходящие с химическими веществами(9 часов)

22

Составление уравнений химических реакций.

23

Реакции ионного обмена

24

Лабораторная работа № 11.

Изучение свойств веществ разных классов неорганических соединений.

25

Решение задач на нахождение массы, объема веществ, участвующих в реакции.

26

Решение расчётных задач по типу: вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

27

Решение расчётных задач по типу: Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ, взято в избытке.

28

Решение комбинированных задач.

29

Окислительно-восстановительные реакции.

30

Окислительно-восстановительные процессы в природе.

Работа над проектом (4 часа)

31

Выбор темы для проекта. Планирование работы над проектом.

32

Консультации по созданию проекта.

33

Защита проектов.

34

Защита проектов.

 

Модуль «Физика» (34 часа)

 

В мире тепла. 22 часа

1

Термометры Галилея и Отто Герике. Вблизи абсолютного нуля: шкала Цельсия, Кельвина, Фаренгейта, Реомюра. Виды термометров

2

Практическая работа «Изготовление термоскопа Галилея».

3

Практическая работа «Определение удельной теплоемкости различных веществ»

4

Практическая работа «Определение времени замерзания горячей и холодной воды одинаковой массы»

5

Задача Рихмана. В зимний день на реке Ларинган (опыты Деви и Блека). Теория теплорода. Калория, джоуль, киловаттчас. Нагревание льда льдом. Охлаждение льдом. 

6

Практическая работа «Наблюдение за процессом плавления льда»

7

Практические работа «Нагревание свинца ударами. Нагревание резины при растяжении. Нагревание металлической трубки трением»

8

Черные камни Марко Поло. Различные виды топлива. Химический состав топлива. Горение топлива. Тепло земли

9

Практические работа «Определение удельной теплоты сгорания сухого горючего»

10

Атом для электроэнергии, для транспорта, для научных исследований. Атомные станции страны. Чернобыльская АЭС.

11

Проект «Экологические проблемы атомной энергетики»

12

Холодильник греет. Системы холодильников: компрессионные, адсорбционные, система «но фрост». Электрический камин. Электрическая плитка с терморегулятором.

13

Практические работа «Методы охлаждения еды и напитков»

14

Практические работа «Как устроен электрический фен»

15

Изменение внутренней энергии тела. Цикл Карно. Перпетуум мобилле. Трагедия Юлиуса Роберта Майера

16

Проект «Возможно ли создать вечный двигатель»

17

Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Экологические проблемы: Схема образования кислотных осадков. Круговорот углекислого газа в природе.

18

Выбросы в атмосферу техногенными источниками. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы. Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли, энергии Солнца.

19

Проект «Очистка внешних водоемов от бытового загрязнения.»

20

Образование облаков. Когда выпадает роса? Угроза заморозков. Способы зашиты от заморозков. Влажность: жизнь растений, животных и человека в различных климатических зонах.

21

Практические работа «Определение возможности возникновения заморозка».

22

Работа над проектами.

 

Свет и цвет. Зрение (12 часов)

23

Свет и его свойства.

24

Калейдоскоп. Зрительная труба Галилея.

25

Практические работа: «Изготовление калейдоскопа и создание фотоальбома рисунков.»

26

Проект «Устройство автомобильных фар»

27

Атмосферная рефракция. Земная рефракция. Радуга. Миражи. Глории, гало, нимбы.

28

Почему небо синее. Почему «красно солнышко».

29

Сумерки. Атмосферные явления. Народные приметы погоды

30

Проект «Среды, где свет распространяется не прямолинейно»

31

Зеркала: плоское, выпуклое, вогнутое. Комната смеха. 

32

Работа над проектами.

34

Защита проектов.

 

 

 

9 класс (102 часа)

 

 

п/п

Тема занятия

 

Модуль «Математика» (34 часа)

 

Функция: просто, сложно, интересно (12 часов)

 

Функция: основные понятия

 

Семинар «Историко-генетический подход к понятию «функция»

 

Мини-проекты «Способы задания функции»

 

Четные и нечетные функции

 

Монотонность функций

 

Ограниченность и неограниченность функции

 

Исследование функции элементарными способами

 

Построение графиков функции с помощью компьютера

 

Исследование физических, биологических процессов с помощью графиков функции (мини-проект)

 

Функционально-графический метод решения уравнений

 

Игра «Восхождение к вершинам знаний»

 

Презентация «Портфолио достижений»

 

Диалоги о статистике (10 часов)

 

Что такое статистика? Основные понятия.

 

Сбор статистических данных

 

Обработка данных

 

Анализ результата исследования

 

Мини-проекты «Статистика – инструмент исследования»

 

Как оформить результаты статистического исследования

 

Компьютер на службе статистика

 

Проектная деятельность «Статистические зарисовки моего класса»

 

Индивидуальный проект «Как статистика помогает в различных профессиях»

 

Защита проекта

 

Наглядная геометрия (12 часов)

 

Орнаменты

 

Симметрия в орнаментах

 

Построение орнаментов (мини-проект)

 

Геометрия на клетчатой бумаге

 

Нахождение площадей различных фигур на клетчатой бумаге

 

Формула Пика

 

Проектная деятельность «Нахождение площадей географических объектов»

 

Защита проекта

 

Геометрия зданий и сооружений

 

Проектная деятельность «Геометрия зданий нашего города»

 

Защита проекта

 

Заключительное занятие

Модуль «Химия» (34 часа)

Введение (6 часов)

1

Атом. Химический элемент. Вещество

2

Актуальность Периодического закона.

3

Химические реакции: Реакции ионного обмена.

4

Реакции ионного обмена.

5

Химические реакции: ОВР

6

Нестандартные ОВР

Металлы, их соединения и сплавы металлов в быту и промышленности (10 часов)

7

Алюминий.

8

Соединения алюминия и их применение.

9

Качественные реакции.

10

Решение расчетных задач

11

Решение задач на выход продукта реакции от теоретически возможного.

12

Железо.

13

Соединения железа и их применение.

14

Качественные реакции на Fe+2 и Fe+3.

15

Решение задач на вычисление количества и числа ионов в растворе.

16

Решение комбинированных задач.

Неметаллы и их соединения в нашей жизни (14 часов)

17

Воздух. Кислород. Озон.

18

Благородные газы.

19

Фтор. Без фтора нет жизни.

20

Хлор - яд и противоядие?

21

Соединения хлора и их использование в быту и промышленности.

22

Решение задач при условии, что одно из веществ находится в избытке.

23

Бром - единственный жидкий неметалл.

24

Йод в нашей жизни.

25

Решение комбинированных задач

26

Сера и её соединения: польза и вред.

27

Азот и его основные направления использования.

28

Соединения азота: польза и вред.

29

Углерод в природе: его опасность и сферы применения

30

Соединения углерода.

Работа над проектом (4 часа)

31

Выбор темы для проекта. Планирование работы над проектом.

32

Консультации по созданию проекта.

33

Защита проектов.

34

Защита проектов.

 

Модуль «Физика» (34 часа)

 

Свет и цвет. Зрение (9 часов)

1

Устройство глаза. Бинокулярное зрение. Цветовая чувствительность. Угол зрения человека и животных.

2

Проект: Почему все кошки ночью серые, а кони вороные?

3

Инерция зрения. Кино. Человек-невидимка. Спектроскопические картинки.

4

Практическая работа «Изготовление игрушки «Птичка в клетке»

5

Заболевания глаз. Близорукость и дальнозоркость. Очки. Водительские очки. Компьютерные очки. Иридодиагностика. Видиотренинг для глаз. Упражнения для глаз. Очки-тренажер «Комфорт». Гигиена зрения.

6

Практическая работа «Упражнения для глаз»

7

Использование иллюзий зрения: макияж, прическа. Иллюзия зрения и мода. Оптические обманы в интерьере. Мимикрия животных. 

8

Цвет и настроение. Цвет поднимает настроение. Цвет и темперамент. Цвет в одежде. Цветовое оформление и его воздействие на человека. 

9

Проект «Создание интерьеров для отдыха, работы». 

 

Строение вещества (25 часов)

10

Твердые тела. Аморфные и кристаллические

11

Практическая работа «Изучение коллекции минералов и горных пород»

12

Строение кристаллов.

13

Плотная упаковка

14

Пространственная решётка

15

Симметрия кристаллов

16

Практическая работа «Изготовление прикладного гониометра и измерение углов между гранями кристалла»

17

Практическая работа «Раскалывание кристаллических и аморфных тел.»

18

Процесс роста кристаллов

19

Практическая работа «Наблюдение процесса роста кристаллов»

20

Кристаллы в природе

21

Получение и применение кристаллов.

22

Сравнение структуры твердых тел и жидкостей

23

Поверхностное натяжение.

24

Практическая работа «Исследование поверхностного натяжения мыльных растворов»

25

Практическая работа «Исследование мыльных пузырей на устойчивость»

26

Капиллярные явления.

27

Практическая работа «Исследование капиллярных свойств различных видов бумаги и тканей»

28

Газы. Средняя длина свободного пробега.

29

Решение задач. Средняя длина свободного пробега.

30

Практическая работа «Определение средней квадратичной скорости молекул воздуха»

31

Конденсация пара

32

Образование облаков

33

Работа над проектами

34

Защита проектов

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации