Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления окружающего мира.
«Природа и мы»
(наименование)
1 месяц
(срок реализации программы)
7-8 лет
(возраст обучающихся)
Дмитриева А.А.
учитель нач. классов
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 16.10.2009 г. № 373;
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования на 2012 – 2013 гг., утверждённого приказом Минобразования РФ от 21.08.2012 г № 1277;
СанПин 2.4.2. № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., регистрационный № 3997;
«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
При создании программы использовались материалы:
программы кружка Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром и расширение природоведческих и экологических знаний, которые необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 8 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе.
Актуальность программы
Программа, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, экологические знания и создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Вот почему важно, чтобы работа, с детьми начатая на уроках продолжалась и после их окончания, во внеурочной деятельности, а так же поддерживались родителями их познавательные инициативы в повседневном общении.
Цели программы состоят в создании условий для:
формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;
воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;
формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Природа и мы »:
научить использовать полученные знания об экологии;
обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный, развивающий и творческий характер.
Формы контроля: практическая работа, индивидуальная и групповая работа, проектная работа.
Формы представления результатов: выставка, утренник, коллективное творческое дело, формирование «Папки достижений» учащихся.
Содержание курса:
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает формированию у учащихся бережного отношения к природным ресурсам, заботе о живом и любви к природе, правилам личной гигиены. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи. В работе используются различные формы и методы работы. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические и проектные работы. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром презентаций и видеофрагментов. Курс состоит из 4 разделов, в процессе раскрытия которых дети познакомятся с окружающей их природой, научатся общаться. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, проектные работы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, и т.д.
Ведение в экологию
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Природа- это всё, что нас окружает, но не создано руками человека. Экология и мы. Законы экологии. Экологический утренник.
Живая природа От динозавров до человека. Как возникли и от чего умерли динозавры. Проект «Планета динозавров». Что расскажут нам деревья? Почему деревья сбрасывают листву? Кто друзья у ели? Экскурсия в лес. Сбор и сушка природных материалов. Аппликация из осенних листьев. Такие удивительные растения: многообразие дикорастущих и культурных растений. Комнатные растения: посадка и уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Загадки животного мира. Основные обитатели леса. Проект «Дикие животные».
Человек – часть живой природы. Правила ЗОЖ. Польза витаминов для здоровья человека. Вредные привычки. Оказание доврачебной помощи пострадавшему. Экскурсия в ФАП.
Секреты неживой природы Солнце - источник жизни. Связь между живой и неживой природой. Вода, ее признаки и свойства. Почему идёт дождь и дует ветер. Проект: книжка-малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы», Как защитить воздух и воду от загрязнений. Распознавание морской и пресной воды. Постановка опытов: вода под микроскопом. Космос. Созвездия. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Узнавание изученных созвездий на карте звёздного неба.
Охрана природы Красная книга. Редкие и исчезающие виды животных и растений. Заповедники Республики Алтай. Правила поведения в природе. Изготовление экологических знаков. Проект «Красная книга или Возьмем под защиту». Озеленение и уборка школьного двора. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознание себя частью природы, чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
• установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметные:
• способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения и пр.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов и культур;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события.
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины /В.В. Петров. - М.: Просвещение, 1991.
Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы: кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков, А. А. Экология для младших школьников / А. А. Плешаков.- М.: Дрофа, 2000
Клепинина, А. Тайны окружающего мира /А. Клепинина. – М.: Ювента, 2005.
Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: учебно-методическое пособие /Л.П. Молодова.- М.: Колос, 1999
Платоненкова, М.М. Занимательные материалы к урокам природоведения: жур. «Начальная школа» №9 стр.103
Дмитриев, Ю. О. Кто в лесу живет и что в лесу растет /Ю.О. Дмитриев.- М. Детская литература, 1985.
Собанский, Г.Г. Рассказы о зверях Алтая /Г.Г. Собанский. – Барнаул.: Алтай, 2007.
Атлас «Редкие животные и растения Республики Алтай». – Барнаул.: Алтай, 2005.
ЭОР 1-2 класс : проект А.А. Плешакова, УМК «Школа России»
Презентации – интернет ресурс.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: Астрель, 2000.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Наименование разделов, тем
|
Дата
|
Содержание (основные понятия)
|
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
|
Формы внеурочной деятельности
|
предметные
|
УУД
|
1
|
2
|
3
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
I.Введение в экологию
|
|
|
|
|
1.1
|
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты
|
|
Природа- это всё, что нас окружает, но не создано руками человека.
|
Знания: что такое природа Умения: различать объек-ы природы и предм-ты рукотворного мира. Навыки: формулир-ать выводы из изуч-го материала
|
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к окружающему миру, свои достижения на уроке и достижения других учащихся. Познавательные: приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; классифицировать объекты окружающего мира; отбирать из списка необходимые слова для характер-ки отношения к миру; устанав-ть причин-следственные связи; преобразовывать схемы для решения задач (заполнять таблицу); отвечать на итоговые вопросы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммун-ых и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог Личностные: Воспринимают экологич-кую культуру как ценностное отношение к природному миру; проявляют самос-ть и личную ответств-ть за свои поступки
|
Игра «Загадки о природе»
|
1.2
|
Законы экологии
|
|
Экология и мы.
Законы экологии.
Понятие об экологии
как о науке, которая
исследует, как
связаны растения и
животные друг с
другом, как они
приспособились к
окруж-й природе и
как сами влияют на
природу.
|
Знания: связь между живой и неживой прир-й.
Умения: находить связи в природе, между природой
и человеком, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.
|
Исследовать экологический рассказ, найти нарушение правил поведения в природе
|
1.3
|
Экологический утренник
|
|
Утренник. Рассказ-инсценировка из жизни животных и растений
|
|
II. Живая природа
|
|
|
|
|
2.1
|
От динозавров до человека
|
|
Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров.
|
Знания: называть современных представителей пресмыкающихся
Умение: по внешнему виду отличать хищников от травоядных
|
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: сравнивать и различать животных; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком животном. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; работать в группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; обсуждать матер-лы книги «Зеленые страницы». Личностные: проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, самостоят-ность и личную ответственность за свои поступки
|
Проект «Планета динозавров» (лепка из пластилина)
|
2.2
|
Динозаврики (просмотр презентации)
|
|
2.3
|
Что расскажут нам деревья.
|
|
Почему деревья сбрасывают листву.
Деревья впадают в спячку. Вечнозеленая красавица - елочка.
Кто друзья у ели?
|
Знания: узнают, какие бывают деревья; познакомятся с различными листовыми пластинками и обитателями ели.
Умения: различать хвойные и лиственные деревья, приводить примеры явлений природы. Навыки: научатся выпол-ть аппликацию из сухих листьев.
|
Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: классифицировать объекты природы; анализировать существенные признаки живых существ; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: работать в паре: обсуждать свои выводы; формулир-ть свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; принимают образ «хорошего ученика»
|
Практическая работа: «Сушка листьев под прессом»
|
2.4
|
Экскурсия в лес, сбор природного материала (осенних листьев) для поделок.
|
|
2.5
|
Изготовление аппликации из осенних листьев.
|
|
Творческая работа: «Аппликация из осенних листьев»
|
2.6
|
Такие удивительные растения!
|
|
Многообразие растений; обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
|
Знания: узнают, на какие группы можно разделить растения.
Умения: научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы.
Навыки: замечать и ценить красоту мира растений, работать с атласом-определителем.
|
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Познавательные: устанавливать по схеме различия между группами растений; определять растения с помощью атласа-определителя; наблюдать и готовить рассказ о красоте растений; подводить под понятие на основе распознавания объектов; выделять существенные признаки разных групп растений; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.
Коммуникативные: работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять само- и взаимопроверку; вести устный диалог; слушать собеседника. Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответствен-ть за свои поступки; воспринимают экологическую культуру как ценностное отношение к природному миру
|
Практическая работа «Определение растений»
Игра: «Угадай растение по описанию».
Практич. работа: «Определение комнатных растений. Уход за комнатными растениями»
|
2.7
|
Оранжерея на окне.
|
|
Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями
|
2.8
|
Посадка комнатных растений
|
|
Практич.работа: «Посадка растения семенем и луковицей»
|
2.9
|
Загадки животного мира.
|
|
Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Основные обитатели леса: белка, заяц, лось, хищники – волк и лиса.
|
Знания: узнают, на какие группы можно разделить животных.
Умения: научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.
Навыки: конструктивно работать в группе
|
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: находить в рассказах новую информацию, необход-ую для решения познавательной задачи; выступать с сообщениями; сравнивать животных на основании предложенного материала. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудни-тва с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи, описывать объект: передавать его внешние характеристики, использую выразительные средства языка. Личностные: Стремятся к формированию наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном
|
Исслед.работа:
загадки о животных
|
2.10
|
Писатели о природе.
|
|
Беседа по прочитанным рассказам. Работа с источниками. Составление сообщения о диком животном.
|
2.11
|
Животные (просмотр презентации)
|
|
Исследовательская работа: сообщение о диком животном
|
2.12
|
Изготовление коллажа «Дикие животные»
|
|
Проект «Дикие животные» защита проекта
|
2.13
|
Человек – часть живой природы
|
|
Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга. Особое место человека в мире живой природы.
|
Знания: узнают, что необходимо для сохранения здоровья.
Умения: научатся правильно
строить режим дня, формулировать правила личной гигиены.
Навыки: осознать необходимость следовать правилам безопасного и здорового образа жизни
|
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; дополнять правила ухода за зубами. Познавател-ые: составлять рациональный режим школьника; формулировать правила личной гигиены, выделять среди них те, которые должны быть у каждого человека собственными. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы; вести устный диалог. Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни; проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения; самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
|
Составление рассказа по схемам-рисункам
|
2.14
|
Если хочешь быть здоров.
|
|
Режим дня, полезные и вредные привычки, правильное
питание, личная гигиена. Почему надо чистить зубы и мыть руки? Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
|
Практическая работа «Правила ухода за зубами»
|
2.15
|
Польза витаминов для здоровья человека
|
|
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть?
|
Практич. работа «Рассматривание овощей и фруктов и их
группировка».
|
2.16
|
Вредные привычки (никотин, алкоголь).
|
|
Вредные привычки, правила безопасного поведения у воды, в лесу. Охлаждение и перегрев организма. Помощь при травме и солнечном ударе, укусе насекомыми. Съедобные и несъедобные грибы.
|
Знания: узнают основные правила безопасного
поведения на воде и в лесу, во время купания; Умения: научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых.
Навыки: следовать правилам безопасного поведения на воде и в лесу
|
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; предвидеть
возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых; запомнить правила поведения во время купания. Коммуникативные: работать в паре: различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; строить понятные для партнёра высказывания; определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни; приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях,
|
Составление правил ЗОЖ
|
2.17
|
« Здоровым быть модно»
|
|
Практическая работа «Оказание помощи пострадавшему»
|
|
III.Секреты неживой природы
|
|
|
|
|
3.1
|
Солнце - источник жизни.
|
|
Солнце – источник
тепла и света.
Влияние солнца на
жизнь Земли. Солнце
и здоровье. Памятка:
«Правильно
принимаем солнечные
ванны». Может ли
живая природа
существовать без
неживой?
|
Умения: научатся различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры объектов живой и неживой природы, устанавливать связи между ними
|
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Личностные: самооценка на основе успешной учебной деятельности.
|
Исследовательс-кая работа
«О влиянии
света на рост и
развитие
комнатных
растений»
|
3.2
|
Связь между живой и неживой природой
|
|
3.3
|
Вода, ее признаки и свойства.
|
|
Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды.
|
Знания: узнают, почему чистую воду относят
к важнейшим природным богатствам.
Умения: научатся рассказывать по плану о загрязнении и охране воды.
Навыки: объясн-ть значение воды для растений, животных и челов-а. Получат возможность научиться работать с микроскопом
|
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.
Познавательные: ставить и формулир-ть проблемы; анализировать схемы, показыв-щие источники загрязнения воды; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать инфор-ию
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам
природоохранного поведения;
осознают ответственность человека за общее благополучие;
|
Исслед. работа: определять виды дождя (ливень, косохлёст, ситничек)
Проект: книжка- малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы»
|
3.4
|
Почему идет дождь и дует ветер?
|
|
Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека
|
3.5
|
Куда текут реки?
|
|
Прослеживать по рисунку- схеме путь воды из реки в море;
Сравнивать реку и море; Различать пресную и морскую воду.
|
Практич. работа
Рассматривать морскую соль и проводить опыт
по «изготовлению» морской воды
|
3.6
|
Опыты с водой
|
|
Практич. работа «Вода под микроскопом»
|
3.7
|
Зачем летают в космос?
|
|
Созвездия. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
|
Знания: узнают несколько созвездий.
Умения: научатся
различать изученные созвездия;
Навыки: пользоваться дополнительными источниками информации
|
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, составляют план. Познавательные: сопоставлять иллюстрацию созвездия с его описанием; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; наблюдать звёздное небо; находить информацию в различных источниках (дополнительная литература, Интернет). Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы
|
Исслед. работа «Чтение карты звездного неба»
Ролевая игра
«Полёт в космос».
|
|
IV.Охрана природы
|
|
|
|
|
4.1
|
Красная книга
Почему она красная?
|
|
Почему она красная?
«Неприкосновенные в природе». Знакомство с обитателями Красной книги.
|
Знания: узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить; осознают, что нельзя быть жестокими по отношению
к любому живому существу.
Умения: научатся анализировать
факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки.
Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта
|
Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: анализировать факторы, угрожающие живой природе; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; извлекать информацию из различных источников; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов. Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению проекта; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру.
|
Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
|
4.2
|
Заповедники Республики Алтай
|
|
Растения и животные, охраняемые на территории Республики Алтай, природные заповедники, редкие, исчезающие виды животных и растений
|
По условным обозначениям на карте РА находить охраняемые зоны
|
4.3
4.4
|
Будь природе другом!
|
|
Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
|
4.5
|
Озеленение и уборка школьного двора
|
|
Загрязнение воды и воздуха. Как помочь природе? Правила друзей природы. Высадка растения, уход за ними
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами
|
Практич. работа
«Высаживание рассады на клумбу»
|
4.6
|
Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».
|
|
Сообщение и рисунок на экологическую тему
|