Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления окружающего мира «Природа и мы»

3
0
Материал опубликован 20 May 2018

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления окружающего мира.

«Природа и мы»

(наименование)

1 месяц

(срок реализации программы)

7-8 лет

(возраст обучающихся)

Дмитриева А.А.

учитель нач. классов

Пояснительная записка

Нормативно – правовая база.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 16.10.2009 г. № 373;

Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования на 2012 – 2013 гг., утверждённого приказом Минобразования РФ от 21.08.2012 г № 1277;

СанПин 2.4.2. № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., регистрационный № 3997;

«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);

Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

При создании программы использовались материалы:

программы кружка Александрова, Ю.Н. «Юный эколог»1-4 классы. /Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

факультативного курса Плешаков, А. А. «Планета загадок»: сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.- 315с.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром и расширение природоведческих и экологических знаний, которые необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 8 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе.

Актуальность программы

Программа, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, экологические знания и создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Вот почему важно, чтобы работа, с детьми начатая на уроках продолжалась и после их окончания, во внеурочной деятельности, а так же поддерживались родителями их познавательные инициативы в повседневном общении.

Цели программы состоят в создании условий для:

формирования у школьников знаний основ экологической культуры, уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживает ребёнок её природе и культуре;

воспитания умения оказывать помощь нуждающимся животным, растениям, людям;

формирования умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Природа и мы »:

научить использовать полученные знания об экологии;

обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

способствовать осознанию ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего

мира, своего места в нём;

воспитать чувство бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный, развивающий и творческий характер.

Формы контроля: практическая работа, индивидуальная и групповая работа, проектная работа.

Формы представления результатов: выставка, утренник, коллективное творческое дело, формирование «Папки достижений» учащихся.

Содержание курса:

Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает формированию у учащихся бережного отношения к природным ресурсам, заботе о живом и любви к природе, правилам личной гигиены. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи. В работе используются различные формы и методы работы. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические и проектные работы. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром презентаций и видеофрагментов. Курс состоит из 4 разделов, в процессе раскрытия которых дети познакомятся с окружающей их природой, научатся общаться. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, проектные работы. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, и т.д.

Ведение в экологию

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Природа- это всё, что нас окружает, но не создано руками человека. Экология и мы. Законы экологии. Экологический утренник.

Живая природа От динозавров до человека. Как возникли и от чего умерли динозавры. Проект «Планета динозавров». Что расскажут нам деревья? Почему деревья сбрасывают листву? Кто друзья у ели? Экскурсия в лес. Сбор и сушка природных материалов. Аппликация из осенних листьев. Такие удивительные растения: многообразие дикорастущих и культурных растений. Комнатные растения: посадка и уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Загадки животного мира. Основные обитатели леса. Проект «Дикие животные».

Человек – часть живой природы. Правила ЗОЖ. Польза витаминов для здоровья человека. Вредные привычки. Оказание доврачебной помощи пострадавшему. Экскурсия в ФАП.

Секреты неживой природы Солнце - источник жизни. Связь между живой и неживой природой. Вода, ее признаки и свойства. Почему идёт дождь и дует ветер. Проект: книжка-малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы», Как защитить воздух и воду от загрязнений. Распознавание морской и пресной воды. Постановка опытов: вода под микроскопом. Космос. Созвездия. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Узнавание изученных созвездий на карте звёздного неба.

Охрана природы Красная книга. Редкие и исчезающие виды животных и растений. Заповедники Республики Алтай. Правила поведения в природе. Изготовление экологических знаков. Проект «Красная книга или Возьмем под защиту». Озеленение и уборка школьного двора. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

осознание себя частью природы, чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметные:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения и пр.);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов и культур;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события.

овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения;

понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины /В.В. Петров. - М.: Просвещение, 1991.

Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы: кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2012.

Плешаков, А. А. Экология для младших школьников / А. А. Плешаков.- М.: Дрофа, 2000

Клепинина, А. Тайны окружающего мира /А. Клепинина. – М.: Ювента, 2005.

Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: учебно-методическое пособие /Л.П. Молодова.- М.: Колос, 1999

Платоненкова, М.М. Занимательные материалы к урокам природоведения: жур. «Начальная школа» №9 стр.103

Дмитриев, Ю. О. Кто в лесу живет и что в лесу растет /Ю.О. Дмитриев.- М. Детская литература, 1985.

Собанский, Г.Г. Рассказы о зверях Алтая /Г.Г. Собанский. – Барнаул.: Алтай, 2007.

Атлас «Редкие животные и растения Республики Алтай». – Барнаул.: Алтай, 2005.

ЭОР 1-2 класс : проект А.А. Плешакова, УМК «Школа России»

Презентации – интернет ресурс.

 Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: Астрель, 2000.

 Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Дата

Содержание (основные понятия)

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Формы внеурочной деятельности

предметные

УУД

1

2

3

6

7

8

9

 

I.Введение в экологию

       

1.1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты

 

Природа- это всё, что нас окружает, но не создано руками человека.

Знания: что такое природа Умения: различать объек-ы природы и предм-ты рукотворного мира. Навыки: формулир-ать выводы из изуч-го материала

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к окружающему миру, свои достижения на уроке и достижения других учащихся. Познавательные: приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; классифицировать объекты окружающего мира; отбирать из списка необходимые слова для характер-ки отношения к миру; устанав-ть причин-следственные связи; преобразовывать схемы для решения задач (заполнять таблицу); отвечать на итоговые вопросы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммун-ых и познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог Личностные: Воспринимают экологич-кую культуру как ценностное отношение к природному миру; проявляют самос-ть и личную ответств-ть за свои поступки

Игра «Загадки о природе»

1.2

Законы экологии

 

Экология и мы.

Законы экологии.

Понятие об экологии

как о науке, которая

исследует, как

связаны растения и

животные друг с

другом, как они

приспособились к

окруж-й природе и

как сами влияют на

природу.

Знания: связь между живой и неживой прир-й.

Умения: находить связи в природе, между природой

и человеком, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

Исследовать экологический рассказ, найти нарушение правил поведения в природе

1.3

Экологический утренник

 

Утренник. Рассказ-инсценировка из жизни животных и растений

 

II. Живая природа

       

2.1

От динозавров до человека

 

Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров.

Знания: называть современных представителей пресмыкающихся

Умение: по внешнему виду отличать хищников от травоядных

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять контроль и коррекцию; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: сравнивать и различать животных; обозначать соответствующие рисунки цветными фишками; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком животном. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; работать в группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; обсуждать матер-лы книги «Зеленые страницы». Личностные: проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, самостоят-ность и личную ответственность за свои поступки

Проект «Планета динозавров» (лепка из пластилина)

2.2

Динозаврики (просмотр презентации)

 

2.3

Что расскажут нам деревья.

 

Почему деревья сбрасывают листву.

Деревья впадают в спячку. Вечнозеленая красавица - елочка.

Кто друзья у ели?

Знания: узнают, какие бывают деревья; познакомятся с различными листовыми пластинками и обитателями ели.

Умения: различать хвойные и лиственные деревья, приводить примеры явлений природы. Навыки: научатся выпол-ть аппликацию из сухих листьев.

Регулятивные: понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: классифицировать объекты природы; анализировать существенные признаки живых существ; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: работать в паре: обсуждать свои выводы; формулир-ть свои затруднения; осуществлять само- и взаимопроверку; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: проявляют экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; принимают образ «хорошего ученика»

Практическая работа: «Сушка листьев под прессом»

2.4

Экскурсия в лес, сбор природного материала (осенних листьев) для поделок.

 

2.5

Изготовление аппликации из осенних листьев.

 

Творческая работа: «Аппликация из осенних листьев»

2.6

Такие удивительные растения!

 

Многообразие растений; обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.

Знания: узнают, на какие группы можно разделить растения.

Умения: научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы.

Навыки: замечать и ценить красоту мира растений, работать с атласом-определителем.

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Познавательные: устанавливать по схеме различия между группами растений; определять растения с помощью атласа-определителя; наблюдать и готовить рассказ о красоте растений; подводить под понятие на основе распознавания объектов; выделять существенные признаки разных групп растений; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

Коммуникативные: работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять само- и взаимопроверку; вести устный диалог; слушать собеседника. Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответствен-ть за свои поступки; воспринимают экологическую культуру как ценностное отношение к природному миру

Практическая работа «Определение растений»

Игра: «Угадай растение по описанию».

Практич. работа: «Определение комнатных растений. Уход за комнатными растениями»

2.7

Оранжерея на окне.

 

Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями

2.8

Посадка комнатных растений

 

Практич.работа: «Посадка растения семенем и луковицей»

2.9

Загадки животного мира.

 

Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Основные обитатели леса: белка, заяц, лось, хищники – волк и лиса.

Знания: узнают, на какие группы можно разделить животных.

Умения: научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Навыки: конструктивно работать в группе

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: находить в рассказах новую информацию, необход-ую для решения познавательной задачи; выступать с сообщениями; сравнивать животных на основании предложенного материала. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудни-тва с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи, описывать объект: передавать его внешние характеристики, использую выразительные средства языка. Личностные: Стремятся к формированию наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном

Исслед.работа:

загадки о животных

2.10

Писатели о природе.

 

Беседа по прочитанным рассказам. Работа с источниками. Составление сообщения о диком животном.

2.11

Животные (просмотр презентации)

 

Исследовательская работа: сообщение о диком животном

2.12

Изготовление коллажа «Дикие животные»

 

Проект «Дикие животные» защита проекта

2.13

Человек – часть живой природы

 

Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга. Особое место человека в мире живой природы.

Знания: узнают, что необходимо для сохранения здоровья.

Умения: научатся правильно

строить режим дня, формулировать правила личной гигиены.

Навыки: осознать необходимость следовать правилам безопасного и здорового образа жизни

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; дополнять правила ухода за зубами. Познавател-ые: составлять рациональный режим школьника; формулировать правила личной гигиены, выделять среди них те, которые должны быть у каждого человека собственными. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы; вести устный диалог. Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни; проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения; самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

Составление рассказа по схемам-рисункам

2.14

Если хочешь быть здоров.

 

Режим дня, полезные и вредные привычки, правильное

питание, личная гигиена. Почему надо чистить зубы и мыть руки? Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

Практическая работа «Правила ухода за зубами»

2.15

Польза витаминов для здоровья человека

 

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть?

Практич. работа «Рассматривание овощей и фруктов и их

группировка».

2.16

Вредные привычки (никотин, алкоголь).

 

Вредные привычки, правила безопасного поведения у воды, в лесу. Охлаждение и перегрев организма. Помощь при травме и солнечном ударе, укусе насекомыми. Съедобные и несъедобные грибы.

Знания: узнают основные правила безопасного

поведения на воде и в лесу, во время купания; Умения: научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых.

Навыки: следовать правилам безопасного поведения на воде и в лесу

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; предвидеть

возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых; запомнить правила поведения во время купания. Коммуникативные: работать в паре: различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; строить понятные для партнёра высказывания; определять общую цель и пути ее достижения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни; приобретают навыки сотрудничества в разных ситуациях,

Составление правил ЗОЖ

2.17

« Здоровым быть модно»

 

Практическая работа «Оказание помощи пострадавшему»

 

III.Секреты неживой природы

       

3.1

Солнце - источник жизни.

 

Солнце – источник

тепла и света.

Влияние солнца на

жизнь Земли. Солнце

и здоровье. Памятка:

«Правильно

принимаем солнечные

ванны». Может ли

живая природа

существовать без

неживой?

Умения: научатся различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры объектов живой и неживой природы, устанавливать связи между ними

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осуществлять поиск существенной информации.

Коммуникативные: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Личностные: самооценка на основе успешной учебной деятельности.

Исследовательс-кая работа

«О влиянии

света на рост и

развитие

комнатных

растений»

3.2

Связь между живой и неживой природой

 

3.3

Вода, ее признаки и свойства.

 

Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды.

Знания: узнают, почему чистую воду относят
к важнейшим природным богатствам.

Умения: научатся рассказывать по плану о загрязнении и охране воды.

Навыки: объясн-ть значение воды для растений, животных и челов-а. Получат возможность научиться работать с микроскопом

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат.

Познавательные: ставить и формулир-ть проблемы; анализировать схемы, показыв-щие источники загрязнения воды; использовать общие приёмы решения задач; моделировать; оценивать инфор-ию

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: проявляют экологическую культуру: готовность следовать нормам

природоохранного поведения;

осознают ответственность человека за общее благополучие;

Исслед. работа: определять виды дождя (ливень, косохлёст, ситничек)

Проект: книжка- малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы»

3.4

Почему идет дождь и дует ветер?

 

Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека

3.5

Куда текут реки?

 

Прослеживать по рисунку- схеме путь воды из реки в море;

Сравнивать реку и море; Различать пресную и морскую воду.

Практич. работа

Рассматривать морскую соль и проводить опыт

по «изготовлению» морской воды

3.6

Опыты с водой

 

Практич. работа «Вода под микроскопом»

3.7

Зачем летают в космос?

 

Созвездия. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Знания: узнают несколько созвездий.

Умения: научатся

различать изученные созвездия;

Навыки: пользоваться дополнительными источниками информации

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, составляют план. Познавательные: сопоставлять иллюстрацию созвездия с его описанием; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; наблюдать звёздное небо; находить информацию в различных источниках (дополнительная литература, Интернет). Коммуникативные: работать со взрослыми; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать вопросы

Исслед. работа «Чтение карты звездного неба»

Ролевая игра

«Полёт в космос».

 

IV.Охрана природы

       

4.1

Красная книга

Почему она красная?

 

Почему она красная?

«Неприкосновенные в природе». Знакомство с обитателями Красной книги.

Знания: узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить; осознают, что нельзя быть жестокими по отношению
к любому живому существу.

Умения: научатся анализировать

факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия; соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: анализировать факторы, угрожающие живой природе; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; извлекать информацию из различных источников; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов. Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению проекта; предлагать помощь и сотрудничество; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру.

Изготовление знаков к правилам поведения в природе.

4.2

Заповедники Республики Алтай

 

Растения и животные, охраняемые на территории Республики Алтай, природные заповедники, редкие, исчезающие виды животных и растений

По условным обозначениям на карте РА находить охраняемые зоны

4.3

4.4

Будь природе другом!

 

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

4.5

Озеленение и уборка школьного двора

 

Загрязнение воды и воздуха. Как помочь природе? Правила друзей природы. Высадка растения, уход за ними

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами

Практич. работа

«Высаживание рассады на клумбу»

4.6

Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

 

Сообщение и рисунок на экологическую тему

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации