Рабочая программа по всеобщей истории в 5 классе (УМК Ф. А. Михайловского)

1
0
Материал опубликован 8 June 2023


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Новгородской области

Комитет по образованию Великого Новгорода

МАОУ «Школа № 37»

УТВЕРЖЕНО

,

______________,

Приказ №,

от "," ,  , г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1080012)

учебного предмета

«История»

для 5 класса основного общего образования

на 2022/2023  учебный год

Составитель: Спиридонова Евгения Олеговна

учитель истории и обществознания

Великий Новгород 2022





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В основной школе ключевыми задачами являются:

—  формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

—  воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

—  развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

—  формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —2020. — № 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет



68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

    Введение
    Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.

    ПЕРВОБЫТНОСТЬ
    Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел.

Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.

Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

    Древний Египет
    Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.

    Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.

Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы.

Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).

Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

    Древние цивилизации Месопотамии
    Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.

    Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.

Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

    Восточное Средиземноморье в древности
    Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.

Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение



территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

    Древняя Индия
    Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).

Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.

Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

    Древняя Греция. Эллинизм
    Древнейшая Греция
    Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).

Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

    Греческие полисы
    Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.

Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.

    Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия.

Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.

    Македонские завоевания. Эллинизм
    Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Александрия Египетская.

Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.



Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

    Римские завоевания в Средиземноморье
    Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

    Поздняя Римская республика. Гражданские войны
    Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

    Расцвет и падение Римской империи
    Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и
правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

    Культура Древнего Рима
    Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
    в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
    в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;     в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
    в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;     в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;      в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
    в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
    в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической



направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

    В сфере универсальных учебных познавательных действий:
    владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
    владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
    работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

    В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
    общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
    осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

    В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
    владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
    владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

    В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
    выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;     ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);



    регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    1.Знание хронологии, работа с хронологией:
    объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);     называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
    определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

    2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
    указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
    группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

    3.Работа с исторической картой:
    находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;     устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

    4.Работа с историческими источниками:
    называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
    различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
    извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

    5.Историческое описание (реконструкция):
    характеризовать условия жизни людей в древности;
    рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
    рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
    давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

    6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
    раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
    сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
    иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
    объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

    7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
    излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
    высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.



    8.Применение исторических знаний:
    раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
    выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

2

0

0

01.09.2022 06.09.2022

Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика;
Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру;
Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах;

Устный
опрос;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

Итого по разделу

2


Раздел 2. Первобытность

2.1.

Первобытность

4

0

0.5

09.09.2022 20.09.2022

Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам; Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали;
Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков;
Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф; Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства; Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя;
Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми;
Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать;

Устный
опрос;
Практическая работа;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

Итого по разделу

4


Раздел 3. Древний Восток

3.1.

Древний Египет

5

0

0.5

23.09.2022 07.10.2022

Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения;
Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие;
Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники);
Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта;
Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне;
Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон;
Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов;
Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма);
Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска;

Устный
опрос;
Практическая работа;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/




3.2.

Древние цивилизации Месопотамии

4

0

0

11.10.2022 20.10.2022

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей;
Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат;
Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи;
Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска;
Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона;

Устный
опрос;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

3.3.

Восточное
Средиземноморье в древности

3

0

0.5

01.11.2022 11.11.2022

Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья;
Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии;
Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит;
Называть и показывать на карте древние государства Палестины;

Устный
опрос;
Практическая работа;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

3.4.

Персидская держава

2

1

0

15.11.2022 18.11.2022

Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества; Объяснять причины военных успехов персидской армии;
Рассказывать о религии древних персов;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

3.5.

Древняя Индия

2

0

0

22.11.2022 25.11.2022

Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту;
Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит;
Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения;

Устный
опрос;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

3.6.

Древний Китай

2

0

0.5

29.11.2022 02.12.2022

Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения;
Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства;
Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли; Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались;
Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия;
Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии
письменности, в науке, технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций);

Устный
опрос;
Практическая работа;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

Итого по разделу

18


Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм

4.1.

Древнейшая Греция

4

0

0.5

06.12.2022 16.12.2022

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения;
Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах;
Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»;
Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»;

Устный
опрос;
Практическая работа;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/




4.2.

Греческие полисы

9

0

0.5

20.12.2022 24.01.2023

Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства;
Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония;
Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье.

Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями;
Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена;
Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется
демократией;
Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял
государством;
Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия;
Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции;
Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы; Называть основные итоги греко-персидских войн;
Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн;
Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах;
Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны;
Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после
Пелопоннесской войны;

Устный
опрос;
Практическая работа;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

4.3.

Культура Древней Греции

3

0

0

27.01.2023 03.02.2023

Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения;
Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции;
Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук;
Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях; Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений;
Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии.

Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм;

Устный
опрос;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

4.4.

Македонские
завоевания. Эллинизм

4

1

0.5

07.02.2023 17.02.2023

Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II;
Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами;
Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского; Раскрывать смысл понятия «эллинизм»;
Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского;

Устный
опрос;
Контрольная работа;
Практическая работа;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

Итого по разделу

20


Раздел 5. Древний Рим




5.1.

Возникновение Римского государства

3

0

0

21.02.2023 03.03.2023

Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях
Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности;
Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур;
Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание); Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая
иллюстрации учебника;
Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов;
Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией;

Устный
опрос;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

5.2.

Римские завоевания в Средиземноморье

3

0

0.5

10.03.2023 17.03.2023

Представлять общую характеристику Пунических войн (причины,
хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги);
Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал;
Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций;

Устный
опрос;
Практическая работа;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

5.3.

Поздняя Римская республика.

Гражданские войны

6

0

0

31.03.2023 18.04.2023

Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли»;
Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов;
Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы
противостояли друг другу;
Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги);
Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю;
Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги;

Устный
опрос;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

5.4.

Расцвет и падение Римской империи

7

0

0.5

21.04.2023 19.05.2023

Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа;
Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору);
Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями;
Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы;
Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян;
Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим;

Устный
опрос;
Практическая работа;
Тестирование;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

5.5.

Культура Древнего Рима

3

1

0

23.05.2023 30.05.2023

Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», называть имена поэтов золотого века;
Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (философия, география, история);
Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству;
Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия;

Устный
опрос;
Контрольная работа;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

Итого по разделу

22


Раздел 6. Обобщение




6.1.

Историческое и
культурное наследие цивилизаций Древнего мира

2

0

0

01.06.2023 02.06.2023

Виды деятельности по изученным разделам;

Устный
опрос;

http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/

Итого по разделу

2


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

4.5





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение. Что изучает история

1

0

0

02.09.2022

Устный
опрос;

2.

Счет лет в истории

1

0

0

06.09.2022

Устный
опрос;

3.

Появление людей на земле

1

0

0

09.09.2022

Устный
опрос;

4.

Жизнь древних людей.

Практическая работа по
контурной карте
"Происхождение человека"

1

0

0.5

13.09.2022

Практическая работа;

5.

Верования и искусство первобытного человека

1

0

0

16.09.2022

Устный
опрос;

6.

Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла.

Тестирование по теме
"Первобытное общество"

1

0

0

20.09.2022

Тестирование;

7.

Возникновение государства в Древнем Египте

1

0

0

23.09.2022

Устный
опрос;

8.

Жизнь древних египтян

1

0

0

27.09.2022

Устный
опрос;

9.

Расцвет Древнеегипетского государства. Практическая работа по контурной карте "Древний Египет"

1

0

0.5

30.09.2022

 Практическая    работа;

10.

Религия древних египтян

1

0

0

04.10.2022

Устный
опрос;

11.

Культура Древнего Египта.

Тестирование по теме
"История Древнего Египта"

1

0

0

07.10.2022

 Тестирование;

12.

Древнее Муждуречье

1

0

0

11.10.2022

Устный
опрос;

13.

Вавилонское царство. Законы Хаммурапи

1

0

0

14.10.2022

Устный
опрос;




14.

Ассиирийское государство. Тестирование по теме
"Вавилонское царство"

1

0

0

18.10.2022

Тестирование;

15.

Нововавилонское Царство

1

0

0

21.10.2022

Устный
опрос;

16.

Города Финикии

1

0

0

01.11.2022

Устный
опрос;

17.

Города-государства восточного
средиземноморья.

Практическая работа по контурной карте
"Междуречье и города восточного
средиземноморья"

1

0

0.5

08.11.2022

Практическая работа;

18.

Древняя Палестина

1

0

0

11.11.2022

Устный
опрос;

19.

Персидская держава

1

0

0

15.11.2022

Устный
опрос;

20.

Контрольная работа по теме: "Древнейшие государства
Египта и Передней Азии"

1

1

0

18.11.2022

Контрольная работа;

21.

Анализ контрольной работы. Государства Древней Индии

1

0

0

22.11.2022

Устный
опрос;

22.

Общество и культура Древней Индии

1

0

0

25.11.2022

Устный
опрос;

23.

Государства Древнего Китая

1

0

0

29.11.2022

 Устный опрос;

24.

Культура Древнего Китая.

Практическая работа по контурной карте "Индия и Китай в древности"

1

0

0.5

02.12.2022

 Практическая    работа;

25.

Зарождение греческой цивилизации

1

0

0

06.12.2022

 Устный опрос;

26.

Ахейская Греция.

1

0

0

09.12.2022

Устный
опрос;

27.

Поэмы Гомера

1

0

0

13.12.2022

Устный
опрос;




28.

Боги и Герои Древней
Греции. Практическая
работа по контурной карте "Греция в Крито-Микенскую эпоху"

1

0

0.5

16.12.2022

Практическая работа;

29.

Возникновение греческих полисов

1

0

0

20.12.2022

Устный
опрос;

30.

Греческая колонизация
побережья Средиземного и Чёрного морей.

1

0

0

23.12.2022

Устный
опрос;

31.

Афины: утверждение демократии.

1

0

0

25.10.2022

Устный
опрос;

32.

Древняя Спарта.

Практическая работа по контурной карте "Древняя Греция V-IV вв"

1

0

0.5

27.12.2022

Практическая работа;

33.

Греко-персидские войны

1

0

0

11.01.2023

Устный
опрос;

34.

Греко-персидские войны.

Тестирование по теме
"Древнегреческие полисы"

1

0

0

13.01.2023

Тестирование;

35.

Расцвет Афинского государства

1

0

0

17.01.2023

Устный
опрос;

36.

Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.

1

0

0

20.01.2023

Устный
опрос;

37.

Упадок Эллады

1

0

0

24.01.2023

Устный
опрос;

38.

Наука и образование в Древней Греции.

1

0

0

27.01.2023

Устный
опрос;

39.

Древнегреческое искусство. Тестирование по теме
"Наука и образование в
Древней Греции"

1

0

0

31.01.2023

Тестирование;

40.

Олимпийские игры

1

0

0

03.02.2023

Устный
опрос;

41.

Возвышение Македонии

1

0

0

07.02.2023

 Устный опрос;




42.

Походы Александра Македонского.

Практическая работа по
контурной карте "Держава Александра Македонского"

1

0

0.5

10.02.2023

Практическая работа;

43.

Греческие государства на Востоке

1

0

0

14.02.2023

Устный
опрос;

44.

Контрольная работа по теме: "Древняя Греция"

1

1

0

17.02.2023

Контрольная работа;

45.

Анализ контрольной работы. Начало римской истории

1

0

0

21.02.2023

Устный
опрос;

46.

Республика римских граждан. Патриции и плебеи.

1

0

0

28.02.2023

Устный
опрос;

47.

Завоевание Римом Италии.

Тестирование по теме
"Начало римской истории"

1

0

0

03.03.2023

Тестирование;

48.

Первая война с Карфагеном

1

0

0

10.03.2023

Устный
опрос;

49.

Война с Ганнибалом.

Практическая работа по контурной карте
"Пунические войны"

1

0

0.5

14.03.2023

Практическая работа;

50.

Установление господства Рима в Средиземноморье

1

0

0

17.03.2023

Устный
опрос;

51.

Реформы Гракхов

1

0

0

31.03.2023

Устный
опрос;

52.

Гражданская война и
установление диктатуры Суллы

1

0

0

04.04.2023

Устный
опрос;

53.

Восстание Спартака. Тестирование по теме "Гражданские войны в Риме"

1

0

0

07.04.2023

Тестирование;

54.

Установление диктатуры Цезаря

1

0

0

11.04.2023

Устный
опрос;

55.

Падение Римской республики

1

0

0

14.04.2023

Устный
опрос;




56.

Контрольная работа по теме: Древний Рим. Римская
республика"

1

1

0

18.04.2023

Контрольная работа;

57.

Анализ контрольной работы.

Основание Римской
Империи. Октавиан Август

1

0

0

21.04.2023

Устный
опрос;

58.

Императоры Рима

1

0

0

25.04.2023

Устный
опрос;

59.

Повседневная жизнь в Римской Империи.

Тестирование по теме "Основание Римской империи"

1

0

0

28.04.2023

Тестирование;

60.

Кризис Римской империи в III веке

1

0

0

05.05.2023

Устный
опрос;

61.

Возникновение и распространение христианства

1

0

0

12.05.2023

Устный
опрос;

62.

Император Диоклетиан и Константин. Практическая работа по контурной кварте "Римская империя в IV-V вв."

1

0

0.5

16.05.2023

Практическая работа;

63.

Падение Западной Римской империи

1

0

0

19.05.2023

Устный
опрос;

64.

Римская литература, золотой век поэзии

1

0

0

23.05.2023

Устный
опрос;

65.

Развитие наук. Римские
историки. Тестирование по теме "Расцвет и падение
Римской империи"

1

0

0

26.05.2023

Тестирование;

66.

Культура Рима на закате империи

1

0

0

30.05.2023

Устный
опрос;

67.

Обобщающий урок по теме: "Культурное наследие
Древнего Рима"

1

0

0

01.06.2023

Устный
опрос;

68.

Обобщение знаний по теме:«Значение истории Древнего мира».

1

0

0

02.06.2023

 Устный опрос;




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

4.5





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А.; под редакцией Карпова С.П.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. ООО «Русское слово-учебник»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие к учебнику В.О. Никишина, А.В. Стрелкова, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловского, под ред. С.П. Карпова «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных организаций

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Всеобщая история. История Древнего мира. Атлас. 5 класс, Всеобщая история. История Древнего мира. Контурные карты. 5 класс

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Всеобщая история. История Древнего мира. Контурные карты. 5 класс



Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.