Календарно-тематическое планирование по истории древнего мира за 5 класс (УМК Ф. А. Михайловского)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всеобщая история. История Древнего мира (68ч)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примерная основная образовательная программа |
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
Дата |
Форма контроля |
Примечание |
|||||||||||||||||||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||||||||||||||||||||||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||||||||||||||||||||||||
1 |
Увлекательный мир истории |
1 |
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. |
Научатся определять на элементар-ном уровне задачи исторической литературы. Научатся различать виды исторических источников и основные формы изучения прошлого |
Научатся высказывать суждения о роли археологии, этнографии, вспомога-тельныхисторичес-ких дисциплин в изучении прошлого |
Научатся планировать деятельность, работая с исторической картой |
Научатся использовать историческую карту как источник информации о расселении людей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий |
Смогут излагать свое мнение по вопросу «Почему археологию называют наукой лопаты» |
||||||||||||||||||
Раздел 1. ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7ч) Глава 1. Собиратели и охотники каменного века (3ч) |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
Первые люди на Земле |
1 |
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. |
Научатся выделять и формулиро-вать основные версии происхожде-ния человека, объяснять причины их разнообразия. Смогут описывать внешний вид первобытных людей, условия их обитания и занятия, важнейшие открытия с помощью текстовых и наглядных пособий |
Научатся определять свое отношение к научному и религиозному взглядам на происхожде-ние человека |
Научатся описывать жизнь и занятия людей по плану (стр.13 учебник) |
Научатся показывать на карте территорию заселения и стоянки древнейших людей |
Научатся формулировать собственное мнение, освещая вопрос «Что побудило первобытных людей осваивать земные просторы» |
||||||||||||||||||
3 |
Открытия и изобретения древних охотников |
1 |
Условия жизни и занятия первобытных людей.Возникновение древнейших цивилизаций. |
Научатся показывать на карте пути освоения первобытными людьми новых земель, объяснять причины миграции людей в каменном веке |
Будет сформировано уважительное отношение к изобретениямлюдей в древности |
Научатся прогнозировать, предполагая, какие трудности древние люди вынуждены были преодолевать на своем пути |
Научатся описывать условия обитания, внешний вид, занятия, орудия труда древних людей с помощью текстовых и наглядных источников, сравнивать их на разных этапах существования человечества |
Смогут составить рассказ, представив себя охотником на мамонтов вместе с первобытными людьми |
||||||||||||||||||
4 |
Искусство и религия первобытных людей |
1 |
Возникновение древнейших цивилизаций.Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. |
Научатся раскрывать причины появления религиозных знаний и представлений, раскрывать связь искусства и религии в первобытном обществе |
Научатся оценивать мифы, как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники |
Научатся выдвигать версии, выстраивая причины возникновения религии |
Смогут доказать, что пещерная живопись была создана в каменном веке. Смогут объяснить причины возникновения религии |
Смогут изложить свое мнение, объясняя, какую роль играли животные в жизни первобытных людей |
||||||||||||||||||
Глава 2. У истоков цивилизации (4ч) |
||||||||||||||||||||||||||
5 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
1 |
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. |
Научатся обобщать информацию и делать выводы о качественных изменениях в образе жизни и занятиях людей, и причинах неравномерного развития древних обществ с появлением земледелия |
Научатся давать и объяснять собственную оценку изменениям в жизни первобыт-ных людей, произошедшим в результате перехода от охоты и собиратель-ства к земледе-лию и скотоводству |
Научатся описывать жизнь и занятия людей в родовой общине по примерному плану |
Научатся находить в учебниках и других источниках достоверную информацию, объясняющую, как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству |
Смогут изложить свое мнение, объясняя, почему керамику, прядение и ткачество не могли изобрести охотники и собиратели |
||||||||||||||||||
6 |
От первобытности к цивилизации |
1 |
От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. |
Смогут объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому, определить причины и следствия появления неравенства между людьми |
Смогут оценить вклад первобытно-го общества в историю и культуру человечест-ва, формулиро-вать и высказывать собственное отношение к памятникам древнейшей культуры |
Научатся планировать свою деятельность на уроке, выделяя основные признаки цивилизации |
Научатся анализировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки. Смогут использовать новые знания и умения в изучении новых объектов древнейшего прошлого. Научатся сравнивать объекты по заданным критериям, сравнивая родовую общину и соседскую |
Смогут изложить свое мнение, отвечая на вопрос «Можно ли считать открытие металлов переворотом в жизни древних людей» |
||||||||||||||||||
7 |
Урок повторения и проверка знаний «Взгляд на первобытный мир» |
1 |
Научатся выделять главное в первобытной истории человечества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину. Научатся ориентироваться в историческом времени, используя «ленту времени всемирной истории» |
Смогут проанализировать перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре и определить, что они принесли людям добро или зло |
Смогут находить и исправлять свои и чужие ошибки, работая с ранее изученным материалом |
Научатся выявлять логическую последовательность процесса развития человеческого общества и делать выводы о прогрессивности развития истории человечества. Смогут проанализировать этапы развития первобытного человека и отследить динамику изменения знаний и умений первобытного общества на протяжении первобытной истории |
Работая в группах по ленте времени, научатся составлять логическую цепочку развития первобытной истории от простого к сложному |
|||||||||||||||||||
8 |
Счет лет в истории |
1 |
Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. |
Научатся объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов. Научатся решать хронологические задачи. Научатся показывать особенности летоисчисления н.э. и до н.э., работать с мерами времени: определять век, тысячелетие |
Научатся рассматривать события в исторической хронологии, выстраивать события по годам, характеризовать особенности измерения времени у разных народов |
Научатся по алгоритму решать хронологические задачи |
Научатся устанавливать аналогии для понимания закономерностей при решении хронологических задач |
Научатся корректировать свое мнение при проверке решения хронологических задач |
||||||||||||||||||
Раздел 2. Древний Восток (19ч) Глава 3. Цивилизация речных долин (5ч) |
||||||||||||||||||||||||||
9 |
Египет-дар Нила |
1 |
Древний ВостокДревний Египет. Условия жизни и занятия населения. |
Научатся показывать на карте долины великих рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, его дельту. Смогут устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий истории Древнего Египта |
Научатся высказывать свое оценочное мнение о деспотичной власти фараона |
Научатся выдвигать версии, формулируя ответ на вопрос «Что помогло египтянам жить в пустыне?» |
Научатся объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта |
Смогут излагать свое мнение по вопросу «Почему Египет считается «даром Нила» |
||||||||||||||||||
10 |
Страна двух рек |
1 |
Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. |
Научатся определять характерные признаки цивилизации Междуречья, как речной цивилизации. Смогут формулировать понятие цивилизации, как общности людей, отличающихся от других рядом особенностей |
Научатся анализировать содержание шумерского мифа о потопе, высказывая суждение о ценности мифов для изучения истории Междуречья |
Научатся выбирать средства для достижения цели урока, составляя сравнительную характеристику Древнего Египта и Междуречья |
Научатся сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия жителей, выделять сходство и отличия. Научатся описывать памятники культуры Междуречья. Смогут на исторической карте находить и показывать древнейшие города Междуречья |
Научатся излагать свое мнение, доказывая, что 5 тысяч лет назад у шумеров уже была цивилизация |
||||||||||||||||||
11 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
1 |
ПисьменностьДревний Вавилон. Законы Хаммурапи. |
Смогут объяснить причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и учебного текста. Смогут описывать образ Хаммурапи и характеризовать его правление на основе разных источников |
Научатся высказывать аргументированное суждение о значении законов Хаммурапи для мира |
Научатся работать по плану, анализируя исторический документ (выдержки из законов Хаммурапи) Учебник стр. 57-60 |
Научатся анализировать приведенные в тексте учебника фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона при царе Хаммурапи |
Смогут дать характеристику царю Хаммурапи |
||||||||||||||||||
12 |
Древнейшие цивилизации Индии и Китая |
1 |
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. |
Научатся характеризовать условия жизни и занятия, общественный строй населения древней Индии и Древнего Китая |
Научатся выявлять общие гуманистические принципы древних цивилизаций Востока |
Научатся устанавливать взаимосвязь между природно-географи-ческими условиями и занятиями жителей Древней Индии и Китая |
Научатся показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города. Научатся сравнивать природные условия Древней Индии и Древнего Китая с природными условиями в Древнем Египте и Междуречье. Научатся анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст |
Научатся излагать свое мнение о хозяйственной деятельности жителей Древней Индии и Древнего Китая, социально-политическом устройстве этих государств, религиозных представлениях населения |
||||||||||||||||||
13 |
Повторение и проверка знаний «Взгляд на Древний Восток» |
1 |
Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научатся выявлять общие особенности, свойственные большинству стран – Египту, Междуречью, Индии и Китаю. В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научатся объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира |
Смогут дать свою оценку цивилизациям Древнего Востока |
Научатся на основе заданного алгоритма производить сравнительный анализ, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира» стр.66 |
Научатся систематизировать, классифицировать изученный материал, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира» |
Смогут высказывать суждения о вкладе в мировую культуру цивилизаций Древнего Востока |
|||||||||||||||||||
Глава 4. Древний Египет (5ч) |
||||||||||||||||||||||||||
14 |
Фараоны и пирамиды |
1 |
Управление государством (фараон, чиновники). Храмы и пирамиды. |
Смогут показывать на карте территорию и центры Древнеегипетского государства, объяснить значение понятий: государство, вельможи, фараон. Научатся характеризовать устройство государства в Древнем Египте, порядок управления страной, объяснять особенности власти фараона |
Научатся высказывать свое оценочное мнение о деспотичной власти фараонов |
Научатся выдвигать версии, формулируя ответ на вопрос «Что помогло египтянам жить в пустыне» |
Научатся актуализировать знания о различных видах исторических источников. Научатся находить дополнительную информацию в различных исторических источниках, собирая материал о гробнице Тутанхомона и её сокровищах |
Смогут изложить свое мнение по вопросу «Зачем нужны были пирамиды» |
||||||||||||||||||
15 |
Жизнь в Древнем Египте |
1 |
Религиозные верования египтян. Жрецы. |
Научатся объяснять разнообразие египетского общества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину |
Анализируя положение социальных слоев древнеегипетского общества, научатся определять и объяснять, справедливы ли эти отличия на взгляд жителя Древнего Египта, а также с позиции человека XXI века |
Научатся сравнивать свой вывод по проблеме урока с авторским, доказывая, что общество Древнего Египта напоминало «пирамиду» |
Научатся выявлять различия египетских слоев общества, сравнивая роль в обществе и образ жизни вельмож, писцов, земледельцев и рабов. Овладеют смысловым чтением, работая с документом: из «Речения Ипусера» стр. 78 |
Смогут представить свое мнение о жизни различных слоев населения в Древнем Египте |
||||||||||||||||||
16 |
Завоевания фараонов |
1 |
Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. |
Смогут объяснить причины побед египетских завоевателей |
Научатся выявлять нравственно-гуманисти-ческие стороны способов, обеспечивающих могущество Египетского царства |
Научатся работать по плану, знакомясь с завоеваниями Тутмоса III |
Научатся показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений, границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. Научатся раскрывать существенные черты религиозных преобразований Эхнатона и объяснить причины их неудачи |
Научатся создавать письменные тексты, работая с документом на стр. 83, выявляя, что в тексте могло быть приукрашено летописцем Тутмоса III |
||||||||||||||||||
17 |
Культура Древнего Египта |
1 |
Познания древних египтян. ПисьменностьХрамы и пирамиды. |
Анализируя памятники культуры Египта, научатся объяснять особенности архитектуры и искусства, связанные с религиозными представлениями древних египтян. Научатся выделять, формулировать существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта |
В рамках ценностно-эмоциональ-ного компонента будет сформировано уважительное отношение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего Египта |
Научатся выдвигать версии, отвечая на вопрос «Почему в древнеегипетском искусстве большое значение придавали портретному сходству?» |
Научатся описывать выдающиеся памятники культуры Древнего Египта, описывать образы богов и раскрывать их символическое значение. Смогут готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам |
Научатся излагать свое мнение об уровне развития науки в Древнем Египте |
||||||||||||||||||
18 |
Повторение и проверка знаний |
1 |
Знание основных терминов, понятии и дат. Умение давать характеристику Древнеегипетской цивилизации. Умение работать с историческими источниками. Приведение примеров достижений древних египтян. Знание и умение показывать на карте границы Древнеегипетского государства в период его наивысшего могущества |
Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представле-ние о вкладе древних египтян в историю и культуру че-ловечества. Осознание необходи-мостипов-торения для закрепления знаний |
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. |
Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. |
||||||||||||||||||||
Глава 5. Западная Азия в век железа (5ч) |
||||||||||||||||||||||||||
19 |
Финикийские мореплаватели |
1 |
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. |
Научатся показывать на карте территорию Финикию, крупнейшие города, торговые пути, финикийские колонии, описывать занятия железной Финикии в контексте природно-географических условий страны |
Смогут оценить важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры. |
Научатся основам прогнозирования, выявляя причины финикийской колонизации |
Научатся сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, объяснять причины более раннего наступления железного века в странах Западной Азии |
Смогут высказать свое мнение по вопросу «Последствия освоения человечеством обработки железа» |
||||||||||||||||||
20 |
Древняя Палестина |
1 |
Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. |
Научатся показывать на карте территорию Древней Палестины, города, государства. Смогут указать отличие религии еврейских племен от религии египтян |
Знакомясь с Библейскими сказаниями, научатся осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него |
Научатся самостоятельно планировать пути и способы достижения цели при работе по установлению аналогий в религиях |
Научатся описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника. Смогут анализировать фрагменты исторических источников |
Смогут изложить свое мнение по вопросу «Какой след в истории оставили цари Давид и Соломон?» |
||||||||||||||||||
21 |
Ассирийская военная держава |
1 |
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. |
Научатся показывать на карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств и народов с наступлением железного века |
Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории Ассирийской державы |
Научатся работать по плану, сравнивая армию ассирийцев с другими армиями Древнего Востока |
Научатся описывать армию ассирийцев, сопоставляя её вооружение и приёмы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока. Смогут характеризовать самых известных правителей Ассирии, используя текстовые и наглядные источники |
Смогут рассказать от имени финикийца или египтянина о Ниневии, отразив в своем рассказе, что могло удивить приезжего в столице Ассирии |
||||||||||||||||||
22 |
Победители Ассирии |
1 |
Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. |
Смогут назвать новые государства, которые возникли после того, военная мощь Ассирийской державы ослабела. Научатся характеризовать архитектурные сооружения и научные знания Вавилона |
Научатся формулировать и высказывать собственное впечатление о памятниках мировой истории и культуры |
Научатся выдвигать версии, объясняя причины непрочности держав, победивших Ассирию |
Научатся сравнивать древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по заданным критериям (территория, управление), выявлять сходство и различие между ними |
Научатся характеризовать исторические личности (Новуходоносор, Киаксар) и высказывать собственное суждение об их исторической роли |
||||||||||||||||||
23 |
Повторение и проверка знаний |
1 |
Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику историческому развитию государств Западной Азии в условиях железного века. Умение работать с историческими источниками. Приведение примеров достижений древних народов Западной Азии |
Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представление о вкладе древних народов Западной Азии в историю и культуру человечества. Толерантное |
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. |
Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности |
||||||||||||||||||||
Глава 6. Великие державы Древнего Востока (4ч) |
||||||||||||||||||||||||||
24 |
Образование державы Маурьев в Индии |
1 |
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. |
Научатся показывать на карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга, территорию государства Ашоки, характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей. Смогут объяснять причины перехода индоариев к оседлому образу жизни |
Научатся описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру |
Смогут работать по алгоритму и доказать, что индоарии создали в Индии новую цивилизацию |
Научатся соотносить события истории Древней Индии с историей других государств Древнего Востока, раскрывать характерные черты религиозных верований индейцев. Научатся сравнивать по заданным признакам древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и различие |
Смогут излагать свое мнение по вопросу «Что из созданного индийцами в древности используется людьми и сейчас?» |
||||||||||||||||||
25 |
Единое государство в Китае |
1 |
Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли.шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. |
Научатся показывать по карте территорию империи Цинь, крупные города, Великий шелковый путь |
Смогут дать оценку памятникам истории культуры Древнего Китая их месту в мировом историко-культурном наследии |
Смогут выдвигать версии по проблеме, «С какой целью строилась Великая Китайская стена» |
Научатся сравнивать по заданным признакам формы государственного устройства, положения различных групп населения в Индии и Китае |
Смогут представить результаты своих исследований о выдающихся памятниках истории и культуры Древнего Китая в форме творческих проектов |
||||||||||||||||||
26 |
Великая Персидская держава |
1 |
Персидская держава: военные походы, управление империей. |
Научатся показывать на карте территорию Персидской державы, покоренные персами государства, сопредельные народы и племена. Через понятие «государство» научатся объяснять смысл терминов «держава», «великая держава» |
Смогут оценить с современных нравственных позиций методы создания и сохранения Персидской державы |
Научатся выдвигать версии в решении проблемного вопроса «Почему персам удалось создать долговечную мировую державу?» |
Научатся сопоставлять политику правителей Персии и других древневосточных государств (Египта, Междуречья, Индии, Китая) в отношении покоренных народов, объяснять её мотивы и следствия |
Смогут изложить свое мнение при ответе на вопрос: Что нового придумал Дарий 1, чтобы управлять своей державой, а что он мог использовать из опыта своих предшественников |
||||||||||||||||||
27 |
Повторение и проверка знаний«Восток и Запад Древнего мира» |
1 |
Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научатся выявлять общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю. В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научатся объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира |
Смогут осознать ценности цивилизаций Древнего Востока и их значимость для современной цивилизации |
Научатся на основе заданного алгоритма производить сравнительный анализ, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира» стр.120 |
Научатся систематизировать, классифицировать изученный материал, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира» |
Смогут указать, какими достижениями культуры других стран пользуются в повседневной жизни |
|||||||||||||||||||
Раздел 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19ч) Глава 7. Древнейшая Греция (3ч) |
||||||||||||||||||||||||||
28 |
Греция и Крит в эпоху бронзы |
1 |
Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя ГрецияНаселение Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. |
Научатся показывать на карте Северную и Среднюю Грецию, Пелопоннес, остров Крит, соотносить их географическое положение с уже известными государствами. Смогут характеризовать природные условия страны и делать выводы о занятиях её жителей |
Смогут дать оценку древнейшим памятникам истории и культуры Крита |
Научатся выдвигать версии о причинах Троянской войны |
Научатся работать с разными источниками исторической информации: Миф о Тесее и Минотавре, выделяя в его содержании факты, подтверждающиеся археологическими раскопками. Анализируя миф о начале Троянской войны сопоставлять разные версии причин Троянской войны |
Смогут высказывать свое суждение об исторической и культурной ценности памятников истории и культуры Крита |
||||||||||||||||||
29 |
Поэмы Гомера |
1 |
«Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. |
Смогут показывать на карте направления вторжения дорийских племен, характеризовать его последствия для истории Греции |
Научатся извлекать историческую информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и давать им собственную оценку |
Научатся анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по заданным критериям |
Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по истории Троянской войны и судьбе героев поэмы |
Смогут изложить свое мнение о героях «Илиады» и аргументировать, что нравится и что не нравится в них |
||||||||||||||||||
30 |
Боги и герои Эллады |
1 |
Сказания о богах и героях. |
Научатся описывать образ богов. Анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков |
Будет сформировано уважительное отношение к общекультурному наследию народов мира - мифологии Древней Греции |
Научатся прогнозировать, создавая образ идеального героя Древней Греции на основе Древнегреческих мифов |
Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по теме «Боги и герои Эллады» |
Работая над проектами, научатся работать в группе |
||||||||||||||||||
Глава 8. Рождение античного мира (4ч) |
||||||||||||||||||||||||||
31 |
Греческие полисы и великая греческая колонизация |
1 |
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. |
Смогут объяснить причины Великой греческой цивилизации. Научатся показывать на карте её основные направления, крупнейшие колонии греков |
Будет сформировано уважение и принятие других народов мира на примере античной греческой цивилизации |
Научатся выдвигать версии, прогнозируя причины греческой колонизации |
Научатся выявлять и объяснять отличия античной цивилизации Греции от крито-микенской цивилизации и цивилизаций Древнего Востока |
Смогут высказать суждения о значении Великой греческой цивилизации в истории |
||||||||||||||||||
32 |
Афинский полис |
1 |
Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. |
Научатся показывать на карте территорию Аттики, Афины, важнейшие районы земледелия, описывать природные условия и занятия жителей Аттики |
Будет сформирован познавательный устойчивый интерес к истории Афин и его правителям (Солон, Клисфен) |
Научатся выдвигать версии, объясняя «Как и почему попадали в долговое рабство» |
Научатся сравнивать по заданным признакам; сравнивать законы Солона и царя Хаммурапи о долговом рабстве. Научатся раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними |
Смогут высказать свою точку зрения по поводу содержания и сущности реформ Солона, Клисфена, заложивших в Афинах основы демократии |
||||||||||||||||||
33 |
Древняя Спарта |
1 |
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. |
Находить и показывать на карте Пелопоннес, Спарту. Выявлять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения |
Научатся выявлять нравственные ценности спартанского общества |
Научатся выдвигать версии, определяя цель, которую преследовало спартанское воспитание |
Смогут определить особенности общественного устройства, хозяйства, политического управления в Спартанском государстве. Научатся сравнивать по заданным признакам: государственный строй в Спарте и Афинах |
Научатся корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, обсуждая достоинство и недостатки спартанского воспитания |
||||||||||||||||||
34 |
Повторение и проверка знаний |
1 |
Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характерис-тику греческим полисам, их политической и социальной организации. Знание и умение показывать на карте территории, населенные греками, направления греческой колонизации, важнейшие полисы греческого мира |
Познавате- льный интерес к истории, процессу научного познания. Представле-ние о вкладе древних народов в историю и культуру челове-чества. Осознание необходимости повторения для закрепления знаний |
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа |
умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности. |
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией |
|||||||||||||||||||
Глава 9. Греко-персидские войны (2ч) |
||||||||||||||||||||||||||
35 |
Герои Марафонской битвы |
1 |
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. |
На основе текста учебника и карты научатся формулировать причины греко-персидских войн. Смогут рассказать о походе персов 490г. до н.э., используя карту |
Научатся выявлять гуманистические нравственные ценности, анализируя подвиг греков в битве при Марафоне |
Научатся выдвигать версии, выясняя какое значение имела победа при Марафоне для дальнейшей судьбы Греции |
Научатся сравнивать, определяя, в чем состояло превосходство персидского войска над греческим |
Смогут определить вклад Мильтиада в победу греков в Марафонской битве |
||||||||||||||||||
36 |
Персидское вторжение в Грецию |
1 |
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. |
Научатся показывать на карте направления движения персидского войска, места главных сражений. Смогут сформулировать причины и последствия победы греков в войнах с Персией |
Смогут давать оценку действиям государств и отдельных личностей в ходе главных сражений |
Смогут обосновать прогнозы дальнейшего развития крупнейших полисов Греции |
Научатся сравнивать боевые качества военных кораблей противников, планы спартанских и афинских военачальников |
Смогут, аргументируя, представить свое мнение на вопрос «Почему маленькие греческие полисы победили могущественную Персидскую державу?» |
||||||||||||||||||
Глава 10. Могущество и упадок Афин (3ч) |
||||||||||||||||||||||||||
37 |
Расцвет демократии в Афинах |
1 |
Афинская демократия при Перикле. |
Научатся систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышении Афин вовремя греко-персидских войн |
Научатся формулировать оценочные выводы о роли Перикла в истории Афин и Древней Греции |
Научатся выдвигать версии, оценивая роль и значение народного собрания в жизни Афин в V веке до н.э. |
Научатся сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств Древнего мира. Смогут оценить достоинства и недостатки государственного строя Афин |
Смогут давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни и деятельности, представляя в разных знаковых системах |
||||||||||||||||||
38 |
Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. |
1 |
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. |
Научатся сравнивать рабовладение в Греции и в странах Востока, выявлять сходства и различия |
Смогут ориентироваться в особенностях развития социально-экономических отношений Греции в V веке до н.э. |
Научатся выдвигать версии по вопросу «Каковы источники рабства в Древней Греции?» |
Научатся находить в учебниках и других исторических источниках информацию о положении рабов в Древней Греции и оценивать значение рабского труда в экономическом развитии Афин |
Смогут составить рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей, используя текст и иллюстрации учебника |
||||||||||||||||||
39 |
Пелопоннесская война |
1 |
Пелопоннесская война. |
Научатся называть характерные причины военно-политического конфликта между Афинами и Спартой и объяснять различное отношение к войне разных слоев населения двух крупнейших полисов |
Смогут объяснить причины поражения Афин в Пелопоннесской войне и в последствиях этого события для Греции в целом |
Научатся планировать учебную деятельность, составляя таблицу «События Пелопоннесской войны» |
Научатся владеть смысловым чтением, находя концептуальную информацию в учебнике о причинах и ходе Пелопоннесской войны |
Смогут дать образную характеристику Алкивиаду, высказывая суждение о его роли в истории Афин и Древней Греции |
||||||||||||||||||
Глава 11. Древнегреческая культура (3ч) |
||||||||||||||||||||||||||
40 |
Граждане, ученые и атлеты Греции |
1 |
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Быт и досуг древних греков. Спортивные состязания; Олимпийские игры. |
Научатся формулировать определение понятий «культура», «классическая культура». Научатся анализировать и обобщать информацию о древнегреческой культуре и делать выводы о её характерных чертах |
Будет сформировано освоение общемирового культурного наследия. Смогут назвать отличительные особенности культуры Древней Греции |
Научатся осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, выбирая информацию и анализируя древнегреческие изображения |
Научатся сравнивать систему обучения и воспитания в Афинах и Спарте, формулировать причины отличия. Научатся готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным историческим источникам |
Используя ИКТ, смогут найти информацию о самых интересных фактах истории Олимпийских игр в Древней Греции и рассказать о них |
||||||||||||||||||
41 |
Архитекторы, скульпторы, поэты Греции |
1 |
Архитектура и скульптура. Театр. |
Научатся описывать устройство древнегреческого храма, сравнивая его с древневосточными храмами, обобщать информацию о древнегреческих скульпторах и их произведениях, выявляя и объясняя различия между древнегреческим искусством и искусством Древнего Востока |
Научатся высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории |
Научатся осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, выбирая информацию и анализируя древнегреческие архитектурные постройки |
Научатся творчески реконструировать образ афинского акрополя с помощью текстовых и наглядных источников. Научатся образно описывать древнегреческие театральные представления |
Используя ИКТ, смогут найти информацию о жизни и творчестве скульпторов Фидия, Мирона, Поликлета и представить информацию об одном из них, конкретизируя материал презентацией |
||||||||||||||||||
42 |
Повторение и проверка знаний |
1 |
Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику культурному развитию Древней Греции. Приведение примеров достижений древних греков в области культуры. Различение на рисунках и фотографиях памятников культуры Древней Греции |
Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представле-ние о вкладе древних народов в историю и культуру че-ловечества. Осознаниенеобходи-мостипов-торения для закрепления знаний |
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. |
Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности |
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией |
|||||||||||||||||||
Глава 12. Македонские завоевания (4ч) |
||||||||||||||||||||||||||
43 |
Возвышение Македонии |
1 |
Возвышение Македонии. Период эллинизма. Македонские завоевания. Эллинистические государства Востока. |
Научатся формулировать причины возвышения Македонии, давать образную характеристику Филиппу II, рассказывать о битве при Херонее и её значении для дальнейшей судьбы Греции |
Будет сформирован позитивный познавательный интерес к истории на примере личности Демосфена |
Смогут высказать версии о том, каким образом Филиппу II удалось превратить Македонию в могущественное государство |
Научатся определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших сражений, соотносить эти события с другими датами истории древней Греции и Древнего Востока. Научатся находить и показывать на карте места главных сражений |
Смогут проанализировать действия Александра, получившего власть, позволившие ему стать в будущем великим полководцем |
||||||||||||||||||
44 |
Завоевания Александра Македонского |
1 |
Держава Александра Македонского и ее распад. |
Научатся находить и показывать на карте места главных сражений, направления движения греко-македонских войск, основанные македонскими завоевателями города, границы Македонской державы и её столицу. Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших сражений |
Смогут выразить свое отношение к державе Александра Македонского и указать на её слабые стороны |
Научатся прогнозировать на основе поиска ответа на вопрос «Будет ли прочной держава Александра Македонского?» |
Смогут сравнить по заданным признакам Персидскую державу и державу Александра Македонского |
Смогут высказать своё мнение, аргументируя его: Какие поступки Александра Македонского нравятся, какие нет? |
||||||||||||||||||
45 |
Греческий Восток |
1 |
Культура эллинистического мира. |
Смогут раскрыть причины распада державы Александра Македонского и образования на её территории новых государств, выявлять существенные черты их государственного устройства |
Смогут объяснить вклад Александрии Египетской в историю мировой цивилизации |
Смогут соотносить свои действия с планируемыми результатами на уроке |
Научатся образно описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности, рассказывать об открытиях александрийских ученых |
Научатся высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма |
||||||||||||||||||
46 |
Повторение и проверка знаний «Общий взгляд на Древнюю Грецию» |
1 |
Из фактов истории Древней Греции научатся выявлять главные черты античного запада |
Смогут дать оценку Древнегреческой цивилизации и ее роли в мировой истории |
Смогут определить, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Научатся анализировать, классифицировать, сравнивать, устанавливать аналогии при повторении Древней Греции и цивилизаций Древнего Востока |
Смогут объяснить роль личности в истории как на Древнем Востоке, так и античном Западе (в Греции) |
|||||||||||||||||||
Раздел 4. ДРЕВНИЙ РИМ (22ч) Глава 13. Образование Римской республики (3ч) |
||||||||||||||||||||||||||
47 |
Начало Римской истории |
1 |
Древний РимНаселение Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. |
Научатся показывать по карте территорию Апеннинского полуострова, остров Сицилию, земли, населенные этрусками. Описывать природные условия и занятия жителей древней Италии |
Будет сформирован историко-географический образ Древнего Рима |
Научатся вносить коррективы,описывая и сравнивая природные условия и занятия жителей Древней Италии и жителей Древней Греции |
Научатся анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставляя легендарные сведения с данными археологических раскопок |
Научатся работать в паре, сравнивая права и обязанности патрициев и плебеев |
||||||||||||||||||
48 |
Республика римских граждан |
1 |
Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. |
Смогут выделить главные особенности государственного устройства Римской республики, сопоставлять их с государственным устройством Афинского полиса |
Смогут дать оценку демократическим порядкам Римской республики |
Научатся работать по плану, выявляя черты сходства и различия римской религии и религии древних греков |
Научатся делать выводы о сходстве и различиях в положении царей и консулов, патрициев и плебеев в Древнем Риме, используя в работе технологии продуктивного чтения |
Используя ИКТ и дополнительные источники исторической информации, смогут подготовить рассказ о богах древних римлян |
||||||||||||||||||
49 |
Завоевание Римом Италии |
1 |
Завоевание Римом Италии. |
Научатся определять длительность и последовательность событий и явлений, относившихся к изученной теме в контексте истории Древнего Рима и истории Древнего мира в целом |
Смогут объяснить нравственные уроки, которые римляне вынесли из трагических событий своей истории |
Научатся выдвигать версии, формулируя причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова |
Смогут сравнить по заданным признакам армию римлян с армиями других государств Древнего мира |
Смогут объяснить, что в наше время означают выражения «Гуси Рим спасли», «Горе побежденным» |
||||||||||||||||||
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (4ч) |
||||||||||||||||||||||||||
50 |
Первая война с Карфагеном |
1 |
Войны с Карфагеном |
Научатся анализировать историческую ситуацию, в том числе на основе карты. Смогут соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств |
Будет сформирована нетерпимость к любым видам насилия . |
Смогут спрогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии |
Научатся систематизировать материал, начиная заполнять таблицу «Пунические войны». Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по изучаемой теме |
Смогут объяснить, что нового привнесли римляне в искусство войны на море |
||||||||||||||||||
51 |
Война с Ганнибалом |
1 |
Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. |
Научатся характеризовать причины второй Пунической войны, определяя цели, характер военных действий римлян и карфагенян |
Смогут дать нравственную оценку личностям: Ганнибалу и Сципиону |
Смогут высказать версии о развитии событий второй Пунической войны и её последствий |
Научатся использовать историческую карту и схему битвы при Каннах, как источник информации |
Смогут выразить свое отношение к битве при Каннах, определяя её последствия, а также дать оценку второй Пунической войне |
||||||||||||||||||
52 |
Рим-завоеватель Средиземно-морья |
1 |
Установление господства Рима в Средиземно- морье. |
Смогут определить, с какими целями Рим вел завоевательные войны в Средиземноморье и какое значение имели римские завоевания для жителей покоренных земель и для самих римлян |
Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций |
Научатся работать по плану, продолжая заполнять таблицу «Пунические войны» |
Смогут объяснить причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье |
Смогут высказывать суждения о последствиях римских завоеваний |
||||||||||||||||||
53 |
Повторение и проверка знаний |
1 |
Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику государственному и общественному строю Рима, завоевательным войнам Римской республики. Описание исторических деятелей истории Рима. Знание и умение показывать на карте расширение границ Римскойреспублики в ходе завоевательных войн |
Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Представле-ние о вкладе римлян в развитие военного искусства. Осознание необходимости повторения длязакрепления знаний |
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. |
Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности |
||||||||||||||||||||
Тема 15. Гражданские войны в период Римской республики (6 ч) |
||||||||||||||||||||||||||
54 |
Народные трибуны – братья Гракхи |
1 |
Реформы Гракхов. |
Научатся выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Римского государства к концу II века до н.э. |
Смогут дать нравственную оценку гражданским войнам в Риме |
Смогут высказать версии, объясняя причины гражданских войн в Риме |
Научатся выявлять и характеризовать причины поражения братьев Гракхов, работая с текстом учебника с помощью технологии продуктивного чтения |
Смогут дать образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов |
||||||||||||||||||
55 |
Сулла-первый военный диктатор Рима |
1 |
Научатся давать характеристику внутреннему положению римского государства, формулировать определение «гражданская война», раскрывать характерные черты этого явления на примере противостояния сторонников Мария и Суллы |
Смогут дать нравственную оценку политике Суллы |
На основе изученного материала на уроке смогут спрогнозировать тенденции дальнейшего развития Рима |
На основе анализа учебного текста смогут объяснить сущность диктатуры Суллы и определить её влияние на римское общество в первой половине I века до н.э. |
Научатся организовывать работу в паре, сравнивать деятельность Гая Мария и Суллы с деятельностью братьев Гракхов по заданным признакам и выражать свое отношение к данным историческим личностям |
|||||||||||||||||||
56 |
Восстание Спартака |
1 |
Рабство в Древнем Риме. |
Научатся анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме |
Смогут дать нравственную оценку гладиаторским боям |
Работая с текстом учебника и другими источниками исторической информации, смогут охарактеризовать восстания Спартака и указать его слабые и сильные стороны |
Научатся описывать гладиаторские бои на основе разных исторических источников (учебный текст, иллюстрации, дополнительные источники) и высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу |
Смогут выразить свое мнение о причинах поражения восстания Спартака и его историческом значении |
||||||||||||||||||
57 |
Цезарь-повелитель Рима |
1 |
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. |
Научатся находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной 49-45гг. до н.э. Научатся давать сравнительную характеристику Красса, Помпея и Цезаря |
Смогут дать нравственную оценку личности Цезаря как полководца, правителя, высказывать суждения о его роли в истории |
Научатся высказывать версию «Почему возник заговор против Цезаря?» |
Научатся выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны. Сравнивать по заданным признакам диктатуру Суллы и Цезаря и объяснять, чьи интересы защищал Цезарь |
Научатся использовать ИКТ при подготовке видео- презентации о Гае Ю. Цезаре |
||||||||||||||||||
58 |
Падение республики |
1 |
Установление императорской власти; Октавиан Август. |
Научатся систематизировать тенденции социально-политического развития Рима в II-I веках до н.э. Показывать на карте места важнейших событий, ускоривших падение республики |
Научатся с точки зрения гражданских позиций, давать свои оценки, действиям римских императоров II века |
Научатся выдвигать версии о причинах падения Римской республики в конце 1 века до н.э. |
Смогут по карте назвать основные события в хронологическом порядке, которые привели к падению Римской республики. Научатся готовить тематические сообщения и проекты о великих людях последнего века Римской республики |
Смогут изложить свое мнение, аргументируя его, отвечая на вопрос «Почему в борьбе за единоличную власть победил Октавиан?» |
||||||||||||||||||
59 |
Повторение и проверка знаний |
1 |
Знание основных терминов, понятий и дат, причин гражданских войн в Риме и причин падения республики. Умение давать характеристику периоду гражданских войн в Риме. Описание личности деятелей римской истории периода гражданских войн. Знание и умение показывать на карте географические объекты, связанные с гражданскими войнами в Римской республике |
Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Осознание неизбежности замены устаревшего государственного строя новым. Осознание необходимости повторения для закрепления знаний |
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. |
Умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности |
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией |
|||||||||||||||||||
Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи (4 ч) |
||||||||||||||||||||||||||
60 |
Император Октавиан Август |
1 |
Установление императорской власти; Октавиан Август. |
Научатся различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при Октавиане Августе и делать вывод о реальной форме правления |
Смогут оценить с нравственных позиций произведения «золотого века» римской поэзии и их вклад в культуру мировой цивилизации |
Смогут высказать версии, объясняя, почему расцвет римской культуры пришелся на период правления Октавиана Августа |
Научатся находить информацию в учебнике и других исторических источниках об Октавиане Августе |
Научатся высказывать суждения о художественных достоинствах произведений «золотого века» римской поэзии и значении научных достижений древних римлян |
||||||||||||||||||
61 |
Цезари Рима |
1 |
Установление императорс-кой власти. |
Научатся объяснять причины усиления монархических черт управления Римом в I-II веках до н.э. Показывать на карте новые завоеванные территории и границы империи в период наивысшего расцвета |
Будет сформировано уважение к личности и её достоинству, нетерпимость к любым видам насилия на примере правления Нерона |
Научатся основам прогнозирования, как предвидения будущих событий |
Научатся готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным историческим источникам, знакомясь с личностями: Нерон, Траян |
Смогут высказать свое отношение к Нерону и Траяну в любой знаковой системе |
||||||||||||||||||
62-63 |
Жизнь в Римской империи |
2 |
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. |
Смогут объяснить причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира и невиданного размаха городского строительства, объяснять причины и следствия расширениягражданских прав населения империи |
Смогут оценить вклад древних римлян в культурное наследие человечества |
Научатся прогнозировать тенденции развития Римской империи |
Смогут охарактеризовать причины расширения прав населения империи, сформулировать причины низкой эффективности труда рабов в сельском хозяйстве, объяснить предпосылки перехода к колонату |
Используя ИКТ, научатся готовить проекты по дополнительным источникам об архитектурных памятниках Древнего Рима |
||||||||||||||||||
Тема 17. Закат античной цивилизации (5 ч) |
||||||||||||||||||||||||||
64 |
Кризис Римской империи в III веке |
1 |
Римская империя: территория, управление. |
Смогут выделить признаки кризиса во всех сферах жизни и общества государства |
Смогут дать нравственную оценку правлению императора Аврелиана |
Научатся планировать учебную деятельность, доказывая, что Римская империя находилась в кризисе |
Овладеют смысловым чтением, самостоятельно вычитывая концептуальную информацию о разъединении граждан Римской империи |
Смогут выразить свое мнение о причинах кризиса в Римской империи в III веке, аргументируя его |
||||||||||||||||||
65 |
Христианство |
1 |
Возникновение и распространение христианства. |
Смогут назвать условия возникновения христианского учения, давать характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности. Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники |
Смогут оценить с нравственных позиций христианские заповеди и их значение в современном мире |
Научатся выдвигать версии, объясняя, почему первые христиане собирались тайно и что в их взглядах и деятельности могло не нравится Римской империи. |
Научатся строить логичные рассуждения, объясняя причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе |
Смогут высказывать суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определенных групп населения Римской империи, о причинах его популярности в I- III веках |
||||||||||||||||||
66 |
Падение Западной Римской империи |
1 |
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Падение Западной Римской империи. Рим и варвары. |
Научатся показывать на карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной и Западной Римской империи. Смогут формулировать причины падения Западной Римской империи |
Смогут оценить значение Западной Римской империи в масштабах истории Древнего мира и мировой истории |
Смогут высказать предположения о причинах гибели Западной Римской империи |
Научатся проводить поиск исторической информации в различных дополнительных источниках, объясняя причины падения Западной Римской империи |
Научатся работать в группе, составляя список событий, которые привели Римскую империю к гибели |
||||||||||||||||||
67 |
Повторение и проверка знаний «Древний Рим» |
1 |
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. |
Научатся работать с исторической картой, характеризуя этапы расширения границ Рима. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни |
Смогут оценить вклад римлян в мировую цивилизацию |
Научатся работать по плану, сравнивая управление в Римской республике и империи |
Обучающиеся научатся: - устанавливать причинно-следственные связи, приведшие к упадку Римскую империю; - строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы: почему рабы поддержали готов |
Обучающиеся научатся: - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и позиции о судьбе Древнего Рима |
||||||||||||||||||
68 |
Повторение курса История древнего мира |
1 |
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. |
Смогут создать презентации, характеризующие достижения культуры древних цивилизаций |
Научатся характеризовать вклад древних государств в мировую цивилизацию |
Научатся описывать памятники культуры по заданному плану, создавая презентации по культуре древних цивилизаций |
Научатся составлять кроссворды, тесты, письменные ответы от первого лица на заданную тему |
Работая в группе, смогут подготовить презентации о вкладе древних государств в мировую цивилизацию, используя различные источники дополнительной информации |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.