Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по истории»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №2 г.Пошехонье
Утверждаю: Директор МБОУ СШ№2 г. Пошехонье ___________
«____»_________________2019 г .
Проверена:
Заместителем по УВР
__________Л.В. Кукушкина
Рабочая программа
«Подготовка к ОГЭ по истории - 2020»
Составитель: Сулименко Г.Н.,
Учитель истории
первой квалификационной категории
Пошехонье
2019 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по истории для 9 класса разработана на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы (основного) общего образования по предмету «История» (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838) и историко-культурного стандарта,
а также:
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации 2020 года по истории;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020 году государственной итоговой аттестации по истории;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году государственной итоговой аттестации по истории.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Цель программы – подготовка учащихся к экзамену по истории через актуализацию знаний по основным темам курса; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
Задачи программы:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работы с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца 1914 г.;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации.
Требования к результатам:
Личностные результаты: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование исторической компетентности; осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории России; составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку; решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.
Формы: индивидуальная; групповая; фронтальная.
Методы работы: лекции, работа с историческими источниками, выполнение заданий по датам, эпохам.
Программа курса предполагает проведение довольно большого числа практических занятий, на которых учащимся представится возможность на практике применить полученные знания и проявить себя. Большую роль в обучении с помощью элективных курсов играет самообразование, которое выходит на новый уровень: школьник с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал данный предмет, и он ему действительно интересен. Кроме того, элективный курс даёт отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала. И, наконец, ученики, изучающие определенное направление в небольшой группе, всегда могут попросить учителя заострить внимание на том пункте программы элективного курса, в котором у них возникли наибольшие трудности.
Умения и навыки, которые необходимо получить учащимся.
По окончанию курса, ученики должны быть готовы к выполнению экзаменационной работы. Готовность ученика к экзамену включает умение выполнять предложенные задания, способность к самоконтролю, умение правильно распределить отведенное время на выполнение тестовых заданий, психологический настрой, концентрация внимания.
Контроль знаний. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа элективного курса предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю - 34 часа в год.
Особенности оборудования занятий
Комплект учебных карт по истории
Тренинги по темам
Тематические тесты
Тесты в системе он-лайн
Компьютер
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Подготовка к ОГЭ по истории» (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов |
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2020г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | 1 | |
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | | |
Общая характеристика заданий части 1 и 2. | 1 | |
Специфика заданий части 2 | 1 | |
Предыстория народов России | 1 | |
Восточные славяне в VI – IX вв. и их соседи. Образование Древнерусского государства. | 1 | |
Киевская Русь в конце IX – в начале XII века. | 1 | |
Русь удельная. | 1 | |
| Культура Руси IX-XII вв. | 1 |
| Русь в XIII-XV вв. | 1 |
| Россия в XVI в. | 1 |
| Русская культура в XIV-XVI вв. | 1 |
| Россия в XVII в. после Смуты. | 1 |
| Культура России в XVII в. | 1 |
| Решение вариантов экзаменационных заданий | 1 |
| Решение вариантов экзаменационных заданий | 1 |
| Репетиционный экзамен в формате ОГЭ | 1 |
| Он-лайн тестирование | 1 |
| Он-лайн тестирование | 1 |
| Россия в первой половине XVIII в. | 1 |
| Россия во второй половине XVIII в | 1 |
| Культура России в XVIII в. | 1 |
| Россия в первой половине XIX в. | 1 |
| Россия во второй половине XIX в. | 1 |
| Культура России в XIX в. | 1 |
| Россия в 1900-1914 гг. | 1 |
| Типичные ошибки при выполнении задания ОГЭ по истории | 1 |
| Выявление общего и различия в исторических событиях и явлениях | 1 |
| Отработка навыков с историческими источниками | 1 |
| Определение причин и следствия исторических событий | 1 |
| Особенности работы с исторической картой | 1 |
| Особенности работы с иллюстративным материалом | 1 |
| Решение КИМов | 1 |
| Решение КИМов | 1 |