Рабочая программа предмета по литературе в 6 классе (УМК В.Я. Коровиной)

0
0
Материал опубликован 6 November 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ленска

с углубленным изучением отдельных предметов»

муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)


«Рассмотрено на заседании МО».

Протокол №1

от « » августа 2021 г.

_________________________ /______________ /

 

 «Согласовано»:

заместитель директора по НМР _________________ /_____________/

«_____» августа 2021 г.

«Утверждаю»:

директор МБОУ «СОШ №2 г. Ленска» _______________________ /_______________/

Приказ №______ от «____» августа 2021 г.






Рабочая программа предмета «Литература»

на 2021 – 2022 учебный год







Класс: 6

Уровень: основное общее образование

Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю.

Учебник: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев. Литература. 6 класс – М.: Просвещение, 2019

Автор программы: Курнева Татьяна Тарасовна, учитель русского языка и литературы, квалификационная категория: первая






2021

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 6 класса разработана на основе:

Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной.

УМК под редакцией Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И..,Просвещение 2017 г. Учебник В. П. Полухина, Коровина В. Я. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2017.

Учебного плана МБОУ «СОШ №2 г. Ленска» на 2021-2022 учебный год.

Положения МБОУ «СОШ №2 г. Ленска» о рабочих программах.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведениий зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Согласно учебному плану на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Литература» отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год. Данная программа рассчитана на 69 часов. Срок реализации – 1 год.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание учебного курса «Литература»

Введение.

Писатели – создатели, хранители и любители книги.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них у дуба, у берёзы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым “был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).



Календарно-тематический план

Тема урока

Количество часов

План

Факт


1 четверть





Введение




1

Писатели – создатели, хранители и любители книги.

1

02.09



Устное народное творчество




2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1

07.09


3

Пословицы и поговорки

1

09.09



Древнерусская литература




4

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

1

14.09



Произведения русских писателей XVIII века. Русская басня




5

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

1

16.09


6

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик»

1

21.09



Произведения русских писателей XIХ века.

Александр Сергеевич Пушкин.




7

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

1

23.09


8

Лицейские годы. Стихотворения «И. И. Пущину», «Узник»

1

28.09


9

Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1

30.09


10

Роман «Дубровский». Изображение русского барства.

1

05.10


11

Дубровский-старший и Троекуров.

1

07.10


12

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

1

12.10


13

Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский

1

14.10


14

Защита чести, независимости личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»

1

19.10


15

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

1

21.10



Михаил Юрьевич Лермонтов




16

М. Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Три пальмы»

1

26.10


17

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес»

1

28.10



2 четверть





Иван Сергеевич Тургенев




18

И. С. Тургенев. Краткий рассказ и жизни и творчестве писателя.

1

09.11


19

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

1

11.11


20

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе «Бежин луг». Их духовный мир.

1

16.11


21

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

1

18.11



Федор Иванович Тютчев




22

Ф. И. Тютчев. Краткий рассказ и жизни и творчестве поэта. Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…», «Листья».

1

23.11



Афанасий Афанасьевич Фет




23

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

1

25.11



Николай Алексеевич Некрасов




24

Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1

30.11


25

Народ – созидатель в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога».

1

02.12



Николай Степанович Лесков




26

Литературный портрет писателя.

1

07.12


27

Гордость Н. С. Лескова за народ в сказе «Левша».

1

09.12


28

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Сказовая форма повествования.

1

14.12


29

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н. С. Лескова «Левша»

1

16.12



Антон Павлович Чехов




30

А. П. Чехов. Литературный портрет писателя.

1

21.12


31

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

1

23.12



3 четверть





Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века




32

Е. А. Баратынский. Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист…»

1

11.01


33

Я. П. Полонский. Стихотворение «По горам две хмурых тучи»

1

13.01


34

А. К. Толстой. Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…»

1

18.01



Произведения русских писателей ХХ века.




35

А. И. Куприн. Рассказ о писателе

1

20.01


36

Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор»

1

25.01


37

Образ главного героя в рассказе

1

27.01


38

А. С. Грин. Рассказ о писателе.

1

01.02


39

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

1

03.02


40

Душевная чистота главных героев.

1

08.02


41

Отношение автора к героям.

1

10.02


42

А. П. Платонов. Рассказ о писателе

1

15.02


43

Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

1

17.02



Произведения о Великой Отечественной войне




44

К. М. Симонов. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

1

22.02


45

Д. С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые, роковые…»

1

24.02


46

В. П. Астафьев. Рассказ о писателе.

1

01.03


47

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

03.03


48

Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

10.03


49

В. Г. Распутин. Уроки доброты.

1

15.03


50

Отражение трудностей военного времени в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

1

17.03


51

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

1

22.03


52

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

1

24.03



4 четверть





Писатели улыбаются




53

В. М. Шукшин. Рассказ «Критики». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников.

1

05.04


54

Ф. А. Искандер. Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

07.04


55

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека

1

12.04



Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века




56

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

1

14.04


57

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие». Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей»

1

19.04



Из литературы народов России




58

Габдулла Тукай. «Родная деревня». «Книга».

1

21.04


59

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

1

26.04



Из зарубежной литературы




60

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

1

28.04


61

Гомер. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы.

1

03.05


62

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» Проблема ложных и истинных идеалов.

1

05.05


63

Иоганн Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка». Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

1

10.05


64

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

1

12.05


65

Романтический сюжет и его реалистическое воплощение

1

17.05


66

Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

1

19.05


67

Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

1

24.05


68

Обобщающий урок

1

26.05


69

Задание на лето

1

31.05


70

Резервный урок

1




Итого

70 ч.




















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.