Рабочая программа по русскому языку для учащихся 2 класса по УМК «Школа России»
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа–интернат №3».
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_____________ «30» августа 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы – интерната Попова М.А./____________ Приказ от 31.08.2021г. №76 |
Рабочая программа
русский язык
2 класс
Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна
Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета
Протокол от «27» августа 2021г. № 1
Председатель школьного методического совета _______ (Сергиенко О.В.)
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) и слепых обучающихся (вариант 3.2) и комплекта примерных рабочих программ для 2 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слабовидящих обучающихся - одобрено решением Министерства образования и науки РФ от 4.07.2017г пр. №3/17.
Программа курса содержит индивидуально ориентированные образовательные и коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слепых обучающихся, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Учебник:
Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] :учеб.дляобщеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.
Цели и задачи курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс «Русский язык» играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
Развитие коммуникативных умений.
Развитие нравственных и эстетических чувств.
Развитие способностей к творческой деятельности.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
•система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
•орфография и пунктуация;
•развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-мо- делирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопостав ления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Во 2 классе на уроки русского языка отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели).
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.
Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, глагола;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммам.
Содержание учебного предмета
Наша речь(3 ч)
Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи. Диалог и монолог.
Текст (3ч)
Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.
Текст и главная мысль текста. Части текста.
Предложение (11 ч)
Предложение как единица речи. Наблюдение за значением предложений,
различных по цели высказывания. Логическое (смысловое) ударение в предложении.
Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении
Слова, слова, слова…(18 ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Сравнение синонимов и антонимов. Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление).
Корень слова. Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог как минимальная произносимая единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую.
Звуки и буквы(60 ч)
Звуки и буквы (повторение и уточнение представлений). Различие звуков и букв.
Русский алфавит или азбука. Использование алфавита при работе со словарями.
Употребление прописной (заглавной) буквы. Гласные звуки (повторение и обобщение представлений). Признаки гласного звука. Слогообразующая роль гласных звуков.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Проверочные слова. Правописание однокоренных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Безударные гласные звуки.
Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Согласные звуки. Признаки согласного звука.
Согласный звук [й’] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными.
Проект «И в шутку, и всерьёз»
Твердые и мягкие согласные звуки, буквы для их обозначения.
Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме.
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Проект «Пишем письмо». Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Проект «Рифма». Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Звонкие и глухие согласные звуки.
Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.
Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов.
Парные звонкие и глухие согласные. Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания разделительного ь в словах.
Части речи(31 ч)+25 ч переносим в 3 класс (им.прилагательное-13 ч, местоимение -4 ч, предлоги-6 ч)
Что такое части речи? Имя существительное как часть речи. Имя существительное как часть речи. Одушевлённые имена существительные. Неодушевлённые имена существительные. Собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных. Число имен существительных.
Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. Число глаголов. Правописание частицы не с глаголом. Текст-повествование и роль в нем глаголов.
Текст- рассуждение.
Проект «В словари — за частями речи!»
Повторение (8 ч)
Повторение основной тематики курса.
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование разделов и тем | Учебные часы |
I | Наша речь | 3 |
II | Текст | 3 |
III | Предложение | 11 |
IV | Слова, слова, слова… | 18 |
V | Звуки и буквы | 60 |
VI | Части речи | 31 |
VII | Повторение | 8 |
| Итого: | 134 |
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | кол-во часов | Тип урока | Дата |
Раздел: Наша речь (3ч) | ||||
1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | Урок изучения нового материала | |
2 | Виды речи. | 1 | Урок закрепления знаний и способов действий | |
3 | Диалог и монолог. | 1 | Урок изучения нового материала | |
Раздел: Текст (3ч) | ||||
4 | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. | 1 | Урок изучения нового материала | |
5 | Тема и главная мысль текста. | 1 | Комбинированный урок | |
6 | Словарный диктант. Части текста. | 1 | Комбинированный урок | |
Раздел: Предложение (11ч) | ||||
7 | Предложение как единица речи. | 1 | Урок изучения нового материала | |
8 | Наблюдение за значением предложений, различных по цели высказывания. | 1 | Комбинированный урок | |
9 | Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Комбинированный урок | |
10 | Главные члены предложения. | 1 | Комбинированный урок | |
11 | Второстепенные члены предложения. | 1 | Урок изучения нового материала | |
12,13 | Словарный диктант. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 2 | Комбинированный урок | |
14 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | Комбинированный урок | |
15 | Связь слов в предложении | 1 | Комбинированный урок | |
16 | Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
17 | Контрольная работа по теме: «Текст. Предложение». | 1 | Урок контроля знаний | |
Раздел: Слова, слова, слова… (18ч) | ||||
18 | Анализ контрольной работы. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единство звучания и значения. | 1 | Комбинированный урок | |
19 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | Урок изучения нового материала | |
20 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Комбинированный урок | |
21 | Р/р. Наблюдение за переносным значением слов, как средством создания словесно-художественных образов. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
22 | Синонимы. Работа со словарём синонимов. | 1 | Комбинированный урок | |
23 | Словарный диктант. Антонимы. Работа со словарём антонимов. | 1 | Комбинированный урок | |
24 | Р/р. Изложение текста по данным к нему вопросам. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
25 | Родственные (однокоренные) слова. | 1 | Урок изучения нового материала | |
26 | Корень слова (первое представление). | 1 | Урок изучения нового материала | |
27, 28 | Корень слова. Выделение корня в однокоренных словах. | 2 | Комбинированный урок | |
29 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | Комбинированный урок | |
30 | Слог как минимальная произносимая единица. Слогообразующая роль гласных звуков. | 1 | Комбинированный урок | |
31 | Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении | 1 | Урок изучения нового материала | |
34 | Контрольная работа «Слог. Ударение. Перенос слова по слогам.» | 1 | Урок контроля знаний | |
32 | Анализ контрольной работы. Словообразующая функция ударения. Ударный слог. Перенос слов по слогам. | 1 | Комбинированный урок | |
33 | Словарный диктант. Правила переноса части слова с одной строки на другую. | 1 | Комбинированный урок | |
35 | Р/р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
Раздел: Звуки и буквы (60ч) | ||||
36 | Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. | 1 | Урок изучения нового материала | |
37 | Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. | 1 | Комбинированный урок | |
38 | Значение алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. | 1 | Комбинированный урок | |
39 | Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | Комбинированный урок | |
40 | Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
41 | Гласные звуки. Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. | 1 | Комбинированный урок | |
42 | Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | Комбинированный урок | |
43 | Р/р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
44 | Словарный диктант. Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 | Комбинированный урок | |
45 | Произношение безударного гласного звука и его обозначение на письме. | 1 | Комбинированный урок | |
46,47 | Проверочные слова. Особенности проверяемых и проверочных слов. | 2 | Комбинированный урок | |
48 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова) | 1 | Комбинированный урок | |
49 | Форма слова. Изменение формы слова с целью проверки безударного гласного звука в корне слова. | 1 | Комбинированный урок | |
50 | Однокоренные слова. Правописание однокоренных слов. | 1 | Урок изучения нового материала | |
51 | Словарный диктант. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (подбор однокоренных слов) | 1 | Комбинированный урок | |
52 | Р/р. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
53 | Р/р. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
54 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | Урок изучения нового материала | |
55 | Непроверяемые безударные гласные звуки | 1 | Урок изучения нового материала | |
56 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | Урок изучения нового материала | |
57 | Согласные звуки. Признаки согласного звука. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
58 | Р/р. Восстановление деформированного текста по рисунку. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
59 | Согласный звук [й’] и буква «и краткое». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
60 | Итоговая контрольная работа по теме: «Гласные и согласные звуки» | 1 | Урок контроля знаний | |
61, 62 | Анализ контрольной работы. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | 2 | Урок изучения нового материала | |
63 | Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и по опорным словам. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
64 | Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку, и всерьёз» | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
65 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами: и, е, ё, ю, я, ь. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
66 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
67 | Мягкий знак. Правописание мягкого знака на конце слова. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
68 | Мягкий знак. Правописание мягкого знака в середине слова перед другими согласными. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
69 | Словарный диктант. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласным. Проект «Пишем письмо». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
70 | Буквосочетания: чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
71 | Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
72 | Правописание сочетаний: чк, чн, чт, щн, нч. Проект «Рифма». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
73 | Буквосочетания: жи–ши, ча–ща, чу–щу. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
74 | Правописание буквосочетаний жи–ши. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
75 | Правописание буквосочетаний ча–ща. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
76 | Правописание буквосочетаний чу–щу. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
77 | Р/р. Работа с предложением и текстом. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
78 | Словарный диктант. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | 1 | Комбинированный урок | |
79 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. | 1 | Комбинированный урок | |
80 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. | 1 | Комбинированный урок | |
81 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 1 | Урок изучения нового материала | |
82 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 1 | Комбинированный урок | |
83 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. | 1 | Урок изучения нового материала | |
84 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Способы проверки. | 1 | Комбинированный урок | |
85 | Контрольная работа по теме: «Правила написания буквосочетаний и парных согласных» | 1 | Комбинированный урок | |
86 | Анализ контрольной работы. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. | 1 | Комбинированный урок | |
87 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой по глухости-звонкости согласного звука перед согласным в корне. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
88 | Обобщение знаний об изученных правилах на письме. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
89 | Обобщение знаний об изученных правилах на письме. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
90 | Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного мягкого знака. | 1 | Урок изучения нового материала | |
91 | Наблюдение за произношением слов с разделительным мягким знаком. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
92 | Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа: друзья, ручьи. | 1 | Урок изучения нового материала | |
93-94 | Словарный диктант. Правило написания разделительного ь в словах. | 2 | Урок изучения нового материала | |
95 | Р/р. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
Раздел: Части речи (31ч) | ||||
96 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают с частями речи. | 1 | Урок изучения нового материала | |
97 | Формирование умений работать с графической информацией. | 1 | Урок изучения нового материала | |
98 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Урок изучения нового материала | |
99 | Значение и употребление в речи имени существительного. | 1 | Урок изучения нового материала | |
100 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Урок изучения нового материала | |
101 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
102 | Р/р. Составление устного рассказа по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри». Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
103 | Словарный диктант. Заглавная буква в именах существительных. Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
104 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
105 | Правописание кличек животных и географических | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
106 | Число имен существительных. | 1 | Урок изучения нового материала | |
107 | Изменение существительных по числам. | 1 | Урок изучения нового материала | |
108 | Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. | 1 | Урок изучения нового материала | |
109 | Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. | 1 | Урок изучения нового материала | |
110 | Р/ р.Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
111 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
112 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
113 | Анализ контрольной работы. Глагол как часть речи и употребление его в речи. | 1 | Урок изучения нового материала | |
114 | Формирование представлений о значении и употреблении глагола в речи. | 1 | Урок изучения нового материала | |
115 | Синтаксическая функция глагола в предложении. (сказуемое) | 1 | Урок изучения нового материала | |
116 | Синтаксическая функция глагола в предложении. (сказуемое) | 1 | Урок изучения нового материала | |
117 | Р/р. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
118 | Изменение глагола по числам. | 1 | Урок изучения нового материала | |
119 | Формирование навыка правильного употребления глагола в речи. | 1 | Урок изучения нового материала | |
120 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля знаний | |
121 | Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений . | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
122 | Анализ контрольной работы. Правописание частицы не с глаголом. | 2 | Урок изучения нового материала | |
123 | Словарный диктант. Обобщение знаний о глаголе. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
124 | Понятие о тексте-повествовании. | 1 | Урок изучения нового материала | |
125 | Роль глаголов в тексте-повествовании. | 1 | Урок изучения нового материала | |
126 | Р/р. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | 1 | Закрепление знаний и способ действий. | |
Раздел: Повторение (8ч) | ||||
127 | Словарный диктант. Повторение по теме «Текст». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
128 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 | Урок контроля знаний | |
129 | Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
130 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
131 | Повторение по теме «Буквосочетания: жи–ши, ча–ща, чу–щу.» | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
132 | Повторение по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
133 | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
134 | Повторение по теме «Глагол». | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса:
К концу второго класса учащиеся должны знать:
-названия букв русского алфавита - признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие; - пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- названия, порядок букв русского алфавита;
- правила переноса слов;
- названия частей слова (кроме окончания);
- признаки предложения и текста;
- изученные орфограммы.
-иметь представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края.
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, - образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку
Оценка проверочной работы
Оценивается полнота выполнения заданий:
«5» («отлично») – задание выполнено полностью, без ошибок.
«4» («хорошо») – без ошибок выполнено 75 % (¾ задания).
«3» («удовлетворительно») – без ошибок выполнено 50 % (½ задания).
«2» («неудовлетворительно») – менее половины задания выполнено без ошибок.
Оценка диктанта, грамматического разбора
«5» («отлично») - отсутствие ошибок, не более одного недочета.
«4» («хорошо») – наличие 1-2 ошибок или 4 недочетов.
«3» («удовлетворительно»)- не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов.
«2» («неудовлетворительно») - более 5 ошибок или более 8 недочетов.
Оценка списывания текста
«5» («отлично») – переписывает правильно, без ошибок.
«4» («хорошо») – допущены отдельные 1-2 ошибки или отдельные 1-3 исправления
«3» («удовлетворительно»):
а) 3-4 ошибки или 4 исправления,
б) 1-2 ошибки и 1-3 исправления.
«2» («неудовлетворительно») – работа выявляет значительные трудности ребёнка при списывании.
Оценка изложения
Изложение носит обучающий характер, проводится с целью формирования навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка, направлено на формирование положительной мотивации.
«5» («отлично») – все логико-смысловые связи установлены правильно, нет ошибок на изученные орфограммы.
«4» («хорошо»):
а) большинство связей установлено правильно, нет ошибок на изученные орфограммы,
б) все логико-смысловые связи установлены правильно, наличие 2 ошибок или 4 недочетов.
«3» («удовлетворительно»):
а) большинство связей установлено неправильно, нет ошибок на изученные орфограммы,
б) все логико-смысловые связи установлены правильно, наличие 3-5 ошибок или не более 8 недочетов.
Отметка «неудовлетворительно» за данный вид работы не ставится.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие «красной»строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов);
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия:
Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021. – 143с.
Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021.- 143 с.
О.Н.Крылова. Контрольные работы по русскому языку. К учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2-х частях». Изд. «Экзамен» Москва, 2015.
Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2019.