12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новохатняя Ольга Алексеевна217
Россия, Алтайский край, Бийск



Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа–интернат №3».

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Бельских Т.В./_____________

«30» августа 2021г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы – интерната

Попова М.А./____________

Приказ от 31.08.2021г. №76





Рабочая программа

русский язык

2 класс





Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна







Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета

Протокол от «27» августа 2021г. № 1

Председатель школьного методического совета _______ (Сергиенко О.В.)







2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) и слепых обучающихся (вариант 3.2) и комплекта примерных рабочих программ для 2 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слабовидящих обучающихся - одобрено решением Министерства образования и науки РФ от 4.07.2017г пр. №3/17.

Программа курса содержит индивидуально ориентированные образовательные и коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слепых обучающихся, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

Учебник:

Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] :учеб.дляобщеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.


Цели и задачи курса

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения пред­мета:


развитие речи, мышления, воображения школьников, уме­ния выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;


формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лекси­ке, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав сло­ва), морфологии и синтаксисе;


формирование навыков культуры речи во всех её прояв­лениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические вы­сказывания и письменные тексты;


воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохра­нению его уникальности и чистоты;


пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс «Русский язык» играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа направлена на реализацию средствами предме­та «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

Формирование первоначальных представлений о един­стве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

Развитие коммуникативных умений.

Развитие нравственных и эстетических чувств.

Развитие способностей к творческой деятельности.



Систематический курс русского языка представлен в про­грамме следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, пред­усматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учи­тывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возраста­ние сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и струк­туре русского языка с учётом возрастных особенностей млад­ших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунк­туации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школь­ников представлений о языке как явлении национальной куль­туры и основном средстве человеческого общения, на осо­знание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального об­щения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьни­ков в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и пись­ма). Развитие и совершенствование всех видов речевой дея­тельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные моноло­гические устные высказывания и письменные тексты в соответ­ствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуника­тивных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка пред­ставлено в программе как совокупность понятий, правил, све­дений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамма­тической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, суще­ствующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на ос­нове формирования символико-моделирующих учебных дей­ствий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языко­вая способность ученика, осуществляется становление лич­ности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обе­спечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по об­разцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), разви­тию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполнен­ной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направ­лена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться пред­ложениями в устной и письменной речи, обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нор­мы произношения, процессы словоизменения, формируют­ся грамматические умения, орфографические и речевые на­выки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Осво­ение знаний о лексике способствует пониманию материаль­ной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению уме­нием выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осо­знанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах рус­ского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятель­ности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфоло­гических, синтаксических. Усвоение грамматических поня­тий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анали­за, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обоб­щения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-мо- делирующих) универсальных действий с языковыми едини­цами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунк­туации на основе формирования универсальных учебных дей­ствий. Сформированность умений различать части речи и зна­чимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, вы­полнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопостав ления, нахождения сходств и различий, дедукции и индук­ции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому разви­тию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмыслен­ного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирова­ние первичных навыков работы с информацией. В ходе освое­ния русского языка формируются умения, связанные с инфор­мационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную ин­формацию, а также создавать новые информационные объек­ты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятель­ности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирова­ния позитивной самооценки, навыков совместной деятельно­сти со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Во 2 классе на уроки русского языка отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели).

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.

Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.

«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

понимать – предложение – это основная единица речи;

понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;

различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

различать главные члены предложения;

понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

различать словосочетание и предложение;

понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, глагола;

понимать особенности употребления в предложении имени существительного, глагола;

понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

различать деление слов на слоги и для переноса;

понимать влияние ударения на смысл слова;

различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

верно, употреблять прописную букву.



В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

составления предложений на заданную тему;

употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)

орфографической грамотности речи учащихся;

проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

деления слов на слоги и переноса слов;

правильного написания слов с буквой Й;

обозначения мягкости согласных на письме;

написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

употребления прописной буквы в именах собственных;

работы со словарём (использование алфавита);

каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммам.



Содержание учебного предмета


Наша речь(3 ч)

Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи. Диалог и монолог.


Текст (3ч)

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.

Текст и главная мысль текста. Части текста.


Предложение (11 ч)

Предложение как единица речи. Наблюдение за значением предложений,

различных по цели высказывания. Логическое (смысловое) ударение в предложении.

Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении


Слова, слова, слова…(18 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Сравнение синонимов и антонимов. Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление).

Корень слова. Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог как минимальная произносимая единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую.


Звуки и буквы(60 ч)

Звуки и буквы (повторение и уточнение представлений). Различие звуков и букв.

Русский алфавит или азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

Употребление прописной (заглавной) буквы. Гласные звуки (повторение и обобщение представлений). Признаки гласного звука. Слогообразующая роль гласных звуков.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Проверочные слова. Правописание однокоренных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Безударные гласные звуки.

Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Согласные звуки. Признаки согласного звука.

Согласный звук [й’] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными.

Проект «И в шутку, и всерьёз»

Твердые и мягкие согласные звуки, буквы для их обозначения.

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме.

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Проект «Пишем письмо». Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Проект «Рифма». Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Звонкие и глухие согласные звуки.

Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов.

Парные звонкие и глухие согласные. Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания разделительного ь в словах.


Части речи(31 ч)+25 ч переносим в 3 класс (им.прилагательное-13 ч, местоимение -4 ч, предлоги-6 ч)

Что такое части речи? Имя существительное как часть речи. Имя существительное как часть речи. Одушевлённые имена существительные. Неодушевлённые имена существительные. Собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных. Число имен существительных.

Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. Число глаголов. Правописание частицы не с глаголом. Текст-повествование и роль в нем глаголов.

Текст- рассуждение.

Проект «В словари — за частями речи!»


Повторение (8 ч)

Повторение основной тематики курса.

Тематическое планирование


раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы

I

Наша речь


3

II

Текст


3

III

Предложение


11

IV

Слова, слова, слова…


18

V

Звуки и буквы


60

VI

Части речи


31

VII

Повторение


8


Итого:

134






















Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (про­щайте)

Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

Текст (3)

Текст

Признаки текста: целостности, связность, законченность.

Тема и главная мысль текста.

Заглавие.

Части текста

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Воспроизведение прочитанного текста.

Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной ком­муникативной задачей.

*Слово с непроверяемым написанием: сен­тябрь.

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

Смысловое чтение текстов различных сти­лей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка)

Отличать текст от других записей по его при­знакам.

Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок.

Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать пра­вильность их выделения.

Выбирать ту часть текста, которая соответ­ствует заданной коммуникативной задаче.

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

Создавать устный и письменный текст в со­ответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, данному на­чалу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

Предложение (11)


Предложение

Предложение как единица речи, его назна­чение и признаки: законченности мысли, связи слов в предложении.


Наблюдение за значением предложений, различных по цели высказывания (без тер­минологии).

Логическое (смысловое) ударение в пред­ложении.

Знаки препинания конца предложения (точ­ка, вопросительный, восклицательный знаки).


Члены предложения

Главные члены предложения (основа).

Второстепенные члены предложения (без деления на виды)




Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.





Распространённые и нераспространённые предложения.







Связь слов в предложении.






Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картинв1 И. С. Остроухова «Золотая осень».

Формирование чувства прекрасного в про­цессе анализа репродукции пейзажной кар­тины художника И. С. Остроухова в «Кар­тинной галерее» учебника.

*Слова с непроверяемым написанием: ро­дина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня.

Проверочная работа



Отличать предложение от группы слов, не со­ставляющих предложение.

Определять границы предложения в дефор­мированном тексте, выбирать знак для обо­значения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.




Соблюдать в устной речи логическое (смыс­ловое) ударение и интонацию конца предло­жения.

Составлять предложения из слов.







Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употреблять заглавную букву в начале пред­ложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.





Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.


Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.


Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложе­нии подлежащего и сказуемого.


Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.


Составлять нераспространённые и распро­странённые предложения.


Распространять нераспространённые пред­ложения


Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформирован­ных слов (слов, не связанных по смыслу).



Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картин­ной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.








Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

Слова, слова, слова...(18 ч)


Слово и его значение

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название мно­гих однородных предметов.

Однозначные и многозначные слова. Пря­мое и переносное значения слов.

Развитие речи. Наблюдение за перенос­ным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

Работа с толковым и орфографическим сло­варями.

Слова с непроверяемым написанием: бе­рёза (берёзка), лопата (лопатка), дорога (дорожка), ягода (ягодка).


Синонимы и антонимы

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.



Работа со словарями синонимов и антони­мов



*Слова с непроверяемым написанием: оси­на (осинка), до свидания.



Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.





Однокоренные слова

Родственник (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (одноко­ренных) слов и слов с омонимичными кор­нями.

Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника.

Единообразное написание корня в одно­коренных словах.

*Слова с непроверяемым написанием: са­хар (сахарный).

Формирование умения выполнять логиче­ские действия: анализ, сравнение, обобще­ние.

Слог. Ударение. Перенос слова (повторе­ние и уточнение представлений) Слог как минимальная произносительная единица.

Слогообразующая роль гласных звуков.

Ударение. Словесное и логическое (смыс­ловое) ударение в предложении.

Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочета­ний звуков в соответствии с нормами со­временного русского языка.



Р




абота с орфоэпическим словарём.

Орфоэпические нормы современного рус­ского литературного языка.

*Слова с непроверяемым написанием: извини(те), капуста.

Перенос слов по слогам. Правила пере­носа части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка).

*Слова с непроверяемым написанием: жёл­тый, посуда.

Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в бе­ду, готовность прийти им на помощь (на ос­нове нравственного содержания текстов учебника).

Проверочная работа.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Работать с орфоэпическим словарём, нахо­дить в нём нужную информацию о произношении слова.


Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.



Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.



Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.


Работать со страничкой для любознатель­ных. Наблюдать за этимологией слова ло­пата.


Работать с толковым и орфографическим словарями


Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных за­рисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.


Распознавать среди данных пар слов сино­нимы, антонимы.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.


Работать со словарями синонимов и антони­мов учебника. Находить нужную информа­цию о слове в этих словарях


Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с ис­пользованием в них языковых средств.


Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным во­просам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.


Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичны­ми корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.



Работать со словарём однокоренных слов учебника.

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.


Делить слова на слоги. Определять количе­ство в слове слогов.



Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Находить однокоренные слова в тексте и сре­ди других слов.




Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать за разноместностью и подвижно­стью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные моде­ли слов.




Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Оценивать в процессе совместной деятель­ности в парах правильность произношения слов.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).




Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).



Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по элек­тронному приложению






Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков и опорным словам.

Звуки и буквы (60ч)


Звуки и буквы (повторение и уточнение представлений)

Различие звуков и букв.

Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуки в обозначении слов. Замена звука буквой и наоборот.

*Слово с непроверяемым написанием: ок­тябрь.


Русский алфавит, или Азбука (3 ч)

Значение алфавита. Знание алфавита: пра­вильное название букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы








Использование алфавита при работе со сло­варями.

*Слова с непроверяемым написанием: ал­фавит, ноябрь.

Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

Проверочная работа.

Гласные звуки (повторение и обобщение представлений)

Признаки гласного звука.

Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указыва­ют на мягкость предшествующего со­гласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — со­гласный звук [и ] и последующий гласный звук.



Сведения об источниках пополнения сло­варного запаса русского языка.



Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нужда­ется.

Развитие речи. Работа с текстом. Записи ответов на вопросы к тексту.

Правописание слов с безударным глас­ным звуком в корне (15 ч)

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безу­дарного гласного звука в корне слова).

Способы проверки написания буквы, обо­значающей безударный гласный звук в кор­не слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным.



Представление об орфограмме. Проверяе­мые и непроверяемые орфограммы.



Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

*Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, ма­лина, молоток.

Проверочный диктант.

Развитие речи. Наблюдение за использо­ванием в речи фразеологизмов как вырази­тельных средств языка.

Составление текста из предложений с на­рушенным порядком повествования.

Коллективное составление рассказа по ре­продукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

Согласные звуки (повторение и углубление представлений) (1ч)

Признаки согласного звука.

Смыслоразличительная роль согласных зву­ков в слове.

*Слова с непроверяемым написанием: мо­роз (морозный).

Формирование на основе содержания тек­стов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им по­сильную помощь.

Развитие речи. Восстановление деформи­рованного текста по рисунку.

Согласный звук [й’] и буква «и крат­кое» (1ч)

*Слова с непроверяемым написанием: уро­жай (урожайный).

С




лова с удвоенными согласными (2 ч)

Произношение и написание слов с удвоен­ными согласивши.

*Слова с непроверяемым написанием: суб­бота (субботний).

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картинв1 А. С. Сте­панова «Лоси» и по опорным словам.

Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку.


Твёрдые и мягкие согласные звуки и бук­вы для их обозначения (2 ч)

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, го, я, ь.

Мягкий знак (ь) (3 ч)

Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным.

* Слова с непроверяемым написанием: де­кабрь, мебель, коньки.

Развитие на основе текстов учебника по­ложительных качеств личности: скромно­сти, бережливости, совестливости.



Развитие речи. Работа с текстом. Состав­ление ответов на вопросы к тексту.



Проект «Пишем письмо»


Правописание буквосочетаний с шипя­щими звуками

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

*Слова с непроверяемым написанием: та­релка.

Развитие речи. Работа с текстом.




Проект «Рифма». Формирование мотива­ции к исследовательской и творческой деятельности.




Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу (4 ч).

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.



Проверочный диктант.

Развитие речи. Работа с предложением и текстом.

Звонкие и глухие согласные звуки (1ч)

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Правописание слов с парным по глухо­сти-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14 ч)

Произношение парного по глухости-звон­кости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой пар­ного по глухости-звонкости согласного зву­ка на конце слова и перед согласным.

Способы проверки написания буквы, обо­значающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): из­менение формы слова, подбор однокорен­ного слова.


Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.


*Слова с непроверяемым написанием: на­род, вдруг, сапог, завод.


Обобщение знаний об изученных прави­лах письма

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Сопоставление правил обозначения буква­ми гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.

Фонетический разбор слова (проводится в процессе изучения всей темы).

Проверочный диктант.


Развитие речи. Составление поздравитель­ной открытки; письменное изложение тек­ста по вопросам.

Разделительный мягкий знак (ь) Использование на письме разделительного мягкого знака (ь).

Наблюдение за произношением слов с раз­делительным мягким знаком (ь).

Соотношение звукового и буквенного со­става в словах типа друзья, ручьи.

Правило написания разделительного мягко­го знака (ь) в словах.

*Слова с непроверяемым написанием: обе­зьяна (обезьянка).

Развитие речи. Составление устного рас­сказа по серии рисунков.

Проверочная работа



Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль зву­ков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозна­чения слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквен­ные), анализировать их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, кото­рый они обозначают.

Определять положение заданной буквы в ал­фавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке


Использовать знание алфавита при работе со словарями.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.

Использовать правило написания имён соб­ственных и первого слова в предложении.

Работать со страничками для любознатель­ных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в ал­фавите, о прописных и строчных буквах и др.).



Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обознача­ющие гласные звуки.

Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объяснять причины разного количества зву­ков и букв в слове.

Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, река)

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безудар­ный.


Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться со сведениями из истории рус­ского языка (о букве э).

Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безудар­ного гласного звука, написание которой надо проверять.

Работать с текстом. Определять тему и глав­ную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.



Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изме­нения формы слова и подбора однокоренно­го слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка)





Наблюдать за единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), опреде­лять пути её решения, решать её в соответ­ствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом про­верки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Запоминать написание непроверяемой орфо­граммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работать с орфографическим словарём учеб­ника: находить слова с изучаемой орфограм­мой и проверять написание слова по орфо­графическому словарю.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфо­граммой.

Работать со страничками для любознатель­ных. Знакомиться со сведениями о происхож­дении слов орфограмма, малина, земляника



Объяснять, когда в речи употребляют образ­ные выражения (фразеологизмы): язык за­плетается, воробью по колено и др.

Составлять текст из предложений.







Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по элек­тронному приложению.

Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозна­чающие согласные звуки.






Работать с памяткой «Согласные звуки рус­ского языка».




Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложе­ний — рассказ в соответствии с рисунком.





Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Различать способы обозначения согласного звука [й’] буквами



Использовать правило переноса слов с удво­енными согласными (ван-на).



Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные за­дания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источ­никах и создавать свои занимательные за­дания. Участвовать в презентации занима­тельных заданий.

Определять и правильно произносить мяг­кие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким зна­ком (ь).

Переносить слова с мягким знаком (ь) (паль­цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мяг­ким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по элек­тронному приложению



Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять ча­сти текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, за­писывать ответы.

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Мороза.



Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с таки­ми сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).

Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с бук­восочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Работать с текстом. Подбирать к тексту за­головок. Выделять в тексте части и опреде­лять их микротемы. Записывать предложе­ние из текста на заданную тему.


Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять сло­варик собственных рифм, участвовать в пре­зентации выполненной работы.


Различать непарные твёрдые и мягкие ши­пящие звуки.

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.


Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по элек­тронному приложению.

Работать с предложением и текстом. Состав­лять предложения из слов, обсуждать, со­ставляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед дру­гими согласными (кроме сонорных).

Определять на слух парный по глухости- звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание пар­ного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова





Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на ос­нове алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой







Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».

Работать с памяткой «Как провести звуко­буквенный разбор слова».




Подбирать проверочные слова путём изме­нения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мо­роз— морозы, морозный).





Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать пись­менно текст по вопросам.

Наблюдать за произношением слов с разде­лительным мягким знаком (ь).

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком (ь).

Различать слова с мягким знаком (ь) — по­казателем мягкости предшествующего соглас­ного звука и с разделительным мягким зна­ком (ь).

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

Объяснять написание разделительного мяг­кого знака (ь) в словах.

Составлять устный рассказ по серии рисун­ков (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по элек­тронному приложению

Части речи (31ч)


Части речи

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.


Формирование умений работать с графиче­ской информацией.




*Слово с непроверяемым написанием: ме­сяц

Имя существительное

Имя существительное как часть речи:

значение и употребление в речи


*Слова с непроверяемым написанием: ян­варь, февраль.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознаком­ление с именами существительными, обо­значающими эти предметы и явления.


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Формирование представлений о професси­ях и людях труда.

*Слова с непроверяемым написанием: кар­тина (картинка).

Собственные и нарицательные имена су­ществительные



Заглавная буква в именах собственных.



Развитие познавательного интереса к про­исхождению имён и фамилий, истории на­звания своего города (посёлка).

*Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, Россия, город, улица.



Развитие речи. Составление устного рас­сказа по репродукции картины. Формиро­вание чувства гордости за богатырей, за­щитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспита­ние патриотизма

Составление рассказа по личным наблюде­ниям и вопросам.


Число имён существительных Изменение существительных по числам.

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).

*Слово с непроверяемым написанием: топор.




Синтаксическая функция имени существи­тельного в предложении (подлежащее или второстепенный член

Обобщение знаний об имени существи­тельном

Формирование первоначальных представ­лений о разборе имени существительного как части речи.).


Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциа­ции, доказательства при определении при­знаков имени существительного.

Развитие речи. Работа с текстом. Подроб­ное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

Проверочная работа.

Глагол

Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление)





Синтаксическая функция глагола в пред­ложении (чаще всего является сказуемым).



Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Гра­чи прилетели».



Число глагола


Изменение глагола по числам.

Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи (одеть и надеть).


*Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин



Правописание частицы не с глаголом (1ч).


Обобщение знаний о глаголе (2ч).


Развитие речи. Восстановление текста с

нарушенным порядком предложений.








Текст-повествование и роль в нём глаголов


Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании.


Развитие речи. Составление текста-пове­ствования на предложенную тему, состав­ление письменного ответа на один из во­просов к заданному тексту


Проверочная работа





Соотносить слова-названия (предметов, при­знаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», состав­лять по ней сообщение.







Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексиче­скому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени су­ществительному.

Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собствен­ный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.


Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких су­ществительных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значе­нию и объединять их в тематические группы.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать с заглавной буквы имена собственные.


Находить информацию (с помощью взрос­лых) из справочной литературы в библиотеке, из Интернета о происхождении своей фами­лии и названии своего города (или села, по­сёлка, деревни).



Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под ру­ководством учителя).


Составлять устный рассказ о своём домаш­нем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.


Определять число имён существительных (единственное и множественное).

Изменять имена существительные по числам (книга — книги).

Правильно произносить имена существи­тельные в форме единственного и множе­ственного числа (туфля — туфли, просты­ня — простыни).

Работать с орфоэпическим словарём.


Определять, каким членом предложения яв­ляется имя существительное в предложении

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неоду­шевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении


Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существи­тельного.

Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым при­знаком.



Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, под­бирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопро­сы, записывать составленный текст в соот­ветствии с вопросами. Проверять написан­ный текст.



Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по элек­тронному приложению.


Распознавать глагол среди других частей ре­чи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения сло­ва к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в пря­мом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения яв­ляется глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.


Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рас­сказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.


Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого чис­ла, употреблять глаголы в определённом числе.


Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребл­ния глаголов. Работать с орфоэпическим словарём


Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).

Определять грамматические признаки глаго­ла: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения признаков глагола

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему на­звание и записывать составленный текст.


Распознавать текст-повествование. Наблюдать за ролью глаголов в повествовательном тексте.


Составлять текст-повествование на предло­женную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.






Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по элек­тронному приложению







Календарно-тематический план

урока

Тема урока

кол-во

часов

Тип урока

Дата

Раздел: Наша речь (3ч)

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

Урок изучения нового материала


2

Виды речи.

1

Урок закрепления знаний и способов действий


3

Диалог и монолог.


1

Урок изучения нового материала


Раздел: Текст (3ч)

4

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.

1

Урок изучения нового материала


5

Тема и главная мысль текста.

1

Комбинированный урок


6

Словарный диктант.

Части текста.

1

Комбинированный урок


Раздел: Предложение (11ч)

7

Предложение как единица речи.

1

Урок изучения нового материала


8

Наблюдение за значением предложений,

различных по цели высказывания.

1

Комбинированный урок


9

Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания в конце предложения.

1

Комбинированный урок


10

Главные члены предложения.

1

Комбинированный урок


11

Второстепенные члены предложения.

1

Урок изучения нового материала


12,13

Словарный диктант.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

2

Комбинированный урок


14

Распространенные и нераспространенные предложения.

1

Комбинированный урок


15

Связь слов в предложении

1

Комбинированный урок


16

Р/р. Коллективное составление

рассказа по репродукции картины

И.С. Остроухова «Золотая осень».

1

Закрепление знаний и способ действий.


17

Контрольная работа по теме:

«Текст. Предложение».

1

Урок контроля знаний


Раздел: Слова, слова, слова… (18ч)

18

Анализ контрольной работы.

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единство звучания и значения.

1

Комбинированный урок


19

Однозначные и многозначные слова.

1

Урок изучения нового материала


20

Прямое и переносное значение слов.

1

Комбинированный урок


21

Р/р. Наблюдение за переносным значением слов, как средством создания словесно-художественных образов.

1

Закрепление знаний и способ действий.


22

Синонимы. Работа со словарём синонимов.

1

Комбинированный урок


23

Словарный диктант.

Антонимы. Работа со словарём антонимов.

1

Комбинированный урок


24

Р/р. Изложение текста по данным к нему вопросам.

1

Закрепление знаний и способ действий.


25

Родственные (однокоренные) слова.

1

Урок изучения нового материала


26

Корень слова (первое представление).

1

Урок изучения нового материала


27, 28

Корень слова. Выделение корня в однокоренных словах.

2

Комбинированный урок


29

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

Комбинированный урок


30

Слог как минимальная произносимая единица. Слогообразующая роль гласных

звуков.

1

Комбинированный урок


31

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении

1

Урок изучения нового материала


34

Контрольная работа «Слог. Ударение. Перенос слова по слогам.»

1

Урок контроля знаний


32

Анализ контрольной работы. Словообразующая функция ударения. Ударный слог. Перенос слов по слогам.

1

Комбинированный урок


33

Словарный диктант.

Правила переноса части слова с одной строки на другую.

1

Комбинированный урок


35

Р/р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1

Закрепление знаний и способ действий.


Раздел: Звуки и буквы (60ч)

36

Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме.

1

Урок изучения нового материала


37

Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот.

1

Комбинированный урок


38

Значение алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности.

1

Комбинированный урок


39

Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями.

1

Комбинированный урок


40

Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

1

Закрепление знаний и способ действий.


41

Гласные звуки. Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая

роль гласных звуков.

1

Комбинированный урок


42

Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

Комбинированный урок


43

Р/р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

1

Закрепление знаний и способ действий.


44

Словарный диктант.

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1

Комбинированный урок


45

Произношение безударного гласного звука и его обозначение на письме.

1

Комбинированный урок


46,47

Проверочные слова. Особенности проверяемых и проверочных слов.

2

Комбинированный урок


48

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова)

1

Комбинированный урок


49

Форма слова. Изменение формы слова с целью проверки безударного гласного звука в корне слова.

1

Комбинированный урок


50

Однокоренные слова. Правописание однокоренных слов.

1

Урок изучения нового материала


51

Словарный диктант.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (подбор однокоренных слов)

1

Комбинированный урок


52

Р/р. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.

1

Закрепление знаний и способ действий.


53

Р/р. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

1

Закрепление знаний и способ действий.


54

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1

Урок изучения нового материала


55

Непроверяемые безударные гласные звуки
в корне слова.

1

Урок изучения нового материала


56

Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1

Урок изучения нового материала


57

Согласные звуки. Признаки согласного звука.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


58

Р/р. Восстановление деформированного текста по рисунку.

1

Закрепление знаний и способ действий.


59

Согласный звук [й’] и буква «и краткое».

1

Урок систематизации и обобщения знаний


60

Итоговая контрольная работа по теме: «Гласные и согласные звуки»

1

Урок контроля знаний


61, 62

Анализ контрольной работы. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

2

Урок изучения нового материала


63

Р/р. Коллективное составление

рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и по опорным словам.

1

Закрепление знаний и способ действий.


64

Слова с удвоенными согласными.

Проект «И в шутку, и всерьёз»

1

Урок систематизации и обобщения знаний


65

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами: и, е, ё, ю, я, ь.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


66

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


67

Мягкий знак. Правописание мягкого знака на конце слова.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


68

Мягкий знак. Правописание мягкого знака в середине слова перед другими согласными.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


69

Словарный диктант.

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласным. Проект «Пишем письмо».

1

Урок систематизации и обобщения знаний


70

Буквосочетания: чк, чн, чт, щн, нч.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


71

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


72

Правописание сочетаний: чк, чн, чт, щн, нч.

Проект «Рифма».

1

Урок систематизации и обобщения знаний


73

Буквосочетания: жи–ши, ча–ща, чу–щу.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


74

Правописание буквосочетаний жи–ши.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


75

Правописание буквосочетаний ча–ща.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


76

Правописание буквосочетаний чу–щу.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


77

Р/р. Работа с предложением и текстом.

1

Закрепление знаний и способ действий.


78

Словарный диктант.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

1

Комбинированный урок


79

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

1

Комбинированный урок


80

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

1

Комбинированный урок


81

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

1

Урок изучения нового материала


82

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

1

Комбинированный урок


83

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

1

Урок изучения нового материала


84

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Способы проверки.

1

Комбинированный урок


85

Контрольная работа по теме: «Правила написания буквосочетаний и парных согласных»

1

Комбинированный урок


86

Анализ контрольной работы. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.

1

Комбинированный урок


87

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой по глухости-звонкости согласного звука перед согласным в корне.

1

Закрепление знаний и способ действий.


88

Обобщение знаний об изученных правилах на письме.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


89

Обобщение знаний об изученных правилах на письме.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


90

Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного мягкого знака.

1

Урок изучения нового материала


91

Наблюдение за произношением слов с разделительным мягким знаком.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


92

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа: друзья, ручьи.

1

Урок изучения нового материала


93-94

Словарный диктант.

Правило написания разделительного ь в словах.

2

Урок изучения нового материала


95

Р/р. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1

Закрепление знаний и способ действий.


Раздел: Части речи (31ч)

96

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают с частями речи.

1

Урок изучения нового материала


97

Формирование умений работать с графической информацией.

1

Урок изучения нового материала


98

Имя существительное как часть речи.

1

Урок изучения нового материала


99

Значение и употребление в речи имени существительного.

1

Урок изучения нового материала


100

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Урок изучения нового материала


101

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


102


Р/р. Составление устного рассказа по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри». Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

1

Закрепление знаний и способ действий.


103

Словарный диктант.

Заглавная буква в именах существительных. Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


104

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


105

Правописание кличек животных и географических
названий.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


106

Число имен существительных.

1

Урок изучения нового материала


107

Изменение существительных по числам.

1

Урок изучения нового материала


108

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.

1

Урок изучения нового материала


109

Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.

1

Урок изучения нового материала


110

Р/ р.Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

1

Закрепление знаний и способ действий.


111

Обобщение знаний об имени существительном.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


112

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

Урок систематизации и обобщения знаний


113

Анализ контрольной работы. Глагол как часть речи и употребление его в речи.

1

Урок изучения нового материала


114

Формирование представлений о значении и употреблении глагола в речи.

1

Урок изучения нового материала


115

Синтаксическая функция глагола в предложении. (сказуемое)

1

Урок изучения нового материала


116

Синтаксическая функция глагола в предложении. (сказуемое)

1

Урок изучения нового материала


117

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

1

Закрепление знаний и способ действий.


118

Изменение глагола по числам.

1

Урок изучения нового материала


119

Формирование навыка правильного употребления глагола в речи.

1

Урок изучения нового материала


120

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Урок контроля знаний


121

Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений .

1

Закрепление знаний и способ действий.


122

Анализ контрольной работы. Правописание частицы не с глаголом.

2

Урок изучения нового материала


123

Словарный диктант.

Обобщение знаний о глаголе.

1

Урок систематизации и обобщения знаний


124

Понятие о тексте-повествовании.

1

Урок изучения нового материала


125

Роль глаголов в тексте-повествовании.

1

Урок изучения нового материала


126

Р/р. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

1

Закрепление знаний и способ действий.


Раздел: Повторение (8ч)

127

Словарный диктант.

Повторение по теме «Текст».

1

Урок систематизации и обобщения знаний


128

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

Урок контроля знаний


129

Анализ контрольного диктанта.

Повторение по теме «Слово и его значение».

1

Урок систематизации и обобщения знаний


130

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

Урок систематизации и обобщения знаний


131

Повторение по теме «Буквосочетания: жи–ши, ча–ща, чу–щу.»

1

Урок систематизации и обобщения знаний


132

Повторение по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

1

Урок систематизации и обобщения знаний


133

Повторение по теме «Имя существительное».

1

Урок систематизации и обобщения знаний


134

Повторение по теме «Глагол».

1

Урок систематизации и обобщения знаний












Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса:

К концу второго класса  учащиеся должны знать:

-названия букв русского алфавита - признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие; - пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;

- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

- названия, порядок букв русского алфавита;

- правила переноса слов;

- названия частей слова (кроме окончания);

- признаки предложения и текста;

- изученные орфограммы.

-иметь представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края.

К концу второго класса  учащиеся должны уметь:

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

- делить слова на части для переноса;

- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, - образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов;

- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку

Оценка проверочной работы

Оценивается полнота выполнения заданий:

«5» («отлично») – задание выполнено полностью, без ошибок.

«4» («хорошо») – без ошибок выполнено 75 % (¾ задания).

«3» («удовлетворительно») – без ошибок выполнено 50 % (½ задания).

«2» («неудовлетворительно») – менее половины задания выполнено без ошибок.


Оценка диктанта, грамматического разбора

«5» («отлично») - отсутствие ошибок, не более одного недочета.

«4» («хорошо») – наличие 1-2 ошибок или 4 недочетов.

«3» («удовлетворительно»)- не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов.

«2» («неудовлетворительно») - более 5 ошибок или более 8 недочетов.


Оценка списывания текста

«5» («отлично») – переписывает правильно, без ошибок.

«4» («хорошо») – допущены отдельные 1-2 ошибки или отдельные 1-3 исправления

«3» («удовлетворительно»):

а) 3-4 ошибки или 4 исправления,

б) 1-2 ошибки и 1-3 исправления.

«2» («неудовлетворительно») – работа выявляет значительные трудности ребёнка при списывании.


Оценка изложения

Изложение носит обучающий характер, проводится с целью формирования навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка, направлено на формирование положительной мотивации.

«5» («отлично») – все логико-смысловые связи установлены правильно, нет ошибок на изученные орфограммы.

«4» («хорошо»):

а) большинство связей установлено правильно, нет ошибок на изученные орфограммы,

б) все логико-смысловые связи установлены правильно, наличие 2 ошибок или 4 недочетов.

«3» («удовлетворительно»):

а) большинство связей установлено неправильно, нет ошибок на изученные орфограммы,

б) все логико-смысловые связи установлены правильно, наличие 3-5 ошибок или не более 8 недочетов.

Отметка «неудовлетворительно» за данный вид работы не ставится.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки

Ошибки:

нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

отсутствие «красной»строки;

неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов);

незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.





Учебно-методическое обеспечение

Печатные пособия:

  Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021. – 143с.

  Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021.- 143 с.

О.Н.Крылова. Контрольные работы по русскому языку. К учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2-х частях». Изд. «Экзамен» Москва, 2015.

Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2019.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.